Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Весной 1966 года на советские экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» про честного и благородного жулика Юрия Деточкина. Фильм разобрали на цитаты, его оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики: лента получила несколько премий, в том числе на кинофестивалях в Сиднее и Мельбурне. Вспоминаем великолепные актерские дуэты и путешествуем по местам съемок.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

С Деточкиным по Москве

Хотя в начале фильма закадровый голос Юрия Яковлева утверждает, что неизвестно, где произошла эта история, большинство сцен фильма снято в Москве. Да и во время разговора в пивной Деточкин рассказывает Подберезовикову, как после очередного дела он вернулся в Москву. Посмотрим, где снимали фильм и как некоторые из этих мест выглядят сейчас.

Вместе с героем мы оказываемся в центре Москвы практически с первых кадров. Юрий Деточкин ждет Любин троллейбус на Варварке (тогда — улица Разина), на фоне хорошо видно церковь Георгия Победоносца на Псковской горе.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Люба не особенно расположена беседовать с женихом — как мы вскоре узнаем, его бесконечные командировки кажутся ей очень подозрительными. Героиня закрывает двери троллейбуса прямо перед носом у несчастного Деточкина и направляется вниз по Варварке к площади Варварские Ворота (тогда — площадь Ногина).

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

На площади мы видим зебру, а сейчас все переходы здесь убраны под землю. Кстати, изменилось еще кое-что — общественный транспорт продолжает двигаться вниз по Варварке по выделенной полосе, а вот автомобили сейчас едут в противоположном направлении, то есть от Варварских Ворот в сторону Кремля.

Вместе с Деточкиным по его служебным делам мы попадаем в дом 2а на Смоленской набережной, где живет Дима Семицветов с женой. Именно здесь Деточкин приметит «Волгу» Семицветова, которую будет угонять с таким упорством.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

В кадре на фоне Деточкина по Смоленскому метромосту проезжает поезд. Сейчас такой кадр поймать невозможно, потому что мост в этом месте надстроили закрытой галереей и проходящие поезда уже не видно. Кроме того, к мосту сейчас примыкает тяговая подстанция. Зато прекрасный образец сталинского ампира на заднем плане — дом 5/13 на Смоленской набережной — практически не изменился.

Здесь же снято еще несколько сцен. Пока в квартире Семицветовых идет вечеринка, Деточкин под покровом ночи предпринимает вторую попытку угона. Первую, как мы помним, сорвала сигнализация, теперь ее удалось отключить. Пока Деточкин роется под капотом, мы можем обратить внимание на темные силуэты зданий на заднем плане. Это дом с изящной башенкой, расположенный на противоположном берегу Москвы-реки (набережная Тараса Шевченко, дом 1).

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

А наш герой тем временем залезает в машину и попадает в капкан. Пока Деточкин, обливаясь потом и слезами, пилит его, вечеринка Семицветовых подходит к концу и толпа гостей навеселе вываливает к машине. Подъезд, из которого выходит компания, изменился, но все еще узнаваем. Деревянную дверь со стеклами сменила обыкновенная железная, появился козырек, а колонны стали гладкими.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Итак, угнать машину снова не получается, несчастный Деточкин хромает к невесте: «Люба, понимаешь, кругом понаставили капканов». Но герой вернется сюда еще раз, и ему не помешает даже гараж, который поставили Семицветовы. Деточкин нанимает автокран, поднимает гараж и наконец увозит «Волгу». Интересно, что рассказали о таком дерзком способе угона машины Рязанову в милиции, и он решил использовать идею в своем фильме. Кстати, история о человеке, который ставил капкан на жулика, тоже подлинная.

А мы немного вернемся назад и рассмотрим еще одну интересную локацию съемок. У Димы Семицветова еще есть машина, и он ездит на ней на работу в комиссионный магазин. Снимали в настоящей комиссионке, магазин располагался на Сретенских Воротах, на пересечении Большой Лубянки (тогда — улица Дзержинского) и Рождественского бульвара.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

В этих сценах за Семицветовым очень комично следит Деточкин: надвигает шляпу на лоб, прячется за углом и вообще действует с очень серьезным выражением лица. Когда Деточкин переходит через бульвар, в кадр попадает угол храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Храм закрыли в конце 1930-х, сняли кресты и разобрали ограду. Здание отдали тресту «Артикпроект», в 1950-х годах здесь разместили музей «Советская Арктика», а с 1960-го — Музей морского флота СССР. Православной церкви храм вернули только в 1991 году.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Одна из самых ярких и динамичных сцен — погоня автоинспектора за Деточкиным. Здесь за рулем неопытного водителя Смоктуновского, конечно, заменил каскадер. Он выполнял все трюки — проезжал под автоцистерной, заезжал на движущуюся платформу тягача. Все это снимали не в Москве.

А на улицах столицы развернулась, возможно, менее зрелищная, но не менее динамичная погоня. На очередной украденной «Волге» герой едет в сторону площади Маяковского (теперь — Триумфальная) по Садовому кольцу в районе пересечения с Цветным бульваром. Там еще нет Самотечной эстакады, ее начнут строить только в 1967 году. На светофоре Люба видит Деточкина и начинает его преследовать на троллейбусе. Внимательный зритель заметит, что в какой-то момент герои оказываются на другой стороне Садового кольца и двигаются уже в противоположном направлении. В конце они сворачивают в Большой Каретный переулок (тогда — улица Ермоловой), и Любе приходится остановиться, потому что контактная линия закончилась и у троллейбуса слетают рога.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

Заключительную сцену снимали на Крымской эстакаде. В кадр попали Провиантские склады, в которых тогда находилась автобаза армейского Генштаба. Один из операторов картины Анатолий Мукасей (вторым был Владимир Нахабцев) вспоминал, что эту сцену снимали из кабины троллейбуса. После фразы Смоктуновского «Здравствуй Люба, я вернулся», которой заканчивался фильм, операторы не стали выключать камеру, актер тоже продолжил игру. В результате вся эта немая сцена вошла в итоговый монтаж и советский кинематограф пополнился невероятно трогательным, сильным и в то же время очень простым и человечным финалом.

Источник

«Детектив без погони – это как жизнь без любви»: как снимался фильм «Берегись автомобиля?»

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля

На телеканале «МИР» будет показан любимый миллионами фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Когда в 1966 году эта картина вышла на экраны, она произвела фурор не только в СССР. Режиссер получил за эту работу диплом кинофестиваля в Эдинбурге и Сиднее. А Иннокентий Смоктуновский за роль Юрия Деточкина был признан лучшим актером года.

Говорят, что историю о водителе из Куйбышева, который угонял автомобили у жуликов и взяточников, продавал, а вырученные деньги переводил на счета детских домов, рассказал Эльдару Рязанову Юрий Никулин. Молодой в то время режиссер был просто в восторге от этой байки и решил, что снимет по ней кино. Идея понравилась и писателю Эмилю Брагинскому, к которому обратился Рязанов.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

Они вместе принялись искать реального человека, который совершал столь удивительные преступления, чтобы узнать о его судьбе. Но сколько они ни слали запросы в правоохранительные органы, следов истории о советском Робине Гуде они так и не нашли – она оказалась вымышленной. Зато кинематографисты выяснили, что похожие легенды встречаются в устном народном творчестве сразу нескольких городов.

Почему Олег Ефремов не сыграл Деточкина, а Юрий Яковлев остался за кадром

Эльдар Рязанов поначалу видел в главной роли только Юрия Никулина. Именно его наивное и простоватое обаяние должно было украсить этот фильм. Однако когда сценарий уже был написан, оказалось, что Никулин уехал с цирком на гастроли. И режиссер начал затяжные поиски того единственного актера, который сыграет Юрия Деточкина. Найти замену оказалось непросто, ведь главный герой картины – человек необычный, чудак. Рязанов понимал, что ему нужен актер, которому зритель безоговорочно поверит. Скоро режиссер вспомнил про Иннокентия Смоктуновского. Но тут в историю вмешались чиновники.

Смоктуновский уже сыграл к тому времени Гамлета и заканчивал сниматься в роли Ленина в картине «На одной планете». Поэтому председатель Госкино сказал прямо: актер, сыгравший Ленина, не может теперь предстать в роли какого-то жулика.

После этого Рязанов кого только ни пробовал! Образ Деточкина «примеряли» Леонид Куравлев и Олег Ефремов

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

«Леонид Куравлев оказался достоверен, правдив, симпатичен, но в нем все же не было эдакого легкого сдвига, – вспоминал впоследствии режиссер. – С Куравлевым получилась бы картина о «мстителе с Красной Пресни». Пробовали и Олега Ефремова. Он прекрасно сыграл сцену, но, увидев его в роли Деточкина на экране, наш художник Борис Немечек сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!» И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника».

И тогда Рязанов решил, что Ефремов идеально подходит на роль следователя Максима Подберезовикова, хотя на эту роль уже был утвержден актер Юрий Яковлев. Но режиссер все переиграл. В фильме Яковлев читает закадровый текст – это его голос, полный тонкой иронии, держит весь фильм, скрепляя события.

Однако в момент, когда 1 июля 1965 года начались съемки фильма, актер на главную роль так и не был утвержден. В тот день на Зацепском рынке прошла съемка пробных кадров, которые в фильм не вошли – с участием неподражаемых Анатолия Папанова (Сокол-Кружкин) и Андрея Миронова (Дима Семицветов). Герой Папанова продавал клубнику. Помните крылатое: «Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя – родную дочь сотру в порошок!»?

В результате Рязанов на свой страх и риск решил снимать Иннокентия Смоктуновского, и – будь что будет! Правда, в тот момент Иннокентия Смоктуновского мучила серьезная болезнь глаз. Проблемы со зрением возникли еще на съемках «Гамлета», потому что там ставили огромное количество света, и от этого пострадала сетчатка. Актеру какое-то время нельзя было сниматься, и он уехал на дачу под Ленинград.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

Где находится дача Смоктуновского, режиссер не знал, но так яростно объяснял актеру Георгию Жженову, почему ему нужно туда попасть, что тот проникся идеей, дал адрес, да еще и начертил схему, как ее найти. Рязанов долго плутал, попал под дождь, завалился к актеру вымокшим до нитки и полдня его уговаривал. В результате Смоктуновский дал ему расписку, что обязуется сняться в этом фильме.

Как у Ольги Аросевой появилась «запасная профессия»

На роль Любы, подруги Юрия Деточкина, искренней и очень сочувствующей своему непутевому, хотя и глубоко идейному возлюбленному, была приглашена Ольга Аросева. Великолепная актриса второго плана, неподражаемая клоунесса, она была не столько красивой, сколько невероятно притягательной. Режиссеры уже в то время считали, что если в фильме есть Ольга Аросева, то это половина успеха. Кстати, ни одного диплома актриса так и не получила.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля Кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

Аросева шутила, что единственное ее законченное образование – это курсы водителей троллейбуса. Их она окончила по настоятельной просьбе Эльдара Рязанова для того, чтобы сыграть в эпизоде, где ее героиня азартно ведет слежку за своим возлюбленным, находясь за рулем троллейбуса. В этом эпизоде Аросева сыграла сама.

Не счесть, сколько раз потом на протяжении всей жизни актрисе пришлось отвечать, правда ли она умеет водить троллейбус, и дежурно шутить, что на случай увольнения из театра у нее есть запасная профессия.

Страна влюбилась в ее героиню Любу так же, как Деточкин. Невозможно было не полюбить эту мудрую, верную, азартную девушку. Зритель верил, что, если будет надо, Люба будет ждать Деточкина всю жизнь. А фраза «Люба, я вернулся!», которую произносит ее по-лагерному обритый возлюбленный в самом финале фильма, ушла в народ.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля Кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

Отдельно стоит сказать, что Рязанов был одним из первых, кто снимал сцены погони и трюки. Белую «Волгу» Димы Семицветова, угнанную Деточкиным, купили специально для съемок фильма «Берегись автомобиля». Причем, по требованию руководства «Мосфильма», на ней не должно было остаться ни единой царапины, хотя на ней снимались погони, причем без помощи комбинированных съемок. Под управлением каскадера Александра Микулина машина неслась под откос, на полной скорости взлетала на платформу едущего впереди трейлера и проскакивала под мчащимся грузовиком-лесовозом.

От Папанова до Евстигнеева: гениальные роли второго плана

Для Ефремова фильм «Берегись автомобиля» тоже оказался судьбоносным. По сути, этот фильм на долгие десятилетия стал его кинематографической визитной карточкой, а роль следователя Максима Подберезовикова «приклеилась» к актеру навсегда.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

Но это случилось не сразу. Участники съемок рассказывают, что, когда существенный кусок фильма уже был отснят, Ефремов вдруг потребовал переснять заново все сцены с его участием. Актер, который поначалу все время решал на площадке какие-то театральные вопросы и относился к съемкам не очень серьезно, понял вдруг, как он должен играть.

Теперь Ефремов был занят только своим героем, и его Максим Подберезовиков обрел новые краски. Оказалось что внутренне они очень похожи с Деточкиным. Следователь, в сущности, такой же чудак, как Деточкин – он тоже и наивный, и смешной.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

Рязанов собрал в фильме целый букет великолепных актеров, каждый из которых получил неподражаемую роль второго плана: и Анатолия Папанова, и Андрея Миронова, и Евгения Евстигнеева, который сыграл режиссера самодеятельного театра. «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» – это его шедевр.

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

У Евстигнеева в тот период выходило по пять фильмов в год. Он много снимался и очень уставал. Рассказывают, что Евстигнееву было свойственно спать на съемочной площадке, ожидая съемок. Просыпаясь, он спрашивал: «Какой фильм мы сейчас снимаем?» Ему говорили, он за несколько минут совершенно менялся, шел и прекрасно играл сцену – на все сто!

Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Смотреть картинку Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Картинка про Кто читал закадровый текст берегись автомобиля. Фото Кто читал закадровый текст берегись автомобиля кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год

Фильм «Берегись автомобиля» вышел на экраны страны в мае 1966 года и собрал в итоге 29 миллионов зрителей. А цитаты из него ушли в народ и до сих пор не забыты. Вот только некоторые из них:

Источник

Новое в блогах

«Берегись автомобиля» с очень неожиданно раскрывшимися подтекстами

Evgeny Ermolin · Moscow, Russia ·

Отлично о Рязанове написал Александр Эткинд, сопоставив с его учителем, Козинцевым. Вот фрагмент о лучшем, я думаю, фильме Рязанова, «Берегись автомобиля» с очень неожиданно раскрывшимися подтекстами: «Рязанов не рассказал о том, как Козинцев отреагировал на комедию, сделавшую его знаменитым, — «Берегись автомобиля» (1966).

Для молчания были причины: в фильме пародируется Козинцев и его «Гамлет». В фильмах учителя и ученика — «Гамлете» и «Берегись автомобиля» — один и тот же актер, Смоктуновский, играет Гамлета — сначала как трагедию, а затем как фарс. В рязановской комедии «Гамлет» становится пьесой в пьесе — еще одной шекспировской «Мышеловкой», которая раскрывает секрет основного сюжета, но только для тех, кто имеет смелость понять бродячих актеров [50].

В «Берегись автомобиля» показано коррумпированное московское общество, в котором почти каждый, кто признан в нем «своим», извлекает выгоду из подпольных сетей распределения благ. Символом успеха является тут наличие собственной машины. Смоктуновский играет обаятельного авантюриста и запоздалого утописта Юрия Деточкина. Наделенный этим детским именем, герой своими методами борется с коррупцией советской элиты: выслеживая высокопоставленных мошенников, он угоняет их машины, продает их на черном рынке и переводит деньги в детские дома.

Когда его схему раскрывают, одни обличают Деточкина как преступника, а другие считают его обреченным идеалистом. Отказываясь признавать антиутопию современной ему советской истории, этот благородный дикарь придерживается стратегии ушедшего революционного поколения: экспроприирует экспроприаторов. Как и Козинцев, Деточкин — человек 1920-х, живущий в 60-е. Он ходячий анахронизм, и потому одновременно смешон и талантлив.

Он любит и любим, он хороший водитель и умелый взломщик, он одаренный актер. В промежутках между угонами машин мы видим, как Деточкин в составе труппы самодеятельного театра репетирует роль Гамлета. Потом его судят на открытом процессе, где его защищают несколько персонажей старшего поколения — последних хранителей революционного огня. Среди них — его мать. Показательно, что мы ничего не знаем об отце Деточкина.

Одна из сквозных тем фильма — дружба. В одном из эпизодов Деточкин хочет купить пачку «Беломора», популярных советских папирос, в названии которых скрыта отсылка к ГУЛАГу. Но в киоске закончился «Беломор», и Деточкин довольствуется сигаретами «Друг». Девизом «оттепели» действительно могло стать «занимайтесь дружбой, а не лагерями». Наделенный еще и талантом дружбы, Деточкин находит друзей даже среди тех, кто расследует его дело.

В итоге, разумеется, дружба отступает перед законом и Деточкина отправляют в современный вариант ГУЛАГа. Но в самом конце фильма он возвращается к своим друзьям. Подобно Гамлету, Деточкин и его друзья сохраняют преданные ценности отцов, что приводит их к смертельному конфликту с разложившимся поколением современников. Главные герои фильма ставят и репетируют «Гамлета», и премьера этого любительского спектакля показана в фильме.

Этот краткий вариант «Гамлета» представляет сюжет и разгадку фильма, как в самой шекспировской трагедии это делает «Мышеловка». Репетируя Шекспира в любительском театре, принадлежащем двум профсоюзам (таксистов и работников милиции), Деточкин-Гамлет встречается со своим противником — следователем Подберезовиковым, который играет Лаэрта. Вместе они слушают длинную и забавную речь режиссера, в которой звучит эхо деточкинского утопизма.

Не очевидно ли, вопрошает режиссер, что актеры, которым за представление не платят, играют лучше, чем профессионалы? Без проволочек режиссер переходит к «Вильяму нашему Шекспиру», ставя неправильное ударение в имени «Вильям». Этот режиссер, с его высоким голосом, важным видом советского деятеля культуры и характерным разговором о модернизации английского классика, напоминает злую карикатуру на Козинцева. Тот факт, что Смоктуновский несколькими годами ранее сыграл Гамлета в высокопрофессиональном и смертельно серьезном «Гамлете», а теперь играет его же в любительском спектакле, вызывающем смех у поколений кинозрителей, превращает «Берегись автомобиля» в кощунственную пародию на фильм Козинцева. Пародийная сцена «Гамлета» показывает его дуэль с Лаэртом, которая кончается его гибелью под громкий и фальшивый аккомпанемент любительского оркестра, представляющем злую пародию на музыку Шостаковича к «Гамлету».

Сразу за сценой дуэли следует сцена суда, в которой те же актеры и противники встречаются снова — в этот раз как следователь и подсудимый. Первый произносит речь, в которой признает, что сложность мира в гамлетовском ее понимании сильно отличается от советской традиции: «Он виновен, — утверждает следователь Подберезовиков, — но он не виновен», — блестящая формула, в которой опровергается самая глубокая суть советской юриспруденции. Суд признает Деточкина виновным, но место козинцевских похорон Гамлета в фильме Рязанова занимает счастливый конец. Проходят месяцы или годы, но постаревший и бритый наголо, а все же узнаваемый герой возвращается из лагеря к невесте; и та осталась такой же, какой была.

«Мир остается прежним», и последняя реплика Деточкина — «Я вернулся!» — сопровождается широкой улыбкой Смоктуновского. Эта всем известная сцена — настоящая эпитафия вернувшимся из ГУЛАГа, короткая сага о десятилетиях советского опыта. Фильм Рязанова заканчивается на примирительной ноте. В нем изобличается повальная коррупция в позднесоветском обществе, но порицается и попытка Деточкина решить проблему силовыми средствами. В центре фильма — восхитительный, но инфантильный мститель, и наказание, которое ему выносит советский суд, кажется мягким и справедливым. «Берегись автомобиля» показывает проблемы позднесоветского общества, но не предлагает решений.

Рязанов останавливается там, где Козинцев идет до конца. Из пародийного «Гамлета» мы видим лишь одну сцену — обоюдное убийство Гамлета и Лаэрта. Нам не рассказали, как режиссер профсоюзного театра поставил другие части этой трагедии, например сцену с призраком. Кроме мимолетной отсылки к «Беломору», жертвы советского государства в фильме не упоминаются; Деточкин ведь не жертва. В конце «оттепели» говорить о жертвах не позволила бы цензура, но дело не только в ней. Более всего Деточкин и его друзья скорбят по утраченным советским идеалам, и в этом они заодно с незадачливой цензурой.

Но для многих москвичей эти идеалы уже ничего не значат, и их равнодушие в фильме становится знаком надежды. «Берегись автомобиля» прославляет эту способность получать удовольствие от мелких буржуазных ценностей — машины, дружбы, постоянства — как новое многообещающее спорное достижение.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *