Лак повышенной прочности для авто
6 лучших автомобильных лаков
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Лак – материал, применяемый для финишной обработки кузова авто с целью придания более выраженного цвета эмали (матового или глянцевого) и защиты металла от коррозионных, химических, термических и малых механических воздействий.
На сегодняшний день рынок предлагает более 100 наименований автолаков, что создает проблему выбора для каждого потребителя. Именно поэтому редакция журнала Expertology обратилась за помощью к опытным пользователям и мастерам покрасочных работы. На основании их оценок был сформирован рейтинг 6 самых лучших лаков, пригодных для профессионального перекрытия кузовов и отдельных кузовных элементов автомобилей.
Рейтинг лучших автомобильных лаков
Номинация | место | наименование товара | цена |
Рейтинг лучшихавтомобильных лаков | 1 | ROBERLO 350 HS 2+1 (1,5л) ELITE | 1 700 ₽ |
2 | BRULEX 2K-HS | 1 390 ₽ | |
3 | Baslac 40-40 2К | 1 360 ₽ | |
4 | PPG D880 HS | 1 208 ₽ | |
5 | Mobihel Anti-Scratch HS | 650 ₽ | |
6 | KROY 2K CLEARTEX HS SCRATCH RESISTANT | 941 ₽ |
ROBERLO 350 HS 2+1 (1,5л) ELITE
Продукт производства испанской компании Roberlo – профессиональный лак для профессиональной обработки кузова вне зависимости от возраста и состояния краски. Его можно применять как в случае предпродажной подготовки автомобиля (рекомендуется экспертами), так и при восстановлении отдельных элементов или кузова целиком в ходе ремонтных работ. Передача цвета базовой эмали у Roberlo 350 HS ELITE на высоте, равно как и функции защиты от воздействия различных негативных факторов.
Люди, использовавшие данный состав, отмечают высокую долговечность слоя даже при условии проведения шлифовальных и периодических полировочных работ, что является важным показателем качества лака. Примечательно и то, что в ассортименте Roberlo находится как минимум 6 дополнительных продуктов, которые могут использоваться для получения готовой смеси (отвердители, растворители и пластификаторы разной степени реагирования). Благодаря их комбинации можно получать уникальные фактурные перекрытия, которые придадут автомобилю эксклюзивности и надежно защитят металл от старения.
Достоинства
Недостатки
BRULEX 2K-HS
Второе место рейтинга по праву достается качественному бесцветному лаку от немецкой компании Brulex, изготовленному на основе акриловых смол. Его многокомпонентный состав идеально подходит для перекрытия всего кузова авто, а также отдельных кузовных элементов. Сроки полимеризации при стандартных условиях обработки составляют 24 часа. Однако этот процесс можно значительно ускорить, если оборудовать покрасочный бокс системой местного подогрева и обеспечить прогрев кузовного металла до +60 градусов Цельсия: тогда вместо 24 часов ожидания пользователь получить автомобиль уже через 3-4 часа.
Brulex 2K-HS рекомендуют в качестве средства для предпродажной подготовки автомобиля: комбинация перекрытия лаком и последующей полировки придает кузову «заводской» свежести. Удовлетворительные показатели текучести положительно влияют на расход: 1,5 литра готовой лаковой смеси – лак + отвердитель в соотношении 2:1 – хватает для качественного 1-слойного перекрытия среднеразмерного седана. Это, в свою очередь, обуславливает небольшую экономию на этапе использования, пусть и начальная цена покупки довольно высока.
Достоинства
Недостатки
Baslac 40-40 2К
Третья строчка рейтинга по праву достается профессиональному лаку для финишных работ Baslac 40-40 2K, пригодному для перекрытия основной краски кузова любой свежести. Ее рекомендуют наносить в 2 слоя с общей толщиной покрытия от 50 до 70 мкм с небольшой выдержкой и обдувом между первой и второй обработкой. При соблюдении этих нехитрых условий номинальные характеристики будут гарантированы: и защита от химического/механического воздействий, и длительное сохранение свойств внешнего вида.
Что примечательно, Baslac 40-40 2K может сушиться под инфракрасным излучением. Более того, производители призывают заканчивать процесс нанесения сушкой именно под ИК-излучателем, поскольку таким образом подготовка покрытия займет всего 8-15 минут времени (вместо 24 часов при температуре 20-25 градусов Цельсия). К сожалению, за инновации приходится платить дорого: стоимость комплекта (лак + затвердитель) обойдется пользователям дороже, чем аналог от компании Brulex. Поэтому, при прочих равных условиях, данный состав остается немного позади.
Достоинства
Недостатки
PPG D880 HS
PPG D880 HS – продукт, применяемый для восстановления кузова после проведения ремонтных работ. В его состав входят акриловые и полиуретановые смолы, обеспечивающие устойчивость затвердевшего покрытия к различного рода загрязнениям и химическим воздействиям окружающей среды. В связи с этим вероятность пожелтения слоя лака при эксплуатации минимальна, а вот устойчивость к процессам полировки и тонкой шлифовки, напротив, очень высока.
Как отмечают пользователи, PPG D880 HS хорошо поддается созданию оригинальной фактуры покрытия. Смешивая лаковую основу с различными компонентами (композитными растворами, отвердителями, пластификаторами и т.д.), можно добиться снижения или повышения блика, глянца, матовости; придать поверхности кузова текстуру кожи или мелкого напыления. Если бы не строгие требования к предпокрасочной обработке окрашенного металла, данный продукт мог бы легко претендовать на лидирующее место в рейтинге лучших.
Достоинства
Недостатки
Mobihel Anti-Scratch HS
Главное качество, за которое стоит любить Mobihel Anti-Scratch HS – это лучшая устойчивость к мелким царапинам и сколам, которые неминуемо возникают в процессе эксплуатации авто. Словенской компании Mobihel удалось создать прочный и надежный лак на основе акриловых смол, нанесение которого гарантирует защиту от небольших механических повреждений, выцветания слоя краски, а также коррозии металла кузова. Недостаток же тут один: высокая цена, которая и делает продукт менее привлекательным в глазах широкого круга пользователей.
Что же касается нанесения, то Mobihel Anti-Scratch HS проявляет себя не столь притязательно, как PPG D880 HS – особых предписаний к обработке кузова не предъявляется. А вот расход не может порадовать особо щепетильных до бюджета людей: для обеспечения качественного покрытия следует наносить лак в 2-3 слоя. Сама же работа по перекрытию кузова достаточно быстра: послойная выдержка состава требует всего 15 минут времени, а финишное застывание протекает за 2-3 часа. Таким образом, пользователи оказываются перед сложным выбором между ценой и качеством…и чаще всего второй компонент, равно как и данный лак, уступает дешевизне и более бюджетным конкурентам.
Достоинства
Недостатки
KROY 2K CLEARTEX HS SCRATCH RESISTANT
Шестая строчка рейтинга автомобильного лака от KROY обусловлена скепсисом экспертов относительно его главной предписываемой функции. Производитель заявляет, что нанесенный состав невосприимчив к царапинам, которые возникают от механического воздействия окружающей среды, и сохраняет первозданный вид в течение длительного времени. На деле всё оказывается куда скромнее: да, защиту 2K CLEARTEX HS все-таки обеспечивает, однако при тестовой пескоструйной обработке лак теряет глянец раньше всех конкурентов.
Что же касается удобства нанесения, то здесь никаких нареканий к составу нет. Производитель рекомендует наносить его в 2 слоя с короткой выдержкой (порядка 15-25 минут), чтобы обеспечить максимальную адгезию сначала с металлом, а после и со свеженанесенной поверхностью. Полное высыхание KROY 2K CLEARTEX HS наступает при 24-часовой выдержке, однако есть возможность ускорить этот процесс путем повышения температуры среды до +60 градусов Цельсия. Тогда время подготовки сокращается до 30 минут. В целом, состав проявляет себя достойно, но смелые и ложные заявления об особенностях вкупе с малой распространенностью на рынке не позволяют претендовать на лидерские позиции.
10 лучших автомобильных лаков
Характеристика в рейтинге
1 | BRULEX 2K-HS | Высокое качество материала |
2 | PPG D800 | Лучшее соотношение цены и качества |
3 | MOBIHEL 2К HS 2:1 | Устойчивость к мелким царапинам |
4 | Motip Clear Varnish | Выбор покупателя |
5 | NASON N-4000 + N-5000 1500 мл | Отличный блеск покрытия |
6 | MIPA 1800 400 мл | Оптимальный выбор для ремонтных работ |
7 | REOFLEX UHS, 1 л + 0.5 л отвердитель | Лучший отечественный автолак |
8 | Dyna Clear 7000 AS 2:1 | Надежно защищает от мелких царапин |
9 | DUXONE DX40 2K Clear 1000 мл | Хорошая укладываемость |
10 | KUDO 1K 520 мл | Лучшая цена |
Для завершающей обработки кузова авто несколько раз наносится лаковый слой, защищающий краску от мелких царапин, сколов и выгорания на солнце. Если же проводится мелкий кузовной ремонт своими силами, автолюбители предпочитают использовать лак в аэрозольном баллончике. Актуально использование такой продукции при подкраске велосипедных или мотоциклетных рам, крыльев, колесных дисков и других элементов транспортных средств.
Какой лак лучше?
Самым современным и практичным автомобильным лаком считается полиуретановый. Продукт на основе этого вещества с добавлением акрилатов считается более доступным по стоимости материалом с отличными свойствами. Высокие оценки специалистов по покраске авто заслуживает продукция марок Dyna, MOBIXEL, BRULEX, PPG. Они дают лучшую усадку, смотрятся как заводское покрытие, но и стоят недешево. При выборе ремонтных лаков предпочтение отдается брендам MIPA или Motip. Достойны внимания и отечественные производители. Слой лака REOFLEX дает высокие защитные свойства, отличается легкостью укладывания и быстро сохнет.
Как выбрать автомобильный лак?
Вопрос цены остается ключевым фактором только при выборе автомобильного лака для работ с малыми объемами. Далеко не все производители дублируют лаковую продукцию в баллончиках. При полной покраске машины разница в стоимости материалов не так критична. Особенно это заметно в сравнении со стоимостью работ профессиональных автомаляров. При выборе учитывают следующее:
Твердые лаки HS. С высокой долей сухого вещества. Ложится плотным слоем, низкая текучесть, легко исправить дефекты. При этом он долго сохнет, ложится с выраженной шагренью и сложно полируется на кантах и изгибах.
Легкие лаки MS. Со средним остатком. Дают умеренную шагрень, но очень легко могут потечь при чрезмерном нанесении. Сохнут быстрее, но требуют герметичного бокса, так как лаки MS чувствительны к оседанию пыли.
Состав. Лучшие результаты дает использование двухкомпонентных лаков – они позволяют получить покрытие с большей плотностью. Даже 1-2 слоя такого лака будет выглядеть привлекательнее, чем однокомпонентный продукт.
Бренд. Правильное решение – отдавать предпочтения маркам с репутацией, однако и среди малоизвестных марок есть фирмы, выпускающие продукт высокого качества, не уступающий лидерам рынка.
В нашем обзоре представлены лаки разных брендов, заслуживших положительные рекомендации профессиональных специалистов по покраске авто и высокие оценки владельцев с опытом практического использования данной продукции. Представлены бюджетные и профессиональные лаки, составные и готовые к употреблению, быстросохнущие и в аэрозольных баллончиках.
ТОП-10 лучших автомобильных лаков
10 KUDO 1K 520 мл
Недорогая автомобильная краска KUDO 1K в аэрозольном баллончике пользуется популярностью у автолюбителей. Лак отлично ложится, быстро сохнет и при умелом нанесении не оставляет потеков. Демонстрирует лучшие адгезионные свойства по отношению к обрабатываемой поверхности. Чаще используется для точечного ремонта и обновления отдельных деталей автомобиля.
Финишный слой отличается оптимальной атмосфероустойчивостью и высокой степенью глянца. Судя по отзывам, этот автомобильный лак вполне оправдывает ожидания за такую цену. При этом некоторые пользователи отмечают появление царапин на покрытии уже после первой мойки авто.
9 DUXONE DX40 2K Clear 1000 мл
Баллончик DUXONE DX40 предназначен для полного и точечного ремонта авто по системе база/лак и демонстрирует лучшую производительность. Представленное покрытие не требует долгой выдержки в промежутках между послойным нанесением и перед ускоренной сушкой. Быстрое высыхание лака обеспечивает минимальный риск повреждения поверхности взвешенными частицами пыли.
Акриловая основа гарантирует оптимальную полируемость кузова и отличный глянец на выходе. По отзывам пользователей, этот автомобильный лак хорошо ложится и не требует высокого давления. При этом не является лучшим вариантом для работы в условиях низких температур и слабо растекается.
8 Dyna Clear 7000 AS 2:1
Высокопрочный лак Dyna Clear 7000 подходит как для профессионального, так и любительского воспроизведения глянцевого финишного покрытия. Он отлично справляется с прокраской панелей, отдельных деталей авто и всего кузова. Продукт отличается высокой степенью надежности и лучшим качеством глянца. Представленный лак выполняет не только декоративную, но и защитную функцию.
Покрытие устойчиво к влиянию окружающей среды и образованию царапин. При выполнении работ автомобильным лаком Clear 7000 следует учитывать требования о температуре воздуха не ниже +16˚C. Пользователи отмечают увеличенное время межслоевой выдержки и полного отвердения средства – не очень удобно. На высыхание поверхности при +20˚C уходит 16 часов.
7 REOFLEX UHS, 1 л + 0.5 л отвердитель
Для окраски пластиковых и металлических деталей авто отлично подойдет средство с высоким сухим остатком REOFLEX UHS, которое отличается повышенной эффективностью. Основным преимуществом этого лака является максимально быстрое высыхание. При температуре +20˚C потребуется всего 90 мин, что позволяет значительно сократить время ремонта. Лаковая пленка отличается лучшей износоустойчивостью, защищает кузов от царапин и воздействия УФ лучей.
Несмотря на то, что лак жидковат, он хорошо ложится и демонстрирует монтажную прочность по истечении 1,5 часа. При этом покрытие не может похвастать идеальным глянцем и немного скатывается в матовость. Защитный слой после нанесения средства составляет заявленные 60 микрон.
6 MIPA 1800 400 мл
Представленный в аэрозольном баллончике лак MIPA 1800 отличается доступной ценой и оптимальными эксплуатационными характеристиками. Бесцветный матовый спрей обеспечивает обработанным кузовным деталям оптимальную защиту и привлекательный внешний вид. Данный автомобильный лак предназначен для ремонтных работ при температуре выше +10˚C. Наносится средство в 2-3 слоя с минимальным перерывом на высыхание в 3 мин.
Судя по отзывам, этот аэрозольный лак отлично справляется со своими функциями и не требует особых навыков при нанесении. Подходит для всесезонной обработки авто. Полностью соответствует требованиям по содержанию летучих органических соединений. Некоторых покупателей смущает цена за баллончик.
5 NASON N-4000 + N-5000 1500 мл
Для кузовного ремонта авто отлично подойдет 2-компонентный набор от Nason, представленный акриловым лаком и отвердителем. Комплект удобен в использовании и отличается быстрым высыханием. Межслойная выдержка не превышает 5 мин, для финишной полировки потребуется 1-3 часа.
Покрытие отличается лучшими эксплуатационными характеристиками и повышенной устойчивостью к механическому и химическому воздействию. Представленный автомобильный лак обеспечивает превосходный блеск поверхности, который сохраняется максимально продолжительное время. Выдерживает агрессивное влияние атмосферных явлений. При нанесении краски легко испортить покрытие потеками – это не самый лучший материал для начинающего маляра.
4 Motip Clear Varnish
Автомобильный лак создан с использованием акриловой основы и обладает высокой прозрачностью. Выпускается в виде аэрозольных баллончиков с емкостью 0,5 литра. Этого объема вполне достаточно, чтобы качественно обработать до 2 м² поверхности кузова. Он отлично обновляет лаковый слой авто и подходит для укладки на хромированную краску или обладающую эффектом металлик.
Аэрозольный лак имеет лучшую адгезию с окрашенной поверхностью кузовных деталей. Нанесенный слой обладает устойчивостью к ультрафиолетовому излучению и погодным колебаниям, демонстрируя высокую прочность и долговечность. Популярность Motip Clear Varnish на отечественном рынке подтверждает его практичные свойства и универсальность. Лак часто применяют не только для обновления кузова авто, но и при обработке различных предметов декора, мебели и т.п. Поставка материала в готовом для использования виде (в баллончиках) делает процесс нанесения защитного слоя не сложным и быстрым занятием.
3 MOBIHEL 2К HS 2:1
Продукция этого бренда на рынке имеет репутацию качественного и сбалансированного товара, обладающего целым рядом преимуществ перед конкурентами. Двухкомпонентный лак на основе акриловых смол отличается высокой прозрачностью. Подготовка к работе при помощи отвердителя позволяет получить материал оптимальной вязкости. Как правило, на окрашенный кузов авто наносится два (три) слоя лака, с выдержкой не более 15 минут. Достаточно быстро сохнет, при правильной консистенции не оставляет потеков и требует минимальной полировки.
Полученный защитный слой устойчив к внешним агрессивным средам и температурным колебаниям, обладает высокой стойкостью к механическому воздействию (демонстрирует самую лучшую стойкость к мелким царапинам). Базовая эмаль, покрытая автомобильным лаком MOBIHEL, остается в первоначальном цвете, а само покрытие с течением времени сохраняет свои свойства без изменений.
2 PPG D800
Специально разработанный для проведения ремонтной окраски кузова, лак PPG D800 создан на основе акриловых и полиуретановых смол. Изначально являясь финишным покрытием, он по своим характеристикам совершенно не уступает заводской окраске, придавая любому авто свежий привлекательный вид. Лак сохраняет свою прозрачность (не желтеет) и ложится на поверхность ровным слоем, свойства которого долгое время остаются без каких-либо изменений. Данное покрытие замечательно переносит шлифовку и не поддается вредному воздействию окружающей среды.
Автомобильный лак PPG D800, являясь продуктом премиального сегмента, отвечает всем стандартам качества и оправдывает заявленные производителем характеристики. Используя данное средство в сочетании с различными добавками (пластификаторами или композитами), можно получить совершенно оригинальную фактуру с эффектом кожи, замши, или матовую поверхность без глянца. Данная технология изменит облик авто, придав ему больше индивидуальности.
1 BRULEX 2K-HS
Высококачественный прозрачный лак на основе акриловых смол изготавливается немецким производителем BRULEX на современном оборудовании. Полученный двухкомпонентный материал отлично подходит для полного или частичного покрытия кузова авто. Благодаря хорошей текучести, комплекта (1 л лака и 0,5 л отвердителя) достаточно для нанесения 1,5 слоя на седан среднего класса. Время высыхания до полной полимеризации составляет одни сутки, но этот процесс можно осуществить всего за 2 часа, если проводить работы в покрасочной камере с подогревом. Температура поверхности кузовных деталей при этом должна быть порядка 60 °C.
Автомобильный лак BRULEX 2K-HS очень прочный и замечательно справляется с защитой краски от окружающей среды. Именно благодаря сбалансированному составу сырьевых компонентов и полученным характеристикам нанесенный слой сохраняет первоначальный блеск достаточно долгое время. Данный материал изготовлен для профессионального ремонта, поэтому качество покрытия не идет ни в какое сравнение с лаковым слоем, нанесенным при помощи аэрозольных баллончиков.
Автомобильный лак, типы, характеристики
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
В этой статье мы подробно разберёмся, что такое автомобильный лак, какие типы лаков бывают, какие имеют характеристики.
Система заводского защитного покрытия автомобиля состоит из нескольких слоёв. Первым идёт первичный антикоррозионный грунт, который наносится электростатическим способом. Далее идёт грунт, сглаживающий все мелкие неровности. Потом идёт финишное покрытие, состоящее из базового пигментного слоя, за которым следует прозрачный слой лака. Он обеспечивает защиту базы, долговечность, устойчивость к царапинам. Этот слой защищает краску от выцветания, вызываемого ультрафиолетовыми лучами солнца, придаёт ей блеск и глубину.
Содержание статьи:
Что такое автомобильный лак?
Автомобильные лаки были впервые разработаны в конце 1970‑х годов, когда систему окраски разделили на две части: пигментный базовый слой и бесцветный прозрачный слой. К 1980‑м годам система окраски с использованием прозрачного слоя стала популярной.
Устойчивость к коррозии обеспечивает не только прозрачное покрытие, а все слои ЛКП, включая специальный грунт.
Основные требования к автомобильному лаку: хорошая адгезия к базовому слою, блеск, ровное растекание по поверхности, защита от внешних воздействий, отсутствие пожелтения, эластичность даже при ‑20°C.
Лак обычно дешевле, чем многие краски, поэтому увеличивает толщину ЛКП, не добавляя много к общей стоимости.
Грубо говоря, лак — это краска без пигмента. Он состоит из нескольких химических компонентов:
На всех ли машинах есть лак?
Не на всех автомобилях имеется лаковый слой. Финишное не лакированное покрытие называется однослойной краской. Лакированное покрытие называется двухслойной краской или ЛКП. Сейчас 95% продаваемых машин покрыты лакированной краской.
Есть машины, не имеющие верхнего прозрачного слоя. Это некоторые цвета без эффекта «металлик» и «перламутр». К примеру, белый — один из самых последних цветов, которые стали лакировать. Это, как правило, делается для экономии средств, а также из-за прощающего характера белой краски. Она дешёвая, на ней не видны мелкие дефекты, а процесс старения менее заметен, по сравнению с любыми другими цветами. Как правило, белый цвет без прозрачного слоя можно встретить на грузо-пассажирских машинах. Конечно же, такой цвет, как «белый перламутр» к этому не относится. Он лакируется, как все «металлики» и «перламутры».
Толщина плёнки автомобильного лака
Формирование прозрачной плёнки достаточной толщины важно для обеспечения долговечности финишного слоя. Слишком тонкая плёнка может привести к преждевременному её разрушению, отслоению, общему ухудшению внешнего вида. Слишком толстая плёнка может привести к дефектам при окрашивании (к примеру, всплытию растворителя), худшей эластичности. Опять же всё зависит от типа и качества автомобильного лака, его состава, объёма твёрдых компонентов. Эти показатели мы рассмотрим ниже.
Толщина прозрачного слоя может сильно варьироваться в зависимости от панели и производителя авто. Чаще всего рекомендуется наносить автомобильный лак общей толщиной в диапазоне от 30 до 80 микрон. Он должен иметь достаточную толщину для защиты, а также как запас для дальнейших абразивных полировок. При полировке важно следить за тем, какое количество прозрачного слоя удаляется. Для этого можно применять толщиномер (см. статью “использование толщиномера перед полировкой”). Каждый раз при абразивной полировке удаляется примерно 2–3 микрона лакового слоя. В слишком тонкой плёнке остаётся недостаточно ультрафиолетовых поглотителей, чтобы блокировать УФ-лучи, что снижает долговечность ЛКП. Если удалить слишком много лака, это может привести к постепенному обесцвечиванию ниже расположенного пигментного слоя, отслоению, разрушению лакокрасочного покрытия.
Твёрдость автомобильного лака, уровень блеска
Твёрдость автомобильного лакокрасочного покрытия может зависеть от ряда факторов: от состава продукта, количества используемого отвердителя, способа нанесения, влажности воздуха во время отвердевания, от типа сушки, от того, производилась ли абразивная полировка сразу после отвердевания.
Уровень блеска
В большинстве случаев при покраске кузова применяются глянцевые автомобильные лаки. Однако, как альтернативный вариант, существует матовый автолак. Его можно наносить как есть или смешивать с обычным, получая различный уровень блеска.
Lexus с матовым лаком
Уровень блеска у разных автомобильных лаков может отличаться. В основном, он определяется соотношением смолы, затвердевающей после высыхания.
Типы автомобильных лаков по способу нанесения и отверждения
При нанесении автолак должен быть совместим с базовым слоем, на который он наносится, не должен его растворять. Качественные автолаки известных производителей удовлетворяют этим требованиям. Дешёвые марки, разбавленные не специальным разбавителем, могут влиять на базовый слой, вызывая различные дефекты.
Сначала рассмотрим автомобильные лаки по способу нанесения и отверждения, не касаясь подробностей хим. состава, а уже ниже рассмотрим классификацию автолаков по химическому составу.
Типы автомобильных лаков по химическому составу
Химикаты автомобильных лаков несколько отличаются в зависимости от различных потребностей рынка. Почти все системы основаны на акриловых смолах.
По поводу состава и химической структуры автомобильных лаков существует много неясностей. Более подробно о том, что такое полиуретановый, акрил-уретановый и акриловый автолаки, чем они отличаются, мы разберёмся в конце этой статьи.
Содержание твёрдых компонентов в лаке (сухой остаток после отвердевания)
С 2004 года директива ЕС ограничила содержание летучих органических соединений VOC в лакокрасочной продукции. Производители стали изготавливать свои продукты в соответствии с требованиями экологических норм. Так появились лакокрасочные материалы с более низким содержанием растворителей и высоким содержанием твёрдых веществ. Можно выделить три категории лакокрасочной продукции по содержанию в них твёрдых компонентов. Не существует официальных принципов, предписывающих отличать одну категорию от другой, однако, общеизвестное правило выглядит следующим образом:
Допустим, мы используем автомобильный качественный лак зарекомендовавшего себя бренда. Давайте разберёмся, что представляют собой различные лаки с разной концентрацией твёрдых компонентов, как они наносятся, какую плёнку дают после отвердевания.
Как отличаются лаки с разным содержанием твёрдых компонентов при нанесении?
Автомобильные лаки содержат смолу, добавки, растворитель, отвердитель. Объём твёрдых частиц — это объем лака после испарения растворителя и затвердевания.
Коэффициент смешивания лаков
Двухкомпонентные автомобильные лаки требуют смешивания двух компонентов перед их распылением. Это сам лак и отвердитель. Также обычно на упаковке можно найти рекомендации для добавления разбавителя.
Если Вы покупаете лак в магазине, где производится подбор цвета красок, то там обычно могут налить нужное Вам количество лака и дать отдельно нужное количество отвердителя с разбавителем.
Соотношение смеси для двухкомпонентной системы — это соотношение количества смолы и катализатора, необходимых для получения полного отверждения системы. Эти соотношения определяются хим. веществами, входящими, как в состав смолы, так и в состав катализатора, должны соблюдаться, иначе могут возникнуть трудности с отверждением.
Если лак смешать с большим количеством отвердителя, то это может привести к повышению его твёрдости, но также к увеличению хрупкости, снижению ударопрочности. Мало отвердителя приведёт к снижению отверждения и общей прочности. Оба фактора влияют на долговечность лакокрасочного слоя и при нарушении пропорций снижаются эксплуатационные характеристики.
Коэффициент смешивания может выражаться по весу (by weight), объему (by volume). Из-за различий в плотности смолы и катализаторов соотношение по массе и по объему во многих случаях будет разным. Наиболее часто коэффициент смешивания выражается по весу. Тогда правильное количество компонентов измеряется на весах, потом смешивается вместе.
Ассортимент отвердителей и разбавителей позволяет осуществлять процессы от точечного ремонта до полной перекраски при широком диапазоне температур и условий в кузовных мастерских.
Чем отличаются лаки с разным коэффициентом смешивания?
У разных лаков могут быть различные коэффициенты смешивания (10:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1).
Как уже упоминалось выше, это пропорция смешивания, к примеру, 4:1 означает 4 части смолы на 1 часть отвердителя.
В зависимости от рецептуры продукта требуется определённое количество активатора, чтобы образовались полимерные связи.
Для полиуретана обычно требуется много изоцианата, для активации, поэтому коэффициент смешивания у него обычно с большой долей активатора относительно смолы, чем у других систем: 3:1, 2:1 или 1:1.
Результат распыления у продуктов с разными коэффициентами смешивания может быть похожим. Поэтому, как правило, нужно изучать характеристики самого автолака.
Керамолак
В начале 2000‑х компания Мерседес решила создать лак с улучшенной устойчивостью к царапинам для своих автомобилей представительского класса. После изучения различных разработок, было принято решение использовать технологию лака, которая компания PPG применяла для лакирования деревянных полов. Хороший блеск, повышенная абразивная стойкость этого покрытия были получены введением наночастиц диоксида кремния (SiO2). Эти знания легли в основу разработок нового автомобильного керамолака CeramiClear.
Во время работы над новым автолаком решались задачи улучшения долговечности, прозрачности, повышения адгезии, возможности полировки нанесённого керамолака.
Компания PPG обладает 22 патентами на технологии, использованные при создании автомобильного керамолака CeramiClear, которые в основном состоят из трёх изобретений:
Спецразработка компании PPG керамолак CERAMICLEAR для компании Mercedes ‑Benz — это своего рода модефицированный полиуретановый лак. Он очень прочный, при этом эластичный, что не делает его хрупким, обеспечивая лучшую защиту от сколов. Он устойчив к появлению царапин, обладает способностью самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин в процессе последующего нагрева поверхности. Впервые керамолак анонсировали в 2003 году. В следующем году появилась усовершенствованная версия CeramiClear для использования с системой Global Refinish System, получившая впоследствии Золотую награду на Международном Гран-при за технические инновации в автомобильном сегменте Европы.
В этой системе используются наночастицы диоксида кремния. Микроскопические частицы свободно плавают сначала в жидком прозрачном слое, а затем во время сушки внутри специальной камеры при температуре около 140 градусов Цельсия поднимаются на поверхность. Частицы соединяются друг с другом таким образом, что создаётся чрезвычайно плотная и гладко структурированная сеть, значительно более устойчивая к царапинам, чем обычное ЛКП. Твёрдые наночастицы распределены по всему слою, но по большей части сконцентрированы в верхней части CeramiClear.
По словам представителей Мерседес, наночастицы в три раза повышают устойчивость к царапинам, обеспечивают заметно улучшенный блеск на длительный период времени.
Машины с CeramiClear гораздо легче мыть из-за более высокого поверхностного натяжения. Большую часть грязи легче смывать. Остаётся меньше мелких царапин после мойки.
Был также разработан керамолак для ремонта автомобилей, покрытых CeramiClear, обеспечивающий примерно такой же уровень защиты, как и заводской керамолак. Керамолак можно распылить на уже нанесённое обычное ЛКП. После распыления керамолака есть «окно» 12–24 часа, после чего происходит полное затвердевание. Внутри этого «окна» можно отшлифовать ЛКП на мокрую, потом отполировать. В этот промежуток между нанесением и полным затвердеванием керамолак ведёт себя как обычное лакокрасочное покрытие. Рекомендуется полировать через 2–3 часа после покраски.
Технология лаков устойчивых к царапинам
Керамолак компании PPG не единственный стойкий к царапинам лак. Существуют лакокрасочные покрытия, не содержащие наночастиц диоксида кремния, но также способные противостоять царапинам и самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин. Устойчивость к царапинам связана с перекрестно сшитой плотной полимерной матрицей, а также за счёт высокотемпературной сушки для дальнейшего повышения твёрдости.
По сути, простой полиуретановый лак также устойчив к царапинам. Все новые технологии лаков с повышенной стойкостью к царапинам являются его модификациями. Его главное преимущество заключается в том, что при высокой прочности, он остаётся эластичным, не хрупким. Простая полиуретановая плёнка для защиты кузова (см. статью о защите кузова плёнкой) также очень износостойкая, способная восстанавливаться от поверхностных царапин при нагреве. Более подробно лаки с разной химической структурой и их сравнение мы разберём в этой статье ниже.
УФ-отверждение лаков для лучшей устойчивости к царапинам
У стандартных лаков 1K и 2K плотность сшивания полимерной матрицы 8–12 МПа. С ультрафиолетовым отверждением можно получить гораздо большую плотность поперечных сшивок. Однако плотность выше 30 МПа уже не приводит к улучшению устойчивости к царапинам.
Ограничением ультрафиолетового отверждения является нулевое затвердевание в теневых зонах кузова. Сложные трехмерные формы кузова содержат области не попадающие под воздействие ультрафиолетового света. Это соображение привело к разработке лака двойного отверждения с использованием механизма сшивания изоцианатного полиола в дополнение к реакции полимеризации, инициированной ультрафиолетовым излучением. В то время как внешние видимые окрашенные области автомобиля достигают полного отвердевания с помощью двух механизмов, внутренние теневые зоны твердеют за счёт обычного процесса, без применения УФ-лучей.
Акрил, Акрил-уретан и Полиуретан
Акрил используется в самых разнообразных лакокрасочных материалах либо в качестве первичной смолы, либо в качестве сополимера с другими смолами.
Большинство традиционных автомобильных лаков состоят из акриловых и меламиновых смол. Акриловый полимер даёт твёрдость и хим. активность. Чтобы придать хорошие свойства текучести и распыляемости, растекаемости, выравнивания после распыления, для этого часто акриловые полимеры смешивают с разными мономерами.
Уретан в названии лаков не используется в качестве обозначения химиката.
Химический “уретан” не является точным описанием типа смол, используемых в красках. Он также известен как этилкарбамат, очень токсичное хим. вещество, когда-то использовавшееся в фармацевтике, но от него давно отказались из-за его токсичных характеристик. То, что можно обнаружить во многих плёнках красок, является “уретановой связью”. Это ключевой строительный блок, встречающийся в некоторых полимерах, и определяющий эксплуатационные свойства.
В целом лакокрасочные материалы, содержащие “уретановые связи”, обладают большей прочностью и долговечностью.
Акрил-уретановые лаки – отличный продукт, они сохнут быстрее, более прочные и служат дольше акриловых. Они являются промышленным стандартом для автомобильных ЛКП, и за последние два десятилетия во многом заменили акриловые материалы. Это предпочтительный выбор многих автопроизводителей. Акрил-уретановые покрытия прочные и меньше подвержены сколам, чем акриловые. Некоторые ЛКП из акрил-уретанов конкурируют или даже приравниваются к своим конкурентам из полиуретана, но в целом полиуретановые материалы имеют репутацию самых прочных.
Термин “полиуретан” ( PU ) появился давно в прошлом, потому что доминирующей химической группой, присутствующей в полимере, была уретановая группа.
Если придираться к терминам, акрил-уретан также можно назвать полиуретаном (из-за множества уретановых связей), однако настоящий полиуретан и акрил-уретан — это 2 разные системы окраски. Акрил-уретан не настолько эластичен как полиуретан и больше подвержен появлению царапин и сколов. Акрил-уретан не имеет столь же сильной защиты от УФ-излучения, из-за чего к нему часто добавляются УФ-протекторы.
Базовая структура полиуретанового лака отличается мягким сегментом на основе полиола, что придаёт ему гибкость и эластичность. Также имеется твёрдый сегмент с высокой плотностью уретановых сшивок, что придаёт покрытию твёрдость. Таким образом, полиуретаны сочетают в себе прочность и гибкость. При соответствующей рецептуре не существует другого класса продуктов, имеющих лучший баланс адгезии, устойчивости к УФ-излучению, износостойкости и эластичности.
Свойства, которые делают двухкомпонентный полиуретан уникальным, включают в себя следующие:
Пример настоящих полиуретановых лакокрасочных материалов – продукция Imron компании Dupont. В течение последних почти 40 лет они используются преимущественно на грузовом автотранспорте, самолетах и т.п., как наиболее износостойкие. PU-материалы и Imron в частности — самые опасные для здоровья. Большая концентрация изоционатов, входящих в состав активаторов, впитывается в организм человека через кожу и глаза. Как только изоционаты попадают в организм, они не выводятся, а накапливаются в крови, костях, печени, лёгких.. (см. статью “вред здоровью кузовщиков и автомаляров”) При распылении таких материалов важно использовать специальный респиратор, перчатки и защиту для глаз.
Какой лак выбрать?
Наиболее доступным по цене является акриловый лак. В магазинах с продукцией для кузовного ремонта на прилавках чаще всего находится именно он. Выбрав этот продукт проверенного бренда можно получить хорошие результаты при окрашивании кузова. Особенно, если весь процесс подготовки, окрашивания и последующей полировки сделать правильно.
Полиуретановый лак специфичен, наиболее прочный и эластичный. Его можно купить не везде и лучше применять, если автомобиль требует особенно прочного долговременного покрытия.
Акрил-уретановые лаки можно назвать золотой серединой. Они дороже акриловых, продаются у представителей известных производителей лакокрасочной продукции и на порядок лучше акриловых лаков.
В целом сосредоточьтесь на характеристиках лаков и рекомендациях коллег. Обращайте внимание на эксплуатационные данные и объективные обзоры автолака, чтобы убедиться, что вы получаете то, что ожидаете. Кроме того, не используйте цену как показатель качества. Для большинства марок автомобильных лаков и красок цена на сырье и производственные накладные расходы составляют лишь очень небольшую часть от общей стоимости. Большая часть затрат приходится на непомерные маркетинговые бюджеты.
Также читайте статью “покрытие лаком автомобиля” о правильном нанесении автолака.