Кто будет виноват если в пробке авто открыл дверь в которую врезался мотоциклист
Кто виноват в ДТП с открытой дверью машины
Вроде всё ясно: неудачно дверь открыл — сам себе проблем нажил. Но если учесть все моменты, то виноват уже, вроде бы, и не ты.
Недавно с моим знакомым произошла неоднозначная ситуация. Я долго ломал голову, кто прав, кто виноват, но так и не въехал.
Суть в следующем. Водитель двигался на своей легковушке по 4-полосной дороге. Остановился на обочине, чтобы, как он, сказал, покурить. Поднял ручник, включил аварийку и отбежал в кусты. Поскольку он не собирался отсутствовать долго, то не стал закрывать дверь, а просто прикрыл. Ну, как прикрыл, точнее не до конца закрыл. По его словам — остался зазор на 10 см.
В то же время, по той же крайней полосе проносилась «Газель» и зацепила эту дверь. Притёрлась своим зеркалом и колесом. У неё зеркало снесло, а у задетой машины углы двери замялись и деформировались.
Водители бычить между собой не стали — у обоих есть ОСАГО, разошлись культурно. Но мнения ГИБДД и аварийных комиссаров разделились. Первые кричат, что виноват мужик, не закрывший дверь, и это 100%, без сомнений. А комиссар сразу сказал, что не всё так просто.
Наезд на открытую дверь
Моя первая мысль была такая: на дороге не бывает двери открытой «чуть-чуть», она либо открыта, либо закрыта. И если две машины не разошлись, значит эти «10 сантиметров» всё же создали помеху.
Гаишники ссылаются на ПДД, пункт 12.7 — порядок остановки и стоянки. Там написано, что тот, кто открыл дверь, он и виноват. Нельзя создавать помеху другим транспортным средствам, и всё такое. Виновный заплатит штраф, а тот, кому неудачно открытая дверь нанесла ущерб, получит страховку по ОСАГО.
Вроде бы всё складно. А давайте включим голову и посмотрим с другой стороны. Тогда ситуация заиграет новыми красками.
У меня никак не срастается логика: как газель могла снести зеркало, да ещё и колесом притереться. Получается, насколько вплотную она шла к стоящей машине? Практически облизала.
Поэтому аварийные комиссары и сделали свой вывод. Они-то сразу вспомнили про такую штуку, как боковой интервал. Обязанность водителя — двигаться так, чтобы до ближайших автомобилей сохранялось безопасное расстояние. Это ПДД пункт 9.10.
Дорога там, как я понял, была широкой, 2 полосы. Так чего газелист прилепился к самому краю? Он видел припаркованную машину, даже мог заметить, что дверь прикрыта не плотно. То есть имел возможность сместиться влево, но не сделал этого. Значит, виноват он. За это его надо оштрафовать на 1500 тыс. руб. по ст. 12.15, ч. 1. И про компенсацию пусть даже не заикается.
Адекватные водители знают, что у припаркованной машины дверь может распахнуться в любой момент — ветром открыло или просто водитель выскакивает на проезжую часть, не покрутив головой. Поэтому и держаться от них нужно как можно дальше.
Увидел, что на обочине кто-то стоит — прими влево, тебе же лучше будет. Там хоть посреди дороги путь раскорячится, но ты обязан аккуратно объехать, а не переть на таран.
В этой нелепой ситуации кто-то порадуется, что водитель «газели» просто исполнил мечту многих. Мне самому столько раз приходилось объезжать таких «хозяев жизни», которые распендосят двери и им нормально, а остальные, как хотят. Типа, не трамваи, объедут. Всегда думаешь: что, было трудно закрыть свою калитку? И всё равно объезжаешь: на дороге правда у того, кто избежит проблем и не устроит ДТП.
Короче, складывается картина, что виноват газелист. Но в целом ничего не понятно. Одно я точно уяснил в этой ситуации: курить вредно.
ДТП с открытой дверью машины — что нужно знать?
Кто виноват, если открытая дверь автомобиля стала причиной и «участником» ДТП?
Любой автомобилист знает, что нахождение за рулем транспортного средства требует усиленной концентрации внимания. Риск попасть в аварию заставляет водителей повышать бдительность во время передвижения. Но рано или поздно наступает момент, когда требуется остановиться, чтобы высадить пассажиров или просто передохнуть.
Часто человек резко открывает дверь, не глядя при этом назад, и в эту минуту в нее врезается автомобиль. В итоге неподвижное транспортное средство оказывается поврежденным в ДТП. Как вести себя в данном случае? Кому придется нести ответственность и возмещать ущерб?
Если виноват водитель
Согласно ПДД, участники дорожного движения обязаны вести себя так, чтобы не наносить вреда чужому имуществу и здоровью людей. Порядок остановки и стоянки регулирует пункт 12.7 ПДД. Он гласит, что нельзя открывать дверь автомобиля, если это повлечет создание помехи для езды других транспортных средств. В такой ситуации водитель будет привлечен к административной ответственности.
Источник изображения: Drive2.ru
Проступок будет считаться совершенным по неосторожности. В данном случае автомобилист почти всегда может предвидеть наступление негативных последствий. Сотрудник ГИБДД составит протокол по части 1 статьи 12.19 КоАП РФ. Полицейский имеет право лично вынести постановление по делу. Водителю на месте будет объявлено предупреждение либо назначен штраф, размер которого в 2019 году составляет 500 рублей. Пострадавшая сторона в данном случае может рассчитывать на получение компенсации по полису ОСАГО, если только ДТП произошло не на стоянке.
Всегда ли квалификация правонарушения будет однозначной? Нет. ПДД содержат такое понятие, как боковой интервал (пункт 9.10). Автомобилист обязан двигаться, соблюдая безопасное расстояние до ближайших транспортных средств. Если дорога была широкой, и водитель ехавшей сзади машины имел возможность взять левее, его также признают виновным.
В отношении человека, который управлял врезавшимся в дверь автомобилем, тоже составят протокол. Санкции наложат в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Наказанием станет штраф в сумме 1500 рублей. О компенсации в этом случае можно забыть.
Невнимательный пассажир
Человек, сидящий рядом с тем, кто управляет транспортным средством, тоже является участником дорожного движения. Это значит, что требования ПДД, предписывающие заботиться о безопасности окружающих, распространяются и на него. Вот только привлечь к административной ответственности пассажира вряд ли получится. Протокол по статье 7.17 КоАП РФ за повреждение чужого имущества могут составить только в том случае, если будет доказано, что вред причинен умышленно.
Источник изображения: zen.yandex.ru
Скорее всего, инспектор ГИБДД, задокументировав происшествие, вынесет определение об отказе в возбуждении административного дела. После этого владельцы обеих машин, получивших повреждения, вправе обратиться с требованием о возмещении ущерба в суд. Согласно статье 1064 ГК РФ любой вред, причиненный имуществу гражданина, должен быть компенсирован лицом, которое его нанесло.
Потребуется подготовить исковое заявление, а также копию определения, врученную инспектором ГИБДД. Можно самостоятельно сфотографировать или снять на видеокамеру место происшествия, чтобы потом предъявить файлы в суде. К пакету документов следует приобщить справку о стоимости необходимых запчастей, лакокрасочных материалов и восстановительных работ, которые придется провести.
ДТП в результате столкновения с открытой дверью машины чаще всего являются мелкими. Однако становиться участником такого события как минимум досадно. Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, нужно сохранять бдительность даже после полной остановки транспортного средства.
Дтп мотоциклист
Мотоциклист получил многочисленные ушибы разной тяжести и перелом ключицы. Мотоцикл получил не большие повреждения.
Автомобилист отъехал с места ДТП и начал убирать улики в другую сторону. После приезда следователя, автомобилист начал давать ложные показания и оспаривать свою вину.
У мотоциклиста были 2 свидетеля, которые видели это всё и доказали, что мотоциклист в ДТП не виновен.
На что рассчитывать мотоциклисту в данной ситуации?
У мотоциклиста имеются права, птс, СТС, и договор купли продажи, на учёт и страховку сделать не успел.
При ДТП мотоцикла и джипа погиб мотоциклист. Обязан ли водитель джипа выплачивать моральный вред родственникам мотоциклиста если в дтп виноват мотоциклист?
Ближайший друг-мотоциклист попал в ДТП, сегодня переведен из реанимации в травму: с парковки ТЦ выезжала автомобилистка и не уступила ему дорогу, несмотря на соответствующий знак. От удара мотоциклист и мотоцикл отлетели на стоящие на другой стороне дороги автомобили. Мотоцикл под списание, мотоциклиста увезли на скорой в реанимацию. Протокол и документы на руках друзей мотоциклиста, сам мотоциклист естественно еще ничего не видел и не подписывал. По словам свидетелей, автомобилистка при оформлении ДТП предлагала представителям полиции даже развернуть знак Уступи дорогу.. По словам друзей мотоциклиста, на нее заводят уголовное дело. Следователь должен придти в больницу к мотоциклисту только в середине следующей недели. Есть большие подозрения, что до этого момента автомобилистка приложит все усилия, чтобы дело на нее не заводили. Все вокруг советуют мотоциклисту как можно скорее написать на нее и передать заявление в полицию. Вопрос: каков порядок действий мотоциклиста в настоящий момент?
Кто оплачивает поврежденную амуницию мотоциклисту при дтп (мотоциклист прав)
Произошло ДТП из-за открытия двери машины: кто виноват и что делать? Судебная практика
Водитель, разъезжая по дорогам, должен быть предельно внимательным не только в процессе движения, но и в моменты стоянки/остановки или посадки и высадки пассажиров. В такие моменты риск причинить вред другим участникам дорожного движения многократно возрастает. Когда водитель открывает свою дверь, то он чаще всего смотрит в зеркало и следит за дорогой, но вот пассажиры так поступают редко, поэтому автолюбитель обязан следить еще и за ними. Если не досмотреть за пассажирами, то может произойти ДТП, в котором придётся доказывать свою невиновность. Ниже в статье мы постараемся разобрать наиболее частые ситуации ДТП с открыванием дверей авто, расскажем, кто виноват и что делать участникам.
Открывая дверь, произошёл удар: считается ли это ДТП?
Для ответа на этот вопрос нам потребуется вспомнить основные понятия из ПДД. Первым делом вспомним определение дорожного движения:
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
В нашем случае всему виной будет открытая дверь транспортного средства. Значит, дорожное движение осуществлялось с помощью автомобиля. С этим понятно. Переходим к определению ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
В рассматриваемой ситуации будет важно, в какой именно момент открывалась дверь машины. То есть было ли авто задействовано в процессе движения по дороге.
При этом, следует учитывать позицию судов, в том числе и Верховного Суда РФ, о том, что посадка и высадка пассажиров или самого водителя в авто – это часть процесса движения транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев при причинении вреда имуществу или другим участникам дорожного движения это будет квалифицировано как ДТП.
Но вот вопрос о том, кто что нарушил и кто виноват в таком ДТП, остаётся открытым.
Кто виноват в аварии с открытием дверей автомобиля?
Практика показывает, что вопрос определения вины в ДТП с открытой дверью не такой уж однозначный. В 2021 году можно встретить три различных варианта распределения и установления вины в таком ДТП, а именно:
Чтобы понять, почему так происходит, вспомним основные правила и обязанности и водителя, и пассажира при посадке/высадке.
Самые внимательные наверняка уже думают, что тут ни слова не сказано про то, как открывать двери, когда машина уже стоит. Об этом говорится в отдельном пункте, но отнести это к обязанностям или водителя, или пассажира нельзя, он общий.
Самый важный для нас пункт ПДД: запрещается создавать помехи открытыми дверями другим участникам дорожного движения (пункт 12.7 Правил).
Вот и получается, что и водитель должен следить за пассажирами, и сами пассажиры должны действовать, не нарушая Правил дорожного движения. Отсюда и неоднозначная судебная практика по определению виновного в ДТП с открытой дверью машины.
Ситуация №1: Пассажир открыл дверь, в неё въехало другое авто: кто виноват?
Для начала сразу определим, что это не тот случай, когда можно рассматривать вину въехавшего водителя.
Доказывать невиновность придётся только пассажиру и водителю стоявшего авто. Как уже говорилось выше, нарушение могут выявить как у пассажира, так и у водителя. При этом, вменять им будут разные пункты ПДД.
Одни инспекторы пассажиров привлекают по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ (наказание: предупреждение или 500 рублей). На мой взгляд, привлечение по данной статье неправильно, так как имело место ДТП, а, значит, были созданы помехи для движения другим автомобилям. На этот случай есть другая норма ответственности, а именно часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ (санкция: штраф 1000 рублей).
Водителей, как правило, привлекают по части 4 или 6 статьи 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки, а пункт ПДД, который они нарушили, указывают 12.7.
Но привлечение, например, пассажира к административной ответственности ещё не гарантирует, что водитель останется невиновным. В 2021 году судебная практика в основном идёт по пути возложения вины и ответственности на водителя транспортного средства, даже когда есть «админка» на пассажира. Дело в том, что водитель – не простой участник дорожного движения, а владелец источника повышенной опасности, отсюда и «повышенная» ответственность за всё происходящее с машиной.
Если вы оказались в таком ДТП со стороны стоящего автомобиля, из которого выходил пассажир, открывая дверь, то есть небольшая вероятность успешного для вас исхода дела, если вы поставите вопрос о нарушении водителем двигавшегося автомобиля необходимого бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).
Определения бокового интервала нигде нет. Однако, существует методический расчёт в судебной технической экспертизе. Согласно такой методической информации, при объезде препятствия необходимое значение бокового интервала рассчитывается по следующей формуле:
Где V1 – это скорость объезжавшей машины. Например, при значении V1 – 40 км/ч, безопасный боковой интервал будет считаться по формуле: 0,35 + 0,005×40, то есть будет равен 0,55 метров или 55 сантиметров, чего вполне достаточно, чтобы прибавить расстояние в ширины стоящего автомобиля плюс открытая дверь.
Но здесь главное – попытаться убедить судью, что если бы водитель опережающего автомобиля соблюдал безопасный интервал, то мог бы избежать ДТП даже при внезапном открытии двери стоячей машины, не предвидя такого действия водителя или пассажира. Это, к сожалению, далеко не всегда представится возможным, так как вопрос у судьи должен стоять в том, чьё нарушение находилось в более прямой причинно-следственной связи с происшествием.
Ситуация №2: Ударили дверью на парковке
Под данную формулировку ситуации можно подобрать много различных ситуаций, в которых могут виновными признать разных участников. Приведём примеры.
Это не все варианты, ещё можно придумать и сильный ветер, и каких-нибудь прохожих. Но в общем, практика распределения виновных здесь очень сильно зависит от конкретных обстоятельств и факторов, при которых произошло ДТП – кто во что горазд на парковке со своим автомобилем.
Во всех этих ситуациях виновных необходимо будет выявлять в зависимости от их обязанностей и обстоятельств произошедшего. Вину могут возложить и на пассажира, и на водителя, универсальной формулы здесь, увы, нет.
В некоторых случаях это будет считаться ДТП. Например, когда один из автомобилей только подъехал. В других говорить о дорожно-транспортном происшествии можно с большой натяжкой. Если удастся доказать, что участники инцидента садились в машину и собирались уезжать, и это действие, которое в совокупности относится к дорожному движению. В противном случае это просто дорожный инцидент, в результате которого был причинён какой-то ущерб.
Ситуация №3: В долгое время открытую дверь въехала машина
С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.
И здесь, как и во всех других наших статьях, напомним о важности видеорегистратора в автомобиле. Если вы решили обзавестись им уже после такого ДТП (очень надеемся, что решились), то могут помочь камеры наружного наблюдения, которые лучше найти сразу после происшествия самостоятельно и попросить хозяев сохранить запись, а затем ходатайствовать в ГИБДД о приобщении её к материалам дела.
Если доказать не получится, то с большой долей вероятности виновным признают водителя, у которого была открыта дверь.
Ситуация №4: Если въехал велосипедист
Когда дверь сшибает другая машина, ущерб, конечно, может причиняться серьезный, но, как правило, только «железу».
В ситуации с «мелкоколёсными» участниками дорожного движения всё сложнее. Будь то велосипедист, кто-то на самокате, электросамокате или на роликовых коньках или даже пешеход – все они при наезде на открытую дверь могут получить значительный ущерб здоровью. А если это будет ребёнок, то тем более.
В таком случае ответственность за указанные выше нарушения водителя или пассажира автомобиля будет строже, а наказание ждёт по статьям 12.24 КоАП РФ или 264 УК РФ. Кроме того, виновных ждёт возмещение ущерба вреда здоровью велосипедиста или иных участников дорожного движения.
В случае, если виновным будет признан водитель ТС, то за него в основном выплатит страховая компания по ОСАГО, а если только пассажир, то платить ему всё из своего кармана. Важно помнить, что при вреде здоровью, пострадавшие смогут еще потребовать и моральный вред, который может составлять и 100, и 200, и даже 500 000 рублей.
В ситуации, когда удастся на велосипедиста возложить вину за столкновение с открытой дверью машины, водитель всё равно будет возмещать вред. Всё потому, что он владеет источником повышенной опасности и его вина презюмируется. Зато сможет починить дверь за счет велосипедиста, поскольку последний виноват непосредственно в самом ДТП. Исключением является въехавший в дверь мотоцикл – в этом случае мотоциклист – также владелец ИПО, поэтому возмещение вреда производится на общих основаниях.
Что делать при ДТП с открытой дверью?
При ДТП с дверью машины, как и при любом другом виде аварии, в первую очередь, нужно выполнить требования Правил дорожного движения на этот случай, которые изложены в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1.
Вот основные из них:
В зависимости от ситуации, если есть время и возможность, то фотографируйте место ДТП, расположение ТС, велосипеда и любых других предметов. Фиксируйте на фото-видео привязку машин к неподвижным стационарным объектам.
Далее или в процессе фотографирования озаботьтесь поиском свидетелей ДТП. Если есть запись видеорегистратора, сохраните её. Возможно, видео будет у очевидцев или других участников происшествия.
Если нет, то обратите внимание на уличные камеры, которые могли снять всё происходящее в момент наезда на открытую дверь.
Всё, что вам удастся собрать и что будет доказывать вашу невиновность, надо указать в документах ГИБДД, пусть приобщают записи или запрашивают их у собственников видеокамер.
Обязательно следите, чтобы инспекторы всё правильно измерили и указали в схеме ДТП. В случае каких-то неточностей указывайте свои замечания и не пишите, что согласны со схемой, лучше просто указать, что ознакомлены. Схему и все составленные документы лучше сфотографировать, чтобы у вас были копии.
Если вы всё сделаете правильно, то в дальнейшем это поможет вам или вашему юристу (защитнику) доказать вашу невиновность.
Судебная практика
Про общие тенденции в судебной практике по ДТП с открытой дверью я уже рассказал немного выше. Ниже будут приведены некоторые акты, из которых будет видно, чем руководствуются суды, вынося то или иное решение.
По поводу Постановлений Пленума нужно сказать отдельно, так как они немного противоречивые.
В далеком 2010 году, был принят Пленум по вреду здоровью (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1), в котором, ко всему прочему было указано следующее:
При этом надлежит учитывать, что вред считается причинённым источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).
Именно на этот абзац ссылался водитель авто в последнем акте судебной практики. Если учитывать написанное в Пленуме, тогда ответственность за открытую дверь пассажиром на водителя возложить нельзя.
Но есть и другой документ. ППВС РФ №58 по ОСАГО от 26 декабря 2017 года. В его пункте 12 изложено следующее:
Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.
Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).
Как мы видим из судебной практики, суды неохотно вникают в то, являлось ли стоящее ТС источником повышенной опасности, проявляет ли свои вредоносные свойства и является ли открытая дверь авто проявлением таких свойств. Но это аргумент, который сможет освободить водителя машины от ответственности за действия нерадивого пассажира, если получится доказать суду, свою позицию.
Если внезапно открыть двери автомобиля, кто будет виноват в ДТП?
Нередко на дорогах можно встретить машины с помятыми дверями. Обычно такие повреждения свидетельствует об авариях, произошедших из-за нарушения ПДД водителем или пассажирами пострадавшего авто и связанных с несвоевременным открытием дверей.
Распространенные ситуации
Распространенной причиной таких ДТП является маневрирование транспортных средств в стесненных обстоятельствах.
Для примера рассмотрим случай, когда автомобилист вынужден объезжать припаркованный автомобиль.
Если на дороге никто не едет навстречу, такой маневр не несет опасности. Однако могут возникнуть ситуации, когда по второй полосе дороги едет машина и автомобилист вынужден двигаться слишком близко к припаркованному транспорту. Если кто-то захочет выйти из авто, то произойдет авария, как изображено на фото ниже.
Нередко подобные ситуации возникают с участием крупногабаритного транспорта, так как таким машинам крайне трудно маневрировать. Это особенно опасно.
Виновный и/или пострадавший
Согласно пункту 12.7 ПДД РФ, водитель не должен выходить из автомобиля, если это создаст помехи другим участникам движения.
То есть, он будет виноват в происшествии, если врезавшийся автомобилист ехал по всем правилам. Перед тем, как выходить из авто, необходимо удостовериться, что сзади нет других транспортных средств.
Если же второй автомобилист нарушал правила, например, протискивался в пробке по разделительной линии, он окажется виновным в данной ситуации.
Его можно обвинить в нарушении пункта 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции.
Если дверцу открыл пассажир, то, скорее всего, он нарушил пункт 5.1, согласно которому открывать двери необходимо со стороны обочины или тротуара.
Если же выйти все же нужно с этой стороны, необходимо убедиться, что сзади нет движущихся транспортных средств.