Практическое занятие русская осень докажите что перед вами текст
Урок-практикум русского языка «Стили речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
Урок по русскому языку на тему:
Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.
Урок-практикум русского языка «Стили речи»
Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Образовательные: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.
Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.
Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)
1) акция центрального банка, снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам, уменьшение реального золотого содержания денежной единицы;
2) (по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью) — праздный, избалованный роскошью человек;
3) состояние патологического (болезненного) сна с более или менее выраженным ослаблением всех проявлений жизни, в том числе с обездвиженностью;
4) объемистая книга большого формата; 5) обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления;
«Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:
— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
— Дело в том, что в яблоках есть разные химические вещества, в том числе железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом в химическую реакцию, происходит окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.
Некоторое время царит тишина. Потом ребёнок робко спрашивает:
— Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?»
— Какими средствами создаётся комический эффект в этом лингвистическом анекдоте?
Дорогому товарищу директору
мебельной фабрики Николаеву И.П.
от уважающего Вас Иванова Н.И.
Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.
Задание: постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его.
1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.
2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.
3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.
4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.
5. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями.
6. А это требует неустанного внимания к языку.
7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль. (публицистический) –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А правила когда мы учим,
Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Человек – он ведь тоже природа. А если он не смог получить образование? Он ведь тоже закат. И восход. А если интеллигентность будет мешать ему? Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. И особое таинство света, то с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима, или лето, или осень. С грозой и дождём. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, в умении беречь природу. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь не ослеп. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Все люди равны перед законом. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!
— Можно ли понять, о чём этот текст? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Нет, потому что перед нами псевдотекст.
Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:
Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.
Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.
Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.
Организация речевой практики.
Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста.
Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.
-Определите тему текста.
-Определите основную мысль текста.
-Определите тип текста.
-Определите стиль текста.
-Укажите используемые стилистические средства.
-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.
Примерный план ответа:
Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.
Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.
Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.
( На уроке можно выслушать несколько человек, а работы остальных учащихся проверить потом. Ребята, внимательно слушая ответ своего одноклассника, могут внести свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение
Самостоятельная письменная работа
Стилистический анализ текста
Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.
-Определите тему текста.
-Определите основную мысль текста.
-Определите тип текста.
-Определите стиль текста.
-Укажите используемые стилистические средства.
-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.
Л.Щерба. Безграмотность и её причины
У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.
Проанализируйте тексты публицистического стиля:
примерами из текстов подтвердите, что они:
написаны на общественно значимую, злободневную тему;
адресованы массовому читателю;
призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с цель воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;
докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.
Открытый урок русского языка «Текст. Основные признаки текста»
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
Форма урока: комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный , частично поисковый.
Виды деятельности : самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.
Организация начала урока . Психологический настрой.
— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
— Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.
— Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.
— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)
— Тема урока: « Текст. Признаки текста»
II. Объяснение нового материала
— Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
— Давайте посмотрим, какое первоначальное значение имеет слово «текст».
-Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение»)
— Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
— Как вы думаете, что общего между этими предметами?
( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)
— Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.
— Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
2. Словарная работа:
— Выделим корень, что обозначают эти слова?
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
— Составьте предложение с любым из этих слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
-Можно ли считать предложение текстом?
-Чем отличается предложение от текста?
(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)
— Любая ли группа предложений будет текстом?
(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)
3. Составление схемы «Признаки текста».
— Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.
На доске появляется кластер «Признаки текста»
Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
Наличие главной мысли (идеи)
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
Логическая связь частей
— Сделайте вывод. Что такое текст?
4.Работа с текстом (текст в презентации)
-Давайте докажем, что перед нами текст
Примерный ответ. «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему – осень. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному».
Слушаем ответы учащихся:
( — в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
— во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
— в третьем варианте текст.)
— Что из предложенных примеров является текстом? Почему?
Из предложенных примеров текстом является : (зачитать) Карточка 3
— Докажите, что перед вами текст.
— Давайте запишем второе предложение и сделаем его синтаксический разбор.
6. Синтаксический разбор предложения.
-Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.
— Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.
— Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.
Появляется на доске кластер «Средства связи предложений в тексте».
Выполнение задания №1. (раздаточный материал)
Короткая, но дивная пора —; Есть в осени первоначальной; И лучезарны вечера. ; Весь день стоит как бы хрустальный; Но далеко еще до первых зимних бурь; Пустеет воздух, птиц не слышно боле,; На отдыхающее поле. ; И льется чистая и теплая лазурь.
Строки, которые получились :
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. Ф. И. Тютчев
Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.
— Определить тему стихотворения и его основную мысль.
И первое предложение, и последующее служат изображению Осени, которая приходит на смену Лета. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Осени. Основная мысль — показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.
— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?
(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)
Назовите их. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?
-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями.
1) Цепная связь.
Объяснение на примере текста:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков).
Следует также отметить, что в качестве сцепляющих слов могут выступать местоимения, наречия, синонимы.
Задание: прочитайте тексты и спишите их. Подчеркните сцепляющие слова.
За окошком зимний сад.
Там листочки в почках спят.
И листочки те во сне
Размечтались о весне.
И Токмакова
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Т. Белозеров
2) Параллельная связь
Объяснение на примере текста «Осень»:
Наступила осень. Клены стоят, задумавшись, на опушке, словно грустят о том, что пришел сентябрь. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных берез.
Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.
— Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. Мне послали за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
Во втором тексте 3 предложения.
(2) (3) Связь – параллельная.
Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений .
Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Фронтальная проверка самостоятельных работ
— Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
— Назовите признаки текста.
— Какие способы связи знаете?
— Какие способы связи знаете?
-Чем запомнился урок?
— Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?
Перед тем, как дать ДЗ, хочу прочитать вам притчу.
Тот выслушал его озабоченно и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких. Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя.
Другой толкователь, выслушав сон, сказал:
— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных. Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились:
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они.
На что последовал ответ:
Мы оба одинаково истолковали сон.
Но всё зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать.
Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему «Главное не что сказать, а как сказать»
Урок-практикум русского языка «Стили речи»
Урок-практикум русского языка «Стили речи»
Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Образовательные: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.
Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.
Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)
«Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:
— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
— Дело в том, что в яблоках есть разные химические вещества, в том числе железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом в химическую реакцию, происходит окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.
Некоторое время царит тишина. Потом ребёнок робко спрашивает:
— Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?»
— Какими средствами создаётся комический эффект в этом лингвистическом анекдоте?
Исправьте ошибки
Дорогому товарищу директору
мебельной фабрики Николаеву И.П.
от уважающего Вас Иванова Н.И.
Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.
Задание: постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его.
1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.
2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.
3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.
4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.
5. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями.
6. А это требует неустанного внимания к языку.
7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль. (публицистический) –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А правила когда мы учим,
Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Человек – он ведь тоже природа. А если он не смог получить образование? Он ведь тоже закат. И восход. А если интеллигентность будет мешать ему? Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. И особое таинство света, то с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима, или лето, или осень. С грозой и дождём. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, в умении беречь природу. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь не ослеп. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Все люди равны перед законом. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!
— Можно ли понять, о чём этот текст? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Нет, потому что перед нами псевдотекст.
Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:
Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.
Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.
Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.
Организация речевой практики.
Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста.
Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.
-Определите тему текста.
-Определите основную мысль текста.
-Определите тип текста.
-Определите стиль текста.
-Укажите используемые стилистические средства.
-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.
Примерный план ответа:
Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.
Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.
Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.
( На уроке можно выслушать несколько человек, а работы остальных учащихся проверить потом. Ребята, внимательно слушая ответ своего одноклассника, могут внести свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение
Самостоятельная письменная работа
Стилистический анализ текста
Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.
-Определите тему текста.
-Определите основную мысль текста.
-Определите тип текста.
-Определите стиль текста.
-Укажите используемые стилистические средства.
-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.
Л.Щерба. Безграмотность и её причины
У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.
Проанализируйте тексты публицистического стиля:
примерами из текстов подтвердите, что они:
написаны на общественно значимую, злободневную тему;
адресованы массовому читателю;
призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с цель воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;
докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.
Практикум по определению стиля текста.
Задание 1. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для данного стиля.
Теперь спрашивается: какова же конкретно область явлений, где встречаются процессы психического взаимодействия? Нет ли каких-либо наглядных признаков, путеводных вех, которые позволяли бы говорить: вот здесь дано взаимодействие психическое, а здесь нет?
Задание 2. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для данного стиля.
«ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА»: ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ – КАК ВСЕГДА.
В феврале 1996 года режиссер Майк Николс получил самое дорогое электронное сообщение в своей жизни. В нем говорилось, что за полтора миллиона долларов он получает права на экранизацию скандальной книги Анонима (обозревателя журнала «Ньюсуик» Джо Клейна) – журналистского расследования личных тайн четы Клинтон под личиной художественного романа. Забавная деталь – еще до выхода книги эти права за бесценок предлагали девяти ведущим режиссерам, в том числе и Николсу. Но стоило бестселлеру появиться на прилавках.
(«Основные цвета»: хотели как лучше, получилось – как всегда. // Антенна, 2000. 12 ноября)
Задание 3. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для данного стиля.
. Пушкину грезятся огни, стрельба, крики. кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке. это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская луна льет печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, – тварь дрожащая или права имеет? – переламывает над головой зеленую палочку – гражданская казнь; еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит он, – ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть. Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело. Фрагмент рассказа Т.Толстой «Сюжет».
1. Кикимора – в придумках наших славянских предков злющее привидение в доме, крохотная дама-невидимка (иногда почитается за супругу домового). Название Кикимора – слово из двух частей, вторая часть которого – старое имя женского героя народных суеверий – Мары (Моры).
Для справок: восточнославянский, мифология, дух, сложный, персонаж, поверье.
2. Жажда – это когда человек хочет воды. Чувствуется как сухость во рту. Бывает, если человек мало пьет, много ест соленого, теряет воду при потении, много ест и еще при каких-нибудь болезнях.
Для справок: физиологический, состояние, организм, потребность, ощущение, слизистая оболочка, полость рта, поступление воды, избыточный, минеральные соли, потоотделение.
3. Фашизм – изуверское явление в политике, родившееся при революциях в Европе после войны 14-го года и успеха Великой Октябрьской революции на Руси. Отчизной фашизма являются Германия и Италия, где составились первые фашистские сборища и учреждения.
Для справок: экстремистский, политическое движение, обстановка, революционный процесс, охватить, организация, партия.
Задание 3. Вы работаете переводчиком-референтом в ЗАО «Суперлингва». Неожиданно вам понадобился внеочередной отпуск (разумеется, за свой счет) сроком на один месяц. Изложите свою просьбу в заявлении на имя генерального директора фирмы – Родригеса Спартака Феодосиевича.
Задание 4. На ваше имя в 356-м отделении связи г. Москвы получена посылка, однако по ряду причин вы не можете получить ее сами. Напишите доверенность на чье-либо имя для получения этого почтового отправления.
Задание 5. Определите, с какими глаголами обычно сочетаются приведенные слова в пределах официально-делового стиля?
Анкета, благодарность, виза, выговор, договор, доклад, документ, заявка, заявление, объявление, подпись, предложение, приказ, расписка, справка.
Задание 6. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.
1. Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2. Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.
3. Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.
4. Студент группы Х-45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей математике.
5. Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.
Практическое занятие
Русская осень.
В природе есть праздники. Ледоходы. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Первая капель, после морозов. И есть пора в году, когда земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно! Идёшь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-жёлтым светом.
Оглянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
Обострённый слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод речной, пухлые стожки на поляне, никем не сорванный красный гриб.
В картинах российской осени есть не много щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой не возможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом т сердцем. Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в синей воде.
Такого состояние природы. Такого состояние и души человека, увидавшего осенний праздник света и тишины.
В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля…. (В.Н. Песков).
Задания.
Докажите, что перед вами текст.
Определите стиль текста и назовите его признаки.
Укажите, какими средствами языка создаётся картина «праздника света и тишины» российской осени.
Земляника.
Растёт в светлых лесах, на опушках, вырубках, среди кустарников, на склонах и лугах. От толстого короткого корневища отходят придаточные корни и розетки листьев с длинными нитевидными побегами (усами). Побеги укореняются в узлах и дают начало новым растениям. Прикорневые листья тройчатые, листочки сидячие с крупными острыми зубчиками. Листья снизу покрыты шелковистыми волосками.
Цветение начинается в мае и продолжается почти всё лето. Цветки собраны в зонтиковидное соцветие. Чашечка с подчашием состоит из десяти чашелистиков и остаётся при плодах. Венчик имеет пять белых лепестков. Тычинок и пестиков много, они находятся на выпуклом цветоложе. Цветки опыляют мухи, жуки, пчёлы, которые собирают нектар и пыльцу. В плохую погоду цветки наклоняются, а после опыления остаются поникшими. Висячий плод – ложная ягода. Мелкие семянки погружены в мякоть разросшегося цветоложа. Распространяется на большие расстояния птицами.
Выведено много гибридных сортов земляники, которые обычно называются клубникой. В промышленной культуре сорта размножают только вегетативно. Сухие ягоды заваривают и пьют при простуде. (Экскурсия в природу. Москва: Планета, 1972г.)
Задание.
1. Определите стиль, функцию стиля.
2. Укажите признаки стиля
3. Приведите примеры тавтологии в тексте и объясните целесообразность её наличия.
Тёплый хлеб.
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, еще быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно…
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая как бы словчиться, стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
Задание.
Определите стиль и характерные черты. Функцию стиля.
Произведите лингво-стилистический анализ языковых средств.
Д.З. Написать сочинение «Мое любимое время года», используя один из стилей
Практическое занятие
Русская осень.
В природе есть праздники. Ледоходы. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Первая капель, после морозов. И есть пора в году, когда земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно! Идёшь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-жёлтым светом.
Оглянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
Обострённый слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод речной, пухлые стожки на поляне, никем не сорванный красный гриб.
В картинах российской осени есть не много щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой не возможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом т сердцем. Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в синей воде.
Такого состояние природы. Такого состояние и души человека, увидавшего осенний праздник света и тишины.
В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля…. (В.Н. Песков).
Задания.
Докажите, что перед вами текст.
Определите стиль текста и назовите его признаки.
Укажите, какими средствами языка создаётся картина «праздника света и тишины» российской осени.
Ключ.
1.Это текст. Основная мысль: «В природе есть праздники». Идея: «В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля…»
2. Публицистический стиль. Функция стиля: привлечь внимание к красоте и неповторимости русской осени.
— Лексика с абстрактным значением (любовь, грусть, душа, мысли, отражение, состояние).
— перифраза (частица земли, праздник света и тишины ).
— синтаксис: сказуемые, выраженные краткими прил. (Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. ); односоставные предложения с обобщающим значением, позволяющие обращаться непосредственно к читателю (В такой час чувствуешь себя именинником. ); местоимение «вы» в роли подлежащего (Вы замечали, наверно?).
3. Языковые средства.
-Цветовые эпитеты (тёплый красный цвет, белый матовый и пронзительно-жёлтый свет, синяя струйка, синий холод, светлая грусть.);
— Лексика, создающая звуковой фон (теньканье птицы, тише и тоньше голоса птиц, всё замерло);
— Лексика и словосочетания, характеризующие состояние человека (именинник, щемящая грусть, светлая грусть, большая любовь, частица этой земли);
— Сущ. с уменьшительно-ласкательным значением (струйку, речушку, стожки);
— Простые предложения с прямым и обратным порядком слов.
Земляника.
Растёт в светлых лесах, на опушках, вырубках, среди кустарников, на склонах и лугах. От толстого короткого корневища отходят придаточные корни и розетки листьев с длинными нитевидными побегами (усами). Побеги укореняются в узлах и дают начало новым растениям. Прикорневые листья тройчатые, листочки сидячие с крупными острыми зубчиками. Листья снизу покрыты шелковистыми волосками.
Цветение начинается в мае и продолжается почти всё лето. Цветки собраны в зонтиковидное соцветие. Чашечка с подчашием состоит из десяти чашелистиков и остаётся при плодах. Венчик имеет пять белых лепестков. Тычинок и пестиков много, они находятся на выпуклом цветоложе. Цветки опыляют мухи, жуки, пчёлы, которые собирают нектар и пыльцу. В плохую погоду цветки наклоняются, а после опыления остаются поникшими. Висячий плод – ложная ягода. Мелкие семянки погружены в мякоть разросшегося цветоложа. Распространяется на большие расстояния птицами.
Выведено много гибридных сортов земляники, которые обычно называются клубникой. В промышленной культуре сорта размножают только вегетативно. Сухие ягоды заваривают и пьют при простуде. (Экскурсия в природу. Москва: Планета, 1972г.)
Задание.
1. Определите стиль, функцию стиля.
2. Укажите признаки стиля
3. Приведите примеры тавтологии в тексте и объясните целесообразность её наличия.
Ключ.
Научный стиль. Функция: научное сообщение; характерные черты: информативность, последовательность, лаконичность.
В лексике: научная терминология (земляника, корневище, придаточные корни, розетки листьев, побеги, соцветие, тычинки, пестики…)
В морфологии: преобладание именных частей речи (на 90 именных частей речи 24 глагольные формы).
3. В синтаксисе: прямой порядок слов, односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные), составное именное сказуемое с именной частью в форме краткого прил.)
4. Тавтология: цветение, соцветие, цветки, цветоложе (употреблены в тексте 7 раз). Наличие тавтологии объясняется требованиями научного стиля (все указанные слова научные термины).
Указанные языковые средства служат точности и наглядности описания. Растения не имеют эмоциональной окрашенности.
Тёплый хлеб.
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, еще быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно…
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая как бы словчиться, стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
Задание.
Определите стиль и характерные черты. Функцию стиля.
Произведите лингво-стилистический анализ языковых средств.
Ключ.
Стиль художественный. Функция: создать образ тёплого хлеба. Характерные черты: простота, естественность, живость, эмоциональность.
Языковые средства. В лексике: преобладание общеупотребительной лексики с конкретным значением; стилистически окрашенная лексика и фразеология (словчиться, стащить, заходила ходуном, пошла стучать).
В морфологии: качественные прилагательные с оценочным значением (старое колесо, жаркого печного огня, густое сладкое тесто, теплый хлеб, чудесный хлеб, румяной коркой); глаголы в изъявительном наклонении как сов., так и несов. вида в прош. времени;
В синтаксисе: все виды предложений: простые с прямым и обратным порядком слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; обилие однородных членов предложения с различными способами соединения.
Д.З. Написать сочинение «Мое любимое время года», используя один из стилей
Стилистические ошибки
Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие:
Примеры
Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов.
Строители работали на стройке в течение месяца.
Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку.
Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени).
Соревнования намечены на апрель месяц (в слове апрель уже заключено понятие месяца).
а) повторение сказанного иными словами;
б) повторение однокоренных слов.
Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, факт, вопрос, задача и др.).
Дело повышения дисциплины обсуждено на заседании правления завода.
Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля).
Ср.: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки.
Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.
Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов.
Немотивированное употребление нелитературной лексики.
Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций.
В правом углу комнаты стоит телевизор. В левом углу стоят два кресла. В середине комнаты стоит стол.
Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы.
Осенью всегда красиво. Мне нравятся жёлтые листья на деревьях. Красные листья тоже выглядят красиво.