Куда устанавливается глонасс на авто
Новые требования установки ГЛОНАСС на транспортные средства в 2021 году
Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.
Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.
В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020г. №2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», которое заменило, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.
Данный закон вступит в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.
В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.
Требования к оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств.
Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.
Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.
В перечень сведений о владельце транспортного средства, размещаемых в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», включен ИНН. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе предусмотрено оформление свидетельства в электронном виде, которое направляется на адрес электронной почты владельца транспортного средства в течение 24 часов после идентификации.
На какие транспортные средства нужно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС в 2021 году
В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:
Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:
Кто имеет право устанавливать на транспортное средство систему GPS ГЛОНАСС?
Установкой аппаратуры спутниковой навигации имеют право заниматься:
Как должна осуществляться установка системы GPS ГЛОНАСС в 2021 году?
Процесс установки включает в себя:
Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в ней следующих данных:
В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортном средстве или изменения информации о ТС, его владельце, собственник транспортного средства должен обеспечить передачу данных оператору системы.
При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.
В нашей компании вы можете произвести оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.
Как установить ГЛОНАСС на автомобиль своими руками
Установка ГЛОНАСС на авто — это комплекс действий, направленных на монтаж трекера и приемной антенны, подключение оборудования к питанию бортовой сети и последующая настройка. Работу можно сделать самостоятельно или обратиться к квалифицированным исполнителям. Ниже рассмотрим, как выполнить эту работу, и какие шаги требуется пройти для решения проблемы.
Можно ли установить ГЛОНАСС своими руками
В Сети звучит много вопросов, как установить ГЛОНАСС на автомобиль самостоятельно, и реально ли это сделать. При этом в Интернете доступен большой выбор специальных устройств для обеспечения связи со спутниками, поэтому с покупкой оборудования вряд ли возникнут трудности. Что касается установки системы ГЛОНАСС на автомобиле, для этого достаточно знать базовые особенности проводки, иметь немного свободного времени и минимальный инструмент.
Так, для монтажа системы потребуется:
Если выполняется установка ЭРА ГЛОНАСС на авто своими руками, желательно иметь под рукой полноценный блок. В него входит GSM узел, навигационное устройство, кнопка, разъем для СИМ-карты, индикаторы и другие элементы.
Как поставить ГЛОНАСС на машину
Во избежание ошибок подключение ГЛОНАСС к автомобилю желательно выполнять с учетом инструкции (если она идет в комплекте с оборудованием). Общий принцип установки имеет такой вид:
После завершения работы вам необходимо включить оборудование и проверить правильность его функционирования и выполнить настройку. Установка ГЛОНАСС на авто часто не занимает много времени, но главное убедиться в корректности выполненных мероприятий, чтобы система работала правильно. Для проверки посмотрите, какую информацию показывает программа расположения ТС и сравните данные с реальным положением авто. Если данные отображаются правильно, можно заканчивать установку ГЛОНАСС на машину и крепить оборудование.
На все ли машины можно поставить
При наличии под рукой необходимого оборудования и минимальных навыков можно поставить устройство на любое авто. Единственное, чего лучше не делать — монтаж системы на спецтехнику или грузовой транспорт. В таком случае поставить ГЛОНАСС на машину должны специалисты. Для личного авто все проще и достаточно иметь под рукой схему проводки.
Стоит ли ставить самому или обращаться на СТО
Многие автовладельцы идут на экономию и при наличии схемы подключения ГЛОНАСС к автомобилю делают работу самостоятельно. Такой выбор позволяет сэкономить деньги и разобраться с принципом монтажа, но недостатков больше:
Во избежание рассмотренных выше трудностей вопросы установки лучше поручить профессионалам. Сегодня существует много компаний, которые занимаются установкой ЭРА ГЛОНАСС на подержанные авто, монтируют трекеры и решают иные задачи. Специалисты помогают с выбором оборудования, быстро устанавливают и настраивают прибор, что позволяет сохранить право на ремонт и быть уверенным в корректной работе системы.
Стоимость установки
Многих интересуют расходы на монтаж ГЛОНАСС на авто. Здесь доступны следующие расценки:
При установке устройства с камерой расходы выше. Монтаж обойдется в 3000 р, а покупка оборудования — в 14000-15000 р. Отметим, что цены могут меняться в зависимости о компании, которая предоставляет услуги.
В комментариях поделитесь, пробовали ли вы установить ГЛОНАСС на авто своими руками, насколько удалось реализовать задуманное, и с какими трудностями пришлось столкнуться.
Как установить ГЛОНАСС на автомобиль самостоятельно?
Если у вас возникнет необходимость установить ГЛОНАСС на автомобиль, то вы можете либо обратиться в специализированную организацию, либо попытаться выполнить монтаж оборудования своими силами.
В первом случае все заботы о монтаже возьмут на себя сотрудники компании, осуществляющей установку – и они же будут отвечать за корректную работу оборудования. Если же вы решите установить ГЛОНАСС на автомобиль самостоятельно, то вам стоит изучить особенности подключения, настройки и эксплуатации таких систем. Также вам придется подобрать оборудование:
Как работает ГЛОНАСС в автомобиле?
Система ГЛОНАСС предназначена для определения координат любых объектов (в большинстве случаев – транспортных средств) с помощью сети из 24 спутников.
Работает система по следующему принципу:
Несмотря на относительно простое устройство, навигационный комплекс будет успешно работать только в том случае, если все его элементы – терминал, антенны и дополнительные модули – будут установлены и подключены правильно. Кроме того, для эффективного использования системы необходима соответствующая настройка программного обеспечения для мониторинга транспорта.
Самостоятельная установка ГЛОНАСС на автомобиль
Узнав, сколько стоит установить ГЛОНАСС на автомобиль, многие владельцы транспортных средств решают сократить расход, выполнив монтаж своими силами. В принципе, при наличии времени, соответствующих знаний и навыков это вполне реально. По крайней мере, есть вероятность успешного выполнения операции в тех случаях, когда нужно просто подключить трекер и настроить ПО, без установки сложного дополнительного оборудования.
Выбор ГЛОНАСС оборудования
Перед тем как установить ГЛОНАСС на автомобиль самостоятельно, нужно позаботиться о подборе необходимого оборудования:
В целом задача по подбору ГЛОНАСС-оборудования не является слишком сложной: довольно часто можно обойтись приобретением одной из ходовых моделей трекеров в комплекте с антеннами и монтажным комплектом.
Но если необходима самостоятельная установка ГЛОНАСС мониторинга на грузовое авто или спецтехнику, то консультация специалистов может потребоваться как минимум на этом этапе.
Если же параллельно нужно установить и систему ЭРА-ГЛОНАСС для экстренного оповещения, то без участия сертифицированной организации не обойтись.
Монтаж и подключение системы
Вопрос о том, можно ли самостоятельно поставить ГЛОНАСС на грузовую машину, неоднозначен. Все зависит от сложности задачи, от особенностей устанавливаемого оборудования и от навыков мастера.
Общий алгоритм монтажа терминала ГЛОНАС будет следующим:
После этого прибор включается и проверяется его работоспособность. Для этого желательно выполнить тестовое определение местоположения авто, сравнить его с фактическим и при необходимости – настроить работу программного обеспечения.
Только после того как вы убедитесь, что терминал ГЛОНАСС корректно работает и правильно определяет координаты ТС по спутнику, его можно окончательно фиксировать, используя пластиковые хомуты или входящие в комплект крепления.
Где лучше установить ГЛОНАСС на автомобиль?
У самостоятельной установки системы спутникового позиционирования есть ряд недостатков:
Так что если вам нужно установить ГЛОНАСС на грузовой автомобиль в Санкт-Петербурге, то оптимальным решением будет обращение в компанию ЭРА-ГЛОНАСС:
Кроме того, обратившись к нам, вы можете рассчитывать на информационную и техническую поддержку, а также получать оперативное обслуживание установленной техники. Таким образом, инвестируя в профессиональный монтаж ГЛОНАСС, вы получаете гарантии длительной безупречной работы системы спутниковой навигации.
Как работает ГЛОНАСС в машине
С 2017 года началось обязательное оснащение российских автомобилей системой ГЛОНАСС. Установка призвана сократить смертность на дорогах.
Система ГЛОНАСС
ГЛОНАСС – ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система – это отечественная установка навигации, использующая схожий с GPS принцип работы. Разница между двумя сетями заключается в нескольких характеристиках:
Описание и характеристика
Систему начали разрабатывать еще при СССР для нужд военной отрасли. Первые летные испытания начались в 1982 году. Готовая установка навигации была представлена в 1995 году. Далее система пришла в запустение из-за недостатка финансирования, но в 2001 году началось ее восстановление по государственной программе.
В итоге к работоспособному состоянию ГЛОНАСС вернулась только к 2015 году. Сегодня установка используется как портативными компьютерами (смартфонами, планшетами), так и транспортными средствами.
На заметку. ГЛОНАСС включает в себя 24 основных спутника и несколько резервных. Вторые нужны на случай, если сломаются первые, что, кстати, не редкость. Дело в том, что система использует энергоемкий метод частотного разделения сигналов, что значительно сокращает срок службы устройств. Для покрытия территории России ГЛОНАСС задействует 18 своих спутников.
Принцип работы ГЛОНАСС основан на передаче сигнала с космического устройства на приемник и определении положения последнего относительно спутника. Таким образом, система узнает, на каком расстоянии приемник находится от аппарата. Но данных с одного устройства недостаточно. Для определения расположения объекта по трем координатам (широта, долгота, высота над уровнем моря) нужен сигнал с четырех спутников.
Назначение
ГЛОНАСС выполняет следующие функции:
Область применения
ГЛОНАСС используется портативными компьютерами и телефонами наряду с GPS. При активации навигационных приложений приемник в устройстве получит сигналы со спутников и определит местонахождение гаджета на карте.
В случае с применением системы на автотранспорте список того, что показывает ГЛОНАСС, расширяется. Установка фиксирует маршруты передвижения, уровень топлива в баке, время работы и отдыха водителя, сведения о пристегнутых в салоне пассажирах и авариях.
Система ЭРА ГЛОНАСС
Куратор проекта ГЛОНАСС
С 2018 года проектом руководит Игорь Милашевский.
Структура и комплектация
Система включает в себя следующие составные элементы:
Такого «базового» набора хватает, чтобы установка работала. Спутник поддерживает постоянную связь с наземной станцией, чтобы определить свое местоположение. Затем устройство отправляет сигнал на приемник, определяя его местонахождение относительно своего расположения. При использовании ГЛОНАСС в телефоне или на компьютере придется установить дополнительное программное обеспечение.
Несколько расширен комплект системы для автотранспорта. Он может включать в себя следующие элементы:
Как работает система в автомобиле
ГЛОНАСС, устанавливаемая на автотранспорте, имеет приставку «ЭРА» к названию, что означает «Экстренное Реагирование на Аварию». Ключевое назначение установки в оперативном вызове экстренных служб на место ДТП, однако, она может выполнять еще несколько функций.
ЭРА-ГЛОНАСС
Необходимый комплект ЭРА-ГЛОНАСС состоит из следующих элементов:
Дополнительно могут быть установлены датчики удара и переворота, замков ремней безопасности. Процесс того, как работает ГЛОНАСС в машине, разбит на несколько этапов:
Не всегда в машину устанавливают приборы «ЭРА», существует также система ГЛОНАСС для контроля транспорта. Разобраться с тем, что это такое, будет проще, если рассмотреть основные элементы системы и их назначение:
Процесс того, как работает система ГЛОНАСС на автомобиле, поделен на несколько этапов:
Как установить
Для установки системы контроля транспорта нужно обратиться в специализированные фирмы. Размещение устройства на легковых машинах носит функцию противоугонного трекера. Чаще всего системой оснащают грузовые автомобили, фуры, пассажирские средства передвижения.
Что касается системы ЭРА, часто ее не нужно дополнительно устанавливать. Согласно закону, ею снабжаются все российские транспортные средства, используемые внутри страны, с 2017 года выпуска. С 2019 года установкой оснащаются все грузовые автомобили и машины для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси).
Зачем нужна в транспорте
На вопрос «Для чего нужен ГЛОНАСС в автомобиле?» существует несколько вариантов ответа:
Как пользоваться
Чтобы понять, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобиле, не нужно предпринимать никаких дополнительных шагов. Трекеры и датчики либо обладают своим аккумулятором, либо подключены к основному питанию машины. В случае ДТП установка отправит сигнал об аварии автоматически. Если автоматические детекторы удара отсутствуют, то водителю придется нажать на тревожную кнопку.
На заметку. Для управления системой контроля транспорта на компьютер устанавливается специальная программа, через которую можно отследить движение всех трекеров.
Сколько стоит установка
Использование ГЛОНАСС и отправка сигналов полностью бесплатна, поэтому стоимость установки системы определяется ценой составных элементов:
Стоимость подключения системы мониторинга транспорта напрямую зависит от количества необходимого оборудования.
Средняя цена установки оборудования на 1 объект – около 3 000 рублей. При подключении большего количества трекеров компании снижают цены.
Преимущества ГЛОНАСС в авто
Существует несколько положительных качеств системы, установленной на машину:
Как влияет установка системы на стоимость машины
Все российские автомобили оснащаются системой ЭРА-ГЛОНАСС начиная с 2017 года выпуска. Легковые машины со встроенной установкой дороже за счет своей новизны. К слову, понять, как выглядит ГЛОНАСС в салоне автомобиля, не сложно. Тем не менее «добровольный» монтаж ЭРА стоит порядка 7 000 рублей. Соответственно, большой разницы в цене легковых автомобилей 2018 года выпуска с навигационной системой и без него не будет.
Где в машине находится ГЛОНАСС
Если речь идет о машинах, подключенных к системе контроля транспорта, то разница может быть ощутима. Дело в том, что такими устройствами оснащают крупногабаритные авто для грузовых или пассажирских перевозок. Соответственно, при их продаже систему или демонтируют, или подключают трекер к другой программе. Если речь идет о продаже всего автопарка предприятия, то в сумму будет входить стоимость подключения объектов к ЭРА-ГЛОНАСС.
Как обмануть ГЛОНАСС и зачем это нужно
Как правило, водители транспортных предприятий пытаются обойти систему для:
Существует несколько способов вывода приборов из строя:
Внимание! Обнаружение всех этих «ухищрений» руководством или техниками чревато применением мер административной и финансовой ответственности к водителю, вплоть до увольнения.
Нормативно-законодательные требования
Использование ГЛОНАСС регламентировано следующими документами:
Выводы
Система ГЛОНАСС постепенно опережает по важности видеорегистратор, но, к сожалению, еще далека от подобной ему частоты использования. Установка помогает осуществлять мониторинг пассажирского транспорта, оперативно вызвать службы экстренного реагирования и оказать помощь пострадавшим. Также комплект ГЛОНАСС предназначен для контроля транспорта, отслеживания его маршрута и даже уровня топлива. Такие устройства применяются к машинам, входящим в автопарки предприятий.
Из первых уст: отвечаем на все вопросы о системе ЭРА-ГЛОНАСС
Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС? Вызовет ли она помощь при отсутствии сотовой сети? Как устроен модуль для установки в автомобиль? Каковы перспективы развития системы? На вопросы «Колеса.Ру» отвечают Михаил Евгеньевич Кораблев, директор и генеральный конструктор проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» в АО «ГЛОНАСС», и Артем Михайлович Климовский, директор службы по взаимодействию с автопроизводителями АО «ГЛОНАСС».
К: Работает ли система, если нет сотовой связи?
А.К.: Давайте сначала я покажу вам, что представляет собой комплект ЭРА-ГЛОНАСС. Это готовый к установке набор, в который входит модем, навигационный чипсет, динамик, микрофон, антенны и так называемый БИП — блок интерфейса пользователя с двумя основными кнопками. Первая кнопка — это кнопка SOS, вторая включает режим самодиагностики (запуск данного режима может быть реализован другим способом), потому что автопроизводитель должен иметь возможность проверять работоспособность устройства в рамках периодического техосмотра.
Само устройство сначала испытывается как компонент транспортного средства: устанавливается на стенд, подтверждаются его функциональные свойства, соответствие протоколам, стойкость к механическим и климатическим воздействиям, в том числе пылевлагозащищенность.
После этого устройство ставится на машину и испытывается в составе транспортного средства. Проверяется качество звука в кабине транспортного средства: принципиально важно, чтобы оператор четко слышал пострадавшего, чтобы не было эха, чтобы речь была понятна и разборчива. Это ведь не мобильный телефон: в качестве источника звука, как правило, используется штатная аудиосистема, так что совместная работа динамиков и микрофона требует проверки.
К: Понятно. А скажите пожалуйста, если система должна срабатывать при критической ситуации, например, при ударе — значит, должны быть определенные датчики. Где они расположены? Внутри корпуса?
А.К.: Критериями срабатывания системы в автоматическом режиме являются нагрузки, возникающие при условиях, соответствующих 94 и 95 правилам автомобильной безопасности ООН, а также – с 1 января 2017 года – и при опрокидывании транспортного средства. С технической точки зрения нет ограничения по реализации. Но в подавляющем большинстве случаев автопроизводители, устанавливая устройство вызова экстренных оперативных служб в качестве штатного оборудования и подключая его к другим бортовым системам автомобиля, используют в качестве триггера срабатывания блок управления подушками безопасности, и это совершенно правильно и логично. Когда с блока идет сигнал на подрыв пиропатрона, одновременно совершается и экстренный вызов.
Снятие координат и их передача происходят только в момент совершения экстренного вызова. Ни о каком постоянном слежении за транспортным средством речь идти не может.
К: А если кто-то, например, владелец транспортной или таксомоторной компании, как раз и хочет отслеживать положение своих автомобилей? Может он использовать для этого уже установленную аппаратуру ЭРА-ГЛОНАСС?
А.К.: Действительно, само «железо» практически идентично с предназначенными для такой работы трекерами. Но порядок работы устройства описан в стандарте, где четко зафиксировано, что устройство предназначено для срабатывания в экстренных ситуациях. В ходе повседневной эксплуатации оно находится в спящем режиме. Ближайшим аналогом является авиарежим в вашем телефоне: устройство работает, но радиопередающая часть полностью отключена.
Что происходит в случае ДТП или нажатия тревожной кнопки? Устройство просыпается, регистрируется в сети — а мы являемся виртуальным оператором мобильной сети и в устройстве стоит SIM-чип с нашим профилем – совершает звонок 112 с выставленным ecall-флагом, обеспечивающим приоритизацию этого звонка. Оператор принимает звонок, выясняет все детали и в случае подтверждения происшествия передает информацию в службы экстренного реагирования. Устройство же остается в зарегистрированном состоянии еще в течении одного часа: это указано в стандарте, устанавливающем общие технические требования к устройству. В течение этого часа есть возможность повторно связаться с пострадавшим и уточнить детали происшествия. Но через час устройство само дерегистрируется из сети и «засыпает».
К: А где установлена антенна спутниковой навигации?
А.К.: Прибор ведь работает не сам по себе, а в составе оборудования автомобиля. Антенна ГЛОНАСС-GPS может быть установлена где угодно, и автопроизводители лучше нас знают, куда ее монтировать. Она может быть размещена в «плавничке» на крыше, или под радиопрозрачной передней панелью под лобовым стеклом, или еще где-то… Этот вопрос мы никак не регламентируем. Более того, если автомобиль уже имеет собственную навигационную систему, то прибор может получать координаты от нее. Но в любом случае, совместная работа всех блоков будет проверяться в ходе сертификации.
К.: И все же, давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале разговора. Что будет, если ДТП произойдет в месте, где покрытия сотовой сетью просто нет? У нас в стране таких мест хватает, и их протяженность может составлять сотни километров…
А.К.: Мы используем для передачи данных каналы сотовой связи операторов «большой тройки». Если нет сети ни одного из операторов — вызов не пройдет. Устройство просто запишет события ДТП в энергонезависимой памяти и передаст информацию при первой же возможности, когда доступность сети будет восстановлена. Это если говорить сугубо о функциональности устройства. Михаил Евгеньевич, но это уже ваш вопрос.
М.К.: Да, мы серьезно занимались проработкой этого вопроса. На сегодня пользователи могут выбрать и добровольно подключить спутниковый модем. Мы отработали сопряжение с двумя системами, Global Star, оператором которой является «Ростелеком», и системой «Гонец», которая сейчас находится на стадии доразвертывания, провели все тесты.
Но нужно учесть, что в целях уменьшения стоимости мы использовали симплексный модем – то есть, аппаратура передает данные только в одну сторону, и отфильтровать вызовы (ложные – прим. ред.) невозможно. Поэтому, нажимая на кнопку, человек, установивший такой прибор, должен понимать, что экстренные службы прибудут по координатам вызова. Дороги общего пользования у нас на 100% покрыты системами GlobalStar и «Гонец».
Основным документом, определяющим работу системы, является «Регламент по безопасности колесных транспортных средств». Он принят всеми странами Таможенного Союза, но для России с ее территориями сотовая связь не может являться основной. Однако страны Таможенного союза принципиально отказались от использования спутниковых каналов связи в качестве основных, и спутниковый модем остался только в качестве опционного устройства. Тем не менее, технология отработана, у терминала есть порт для подключения модема, стоимость которого не превышает 6 000 рублей. Именно высокая стоимость делает невозможным использование двухсторонней связи, но, согласитесь, 5-6 тысяч рублей — не слишком высокая цена за безопасность, если вам много приходится ездить по местам, удаленным от цивилизации и покрытия сотовыми сетями.
А.К.: Если вы работаете, например, в горнодобывающей промышленности и покупаете автомобили для работы в условиях Крайнего Севера, то есть смысл оснастить весь парк такой аппаратурой.
К: Кто приезжает к человеку, если он, к примеру, остался без бензина на загородной трассе зимой? Как быстро? Или это передается в МЧС, и может приехать полиция, пожарные?
А.К.: Возьмем пример: «Заглохла машина, кончился бензин, я замерзаю». Угроза жизни и здоровью есть? Есть. Был такой случай в Кемеровской области, и «Колеса» об этом писали. Человек нажал на кнопку, сказал, что его мобильный телефон не ловит сеть, автомобиль заглох, а за бортом — минус 30. Мы вызвали службу экстренного реагирования, ему помогли.
Также был вызов от человека, который заблудился и застрял. Он решил срезать дорогу между селами в Ярославской области, по подсказке навигатора съехал с асфальтовой дороги, заехал в лес, ехал-ехал, явно переоценил проходимость своего седана, и когда понял, что дорога ведет в никуда, начал разворачиваться и увяз поперек колеи. Топливо заканчивалось, связаться он ни с кем не мог, и тогда нажал на кнопку: бензин на исходе, темнеет, выбраться сам не может, при этом находится неизвестно где. Мы отправили карточку вызова в экстренные службы, и в течение часа его нашли. Причем наш оператор даже запросил повторную передачу координат, потому что картинка на экране была такая: зеленый массив леса, а в нем точка. На этот вызов выезжал наряд местной полиции.
М.К.: Есть зона действия базового функционала — это службы спасения, а есть дополнительные сервисы. Если у вас кончился бензин или вы пробили колесо, вы можете сделать вызов, и мы перенаправим его сервис-провайдерам, оказывающим такие услуги. Они отзваниваются операторам сети ЭРА-ГЛОНАСС (потому что в конкретном месте может не работать тот или иной оператор обычной сотовой сети), совершают обратный вызов, уточняют, какая именно помощь требуется, и к вам выезжает либо эвакуатор, либо техничка с аккумулятором, либо автомобиль с топливом в канистрах – в зависимости от того, что необходимо.
Отстраивая коммерческую составляющую системы ЭРА-ГЛОНАСС, мы в основном опираемся на возможности сервис-провайдеров. С некоторыми из действующих в России крупных компаний уже подписаны партнерские соглашения.
К.: А сколько на сегодня в России автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС?
А.К.: Около 270 000, и я могу назвать количество с точностью до единиц, но это не имеет особого смысла, потому что их число увеличивается каждый день. С 1 января 2017 г. количество выросло уже на 110 тысяч единиц.
К: Всех интересует ситуация с ввозом подержанных иномарок. Введение системы в действие вызвало в ряде регионов, в частности, на Дальнем Востоке и в Калининграде, реальную социальную напряженность. Можно ли купить блок ЭРА-ГЛОНАСС и поставить его на автомобиль? Нужно ли получить СБКТС в аккредитованной лаборатории? Обязательно ли для этого проводить краш-тесты? Как лаборатория определяет эту «необходимость», прописанную в ТР ТС 018/2011 («О безопасности колёсных транспортных средств»)? Были ли уже прецеденты с самостоятельно установленными блоками ЭРА-ГЛОНАСС?
М.К.: ЭРА-ГЛОНАСС является одной из систем безопасности автомобиля. А раз это система безопасности, она должна быть сертифицирована. Для этого она должна пройти определенные испытания: удары, перевороты и так далее. Этой процедуры не избежать. Но если мы убираем автоматический режим срабатывания и оставляем только функцию вызова экстренных служб, то эта проблема частично снимается. Этот вопрос мы сейчас очень активно прорабатываем и надеемся, что все необходимые решения органов государственной власти будут приняты в ближайшее время. Основную работу ведет Минпромторг России, но все должно быть согласовано и с другими федеральными органами исполнительной власти, должны быть получены необходимые заключения экспертных организаций. Сами приборы уже есть.
К: Но будет ли это означать, что автомобили, оснащенные таким «усеченным» вариантом устройства, не попадают под действие запретительного закона?
М.К.: Мы надеемся, что все будет именно так. Предложения, которые мы представили в Минпромторг, направлены именно на это: дать возможность установить устройства ЭРА-ГЛОНАСС всем, кто эксплуатирует неновые автомобили, но хочет повысить свою безопасность.
А.К.: Да, хочу дополнить. К нам обращается, например, очень много таксомоторных компаний, которые говорят: у нас есть парк машин, и мы хотим оснастить их вашим оборудованием, повысить безопасность пассажиров и получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Есть логистические компании, которые говорят: мы занимаемся перевозками, в том числе опасных грузов, и хотим поставить аппаратуру, чтобы повысить безопасность своих водителей.
К: То есть, таким компаниям, у которых есть парки автомобилей, не имеющие изначально установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, не надо будет проводить краш-тесты?
А.К.: Мы стараемся сделать все, чтобы этого избежать. Конечное решение, разумеется, будет принимать регулятор, но все документы мы готовим именно в этом ключе.
К: Можно ли считать, что введение ЭРА-ГЛОНАСС отчасти преследует своей целью блокирование ввоза подержанных иномарок на территорию России?
М.К.: Такой цели у нас не было никогда. В Федеральном законе о ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» (Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» – прим. авт.), статье 5, четко прописано назначение системы.
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Статья 5. Назначение и структура системы
Система предназначена для:
К: То, что главное назначение системы — обеспечение безопасности, уже понятно. Но в какую сторону будет развиваться система, будут ли появляться какие-то дополнительные сервисы?
А.К.: Программа делового партнерства уже запущена, и по мере роста парка оснащенных системой автомобилей будет расти и число сервис-партнеров. Одновременно к нам есть много обращений со стороны автопрома. У нас был открытый диалог, проходило много конференций и круглых столов, согласительных совещаний, где мы обсуждали конкретные требования.
Сейчас все требования гармонизированы со стоимостью самого устройства и найден разумный компромисс. Все зависит от объема выпуска. Стоимость варьируется в пределах 4-8 тысяч рублей при штатном оснащении и, конечно, зависит от объемов заказов. Но теперь, когда эта часть пути пройдена, автопром подошел к идее, что на производимых ими автомобилях уже стоит устройство, в котором есть навигационно-связной модуль. Этот модуль можно использовать для каких-либо дополнительных сервисов.
Например, недавно к нам обратилась компания, производящая массовый на российском рынке автомобиль (не буду ее называть), и предложила использовать наше устройство для удаленного управления системами автомобиля. То есть, используя специальное приложение iOS или Android, владелец может удаленно завести двигатель, включить в салоне климат-контроль, открыть дверь или багажник. Вот производитель и говорит: ваша SIM-карта уже есть, модем есть, энергопотребление мы просчитали. Давайте мы ваш модуль немного доработаем в части программного обеспечения и будем его использовать для такого рода сервисов. Мы, естественно, не против.
Или вопрос об информировании потребителя. Любой производитель проводит сервисные акции. Как это сейчас работает? Сотрудники «садятся на телефон» и начинают обзванивать клиентов, сообщая, что им предлагается заехать в сервисный центр для бесплатной диагностики или замены того или иного узла или детали. Но автомобили перепродаются на вторичном рынке, и производитель не всегда может найти нового владельца. Так вот, производители спрашивают, можно ли через наш модем передать СМС, которое выведет на дисплей сообщение «Уважаемый владелец, на вашу машину открыта сервисная кампания, посетите, пожалуйста, дилерский центр». Для этого устройство периодически должно на минуту выходить из спящего режима, чтобы дать возможность принять «висящее» для него сообщение.
В принципе, некоторые марки уже апробировали такого рода сервисы в ЕС и США. В некоторых странах при помощи кнопки вызова помощи на дороге можно, например, заказать билеты в театр, на поезд, на самолет, забронировать гостиницу. Есть всевозможные решения, связанные с раздачей Wi-Fi в салоне. ЭРА-ГЛОНАСС уникальна тем, что мы начали все с чистого листа, и это, в первую очередь, сеть связи, поэтому в части создания дополнительных сервисов для удобства водителей и пассажиров фантазировать можно очень много.
У логистических компаний другие вопросы: они хотят знать, где находится груз, и спрашивают, можно ли сделать на нашей платформе трекеры. Скоро у нас появится платформа АСМ ЭРА. Но это мы говорим уже о некоторых надстройках и коммерческих сервисах. Еще раз обращаем внимание: в базовой ЭРА-ГЛОНАСС ничего этого нет, а есть только функционал, обеспечивающий получение экстренной помощи на дороге.
К: Сейчас 9 из 10 автолюбителей считают, что ЭРА-ГЛОНАСС и система спутниковой навигации ГЛОНАСС — это одно и то же. Это так?
А.К.: Конечно же нет. Для системы ЭРА-ГЛОНАСС система спутниковой навигации ГЛОНАСС является просто источником сигнала. У спутниковой группировки ГЛОНАСС есть так называемая закрытая часть, а есть открытый гражданский сигнал. Мы — такой же потребитель гражданского сигнала, как и все остальные, как и человек с приемником ГЛОНАСС в своем мобильном телефоне.
К: А на каком уровне происходит принятие решения, какая именно служба будет выезжать на вызов?
А.К.: У нас есть два пути. По технологическому проекту система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть сопряжена с Системой 112, но она пока развернута не во всех регионах. Там, где она еще не развернута, мы сопряжены с дежурными частями МВД РФ регионального уровня.
Система 112 должна объединять все службы экстренного реагирования. В отработке приходящего от нас сигнала, будут задействованы пять служб: Служба скорой медицинской помощи, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Служба пожарной охраны, Служба полиции, Служба ГИБДД. Решение о привлечении конкретных служб принимает Система 112. Они получают нашу карточку вызова, которая содержит довольно подробную информацию: координаты, тип транспортного средства. То есть, в Системе 112 знают, автобус это или легковой автомобиль. Также есть информация о количестве пассажиров, типе используемого топлива; марка, модель, цвет и госномер транспортного средства. Там, где нет Системы 112, решение принимается в дежурных частях МВД РФ.
К.: Касательно платных сервисов: как будет осуществляться оплата, через вас или с каждым провайдером услуг отдельно? Или это еще не прорабатывалось?
А.К.: Прорабатывалось. С каждым из сервис-провайдеров работа ведется индивидуально. Кто-то говорит, что будет работать с клиентом напрямую. Кто-то предлагает работать через нас в порядке корпоративной подписки. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что бизнес-цепочка имеет вот такой и только такой вид. Например, если автомобилист из Москвы, имеющий подписку на местные сервисы, уедет куда-то в регион, где такой службы нет, но есть своя, то мы его свяжем с местной службой, и он будет работать напрямую.
К: А сколько уже принято реальных сигналов и сделано «боевых» выездов?
А.К.: По последней информации — 601 (по состоянию на 11.00 22.02.2017 – прим. авт.). И я хотел бы акцентировать внимание на том, что система позволяет вызвать помощь не только тогда, когда она нужна непосредственно вам. В Федеральном законе есть формулировка «о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах». Поэтому, если вы увидели, как кого-то грабят, вы видите пожар, еще что-то, что может угрожать жизни и здоровью людей, во всех таких случаях можно обращаться к соответствующим службам путем нажатия на легкодоступную кнопку.