Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Модель Ч.Спирмена: двухфакторная теория интеллекта

Рекомендации по изучению темы:

Прочтите материалы лекции, ответьте на вопросы самопроверки, рассмотрите презентации и термины глоссария.

Определение интеллекта.

Факторные модели интеллекта

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Модель Ч.Спирмена: двухфакторная теория интеллекта

Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945) английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторонй теории интеллекта

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общихЗанимаясь проблемой профессиональных способностей (математических, литературных и пр.), автор обнаружил, что успех любой интеллектуальной работы определяется двумя факторами:

Ø специфическим фактором S (уровнем развития соответствующей специальной способности).

Развитие теории Ч.Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил групповые факторы, определяющие механические (M), арифметические (A) и лингвистические (L) способности.

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Рисунок: Модель Ч.Спирмена.

Примечание: G- генеральный фактор; A, M, L – специальные способности; S – факторы операции, T- результаты тестирования.

Убедительность теоретических воззрений Ч. Спирмена нарушал факт наличия высоких корреляций между сходными по содержанию тестами. Данное обстоятельство вынуждало к признанию наличия различающихся между собой способностей, что не совмещалось с идеей универсального единства всех видов интеллектуальной деятельности.

ГЛОССАРИЙ

Интеллект – (М.А. Холодная) форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.

Интеллект – (В.Н. Дружинин) способность к мышлению.

Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием инновационных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации и т.д.

Интеллектуальное воспитание – создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его ментального опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.

Интеллектуальные стили – индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем.

Коэффициент интеллекта – соотношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ), определяемое по формуле УВ/ХВ х 100% и обозначаемое символом IQ. Чем больше баллов набирает испытуемый при решении тестовых задач по сравнению с нормой исполнения для своего возраста, тем выше его IQ.

Креативность – способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности (в широком смысле); дивергентные способности (в узком смысле).

Метальный опыт – система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обусловливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании. Уровень организации М.О. определяется степенью сформированности и мерой интеграции когнитивных, метакогнитивных и интенциональных психических структур.

Вопросы для самопроверки

Установите соответствие фамилий авторов факторных моделей интеллекта и их парадигм:

Презентация

Слайд 2. Модели интеллекта

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Рекомендации по изучению темы:

Прочтите материалы лекции, ответьте на вопросы самопроверки, рассмотрите презентации и термины глоссария.

Определение интеллекта.

Факторные модели интеллекта

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Модель Ч.Спирмена: двухфакторная теория интеллекта

Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945) английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторонй теории интеллекта

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общихЗанимаясь проблемой профессиональных способностей (математических, литературных и пр.), автор обнаружил, что успех любой интеллектуальной работы определяется двумя факторами:

Ø специфическим фактором S (уровнем развития соответствующей специальной способности).

Развитие теории Ч.Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил групповые факторы, определяющие механические (M), арифметические (A) и лингвистические (L) способности.

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Рисунок: Модель Ч.Спирмена.

Примечание: G- генеральный фактор; A, M, L – специальные способности; S – факторы операции, T- результаты тестирования.

Убедительность теоретических воззрений Ч. Спирмена нарушал факт наличия высоких корреляций между сходными по содержанию тестами. Данное обстоятельство вынуждало к признанию наличия различающихся между собой способностей, что не совмещалось с идеей универсального единства всех видов интеллектуальной деятельности.

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Двухфакторная теория интеллекта

Двухфакторная теория интеллекта — теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).

Описание

Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.

Спирмен полагал, что всякая интеллектуальная деятельность содержит общее начало, которое получило название «общего фактора интеллекта». Общий (генеральный) фактор «G», образует основание любых успешных умственных действий (также этот фактор называют «общий интеллект». Кроме фактора «G», был выделен специфический фактор «S», свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях.

Фактор «G» — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии». Умственная энергия характеризуется, по Спирмену, тремя показателями:

Исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору «G» обычно имеют следующие тесты: прогрессивные матрицы Равена, ориентированные на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серии последовательно усложняющихся геометрических фигур и тесты интеллекта Кеттела, разделившего спирменовсктй g-фактор на два компонента (g-«кристаллизованный интеллект» и g-«текучий интеллект»). По мнению Кеттела, кристаллизованный интеллект — это результат образования и различных культурных влияний, его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы.

В течение трех десятилетий двухфакторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора «g» как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это Спирмен и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S- и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двухфакторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.).

Интеллект: G-фактор и двухфакторная теория Спирмена

Видео: Интеллект: G-фактор и двухфакторная теория Спирмена

Содержание:

С другой стороны, на гораздо более субъективном уровне интеллект стал определение вопроса о собственной личности и это влияет на самооценку и самооценку. Понятие интеллекта может показаться слишком абстрактным и общим для понимания наукой. Как решается эта проблема из психометрия?

Два фактора интеллекта

При изучении интеллекта используются разные парадигмы, такие как подвижный интеллект и кристаллизованный интеллект. Однако это бифакториальная теория английского психолога. Чарльз копейщик (1863–1945), пожалуй, самый известный в истории.

Спирмен заметил, что оценки, полученные детьми школьного возраста по каждому из предметов, показывают прямую взаимосвязь, так что школьник, получивший очень хорошие оценки по одному предмету, будет иметь тенденцию также иметь хорошие результаты по остальным предметам. Исходя из этого факта, он разработал объяснительную модель интеллекта, подходящую в качестве отправной точки для измерения I.Q (CI). Эта пояснительная модель называется Теория бифакторного интеллекта.

Согласно этой теории, интеллект, который представляет собой теоретическую конструкцию, измеряемую тестами в форме IQ, имеет два фактора:

Фактор G

А общий фактор интеллекта, звонок Фактор G, что является важной основой разумного поведения в любой конкретной ситуации.

S факторы

Ряд специфических факторов, которые можно понимать как способности и склонности, которые присутствуют только в определенных сферах жизни и результаты которых нельзя обобщить на другие области.

Хороший пример, объясняющий бифакториальную теорию, можно найти в случае видеоигр для тренировки мозга. Похоже, что эти видеоигры созданы для улучшения нашего G-фактора в процессе игры. То есть несколько часов игры в неделю должны дать результат человеку, который играет в них с большим интеллектом в любой ситуации. Однако кажется, что они действуют только на S-факторы: можно увидеть увеличение их способности играть, но это улучшение не распространяется на другие области, это конкретное обучение, результаты которого не выходят за рамки самой видеоигры.

От аннотации к конкретным данным

Мы можем согласиться со Спирменом в том, что если что-то характеризует интеллект, так это его абстрактная природа. В исследовании интеллекта есть парадокс попыток объяснить что-то, что определяется постоянными изменениями в своей адаптации к различным проблемам, с которыми мы живем: наша способность успешно решать бесконечно разнообразный ряд проблем с ограниченными ресурсами (включая, время). В этом смысле кажется необходимым учесть нечто подобное Фактор G.

Теперь, если включить абстрактную концепцию дан в качестве общего фактора интеллекта, эта теоретическая модель становится непрактичной, если она не основана на конкретных данных, на том, что мы находим эмпирически с помощью измерений IQ. Таким образом, помимо введения термина Фактор GПараллельно с этим Спирмен разработал стратегию эмпирического достижения конкретных ценностей, которые будут ее определять. Таким образом, когда дело доходит до ввести в действие концепции для создания инструментов измерения интеллекта (тест IQ), Фактор G он определяется как представление дисперсии, общей для всех когнитивных задач, которые измеряются тестом. Эта внутренняя структура взаимосвязей между данными обнаруживается с помощью факторного анализа.

Следовательно, G-фактор, который отражается в тестах, на самом деле является количественной мерой, которая можно найти только статистическими операциями из необработанных данных, собранных в каждой из тестовых задач. В противовес звонкам наблюдаемые переменные, то Фактор G Spearman’s показывает нам матрицу корреляций между переменными, которые можно найти только с помощью статистической техники. То есть он делает структуру отношений между различными переменными видимой, чтобы создать общее значение, которое было скрыто, значение Фактор G.

Фактор G сегодня

сегодня каждый тест интеллекта может быть основан на различных теоретических основах и концепциях интеллекта.именно из-за абстрактности этого последнего понятия. Тем не менее, эти инструменты измерения обычно включают оценки по конкретным областям компетенции (язык, пространственный интеллект и т. Д.) На различных уровнях абстракции, а также предлагают G-фактор в качестве значения, которое суммирует общий интеллект человека. индивидуальный. Многие методы измерения интеллекта можно рассматривать как прямые потомки теории Спирмена.

Тесты на IQ предназначены для психометрического измерения интеллекта на основе генетических переменных или «g». Это индикатор, который обычно используется в академических условиях или для выявления возможных нарушений развития (таких как задержка созревания), а также для установления корреляционных отношений между окружающей средой и генетическими компонентами интеллекта: то Фактор G соотносится с продолжительностью жизни, возможностью найти работу и другие соответствующие конструкции.

Критика и обсуждение

В основном можно сделать два критических замечания. Во-первых, на общий фактор интеллекта влияют культурный уклон: экономическое положение, образовательный уровень и географическое распределение дома, похоже, влияют на результаты интеллекта, и это вопрос, который нельзя объяснить только генетической изменчивостью. Во-вторых, насколько это возможно практично, G-фактор нечувствителен к различным формам проявления интеллекта, особенности, которые заставляют каждого человека развивать разумное поведение по-своему (например, это пытались исправить с помощью модели множественного интеллекта Говарда Гарднера).

9 самых известных теорий интеллекта (первичная и современная)

Есть много теории интеллекта развился из-за большого противоречия, которое генерируется вокруг него, из-за его возможных объяснений и разграничений.

Интеллект состоит из способности извлекать уроки из опыта, решать проблемы, адаптироваться к нашей среде, использовать знания, понимать идеи и обращаться с абстрактными понятиями и рассуждать. Другое определение объясняет это как способность приобретать и применять знания.

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Смотреть картинку Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Картинка про Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих. Фото Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Бине и первые подходы

Альфред Бине был одним из первопроходцев в исследовании интеллекта. В его подходе сходятся разные формы обучения: лабораторные, клинические, психометрические и эволюционные. Он подготовил свою первую версию шкалы измерения интеллекта вместе с Саймоном в 1905 году.

Тест состоял из тридцати элементов, которые были отмечены как успех или ошибка. Для правильного разрешения тестов требовались как физические, так и интеллектуальные способности..

Эти тесты варьировались от сенсомоторных тестов (зрение, координация движений и т. Д.) До когнитивных тестов (память, распознавание информации, дивергентное мышление и т. Д.).

Шкала рассчитана на детей от трех до двенадцати лет и сопровождалась инструкциями по ее реализации. Его элементы были расположены в порядке возрастания сложности.

Позже, Терман пересмотрит шкалу измерений, чтобы проверить некоторые недостатки, особенно в стандартизации оценок. Также будет введен термин CI, IQ, действительный индекс для измерения интеллекта у детей и взрослых..

Двухфакторная теория Спирмена

Исследование Спирмена следовало первоначальному руководству Гальтона, в котором считалось, что основой интеллекта является функционирование простых базовых психологических процессов, таких как сенсорные и перцептивные процессы, с интересом к отношениям между общим интеллектом и дискриминационный сенсорный.

Спирмен утверждал, что все интеллектуальные способности человека имеют общий или общий фактор, который является наследственным и который сохраняется с течением времени, который называется фактором G. А также наличие другого фактора специфических интеллектуальных способностей, который каждый субъект предоставляет определенному навыку, называется фактор S, и это может быть изменено путем обучения.

Общий интеллект оказал влияние на тесты, определенные на основе G-фактора, а S-фактор был определен конкретными требованиями конкретной задачи..

Теория первичных способностей Терстоуна

Эта теория выступает в качестве контрапункта двухфакторной теории Спирмена с появлением теста первичной когнитивной способности. Его автор рассматривал интеллект как элемент, состоящий из нескольких независимых факторов, являясь одной из первых многофакторных теорий..

Терстон был американским психологом, признанным за его вклад в факторный анализ и создание его шкалы для измерения навыков, идентифицируя с его анализом семь основных умственных способностей:

Благодаря их вкладу стало возможным улучшить тесты интеллекта, личностные и психологические интересы, а также помочь понять внутриличностные различия, наблюдаемые в сравнении с общими тестами интеллекта..

Теория интеллекта Кэттелла

Кэттелл разработал эту теорию об интеллекте, на которую повлияли такие люди, как Спирмен, Терстоун и Хебб.

Его основным вкладом было создание двух типов интеллекта, а именно:

Текучий интеллект

Который имеет наследственный и биологический компонент, с физиологическим происхождением, способный действовать в любой ситуации, и который отражает способность, которую мы должны приспособиться к различным ситуациям или проблемам, которые возникают без необходимости иметь предыдущий опыт.

Он отражает основные способности человека в рассуждениях и высших психических процессах. Текучий интеллект может быть измерен с помощью тестов, чтобы получить способность человека к приобретению знаний.

Кристаллизованный интеллект

Завершите предыдущее с помощью полученных знаний, которые берут свое начало в опыте человека и охватывают когнитивные способности, в которых выкристаллизовалось предыдущее обучение. Этот интеллект оценивается с помощью школьных тестов и знаний, полученных в результате взаимодействия с социокультурной средой.

Он также связывает в своем нейропсихологическом аспекте различные отношения между полушариями головного мозга и типами способностей..

Иерархическая модель Вернона

Иерархическая модель интеллекта, в которой устанавливается существование ряда специфических способностей, которые, как правило, группируются под различными факторами. Вернон представил факторы трех типов:

-Основные групповые факторы. Он назвал эти факторы v: ed (словесный: образовательный) и k: m (пространственный: механический).

-Незначительные групповые факторы, которые делали ссылку на факторы, гораздо более непосредственно связанные со способностями или навыками, характерными для выполнения в определенных задачах.

Вклад Вернона в психологию был многочислен и разнообразен, его работа в области интеллекта была очень замечательной. Он был защитником теории интеллекта Хебба, которая делит интеллектуальные способности человека на две категории.

Он назвал «Интеллект А» биологическим субстратом познавательной способности, с помощью которого мы учимся и адаптируемся, и «Интеллект Б» к влиянию среды, которое соответствует уровню навыков, демонстрируемому в поведении..

Вернон включил «Интеллект С», который проявляется в тестах на когнитивные способности, квалификации или IQ, полученных в конкретном тесте..

Теория интеллектуальной структуры Гилфорда

Это рассматривается как непрерывность модели Терстоуна и начальных подходов Бине. Интеллект по Гилфорду приближается к когнитивным концепциям интеллектуального функционирования, хочет знать и описывать когнитивные процессы, а также их функции, которые влияют на интеллектуальные способности, подразумеваемые в работе людей..

Согласно этой теории, интеллект и умственные способности могут быть поняты как куб, который представляет пересечение трех измерений: операций (психические процессы), содержания (семантического, символического, визуального и поведенческого) и продуктов (требуемые типы ответов или форма принятия). обработанной информации), считая каждый из них с большим количеством подразделений.

Хотя эти факторы независимы, будучи взаимосвязанными, они могут стать психологически зависимыми.

Считается, что интеллект состоит из 120 способностей или независимых способностей, которые впоследствии Гилфорд расширил до 150. Кроме того, он не учитывает существование фактора «g» или общих факторов..

Триархическая теория Стенберга

Разработанный Стенбергом, психологом, известным своими исследованиями интеллекта и творчества, среди других тем. Его теория одна из первых применила более когнитивный подход.

Определяет интеллект как «направленную умственную деятельность с целью адаптации к соответствующим условиям реальной жизни в своей жизни».

Его теория делится на три части: компонентный или аналитический интеллект, опытный или творческий интеллект и контекстный или практический интеллект.

Субкомпонентный компонент

Он связывал функционирование ума с рядом компонентов. Эти компоненты помечают их как метакомпоненты, компоненты производительности или исполнения и компоненты получения знаний. (Sternberg, 1985). И это связывает эту под теорию с аналитическим потенциалом, способностью отделять проблемы и видеть решения, которые не очевидны.

Экспериментальная под-теория

Это относится к правильному выполнению задач по отношению к предыдущему опыту работы с ним, разделяя роль опыта в автоматизации и новизне. Это связано с творчеством и интуицией, очень полезно для решения новых проблем и создания новых идей.

Контекстная или практическая под-теория

Это относится к умственной деятельности, которая позволяет нам адаптироваться к нашей среде. Даны три процесса, такие как адаптация, конформация или трансформация и отбор, производящие корректировку между ними и их окружением. Эффективность, с которой они это делают, определяет их интеллект.

Кроме того, он признает, что человек может достичь интеграции трех интеллектов, а не только показывая один из них.

Теория множественного интеллекта по Гарднеру

Он определил интеллект как способность, с которой люди должны решать повседневные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, будучи генетически отмеченным навыком, который можно развивать и совершенствовать с помощью обучения, нашей окружающей среды, нашего образования и нашего опыта..

Своей теорией он объясняет, что у нас есть не только умственные способности, но и восемь:

Предполагается, что у каждого человека нет конкретного разума в конкретном случае, но мы обладаем в определенной степени и в разном количестве каждым из них, порождая индивидуализированные формы поведения..

Эмоциональный интеллект

Он описывает пять компонентов эмоционального интеллекта.

Интеллект имеет унитарный или множественный характер?

Этот вопрос вызывает много споров, и вышеупомянутые теории могут быть классифицированы на основе этого критерия.

С одной стороны, мы были группой, которая защищала унитарный характер интеллекта, такой как Гальтон, Бине, Спирман и другие. Последний ввел понятие фактора G, который лежит в основе выполнения любой задачи интеллектуального порядка, получаемой с помощью статистических процедур..

Утверждение о существовании этого фактора породило множество критических замечаний и противоречий в этом отношении. Некоторые из его защитников утверждают, что его природа является биологической, имеет наследственный характер и является мерой не только статистической, но и мерой нейронной эффективности, понимаемой как свойство SNC, которое выражает скорость и точность ответа, а также большую эффективность и производительность людей.

В новых моделях интеллекта когнитивной психологии утверждается, что они не способны продемонстрировать, что упомянутый фактор в действительности не существует, но они не делают вывод, что это единственный центральный фактор, который ограничивает интеллект. Они говорят о различных «процессах управления», которые представляют исполнительные функции, вовлеченные в другие существующие процессы.

Защитниками этой позиции понимания интеллекта как множественного понятия были Терстон, Гилдфорд, Штернберг, Гарднер и другие..

Двухфакторная теория интеллекта

Теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).

Спирмен полагал, что всякая интеллектуальная деятельность содержит общее начало, которое получило название «общего фактора интеллекта».

Общий (генеральный) фактор «G», образует основание любых успешных умственных действий (также этот фактор называют «общий интеллект».

Кроме фактора «G», был выделен специфический фактор «S», свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях.

Фактор «G» — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии». Умственная энергия характеризуется, по Спирмену, тремя показателями:

Модель интеллекта по Терстоуну.

Терстоун является создателем мультифактороной теории интеллекта. Он разработал статистический аппарат, с помощью которого можно определить минимальное количество факторов в матрице, которые необходимо предположить для объяснения способности к выполнению заданий теста. Он исходит из прин­ципа «простой структуры», суть которого заключается в том, что матрица факто­ров подвергается ротации, с тем чтобы можно было получить максимально возмож­ное число больших по абсолютной величине факторных весов и одновременно максимально возможное число нулевых или близких к нулю по величине фактор­ных весов.

Было выделено 9 первичных факторов, 7 из которых определялись наиболее четко:

♦ V — понимание слов (основной фактор, измеряемый словарными тестами);

♦ W— беглость речи (измеряется с помощью анаграмм, рифмовки и т. п. за­
даний);

♦ N— числовой фактор (измеряется с помощью заданий на скорость и точ­
ность оперирования цифровым материалом);

♦ S — пространственный фактор (измеряется с помощью заданий на воспри­
ятие неподвижных геометрических форм и их соотношений, а также вос­
приятие изменений в положении объектов или их формы);

♦ М — ассоциативная память (измеряется с помощью тестов на запоминание
парных ассоциаций);

♦ Р — скорость восприятия (измеряется с помощью заданий на быстроту
и точность охватывания визуальных подробностей, сходства и различия);

♦ (R) — индуктивное мышление (измеряется с помощью заданий, требую­
щих нахождения некоторого правила их решения).

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1132 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Кто создал двухфакторную теорию интеллекта которой понимался как сочетание общих

Чарльз Спирмен заметил, что, испытуемые успешно выполняющие «тесты на мышление», столь же успешно справляются и с другими тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показывающие низкий результат, плохо справляются с большинством тестов…

Свои наблюдении он изложил в книге: Cпособности человека, их природа и измерение / The Abilities of Man, their Nature and Measurement.

Объясняя наблюдения, Чарльз Спирмен «… предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:

1) некий общий фактор, общая способность,

2) фактор, специфический для данной деятельности.

Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способнос ти (S-фактора).

G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. […]

Заметим лишь, что общий фактор воистину скрыт (латентен). Максимально влияя на действия, протекающие во внутреннем «умственном плане», он минимально проявляется в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.

Из теории Спирмена вытекает ряд важных следствий.

Во-вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными.

В-третьих, для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений. Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей. Эти способности (Спирмен их назвал «групповыми факторами интеллекта») заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности».

Дружинин В.Н., Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 27-28.

Важно, что эта модель Чарльза Спирмена на десятилетия послужила базой большинства теорий интеллекта, созданных как в её поддержку, так и против…

Психологические теории интеллекта. Двухфакторная теория интеллекта Спирмана. Кубическая модель структуры интеллекта (Дж.Гилфорда).

Существуют следующие виды теорий:

1. Психометрические теории интеллекта

Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов.

2. Когнитивные теории интеллекта

3. Множественные теории интеллекта

Теория множественного интеллекта подтверждает то, с чем педагоги имеют дело каждый день: люди мыслят и учатся многими разными образами.

4. Гештальт-психологическая теория интеллекта

Природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания.

5. Этологическая теория интеллекта

6. Операциональная теория интеллекта (Ж.Пиаже)

7. Структурно-уровневая теория интеллекта

Двухфакторная теория интеллекта Спирмана.

Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 г. Ее автор, Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, он обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Для того, чтобы понять причину этих корреляций, Ч. Спирман разработал специальную статистическую процедуру, позволяющую объединить коррелирующие показатели интеллекта и определить то минимальное количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо для того, чтобы объяснить связи между разными тестами. Эта процедура была названа факторным анализом, различные модификации которого активно применяются в современной психологии.

Идеология двухфакторной теории интеллекта Ч. Спирмана использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов.

Кубическая модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда.

Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

В компонентном интеллекте Стернберг выделяет три вида процессов или компонентов. Исполнительские компоненты представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговременной памяти; они связаны также со счетом и со сравнением объектов. Компоненты, связанные с приобретением знаний, обусловливают процессы получения новой информации и ее сохранения. Метакомпоненты контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуаций. Как показали исследования Стернберга, успешность решения интеллектуальных задач зависит, прежде всего, от адекватности используемых компонентов, а не от скорости обработки информации. Часто более успешное решение оказывается связанным с большими затратами времени.

Для диагностики компонентного и эмпирического интеллекта Стернберг использует стандартные интеллектуальные тесты.Поскольку ситуативный интеллект не измеряется в психометрических теориях, то для его диагностики Стернберг разработал свои тесты.

22.Понятие когнитивного стиля. Когнитивные стили, выделяемые в разных исследованиях. Психологическое содержание когнитивных стилей.

Когнитивные стили, выделяемые в разных направлениях исследования. 1.Полезависимость — поленезависимость. Впервые эти стили были введены в на­учный обиход Г.Уиткином в 1954. Когнитивные стили полезависимости — поленезависимости отражают особенности решения перцептивных(восприятие) задач. Полезависимость характеризуется тем, что человек ориентируется на внешние источники информации и поэтому в большей мере испытывает влияние контекста при решении перцептивных задач (например, вычленении фигуры из фона), что создает ему большие трудности. Поленезависимость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации, поэто­му он в меньшей степени подвержен влиянию контекста, более легко решает перцеп­тивные задачи.

Основным показателем рефлексивности-импульсивности является количество ошибок, которые делает испытуемый прежде, чем найти правильный ответ. При высокой рефлексивности количество этих оши­бок будет минимальным, так как рефлексивность связана с анализом тестового задания и проверкой всех возможных гипотез. При высокой импульсивности испытуемый дает ответ, не задумываясь, увидев пер­вую же похожую картинку.

3.Менингерское исследование КС. Г. Клейн и Р. Гарднер, возглавляющие психологический исследова­тельский центр в Менингерской клинике, которая и дала название это­му направлению, стремились исследовать принципы когнитивной ор­ганизации, исходя из психоаналитических представлений. Они пред­положили, что стили обработки информации (в их терминологии, ког­нитивные контроли) появляются в раннем онтогенезе и представляют собой ту основу, на которой формируются защитные механизмы

Испытуе­мому предлагают оценить величину предъявляемых одна за другой ге­ометрических фигур, например квадратов, величина которых последовательно увеличивается. Чем правильнее оценка прогрессивного увеличения стимулов, тем в большей степени стиль когнитивной дея­тельности свидетельствует о „заострении», о способности выделить различия между деталями. Чем больше ошибки, тем больше различия между стимулами „сглаживаются» в памяти.

2. Высокая-низкая толерантность к нереалистическому опытупро­является в нестабильных или необычных условиях, не имеющих анало­га в жизненном опыте человека. Индивидуальные различия по этому когнитивному контролю свидетельствуют о том, насколько легко при­нимаются факты, противоречащие знаниям и навыкам человека.

Перед испытуемым вращается барабан, на стенке которого нарисованы картинки, изображающие последовательные стадии движения (например, человек, у которого изменяется положение ног). Внача­ле при медленной скорости вращения, картинки воспринимаются отдельно друг от друга (как картинки людей, стоящих в разных позах); Приувеличении скорости вращения картинки сливаются и возникаем иллюзия движения (человек идет). Таким образом, испытуемый видит движение, но знает, что никакого движения на самом деле нет. Чем больше толерантность к нереальному опыту, (т.е. чем больше готовность признать, что твои знания противоречат тому, что ты чувству, ешь в данный момент), тем быстрее замечается движение.

3. Узкий-широкийдиапазон эквивалентности(или концептуальная дифференцированность) свидетельствует об индивидуальных различи­ях, проявляющихся при свободной классификации объектов. Одни люди склонны разделять классифицируемые объекты на небольшое числогрупп, ориен тируясь на сходство между этими объектами. Эти люди имеют широкий диапазон эквивалентности. Другие отмечают прежде всего различия, объединяют в одну группу небольшое число объектов и в итоге классификации получают много групп. Эти люди отбирают в качестве эквивалентных (тех, которые можно отнести в одну группу) только очень похожие объекты: у них узкий диапазон эквивалентности.

Тес­ты сортировки ( геометрическими фигурами, бессмысленными абстрактными картинками, рисунками различных предметов, фотографиями или даже просто на­званиями предметов).

4. Фокусирование-сканированиесвязано с особенностями распреде­
ления внимания при выполнении тестового задания. Фокусирование
свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наибо­
лее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи, мешаюшие
выполнению задания. Сканирование свидетельствует о низкой концен­
трации внимания, неумении выделить важные и второстепенные дета­
ли и в бессистемном анализе материала.

5. Ригидный-гибкий когнитивный контрольсвидетельствует о соот­ношении произвольной и непроизвольной регуляции когнитивной де­ятельности. Индивидуальные различия по этому когнитивному контро­лю определяются преимущественно по особенностям выполнения тес­та словесно-цветовой интерференции Струпа.

Вклад результативных характеристик в показатели разных когнитивных стилей оказывается разным. Согласно классификации Н. Когана, исследовавшего особенности способов когнитивной деятельности у детей, существует три уровня когнитивных стилей.
К первому
из них относятся те методы диагностики, которые основаны на решении задач, имеющих одно правильное решение. В зависимости от того, какой способ обработки информации присущ человеку, он либо находит, либо не находит решения задачи. К числу этих стилей относятся, например, полезависимость-поленезависимость или рефлексивность-импульсивность.
Когнитивные стили этого уровня обнаруживают связи с самыми разными результативными характеристиками деятельности. Дети, не зависимые от поля, лучше, чем зависимые от поля, выполняют многие интеллектуальные тесты, у них выше уровень селективного внимания, они выбирают более рациональные стратегии запоминания и воспроизведения материала, легче обобщают свои знания и навыки и более успешно применяют их в незнакомой ситуации. Рефлексивные дети характеризуются более высокой академической успеваемостью, чем импульсивные, у них лучше память и внимание.
Ко второму уровню когнитивных стилей относятся те из них, при определении которых вопрос о правильности решения не ставится, но одному из стилей придается большая ценность. Предпочтение обычно имеет под собой теоретическую базу – один из полюсов связывается с более высоким уровнем онтогенетического развития (т.е. предполагается, что одни решения свойственны более младшему возрасту, а другие – более старшему). К третьему уровню когнитивных стилей относятся те стили, противоположные полюса которых имеют равную ценность. К ним относится, например, широта диапазона эквивалентности, которая у детей не связана ни с какими продуктивными характеристиками.

Вывод:Относительно места когнитивных стилей в структуре психологичес­ких особенностей человека высказывается предположение, что когни­тивные стили представляют собой высоко обобщенные характеристи­ки, осуществляющие интеграцию показателей когнитивной и личност­ной сфер.

Понятие и основные теории интеллекта

К основным теориям интеллекта можно отнести:

Психометрические теории интеллекта

Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов.

Психометрические теории интеллекта:

Основной постулат теории Ч. Спирмана остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями.

Теория первичных умственных способностей. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. Структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

В работах последователей Л. Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.

Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи.

Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

Иерархические теории интеллекта

К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллектуальные характеристики как иерархически организованные структуры.

В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт опубликовал теоретическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует 5 уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и моторные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами выработки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема С. Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик.

Подводя итоги работам, в которых предлагались иерархические структуры интеллекта, можно сказать, что их авторы стремились уменьшить число конкретных интеллектуальных характеристик, которые постоянно появляются при исследовании интеллектуальной сферы. Они пытались выделить вторичные факторы, которые являются менее общими, чем фактор g, но более общими, чем разные интеллектуальные характеристики, относящиеся к уровню первичных умственных способностей. Предлагаемые методы исследования индивидуальных различий в интеллектуальной сфере представляют собой тестовые батареи, которые диагностируют психологические характеристики, описываемые именно этими вторичными факторами.

Когнитивные теории интеллекта

Множественные теории интеллекта

Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, которая впервые была опубликована свыше двух десятилетий в его книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта», раскрывает один из возможных образов индивидуализации образовательного процесса. Эта теория получила всемирное признание, как одна из наиболее новаторских теорий познания интеллекта человека. Теория множественного интеллекта подтверждает то, с чем педагоги имеют дело каждый день: люди мыслят и учатся многими разными образами.

Гештальт-психологическая теория интеллекта

Одна из первых попыток построения объяснительной модели интеллекта была представлена в гештальт-психологии, в рамках которой природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого подхода были заданы В. Кёлером. В качестве критерия наличия интеллектуального поведения у животных он рассматривал эффекты структурности: возникновение решения связано с тем, что поле восприятия приобретает новую структуру, в которой схватываются соотношения между элементами проблемной ситуации, важные для ее разрешения. Само решение при этом возникает внезапно, на основе практически мгновенного переструктурирования образа исходной ситуации (это явление получило название инсайта). Впоследствии М. Вертгеймер, характеризуя «продуктивное мышление» человека, также на первый план вывел процессы структурирования содержания сознания: группирование, центрирование, реорганизацию наличных впечатлений.

Этологическая теория интеллекта

Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел У. Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.

Операциональная теория интеллекта

Структурно-уровневая теория интеллекта

Экспериментальные исследования Б. Ананьева и его сотрудников позволили им сделать ряд важных заключений, касающихся функционально-уровневого устройства интеллекта.

Б. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта.

Многофакторные теории интеллекта

В рамках теории интеллекта Л. Тёрстоуна [Thurstone, 1924; 1938] возмож­ность существования общего интеллекта отвергалась. Прокоррелировав ре­зультаты выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначен­ных для выявления разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун получил более 10 групповых факторов, 7 из которых были им иден­тифицированы и названы первичными умственными способностями:

S— пространственный (способность оперировать «в уме» простран­ственными отношениями);

Р— восприятие (способность детализировать зрительные образы);

N— вычислительный (способность выполнять основные арифметиче­ские действия);

Vвербальное понимание (способность раскрывать значение слов);

F— беглость речи (способность быстро подобрать слово по заданному критерию)

Мпамять (способность запоминать);

Rлогическое рассуждение (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур) [Thurstone, 1938].

Был сделан вывод, что для описания индивидуального интеллекта нельзя использовать единственный IQ-показатель. Скорее всего, индивидуальные интеллектуальные способности должны быть описаны в терминах профиля уровня развития первичных умственных способностей, которые проявляются независимо одна от другой и отвечают за строго определенную группу интеллектуальных операций. Поэтому теория Терстоуна лучила название многофакторной теории интеллекта.

Однако достаточно скоро выяснилось, что представление о множестве самостоятельных интеллектуальных способностей не может быть принято безоговорочно. Так, было отмечено, что между тестами, использованными Терстоуном, как правило, наблюдаются положительные корреляции. Кроме того, проведение факторного анализа 2-го порядка (т.е. факторизация корреляций всех возможных пар факторов) показа­ло возможность объединения первичных умственных способностей в более обобщенный фактор, аналогичный g-фактору Спирмена [BrodyL, BrodyN.,1976].

Тем не менее идеи Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей нашли широкое отражение в тестологических исследованиях. Ярким примером такого подхода является структурная модель интеллекта (SI) Дж. Гилфорда [Guilford, 1967; Гилфорд, 1965]. В отличие от теории Терстоуна, в которой факторный анализ является средством выявления первичных способностей, в теории Гилфорда факторный анализ выступает как средство доказательства предварительно сконструиро­ванной теоретической модели интеллекта, постулирующей существова­ние 120 узкоспециализированных независимых способностей. В частности, при построении структурной модели интеллекта Гилфорд исходил из трех основных критериев, позволяющих описать и конкретизировать три аспекта (стороны) интеллектуальной деятельности.

1. Тип выполняемой умственной операции:

• познание — опознание и понимание предъявленного материала (например, узнать предмет по неопределенному силуэту);

• конвергентная продуктивность — поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа (обобщить одним словом несколько понятий);

• дивергентная продуктивность — поиск в разных направлениях при получении нескольких в равной мере правильных ответов (назвать все возможные способы использования знакомого предмета);

• оценка — суждение о правильности (логичности) заданной ситуации (найти фактическое либо логическое несоответствие в картинке);

• память — запоминание и воспроизведение информации (запомнить и назвать ряд цифр).

2. Содержание интеллектуальной деятельности:

• конкретное (реальные предметы и их изображение);

• символическое (буквы, знаки, цифры);

• семантическое (значение слов);

• поведенческое (действия и поступки).

3. Разновидности конечного продукта:

• единицы объектов (вписать недостающие буквы в слова);

• классы объектов (рассортировать предметы на группы);

• отношения (установить связи между понятиями);

• системы (выявить закономерность в организации множества элементов);

• трансформации (изменить и преобразовать заданный материал);

• импликации (предвидеть результат в рамках ситуации «Что будет,

Таким образом, если быть теоретически последовательным, то, соглас­но Гилфорду, для уверенного определения уровня интеллектуального раз­вития конкретного человека во всей полноте его способностей необходи­мо использовать 120 тестов (5x4x6).

Гилфорд стоял на позиции принципиального отрицания реальности об­щего фактора интеллекта, ссылаясь, в частности, на низкие корреляции между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов. Од­нако последующая проверка структурной модели показала следующее. Во-первых, при контроле надежности использованных Гилфордом тестов до 98% всех тестовых показателей положительно коррелируют между собой на разных уровнях значимости [Brody L, Brody N., 1976]. Во-вторых, показа­тели независимых измерений фактически объединяются в более общие фак­торы, в частности, для оценки возможностей семантической памяти надо учитывать все разновидности конечных продуктов, а для измерения эффек­тивности семантических процессов — все типы операций и продуктов.

Р. Мейли, попытавшись соотнести идеи и методы тестологического ис­следования (в частности, структурную модель интеллекта Дж. Гилфорда) с теоретическими позициями гештальтпсихологии (в частности, положе­нием о решающем значении процесса структурирования воспринимаемо­го материала) выделил и интерпретировал четыре фактора интеллекта: сложность (способность дифференцировать и связывать элементы образа ситуации); пластичность (способность быстро и гибко перестраивать об­раз); глобальность (способность из неполного набора элементов выстраи­вать целостный осмысленный образ); беглость (способность к быстрому порождению множества разнообразных идей относительно исходной си­туации) [Meili, 1981].

Дж.Кэрролл, применив для обработки своих тестовых данных фактор­ный анализ, но опираясь уже на понятия когнитивной психологии (в час­тности, на положение о роли процесса переработки информации), выде­лил 24 фактора интеллекта: мысленное оперирование образами, вербаль­ная беглость, силлогистические умозаключения, чувствительность к про­тиворечию и т.д. [Carroll, 1976].

Несколько позже идея о существовании множества самостоятельных интеллектуальных способностей нашла своеобразную реализацию вне ра­мок тестологии в теории множества интеллектов Г. Гарднера, который вы­делил несколько независимых типов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестети­ческий, межличностный, внутриличностный [Gardner, 1983].

Попробуем подвести некоторые итоги. Поскольку результаты Спирмена не исключали возможности существования групповых факторов, а результаты Терстоуна — общего фактора, то получалось, что и двухфакторная, и многофакторная теории интеллекта— это, фактически, одна теория, имеющая дело с описанием одного и того же феномена с подчеркиванием в нем либо общего (Спирмен), либо специфического (Терстоун). Дискуссии, длившиеся многие десятки лет и связанные с попыткой утвер­дить определенное понимание природы интеллекта, в конечном счете привели к парадоксальному результату. Сторонники идеи общего интеллект в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность убеждались, что общий интеллект — не более чем формально-статистическая абстракция по отношению к множеству различных проявлений ин­теллектуальной деятельности. В свою очередь, представители идеи интел­лекта как коллекции способностей также приходили к выводу о наличии влияния некоторого общего фактора, представленного в разнообразных типах интеллектуального исполнения.

Как можно видеть, во всех тестологических теориях интеллекта (двум факторной, многофакторной, иерархической, кубической) в различном виде варьирует представление о так называемых факторах интеллекта диапазоне от 2 до 120. Все эти годы открытым оставался вопрос, являются ли данные факторы реальными интеллектуальными образованиями типа первичных умственных способностей или это всего лишь форма классификации используемых тестовых заданий.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 4012 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Развитие взглядов на интеллект

Подходы к пониманию интеллекта, его структуры. Развитие взглядов на проблему изучения интеллекта.
Существуют различные подходы к пониманию интеллекта, перечислим основные из них и кратко обозначим их содержание:
• Структурно-генетический подход (Ж. Пиаже)– интеллект рассматривается как некий способ поддержания гомеостаза (равновесия) между субъектом и средой, т.о. интеллект – как адаптационная способность.
• Когнитивистский подход (Р. Стернберг) – представители данного направления представляли интеллект как набор когнитивных операций, полагали, что интеллект не является свойством психики, а представляет собой некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач.
• Факторно – аналитический подход (Ч. Спирмен, Р. Кетелл, Л. Терстоун) – выделялись устойчивые факторы, на основании множества тестовых показателей, которые характеризуют интеллект.
• Дифференциальный подход – представители данного подхода говорили о вариабельности внутри одного вида – различия людей по типу и уровню интеллекта.

Теперь рассмотрим основные модели интеллекта, выдвинутые в рамках различных подходов, их разнообразие и развитие указывает на сложность и неоднородность такого понятия как «интеллект».

Ж.Пиаже, как представитель структурно-генетического подхода, рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Выделялось четыре типа взаимодействия субъекта и среды:
a) Формы низшего типа – образуются инстинктом и непосредственно вытекают из анатомо-физиологической структуры организма;
b) Целостные формы – образуются навыком и восприятием;
c) Целостные необратимые формы оперирования – образуются интуитивным мышлением;
d) Мобильные, обратимые формы – способны группироваться в различные сложные комплексы, образуются «операциональным» интеллектом.

Иерархическая модель Р. Стернберга – связь между интеллектом и ментальными процессами, личным опытом, адаптивным поведением. Выделялось три компонента интеллекта:
1) Метакомпоненты – процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации:
• признание проблемы;
• осознание проблемы и выбор средств (процессов), необходимых(пригодных) для решения;
• выбор стратегии;
• выбор ментальной репрезентации;
• распределение умственных ресурсов;

• контроль за ходом решения;
• оценка эффективности решения.
2) Исполнительные компоненты – то, как решается задача. Наблюдается сходство с G-фактором Ч. Спирмена:
• кодирование;
• выявление отношений;
• приведение в соответствие;
• сравнение;
• обоснование.
3) Компоненты приобретения – самый низкий уровень иерархии. Позволяют существовать метакомпонентам: избирательное кодирование, комбинирование, сравнение.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена – выделялось 2 главных фактора в структуре интеллекта, которые в совокупности определяют успех любой деятельности:
• G-фактор (общий) – отвечает за основу успешности умственных действий. В равной степени наделены все люди. Влияет на успех выполнения любой деятельности, наиболее сильно – при решении сложных математических задач, задач на понятийное мышление, минимально задействован при сенсомоторных действиях;
• S-фактор – специфические способности для данной деятельности – данным фактором определяется индивидуальность.

Концепция Г.Айзенка
Г. Айзенк интерпретирует «G-фактор» как скорость переработки информации центральной нервной системой. Г. Айзенк является представителем одномерного подхода к интеллекту, выделяет три типа концепций интеллекта:
• биологическую;
• психометрическую;
• социальную.
Эти концепции соответствуют трем структурным уровням интеллекта:
1. Биологический интеллект – связан со структурами головного мозга обеспечивающих осмысленное поведение, данный уровень интеллекта является фундаментальным для остальных;
2. Психометрический интеллект – определяется успешностью выполнения тестов IQ. Эта успешность зависит как от биологического интеллекта, так и от культурных факторов
3. Социальный интеллект – определяется успешностью адаптации в социуме.

Модель интеллекта Дж.Гилфорда
Модель Дж. Гилфорда – трехмерная модель интеллекта – факторы в этой модели независимы и каждый фактор образуется сочетанием трех измерений интеллекта:
o умственные операции
o особенности материала, используемого в тестах
o полученный интеллектуальный продукт.
Сочетание этих элементов дает 120 интеллектуальных факторов, часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Дж. Гилфорда является выделение «социального интеллекта» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность оценки, прогнозирования и другого поведения людей.
Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые «элементарные интеллектуальные способности», большинство исследователей сходятся на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. По мнению Г. Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов колеблется от 0.5 до 0.8 и выше. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального интеллекта.
В российской психологии XX в. исследования интеллекта развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О. К. Тихомиров), когнитивных стилей (М. А. Холодная) как «способности действовать в уме» (Я. А. Пономарев).

Заключение
История исследования интеллекта насчитывает много лет, и по сей день этот вопрос остается актуальным. Понятие интеллекта прочно укоренилось в современном мире. Измерение коэффициента интеллекта становится всё более частой процедурой во многих сферах нашей жизни, появляется множество новых тестов и их различных интерпретаций.
В данной работе были рассмотрены понятие интеллекта, а также развитие взглядов на его структуру.

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *