Кто в советское время был удостоен премии за изобретение машины времени
Премия за изобретение машины времени в СССР
Кто в СССР получил премию за изобретение машины времени?
Скульптор по дереву Вячеслав Почечуев в 1973 году получил премию и справку: «Деньги выданы за изобретение машины времени»
Машину времени, которая, собственно, и виновата во всей уморительной неразберихе фильма «Иван Васильевич меняет профессию», придумал и сконструировал скульптор Вячеслав Почечуев. В ту пору он работал художником-скульптором в «Руслане и Людмиле», и молва о нем шла по «Мосфильму» как о мастере на все руки: и лес сказочный сотворит, и чертоги Черномора.
3 фото и буквы via Виталий Дубогрей
Гайдаю доложили: «Есть такой Почечуев». Переговоры велись на равных. Гайдай был на мели из-за дефицита времени. Почечуев – из-за дефицита денег. И уже через два дня перед отчаявшимся режиссером лег новый проект.
«…Вячеслав принес большой лист ватмана, на котором углем дрожащей левой (правая, как назло, отказала!) было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, шарики, пружины, змейки. И — провода! Сплошная абстракция и невиданное нахальство. Гайдай в обморок не упал, потому что сидел на стуле. Сьемочноя группа онемела, на глаза» актрисы Селезневой появились слезы: съемки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен (ему надо было кормить семью). И Гайдай сдался, другого «изобретателя» искать не стал.»
В кратчайшие сроки, всеми правдами и неправдами, но Машина была собрана. Как только она заработала, с первого запуска, она влюбила в себя всю съемочную группу. Фильм был спасен!
“Деньги выданы за изобретение машины времени”
Мэйдэй
Михаил Авдуевский поделился:
Леонид Гайдай перед съемками комедии “Иван Васильевич меняет профессию” обратился в конструкторское бюро с заданием разработать макет Машины Времени для фильма. Целых полгода специалисты бюро колдовало над “изобретением” и разродилось проектом чуть ли не настоящего космического корабля.
Главный герой картины – одиночка-изобретатель Шурик – даже в самых смелых своих мечтах не смог бы приблизиться к такому техническому совершенству. Требовалось принципиально новое решение.
Сроки уже поджимали, съемки подходили к концу, а в то же самое время режиссёр никак не мог “отправить” одного Ивана Васильевича в прошлое, а другого в наше время. И тут Гайдаю посоветовали: “Есть на Мосфильме такой специалист по фамилии Почечуев”. В ту пору он работал художником-скульптором в “Руслане и Людмиле”, и молва о нем шла по “Мосфильму” как о мастере на все руки: и лес сказочный сотворит, и чертоги Черномора.
Переговоры велись на равных. Гайдай был на мели из-за дефицита времени. Почечуев – из-за дефицита денег. И уже через два дня перед отчаявшимся режиссером лег новый проект.
Вячеслав принес большой лист ватмана, на котором углем было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, шарики, пружины, змейки. И — провода! Сплошная абстракция и невиданное нахальство. Съёмочная группа онемела. Съемки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен (ему надо было кормить семью). И Гайдай сдался, другого “изобретателя” искать не стал.
В кратчайшие сроки, всеми правдами и неправдами, но Машина была собрана. В помощники Почечуеву пристегнули двух слесарей. Вытащили со склада какие-то штуковины, оставшиеся после “Соляриса” Тарковского. Съездили в город Клин на стекольный завод, разместили заказ (который по слухам чуть ли не на следующий день изготовил за пару бутылок водки дядя Вася из продувного цеха). Накупили мигалок, вспышек, реактивов, посуды для химических реактивных опытов, и Машина предстала в павильоне во всей красе.
Как только она заработала, с первого запуска, она влюбила в себя всю съёмочную группу. Что-то в ней таинственно ворчало, сверкало и булькало, и колыхалось. Фильм был спасён.
В результате сам скульптор получил премию от “Мосфильма” сорок рублей и справку из бухгалтерии: “Деньги выданы за изобретение машины времени” – причем, без всяких кавычек.
(с)
Как создавалась «машина времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
«Машину времени», которая запечатлена на кадрах Гайдаровского фильма, собрали в последний момент. Безвыходную ситуацию спас скульптор из соседнего павильона «Мосфильма». Первый прототип собирали в настоящем конструкторском бюро. Однако режиссёр его забраковал.
История тимофеевской «машины времени» — череда случайностей и совпадений. Конструкция сначала очень не понравилась Гайдару. И если бы не обстоятельства, в знаменитом фильме был бы совершенно другой агрегат.
Кадр из х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
Другая машина
В 1973 году на советские экраны вышла новая комедия Гайдая. Фильм про Ивана Васильевича имел оглушительный успех. Однако зрители и не подозревали, что в какой-то момент съёмки находились на грани срыва. В самом начале работы Леонид Гайдай получил разрешение обратиться в конструкторское бюро для создания машины времени. Да, реквизит для фильма изготавливали в самой настоящей лаборатории.
Когда Гайдаю представили макет, он пришёл в ужас. Перед ним стоял почти космический корабль. С точки зрения инженеров машина была безупречна. Её изготовили на основе ЭВМ, считавшихся тогда передовыми. Однако в небольшой квартире инженера Тимофеева агрегат смотрелся ужасно. До конца съёмок оставалось всего два месяца. Гайдая спас случай. В этот же момент в соседнем павильоне «Мосфильма» трудился талантливый скульптор. Поговаривали, что он изготовил отличные декорации для фильма «Руслан и Людмила». Правда, мастер работал в основном с деревом.
Художник и скульптор Вячеслав Почечуев в то время был своеобразной звездой «Мосфильма». Гайдаю он достался почти за бесценок. У режиссёра горели сроки, а скульптор остро нуждался в деньгах. За «машину времени» Вячеслав получил 40 рублей. Для сравнения: гонорар Гайдая составил более семи тысяч рублей. Звезда фильма Юрий Яковлев получил почти 4500 рублей. Самый скромный актёрский гонорар был у Нины Масловой — всего 101 рубль. Но даже он в два с половиной раза превосходил сумму, которой наградили скульптора.
Вячеслав Почечуев — «отец» советской «машины времени»
Гайдай сразу обозначил, что сроки сжатые. Через два дня Почечуев принёс в павильон к режиссёру чертёж на ватмане. Рисунок Гайдаю не понравился. Колбы, трубки, рычаги и всё непонятно как закреплено. Хуже всего смотрелись провода. Однако Почечуев сделал яркую презентацию и пообещал, что в кадре машина будет смотреться замечательно. Режиссёр дал скульптору шанс. Теперь перед Почечуевым стояла непростая задача: меньше чем за два месяца собрать машину из десятков деталей. Главная проблема — стеклянные колбы и стаканчики разного размера.
Железными прутьями и рычагами разжились на одном из заводов. На другом выкупили десятки разноцветных ламп и десятки метров проводов. Готовых колб для машины не нашлось. Гайдай лично поехал на стеклодувный завод и разместил заявку. Выполнить заказ руководство пообещало в течение недели. Но и тут режиссёру улыбнулась удача. Почечуев смог найти общий язык с одним из стеклодувов. Мастер изготовил колбы за два дня. Оплатили сверхсрочную работу несколькими бутылками креплёных напитков.
Гайдай не видел машины вплоть до дня сдачи проекта. Когда Почечуев наконец собрал своего «монстра», вся съемочная группа пришла в восторг. Агрегат причудливой формы с двигающимися рычагами переливался разноцветными лампочками. Машина даже дым пускала и издавала «космические» звуки. Каким-то образом Почечуеву, который был резчиком по дереву, удалось проявить талант конструктора. В итоге машина пришлась по душе и Гайдаю, и актёрам. Впоследствии скульптор не раз называл агрегат своей лучшей работой. Режиссёр же отметил, что именно на такой машине в прошлое должен отравиться управдом Бунша. Скульптору выписали премию в размере 40 рублей. В сопроводительной записке написали: «За изобретение машины времени». Без кавычек.
Реальный изобретатель машины времени
Интересно, что фотографии прототипа «машины времени», изготовленной конструкторским бюро, не сохранилось. На эту тему до сих пор любят шутить, что, мол, инженеры поняли заказ буквально. Собрали настоящую машину времени, а потом её законсервировали. Скорее всего, после рецензии Гайдая агрегат просто в спешке разобрали. С точки зрения конструкторов бюро, заказ был выполнен верно. Просто режиссёр не уточнил в самом начале, что именно необходимо получить.
Если задуматься, то даже выдуманная машина времени никогда не работала. Перемещение Ивана Васильевича Бунши во времена Ивана Грозного — всего лишь сон инженера Тимофеева. Ходили слухи, что Гайдай тем самым хотел подчеркнуть, что собрать машину времени в советское время невозможно. Через десять лет на экраны вышел американский конкурент — фильм «Назад в будущее». История сборки агрегата в нём выглядит правдоподобнее. Почему простому советскому инженеру было сложно собрать настоящую машину в кустарных условиях?
Тимофеев жил в однокомнатной квартире и в ней же собирал свой агрегат. Согласитесь, условия спартанские. Его заокеанский коллега Эммет Браун, например, трудился в просторном гараже двухэтажного дома. Всё, чего мог добиться советский инженер в такой ситуации, — отключения света в доме и праведного гнева соседей. Другой важный фактор — расходные детали. На момент выхода фильма «Назад в будущее» электроника в Америке продавалась через специальные журналы. Инженеры просто звонили и заказывали доставку. Тимофееву пришлось прибегнуть к услугам спекулянта. В магазине необходимого товара не нашлось.
Вячеслава Почечуева не стало в 2012 году. Последние 20 лет жизни он провёл в небольшой деревне под Владимиром. Художник не раз организовывал собственные выставки. Кстати, справка-квитанция об «изобретении машины» времени долгое время хранилась в личном архиве Почечуева как ценный памятный экспонат. В одном из интервью мастер вспомнил, каким образом он уговорил Гайдая принять нарисованный макет и дать добро на его реализацию:
Я его убеждал, что машина будет светиться, пыхтеть и булькать — получится настоящее изобретение Шурика.
Изобретатель машины времени
Изначально режиссер доверил разработку проекта настоящему проектному институту. Но мало того, что времени и денег на этот заказ ушло немало, так оказалось, что спланированная с соблюдением всех законов теоретической физики машина скорее походит на космический корабль, нежели на оборудование, которое смог создать ученый-одиночка в своей московской квартире. Нужен был настольный вариант, но денег на повторную разработку уже не осталось.
И тут Гайдаю кто-то посоветовал обратиться к мастеру-декоратору в соседний павильон, где снимали фильм «Руслан и Людмила». Им оказался начинающий скульптор Вячеслав Почечуев, который как раз очень нуждался в деньгах. Через два дня он принес режиссеру свой эскиз машины времени, внешне явно навеянный конструкцией аппарата из гайдаевских «Самогонщиков».
Леониду Иовичу проект не понравился, но времени уже не оставалось и пришлось согласиться. Почечуев получил в помощники пару слесарей, кипу старого реквизита от фильма «Солярис» и небольшие средства для срочных нужд. На них были куплены пара бутылок водки, за которые рабочий с Клинского стекольного завода выдул колбы необычной формы, а так же были приобретены несколько мигалок, немного лабораторной посуды и химических реактивов. За две недели чудо инженерной мысли начала семидесятых годов было собрано и готово к отправлению управдома Бунши с Жоржем Милославским в глубины московского прошлого.
40 рублей за изобретение машины времени
В 1973 году в бухгалтерии «Мосфильма» была выдана премия в размере 40 рублей скульптору по дереву Вячеславу Почечуеву. Вместе с деньгами Почечуев получил справку: « Деньги выданы за изобретение машины времени». Какую же машину изобрел скульптор, и почему его творение было оценено в сравнительно небольшую, даже по советским деньгам, сумму.
В мае 1972 года режиссер Леонид Гайдай начал съемки комедии «Иван Васильевич меняет профессию». По сценарию главный герой фильма инженер Тимофеев изобретает машину времени, на которой можно отправиться в древнюю Москву. Муляж этой машины был заказан в одном из конструкторских бюро, где над ним работали целых полгода и в итоге предоставили очень громоздкое и сложное сооружение.
Режиссера фильма это никак не устраивало, ведь по сценарию Тимофеев, роль которого была блистательно сыграна актером Александром Демьяненко, собрал свой аппарат в домашних, можно сказать кустарных условиях. Нужно было срочно что-то придумать.
Тогда Гайдаю посоветовали обратиться к скульптору Почечуеву, которого считали мастером на все руки. Талантливый специалист по дереву принимал участие в создании фильмов «Руслан и Людмила» и «Берендеево царство». Уж он должен был найти выход из этой непростой ситуации. Времени на размышление не оставалось, и режиссер поставил перед Почечуевым задачу: в самое ближайшее время предоставить эскиз машины времени.
Скульптор не подвел, уже через два дня он принес Гайдаю лист ватмана, на котором была изображена довольно странная конструкция с колбами, проводами, пружинами, трубками. Именно так, по мнению Почечуева, должно было выглядеть изобретение Тимофеева.
Нельзя сказать, что Гайдай пришел в восторг от такого рисунка, но дефицит времени выбора не оставлял, пришлось довольствоваться тем, что есть. Тем более, что Почечуев настойчиво убеждал режиссера, что лучшей машины времени и представить трудно.
Фильм вышел в прокат в 1973 году, и стал настоящей классикой советского кино. Невозможно даже подумать, что машина инженера Тимофеева могла выглядеть как-то иначе.