Лего мотоцикл с коляской м72

ТМЗ-53. Полноприводный мотоцикл, не добравшийся до полей сражений

Справедливо и заслуженно главным тружеником Великой Отечественной войны среди мотоциклов признается тяжелый мотоцикл М-72, который выпускался достаточно массово и серийно производился в Советском Союзе с 1941 по 1960 год. Мотоцикл изначально создавался для нужд армии, поэтому долгое время был недоступен в гражданской продаже. При этом уже в годы Великой Отечественной войны в СССР предпринимались попытки создать более мощный мотоцикл, в том числе с приводом на колесо коляски, как у немецких аналогов. Одним из мотоциклов, созданных в Тюмени в военные годы, стал полноприводный ТМЗ-53, который был выпущен в количестве двух опытных экземпляров.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72

Отличительной особенностью мотоцикла был привод на колесо коляски. Данную особенность подсмотрели у немцев, и решили реализовать на новых советских мотоциклах. В условиях отечественного бездорожья полный привод был совсем не лишним решением. К сожалению, ТМЗ-53 несмотря на перспективность разработки, оказался очень сложным в изготовлении, освоить его производство в условиях военного времени не удалось, и в серийное производство мотоцикл так и не пошел. Тем удивительнее, что из двух выпущенных опытных образцов до наших дней сохранился минимум один, который сегодня можно увидеть в коллекции Политехнического музея в Москве.

Положение с производством мотоциклов в СССР

К моменту начала Великой Отечественной войны мотоциклетный парк в Советском Союзе оставался малочисленным, на четырех мотозаводах серийно производилось всего 7 моделей мотоциклов: в Ижевске выпускали Иж-7, 8 и 9, в Ленинграде Л-300 и Л-8, в Подольске ПМЗ-А-750, в Таганроге ТИЗ-АМ-600. При этом все перечисленные мотоциклы являлись гражданскими моделями, для войны их не адаптировали. По своим мощностным и эксплуатационным показателям, а также проходимости перечисленные модели не удовлетворяли требованиям РККА и не очень подходили для комплектования мотоциклетных частей.

При этом вплоть до 1932 года серийного производства мотоциклов в СССР просто напросто не существовало, а всего с 1932 по 1941 год в Советском Союзе произвели примерно 60 тысяч мотоциклов. Наиболее массовыми серийными моделями были мотоциклы Иж-7, Иж-8, Иж-9 и Л-300, представлявшие собой копии немецкого мотоцикла DKW модели «Luxus 300» конца 1920-х годов. При этом единственным мотоциклом с коляской был АМ-600, который выпускался на Таганрогском инструментальном заводе (ТИЗ). Данная модель оснащалась четырехтактным двигателем мощностью всего 16 л.с. Еще один мотоцикл с коляской ПМЗ-А-750 прекратили выпускать в Подольске еще до начала войны в 1939 году. Таким образом, в предвоенном СССР фактически отсутствовали армейские модели мотоциклов, встречать вторжение 22 июня 1941 года Советский Союз вынужден был с имеющимся парком мототехники.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72

Ударной в плане выпуска мотоциклов для заводов страны должна была стать третья пятилетка (1938-1942 годы), когда планировалось подобраться к отметке 11 тысяч выпускаемых мотоциклов в год. При этом флагманской моделью должен был стать ижевский Иж-9, получивший новый 4-тактный двигатель. Мотоцикл был полезен для связи и разведки, но все равно не годился на роль основной армейской модели, так как изначально не был рассчитан на установку коляски.

В то же время в начале 1940 года было принято решение по созданию мотоциклетных частей, штаты, состав вооружения и оснащение которых были выработаны Главным автобронетанковым управлением Красной Армии. Тогда же в первой половине года прошли испытания 15 мотоциклов различных классов, которые призваны были выявить наиболее надежную и выносливую модель. В испытаниях победил немецкий мотоцикл BMW R71, который к тому моменту уже находился на вооружении Вермахта и успешно себя зарекомендовал во время военных кампаний. Специально для испытаний и дальнейшего копирования пять мотоциклов BMW R71 анонимно закупили в Швеции. Свою роль оказало и то, что созданное на базе московского опытного завода «Искра» специализированное КБ по тяжелому мотоциклостроению возглавил Н. П. Сердюков, проходивший с 1935 по 1940 год стажировку на заводе BMW. В Советском Союзе копия немецкого мотоцикла получила обозначение М-72 и под таким названием машина и отправилась в серию, став основным советским армейским мотоциклом в годы Великой Отечественной войны.

При этом к началу войны запустить новую модель в серию так и не удалось. Лишь спустя два месяца после начала Великой Отечественной Московский и Харьковский мотозаводы сумели наладить производство мотоцикла М-72, при этом выпуск не удовлетворял запросы Красной Армии, а катастрофическое положение дел на фронте, которое потребовало эвакуации предприятий, не улучшало темпов выпуска. Так головной Московский завод по выпуску М-72 в ноябре 1941 года был спешно эвакуирован в Ирбит, до этого момента на ММЗ успели произвести всего 2412 мотоциклов М-72. Положение дел осложняло и то, что сложившаяся перед самой войной кооперация предприятий по выпуску новой модели мотоцикла была серьезно нарушена.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72

В 1942 году производство М-72 сумели наладить в Ирбите на новом заводе ИрбМЗ, а также в Горьком (ГМЗ), где собрали 1587 и 1284 мотоцикла соответственно, это все еще было крайне мало, так как по плану выпуск мотоциклов должен был составлять 11 тысяч единиц. При этом в Тюмени, куда эвакуировался ТИЗ, освоить производство М-72 вообще не смогли, выпустив лишь 187 мотоциклов АМ-600, главным образом из запасных частей и незавершенных еще в Таганроге мотоциклов. Единственным годом войны, когда советские заводы практически сумели выполнить план по выпуску мотоциклов М-72, был 1944 год, когда в Ирбите и Горьком собрали 5380 М-72 (90 процентов от плана).

Создание полноприводного мотоцикла ТМЗ-53

В конце ноября 1941 года в Тюмень прибыл эвакуированный Таганрогский инструментальный завод, разместившийся на территории Тюменского пивоваренного завода. За весь 1942 год предприятие, которое испытывало дефицит кадров и недостаток станочного парка, сумело передать военным только 187 мотоциклов АМ-600. Наладить серийный выпуск М-72 в Тюмени на новом Тюменском мотозаводе (ТМЗ) так и не смогли. Несмотря на это именно в Тюмени была предпринята попытка создания отечественного полноприводного мотоцикла. Модель ТМЗ-53, разработанная специалистами завода в 1942 году, стала яркой страницей в истории предприятия. Сам мотоцикл был ответом на многочисленные немецкие аналоги с приводом на колесо коляски, с которыми столкнулись на фронте советские войска.

Опытный мотоцикл тяжелого класса повышенной проходимости был разработан в Тюмени под руководством конструктора Я. В. Кагана. Машину можно было назвать мотоциклом-вездеходом. Судя по сохранившемуся образцу, помимо привода на колесо коляски ТМЗ-53 получил также колеса большого диаметра с развитым протектором внедорожного типа. Новый мотоцикл был максимальным образом унифицирован с моделью М-72, что представлялось логичным и верным решением. Как и его предшественник, он оснащался оппозитным двигателем. Оппозитное расположение цилиндров (противоположно друг другу) обеспечивало мотоциклу низкий центр тяжести и отличное охлаждение двигателя потоками встречного воздуха. Как и М-72, новая модель легко перевозила трех бойцов со стрелковым вооружением, а благодаря наличию полного привода проходимость по всем типам дорог только возрастала.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72

При этом двухцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель воздушного охлаждения был форсирован, его объем увеличился до 1000 кубических сантиметров (у М-72 746 «кубиков»), а мощность двигателя возросла до 28 л.с. при частоте вращения коленвала 4800 об/мин. Данного двигателя было достаточно, чтобы обеспечить ТМЗ-53 максимальную скорость хода 90 км/ч.

Главной отличительной особенностью мотоцикла был привод на колесо коляски (колесо было подрессоренным). Также в трансмиссии нового мотоцикла, помимо 4-ступенчатой коробки переключения передач и карданного привода, появились передача заднего хода и демультипликатор. Дифференциал заднего моста на новинке из Тюмени мог блокироваться. В системе зажигания полноприводного мотоцикла ТМЗ-53 располагалось двухискровое магнето. Колеса нового мотоцикла имели размерность 6х16 дюймов, что обеспечивало мотоциклу хороший дорожный просвет – 180 мм.

Новый полноприводный мотоцикл ТМЗ-53 испытывали совместно с немецкими мотоциклами BMW R-75 и Zundapp KS-750, подобных трофеев у Красной Армии было достаточно. Испытания проходили летом и зимой, в том числе в сложных дорожных условиях. По динамике данные мотоциклы были равноценны, а на бездорожье сконструированный в Тюмени образец показывал даже лучшие результаты, особенно на подъемах более 26 градусов. Проигрывал ТМЗ-53 лишь знаменитому «Цундапу» – по экономичности и запасу хода, на модели был установлен бензобак меньшего объема. Проведенные испытания продемонстрировали, что полноприводный мотоцикл ТМЗ-53 мог использоваться для буксировки 45-мм пушки, а в некоторых условиях мог потянуть даже 76-мм артиллерийскую систему.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72

Специально для нового мотоцикла был разработан вариант коляски с возможностью установки 7,62-мм пулемета ДС-39. Также конструкторы представили вариант с огнеметом – огнеметная коляска (ОМ). Данные разработки ждала та же участь, что и сам мотоцикл ТМЗ-53, который несмотря на хорошие результаты испытаний, в серийное производство не пошел. Наладить его производство в Тюмени, где не справились с выпуском М-72, было бы проблематично, а запустить производство на других заводах, которые не справлялись с планами по выпуску М-72, также было не лучшим решением в условиях войны. К тому же в начале 1944 года завод вынужден был переехать вновь, теперь уже в Горький. Еще одной попыткой создания полноприводного мотоцикла в годы войны была модель М-73, первые испытания которой состоялись в 1944 году. Данная модель также не пошла в серию. Согласно данным комиссии, рост сложности и стоимости производства делали выпуск нового мотоцикла невыгодным, а серьезных преимуществ перед серийным М-72 полноприводный мотоцикл не имел.

Источник

Мотоциклы Победы – фотогалерея

12 архивных фотографий мотоциклов, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Не секрет, что тяжелый советский мотоцикл М-72 был «подсмотрен» у врага – это практически точная копия немецкого R71 от компании BMW. Промышленный шпионаж был вполне оправданным решением в условиях военного времени: во-первых появилась острая необходимость срочно наладить сборку специальных армейских мотоциклов, а подходящих наработок в СССР тогда не было, во-вторых BMW R71 был крайне популярен в Вермахте и победил по надежности, выносливости и характеристикам в государственных межведомственных испытаниях, проведенных Главным автобронетанковым управлением Красной армии среди 15 мотоциклов различных классов и моделей.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 1. Первые мотоциклы М-72, изготовленные в Москве, отправляются на фронт. Конец 1941 года.

5 тайно закупленных в Швеции R71 дали старт производству более чем 8500 машин серии М-72, выпускавшихся с 1941 по 1960 год и не поступавших в свободную продажу до середины 50-х годов. Мотоцикл производился как в одиночном варианте, так и с коляской. Модель активно оснащалась различным допоборудованием и выпускалась в самых разных модификациях.

Производство было развернуто в кратчайшие сроки и неоднократно переносилось – наступление захватчиков заставляло эвакуировать целые заводы с оборудованием и незавершенными узлами мотоциклов, а также использовать все доступные людские ресурсы – женщин, стариков и школьников.

Одна смена на заводе длилась в среднем по 10-12 часов, производство работало круглосуточно.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 3. Мотоцикл М-72, оснащенный специальным кронштейном под пулемёт ППШ. Судя по форме, фото сделано до 1943 года.

Импортные мотоциклы военным тоже были очень нужны – советская промышленность в 1941–1942 годах совершенно не отвечала реальным нуждам Красной Армии. В срочном порядке были закуплены более 20 000 мотоциклов с колясками, состоявших на вооружении этих стран. В основном это были мотоциклы марки Harley-Davidson и Indian.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 4. Harley-Davidson WLA-42 с миномётом

Советские специалисты отмечали несовершенство конструкции и повышенный расход топлива на «Харлеях», а также малую, по сравнению с BMW R71, мощность двигателей «Индианов».

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 5. Бойцы Красной Армии осматривают трофейные DKW RT350 – предка ИЖ-350.

Отряды мотоциклистов играли важную роль в театре военных действий. В большой войне мелочей не бывает – мотоциклетные части, обладая большой подвижностью, огневой мощью и проходимостью, способны решать самые различные задачи на передовой.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 6. Мотоцикл ТИЗ АМ-600 и бронеавтомобиль БА-10 – мотоциклист доставляет пакет в период Финской войны.

Подразделения мотоциклистов совместно с танковыми войсками наносили серьезные удары по противнику, нарушая коммуникации и ослабляя активность врага на важных участках фронта.

В октябре 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, на одном из направлений для наших частей создалась опасная обстановка.

Для ликвидации прорыва противника был вызван 36-й мотоциклетный полк, прошедший более 500 километров за 19 часов без остановок и отдыха. В течении четырёх дней, до прихода подкрепления, полк держал оборону и остановил яростные атаки немецких войск.

После прорыва танками обороны противника под Сталинградом, 8-й мотоциклетный полк, действуя в качестве передового отряда крупного танкового соединения, совершил рейд вглубь наступающих немецких войск и парализовал тылы противника, «обескровив» нападение.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 9. Советские дети и солдаты мотоциклетных войск Красной Армии.

Мотоциклы были незаменимым средством передвижения, связи, разведки, а также помогали войскам удерживать захваченную у противника местность и действовали как отдельные боевые единицы.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72
10. Разведывательный мотоотряд.

Поставленный на конвейер всего за год, М-72 зарекомендовал себя самым лучшим образом в максимально тяжелых условиях. Вплоть до 1943 года запрещалось вносить изменения в конструкцию, заимствованную у БМВ Р-71.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 11. Глубокий снег и жидкая грязь – одни из немногих напастей, серьезно мешавших проезду тяжелых мотоциклов с коляской.

За годы войны в Советский союз было ввезено около 30 тысяч мотоциклов из-за рубежа – почти в два раза больше, чем произвели своих М-72. Но, несмотря на трудности освоения нового производства и наспех заимствованную конструкцию М-72, мотоцикл сыграл огромную роль в великой Победе. Этот опыт серьезно продвинул вперед мотоциклетную технику страны и«потомки» М-72 пережили СССР, до сих пор выпускаясь в России под маркой Урал.

Самыми аутентичными пращуру моделями Урал являются M70 с коляской и Ретро-Соло.

Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть фото Лего мотоцикл с коляской м72. Смотреть картинку Лего мотоцикл с коляской м72. Картинка про Лего мотоцикл с коляской м72. Фото Лего мотоцикл с коляской м72 12. Мотоциклы воинов-освободителей на улицах Бухареста.

В начале 50-х М-72 часто модернизировали, причем если на Уральском заводе мотоцикл «Урал» пришел на смену М-72 уже в 1961 году, то Киевский «оппозит» дожил на конвейере до 80-х годов.

Видеообзор мотоцикла М-72:

Редакция Омоймот поздравляет читателей с праздником Великой Победы!

От всей души желаем ветеранам и их семьям здоровья, мира и добра!

Подпишитесь на обновления Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Telegram или на YouTube, чтобы узнать о самых интересных вехах в истории мотоиндустрии.

Источник

Клуб любителей мотоциклов М-72.

Тяжёлый мотоцикл с коляской, копия немецкого BMW-R71.

В начале 1940 года на заседании Главного бронетанкового управления с участием представителей мотоциклетных заводов была поставлена задача в срочном порядке освоить производство мотоциклов с коляской для нужд РККА. В Германии было закуплено несколько образцов мотоцикла DMW-R71. Из них два передали Московскому мотоциклетному заводу (создан на базе велосипедного). Один был сохранён как базовый образец, второй разобран до винтика. С деталей были сняты чертежи, исследован химический состав и способы обратотки. Решено было всё сохранить как есть, изменить только электрическую схему.

Весной 1941 года 2 первых опятных образца были показаны командованию РККА. После начала войны работы по организации производства были итенсифицированы. В августе 1941 ММЗ сдал армии первые серийные мотоциклы. Всего он изготовил более 3000 мотоциклов. Началась подготовка к производству на заводах «Серп и молот» в Харькове и «Промет» в Ленинграде. Ремонт мотоциклов осуществля бронетанковоремонтный завод №20 в Москве.

Осенью ММЗ был эвакуирован в Ирбит. Туда же вывезли станки с ЗИСа и АТЭ-1, оправили специалистов из Харькова и Ленинграда. Эвакуированное предприятие было размещено на территории бывшего пивоваренного завода. Часть станков пришлось поставить прямо на улице. Конструкторский отдел возглавил Н.П.Сердюков. 25 февраля 1942 года на фронт отправилась первая партия ирбитских мотоциклов. Одновременно развернул производство «Красная Этна» в Горьком (позже Горьковский мотоциклетный завод).

В 1947 году ИМЗ освоил собственное производство колясок. С ликидацией Горьковсого мотозавода в 1949 году производство М-72 перевели в Киев, куда прибыло 100 специалистов из Горького. Киевский мотоциклетный завод начал производство в 1950 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *