Правило что такое текст для 2 класса
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Правила по русскому языку для 2 класса
Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Начало текста как бы готовит читателя к чтению.
В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.
Концовка завершает текст.
Каждая часть текста пишется с красной строки.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка ( . ).
Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак ( ? ).
Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак ( ! ).
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.
В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.
Лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
лексическое значение: лексических значений
берёза, ландыш звезда, язык, `иглы
У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.
В языке есть слова, противоположные по значению: большой –
В русском языке есть слова – «родственники», родственные
родственные слова называются однокоренными.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено
общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется
дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться
на любом слоге слова.
Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим
и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в
Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
Отличия гласного звука от согласного:
Гласный звук состоит только из голоса ;
Гласный звук образует слог.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: к о вёр, стр е ла, п и сьмо.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);
так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Отличия согласного звука от гласного:
Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
Согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.
Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.
Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.
Вспомните, как они пишутся:
жи-ши пишется с буквой и;
[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ]
[ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ ш ] [ с ]
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:
(ду б о́к) ду б ки ́ (лу г а́) лу г
(стри ж и) стри ж (сне ж ный) сне ж инки
В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястре б ы, гри б ок, сер п ик, скри п очка, вет в и, доро ж ный, сою з ы, сколь з ить, мор ж и, про с ить.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.
Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],
Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,
Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].
Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: плат ь е, эскадрил ь я, вороб ь и, чут ь ё, л ь ют.
предметов признаков действий
кто? какой? что делает?
что? какая? что сделает?
Имя существи- Имя прилага- Глагол
прил. сущ. гл. прил. сущ.
Ранняя гроза предвещает дождливое лето.
(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)
Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.
Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма : О льга П етровна С околова.
Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.
рассказ Н.Н.Носова «Затейники»
Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Ж ук, конь Г ордый, коза М илка.
Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город П енза, посёлок Р ассвет, река У рал, озеро И льмень, гора К азбек.
Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена существительные изменяются по числам:
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.
Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.
Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:
Самолёт летит. Самолёты летят.
Слово не – это частица.
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.
Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.
Местоимение – это часть речи.
Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.
Перед глаголами предлогов не бывает.
Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1438793
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 5. Что такое текст
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием«текст», научитесь отличать текст от набора предложений.
Вы уже знаете, что наша речь состоит из слов. Слова мы можем объединять в предложения.
Предложение — это не просто набор слов. Это группа слов, связанных между собой по смыслу. Например: яркое, солнце, из-за, выглянуло, облаков. Будет ли это предложением? Конечно, нет. Предложение должно выражать законченную мысль. Составим из этих слов предложение. Из-за облаков выглянуло яркое солнце. Теперь перед нами предложение.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Из предложений мы можем составить текст. Но предложения в тексте должны быть выстроены в определённом порядке. Если этот порядок нарушить, получится бессмысленный набор слов или предложений.
Перед вами несколько предложений.
Как видите, это тоже не текст. Нарушен порядок предложений. Давайте восстановим его.
Теперь перед нами текст. Предложения в нем стоят в определённом порядке. Они связаны между собой по смыслу. В тексте говорится об осени, о том, какое это чудесное время года. Мы можем придумать заголовок. Например, «Чудная осень».
Рассмотрим ещё один пример.
Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.
Этот текст трудно читать. Нет деления на предложения.
Выделим предложения, поставив недостающие знаки препинания.
Вечером мы возвращались домой. Началась гроза. Гремел гром. Сверкала молния. Ветер яростно качал деревья.
Текст восстановлен. В тексте идёт речь о грозе. Поэтому его можно озаглавить «Гроза».
Сегодня на уроке вы узнали, что текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Является ли данная запись текстом?
Солнце часто прячется за тучи. Космонавты готовились к полёту. Коля читал интересную книгу. Мама пошла в магазин.
Подсказка: текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений; предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Задание: Последовательность предложений.
Укажите последовательность предложений.
__На ней растут цветы.
__Большие цветы золотыми головками качают.
__Есть у нас во дворе клумба.
__Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.
__А маленькие цветы лепестками машут.
Подсказка:предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу.
2 На ней растут цветы.
3 Большие цветы золотыми головками качают.
1 Есть у нас во дворе клумба.
5 Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.
Конспект по русскому языку на тему «Что такое текст» (2 класс)
создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте.
дать учащимся представление о тексте, учить различать текст и группу предложений. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, бережное отношение к природе.
Предметные: учащиеся научатся различать текст и группу предложений, самостоятельно составлять текст.
Метапредметные: регулятивные : понимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: анализируют, обобщают, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.
Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют самостоятельность.
Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в паре, в группах.
Лента звуков, картинка (Сс), телевизор, видеозапись (физминутка), предметные картинки (рисунки) к карточкам, схема (текст).
Настраивает на активную работу.
Прозвенел звонок весёлый!
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Записать в тетради число и «Классная работа».
1. Каллиграфическая минутка
— Написание какой буквы сегодня вспомним?
— Дать характеристику звукам, которые обозначает буква С.
(Обращать внимание на правильное расположение тетради, посадку).
2. Орфографическая минутка.
— Записать предложение. Назвать орфограммы.
Мы изу ча ем ру сс кий я зык.
— Что такое язык? (Это средство общения).
— Что такое речь? (Использование языка в процессе общения).
— Для чего нам нужна речь? (Чтобы общаться).
— Какая бывает речь? (Устная, письменная, внутренняя).
4. Игра «Какая это речь?»
· Два ученика разговаривают.
· Учитель пишет на доске.
· Бабушка разговаривает по телефону.
· Папа читает газету.
· Дети пишут в тетрадях.
Картинка с изображением букв С (печатной, прописной)
Наша речь состоит из предложений. Сегодня мы узнаем, что образуют несколько предложений, связанных по смыслу.
— Какие задачи можно поставить перед собой? (Что такое предложение. Как правильно оформить предложение на письме).
Первичное усвоение нового материала
Прочитать. Чем отличается каждая запись?
— Сколько предложений в первой колонке?
— О ком идёт речь в каждом предложении?
— Сколько рисунков можно нарисовать?
— Сколько предложений во второй колонке?
— О ком идёт речь в каждом предложении?
— Сколько рисунков можно нарисовать?
— Сравните предложения первой и второй колонки. Чем они похожи? (Они о насекомых).
— Чем они отличаются? (В 1 колонке речь о разных насекомых, во 2 – о муравьях).
— Связаны ли предложения по смыслу в первой колонке? (Нет).
Ознакомление с правилом.
стр. 17 – чтение и проговаривание правила (работа в паре).
Пчела – это насекомое. Муравьи – лесные жители. Разноцветная бабочка села на цветок.
Муравьи – санитары леса. Они поедают вредных гусениц и тлю. Муравейник – это их домик. Разрушить муравейник – значит погубить муравьиную семью.
Вывешиваются предметные картинки (или рисунки).
Беседа о бережном отношении к природе.
Первичная проверка усвоения нового материала
Игра «Собери предложение».
— Составить предложения из слов.
— Зачитайте составленные предложения.
— Обсудите в группах, чьё предложение должно быть первым, чьё вторым, третьим, четвёртым.
По команде учителя: «Предложения, станьте по порядку!» выходят по одному представителю от команды и занимают своё место у доски.
— Прочитайте предложения в правильном порядке.
— Что мы составили? (Текст).
Беседа о бережном отношении к природе.
Запись составленного текста.
Подведение итогов урока
— Из чего состоит текст? (Из предложений).
— Как расположены предложения в тексте? (В определённом порядке).
— Как связаны предложения в тексте между собой? (По смыслу).
Оцените свою работу (и работу одноклассников) на уроке.
с. 17 (выучить правило), упр. 12
(работа по карточкам)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Русский язык 2 классТема: Что такое текст?Цель: создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте.Задачи: дать учащимся представление о тексте, учить различать текст и группу предложений. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, бережное отношение к природе.Тип урока: комбинированный.Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся различать текст и группу предложений, самостоятельно составлять текст. Метапредметные: регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: анализируют, обобщают, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют самостоятельность.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Омонимы» для 1 класса
Конспект по русскому языку на тему «Что такое корень. Что такое однокоренные слова» (2 класс)
Герб, Флаг и Гимн Республики Казахстан (познание мира, 2 класс)
Конспект по русскому языку на тему «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (2 класс)
Исследовательская работа по теме «Всё даётся нам легко, если пьём мы молоко!»
Шкала. Цена деления шкалы.
Статья «Образовательный КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Внеклассное мероприятие «Праздник масленицы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5353109 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.