Лайфхаки для эндуро мотоцикла
Самые баянистые лайфхаки для мотоциклиста!
Для написания этого материала пришлось пересмотреть и перечитать огромное количество всякой левой дряни в сети. И теперь я готов представить результаты. И так, вашему вниманию подборка самых баянистых лайфхаков для мотоциклиста!
«Лайфхак (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на слэнге означает маленькую хитрость, «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время.» — как говорит великая и могучая Вика.
#1 О боковой опоре мотоцикла
Как известно, лапка боковой подножки мотоцикла часто (или всегда?) чертовски мелкая. И при парковке мотика на песке, в лесу (иногда и на подплавленном солнцем асфальте) так и хочет уйти под землю, уронив твой драгоценный мотоцикл. Вариант «цивильный» предпогалает что ты купишь расширитель подножки. Однако, часто по разным причинам (не купил/забыл/профукал) его нет. Решить эту проблему предлагается используя подручные средства, которые обычно валяются везде. Кусок доски или фанеры, смятая жестяная банка или пластиковая бутылка уберегут мотоцикл от возможного падения.
#2 Замена дождивика
Если в дороге застал дождик, а мотодождевик, как водится перед поездкой был выложен в гараже, в качестве защиты можно использовать мусорные пакеты. Поверх одежды на свою драгоценную тушку одевается большой пакет с дырками под голову и руки (можно утянуть скотчем, что бы «костюмчик сел»). С ногами поступаем следущим образом: одеваем сухие носки, поверх натягиваем пакеты, и сверху одеваем ботинки. Не нужно натягивать пакеты на ботинки! Это не очень удобно, да и пакеты имеют свойство рваться. На самом деле этот метод активно используется российскими пешими/горными туристами уже много лет. Идеально подходит когда обувь уже мокрая и высушить ее нет ни какой возможности. Еще вариант защиты от дождика, только для рук – надеть резиновую перчатку на свою мотоперчатку.
#3 Заливаем масло
Если необходимо залить масло, а воронки или еще ничего-нибудь подходящего нет, можно лить масло тонкой струйкой по отвертке. Тоже очень древний метод. Используется химиками при работе с агрессивными жидкостями (только они естественно используют не отвертку, а стеклянную палочку).
#4 Боремся с запотеванием визора
Что бы в поездке внутренняя сторона визора не запотевала можно нанести на нее тонкий слой моющего средства или просто мыльного раствора. Не знаю на сколько хорошо это помогает, не пробовал как-то.
#5 Когда лень таскать шлем
Если вдруг понадобилось недалеко отойти от мотоцикла, а таскать с собой шлем лениво или не хватает рук (как это бывает, например, у мотокурьеров) можно открыть визор и приковать шлем цепью или тросом к багажной системе, креплению центрального кофра и т.п.
#6 Качаем колесо углекислым газом
Лайфхак будет полезен, если нет насоса, или на улице непогода, или просто в лом тренировать ноги на трассе. А внезапно нужно накачать колесо. Для этого сейчас модно использовать баллончики с углекислым газом и специальную насадочку. Тема стала настолько популярной, что баллончики с насадкой часто входят в ремкомплет для шин.
#7 Чистим цепь
Стандартная задача по чистке цепи. Средство для чистки можно заменить керосином, а вместо модной щетки с трехсторонней щетиной (350 руб.) использовать обычную, зубную (50 руб.) ашан-щетку или даже свою старую (0 руб.).
#8 Снимаем грипсы
Бывает что с руля мотика нужно стянуть грипсы, при этом не раскурочив их в хлам. Для этого можно использовать WD-40 и пару тонких отверток. Поддевая отвертками грипсу, впрыскивайте WD-шку и проворачивайте ручку. Потихоньку она слезет.
#9 Снимаем стекло с фары
Не всегда стекло само вываливается, даже если отстегнуть все защелки. Причина тому может быть в том, что по периметру посадки стекла нанесен силиконовый герметик. Есть пара способов как с этим разобраться, но оба основаны на идее расплавления герметика. Для этого часто используют горячую воду. Просто погружают фару, и немного ждут. Тем, кому этот мокрый способ не по душе предлагаю просто стащить у подруги фен. Сидя дома в кресле, разогреваем стекляшку по периметру и снимаем. По-моему так удобнее и проще.
#10 Круиз-контроль из вешалки
Заказать пластиковую хрень с АЭ за 54 руб., гордо именуемую «круиз-контроль», перед поездкой ни как не получится. Вероятно, в суматохе про нее просто не вспомнишь. Но народные умельцы нашли выход из этой не простой ситуации. Сварганить такую же хрень из проволоки (некоторые пишут из «проволочной вешалки»). Все.
Лайфхаки для эндуро мотоцикла
Цепной привод в главной передаче мотоцикла Часть 1
В мотосообществе часто возникают споры об эксплуатации цепи. Чем и как её мазать, когда менять, как и почему вытягивается цепь и т.д. Некоторые решают проблему просто: покупают мотоцикл с ремнём или карданом. Другие обслуживаются в сервисе и не парятся. Для остальных, думаю, будет интересно.
Информация в своё время была собрана и опубликована известным в некоторых кругах Пашей «Диполем». Я решил оформить её в виде чуть более популяризированной статьи. На самом деле это будет практически полный плагиат, но Паша почему-то не пишет, поэтому с его разрешения пишу я. Причем статья опять будет из разряда «шок контент».
Сразу предупреждаю, что будет очень много текста, поэтому для начала приведу краткие тезисы:
Смазка нужна не сальникам цепи, а роликам.
Слишком частая чистка цепи вредна.
Неравномерно растянутая цепь — повод для скорой замены.
Цепь и звезды действительно лучше менять комплектом.
1. Конструкция цепи.
Сразу скажу, что существует много разновидностей цепных приводов. И даже в главной передаче мотоцикла в разное время и для разных условий применялись цепи разных конструкций. Причем речь идет не о наличии сальников и различии их формы, а реально разных конструкциях, передающих рабочую нагрузку. Но сегодня мы разберем работу только одной конструкции — наиболее распространенных мотоциклетных цепей. Это сальниковые втулочно-роликовые цепи.
Посмотрим на следующий рисунок, показывающий составные части цепи.
На рисунке мы видим:
1 и 2 — внешняя и внутренняя боковые пластины
3 — пин, имеющий форму цилиндра
4 — втулка, представляющая собой отрезок стальной трубки
5 — ролик, который также является отрезком стальной трубки, но большего диаметра
Кроме того, в набор деталей входят кольцевые сальники о форме и работе которых мы поговорим, когда будем обсуждать смазку цепи. Их можно увидеть на следующей картинке под номером 6
2. Особенности работы цепи.
Теперь, когда конструкция цепи в целом понятна, остановимся на особенностях ее эксплуатации и вытекающих из этого нюансах конструкции. На следующем рисунке показан цепной привод целиком. Т.е. две звезды и набегающая на них цепь.
Прежде всего, обратим внимание, что в работе цепи и звезд возникают три вида контактных пар:
1. Пара пин-втулка. Это пара скольжения, передающая основное тяговое усилие. Как можно увидеть из последнего рисунка, эта пара находится в нагруженном состоянии на всей длине рабочей (верхней) ветви цепи, а в момент набегания на звезду подвергается еще и истиранию из-за небольшого поворота звеньев относительно друг друга.
2. Пара втулка-ролик. Это пара скольжения, которая также участвует в передаче тягового усилия, Однако, в отличие от первой пары, она работает только при контакте со звездой и нагружена в меньшей степени.
3. Пара ролик-звезда. Это пара качения, которая работает практически только при набегании цепи на звезду.
Также следует учесть, что неравномерность движения мотоцикла по неровностям, работа сцепления и тормоза и ряд других моментов создают ударные нагрузки.
Исходя из этого элементы цепи должны быть прочными, упругими и стойкими к истиранию, но не хрупкими. Это достигается путем использования вязкой сердцевины и очень твердой поверхности, получаемой благодаря технологиям поверхностного упрочнения. Такая обработка существенно продлевает срок службы трущихся пар. Ведь упрочненный поверхностный слой пинов и втулок истирается очень медленно. Но возникает и дополнительный эффект. Т.к. упрочненный поверхностный слой имеет ограниченную толщину, когда он протрется насквозь, нагрузка ляжет на внутреннюю вязкую (но не износостойкую) часть материала. Скорость износа возрастет в десятки раз.
Также на скорость износа пинов и втулок влияет работа пары «ролик-звезда». Как только очередной ролик набегает на очередной зуб звезды, нагрузка на предыдущей паре «пин-втулка» существенно снижается. Таким образом, проворачивание и истирание пинов под на
Лайфхаки Эндуро Мотокросс
Геннадий Зырин поделился интересными секретами, которые будут полезны любителям эндуро и мотокросса. В видео вы узнаете как завести мотоцикл без толкача, сэкономить на отрывниках, избавиться от мозолей, защитить ноги от воды и грязи, как правильно устанавливать замок цепи, быстро менять масло, как предотвратить разжижение масла в мороз, дешево купить кастомные наколенники и новый мотоцикл.
Приобрести защиту, расходники и запчасти на кроссовый или эндуро мотоцикл можно тут: http://stuntexshop.ru/cross
Опыт прорайдеров и любителей показал, что для стантбайка хорошо работают часто вкрученные строительные саморезы с плоской шляпкой и выпирающие на 1-1.5 см. Надежность фиксации шипов зависит от типа корда и толщины протектора. Использовать изношенную резину при таком методе шиповки нежелательно.
На стандартный комплект резины (120 передняя и 180 задняя) у нас ушло около 10000 саморезов. Вкручивать саморезы утомительно, но за несколько дней в неспешном темпе можно осилить. Резина сильно прибавила в весе и стала жестче.
На колесных дисках есть углубление под вентиль с внутренней стороны. Чтобы сосок камеры не терся о края, желательно подложить прокладку или резиновую шайбу, которую можно сделать из старого вентиля.
Камеры 17ого диаметра нужной толщины можно найти в мгазине с запчастями для китайских мотоциклов.
Установка шипованных колес требует снятия переднего крыла и хагера.
По мере эксплуатации этого комплекта статья будет обновляться. Постараемся определить оптимальный режим эксплуатации, требования к покрытию и скорость износа шипов.
В видео показан несложный процесс шиповки и результаты. Надеемся информация была полезна!
Учимся ездить на некрасивых мотоциклах, у которых сезон 12 месяцев в году
Пришел ноябрь, а вместе с ним — конец мотосезона-2020. Даже самые безбашенные мотоциклисты уже поставили в гаражи свои «спорты» и нэйкеды — ездить стало холодно, скользко, опасно. Удовольствия никакого. Я тоже распрощался со своей 310-кой до весны и тут же загрустил — уж очень не хочется на полгода забыть про удовольствие от езды на мотоцикле. От отчаяния принялся изучать специализированные сайты и профильные YouTube-каналы на тему зимних покатушек на двухколесном транспорте. Оказывается, есть класс мотоциклов, для которых сезон не заканчивается никогда. Это эндуро. Зимой на них даже интересней ездить. Но только по бездорожью. Если вы думали, что найдете в этой статье инструкцию, как в снегопад прохватить по проспекту 150 км/ч на Yamaha R1, то закрывайте страницу. Эндуро — это другой мир. Мир некрасивых, грязных мотоциклов, рядом с которыми не фоткаются девочки. Для более глубокого изучения вопроса я взял несколько уроков эндуро-езды. До этого я ни разу не съезжал на мотоцикле с асфальта.
Чем эндуро отличается от кросса?
Давайте сразу разберемся с классами. Эндуро — это огромный сегмент, включающий в себя различные модели от легких внедорожных мотоциклов до тяжелых тур-эндуро типа BMW R1250 GS, KTM 1290 Super Adventure или Honda Africa Twin. Гонять по сугробам на баварском «Гусе» — так себе затея, поэтому любители зимней мотоезды предпочитают легкие эндуро, которые иногда даже не ставят на учет. Рядовой обыватель запросто примет такой мотоцикл за кроссовый. В чем же отличие?
— В эндуро-мотоцикле есть электростартер и мягкая подвеска, которая позволяет прыгать по бревнам и комфортно передвигаться по ямам и ухабистым лесным дорогам. На кроссовых моделях нет аккумулятора и светотехники. Там все сделано для снижения массы. И подвеска у них более жесткая. Отмечу, что эндуро-модели тоже бывают без фар и поворотников, но тогда они считаются спортинвентарем и не могут быть поставлены на учет, — рассказал Onliner инструктор Геннадий, который организует любительские эндуро-покатушки под Минском.
Спортивные дисциплины мотокросса и эндуро-соревнований тоже отличаются. Кросс — это замкнутая трасса, созданная искусственно. Здесь присутствуют эффектные вылеты, красивые развороты. В целом мотокросс — это скоростной и динамичный спорт в том числе для зрителей. Эндуро же в первую очередь интересен райдеру. Эндуро-соревнования могут иметь трассу протяженностью в десятки километров, и мотоциклисты не всегда знают, что их ждет за новым поворотом. Препятствия могут быть самыми разными, вплоть до устья реки, бревен и крутых склонов. Часто эндуристы ездят по лесу. Международные соревнования обычно проходят в живописных местах. Отдельно принято выделять мототриал (странные байки без сидений), но это уж слишком узкий сегмент.
Если кратко, мотокросс — это закрытая трасса, на которой спортсмены наматывают круг за кругом, а эндуро — это езда по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.
Не сложно ли ездить зимой?
— Ездить на эндуро зимой сложнее, чем летом, но это очень интересно. Если мы говорим о людях, которые участвуют в гонках, то они просто обязаны кататься зимой, чтобы не терять навыки. Но и для обычных мотоциклистов зимние выезды лишними не будут. Как известно, в начале сезона наблюдается всплеск аварий с участием байков. Конечно, это связано в том числе с автомобилистами, которые отвыкают от присутствия двухколесной техники на проезжей части, но свою роль играет и то, что байкеры по полгода не прикасаются к мотоциклу и подзабывают особенности управления. А если ты всю зиму ездишь по лесу на эндуро, то ты хотя бы не потеряешь рефлекторные навыки управления этой техникой, — считает Геннадий.
Негативный первый опыт
Мои первые часы обучения эндуро-езде прошли еще при сухой погоде и плюсовой температуре. Спустя 15 минут после старта мне хотелось развернуться и закончить урок. Грязь под колесами, виляющий влево-вправо зад, постоянное ощущение нестабильности. Ехать по пересеченной местности с непривычки реально страшно. Когда я сдал на категорию А, первые «мотокилометры» на асфальте были более приятными.
Важно понимать, что эндуро-заезд проходит не только по утоптанным лесным дорожкам, которые вы видите на фотографиях в этой статье. На практике тебе постоянно приходится преодолевать глубокие ямы, атаковать грязевые лужи, переезжать из одной глубокой колеи в другую. Иногда ты едешь по краю возвышенности, и малейшая потеря сцепления неминуемо приводит к падению. Поскользнуться и распластаться на земле — проще простого. Хорошо, если не накроет 120-килограммовым байком.
— Если ты за тренировку не упал 20 раз — это не эндуро-урок, — шутят профессионалы.
То ли мне было стыдно сказать инструктору стоп-слово, то ли роль сыграла мужская гордость (раз уж взялся — делай до конца!), но я продолжил урок. В первый час езды я по привычке сидел на байке. Посадка слегка отличается от «гражданской»: тело нужно немного подать вперед, локти поднять и слегка растопырить в стороны. Но в целом принцип езды такой же, как на обычном дорожном мотоцикле, — едем туда, куда смотрим, руки расслаблены, за байк держишься ногами, обхватив бак, на рычагах переднего тормоза и сцепления всегда находится по паре пальцев. Глядя на инструктора, я недоумевал — как он постоянно едет в стойке и не устает? Как он переключает передачи? Как пользуется задним тормозом? Но уже во время второго урока я 90% времени стоял на подножках.
Когда ты сидишь, тебе сложнее балансировать. Стойка позволяет, во-первых, повысить устойчивость (ведь практически вся масса тела в таком случае давит на подножки, расположенные достаточно низко, а низкий центр тяжести улучшает устойчивость байка), а во-вторых, дает возможность более точно ловить баланс и «проглатывать» ямы. По сути у тебя становится две подвески. Первая — демпфирующие элементы мотоцикла, вторая — полусогнутые ноги и руки. У новичков руки очень быстро устают.
В стойке сложнее держать мотоцикл ногами, поэтому машинально держишься за байк руками. Нужно учиться расслаблять кисти и предплечья. Для этого есть упражнение — необходимо стать на подножки на неподвижном мотоцикле и наклоняться взад-вперед, отпустив руль. Еще в стойке могут уставать спина и ноги. На прямых и ровных участках можно садиться, чтобы отдохнуть.
Баланс
«Баланс» — это самое важное слово для эндуриста. В лесу под колесами может оказаться все что угодно: корень дерева, бревно, яма, глубокая лужа, крутые подъемы и спуски. Чтобы научиться преодолевать эти препятствия, важно научиться работать с балансом. Проще говоря, нужно знать, в какую сторону и как наклонить свое тело. Это ощущение приходит только с опытом, равно как и навык корректной работы с органами управления эндуро-байка.
Например, на крутых спусках нужно максимально сдвигать тело назад, включать вторую передачу и притормаживать исключительно задним тормозом. А для того чтобы заехать на гору, нужно наклониться вперед и поперечными движениями корпуса ловить равновесие, не забывая при этом газовать. Потеряешь импульс — остановишься прямо на подъеме и скатишься. В крутую гору лучше подниматься на второй передаче и регулировать тягу на колесе с помощью сцепления. Газ откручиваешь по максимуму и левым рычагом дозируешь порцию крутящего момента. У новичка это получается далеко не каждый раз.
Первое падение
На одном из первых занятий у меня произошло первое падение. Как уже отмечалось выше, эндуро — это когда ты не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом или горкой. Заехав кое-как на крутой холм, я не рассчитывал сразу за апексом подъема увидеть такой же крутой спуск. В итоге растерялся, не успел затормозить и сдвинуть тело назад, поэтому хорошенько грохнулся. Учитывая, что это было мое первое падение на мотоцикле вообще, я довольно сильно испугался.
— Даже когда ты начинаешь ездить на мотоцикле по городу, будь готов, что однажды тебе придется упасть. А если ты взялся за эндуро, то здесь падения будут постоянно. Если к этому не готов — лучше вообще найти себе другое занятие. Способов получить эмоции в этом мире масса, — подбодрил меня инструктор. Урок после падения усвоен: не видишь — не едь. На эндуро частенько приходится останавливаться, чтобы оценить ситуацию вокруг.
Отряхнул грязь, поднял мотоцикл, едем дальше. Теперь перед завершением заезда на любую возвышенность сбавляю газ, чтобы остановиться, как только заднее колесо преодолело препятствие. Говорят, в эндуро чем сложнее участок — тем интереснее. Значит, для меня пока самое интересное — это подъемы, за которыми сразу же начинаются спуски.
Не холодно кататься?
Если на обычном мотоцикле мерзнешь уже при +7, то на эндуро мне было тепло даже в −2, когда моросил дождь со снегом. На бездорожье ты постоянно работаешь физически, балансируя, поднимая байк и перебирая ногами по земле при крутых подъемах. Здесь главное — не вспотеть. Поэтому старый зимний пуховик на такие занятия лучше не брать. Снизу — термобелье, защита, штаны. Сверху — термобелье, защита, кофта, легкая куртка. Больше всего мерзнут руки. Если перчатки успели промокнуть, не лишней будет запасная пара.
Экипировка
Летом в городе многие мотоциклисты из экипировки используют только шлем и перчатки. На эндуро даже в теплую погоду важно защищаться по-полной: черепаха, наколенники, высокие кроссовые ботинки, кроссовый шлем. От обычного кроссовый шлем отличается выступающим «подбородком» и козырьком. Еще у него нет визора. Можно надевать очки, но они сильно потеют, поэтому я ездил с открытым лицом. Это не лучший вариант — ветки деревьев, грязь и песок могут попасть в глаза. Ситуацию с запотеванием спасают спреи для очков. Есть шлемы специально для эндуро. Они схожи с кроссовыми, но оснащены визором.
Это дорогое хобби?
Давайте считать. Самый доступный 250-кубовый эндуро-мотоцикл стоит в салоне в районе 2 тысяч долларов. На рынке хватает китайских моделей за эти деньги. Не будем называть отдельные бренды, все они плюс-минус одинаковые. Конечно, для покорения серьезных хард-эндуро-трасс эти мотоциклы не годятся, но для новичка — отличный вариант. Те, кто брезгует покупать «китай», могут присмотреться к подержанным японским моделям. Ну а если денег куры не клюют, можно начинать с KTM 150 EXC-TPI (у минского дилера он стоит 27,5 тысячи рублей).
Желательно уметь крутить гайки самому. Из-за падений такие мотоциклы часто ломаются, и иногда ремонт приходится устраивать в чистом поле. Масло в подобных эндуро-моделях меняется не по километражу, а по моточасам: раз в 10—15 часов. Как правило, в 250-кубовых моделях 1 литр масла. Если не хотите постоянно подтягивать цепь (она у китайских моделей часто «тягучая»), можно отдать еще 170 долларов за «дидовскую» цепь и новые звезды.
Дополнительно нужно купить полный набор экипировки, шлемом и перчатками здесь не ограничишься. За весь комплект придется отдать около тысячи долларов. Если кататься в том числе зимой, то до места покатушек байк нужно как-то доставлять. Здесь все индивидуально. Кто-то может хранить мотоцикл на даче (а значит, поближе к лесу), кто-то может возить его на прицепе, кто-то — в грузовом бусе.
Лайфхаки для эндуро мотоцикла
Сантехническая труба зачет) Подходит ваще нормально. Юзаю)
По тормозам пользуюсь единственный удобным для меня способом, хотя не факт что он правильный.
Открываю штуцер на суппорте и не закрывая его полностью прокачиваю 2-3 бачка, опустив в бутылку шланг от штуцера чтоб он полностью скрылся в тормоз.жиже. Полный прогод системы без запузыривания обеспечен. На 4 бачке завершаю стандартно закрытием/открытием/прокачкой. Два три раза всего. А не с самого начала давить, открывать, закрывать, я имею ввиду. При этом выливаешь чуть меньше половины 0,5 банки тормозухи, но ДОТ недорогой, чоуж.
Если насосало воздуха, то сверху иногда не выдавишь его. Тогда втыкаю самый большой шприц который продается в аптеке, набираю в него тормозуху и «дую» ей со стороны суппорта. Главное осторожно и не быстро, а то псыкнет в потолок из бачка.
Вся эта штука в одного легко делается, что удобно.
Сантехническая труба зачет) Подходит ваще нормально. Юзаю)
По тормозам пользуюсь единственный удобным для меня способом, хотя не факт что он правильный.
Открываю штуцер на суппорте и не закрывая его полностью прокачиваю 2-3 бачка, опустив в бутылку шланг от штуцера чтоб он полностью скрылся в тормоз.жиже. Полный прогод системы без запузыривания обеспечен. На 4 бачке завершаю стандартно закрытием/открытием/прокачкой. Два три раза всего. А не с самого начала давить, открывать, закрывать, я имею ввиду. При этом выливаешь чуть меньше половины 0,5 банки тормозухи, но ДОТ недорогой, чоуж.
Если насосало воздуха, то сверху иногда не выдавишь его. Тогда втыкаю самый большой шприц который продается в аптеке, набираю в него тормозуху и «дую» ей со стороны суппорта. Главное осторожно и не быстро, а то псыкнет в потолок из бачка.
Вся эта штука в одного легко делается, что удобно.
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Роwеrеd bу рhрВВ © 2001, 2005 рhрВВ Grоuр