Кто придумал жигули автомобиль
Кто придумал автомобиль «Жигули»
Конечно, ничего революционного в самих ВАЗах первого поколения не было – это был типичный для своего времени семейный автомобиль, практичный и надежный. Революционной для той страны была идея сделать эту машину массовой и более или менее доступной для широких кругов населения.
Первый миллион “Жигулей” сделали за три года – в конце 1973-го, второй миллион – уже через полтора года
Если начинать издалека, то сначала “Жигули” придумали руководители СССР. Они были обеспокоены большим количеством лишних денег, которые накопились у населения на банковских счетах – тогда это называлось “сберегательной книжкой”. Для экономики было не очень полезно, что миллионы мертвым грузом лежат “на книжке”. И экономисты предложили дать народу дорогую и привлекательную игрушку – доступный автомобиль. Почему игрушку?
Потому что в качестве транспортного средства машина рядовому советскому гражданину была не очень нужна: маршрутами общественного транспорта были охвачены все города и села. А там, где троллейбусы, трамваи и автобусы не ходили, все равно нельзя было проехать ни на одной легковушке. Попутно подразумевалось, что новый продукт может приносить в казну желанную валюту – если продавать машину за границу. Поэтому особое внимание хотели уделять качеству сборки авто и актуальности его потребительских качеств.
“Жигулями” называли все модели ВАЗ первого, заднеприводного семейства. За рубежом их называли “Лада”
Собственно, массовые легковые автомобили в стране к тому времени уже производились: “Запорожцы” и “Москвичи”. Но первые были слишком мелкими, а вторых недоставало по количеству. Были определенные споры относительно конструкции машины: одни начальники предлагали спроектировать свою, другие хотели купить готовую машину вместе с лицензией и заводом. Победили вторые, хотя первым, чтобы не обижались, тоже помогли – дали средства на реконструкцию двух заводов, которые выпускали “Москвичи”.
В следующий раз “Жигули” придумали итальянцы. Потому что в конце концов “отцы” советской экономики остановились на модели Fiat 124 в качестве прототипа. Тем более, фиатовцы взялись не только продать техническую документацию на свой “124-й”, но и укомплектовать всем необходимым завод для его производства и под своим управлением запустить конвейер.
“Жигули” отличали от Fiat 124 более 800 усовершенствований. Внешних изменений было немного (на фото ВАЗ справа)
Следующими изобретали “Жигули” отечественные инженеры. Еще до подписания контракта с Fiat они начали доставать итальянских коллег требованиями усовершенствовать Fiat 124. Итальянцы сопротивлялись, наши не сдавались – и за это им низкий поклон. Если бы не настойчивость отечественных конструкторов, наши “Жигули” имели бы недолговечны “фиатовские” тормоза с ресурсом колодок около 5 тыс. км, удивительную заднюю подвеску с реактивной трубой по образцу ГАЗ-АА “полуторка”, хрупкий кузов, нежную МКП, слабую печку и архаичный нижневальный двигатель с максимальным объемом 1,3 л. Всего в Fiat 124 внесли около 800 усовершенствований.
А дальше право изобретать “Жигули” дали народу – на всю страну объявили конкурс, каковым людям поручили придумать имя для будущей машины. Предложений были сотни, в том числе довольно смелые, например, ВИЛ-100 (Владимир Ильич Ленин, 100 лет), “Искра”, “Авангард”, “Фиалка”, “Сокол”, “Атаман”. Но выбрали нейтральное географическое имя “Жигули” – от имени расположенных неподалеку Тольятти Жигулевских гор. Предложили это слово сразу несколько граждан. Победители получили награду – автомобили, поощрительный приз дали также автору идеи о ВИЛ-100.
На машинах для внутреннего рынка писали “Жигули”, на экспортных – Lada
Попутно этот же конкурс помог выбрать “Жигулям” экспортное имя – “Лада”. Оно легко читалось в любой транслитерации и не вызывало негативных эмоций, как созвучные с “Жигулями” жигало и жиган.
Так ВАЗ-2101 стал “Жигулями”. А “единичкой”, “копейкой”, “ноль первой”, “Жигулем” и “Жигой” он стал позже. Вероятно, когда-то 2101 начнут называть раритетом и музейной ценностью, но произойдет это не скоро – слишком большое количество этих неубиваемых машин все еще бегает по нашим дорогам.
50 лет назад ВАЗ начал выпускать первую модель «Жигулей»
«Жигули» сходят с конвейера Волжского объединения по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ», 1971 год
Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»
Хрущев и Тольятти
Советское правительство закупило технологии и модельный ряд итальянской компании и поручило ей подготовить специалистов.
Первым генеральным директором предприятия был назначен Виктор Поляков. К тому моменту он занимал пост заместителя министра автомобильной промышленности СССР и сумел убедить генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в необходимости сотрудничества с итальянскими автопроизводителями.
Причем внимание на итальянский рынок первым обратил еще Никита Хрущев. В интернете можно найти сведения со ссылкой на архив Fiat, согласно которым он за несколько месяцев до своей отставки принял принципиальное решение о заключении контракта с итальянцами. Другим вариантом являлся французский Renault. Именно Хрущев отдал предпочтение выпуску легковых автомобилей перед тракторами.
По иронии судьбы, советский автогигант был заложен в городе, названном в честь руководителя Компартии Италии Пальмиро Тольятти после его смерти в Крыму в 1964 году.
Сам политический деятель нещадно критиковал Fiat за эксплуатацию рабочих. С его подачи коммунисты устраивали на заводе в Турине масштабные забастовки. Как отмечал итальянский историк Валерио Кастроново, администрация концерна, узнав о выбранном для строительства ВАЗ месте, испытала противоречивые чувства, поскольку в течение 20 лет пыталась искоренить коммунистические идеи среди работников Fiat и увольняла сотрудников, замеченных в симпатиях к Тольятти.
Ради взаимовыгодного контракта с руководством СССР, однако, топ-менеджмент итальянского предприятия предпочел закрыть глаза на любопытные исторические параллели. Тем более, строить Волжский автозавод из Италии отправились, в том числе, коммунисты. Так что появление на берегах Волги современного автогиганта в определенной степени отвечало интересам хозяев Fiat и в плане избавления от адептов левых идей. Первоначально итальянцы предполагали создать в СССР сборочный конвейер. Машины, по их задумке, должны были собираться полностью из комплектующих производства Fiat.
«Жигули» — русификация Fiat
Поляков руководил работами по возведению Волжского автозавода, монтажом оборудования и наладкой производства. Строительство проходило в рекордные сроки. В январе 1967 года экскаватор вынул из котлована первый ковш земли, а уже в 1968-м был объявлен конкурс на название нового советского автомобиля. Победил вариант «Жигули» — по названию гор в составе Приволжской возвышенности. Однако из-за созвучности этого слова с понятием «жиголо» на экспорт автомобиль поставлялся под брендом Lada.
19 апреля 1970 года с главного конвейера автозавода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101: два синих и четыре вишневых.
В основе первой модели, получившей в народе название «копейка» за характерную форму передних фар, лежала конструкция Fiat 124, признанного в 1967-м Автомобилем года в Европе. Дата была выбрана неслучайно: требовалось приурочить запуск серии к 100-летнему юбилею Владимира Ленина, выпавшему на 22 апреля. К слову, из-за близости даты, широко отмечавшейся по всей стране, некоторые предлагали назвать новый автомобиль в честь основателя Советского государства – ВИЛ-100. Первые по-настоящему серийные машины в объеме до 50 штук в день начали собирать с 1 августа. До конца 1970 года в Тольятти создали 21 530 единиц ВАЗ-2101. В следующем году эти цифры выросли до 172 175, а на 1973 год пришелся пик выпуска «копейки» — 379 007 экземпляров.
По сравнению с итальянской машиной советский образец значительно изменили. В частности, внедрили верхневальный двигатель, усилили подвеску для лучшей управляемости, задние тормоза сделали барабанными вместо дисковых, а передние сиденья – раскладывающимися в спальное место, увеличили дорожный просвет. Ручки дверей заменили на травмобезопасные. По сравнению с фиатовскими образцами добавилось отверстие для ручной заводки авто – в народе его называли «кривой стартер». Русификация Fiat 124 оказалась полезной и для итальянского концерна, накопившего уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
«Копейка» или «единичка» стала первым советским автомобилем, легко заводившимся в мороз, с нормальным обогревом салона и шумоизоляцией. Специально для новой модели разработали первый советский антифриз и создали всесоюзную сеть СТО. Благодаря получению ВАЗом итальянских технологий производства отделочных материалов, корпус машины не выгорал на солнце, как случалось с другими.
Особенно ценились автомобили ВАЗ-2101 первых серий, в которых преобладали импортные детали. Эти экземпляры, если верить водителям, могли годами ездить без замены масла, аккумулятора, сцепления и тормозных колодок.
«Копейка» пользовалась популярностью за рубежом
«Критики исторического решения о постройке ВАЗа говорят о том, что одиозный проитальянский проект оттянул кадровые и денежные ресурсы с других заводов, из-за чего не были реализованы неплохие разработки родных ЗАЗа, ГАЗа и АЗЛК, более подходившие для условий СССР, а сами заводы погрузились в долгий застой, — отмечается в книге Романа Назарова «Русские автомобили». – С другой стороны, без ВАЗ-2101 промышленность еще долго не смогла бы удовлетворить огромный спрос на легковые автомобили. Объем выпуска машин в Тольятти в разы превышал выпуск любого другого завода, и все равно на них была двухлетняя очередь».
Уже 18 августа Волжский автозавод начал реализацию первых «копеек» через торговую сеть. В том же году на товарном знаке появился образ ладьи. Его нарисовал Александр Декаленков, приехавший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Согласно его задумке, в очертаниях ладьи читалась буква В (река Волга). Доработал логотип дизайнер Юрий Данилов.
27 апреля 1971 года в Тольятти выпустили опытный образец ВАЗ-2102 «Универсал». А 16 июня, в 11 часов 50 минут, на заводе собрали 100-тысячный автомобиль «Жигули» светло-палевого цвета. «Копейку» активно задействовали в спортивных состязаниях.
Так, в том же 1971 году команда «ВАЗ-Автоэкспорт» завоевала главный трофей на авторалли «Тур Европы».
«Жигули» под торговой маркой Lada неплохо продавались на экспорт. Например, уже 21 февраля 1971 года первая партия ВАЗ-2101 отправилась на поезде в Югославию. Машины первых моделей можно встретить в Сербии до сих пор, причем в немалом количестве. Особенно они популярны в небольших городах и сельской местности. Кроме того, продукция ВАЗ прижилась в Болгарии, Венгрии, Чехословакии. На Западе автомобили Lada покупали во Франции и Австрии. Добрались они даже до Египта. В 1972 году «копейка» получила почетную международную премию «Золотой Меркурий».
История происхождения названия автомобиля «Жигули»
7 сентября исполняется 40 лет с того дня, как автомобилю ВАЗ-2101 присвоили название «Жигули».
По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в прессе. Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно – «Жигули». Оно-то и было утверждено правительством.
Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 г. генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед Борисом Поспеловым, заместителем первого главного конструктора ВАЗа, задачу – придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили «Жигули». В результате голосования в двух турах было выбрано название «Жигули», которое и было утверждено Поляковым.
Но как только советские «Жигули» стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема с привычным для русского слуха словом «Жигули». Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках!
Было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. В 1973 г. появилось новое название «Лада» – красивое и простое. Теперь «Лада» – это основной бренд АВТОВАЗа, который он продвигает, называя свои разработки новыми именами, но всегда оставаясь верным Ладе.
За прошедшие годы АВТОВАЗ создал более 100 моделей и модификаций автомобилей. Названий сменилось тоже достаточно много: Самара, Бора-21, Нива, Спутник, ОКА, Эльф, Гном, Рапан, Гольфкар, Карат, Питер‑Турбо (родстер), Лада‑Аэро, Антэл, LADA Revolution, Силуэт. Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными – Желтая Акула, Красная пчела (Red Bee), Пуля (Bullet) ‑ эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ‑21106.
В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями, которые, по заверению производителя, соответствуют уже европейским стандартам. Так, в 2004 г. с конвейера сошел первый автомобиль семейства «Лада Калина» (модели ВАЗ‑1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119). А в 2007 г. страна увидела первую Priora (заводское обозначение ВАЗ-2170), с которой началось семейство российских легковых автомобилей класса «C» по европейской классификации.
Имя для нового автомобиля Lada Priora выбирали по классической схеме. Первоначально были выбраны центры опросов, которым был передан ряд вариантов. Всего для проекта 2170 было предложено порядка 60 имен, потом из них отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
История «Жигулей» – самого народного автомобиля, который ценили в США и в Европе
В честь юбилея «Жигулей» вспоминаем историю российской «классики»
Хоть со второй половины 50-х годов все автолюбители Советского Союза и мечтали о «Волге», как машине статусной, очень дорогой, удобной, мощной, красивой… но настоящим открытием и всенародным любимцем все же стали те самые «Жигули» – детище АвтоВАЗа. Именно этот бывший Фиат 124, улучшенный для непростой эксплуатации на дорогах нашей страны, стал по-настоящему грандиозным событием, успех которого удивил не только автолюбителей из СССР, но даже заставил зауважать наш автопром европейцев и американцев!
Седан быстро стал экспортным хитом СССР, превзойдя своего итальянского прародителя в целом ряде инженерных решений, надежности, ремонтопригодности и, главное, цене (ВАЗ-2101 действительно стоил копейки по общемировым стандартам). А еще решением начать производство среднеразмерного седана было положено начало строительству завода-гиганта АвтоВАЗ (основан 20 июля 1966 года) – советского аналога Детройта.
Несколько дней назад той самой «Единичке» стукнуло 50 лет! 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, которым было суждено стать первенцами в многомиллионной армии стальных коней Советов. Автомобиль начал постепенно становиться для советского человека не роскошью, а средством передвижения, в понимании о таковом в те года.
Советский Детройт
До Великой Отечественной войны автомобильная революция в СССР (гражданский сектор частных автомобилей) была медленной и сложной – задачи перед страной стояли совершенно другие, не до частных машины было. Хотя попытки создать нечто массовое для граждан начались еще с 30-х годов.
Все изменилось с приходом новых экономических и социальных реалий после так называемой «оттепели», инициированной Никитой Хрущевым. Именно в это время страна смогла сделать второй подход в этом направлении, и его масштабы оказались крайне впечатляющими.
В качестве исполнителей, наставников, помощников и партнеров КПСС выбрала итальянцев. И связано это было не только с выпуском Фиат удачной модели Fiat 124 (в 1967 году модель получила признание и стала «Автомобилем года» ), но также расчет был политический.
В течение нескольких десятилетий, приходящихся на середину двадцатого века, коммунистическая партия пользовалась высокой социальной поддержкой и объединила несколько миллионов работающих итальянцев, в том числе из компании Фиат.
Помимо братской идеологии, руководство Туринского концерна также увидело немалые деньги в Советском Союзе. Акт о сотрудничестве, подписанный АвтоВАЗом в 1967 году, обошелся в пересчете на сегодняшние деньги в четыре миллиарда долларов США. Это стало крупнейшей промышленной инвестицией в истории СССР. Но даже такие вложения были ничто по сравнению с целью.
Грандиозный план строительства
План состоял больше чем в банальном строительстве завода (пусть и завода-гиганта). Как и в случае с довоенным ГАЗом, речь была о создании целого кластера идеального социалистическо-образцового общества, сосредоточенного в городе вокруг крупных автопромышленных предприятий. В качестве базы был выбран город Ставрополь, что стоит на Волге, который в 1964 году стал носить имя итальянского лидера коммунистической партии Пальмиро Тольятти. За четыре года был построен огромный комплекс, открывший вакансии для более чем ста тысяч новых рабочих в Самарской области.
Здесь автомобиль создавался от А до Я. В Тольятти собирались не только целые автомобили, но и производились стекла, резина, здесь же делали сиденья и ремонтную периферию для автомашин. И вот настало 19 апреля 1970 года…
Улучшения, которые сделали «Жигули» лучшими
На первый взгляд «Жигули» (название было дано в честь горных массивов вдоль Волги) выглядели как копия Fiat 124. Действительно, советская машина была тесно связана с той, очень популярной моделью, что производили в Италии с 1967 года, но, как мы и говорили выше, в стратегически важных местах машина была всецело улучшена.
Под улучшением нужно понимать именно улучшение механико-технической части, но в плане комфорта и в угоду удешевлению производства автомобиль параллельно с этим изрядно упростили. Впрочем, и с этими упрощениями для советского человека автомобиль стал верхом блаженства и комфорта.
Всего было произведено более восьмисот инженерных доработок, направленных на то, чтобы привести итальянский, крайне ненадежный по кузову и ряду других агрегатов автомобиль в соответствие с суровыми реалиями советских дорог.
В результате продуманных манипуляций получилась удивительно прочная и долговечная конструкция. Двигатель объемом 1.2 мощностью 64 л. с. в аварийных ситуациях (если откажет электростартер) мог запускаться при помощи кривошипа – «кривого стартера», который являлся обязательным инструментом в багажнике наряду с набором ключей и сервисным переносным фонариком.
Дисковые тормоза задней оси были заменены на более дешевые барабанные. Тем более последние не боялись пыли и грязи. Кузов был усилен в местах наибольших нагрузок, и на него не жалели толстого сталепроката. То же самое касалось подвески и других износостойких компонентов.
В сочетании с доступной ценой, благодаря которой эта модель получила прозвище «Копейка», «Жигули» наконец сумел сделать то, чего не мог сделать ни один автомобиль до него: поставить граждан Советского Союза «на колеса». Уже в 1973 году производилось до 660 тысяч автомобилей ежегодно.
Итого благодаря всем улучшениям и доработкам машина действительно получилась отличной! Это признавали даже за рубежом. Возвращаясь из рабочих поездок по советским заводам, посетители из Европы и США признавали, что в Тольятти был построен один из самых современных на то время автомобильных заводов в мире. Квалифицированный персонал, качественные станки, хорошее сырье – ВАЗ-2101 был не машиной, а мечтой!
Поэтому когда в 1974 году Fiat прекратил выпуск модели 124 и разрешил отправку «Жигулей» на экспортные рынки за рубеж, АвтоВАЗ открыл вторую, еще более интересную главу в своей истории. В середине 1970-х годов модель, уже известная как Lada 2101, оказалась удивительно популярной даже в таких странах, как Испания и Великобритания. Издание «The Guardian» описало ощущения после тестирования отечественных «Жигулей» следующими словами: «У Lada есть свои недостатки, но по сравнению со всеми автомобилями, которые производились в Советском Союзе, это настоящий прорыв».
В Тольятти могли отпраздновать победу. «Жигули» были имиджем и экономическим успехом. В общей сложности было выпущено 4,8 миллиона штук первой модели. Был момент, когда этот советский седан стал вторым по популярности автомобилем на планете. В конечном счете, однако, это был успех, которому было не суждено повториться.
Возврат к реальности
Дальнейшая модернизация пришла слишком поздно, и улучшений было слишком мало, чтобы поддерживать популярность даже на фоне основных преимуществ: простоты и низкой цены.
По сути, «Копейка», а вернее одна из ее модификаций с 1.2-литровым мотором, ВАЗ-21013, покинула конвейер лишь в 1988 году, а потомки дожили на конвейере ВАЗ аж до 2014 года!
И все же модель ВАЗ-2101, ярко блеснув на небосводе, оставила после себя только теплые и светлые чувства в сердцах миллионов сограждан и жителей СНГ. Поздравляем АвтоВАЗ с большой победой прошлого и желаем ему не меньших побед в будущем!
История происхождения названия автомобилей ВАЗ «Жигули»
7 сентября 1970 года легковому автомобилю, выпускаемому Волжским автомобильным заводом, было присвоено название «Жигули».
По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в прессе.
Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно — «Жигули». Оно и было утверждено правительством.
Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 года генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед заместителем первого главного конструктора ВАЗа Борисом Поспеловым задачу — придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили «Жигули». В результате голосования в двух турах было выбрано название «Жигули», которое и было утверждено Поляковым.
Теперь «Лада» — это основной бренд «АвтоВАЗа». За прошедшие годы «АвтоВАЗ» создал более 100 моделей и модификаций автомобилей. Названий сменилось тоже достаточно много: «Самара», «Бора-21», «Нива», «Спутник», «ОКА», «Эльф», «Гном», «Рапан», «Гольфкар», «Карат», «Питер-Турбо» (родстер), «Лада-Аэро», «Антэл», LADA Revolution, «Силуэт».
Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными — «Желтая Акула», «Красная пчела» (Red Bee), «Пуля» (Bullet) — эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ-21106.
Создатели тюнинговых комплектов также внесли свой вклад в создание разнообразия имен: «Карлота», «Нова», «Ника», Grossmeister, Lada Bis, Lada Lady, Rally Sport, «Апал», «Евро», «Катран», «Кураж», «Лада TMS», «Стэлс», «Титан», «Том Кэт», «Торнадо», «Стайер», «Аэрокит», «Элеганс», «Эверест», «Тайга», «Ока Леди», «АКС», «Фантом», «Неон», «Фаворит», «Акула», «Леон», «Ниагара», «Реал», «Трассер», «Галант», «Гранд».
В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями.
В 2004 году с конвейера сошел первый автомобиль семейства «Лада Калина», в 2007 году страна увидела первую Priora. Имя для нового автомобиля Lada Priora выбирали по классической схеме. Первоначально были выбраны центры опросов, которым был передан ряд вариантов. Всего для проекта 2170 было предложено порядка 60 имен, потом из них отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.
Летом 2010 года в ходе народного конкурса для новой модели Lada было выбрано название Granta. В ноябре 2010 года «АвтоВАЗ» утвердил семь названий, отобранных для будущих моделей Lada. Почти все они имеют латинские корни и по стилю сочетаются с названием Lada Granta. А именно: Slavia, Ladoga, Quanta, Adera, Alegra, Terra, Largus и Fortuna.
В ноябре 2011 года Lada Granta была запущена в серийное производство, в апреле 2012 года началось производство автомобиля Lada Largus.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников