Летающие машины 5ку пуе
Сколько будут стоить летающие машины: прогноз экспертов
Эксперты провели вычисления с учетом цены различных дорогостоящих элементов, в том числе мощных реактивных моторов и топливных баков большой емкости. Кроме этого, они добавили примерную стоимость складных крыльев или других конструкций, которые убираются при приземлении – хотя ими оснащены далеко не все тестируемые на сегодняшний день прототипы. В расчетах они ссылаются на ряд разрабатываемых аэромобилей: AeroMobil, PAL-V, Aska, Moller Skycar 400, Terrafugia и SkyDrive.
В результате оказалось, что индивидуальное летающее транспортное средство получило бы на рынке немалый ценник: оно стоило бы 686 455 долларов (51 миллион рублей). Таким образом, машина с крыльями обойдется заметно дороже 1000-сильного суперкара Ferrari SF90 Stradale, за который в нынешнем году в России просят от 41 миллиона рублей.
Директор по маркетингу Pentagon Motor Group Шакил Хассиан отметил, что стоимость будет высокой лишь на старте продаж, так как летающие автомобили станут по сути «витриной» передовых технологий. Затем цена начнет планомерно снижаться и со временем станет приемлемой для большинства, как это уже случилось с электрокарами, а до них — с другими технологическими новинками, добавил он.
Первый год владения и регулярной эксплуатации обойдется владельцу в дополнительные 69 тысяч долларов, или пять миллионов рублей. В сумму включены получение летной лицензии, страховка, плата за специальное парковочное место и топливо.
В июне Hyundai сообщила, что ускорит темпы разработки воздушного транспорта. По плану компании, первые летающие такси южнокорейской марки могут начать эксплуатировать в крупнейших аэропортах США уже в 2025 году. Ранее компания называла другую ориентировочную дату — 2028-й.
В 2023 году в Японии появятся летающие автомобили
Японская стартап-компания SkyDrive намерена выпустить первые аэромобили в 2023 году, пишет ZDNet.
Летающие автомобили, которые в компании назвали eVTOL SD-XX, будут похожи на дроны — на них установят восемь пропеллеров. Они смогут развивать скорость до 60 километров в час и пролетать несколько десятков километров. Салон авто вместит двоих пассажиров. Аэромобили будут летать на автопилоте, но под присмотром техника.
«Мы рассматриваем возможность запуска службы воздушного такси в больших городах — Осаке или Токио. Сперва полеты будут проходить над морем, поскольку было бы слишком рискованно летать прямо над толпами людей», — сказал гендиректор SkyDrive и экс-инженер Toyota Томохиро Фукузава.
По прогнозу Фукузавы, к 2050 году до любого пункта в Токио можно будет добраться за 10 минут. Проект финансирует правительство Японии и более 100 частных компаний, включая NEC, Panasonic и Yazaki — в сумме инвесторы уже вложили в аэромобили SkyDrive около 17 млн долларов.
SkyDrive не единственная компания, которая разрабатывает аэротакси. Этим также занимаются несколько компаний из США, Европы и Азии — среди них есть как небольшие стартапы (Volocopter, Alakai, Urban Aeronautics), так и технологические гиганты (Boeing, Airbus, AeroMobil, Uber). Большинство компаний планирует выйти на рынок в 2025 году.
В России в 2024 году могут появиться первые беспилотные такси — их уже тестируют в некоторых районах Москвы и в Татарстане.
I believe I can fly: настоящее и будущее летающих автомобилей
Все же наверняка смотрели последний «Форсаж» и обсудили с друзьями машину, улетевшую в космос? Несмотря на то, что идея кажется бредовой, реальные разработки по созданию летающих автомобилей (пусть пока и не в космос) существуют и даже находят приличное финансирование. Какие проекты есть уже сейчас? Что анализируют в NASA, какие автомобильные концерны и стартапы принимают участие в гонке? Как летающий автотранспорт отразится на экологии, мобильности и безопасности в воздушном пространстве? Читайте в этом материале.
Последние новости
Автомобильные новости этого лета и осени показывают, что будущее, описанное в фантастических фильмах и книгах, уже совсем близко. Air Car — летающий автомобиль, который за две с лишним минуты превращается в небольшой самолёт, — впервые этим летом совершил междугородний перелёт в Словакии.
В начале сентября инженеры из NASA совместно с Joby Aviation протестировали новое воздушное такси. Их цель — собрать информацию о характеристиках транспорта и акустические данные для моделирования будущих концепций воздушного пространства. После анализа результатов испытаний получится выявить пробелы в действующих правилах и политиках Федерального управления гражданской авиации.
Мультикоптер или автолёт?
После новостей можно перейти к теории. Существует несколько видов летающего транспорта. Разберём их по нескольким критериям.
Конструкция
Первый — VTOL (Vertical Take-Off and Landing) — аппараты вертикального взлёта и посадки. Они могут подняться и опуститься вертикально, им не требуется место для разгона, работают за счёт винтов и статичных крыльев. Второй вид — автомобили-самолёты, которые могут передвигаться по городским дорогам, винты и крылья у них обычно появляются автоматически и складываются обратно в корпус, а для подъёма нужен разгон по взлётно-посадочной полосе.
«Топливо»
Существуют модели, которые работают за счёт аккумуляторов — eVTOL, есть те, что работают за счёт бензина, а есть гибридные решения, сочетающие оба варианта.
Управление
Часть созданных устройств может управляться только пилотом с необходимыми правами. Таким, к примеру, является проект PAL-V One, двухместный гибридный автомобиль. Чтобы управлять этим транспортом, компания предлагает уже сейчас пройти обучение у экспертов. По окончании небольшого курса водитель получит права на управление автожиром (Gyroplane Private Pilot License (PPL(G)).
С другой стороны, некоторые представители уже предлагают автономный вариант управления средством. Так, например, поступил CEO компании Volocopter Флориан Ройтер на Авиашоу Ошкош. В самом аппарате присутствует только экран, нет никаких рычагов, панелей с кнопками, только планшет перед глазами.
Количество мест
Также транспорт делится на условно малогабаритный — на одного–двух человек, только для пилота и его пассажира, или может работать как аэротакси и принимать до пяти–шести человек.
Что мультикоптеры, что автомобили с крыльями представляют интерес для многих автоконцернов и корпораций, среди которых Rolls-Royce, Fiat Chrysler, Hyundai, General Motors, Uber и другие. По данным сайта EVTOL, каталог летающих автомобилей уже представляет порядка 500 концепций — это идеи как минимум 288 различных компаний-разработчиков. В период с 2011 по 2020 год около 4,5 миллиарда долларов было инвестировано в изучение именно потенциала eVTOL-самолётов, при этом в 2019 и 2020 годах в среднем ежегодно инвестировалось около 1 миллиарда долларов.
Познакомиться с семью популярными моделями летающих машин можно тут
А что в России?
Российские компании тоже стараются зайти на рынок flying cars. В институте теплофизики Сибирского отделения РАН разрабатывают летающий автомобиль «Циклокар». Он развивает скорость до 250 км/ч и летает на расстояние до 500 км.
По данным Autonews, предполагается, что автомобиль будет полностью электрическим или гибридным. Он рассчитан на шесть пассажиров или 600 кг груза. Среди преимуществ — компактность и низкий уровень шума. Сейчас проводят испытания прототипа, а в ближайшие три года создатели обещают запустить серийное производство.
Фонд перспективных исследований
В прошлом году воронежский стартап Scienex выложил первые изображения транспортного средства Flyter. Среди отличий: отсутствие открытых винтов (они встроены в корпус) и крыльев, форма в виде компактной капсулы, что исключает парусность при порывах ветра. Разработчики считают, что их технология отличается от мировых конкурентов. Его планируют использовать в качестве аэротакси.
Другая российская компания, Hover, зимой представила прототип беспилотного воздушного такси. На его разработку было потрачено 3 миллиона долларов. Аппарат выглядит как скелет, в устройстве используется восемь винтов. В прототипе учтён автопилот, а размеры транспорта позволяют парковаться на стандартных местах для машин.
To fly or not to fly?
Споры о том, стоит ли это того и чем грозит появление летающих машин, не утихают. Участники рынка прогнозируют большие изменения. К примеру, NASA активно развивает Urban Air Mobility (UAM) — это безопасная и эффективная система авиаперевозок, в которой все, от небольших дронов с посылками до авиатакси, работают над городскими пространствами и не только.
Среди преимуществ, которые предлагает развитие воздушного транспорта:
разгрузка транспортного трафика;
сокращение количества ДТП;
сокращение износа общественного транспорта;
развитие системы доставок;
оперативность экстренных служб: медицинских, пожарных, военных;
рост и развитие рабочей силы.
Противников развития летающих автомобилей тоже достаточно. В 2017 году в своём интервью Bloomberg Илон Маск нелестно отозвался об этой идее, по крайней мере для путешествий по городу. Он объясняет, что до тех пор, пока действуют законы физики, любой летающий автомобиль должен будет генерировать большую направленную вниз силу, чтобы не дать ему упасть с неба, что означает ветер и шум для тех, кто находится на земле, не говоря уже о мусоре от земли. Он также упомянул ситуацию, когда безответственный хозяин машины будет виновен в том, что колпак от колеса случайно отрубит кому-то голову.
Среди рисков развития воздушного транспорта можно выделить следующие:
безопасность — этот пункт включает безопасность с нескольких сторон:
люди: никогда не знаешь, кто окажется за рулём. Для некоторых машин нужна лицензия пилота, но краткосрочных курсов может быть недостаточно. Поэтому больше надежд на развитие автономного управления;
угроза птицам и насекомым: дополнительные аппараты в воздухе могут негативно сказаться на животном мире, а значит, косвенно коснуться тех, кто внизу;
кибербезопасность — стандартная проблема большинства технических новинок. Необходимо задуматься, как противостоять хакерам, которые могут взломать систему автопилота, коптеров и так далее;
несовершенство конструкции: машины не идеальны, они ломаются, иногда теряют устойчивость и могут помешать большим воздушным судам.
правовое регулирование: сертификацией новых транспортных средств занимается Европейское агентство по авиабезопасности (EASA). Сертификат типа EASA действителен для Европы, а также принимается на 80% мирового рынка, включая США и Китай. В США за нормативную базу отвечает Федеральное управление гражданской авиации (FAA), но общих правил и инструкций полётов всё ещё нет;
отсутствие инфраструктуры: города ещё не готовы к приёму воздушного транспорта, понадобится больше взлётных площадок, парковочных мест, воздушных портов на крышах зданий;
стоимость: помимо дорогого ремонта в случае поломки приобретение транспортного средства будет достаточно дорогим. К примеру, AeroMobil планируется продавать за 1,6 миллиона долларов. Что касается аэротакси, даже при прогнозах стоимости 30–50 долларов за поездку, в реальности придётся долго ждать более доступного прайса. Уже сейчас Volocity предлагает перелёт за 300 долларов — никак не похоже на уровень комфорт+ в такси. Ожидаемо, что первые полёты будут опробованы людьми с высоким достатком.
Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» и вариант беспилотного летающего транспорта.
Заглянем за кулисы
В небольшом видео NASA рассказывает, как создаёт безопасную систему контроля воздушного трафика. Сейчас в работе им помогают бывшие пилоты, и всё для того, чтобы когда-нибудь алгоритмы могли работать самостоятельно, без участия людей. Они управляют транспортом в специально созданных симуляторах.
Исследовательскому центру не хотелось бы, чтобы потоками руководили в директивном порядке — указывали, куда поворачивать и где приземляться. Они верят в независимость участников полёта. Поэтому они собирают базу данных, основанную на полётах дронов и информации с симуляторов. Отдельная команда благодаря этим данным пишет алгоритмы, которые делают контроль трафика более цифровым, автономным.
Прогнозы
Как показывают данные первого исследования EASA, проведённого в этом году, жители ЕС положительно относятся к развитию воздушного транспорта. Опрос показал, что 83% респондентов изначально положительно относятся к UAM (Urban Air Mobility), а 71% готовы опробовать услуги. Сильную поддержку получили случаи с ЧП и медицинской транспортировкой.
Что касается экономики, рынок летающих автомобилей, по прогнозу банка Morgan Stanley, к 2040 году может достигнуть 1,5 триллиона долларов, а по более оптимистичным прогнозам — даже 2,9 триллиона долларов.
Как уже говорили выше, участники ожидают создания автоматизированной транспортной системы с учётом воздушных коридоров. Никаких контрольно-диспетчерских пунктов, только алгоритмы. Помимо доставки грузов дронами первоначально будет развита перевозка пассажиров с пилотом на борту. Общая тенденция сформируется в сторону совместных поездок, то есть аэротакси будут популярнее, чем частный транспорт. В итоге пилотирование уступит дистанционному формату или полноценному автономному управлению.
Рост количества летающих автомобилей приведёт к развитию инфраструктуры: нужны будут посадочные площадки, вертопорты с возможностью зарядить или заменить аккумуляторы, здания могут стать выше. Согласно последним новостям, центры летающих такси планируются в 65 городах от Лондона до Лос-Анджелеса в рамках сотрудничества между инфраструктурной фирмой Urban-Air Port и Hyundai Motor Co. Базы появятся в Великобритании, США, Франции, Германии, Скандинавии, Австралии, Южной Корее и Юго-Восточной Азии. Первый объект в Ковентри должен открыться в начале 2022 года.
Возможно, освобождение пространства внизу позволит сократить пробки и расширить парки. По мнению директора Исследовательского института аэронавтики NASA Паримала Копардекара, к 2045 году произойдёт интеграция зелёных и деловых зон, а также снижение влияния автомобилей на окружающую среду. Главное — дожить бы до этого времени.
Немного кино напоследок
Решили собрать небольшую подборку летающих автомобилей из существующих фильмов. Никаких ДеЛориан, спидеров из ЗВ или транспорта из «Бегущего по лезвию». Только настоящие авто, только хардкор.
Ещё можно посмотреть короткометражку Кевина Смита. Она очень смешная.
Летающие автомобили — будущее, которое нас ждёт. Непонятно, насколько быстро, но без сомнения, оно наступит. Эксперты индустрии, пилоты, урбанисты, простые жители наблюдают за разработками: они могут не соглашаться друг с другом, видеть минусы для привычной жизни, опасность для себя и своих семей, или наоборот, ждать с воодушевлением быстрых поездок до дома в час пик, мобильных экологичных путешествий, комфортных бизнес-командировок. Если чего-то и ожидать, то почему бы не этого.
Летающий автомобиль японского стартапа SkyDrive совершил первый полёт с человеком внутри Статьи редакции
Во всём мире лишь несколько стартапов дошли до таких испытаний.
Стартап SkyDrive провёл первый публичный тестовый полёт летающего автомобиля SD-03. Машина с человеком внутри пролетела над тестовой зоной в городе Toyota.
SD-03 — не массовый продукт, а рабочий прототип летающего автомобиля SkyDrive. Компания утверждает, что это самый компактный электрический летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой в мире. Устройство оснащено восемью лопастями и способно продолжить безопасный полёт даже при отказе одного из моторов.
Пока прототип SkyDrive далёк от коммерческого продукта: он может находиться в воздухе лишь от пяти до десяти минут и летать на небольшой скорости в несколько километров в час. Теперь стартап намерен увеличить скорость до 60 километров в час и продолжительность полёта до 30 минут от одного заряда — это позволит аппарату пролетать без остановки до 32 километров.
Летающий автомобиль или аппарат с вертикальным взлётом и посадкой — не то же самое, что самолёт или вертолёт. Подобным машинам не понадобится специальная площадка для взлёта и посадки, а их главная особенность —возможность обеспечить быструю транспортировку от двери до двери по воздуху и земле.
Машина SkyDrive даже на этапе прототипа занимает всего четыре метра в длину и около двух метров в высоту. Этого достаточно для того, чтобы аппарат поместился в размер двух парковочных мест в городских условиях.
Как отметил гендиректор SkyDrive Томохиро Фукудзава (Tomohiro Fukuzawa), в мире существует более ста проектов летающих автомобилей, но только несколько дошли до этапа пилотируемых полётов. В компании считают, что подобные аппараты станут востребованы в развитых странах из-за перегруженности дорог и возможности сэкономить время. Кроме того, летающим автомобилям нужно куда меньше инфраструктуры.
SkyDrive — стартап Toyota и провела первые испытания в собственном городе компании. К концу 2020 года SkyDrive рассчитывает получить разрешение на полёты за пределами тестовой площадки, а в 2023 году собирается выпустить двухместную серийную модель летающего автомобиля.
Это совпадает с планами японского правительства, которое хочет запустить сервис летающих такси за три года. Власти считают, что стоимость поездки на таком такси будет «в несколько раз дешевле» полёта на вертолёте.
Топ-5 аэрокаров, которые могут стать первыми серийными летающими авто
Редактор направления «Авто»
Летающие автомобили совсем скоро могут стать реальностью. Разработкой в этой сфере занимаются сегодня десятки компаний — от небольших стартапов до крупных корпораций, некоторые из них уже успешно протестировали свои прототипы.
Сегодня мы подготовили для вас подборку аэрокаров, которые в ближайшее время могут появиться в серийном производстве, превратив будущее в настоящее. Среди новинок есть прототипы, которые не просто летают, а уже совершали полеты между городами. Кроме этого, в списке авиамобилей есть также достойные летающие аппараты, разработанные в нашей стране.
AirCar — спорткар, летающий между городами
Этим летом прототип летающей машины AirCar совершил первый в мире междугородний полет. За рулем, и в тоже время за штурвалом, модели-трансформера находился сам создатель летающего автомобиля Стефан Кляйн. Он доехал на аэрокаре до взлетной полосы международного аэропорта в Нитре, там машина взлетела, и через 35 минут успешно приземлилась в аэропорту Братиславы, откуда Стефан также успешно поехал в центр города. В режиме машины новинка выглядит как обычный спорткар
В режиме машины новинка выглядит как обычный спорткар/KleinVision
На разработку летающего автомобиля Кляйн потратил более 20 лет. Модель совершила более 140 тестовых вылетов. Крылья и хвост двухмоторного авиамобиля разворачиваются либо складываются с помощью специальной кнопки. Уходит на это примерно 135 секунд. Предел крейсерской скорости новинки порядка 190 км/ч, высота полета около 2500 м, в качестве силовой установки используются два двигателя BMW. Ожидается, что следующая версия AirCar будет иметь максимальную крейсерскую скорость 300 км/ч.
Из плюсов модели можно отметить возможность не только летать, но и быть полноценным автомобилем на улицах города. Из минусов — AirCar не может вертикально взлететь и приземлиться, использует бензиновые, а не электрические двигатели. Кроме того, водителям новинки понадобится как лицензия пилота, так и водительское удостоверение.
PAL-V Liberty — летающий трицикл для двоих
Разработкой этой модели с начала 2000-х годов занимаетсянидерландская компания PAL-V. Уже в 2009 году был испытан пробный вариант под условным названием X1. А не так давно, осенью 2020 года новый PAL-V Liberty успешно прошел испытания на соответствие техническим и экологическим требованиям и получил официальное разрешение на движение по дорогам общего назначения.
Последним шагом к массовому производству и выходу на рынок будет его плановая сертификация в 2022 году в Европейском агентстве авиационной безопасности.
PAL-V Liberty — это двухместный гироплан, аппарат с одним толкающим и одним несущим вином, работающим в режиме авторотации. Он может взлетать и садиться на скорости около 50 км/ч. Это позволит использовать дороги и площадки, а не специально подготовленные аэродромы.
Весит аппарат 664 кг/PAL-V
При движении по дороге в сложенном состоянии PAL-V Liberty занимает 4 м в длину, 2 м в ширину и 1,7 м а высоту. В движение летающее авто приводится 100-сильным авиационным мотором, крутящий момент которого передается на задние колеса. Максимальная скорость на трассе составляет 160 км/ч, разгон до 100 км/ч занимает 9 секунд. Устойчивость трицикла обеспечивается с помощью электроники, которая наклоняет его в поворотах.
Приборная панель аэрокара сильно отличается от автомобильных/PAL-V
Для полета на PAL-V Liberty добавляется еще один 100-сильный мотор, который на дороге заглушен, чтобы не увеличивать и без того большой выброс СО2. Запас лета — 400-500 км, по трассе можно проехать намного больше — 1315 км.
Ориентировочная стоимость летающего автомобиля — 299 тыс. евро. По заверениям производителей, количество предварительно поданных заявок на покупку уже превзошло все ожидания.
Аэрокар Xpeng HT Aero могут запустить в серию в 2024 году
Китайская компания XPeng, которая специализируется на разработке электромобилей, представила концепт-кар под названием HT Aero. Новинка может ездить по дорогам и подниматься в воздух.
У аэрокара легкая конструкция кузова с аэродинамическими формами. В режиме полета по бокам выдвигаются специальные раздвижные элементы с роторами на концах, благодаря им машина может взлетать и садиться вертикально.
Технических подробностей новинки производитель пока не сообщает/XPeng
Судя по изображению салона, у HT Aero будет полупрозрачный цифровой дисплей почти на всю ширину передней панели, а также еще один информационный экран, вмонтированный в руль. Автопроизводитель отмечает, что XPeng HT Aero уже через три года, в 2024 году, получит серийную версию, которую официально сертифицируют для полетов и езды по общественным дорогам.
По словам основателя Xpeng Чжао Дели, к концу года планируется увеличить число сотрудников стартапа до 700 человек. Он также отметил, что электрический летающий автомобиль сможет проехать более 600 км без подзарядки. На какие расстояния модель сможет летать без дополнительных источников энергии пока не сообщается.
«Циклокар» — российский аэромобиль для шестерых
Работы по созданию аэромобиля с циклическими движителями «Циклокар» стартовали в рамках проекта Фонда перспективных исследований «Циклон». Пассажировместимость — шесть человек. Посадка в салон будет осуществляться как с бортов, так и с кормовой части. Исполнителем проекта выступает Институт теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук.
Габариты у «Циклокара» небольшие — 6,2×6 м, максимальная скорость достигает 250 км/ч, дальность полета до 500 км. Помимо компактных по сравнению с вертолетной техникой габаритов, отличительной особенностью аппарата является возможность посадки на наклонную поверхность (до 30 градусов) и причаливания к вертикальным поверхностям. Полеты первого полноразмерного прототипа «Циклокара», оснащенного полностью электрической силовой установкой, запланированы на 2022 год.
Машина сможет поднимать в воздух до 600 кг груза/Фонд перспективных исследований
Производители отмечают, что важной особенностью новинки станет периферийная защита, она не позволит человеку дотронуться до вращающихся лопастей и при этом сможет защитить лопасти от попадания в них посторонних предметов.
Также в компании заверили, что управлять «Циклокаром» будет не сложнее, чем автомобилем. Пилотирование может осуществляться оператором на борту, либо с гаджета в зоне работы бортовой системы связи модели или с наземного пункта управления как полноценным беспилотником. Пилот-оператор фактически будет выполнять директорное управление, передавая системе автоматического управления команды в части направления и скорости полета и осуществлять необходимый контроль.
FLYTER – бесколесный и бескрылый аэрокар
«Циклокар», пожалуй, самый интересный, но не единственный отечественный проект летающих машин. В конце 2020 года стартап Scienex из Воронежа показал первые изображения своего аэромобиля Flyter.
Летом 2021 года начались летные испытания первого прототипа. На сегодняшний день аппарат может летать 20 минут. По замыслу разработчиков новинка в будущем сможет парить минимум час. Компания получила патенты на промышленный образец, товарный знак FLYTER, а сейчас подает на регистрацию патент инновационного электромотора для летательного аппарата.
Максимальная высота полета – 1500 м/Scienex
Кроме этого, у новинки предусмотрена операционная система, включающая в себя систему автопилота, систему взаимодействия с пассажиром, в том числе голосовой помощник, системы взаимодействия со сторонними сервисами.
Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!