Если Вам нужно разработать программу биологической борьбы с каким-то вредителем, выберете ли Вы специализированных или неспециализированных хищников? Ответ поясните
Среди биологических методов лучше других разработаны методы использования специализированных хищных и паразитических насекомых для борьбы с вредными насекомыми. Эта работа проводится в разных направлениях. Прежде всего, используются хищники и паразиты, привезенные и акклиматизированные в нашей стране. Применяются они преимущественно против тех вредителей, которые сами были завезены к нам случайно и против которых не действенны местные паразиты и хищники. Первая история такого рода случилась в нашей стране еще в XVIII веке, когда здесь случайно вместе с растениями появилась привезенная из-за рубежа красная кровяная тля.
Она производила громадные опустошения в яблоневых садах юга страны. В 1931 году удалось справиться с этим вредителем, так как был колонизирован наездник афелинус. Он за короткое время так уменьшил количество кровяных тлей, что во многих местах практически они перестали быть вредителем. Другой пример: завоз хищного жучка ведалии в Закавказье для борьбы с австралийским червецом ицерией. Ицерия попала в нашу страну из Австралии и стала очень заметным вредителем цитрусовых деревьев. Ведалия также заметно сократила численность червеца.
Для борьбы с местными вредителями используют местных хищников и паразитов. В нашей стране имеются пункты по искусственному разведению таких насекомых. Например, в Латвии успешно работают большие лаборатории, где разводится трихограмма-яйцеед. Трихограмм высылают по требованию учреждений и хозяйств, где появились какие-либо вредители. Трихограмм выпускают в саду или в поле, и они уничтожают кладки вредителей, откладывая в них собственные кладки.
Таким образом, на мой взгляд, лучше использовать специализированных хищников. Такой способ борьбы с вредителями будет наиболее эффективным.
Представьте что вам необходимо разработать программу биологической защиты растений
Используя содержание текста «Защита растений биологическими методами», ответьте на следующие вопросы.
1) Как отличить мух тахин от других насекомых?
2) Как божьи коровки защищают растения от вредителей?
3) Почему биологический метод борьбы наиболее эффективен?
Защита растений биологическими методами
Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например хищных и паразитических насекомых. Естественные враги вредителей существенно ограничивают их размножение и распространение.
Для привлечения насекомых вдоль границ сада, огорода и других мест высаживают нектароносы — фацелию, гречиху, горчицу белую, редьку масличную и другие растения. Хищные насекомые охотно питаются нектаром цветков растений и в дальнейшем расселяются по участку, уничтожая значительное количество вредных насекомых и клещей.
Например, божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур. Так, за сутки одна семиточечная божья коровка поедает до 200 тлей. Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.
А быстро бегающие по поверхности почвы чёрные жуки называются жужелицами. Они есть в каждом саду и огороде. Жужелицы — хищники. Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.
Широко распространены и крупные мухи — тахины. Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок. Личинки тахин паразитируют в гусеницах и куколках бабочек. Эти мухи откладывают яйца непосредственно на тело гусениц (или внутрь). Есть и живородящие мухи тахины, их личинки прикрепляются к проползающим рядом гусеницам. Некоторые тахины откладывают яйца на листья, а вредные гусеницы, поедающие листья, заражаются паразитом. Мухи тахины очень плодовиты, могут откладывать несколько тысяч яиц.
Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов. Напротив, возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.
1. По большому количеству торчащих на теле щетинок, образующих своеобразную мохнатость.
2. Уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур.
3. В этом случае не уничтожаются полезные организмы
Критерии оценивая выполнения задания
Баллы
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок
3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.
Предлагаемые задания рассчитаны на высокий уровень вашей самостоятельности в учебной деятельности и предусматривают работу с учебником и дополнительной литературой; наблюдения и экскурсии; проведение практических занятий; подготовку рефератов.
Вам предоставляется возможность высказать собственное мнение по изучаемому вопросу, предложить свою тему для обсуждения на уроке.
Нумерация разделов и тем в тетради соответствует тематическому плану без указания номера урока.
В результате изучения дисциплины студент должен:
— о морфологических особенностях вредителей и возбудителей болезней растений;
-основы энтомологии и фитопатологии; методы борьбы с вредителями и болезнями декоративных растений;
-готовить образцы поврежденных растений для гербарного материала, простейшие препараты для изучения под микроскопом, рассчитывать дозы препаратов для уничтожения вредителей и болезней.
Поспелов С.М., Берим Н.Г., Васильева Е.Д., Персов М.П. Защита растений – М.: Агропромиздат, 1986.
Трейвас Л.Ю. Болезни и вредители декоративных садовых растений: Атлас-определитель – М.: «Фитон +»,2011.
Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений – М., «Академия», 2011.
Мозолевская Е.Г., Селиховкин А.В. Лесная энтомология – М., «Академия», 2011.
Мозолевская Е.Г Практикум по лесной энтомологии – М., «Академия», 2011.
Учебник: Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений – М., «Академия», 2011, далее сноска[3].
Прочитайте текст на стр.3-7 учебника[3].Закончите определение дисциплины, укажите основные направления в её развитии.
Защита растений –это __________________________________________________
Основные направления в развитии защиты растений:
Схема междисциплинарных связей.
(заполняется под руководством преподавателя) Таблица 1.
Раздел 1.Общие сведения о вредителях декоративных культур
Просмотрите презентацию «Основные группы вредителей».Прочитайте текст на стр. 7.[3].Заполните таблицу 2.
Основные группы вредителей
Тема 1.1. Основные сведения о насекомых.
Энтомология – это наука _______________________________________________
Насекомые существуют на Земле________________________________________
Насекомые способны жить в ____________________________________________
Роль насекомых в биосфере: ____________________________________________
Тело насекомых состоит из отдельных члеников – сегментов. Они объединены в три отдела: ______________________________________
Рис.1. Расчленённый жук –олень.
В нимательно рассмотрите рисунок 1. Расчленённый жук-олень. Основываясь на описании внешнего строения насекомого на стр. 8-14 учебника [3], выделите основные сегменты головы, груди и брюшка. Обозначьте их на рисунке разным цветом. Впишите названия сегментов насекомого. Раскрасьте рисунок.
Внимательно рассмотрите рисунки на стр. 9 и 10 [3]. Основываясь на описании строения ротового аппарата насекомого на стр. 9-10 учебника [3], заполните таблицу 3.Ротовые органы насекомых:
Ротовые органы насекомых.
Особенности данного типа ротовых органов
У кого встречаются
Впишите обозначения к рис.2 (А и Б) и 3, выделите их на рисунке разным цветом.
Рис. 2. Ротовой аппарат насекомых:
Б — колюще-сосущего типа (клопа-черепашки):
Рис 3. Типы ног насекомых.
Домашнее задание: 1 вариант. Составьте кроссворд по Теме 1.1. Основные сведения о насекомых.
Количество яиц, откладываемых насекомыми (примеры) __________________
Рис.4. Образцы яйцекладки насекомых.
Циклы развития насекомых.
Цикл развития насекомых, начиная с фазы яйца и до взрослой фазы называется
___________________ или ________________________
Развитие насекомых может происходить
А) с полным превращением:____________________________________________
Б) с неполным превращением: __________________________________________
Диапауза – это ________________________________________________________
Особенности диапаузы (Стр.28)__________________________________________
Жизненный цикл (генерацию) насекомого изображают графически в виде схемы (фенограммы).
Заполните таблицу 4, используя материалы учебника(стр.28). Ответьте на контрольные вопросы.
Схема генерации дубовой зелёной листовёртки.
1. Какой вид диапаузы наблюдается у дубовой зелёной листовёртки?
2. Какая стадия развития насекомого является вредящей? Почему?
Появившиеся из яиц личинки по внешнему виду делятся на двегруппы. Первичные, или имагообразные, похожи на взрослых насекомых, у них такие же ротовые органы, сложные глаза, позже зачатки крыльев. Они свойственны насекомым, имеющим неполное превращение (тли).
Вторичные личинки характерны для насекомых с полным превращением. В отличие от взрослых особей у них нет сложных глаз и зачатков крыльев, нет резкого расчленения на грудь и брюшко. Эту группу личинок делят на ряд типов (рис. 5).
Рис. 5. Типы личинок насекомых с полным превращением.
Типы куколок (стр.30).
Домашнее задание: Зарисуйте строение куколок насекомых, используя комплект открыток или Интернет.
Влияние внешней среды на развитие, строение и поведение насекомых.
Прочитайте текст на стр. 31-32 [3]. Обсудите его содержание со студентами в микрогруппе и с преподавателем. Свои выводы после обсуждения запишите в тетрадь.
На развитие насекомых влияют абиотические факторы:
Типы повреждений растений насекомыми.
Прочитайте текст на стр.37-38 [3], найдите примеры повреждений в комплекте фотографий или в Интернете. Зарисуйте типы повреждений и кратко опишите их.
В зависимости от строения ротового аппарата и характера питания выделяют различные типы повреждений. Таблица 5.
Краткое описание повреждения
Изменение окраски листьев
Появление патологических новообразований (Тераморфы)
Домашнее задание: Кроме указанных выше, существует много повреждений, для которых приходится давать описательную характеристику. Например, подгрызание стебля, выедание ходов внутри корней, выедание бутонов, семян или ходы в плодах. Найдите фото подобных повреждений в Интернете.
Тема 1.2. Основные сведения о клещах, нематодах, слизнях и грызунах.
Прочитайте текст на стр62-65 [3]. Обозначьте на рис.6 строение тела клеща. Найдите примеры клещей в комплекте фотографий или в Интернете.
Рис.6 Паутинный клещ.
Размер тела: ______________________________________________________
Особенности питания ______________________________________________
Стадии развития __________________________________________________
Основные виды и повреждаемые культуры________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст на стр.108 [3], рассмотрите рис.7. Опишите общую характеристику вредителя, ответьте на вопросы.
Схема строение слизня 1 — нотум,
3 — глазные щупальца, 4 — тактильные щупальца,
5 — лёгочное отверстие, 6 — нога,
Размер тела: ______________________________________________________
Особенности питания ______________________________________________
Стадии развития __________________________________________________
Основные виды и повреждаемые культуры________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Какие вредители, кроме слизней, относятся к моллюскам? Чем они отличаются от слизней?
2. Почему слизней относят к группе всеядных вредителей?
Размер тела: ______________________________________________________
Особенности питания ______________________________________________
Стадии развития _____________________________________________________
Основные виды и повреждаемые культуры________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст на стр.102-104 [3]. Опишите общую характеристику вредителей.
Общая характеристика. Основные виды и повреждаемые культуры________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: 1вариант. Выполните презентацию по группе грызунов –вредителей.
2 вариант. Сделайте зарисовки грызунов- вредителей на отдельных листах формата А1.
Раздел 2. Вредители декоративных растений.
Тема 2.1. Многоядные вредители.
Прочитайте текст на стр. 47-51[3].Ответьте на вопросы:
1. Каких вредителей можно считать многоядными?
2. Перечислите многоядных вредителей зоны умеренного климата?(в т.ч. в Ярославской области) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.К каким отрядам насекомых относятся многоядные вредители?
4. Каких ещё вредителей, кроме насекомых, можно отнести к многоядным? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выполните в тетради рис. 2.1 Медведка обыкновенная (стр. 48 учебника), сделайте на рисунке необходимые обозначения.
6. Напишите, какие стадии развития медведки можно считать вредящими?
Рис. 9. Медведка обыкновенная
Практическое занятие №1.
Название работы: Изучение типов повреждений растений многоядными вредителями.
Цель работы: Научиться распознавать повреждения растений и определять по ним вредителей.
-умение отличать повреждённое растение от здорового;
-умение диагностировать повреждение;
-умение по характеру повреждения определять возможного вредителя.
Норма времени: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Оборудование и материалы: набор фотоматериалов, карандаши цветные, карандаши простые, коллекция поврежденных растений.
Правила охраны труда:
1.Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПОРЯДОК ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задание 1. Проанализируйте изученный материал. В таблице №6 опишите характер повреждения растений вредителями по примеру, представленному в таблице для Медведки обыкновенной.
Типы повреждений растений многоядными вредителями.
Классификация и морфология вредителя,
рисунок вредящей стадии.
Насекомое, до 5см, с удлиненным телом, приспособленное к передвижению в почве. Предние ноги мощные, копательные.
Яйца откладывают в норки на глубине до 60см, в количестве до 600шт.
Делая многочисленные ходы в почве, обрывают и подгрызают корни растений.
взрослая особь и личинка.
Голый слизень пашенный (Стр.108)
Озимая совка (Стр.51)
Восточный майский хрущ (Стр.50)
Бронзовка золотая (стр. 107)
Тема 2.2. Вредители вегетативных органов декоративных растений.
Прочитайте текст на стр. 51-58,59-62, 64-69,71-93.[3]
Задание 1. Запишите в таблице №6 характеристику вредителей
Вредители вегетативных органов.
Вредитель (русское и латинское название)
Морфология вредителя. Особенности размножения
Яблоневая запятовидная щитовка,
Зеленая розанная тля, стр.68
Яблонная зеленая тля, стр.69
Елово-пихтовый хермес, стр. 69
Долгоносик –скосарь, стр.111.
Пяденица зимняя, стр.85.
Непарный шелкопряд, стр.81.
Грушевая совка, стр.87
Самостоятельная работа: Семейство Совки, вредители хвойных пород. Особенности размножения. Меры борьбы. Стр.89
Выполните рисунок « Непарный шелкопряд» из учебника, стр.81. Запишите необходимые обозначения.
Рис.10. Непарный шелкопряд
Тема 2.3. Вредители генеративных органов декоративных растений.
Прочитайте текст на стр.45-47,[3].
Задание 1. Ответьте на вопросы письменно:
1.В чём особенности экологической группы вредителей плодов и семян?
2.Назовите основные отряды этой группы. _______________________________
3. Особенности жизненного цикла данных вредителей._____________________
Практическое занятие №2.
Название работы: Изучение типов повреждений растений вредителями генеративных органов.
Цель работы: Научиться распознавать повреждения растений и определять по ним вредителей.
Приобретаемые умения и навыки:
-умение отличать повреждённое растение от неповрежденного;
-умение диагностировать повреждение;
-умение по характеру повреждения определять возможного вредителя.
Норма времени: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Оборудование и материалы: поврежденные вредителями плоды и семена, фото поврежденных цветов, соцветий, плодов и семян, карандаши простые и цветные.
Правила охраны труда:
1.Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Литература: Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений – М., «Академия», 2011. Стр.45-47,65.
Наука, изучающая болезни растений ___________________________________
Опишите типы болезней растений (стр.117-119) [3]
Самостоятельная работа. Иммунитет. Стр.120-123, [3] Впишите определения перечисленных ниже терминов. Найдите в дополнительной литературе, указанной на стр.2 рабочей тетради или в иных источниках примеры развития эпифитотий.
Название работы: Изучение симптомов проявления болезней лиственных древесных растений.
Цель работы: Научиться распознавать симптомы проявления болезней лиственных древесных растений.
Приобретаемые умения и навыки:
-умение отличать повреждённое растение от неповрежденного;
-умение диагностировать повреждение;
-умение по характеру повреждения определять возможную болезнь.
Норма времени: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Оборудование и материалы: поврежденные болезнями растения, фотографии поврежденных растений, карандаши простые и цветные.
Правила охраны труда:
1.Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Литература: Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений – М., «Академия», 2011. Стр.114-174.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПОРЯДОК ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задание 1. Используя ранее изученный материал, определите типы болезней на представленных объектах. Результаты запишите в тетрадь в произвольной форме.
Задание 2. Зарисуйте и подпишите рисунки 6.1 пункт 1 (Стр.147), 6.2 (Стр.150), 6.4 пункт 1,2 (стр.153), 6.7 (стр.161), 6.11 (стр.169).
1. Назовите основные группы болезней цветочных культур.
2. Перечислите наиболее распространенные грибные болезни цветочных культур и их симптомы.
3. Назовите бактериальные, вирусные и микоплазменные болезни цветочных культур.
4. Назовите основные группы нематод, поражающих цветочные культуры и симптомы вызываемых ими заболеваний.
Практическое занятие №4.
Название работы: Изучение симптомов проявления болезней цветочных декоративных растений.
Цель работы: Научиться распознавать симптомы проявления болезней цветочных декоративных растений.
Приобретаемые умения и навыки:
-умение отличать повреждённое растение от неповрежденного;
-умение диагностировать повреждение;
-умение по характеру повреждения определять возможную болезнь.
Норма времени: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Оборудование и материалы: поврежденные болезнями растения, фотографии поврежденных растений, карандаши простые и цветные.
Правила охраны труда:
1.Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Литература: Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений – М., «Академия», 2011. Стр.114-174.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПОРЯДОК ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задание 1. Используя ранее изученный материал, определите типы болезней на представленных объектах. Результаты запишите в тетрадь в произвольной форме.
Задание 2. Для микрогруппы. Попытайтесь подобрать меры борьбы с мозаикой тюльпанов или нематодами розы. Возможно ли только профилактикой добиться результата?
Самостоятельная работа. Паразитические цветковые растения на травянистых растениях (стр.144-145).
Вариант 1. Дайте характеристику паразитических цветковых растений.
Вариант 2. Подберите фотоматериалы или сделайте презентацию по данному материалу.
Раздел 4.Методы борьбы с вредителями и болезнями растений.
Тема 4.1. Агротехнические и биологические методы борьбы с вредителями и болезнями растений. Стр.184-244 [3].
Задание 1. Используя текст учебника, дополнительную литературу и Интернет, кратко, выделяя самое главное, ответьте на поставленные ниже вопросы.
Система защитных мероприятий должна обеспечить: (стр.184)
Карантин растений распространяется на (стр.189) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи карантинной службы: (стр.189) ____________________________________________________________________
Объекты внешнего карантина: (стр.189-190)
Механические методы борьбы с вредителями и болезнями: (стр195-196,199-200)
Биофизические методы борьбы с вредителями и болезнями: (Стр.196-198, 199-200)
Биологические методы борьбы с вредителями и болезнями. (стр.218-225)
Насекомоядные птицы и животные____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 1. Дайте краткую характеристику акарифагов и энтомофагов.
Вариант 2. Подберите фотоматериалы или сделайте презентацию по данному материалу.
Тема 4.2. Химические методы борьбы с вредителями, болезнями и сорняками декоративных растений.
Преимущества химического метода (Стр.200-201) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классификация пестицидов по объектам применения (стр.203-304) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Препаративные формы пестицидов (стр.204-205) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способы применения пестицидов (стр.205-208)
Техника безопасности при работе с ядами (стр.211)
Самостоятельная работа. Воздействие пестицидов на окружающую среду (стр.200).
Вариант 1. Дайте краткую характеристику воздействия пестицидов на окружающую среду
Вариант 2. Обоснуйте возможность отказа от пестицидов.
Контрольные вопросы: Составьте кроссворд, используя термины и понятия из Раздела 4 (темы 4.1, 4.2).