Куда смотришь туда и едешь на мотоцикле
Мотошкола Павла Лядецкого: Взгляд в поворот
Наша задача во время движения на мотоцикле смотреть как можно дальше вперёд по ходу движения. Что это значит? Что трогаясь со светофора мы уже должны бросать взгляд на следующий светофор. Заходя в поворот мы уже должны смотреть на точку выхода из поворота. Но зачем нам это нужно и как правильно работать взглядом?
Вот всего лишь несколько причин, почему нам нужно смотреть как можно дальше вперёд:
Вот пример весьма распространённой аварии с пешеходом
В ролике можно оценить восприятие скорости и правильную работа взглядом на треке
В ролике обратите внимание на то, куда я смотрю в повороте и к чему это привело
Так куда смотреть?
В ролике ниже не только правильная работа взглядом, но в целом применение навыков и знаний о дорожной стратегии на практике (но с учётом непривычного для нас, левостороннего движения)
Работа глаз во время езды на мотоцикле. Советы пилотов профессионального трека
Новички обязательно вспылят, мол:
А вот опытные знают правило «смотрю-куда еду и ЕДУ КУДА СМОТРЮ». Суть заключается в том, что огромнейшее количество аварий происходит из-за того, что пилот смотрит на опасность, а не туда, куда хочет ехать. Особенно это касается вхождения в повороты. Фиксация взгляда во время езды на мотоцикле целая наука для трековых гонщиков, так как большая скорость просто обязывает следить за траекторией движения.
— Почему так выходит, что мотоцикл едет туда, куда я смотрю, а не туда, куда хочу ехать?
Вопрос достойный игры в «Что? Где? Когда?», советую задать и снять джек-пот на новый спортбайк. Если пытаться в него вникнуть, то получается, что как не крути, а мотоцикл реагирует на работу тела, особенно это касается спортивных мотоциклов, где максимум управления телом на большой скорости и мегачувствительность на мельчайшие положения тела в наклоне. Когда вы фиксируете взгляд на чем-либо, будь то яма или опасная дорожная ситуация, ваше тело не может действовать отдельно от глаз, потому что все ваше внимание сконцентрированно на опасности. Так как вы за рулем, то центр вашего внимания, то, что вы разглядываете, концентрирует нервную систему в этом направлении. Вы как бы инстинктивно поворачиваетесь в ту сторону, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Дополнительным бонусом при такой фиксации полное выпадение из окружающей ситуации на дороге.
Пилотов кольцевых гонок учат никогда не отрывать взгляда от необходимой траектории, чтобы не произошло, хоть Гадзилла рушит трибуны, но взгляд от траектории не отрывать, за ситуацией и другими гонщиками следить периферийным зрением. Смотреть только туда, куда нужно ехать. Закон.
Езда в трафике
— Хорошо, гений, а как быть в трафике города? Я не раллийный пилот, чтобы фиксироваться на траектории, в городе приходится смотреть на все 360 градусов и желательно одновременно.
Но в тот момент, когда вы засмотрелись на очередную бабулю, которая решила, что «зебра» для слабаков и тормоза уважают старость во вопреки законам физики, пока вы смотрите на нее, а она наивно полагает, что вы успеете остановиться, вы обязательно встретитесь на асфальте. Если необходимо уйти от беды, в маневре смотрите только туда, куда хотите ехать, а не на опасность, чтобы проверить вписались вы или нет. Для проверки используйте периферийное зрение.
Восприятие скорости в зависимости от положения взгляда
На восприятие скорости водителем или пассажиром влияет огромное количество факторов. Это очень интересная тема. Так вот, положение взгляда, внезапно, одно из таких условий. Если вы новичок и вам страшно посмотреть вперед, потому что «ой, что-то все движется и как много машин!», то даже езда в 20км/ч покажется первой космической, если вы смотрите исключительно под переднее колесо. Когда вы смотрите только на близкое расстояние, то все мелькает прямо как выходные или зарплата — быстро и мимо.
Когда вы смотрите дальше, но не высоко, то ваше восприятие скорости замедляется за счет того, что взгляд успевает оценивать дорожную ситуацию. У вас появляется время для реакции, а пространство не мельтишит перед глазами с бешеной скоростью. Даже при езде в трафике, когда вы следите за колесом впереди идущих товарищей или машины, достаточно следить за ситуацией, но не концентрироваться на колесе, иначе вы просто не успеете среагировать, так как будете увлечены наблюдением за движением определенного объекта вне окружающей дорожной обстановки.
Куда смотришь туда и едешь на мотоцикле
А куда ты смотришь при повороте?
Как ведёшь точку фокуса?
Взгляд это основной инструмент мотоциклиста. От него зависит траектория, безопасность и даже ментальное состояние в моменте.
Грубо: куда смотришь — туда и приедешь.
На более продвинутом понимании: зрение даёт информацию о кривизне поворота, наклоне дороги, состоянии покрытия, движущихся препятствиях, твоей скорости и т.п. очень много вводных за секунду.
И если ты не правильно используешь этот инструмент — последствия могут быть очень плачевными для всех.
Поворот мы ведём взглядом плавно, как можно дальше смотрим от себя, за поворот. Фокус зрения движется вместе с мотоциклом, ни каких перепрыгиваней, даже если рядом что-то взорвалось. Для тебя нет ничего важнее твоей траектории. Это концентрирует разум и успокаивает твои эмоции. Всё остальное ты видишь переферийным зрением и оно не имеет значения, если не вредит твой цели. Ты идёшь в ожидании апекса, как охотник с пальцем на спуске. И в момент когда ты видишь выход, происходит нажатие, мягкое, плавное и мотоцикл «выстреливает» по траектории вместе с тобой. В этом есть что-то магическое. Здорово, что я к этому почти подошёл.
Комментарии ( 73 )
Всё остальное ты видишь переферийным зрением и оно не имеет значения, если не вредит твой цели.
Чего ты собрался тренировать, если для определения расстояния нужно 2 глаза
Бесполезно кормить богги, это только множит пустой флуд
Я не хочу обсуждать биологические особенности человеческого зрения с людьми, которые откровенно в этом не сильны.
оценить наличие или отсутствие движения более-менее контрастного объекта?
Движения в плоскости поля зрения (а так же внезапное возникновение, смена контрастности, цвета), но при приближении объект не движется по полю (не меняет цвет и прочее), а меняет свой видимый размер. По итогу эти быстрые рецепторы не могут отделить девятку которая стоит на перекрестке слева, от той, которая катится на тебя или даже едет. Это именно касаемо вот этого случая.
При движении объёмного объекта у него так или иначе по полю будут в большинстве случаев перемещаться контрастные элементы.
Поэтому берем небольшой предмет, мячик для большого тениса, например, подкидываем его прямо перед собой и ловим этой же рукой, но сбоку (подкидываем снизу вверх, но ловим справа на лево), чтобы не было мышечной памяти по траектории объекта.
Это закономерный результат меньшей точности бокового зрения — движение детектируется, но навести на него конечность сложнее.
Большинство случаев, когда что-то не заметил кто-то за рулем, связаны в первую очередь не со слабостью оптической системы, а с фокусом внимания относительно уже пришедшей в мозг информации.
Наглядная иллюстрация работы бокового зрения 🙂
Грубо: куда смотришь — туда и приедешь.
ИМХО — это в состоянии «стресса» (любого) так… А так-то, во всяком случае у меня, вполне можно ехать в одну сторону, а смотреть в другую (когда неспешно едешь и торгуешь фейсом крутишь башней, то как иначе?) — я как-то мопед больше привык пятой точкой чувствовать — каждый его наклон и движение (когда на него сажусь — он у меня превщается в элегантные шорты ноги… а ног нет — только то, откуда они растут. Кентавр недоделанный, блин)
Вот сённи входил в левый поворот на перекрёстке с наклоном и при этом махал левой ручкой «коллегам» (т.е. мот рулил одной правой, в повороте и неглядя — просто прикинув, что ближайшие 20 метров никого вообще и асфальт ровный. Впрочем этот перекрёсток я и вслепую проеду). Т.е. в нормальнрой(!) обстановке траекторию мота я могу «предвидеть» неглядя — чисто по скорости, углу поворота руля и наклону (на машине, кстати, так же — чувствую где конкретно пройдёт каждое их 4х колёс. Той самой пятой точкой и спиной).
РасслАбленнее на мопеде надо быть — тогда и не будет парализовывать при любых непонятках.
Но да… когда на реакцию доли секунды — «куда смотрю туда и еду». А смотреть надо туда, где безопаснее, а не на КАМАЗ)
ЗЫ. чот вспомнилось — тут давеча одна девушка киношку выкладывал про Jocelin Snow. Так у неё такое «упражнение» нашлось: youtu.be/_FNlRz23FXM (с 11й минуты). К чему бы там такое?
Грубо: куда смотришь — туда и приедешь
Выезжая из гаража на дорогу, я смотрю назад, проверяя, не едет ли кто по автобусной полосе. Мотоцикл, почему-то, назад не едет, при этом
Поворачивая, надо смотреть точно под переднее колесо, это все знают. Ведь надо оценивать качество дорожного покрытия перед мотоциклом, в повороте это очень важно
Вообще, вспоминается анекдот про Насреддина, который нашел «мудреца», рассказывающего великие истины, что трава зелёная и солнце встаёт на востоке
По коридору ВУЗа идет профессор. Навстречу студент:
— Здравствуйте, профессор. Можно Вас спросить?
— Конечно, спрашивайте, молодой человек.
— Скажите, профессор, Вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладете?
После некоторой паузы:
— Да, знаете, как-то не задумывался.
— Ну, извините, пожалуйста.
Через неделю зеленый профессор с кругами под глазами встречает в коридоре того же студента и хватает за грудки:
— Ну ты и сволочь! Неделю уже спать не могу — и так неудобно, и так неудобно!
Всё остальное ты видишь переферийным зрением и оно не имеет значения, если не вредит твой цели.
Грубо: куда смотришь — туда и приедешь.
Второй пост подряд, где охреневаю от того, что какие-то правильные вещи возводятся в абсолют и становятся похожими на заповеди, хотя всё же зависит от обстановки и цели.
Надо ли смотреть в поворот на треке? Да. Тому же М.Шумахеру ставили на шлем камеру, регистрирующую направление взгляда — и анализировали, как и куда он смотрит. Однозначно да. Правильная работа взглядом — залог того, что ты будешь ехать ровнее, не утыкаясь глазами в препятствия и из-за этого рефлекторно тормозя\сбрасывая газ. Да даже езда по площадке сильно завязана на работу взглядом, простейшую восьмерку в разы сложнее проехать, если смотреть себе «под ноги», а не «через плечо». Если в какой-то поворот входишь медленнее, чем надо — одна из самых частых проблем это то, что смотришь не туда, куда нужно (во всяком случае у меня самого, когда свою езду разбираю).
Надо ли смотреть в поворот при повседневной езде, когда у тебя нет ограничения по размеру площадки и траектории такие, что там фура с полуприцепом едет не напрягась? Если тошнишь 40 км\ч и нет цели «быстро и красиво проехать вот эту связку поворотов» — можно ехать, смотреть по сторонам, разглядывать девушек красивых на тротуаре. Один фиг ты войдешь в этот поворот, и никакой тренер не будет тебя палкой бить по шлему за то, что ты там подрулил\притормозил\проехал медленно. Автомобилисты вообще вон едут и одним глазом в смартфончик залипают нон-стоп, и ничего, справляются как-то.
Управление мотоциклом и его особенности в городском потоке
Главное
Управление мотоциклом в городском потоке имеет свои особенности. Начиная от анализа дорожной ситуации, заканчивая реакцией мотоцикла на ваши действия. Для начала разберемся с конечностями:
Правая рука отвечает за ускорение (ручка газа) и торможение (рычаг переднего тормоза). Из-за определенного соотношения массы и мощности мотоциклы встают в вилли при резком ускорении (поднимается переднее колесо от асфальта, так как привод на заднем колесе).
На передний тормоз приходится 90% торможения. С ручкой нужно быть максимально деликатным, потому что пережав ручку, вы заблокируете тормоза, что приведет к срыву переднего колеса. Для того, чтобы не пережимать тормоз, необходимо использовать положение только одного или двух пальцев на рычаге.
Пальцы левой руки выжимают сцепление. Для того, чтобы не заглохнуть и не встать в вилли, нужно максимально плавно относится к рычагу.
Правая нога регулирует торможение заднего колеса, на которое приходится 10% торможения. Пользуясь передним тормозом, не стоит забывать про задний. Заднее торможение является наиболее полезным во время снижения тяговых ситуаций и низкой скорости маневрирования.
Переключение передач осуществляется левой ногой. Нейтралка находится между 1 и 2. Как правило, первая вниз, остальные вверх.
Скорость реакции
Если мотоциклист имеет опыт вождения на машине, то это будет преимуществом, так как он уже знает, как ведет себя поток. Одновременно читать дорожные знаки, следить за дорогой и переключать передачи тяжеловато для новичка.
Скорость реакции и анализ дорожной ситуации сохранят вам жизнь и мотоцикл. Ситуации, в которых необходимо в максимально короткий срок принять решение, может быть множество: как резкое перестроение автомобиля, так и собака, перебегающая дорогу.
Старайтесь анализировать дорожную ситуацию и просчитывать действия всех участников движения на 2-5 шагов вперед.
Смотрим только вперёд!
Куда смотришь, туда и едешь. Как бы вам не хотелось засмотреться на задний бампер впереди тормозящей машины, смотрите, куда бы вы могли уйти от столкновения.
Как ездить на мотоцикле в городе: советы от профессионального гонщика
Все чаще горожане отдают предпочтение мотоциклам, порядком устав от пробок. Впрочем, одноколейный транспорт более требователен к водителю и не терпит ошибок. О том, как прокачать навыки городской езды на мотоцикле, рассказал Антон Еремин, мотогонщик, выступающий в Чемпионате Motoring по шоссейно-кольцевым мотогонкам за команду Motorrika. Антон — обладатель титулов чемпиона Motoring International Cup, чемпиона России в классе STK 600 и бронзового призера чемпионата России в классе Supersport.
Глаза на правильном месте
Самое важное, чему необходимо научиться, — правильный взгляд. Куда смотришь — туда и едешь! Далеко не все владеют этим навыком, часто совершая критические ошибки. Например, подъезжая к перекрестку, вы видите мигающую стрелку светофора, успеваете «проскочить» и. казалось бы, что может пойти не так? Однако при повороте направо вы направляете взгляд вниз, прямо под колесо, а не правее и вперед, где тем временем перебегает дорогу пешеход или еле крадется зависший в телефоне таксист. Это препятствие вы замечаете в последний момент: большая удача, если скорости реакции хватит на то, чтобы избежать неприятностей. А ведь если сразу смотреть туда, куда едет ваш мотоцикл, резких переставок и экстренного торможения легко избежать.
Вторая ошибка новичка — увидев внезапное препятствие, гипнотизировать его взглядом, столбенеть, лишив себя тем самым шанса на маневр. Так что то, куда направлен ваш взгляд, очень важно в управлении мотоциклом.
Как это лечится?
Тут нет волшебных лайфхаков: для отработки этого навыка я рекомендую каждый свой выезд отслеживать и контролировать, куда смотрят ваши глаза. Если анализировать этот момент регулярно, довольно быстро выработается отличный навык, вы будете смотреть правильно и перестанете задумываться об этом.
А если скользко?
Если вдруг вы оказались на непредсказуемом покрытии — рельсах, разметке, песке на дороге, — не совершайте резких маневров, аккуратно пользуйтесь ручкой газа и тормозом (если это необходимо). Попробуйте максимально распрямить мотоцикл и проехать участок на «ровном» газу или вовсе на закрытом. После чего, выехав на нормальное покрытие, продолжайте поездку в нужном темпе.
А если асфальт вообще закончился?
В России такой сюрприз не редкость, а главная боль мотоциклиста — съезд с асфальта на ремонтируемый участок и выезд с него. Конечно, идеально, если вы заранее увидели ремонт, сбросили скорость, перестроились в другой ряд. Если все пошло не по плану — снижайте скорость аккуратно (ведь вы находитесь в потоке), прикрыв газ и пользуясь обоими тормозами. Оцените участок трассы впереди: если он достаточно ровный, выберите приемлемое место для перестроения в другой ряд. Если покрытие очень неровное, для большей устойчивости можете сжать ногами мотоцикл, при этом не впиваясь мертвой хваткой в руль. В некоторых случаях стоит даже немного привстать на ноги, чтобы не так сильно подкидывало в седле, демпфируя неровности коленями.