Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Главная » Кто является водителем во время экзамена?

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Кто является водителем во время экзамена?

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученикУже достаточно давно руководителей автошкол, мастеров производственного обучения вождению – владельцев учебных автомобилей, волнует вопрос возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в процессе экзамена в ГИБДД, если на дублирующих органах управления находится экзаменатор. Сейчас этот вопрос опять стал особенно актуальным в связи с тем, что в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 вносятся изменения, в частности предписание о том, что при проведении практического экзамена экзаменатор должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством. При этом, впрочем, как и прежде, допускается проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы этой организации.

Действительно, при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных упоминаемым постановлением Правительства, допускается их проведение с использованием учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом организация должна еще очень сильно постараться, чтобы соответствовать предъявляемым Госавтоинспекцией условиям. То есть, «мне нужна твоя одежда и мотоцикл» (Терминатор), но главное еще, чтобы размер и марка подошли.

Отсюда первый вариант решения вопроса: лучший способ не попасть в ДТП – не пользоваться автомобилем.) В нашем случае – не давать учебное транспортное средство экзаменаторам для приема экзаменов. Пусть осуществляют государственную услугу на том, что сами найдут.

Согласно п. 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Отсюда второй вариант решения вопроса. Хотят автомобиль на экзамен – оформляем договор аренды, доверенность на право управления, распоряжение о передаче источника повышенной опасности. Глубоко сомневаюсь, что представители учебных организаций и руководство экзаменационных подразделений пойдут на это или договорятся о подобном, но именно в этом случае собственник ТС снимает с себя ответственность за ДТП. Кстати, практика оформления путевого листа автошкольного автомобиля на экзаменатора существовала в 90-е годы.

Согласно статья 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. То есть, средства, потраченные автошколой или МПОВ на ремонт своего разбитого в процессе экзамена учебного автомобиля можно вернуть, предъявив регрессный иск к виновнику ДТП.

Но для начала его, виновника, нужно установить.

Кстати, весьма интересный материал попался мне недавно на глаза. Это ответ УГИБДД одного из регионов на вопрос по поводу инструкторов – частников. Так вот, авторы сделали следующий весьма неожиданный вывод: если лицо получило свидетельство о профессии, но пока не имеет водительского то занятия с ним МПОВ – это уже не учебная езда, а предоставление управления ТС лицу, не имеющему такого права (не имеющему водительского удостоверения соответствующей категории), со всеми вытекающими последствиями. Лицу – штраф от 5 до 15 тысяч рублей, предоставившему – 30 тысяч рублей.

Что касается «управления ТС». Точного определения, что это такое в законодательстве нет. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 25 июня 2019 г. № 20 выразил мнение по этому поводу, назвав управлением ТС «целенаправленное воздействие на него (ТС) лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя)». Что же, смысл в этом определении есть.

Кто является водителем во время учебной езды?

К водителю, согласно действующему законодательству, «приравнивается» обучающий вождению. Но формально водителей два – обучаемый и обучающий, так как у обоих имеется возможность воздействовать на органы управления ТС, при этом гораздо удобнее и быстрее сделать это получается именно у обучаемого, так как руль у него всегда под руками. Не всегда обучающий вождению располагает возможностью избежать ДТП, которое стало результатом неправильных, а порой и неадекватных действий обучаемого. Поэтому решения суда по определению вины в совершении ДТП различны и опираются на заключения экспертизы: имел или не имел возможность второй водитель – обучающий вождению, предотвратить ДТП, или действия развивались настолько стремительно и были настолько неадекватны обстановке, что такой возможности у него не было. (Например, Приговор Боровичского суда Новгородской области № 1-471/2012 1-54/2013 от 22 марта 2013 г. по делу № 1-471/2012).

Кто является водителем во время экзамена?

Опять же тот, в чьем распоряжении находятся органы управления автомобилем. В нашем случае это экзаменуемый и экзаменатор. К водителю «приравнивается» лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды, а экзамен – не учебная езда и про экзаменатора в Правилах ничего не сказано. К слову, если экзаменатор не вписан в страховой полис ОСАГО или страховой полис оформлен на ограниченное число лиц, он не имеет права управлять ТС (воздействовать на органы управления ТС).

Определение кто такой экзаменатор, дано в другом постановлении Правительства, № 1097 от 24.10.2014: «должностное лицо подразделений Госавтоинспекции, на которое в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов.» Кстати, порядок разработки должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников ОВД есть и он утвержден приказом МВД России, а вот непосредственно сами регламенты и инструкции вы в свободном доступе не найдете, это внутренний, служебный документ. Так что будем ориентироваться на известный нам регламент. Согласно п. 128 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20.10.2015 № 995 «экзаменатор контролирует ход выполнения маневров и действий, предусмотренных маршрутом, соблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации, подает команды кандидату в водители, оценивает его навыки управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения, фиксирует ошибки в соответствии с контрольной таблицей.» Согласно п. 1.16. указанной таблицы действие или бездействие кандидата в водители, угрожающее возникновению ДТП требует вмешательства в процесс управления экзаменационным транспортным средством.

Не вмешался – виновен в ДТП. Или виновных двое.

Виновного в ДТП, в случае разногласий, возникших у его участников, касающихся обстоятельств причинения вреда, определяет уполномоченный сотрудник на стационарном посту или в подразделении полиции, либо сотрудник полиции, направленный дежурным для оформления документов о ДТП на место его совершения. Согласно п. 289 Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664, при оформлении сотрудником материалов по факту ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, если за нарушение Правил дорожного движения его повлекшего административная ответственность не установлена, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Если административная ответственность за нарушение правил дорожного движения установлена, сотрудник, при наличии соответствующих оснований составляет протокол об административном правонарушении либо выносит постановление по делу об административном правонарушении. В случае, когда на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

То есть, в каждом случае ДТП, происшедшем в процессе экзамена, именно экзаменатор обязан вызвать на место ДТП уполномоченного сотрудника или, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств, проследовать на ближайший стационарный пост или в подразделение полиции.

Почему экзаменатор, находившийся «на педалях», а не срочно вызванный на место ДТП и ошарашенный случившимся владелец учебного автомобиля, который даже не находился в автомобиле? Да потому, что оформлять ДТП должны его участники, водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, опять же, согласно Федеральному закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ и Правилам дорожного движения.

К тому же, согласно ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред; указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, что в нашем случае, если экзаменатор уехал с места ДТП, случившегося тогда, когда он контролировал дублирующие органы управления, предоставив разбираться во всем МПОВ; указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, что влечет за собой оформление страхового полиса на учебный автомобиль на неограниченное число лиц, если автошколе придется предоставлять его на экзамены в ГИБДД. (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).

Ну и еще, к сведению, статья 1069 ГК РФ. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Так, на относительно «болезненный» вопрос о предоставлении учебного транспортного средства на экзамены, смотрит законодательство. Каким путем вы будет решать вопрос в случае ДТП на экзамене – ваш выбор. Варианты предложены.

Источник

ВС РФ подтвердил правомерность требования к автошколам заполнять путевой лист

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

До октября прошлого года такой обязанности у автошкол не было. Но 30 октября приказом минтранса утвержден новый порядок заполнения путевых листов. Если раньше эта обязанность возлагалась на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, то теперь просто на всех юрлиц и ИП. В том числе которые перевозочной деятельностью не занимаются.

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Тогда некий Союз «Центр поддержки и развития автошкол» обратился в Верховный суд с заявлением о признании не действующим этого пункта нового порядка для организаций, осуществляющих подготовку водителей. Но ВС отказал в удовлетворении иска. Тогда союз подал апелляцию.

Апелляционная коллегия Верховного суда напомнила, что в соответствии с законом о безопасности дорожного движения,индивидуальные предприниматели, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Закон устанавливает обязанность юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров, а также перемещение лиц, кроме водителя, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Также закон предусматривает обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Порядок, установленный приказом минтранса, определяет, что путевой лист должен содержать не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вне зависимости от вида и особенностей перевозок обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, включая наряду с прочим соблюдение порядка заполнения путевых листов; указывать в них обязательные реквизиты и осуществлять контроль технического состояния транспорта, отметила Апелляционная коллегия ВС и жалобу не удовлетворила.

Напомним, что ранее МВД давало разъяснения на эту тему. В них также поясняется, что водители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, данные которого вносятся в путевой лист. И этот документ водитель обязан предъявлять сотруднику ГИБДД на дороге.

В официальном разъяснении МВД также подчеркнуло, что именно обучающий вождению является водителем, а не его ученик, хотя именно ученик сидит за рулем.

Но как быть тогда с каршерингом и другими арендованными машинами? Ведь их арендуют также у юридических лиц.

Источник

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Кто виноват в ДТП? Инструктор или ученик?

Автомобиль как движущий объект, который нельзя мгновенно остановить, является источником повышенной опасности, а учебный автомобиль с обучаемым за рулем – тем более.

Установленные всевозможными документами правила эксплуатации автомобилей гарантируют безопасность на дорогах только при условии их выполнения всеми участниками дорожного движения, в частности водителями.

Учебная езда в потоке автомобильного транспорта осуществляется только после обучения вождению на закрытых площадках и автодромах. Выезд на дороги обучаемых вождению допускается только с инструктором и при обязательном наличии первоначальных навыков управления автомобилем.

Но даже при строжайшем выполнении этих условий существует вероятность того, что при учебной езде произойдет ДТП. Виновность того или ионого лица в каждом конкретном случае определяется с учетом достаточно большого количества факторов.

Определяется же виновник ДТП на основани положений действующего законодательства в области юридической ответственности.

Основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение правонарушения.

Правонарушение всегда направлено против интересов других лиц, находящихся под защитой закона. Непременным признаком каждого правонарушения является вред.

Правонарушения различны по степени вреда и поэтому различны по степени общественной опасности. По этому критерию и происходит разделение правонарушений на преступления и проступки.

Авария, совершенная при учебной езде является правонарушением. Под аварией в данном случае понимается не просто поломка автомобиля, а дорожно-транспортное проишествие, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо иной материальный ущерб. Вопрос об административной либо уголовной ответственности ставится в зависимости от характера наступивших вредных последствий.

На основании пункта 1.2 ПДД водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (не ученик). Но в любом случае, автомобилем управляют два человека. Один из них – обучаемый – осуществляет непосредственное управление, другой – инструктор (обучающий) – руководит управлением.

Чтобы сделать однозначные выводы в определении виновного лица, необходимо проанализировать объективную сторону правонарушения.

Для привлечения лица к ответственности необходимо установить причинно-следственную связь между неправомерными действиями водителя и наступившими вредными последствиями.

Например, обучаемый, не имеющий твердых навыков вождения, совершает поворот в неположенном месте. Инструктор, пытаясь исправить ситуацию, берет управление автомобилем на себя, но не справляется с ним. В результате этого инструктор совершает наезд на автомобиль, стоящий у тротуара.

В данном случае между неправильными действиями обучаемого (поворот в неположенном месте) и наступившими вредными последствиями (наезд на автомобиль) нет причинно- следственной связи. Но она существует между неправомерными действиями инструктора (для принятия мер предусмотрены дублирующие педали) и наездом на стоящий автомобиль.

В такой ситуации ответственность будет нести инструктор.

Если же обучаемый начал движение самостоятельно, не дождавшись инструктора, и совершил наезд на другой автомобиль, даже на учебной площадке, то ответственность будет нести обучаемый, так как это прямое нарушение техники безопасности!

Для привлечения к административной ответственности устанавливается наличие или отсутствие вины. Формы вины – умысел или неосторожность.

Нарушение ПДД, которые приводят к ДТП, расцениваются как совершенные только по неосторожности. Наличие или отсутствие в действиях водителя вины в совершении ДТП определяет наличие либо отсутствие основания для привлечения к юридической ответственности. Это утверждение в равной степени относится и к случаям совершения ДТП во время учебной езды.

Например, инструктор организовал учебную езду с обучаемым по улицам города. Но у обучаемого не имелось необходимых первоначальных навыков управления автомобилем. Кроме того, он посетил лишь несколько занятий по изучению правил дорожного движения. В этом случае инструктор нарушил требования пункта 21.2. Правил дорожного движения. При совершении во время такой поездки ДТП есть все основания говорить о том, что в совершенном деянии нет вины обучаемого, так как отсутствие необходимых знаний и навыков не позволило ему предусмотреть возможность вредных последствий и рассчитывать на свои силы, чтобы предотвратить наступление вреда.

Инструктор же в силу своих профессиональных качеств мог и должен был предвидеть, что обучаемый без определенных навыков вождения создает реальную опасность наступления неблагоприятных последствий, однако легкомысленно предполагал, что сможет их предотвратить. В этом случае вина инструктора на лицо, и он должен понести наказание.

Но если обучаемый во время учебной езды не выполняет требований инструктора, считая, что уже самостоятельно справляется с управлением, то вина обучаемого в ДТП в форме неосторожности не вызывает сомнения.

Источник

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Смотреть картинку Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Картинка про Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик. Фото Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученикОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2015 г. № АК-2726/06 “О направлении разъяснений”

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Приложение: на 10 л. в 1 экз.

Разъяснения
по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Вопрос 1. К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть 1 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ. Внесенные изменения в пункт 3 части 2 статьи 23 определяют для профессиональной образовательной организации в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по программам профессионального обучения.

Вопрос 2. Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?

Согласно действующему законодательству Российской Федерации должность инструктор по вождению автомобилей не относится к должностям педагогических работников.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Профессиональное обучение реализуется посредством программ профессионального обучения.

Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и согласно Номенклатуре к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовки водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения (подраздел 2 раздела I Номенклатуры).

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации мастер производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос 3. Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?

Согласно Номенклатуре мастер производственного обучения отнесен к должности педагогических работников.

Пунктом 1 раздела III Приложения к Постановлению № 466 установлено, что в профессиональных образовательных организациях продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска мастеров производственного обучения составляет 56 календарных дней.

Вопрос 4. Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к которому применяется правила о двух- и многосторонних сделках.

Законодательно не запрещено заключать гражданско-правовой договор с мастером производственного обучения.

Вопрос 5. Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями могут осуществляться на основе гражданско-правовых договоров и в форме сетевого взаимодействия.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может основываться на использовании сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-Ф3 к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно нельзя отнести к иным организациям, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ.

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора, и на основе гражданско-правового договора.

Следует учитывать, что при заключении гражданско-правого договора между лицом и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, права и свободы педагогического работника, закрепленные Федеральным законом № 273-ФЗ и Трудовым Кодексом Российской Федерации на указанное лицо, не распространяются.

Вопрос 6. Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

Минобрнауки России разработаны и утверждены Примерные программы.

Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет, согласно разделу I Примерных программ.

Согласно пункту 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

Вопрос 7. Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?

Примерные программы определяют перечень групп оборудования, необходимый для реализации программы.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В частности, к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

Вопрос 8. Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?

Согласно пункту 2.1. приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю.

Осуществление педагогическими работниками трудовой деятельности по совместительству законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещено.

Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963) для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) продолжительность работы по совместительству составляет половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Для педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству составляет 16 часов работы в неделю.

Вопрос 9. Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?

Согласно пункту 6 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации.

Образовательные программы профессионального обучения водителей транспортных средств разрабатываются в соответствии с Примерными программами, в которых установлены минимальные к объему учебного плана.

Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

Вопрос 10. Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовыватъся с использованием дистанционных образовательных технологий?

В соответствии со статьей 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещена.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при проведении теоретических занятий по программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, с учетом требований установленных указанным Порядком.

Вопрос 11. Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона № 273-Ф3 профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт «ж» пункта 4 и подпункт «и» пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос 12. Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?

Согласно Примерным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность на обучение вождению.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов, что является допуском к профессии, допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Таким образом, лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования).

Вопрос 13. Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств оборудовать медицинский кабинет?

Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании несоблюдение лицензиатом, установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения о лицензировании требований, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Исходя из изложенного организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, в соответствии с установленными требованиями.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Т.В. Рябко

Обзор документа

Образовательные организации могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с ИП, действующими через работников и приравненными по правам и обязанностям к образовательным организациям. Если ИП осуществляет образовательную деятельность непосредственно, как физлицо, то с ним должен заключаться трудовой или гражданско-правовой договор.

Организации, обучающие вождению, могут арендовать для этого помещения и оборудование. Они вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения и вносить дополнения в программы. Не запрещено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении теоретических занятий.

Разъяснено, что для лиц с ограниченными возможностями должны создаваться специальные условия. Это лицензионное требование. Но к профессии водитель они допускаются, если не имеют противопоказаний к управлению транспортными средствами. Еще одним лицензионным требованием является наличие медкабинета для охраны здоровья обучающихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *