Куда вмонтированы штатные динамики в легковом автомобиле
Автозвук часть 1: замена штатных динамиков.
Автозвук в машине я решил разбить на этапы:
1. Заменить штатные динамики. Установить новые динамики без усилителя(без большой нагрузки), примерно на месяц, чтобы они разыгрались.
2. Изготовить двойной пол в багажнике, чтобы спрятать усилители. Двойной пол я уже делал в своей предыдущей Киа Рио.
3. Поставить усилители и сабвуфер: от предыдущего автомобиля осталось: Моноблок Kicx QS 1.350, сабвуфер Alpine SBG-1244BP, а также четырехканальный усилитель DLS XM40. Подключаться к штатной магнитоле буду с помощью MDLab SQ5. Все это переедет в проСид.
4. Сделать виброизоляцию дверей и задних боковин.
5. Поменять сабвуфер: хочу 10 дюймов в маленьком ящике. И чтобы был легкий: вытащил, оставил его дома и поехал путешествовать.
6. Если звук не устроить буду думать про замену штатного ГУ.
Этап 1.
В Киа Рио у меня на фронт стояли динамики Morel Tempo 6, купленные в своё время за 4200 рублей. Динамики хорошие, музыкальные. Чистые и звонкие верха, однако не хватало в них низких частот. Поэтому мне очень хотелось сохранить достоинства Tempo 6, но добавить к ним низких частот.
Сначала подумал в передние двери воткнуть эстрадные динамики. Однако на пляжах дискотеки я не устраиваю, на соревнования по автозвуку не езжу, музыка нужна внутри автомобиля, чтобы была звучная, поэтому от эстрады я отказался.
Выбирал среди двухкомпонетной акустики размером 16см:
— Focal Access 165 AS
— DLS R6.2
— Ural AK-74.C
— Morel Tempo Ultra 602
— JBL GTO6508C
Слушал все кроме Уралов, победу одержали Morel.
В качестве задних динамиков долго думал про URAL (warhead) AS-W165MB. В последний момент захотел чтобы сзади были ВЧ частоты, поэтому в качестве задних купил коаксиальные динамики(тоже 16 см) Morel Tempo Ultra Integra 602.
И перед и зад обошлись в 14тыс. рублей. Проставки в подарок (4шт по 16мм).
Затем я долго читал про акустические провода и сравнивал цены на них. Брендовые провода предлагают по цене от 300 рублей за метр. Поэтому я купил:
ПВС 2*1,5 для пищалок (не помню цену).
ПВС 2*4,0 для мидбаса (70 рублей за метр).
Установил все сам. Все спаял, изолировал термоусадками. С передними дверями мучался долго: целый день. Много времени ушло, чтобы протянуть в двери толстый кабель ПВС 2*4,0. Кроссоверы установил за передней панелью, приклеил двухсторонним скотчем к кузову.
Проставки для мидбаса в передних дверях 32мм (2*16мм):
Впаивался к проводам, сразу после разъема к штатному ГУ, разбирается все очень легко:
Задние динамики установил часа за 3, проставки не нужны, там есть подиумы специальные. Фото забыл сделать.
Звук конечно поменялся в лучшую сторону, появился бас, наконец то есть ВЧ. Пока у динамиков разминка. Потом поставлю усилитель, и уже можно будет в полной мере оценить мелодичность и потенциал динамиков.
Кстати может кто посоветует по подключению питания усилителей:
— для питания на усилитель какой кабель использовать лучше: КГ25 или ПВЗ 1*25?
— минус взять с корпуса автомобиля или все же кинуть второй провод от аккумуляторной клеммы?
-предохранитель поставить в колбе под капотом? или в багажнике?
Важно знать
Автомобильная акустика.
Как подобрать автоакустику?
Прежде чем отправляться в магазин за акустической системой, решите для себя, где установить динамики в автомобиле лучше. Если в «штатных» местах, выясните, под колонки какого размера они предназначены. К примеру, во многих отечественных автомобилях без дополнительных затрат времени и средств можно поставить лишь самые маленькие, диаметром 10 — 13 см. Если приглянувшиеся вам динамики не подходят по размеру, значит, устанавливать их придется на «подиум».
Также заранее постарайтесь решить, какую акустику покупать, коаксильную или компонентную. Получить хороший звук из коаксильной акустической системы (в которой динамики всех частот собраны в одной «корзине») практически невозможно. Поэтому лучше остановить свой выбор на компонентных акустических системах: с раздельными НЧ-СЧ (низко-и среднечастотным) динамиком «мидбас» и ВЧ (высокочастотным) динамиком (он же твитер или «пищалка»). Если вы любите глубокий звук, то при выборе «мидбаса» не экономьте и не покупайте 4 — 5-дюймовые (10 — 13 см) динамики. Лучше возьмите модели в 16 — 17 (6 — 6,5 дюйма) сантиметров по диагонали. В отличие от маленьких колонок в них отчетливо будут слышны и низкие частоты (басы).
Самую полную информацию о акустике можно получить из инструкции. Только нужно знать, на что обращать внимание. На качество звука влияют три основных параметра, которые обязательно должны быть отражены в инструкции.
1. Чувствительность (sensivity). Чем выше чувствительность, тем лучше динамики будут играть без усилителя. Колонки с чувствительностью 84 — 86 без дополнительного усиления сигнала будут играть еле слышно.
2. Резонансная частота (Fs). Чем она ниже, тем более глубокие басы сможет выдать динамик. Оптимальный показатель для крепкого «мидбаса» 60 — 75 Fs.
3. Общая добротность (Qts). Для динамиков, которые будут устанавливаться в двери, она должна быть как можно выше. Если QTS 0,4 — 0,6, звучать музыка будет плохо. Такие колонки требуют выделенного пространства (закрытого ящика в 5 — 12 литров).
Чистота звука зависит не только от динамиков и ресивера, но и от добросовестности мастера, выполняющего монтаж акустики. Чем крепче будет установлен «мидбас», тем лучше. Лишние вибрации ему ни к чему! Если динамики устанавливаются в двери, не пожалейте денег на их шумо- и виброизоляцию. Тогда и двери на высокой громкости дребезжать не будут, и басы будут звучать намного лучше.
Если вы все же решились установить динамики назад, помните, что между ними и сабвуфером (если вы его ставите) должно быть достаточно свободного пространства. Лучший выход в таком случае: динамики — в задних дверях, сабвуфер — в багажнике. По возможности «запитайте» ресивер и усилитель напрямую от аккумулятора, чтобы избежать помех, хрипов и искажений звука при работающем двигателе. А вот провода, которые идут от «головы» к динамикам, вопреки бытующему мнению особого влияния на качество звука не оказывают. Заметить разницу в звучании сможет только настоящий меломан и лишь в том случае, если установленная в автомобиле аудиоаппаратура очень высокого качества. Поэтому смысла заменять входящие в комплект «штатные» провода специальными «позолоченными» нет. Особый набор проводов требуется лишь при оснащении автомобильной аудиосистемы усилителем. Но и в этом случае покупать очень дорогие «жилы» не стоит.
Устанавливать среднечастотные и высокочастотные динамики желательно в передней части салона. Так называемых тыльных колонок в автомобиле быть не должно. Ставить акустику назад — все равно что слушать оркестр, повернувшись спиной к сцене! Для правильного звука в автомобиле достаточно хороших фронтовых динамиков и «пищалок» в передних стойках кузова. Подключать их желательно как можно ближе к «мидбасу». Однако зачастую это очень сложно и требует глобальной переделки обшивки салона. Поэтому ставьте «высокочастотники» неподалеку от зеркал, в нижней части передней стойки кузова. Направление ВЧ динамика (в салон или на лобовое стекло) определяется на слух при предварительном подключении. Если «штатные» места вашего автомобиля не позволяют установить 6-дюймовый динамик, то можно купить готовый «подиум» (как правило, имеются в продаже для а/м «ВАЗ»), установить динамик на переходное фанерное кольцо или заказать подиум в специализированной студии. Единственная акустика, которая может размещаться сзади, — сабвуфер. Направление низкочастотного звука в отличие от более высокого не улавливается ухом, и подобное расположение сабвуфера не скажется на качестве звука.
Здесь всё зависит от того что в итоге хочется получить. если бюджет системы совсем мал то ставим 4 коаксиальных динамика (вперед 2 и назад 2). коаксиальные динамики — динамики у которых среднечастотные динамики стоят вместе с твиттером (пищалкой, или высокочастотным динамиком), т.е они раздельны но на одном корпусе. такие динамики очень хороши тем что они достаточно дёшевы, дают более живой звук чем просто среднечастотник и конечно они удобны в монтаже. но огромных их минусом является то что весь звук идёт оттуда, где они стоят, а где чаще всего стоят передние динамики, да именно в дверях, причём в нижней их части, поэтому весь звук (звуковая сцена оказывается под ногами). Этот вариант подойдёт для нетребовательных людей (пиликает и ладно). Второй вариант берём и ставим назад коаксиалы, а вперёд разнесёнку (т.е.пищалки отдельно на стойки передних дверей), среднечастоники отдельно. установка такого плана динамиков поднимет звук с пола на уровень вашей головы.
Что касается баса, то ничего особенного ждать не приходится. могу посоветовать только одно, не гонитесь за большой мощностью динамиков, магнитола просто не сможет их раскачать. и не надо никому говорить что магнитола мощная, а хрипит потому что динамики слабоваты…
Выбор динамиков для установки с усилителем конечно личное дело каждого, но на мой взгляд впереди должна стоять разнесёнка 2-х а лучше конечно 3-х полосная (чем больше полос в системе тем лучше качество звука, при грамотной настройке.) пищалки должны стоять на стойках передних дверей, а сч\нч динамики в дверях. правильная установка сч\нч динамиков это целая отдельная статья. скажу только что из дверей нужно максимально возможно сделать своего рода «ящик», т.е. объём без дырок и щелей.
Что же касается наличием и надобностью задних динамиков то тут поспорю при установке задних динамиков нужно хорошо понимать их роль в системе. если система без сабвуфера тогда роль задних динамиков это наполнение объёма авто основой, т.е. басом. Конечно ничто не заменит сабвуфер, но всё таки за неимением лучшего. при такой схеме динамик должен быть под усилитель, иметь хороший, но не слишком большой запас по мощности, и иметь максимально большой размер, который только вы сможете врезать в заднюю полку.
А если система с сабвуфером, тогда роль задних динамиков сводится к подзвучке, т.е. они должны быть небольшими (10-13 см) и чаще всего коаксиальными. Их роль только перенести часть звука назад и создать ощущение объёма. Выбор усилителя сводится к мощности, количеству каналов (сколько колонок можно подсоединить), дизайну и индивидуальным предпочтениям. На усилителе как и на магнитоле должны быть ФНЧ ФВЧ, и если это особый вид усилителя под саб (моноблок) наличие ФИНЧ (фильтр инфранизких частот).
Как установить акустику в машине для лучшего звука: советы ZOOM
Отметим, что в рамках одной статьи невозможно осветить все аспекты построения аудиосистемы легкового транспортного средства, поэтому этот гид не стоит рассматривать в качестве исчерпывающего руководства по автозвуку.
Шумоизоляция
Скрипка Страдивари будет звучать, как вырубленный топором инструмент, если играть на ней в помещении с неудовлетворительными акустическими свойствами. А если это помещение поставить на колеса и дополнить звуковую сцену скрипами и дребезжанием металла и пластика, а заодно ревом двигателя и другими посторонними шумами, посредственное звучание выдаст даже премиальная акустика.
Приличная заводская шумовиброизоляция (ШВИ) встречается разве что в автомобилях премиум-класса. Если у вас не Rolls-Royce Cullinan, для построения аудиосистемы автомобиля придется делать полную или частичную вибро- и шумоизоляцию. В идеале изолировать нужно все: крылья и капот, моторный щит и багажник, крышу и пол, задние и передние арки. Программа-минимум – шумоизоляция дверей. Это не избавит полностью от паразитных шумов и вибраций, но существенно улучшит качество, объемность и насыщенность автозвука.
Шумоизоляцию дверей можно условно разделить на четыре типа: минимальная, стандартная, максимальная и экстремальная.
Схема шумоизоляции авто
Что включает стандартная шумоизоляция дверей:
Пример экстремальной шумоизоляции дверей для мощной акустики
В большинстве случаев хватает стандартной изоляции. Если вам нужна «дискотека на колесах», может понадобиться максимальная ШВИ. В этом случае наносится по 2-3 слоя вибро- и шумоизолирующих материалов, а также монтируются дополнительные защитные элементы.
Как правило, экстремальная изоляция делается для соревнований по автозвуку. Учтите, что чем больше наносится изолирующих слоев, тем тяжелее становится дверь и тем сильнее она проседает.
Настройка звуковой схемы
Настройка звукового тракта будет различаться для систем с усилителями и акустики, работающей напрямую от головного устройства.
Схема оптимального распределения звука по салону
Аудиосистема без усилителя
Если акустика играет напрямую от магнитолы, алгоритм действий следующий:
Аудиосистема с усилителем
Принцип тот же, что и в системе, работающей напрямую от магнитолы, только добавляется соотнесение уровня мощности усилителя и ГУ, а также регулировка фильтров высоких и низких частот на усилителе (High Pass или HPF, Low Pass или LPF).
Имейте в виду, что HPF «режет» низкие частоты, LPF отсекает верхние. Значения фильтров соотносятся с техническими характеристиками оборудования, для которого производится усиление сигнала. Например, для твитеров, в зависимости от модели, ФВЧ обычно ставится в диапазоне 3-5 кГц. При некорректной регулировке фильтра можно попросту сжечь «пищалки».
После регулировки High Pass и Low Pass возвращаемся к настройке звуковой сцены, как описано выше (по пунктам 1-6 раздела «Аудиосистема без усилителя»).
Апгрейд штатной аудиосистемы
Апгрейд «штатки» может стать бесконечным процессом. Гонясь за идеальным звуком, многие водители раз за разом тратят деньги на обновление аудиосистемы. Они меняют динамики на более мощные, ставят акустические полки, добавляют сабвуферы и усилители. Зачастую попытки таким образом сэкономить обходятся в разы дороже, чем обращение к специалистам по автозвуку. Стоит ли тратить финансы, время и нервы на бесконечные эксперименты? На этот вопрос каждый автолюбитель должен ответить себе сам. Если ответ будет положительным, начать придется с выбора и установки динамиков.
Выбор и монтаж динамиков
Если вы еще не определились с выбором динамиков, можете изучить нашу подборку лучшей коаксиальной и компонентной акустики в ценовом сегменте до 25 000 рублей.
Здесь мы не будем затрагивать вопросы демпфирования дверей, монтажа и ориентации «пищалок», соответствия ТХ акустики салону, выбора мест размещения компонентов и ряд других моментов: эта тема слишком обширна, а материала хватит на отдельную статью. Видеоролики с доступным изложением, ориентированные на новичков, легко найти на YouTube.
Компонентная акустика U-Dimension Element EL Comp 8B на замену «штатки» BMW
Отметим лишь пару самых важных моментов:
Выбор и установка усилителя и сабвуфера
При выборе усилителя ориентируйтесь на класс, количество каналов и мощность. Аппаратура классов A, B и C для car audio малопригодна, так что выбирать придется из классов AB и D.
Усилители AB – самые распространенные. Отличаются приличным качеством звучания, но низким КПД (50-60%). Последнее означает, что аппаратура достаточно сильно нагревается и нуждается в хорошем теплоотводе. Если вам нужен усилитель для колонок для установки в багажник, под водительское сиденье или приборную панель, смело выбирайте оборудование AB-класса, традиционно использующееся для подключения такой акустики.
Четырехканальный усилитель класса AB Alpine BBX-F1200
Цифровые усилители класса D по распространенности пока сильно уступают устройствам класса AB. Они отличаются компактными размерами и меньшими требованиями к отводу тепла, поскольку их КПД достигает 90% и выше. Если вам нужен усилитель для пассивного сабвуфера, ваш выбор – моноблок класса D. Одноканальные «усилки» – единственный сегмент, практически полностью перешедший на D-класс.
Многие годы считалось, что усилители класса D вообще непригодны для подключения акустики, поскольку хорошее качество звучания обеспечивается только на низких частотах. Однако в новых моделях широкополосных усилителей известных брендов применяются более быстрые транзисторы, обеспечивающие меньшие искажения сигнала в верхнем частотном диапазоне.
Если в вашем авто не хватает места для инсталляции или необходима скрытая установка, вы всегда можете найти четырехполосный усилитель класса D для фронтальной и тыловой акустики. Например, Nakamichi NKMD60.4, Blam RA 754 D или Alpine S-A32F. Установить их можно куда угодно, хоть в бардачок.
Четырехканальные – самые популярные и универсальные усилители. К ним можно подключить одновременно четыре колонки или два динамика и сабвуфер. При последнем варианте вы сможете получить мощный качественный фронт, подкрепленный сабвуферным звеном.
Возможности подключения двухканальных, соответственно, вдвое ниже (пара динамиков или сабвуфер). Реже используются трех- и пятиканальные. По сути, это те же «двушки» и «четверки» с дополнительным каналом для сабвуфера. Их выбор зависит от конкретной аудиосистемы и количества компонентов, нуждающихся в усилении звука.
Помните, что мощность усилителя стоит соотносить с мощностью подключаемых компонентов. При этом обращать внимание нужно на номинальную мощность (RMS), а не на «космические» цифры, указанные на коробке. То есть для динамиков с номиналом 70 Вт подойдет усилитель на 85 Вт, а к 300-ваттному «сабу» можно подключить «усилок» с RMS 350 Вт.
Урал AS-D12A Slim Hurricane – активный сабвуфер российской сборки
Приведем несколько популярных мест установки усилителя. При этом нужно обеспечить свободный доступ воздуха для теплоотвода, надежное крепление, быстрый и удобный доступ к регулировкам аппаратуры. Но имейте в виду: в этом вопросе нет и не может быть универсальных советов, так как выбор места зависит от конфигурации салона, форм-фактора устройства и других факторов.
Распространенные места установки усилителя:
Доработка или замена ГУ
Многим автолюбителям достаточно шумовиброизоляции и замены штатной акустики. Добившись приемлемого для себя качества звучания, водители радуются жизни и оставляют в покое аудиосистему транспортного средства. Сложности начинаются при подключении внешних усилителей, поскольку в штатных ГУ попросту нет соответствующих линейных выходов.
Типовая схема подключения магнитолы. Распиновка обычно указана на верхней крышке ГУ
У пользователя есть четыре варианта решения проблемы:
В большинстве случаев оптимальный вариант – доработка штатного ГУ. Если не уверены в своих силах, поручите это дело любому человеку, способному найти точку подключения к внутреннему усилителю, пусть даже он никогда не имел дела именно с автомобильной электроникой. Если не планируете менять автомагнитолу на более продвинутую модель, лучше доработать ГУ без всяких «костылей» в виде активных и пассивных схем. Чем проще система, тем она надежней. Да и лишних источников искажений не появится.
О чем еще нужно помнить?
Если вы не меломан, но вас не устраивает звучание «штатки», не торопитесь строить сложную аудиосистему. Вовсе необязательно апгрейдить все и сразу. Приемлемого для большинства водителей качества звука можно добиться лишь стандартной шумоизоляцией дверей и заменой штатных динамиков.
Замена штатной акустики. Начальное улучшение звука
В данной заметке пойдет речь по замене самой акустики.
Рано или поздно штатная акустика перестает устраивать или выходит из строя и встает вопрос что купить.
1. Самое первое что можно сделать (если этого нет) что бы улучшить звук, это установить твитеры (они же писчалки). Твитеры это высокочастотный динамик, что бы он заработал правильно устанавливается он через фильтр первого порядка (конденсатор который отсекает средние и низкие частоты), в более продвинутых системах применяется кроссовер (его задача распределить частоты между Мидбасом и твитером).
2. Многие просто дополняют штатную систему Сабвуфером (активным), но качества звука тут не будет не какого.
3. Шумоизоляция дверей. Тут однозначно улучшится звук, даже в LIGHT варианте. Но лучше делать её правильно и придерживатся технологии, так как в последствии шумка может доставить разного рода неприятности.
Чтобы было понятно на автомобилях Класса выше чем С, акустика стоит более или менее нормальная. И если не менять головное устройство, то большого прироста в качестве при замене одной акустики добится сложно. Рыночная цена акустических динамиков такого класса составляет не больше 1000-1500р за пару, но если купить такие динамики в любом магазине автозвука, то могу сказать на 100% что играть они будут хуже штатных.
Выбираем акустику с бюджетом 3-6тыс рублей (при условии если остается штатная головаи без дополнительнго усилителя).
На перед ставить предпочтительно компонентную акустику (с отдельным твиттером), назад коаксиальные (несколько полосные). Штатные магнитолы как правило делают частотный срез задних динамиков, поэтому задние динамики по большому счету менять вообще бесполезно, эффект от их замены минимален.
Что бы колонки играли нормально без усилителя чувствительность должна быть не ниже 91Дб, номинальная мощность до 80 Вт 40Вт.
Что бы лучше настроить систему нужно так же менять штатные головные устройства (появляются новые возможности настройки и они просто мощнее в плане усилителя). Но внешний вид у этого всего сомнительный. Процессорные головные устройства позволяют еще более тонко настраивать и смещать звуковую сцену, но им однозначно нужен усилитель и далеко не бюджетного сигмента (обычный любитель не факт что сможет самостоятельно настроить такую систестему).
Применяя более басистые акустические динамики даже на штатных системах, появляется вопрос ненужных вибраций и посторонних звуков обшивки, особенно на автомобилях не высокого класса. И тут встает вопрос неизбежности ШВИ.
Теперь что касается шумки. С одной стороны мы понимаем, что с шумкой любая акустика заиграет лучше. Но зачастую её делают ради того что бы сделать, а весь эффект это само внушение, плюс утяжеление и часто повышенная предрасположенность к коррозии дверей автомобиля. Поэтому делать Шумку нужно исключительно придерживаясь технологии изготовителя и осознано понимать какую преследуешь цель. На материалах экономить точно не стоит.
Основная цель шумоизоляции для акустики это загасить все вибрации, сделать жесткий объем, а не звуко теплоизоляцию, как делают многие (даже проклеив машину полностью врятли получится победить все внешние шумы), а вот на звуке акустики это отразится наилучшим образом.
На автомобилях класса D и выше и так многое сделано штатно (т.к. на них в зависимости от комплектации могут применяться премиальные системы акустики, например BOSE или Harman Kardon). Там уже создано объем, предусмотрено уплотнение и антискрип.
Поэтому для нескушеннго слушателя куда будет полезнее закрепить жесткодинамик, уплотнить крепления обшивки (проклеить антискрипом) и возможно на тонкий металл добавить виброизоляции.
А возможно достаточно в качестве гасителя применить акустическую линзу /, приклеив её за динамиком. Решение конечно спорное, и на машинах с нештатной шумкой эффекта от неё нет. Но если нет не какой шумоизоляции, то применение её оправдано и бюджетно (при том её можно изготовить самому из тех звукоизоляционных материалов).
Но стоит так же помнить не всегда меняя штатную акустику, на выше перечисленную (сохраняя при этом штатную голову и не применяя усилитель) возможно добится лучшего звука. Иногда может оказаться и наоборот. Звук может оказаться не сбалансированным, как правило всегда более или менее нормальным нештатным динамикам нужен усилитель и предпалагается так же саб как неотъемлимая часть этой системы. (перед ними производитель изначально не ставит цель играть во всем спектре частот)
Когда мы ставим новые динамики, они неразмяты и играют вообще плохо, потом они начинают разминаться, а мы в свою очередь привыкать — через неделю мы чувствуем прогресс в звучании инсталированных динамиков, но забываем как звучали штатные и считаем что все стало на порядок лучше.
Следующий уровень — это уже примение канальных усилителей, замена проводов, сабвуферов и т.д. Но по мне это тоже не до конца оправдано, ведь это все таки машина. Да будет громче, мощнее и ниже в плане Басса. В дорогих системах премиальных автомобилей создается чистый объемный многокальный звук, там не гонятся за мощностью и за бассом. А все любители как правило создают басы и громкость и пытаются их выжить зачастую от двух динамиков с твиттерами и сабвуфером.
И пару популярных роликов, возможно заказных на тему Акустики URAL: