Кто придумал мотоцикл с коляской
История мотоциклов с коляской
Их почти не встретишь на улицах, но они стали важной частью истории мотомира. Сегодня мы расскажем о том, как появились и развивались мотоциклы с колясками.
От велосипеда к коляске
Можно сказать, что все началось в 1901 году, когда Вильям Харли разработал двигатель объемом в 115 см3. Еще два года вместе с другом Артуром Дэвидсоном они доводили до ума свою разработку и пытались совместить ее с велосипедом. Первые результаты получились неудачными, но не отбили у Харли и Дэвидсона желания экспериментировать. И вот, в 1913 году, после 10 лет упорного труда Харлеи стали любимцами «публики».
Дальнейшее развитие мотоциклов шло по пути увеличения мощности и грузоподъемности. Еще до первой мировой войны появились первые мотоциклы с коляской. Пассажирские места в них были выполнены по принципу корзины воздушного шара. Сплетенные из лозы они были легкими, но непрочными, а значит и небезопасными.
В 1914 году компания Харлей-Дэвидсон выпустила свой первый мотоцикл с металлической коляской.
На страже мира и порядка
С началом первой мировой войны мотоциклы с коляской были приняты на вооружение во многих армиях мира. Только в США для нужд фронта было поставлено более 20 000 экземпляров.
Как правило, мотоциклы с колясками укомплектовывались пулеметами и даже небольшими минометами. Стратегическое совмещение маневренного мотоцикла и огневой силы привело к созданию мотострелковых расчетов в Европе и США.
Постепенно мотоциклы с коляской стали популярными не только среди военных и полиции, но и у обычных мотолюбителей. Особенно их ценили жители сельской местности с дорогами низкой категории. Смекалка владельцев и развитие материалов привело к тому, что коляски преобразовывались во что угодно – от передвижных магазинов и мотокафе до катафалков.
Начиная с 90-х годов прошлого века, продажи мотоциклов с колясками пошли на спад. Многие производители начали отказываться от производства таких моделей. Например, последние Харлеи с коляской были выпущены в 2013 году.
Сейчас такие мотоциклы почти не встретишь на дорогах, они стали раритетом и экзотикой для коллекционеров. Но их вклад в мотоисторию нельзя недооценивать.
Мотоциклы с коляской как образ жизни
Сразу анонсирую продолжение статьи, в которой будет обзор особенностей строения и поведения мотоциклов с коляской на дороге. В этой статье хочется разобраться, откуда они такие появились, почему до сих пор не вымерли и только ли наш родной URAL главенствует на этом рынке.
Для России мотоциклы с коляской, как их еще прозвали «колясычи», давно часть культуры, потому что у каждого в деревне был или есть дядя Вася, сосед Коля или родственник Иван, в сарае которого можно обнаружить мотоцикл с коляской. Поэтому отношение к «колясычам» в нашей стране своеобразное, часто шуточное и немного скептичное. На территории России и бывшего СССР при упоминании мотоциклов с колясками сразу представляют Урал, Днепр, Иж и Яву. Хотя они далеко не единственные представители данного направления.
К слову, не хочу хвалиться, но у меня было 2 «колясыча»: мой первый мотоцикл Иж Юпитер-2 (тогда мои знания о мото были на уровне нуля по любой школе координат и спустя 10 лет при упоминании мотоциклов «Юпитер» до сих пор нервно дергается глаз) и Днепр МТ-9 1972 года, который достался мне по цене металлолома и о продаже которого до сих пор искренне жалею.
Из истории
Прицеп/коляска понадобилась мотоциклу довольно рано, потому что остро стоял вопрос перевозки дополнительных грузов и людей. К тому же, как вы догадываетесь, далеко не каждая барышня решалась сесть на заднее сиденье к первым мотоциклистам, особенно, если посмотреть на моду женской одежды тех времен и уровень комфорта самих мотоциклов.
Поговаривают, что еще в 1893 году у французов был конкурс на самое удачное предложение по перевозке пассажиров, где была конструкция боковой коляски. Время проб и ошибок, когда пассажира пытались разместить с разных сторон от водителя.
В 1915 году родилась интересная модель у знаменитого Harly-Devidson под кодовым названием 11F, которая предусматривала установку бокового прицепа.
Тогда, так же как и сейчас, не обязательно мотоцикл изначально выходил с коляской с конвейера. Активно развивались компании, которые разрабатывали коляски отдельно от мотоцикла с разными техническими идеями.
Пик конструкторских решений пришелся на время Второй Мировой Войны, когда мотоцикл стали рассматривать как малую боевую единицу. Если вы любите историю, то можно только удивляться, как некоторые модели мотоциклов приспосабливались к переводу с гражданских сельских дорог к военным действиям. Не верите? Посмотрите на мотоциклы, которые разрабатывались во время Холодной войны! Это же потрясающе! Их делали с расчетом, что вы, как мирный колхозник, на этом «колясыче» из болота трактор на буксире поднимете, а в случае чего и раненных сможете перевозить, и боеприпасы, и пулемет поставите! В общем, как с теми заводами сигарет, чья деятельность в мгновение ока могла бы перестроиться под производство патронов.
В наше время
Разработка мотоциклов с коляской есть практически у каждого уважающего себя концерна. Даже если они уже не выпускают эту модель, все равно реально отыскать отсылки к ней. Больше того, как мы упомянули ранее, не обязательно мотоциклу выходить с коляской с завода. 21 век — время любых капризов за деньги клиента, а значит, накинуть коляску технически реально практически к любому мотоциклу. Да, даже максискутер с коляской есть! На то он и «макси», хоть и скутер. Выходит, появление коляски у мотоцикла — дело техники. Так почему же «колясычи» все еще популярны?
Дань истории
Вместительность
В путешествие на мотоцикле с коляской одно удовольствие, скидал все вещи в люльку и вперед. Не нужно вертеть вещи на сиденье и вешать дополнительные сумки.
Больше того, не страшно брать с собой детей и подростков, ведь согласно законодательству в ПДД читаем, что в коляске разрешается перевозить детей, когда на простой мотоцикл стоит ограничение. А как быть, когда у вас есть домашние питомцы? Тоже в коляску? По миру ездят уйма туристов с четвероногими компаньонами под боком — чертовски мило!
Повышенная проходимость
С коляской мотоцикл гораздо устойчивее. Отсюда повальный интерес к ним в зимний период. Зимой «колясычи» в таком же топе, как и кросс с эндуро. Тяговитость и грузоподъемность рождают легенды о проходимости мотоциклов. К тому же глупо вычеркивать военное прошлое, которое научило конструкторов многим хитростям, дабы приспособить мотоциклы с колясками к удивительным возможностям. Все эти возмущения о цене мотоциклов от того, что многие не понимают разницы между старым мотоциклом, который помнит еще перестройку, и современным, который уже на уровень выше в изготовлении и ценится в других странах.
Грузоподъемность
До сих пор мотоциклы с колясками заменяют бессмертных пони по всему миру, когда обычную люльку меняют на площадку для перевозки грузов.
Спорт
Вы видели когда-нибудь гонки на мотоциклах с колясками? О! Вы обязаны это посмотреть! Причем непонятно, кто более крут, водитель или его партнер, обеспечивающий собственным весом стабильность на трассе? Да-да, вы верно поняли. В гонках пассажир не дает мотоциклу перевернуться, что обязательно произошло бы, будь водитель в одиночку. Такие гонки особенно популярны зимой и по бездорожью.
Кастомайзинг
Кроме реставрации мотоциклы с колясками огромное поле для деятельности среди кастомайзеров. Сложно найти мотовыставку, где не было бы хотя бы одного «колясыча». С ними можно воплощать любую идею, при этом масштаб уже гарантирован! Кстати, доступность старых мотоциклов с коляской дает лишний повод начинающим механикам.
Силовые структуры
Вывод:
STARTUP NEWS
Поиск по этому блогу
18 сентября 1943 года скончался основатель компании Harley-Davidson Вильям Сильвестр Харли (William Sylvester Harley).
Первые серийные мотоциклы с коляской появились ещё до первой мировой войны. Интересно, что коляски в них были выполнены по технологии корзины для воздушного шара, т.е. из лозы.
Знаменитая компания Harley-Davidson (правда, в то время она не была столь знаменитой) в 2014 году выпустила свой первый мотоцикл с металлической коляской (на снимке аппарат выпуска 2015г)
А с 1917 года мотоцикл Harley-Davidson с коляской был официально принят на вооружение армии США и более 20 000 мотоциклов были отправлены на фронт.
Комплектация военного мотоцикла пулеметом была удачным решением, причем не столько техническим, сколько стратегическим. После появления мотоцикла с коляской, не только в американской армии, но и во многих армиях европейских стран появились свои «пулеметные расчеты» на мотоциклах. На мотоциклы устанавливали и зенитные пулеметы, и даже небольшие минометы. Правда, это уже совсем другая история.
В середине 20-х начале 30-х годов в США мотоциклы с коляской облюбовала полиция. Сухой закон, бутлегеры, бесчинства мафии… Для борьбы с безобразиями на вооружение полиции поступили специальные мотоциклы с колясками – от бронированных с пулеметами, до мотоциклов для перевозки преступников.
Ну, соответственно, и результаты всего этого – первые мотоциклы-катафалки для перевозки гробов. Просто и элегантно 🙂
Предлагаю Вашему вниманию небольшой обзор этого черт знает чего 🙂
На мотоцикле с катафалком отправился в последний путь 70-летний англичанин Виктор Сэллоуз — фанат байков, экс-сотрудник нефтяной компании и отец четверых детей. Транспортное средство семья взяла напрокат у компании Motorcycle Funerals («Мотоциклетные похороны»).
Механик из Венгрии Хенрик Тос сумел скрестить круизер Yamaha Wild Star с истребителем времен Второй мировой войны Messerschmitt ME-109. Правда, пропеллер самолета так и остался декорацией.
Cоюз мотоцикла Ariel Square Four 1956 года выпуска (снят с производства в 1959-м) и роскошного прицепа от ведущего производителя мотоциклетных колясок Garrard в данном случае скреплен шампанским: им под завязку забит багажный отсек люльки.
Туристический мотоцикл BMW с барабанной установкой — это воплощение мечты каждого рок-н-рольщика. Ведь такой транспорт позволяет создавать грохот на скорости 140-160 км/час.
Культовый мотоцикл Harley-Davidson и легендарный напиток Сoca-Cola наконец-то слились воедино.
7 месяцев понадобилось британцу Джею Дайеру на то, чтобы скрестить итальянский мотороллер Lambretta 1961 года выпуска с коляской в виде немецкого микроавтобуса Volkswagen Camper, снятого с производства в 1979 году. И все это — из любви к скутерам, которые Джей считает частью британской культуры.
Под мотоциклетную коляску можно приспособить самые неожиданные вещи. Например, электромобиль с детского автодрома.
Эта техника на грани фантастики создана телекомпанией Saban Entertainment специально для фильма «Могучие морфы: рейнджеры силы». Правда, ездили на космическом мотоцикле с ракетами только в кино.
А у этих конструкторов наверное патологическая любовь к «мерседесам»
Кафетерий на базе мотоцикла «Урал».
Вот ещё несколько произведений мотоциклетно-колясочного искусства.
Мотоциклы с коляской, востребованные в середине прошлого века, превращаются в раритет. Они все реже встречаются на наших дорогах, уступая место более современным средствам передвижения. Компания Harley-Davidson с 2013 года перестала выпускать мотоциклы с колясками, на горе части байкеров, которые не представляют, что мотоцикл может быть без коляски!
Обзор будет не полным, если не сказать пару слов об отечественных специалистах по кастомайзингу байков. Они могут дать фору кому угодно. Чего только стоят вот эти экземплярчики!
Комментарии
Последний вариант-это наверное «бизнес-класс». Надо еще ноутбук на стол поставить и чашку с кофе 🙂
Отпад! Классный обзор. Зря в совке не разрешали конструировать мотоциклы, я думаю, было-бы много интересных конструкций.
Мотоцикл с коляской – тоже мотоцикл
Мотоцикл с коляской знаком и близок каждому рожденному в СССР человеку. Многочисленные «ИЖи», «Уралы», «Касики», «Явы» и «Днепры» в свое время служили основным транспортным средством большинству сельского населения и жителям небольших городков самой большой в мире страны.
Такие мотоциклы могли перевозить не только трех седоков, но и немалый груз, что в те времена было чертой чрезвычайно важной. Вдали от городов и инспекторов ГАИ мотоцикл с коляской нередко можно было увидеть слегка перегруженным — шесть человек на борту трехколесного «Урала» не считалось пределом. Был в советской истории «золотой» мотопериод, когда мотоциклов в стране насчитывалось больше, чем автомобилей, а их классификация в то время была предельно простой: с коляской и без коляски.
Приспособление, превращающее обычный мотоцикл в мотоцикл с коляской, в России официально называется «боковой прицеп». В народе этот прицеп называют также «люлькой».
Gespanne
Рынок колясок и мотоциклов с колясками в России сократился практически до нуля, при этом Европа и Америка показывают постоянно растущий спрос на такие транспортные средства. Оригинальный способ получить удовольствие трансформировался в немалый рынок: сайдкары сегодня покупают не только для ежедневной эксплуатации, но и для путешествий и для участия в спортивных состязаниях.
Коляски и мотоциклы с колясками выпускают во многих странах мира, причем нередко такие транспортные средства становятся важными экспонатами специализированных мотовыставок. Лидер по количеству таких мастерских и их продуктов остается Германия. В числе лидеров традиционно значатся Франция, Великобритания и США. В некоторых известных мастерских очередь на выполнение заказа может составлять полгода.
Отличительная черта современного сайдкар-движения – приспосабливание бокового прицепа ко всем типам мотоцикла. В Штатах, например, люльку можно встретить в упряжке и с тяжелым Harley-Davidson Fat Boy, и с туристическим Honda Gold Wing, и с гипершустрым Suzuki Hayabusa, и с легким Kawasaki KLR. Боковые прицепы могут быть выполнены в типично грузовом, пассажирском или комбинированном вариантах. Нередко встречаются пассажирские коляски не с одним, а с двумя посадочными местами, в которых попутчики располагаются бок о бок или друг за другом. Качественные люльки с известным именем редко оценивают дешевле 5 000 долларов, а верхняя планка стоимости вполне может заползти к значению 20 000 USD и выше.
«Коляски» в спорте
Первые официальные мотогонки «колясочников» состоялись в 1949 году. Сегодня кольцевые гонки на мотоциклах с коляской нельзя назвать массовым видом спорта, но они существуют, а гоночные аппараты совершенствуются. Внешне такие байки не похожи на байки Moto GP, а максимальная скорость, с которой они способны двигаться, вплотную приближается к отметке 300 км/ч. Кроме кольцевых существуют кроссовые состязания на сайдкарах и колясочный мото-триал. Специфическая черта таких гонок — состав команды: пилот и колясочник. Последний во время движения всё время перемещается на мотоцикле, перемещая центр тяжести снаряда и, соответственно, обеспечивая устойчивость байка в поворотах.
«Урал»: самый популярный советский байк во всем мире, кроме России
В кризис на военном байке
В годы Великой Отечественной войны именно в Ирбит эвакуировали и мотоциклетный завод, который до этого был в Москве. Его разместили на территории пивзавода.
«Первый эшелон пришел 21 ноября 1941 года, а уже 25 февраля из Ирбита ушел первый эшелон с мотоциклами», — рассказал директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов в интервью ТАСС. В годы войны в Ирбите произвели более 9 тыс. мотоциклов, изначально ими пользовались военные, а модель называлась M-72. Новое название «Урал» – в честь крупного географического региона России – придумали лишь в 1962 году, однако именно оно стало узнаваемым в Советском Союзе и за его пределами.
Производство мотоциклов «Урал» на Ирбитском мотоциклетном заводе
До начала 1990-х завод успешно выпускал 130 тыс. мотоциклов в год для советских граждан, а на предприятии трудились около 10 тыс. человек. После распада Советского союза на заводе случился кризис, он несколько раз менял название, а к началу ХХI столетия и вовсе обанкротился.
«Урал» на экспорт
«Мы сразу поняли, что российский рынок не очень перспективен для такого рода агрегатов, и хотели конкурировать с мировыми брендами. Но для этого пришлось практически полностью изменить производственный процесс. В современном «Урале» нет ни одной детали от старого мотоцикла. Все дело в требованиях, которые предъявляются на зарубежном рынке», — пояснил Хаит.
Рабочий сборочного цеха Ирбитского мотоциклетного завода во время сборки мотоциклов «Урал»
На заводе сотрудники завода изготавливают части кузовного агрегата, шасси и двигатель, рассказывает исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) Владимир Курмачев. Тормоза, шестерни в коробке и другие детали приходится покупать за рубежом.
Объемы сборки «Урала» также сильно поубавились, сегодня на заводе работает 150 человек, в день под заказ они собирают по 5-6 байков.
Урал Байкал, выпущенный ограниченным тиражом в 2017 году
Всемирная популярность
CONGRATULATIONS TO @Adam_Fn_Green & @TheJoeLynch ON THEIR 2ND ANNUAL 48-HOUR LIVE @moviecrypt MARATHON TO SAVE THE YORKIES. HELP THEM SAVE DOGS LIVES HERE: https://t.co/SAj0xYL9Pspic.twitter.com/dW36HnsciI
По словам Владимира Курмачева, два мотоцикла, с коляской и без, есть также у Юэна Макгрегора, сыгравшего в «Звездных войнах».
Brad Pitt & Pax Take A Ride On His Ural Tourist Motorcycle (December 31, 2011)
По его же мнению, причиной популярности российского байка является его необычный дизайн, который нельзя менять ни при каких обстоятельствах.