Крякалка на авто звуки
Ответственность водителя за установку специальных звуковых сигналов на автомобиль
Сигнал автомобиля — это автомобильное устройство, предназначенное для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Стандартный «клаксон» устанавливается на всех автомобилях с завода и отличается низким и однообразным звучанием. Основные требования к звуковому сигналу автомобиля состоят из тональности и уровня шума — сигнал должен быть однотональным и уровень шума не должен превышать 122 дБ.
Часто производители автомобилей и других видов транспорта не уделяют должного внимания звуковому сигналу. Именно с этим связан популярный запрос в интернете — «Как заменить гудок». Помимо стандартных гудков есть специальные звуковые сигналы, такие как HORN, например.
Штраф за установку и использование спецсигналов и СГУ
В случае установки устройства для подачи светового и звукового специального сигнала (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения предусмотрена административная ответственность:
В случае управления транспортным средством, на котором установлено устройство для подачи специального сигнала, влечет административную ответственность в виде лишения права управления транспортным средством от 1 года до 1,5 лет с конфискацией изделия.
В случае использования специального сигнала при движении транспортного средства без соответствующего разрешения водитель привлекается к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет с конфискацией устройства.
Специальный сигнал (СГУ) для звука автосигнализации
Специальный многотональный сигнал можно использовать в качестве звука охранной сигнализации. Однако, следует помнить, что сигнализация может сработать, когда поблизости автомобиля находится прохожий или в темное время суток, поэтому рекомендуемый уровень шума не более 100 дБ. Замеры уровня шума можно сделать с помощью специального приложения на телефоне на расстоянии 5-7 метров от автомобиля (при закрытой крышке капота).
Полицейская крякалка за 10 рублей
Однажды автору этих строк пришлось ремонтировать скутер китайского производства, приведенный “поколением некст” в довольно-таки удручающий вид. Помимо множества чисто механических проблем, на скутере, вдобавок, имелись еще и “электрические” неполадки – должно быть, юные гонщики не очень-то интересовались техническим состоянием своего “железного коня”, и поэтому катались с “умершим в ноль” регулятором напряжения – в результате чего на машинке оказались сгоревшими практически все лампы, а также не работал звуковой сигнал.
Как сделать крякалку на автомобиль
И если регулятор с лампочками, покопавшись пару часов в гараже, удалось-таки раздобыть, то вот с поиском “дудки” дело обстояло немного сложнее – в мотомагазине она стоила, ни много, ни мало, 400 целковых; да и плюс ко всему, на тот момент отсутствовала в продаже. Идея поставить на скутер автомобильный “клаксон”, после некоторых раздумий, также была отвергнута – слишком уж у него большая мощность – скорее всего, слабенькая кнопка в рулевом переключателе не выдержит и начнет подгорать, а городить дополнительное реле тогда почему-то не захотелось.
Так как жизнь данному скутеру предстояла нелегкая, в сельской местности – там, где гаишников не видывали со времен Ивана Сусанина, а дорожными инспекторами само- провозгласились абсолютно тихие и трезвые пастухи (со своими рогатыми подопечными в качестве стажеров); возникла идея оснастить машинку сигналом, напоминающим знамени-тую “крякалку” – наподобие той, что устанавливается на автомобили полиции и прочих экстренных служб – ведь в деревне такая “маленькая шалость”, скорее всего, никаких проблем не создаст (в отличие от города, где подобных вольностей ДПС, конечно же, не допустит – и правильно, кстати, сделает!).
Но для начала предстояло разобраться с тем, что же все-таки представляет из себя то самое “кряканье”, столь нелюбимое большинством нарушителей ПДД? А так как подойти к полицейской машине с осциллографом и побибикать не представлялось возможным (по крайней мере, без серьезных последствий для здоровья ©), то пришлось пойти другим путем установить на свой ПК специальную программу (Signal Generator из пакета WaveTools – генератор звуковых колебаний, с возможностью задавать их частоту и форму; автор программы – Paul Kellett) для того, чтобы немного поэкспериментировать и подобрать нужное звучание на слух.
И вот, после нескольких часов насилия над собственными ушами, тайное наконец-то стало явным: искомое “кряканье” – это всего-навсего несимметричные прямоугольные колебания частотой 80-90 Гц, имеющие коэффициент заполнения в диапазоне от 3 до 12 % – то есть, по сути дела, обыкновенный ШИМ-сигнал. Автору этих строк наиболее близкими к “фирменным” показались два варианта (в особенности – первый): 80 Гц при 4%, и 85 Гц при 9%.
Кстати, если частоту данного сигнала поднять до 250-400 Гц. а коэффициент заполнения сделать равным 15-30 %, то звучание станет очень похожим на звук стандартного автомото “гудка”. Значит, для того, чтобы “покрякать”, достаточно будет даже самого простейшего ШИМ- генератора – лишь бы он более-менее точно обеспечивал на выходе звуковой сигнал с заданными характеристиками.
Схема получившегося устройства приведена на рисунке – она представляет собой классический несимметричный мультивибратор, нагруженный на транзисторный ключ, который является здесь простейшим усилителем. Номиналы элементов в данной схеме указаны для режима 80 Гц/4%. Частота, а также скважность импульсов на выходе такого генератора зависят от сопротивлений R1 (задает длительность импульса), R2 (задает длительность паузы) и емкости С1. Расчет длительности импульса производится по формуле:
Тимп. (сек)=0,8*С1 (мкФ)*R1 (кОм)/1000; длительность паузы рассчитывается аналогичным образом, только вместо значения R1 необходимо подставить значение R2. Соответственно, для того, чтобы рассчитать сопротивление резистора R1 (или R2) для заранее известного значения времени импульса (или паузы), нужно воспользоваться формулой, обратной предыдущей:
R(кОм)=Тимп. (сек)/0,8*С1(мкФ)*1000. Длительность импульса/паузы (в секундах) можно рассчитать, задав необходимую частоту F (в Гц) и скважность D (в процентах), по формулам:
Тимп.=(1/(F*100))*D,
Тпауз.=(1/(F*100))*(100-D).
Если по результатам расчетов сопротивления резисторов получатся очень большими (несколько МОм), и в наличии таких не окажется (у автора этих строк, например, поначалу именно так и вышло), то можно просто увеличить емкость С1 в 5-10 раз. а сопротивления резисторов, соответственно, во столько же раз уменьшить. Желательно также предусмотреть возможность некоторой регулировки частоты в готовом устройстве. дабы добиться наиболее [неприятного звучания.
Для этого емкость реального С1 нужно выбрать несколько меньше расчетной, а параллельно ему включить “подстроечник”, которым и будет, в небольших пределах, производиться “подгонка”. Выходной транзистор VT1, в принципе, можно использовать и биполярный, но все- таки лучше взять именно МДП – не обязательно тот, который указан на схеме (IRF610 был выбран только потому, что он “попался под руку”) – подойдет практически любой п- канальный; главное, чтобы он имел Imax не менее 1 А и Umax не менее 30 В (применимы, к примеру IRF610-640, IRF740, IRF3205 – также, как и многие другие).
Все дело здесь в том, что сопротивление перехода у биполярного транзистора, пусть даже и полностью открытого в режиме насыщения, тем не менее имеет достаточно большую величину – иногда оно может превышать 10 Ом; а вот активное сопротивление нагрузки – обычного динамка – при этом составляет всего лишь 2- 8 Ом. Таким образом, транзистор и его нагрузка образуют собой как бы делитель напряжения, сопротивление нижнего плеча которого (транзистора) иной раз может оказаться в два (или даже более) раза выше, чем сопротивление верхнего плеча (динамика).
В результате падение напряжения на транзисторе начинает превышать падение напряжения на нагрузке, что в свою очередь неизбежно приводит к уменьшению громкости звука – ведь по сути, последовательно с динамиком оказывается включенным дополнительное сопротивление транзисторного перехода – те самые 5-10 Ом. Иное дело – ключ на транзисторе МДП: в открытом состоянии сопротивление его канала составляет менее Ома (у некоторых моделей – даже сотые доли Ома!) – то есть, находится на уровне обычного проводника; а это означает, что практически все приложенное к нагрузке напряжение будет падать именно на ней – вместо того, чтобы впустую разогревать кристалл управляющего транзистора.
Если же возможности (или желания) использовать МДП-транзистор нет, то сгодится и пара биполярных – их нужно подключить по схеме Дарлингтона. Идеальным звукоизлучателем для данного устройства мог бы стать “колокол” фабричного изготовления – наподобие тех, что устанавливают на вокзале для оповещения пассажиров – конечно, если бы он встречался в продаже почаще и по привлекательной цене. Однако, можно обойтись и вовсе без затрат, использовав в качестве звукоизлучателя обычную динамическую головку – желательно, чтобы она была побольше и помощнее (хотя, автор этих строк получил неплохие результаты и с простым двухваттным “овалом” от “умершего” советского радиоприемника).
Причем это – чуть ли не единственный в радиоэлектронике случай, когда принцип “чем хуже – тем лучше” является совершенно оправданным: динамик может быть “охрипшим”, иметь надорванный диффузор – проверенно, “кряканье” от этого нисколько не потеряет, и даже наоборот – звук станет более “сочным” и “злым”. Неплохим звучанием (да еще и высокой механической прочностью – не в пример хлипким динамикам!) обладают также и сирены от автомобильных сигнализаций.
Печатная плата для устройства не разрабатывалась – в авторском варианте основой для всех деталей, кроме микросхемы, послужил обрезок фольгированного стеклотекстолита размером
10×45 мм, с вытравленными на нем контактными площадками (если нет желания травить, то можно просто вырезать их скальпелем или бормашинкой); затем к этой импровизированной платке я подпаял микросхему – обычными монтажными проводниками, на которых она и держится (также возможно собрать устройство и на готовой макетной плате – “решете”). После испытания конструкции для нее был изготовлен корпус длинной около 45 мм, вырезанный из пластикового кабель-канала 40×40 мм.
Крышку канала сделал длиннее его П-образной части на 20 мм, чтобы в образовавшемся припуске просверлить отверстие под болт крепления. В результате получилась вполне приличная коробочка с “ушком” – наподобие “девяточного” реле, только немного крупнее. Для герметизации корпуса была предпринята весьма опрометчивая попытка залить его разогретым на паяльной лампе битумом, отчего схемка благополучно отправилась в свой «электронный рай» (не повторяйте моих ошибок!).
Второму экземпляру повезло больше – его корпус решено было заполнить прозрачным строительным силиконом (который продается в больших шприцах – “пистолетах”), и “пациент” мужественно вытерпел данную “экзекуцию”. Правда, у силикона есть один существенный недостаток – в относительно большом объеме корпуса он застывает крайне медленно, даже если “сушить” его на батарее; поэтому полной полимеризации такой герметик достигнет только через несколько недель.
В конечном итоге, себестоимость всего этого “тюнинга” оказалась даже ниже указанных в названии статьи 10 руб. – фактически, покупать пришлось только К176ЛА7 (
3 руб., заменима на К561ЛА7, К176(561)ЛЕ5; а при незначительном изменении схемы – также и на К176(561)ЛН2); все остальные детали, включая выходной транзистор и динамик, благодаря многолетнему “собирательству и разбирательству” достались мне абсолютно бесплатно.
Приведенное устройство пригодится не только в качестве оригинального “клаксона” для скутера или велосипеда – его с успехом можно использовать и как ревун в охранной (или противопожарной) сигнализации – звук полицейской машины, неожиданно заставший врасплох любителей чужого добра, скорее всего придется им “по вкусу”. А в сельском хозяйстве такая “крякалка” поможет отпугнуть непрошеных гостей – грызунов, кротов, птиц и т.д., от долгожданного урожая – автор этих строк, к примеру, лично наблюдал, как звук этого устройства распугал целый выводок сорок.
В подобных случаях придутся кстати и логические элементы D1.3-D1.4, которые остались в микросхеме незадействованными: на них, например, можно собрать симметричный мультивибратор на 2-3 Гц (по классической схеме), и уже его импульсами запускать описанный здесь звуковой генератор – тогда звук “крякалки” станет прерывистым, что хорошо для применения в сигнализациях. Или же использовать для запуска “крякающего” генератора еще один, аналогичный ШИМ-генератор, рассчитав его параметры таким образом, чтобы звук включался, например, секунд на пять каждые полминуты – получится практически полный аналог широко разрекламированного (и совсем недешевого!) промышленного прибора “Антикрот”.
Вдобавок, схемка будет полезна также и для озвучки каких-нибудь игрушек, постановок, игр и т.п.
Внимание! Звук, воспроизводимый описанным здесь устройством, приравнивается к спецсигналам, а они разрешены к установке только на транспортные средства специализированных госслужб! Самовольное оснащение личного или коммерческого транспорта подобными сигналами является правонарушением, в результате которого к нарушителю могут быть применены различные санкции: от крупного штрафа (>5000р.), до лишения “прав” или даже ареста (последнее – в тех случаях, когда спецсигнал был использован для совершения других правонарушений). Такие жесткие меры вполне справедливы – на дороге не место лихачам, хамам и эгоистам, которые считают себя особенными и подвергают бездумному риску как собственную жизнь, так и окружающих их людей. Давайте будем вежливыми – как на дороге, так и в жизни!
Крякалка на авто звуки
Сообщение strayker79 » 29 ноя 2011, 14:53
Сообщения: 2201 Зарегистрирован: 07 фев 2010, 00:00 :
Награды: 4
Рейтинг: 13 951 |
Репутация: +73 |
Благодарил (а): 196 раз Поблагодарили: 89 раз
Сообщение ПыХта4еК » 29 ноя 2011, 14:53
Видать совсем уже больше обсудить нечего
Сообщения: 37 Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 40 |
Репутация: 0 |
Сообщение _Anton_ » 29 ноя 2011, 14:57
Сообщения: 1956 Зарегистрирован: 30 сен 2007, 00:00 Авто: красная машина :
Награды: 1
Рейтинг: 5 489 |
Репутация: +20 |
Благодарил (а): 7 раз Поблагодарили: 19 раз
Сообщение MeK » 29 ноя 2011, 14:58
Сообщения: 1048 Зарегистрирован: 14 май 2009, 00:00 Откуда: там живу. Стаж: 2003 Авто: Хундай и Хондо
Рейтинг: 1 661 |
Репутация: +4 |
Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 4 раза
Сообщение Vaso » 29 ноя 2011, 14:59
Добавлено спустя 5 минут 50 секунд:
Сообщения: 89 Зарегистрирован: 03 авг 2009, 00:00 Откуда: Березняки Стаж: 2000 г. :
Награды: 1
Рейтинг: 89 |
Репутация: 0 |
Сообщение tvoydrug » 29 ноя 2011, 15:12
Добавлено спустя 4 минуты 51 секунду:
у меня стояло СГУ на предидущем предыдущем авто. Ни разу не наказали. Сейчас думаю ставить или нет на новую. Пользуюсь только кряколкой. Классно звучит!
Сообщения: 10058 Зарегистрирован: 31 май 2008, 00:00 Откуда: Тюмень, Энергетиков Стаж: 28.04.2000 Авто: Solaris 1,6АТ :
Награды: 4
Рейтинг: 52 603 |
Репутация: +112 |
Благодарил (а): 295 раз Поблагодарили: 594 раза
Сообщение KolemBass » 29 ноя 2011, 15:26
Сообщения: 89 Зарегистрирован: 03 авг 2009, 00:00 Откуда: Березняки Стаж: 2000 г. :
Награды: 1
Рейтинг: 89 |
Репутация: 0 |
Сообщение tvoydrug » 29 ноя 2011, 15:31
Сообщения: 2454 Зарегистрирован: 21 авг 2007, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 7 186 |
Репутация: +16 |
Благодарил (а): 112 раз Поблагодарили: 40 раз
Сообщение Pipon » 29 ноя 2011, 15:41
Сообщения: 1473 Зарегистрирован: 15 сен 2011, 00:00 Авто: LEXUS RX :
Награды: 1
Рейтинг: 2 183 |
Репутация: +4 |
Благодарил (а): 2 раза Поблагодарили: 5 раз
Сообщение Сергей_Горожанин » 29 ноя 2011, 16:11
Сообщения: 576 Зарегистрирован: 11 апр 2008, 00:00 Стаж: не помню Авто: Opel Astra :
Награды: 1
Рейтинг: 1 790 |
Репутация: +1 |
Благодарил (а): 2 раза Поблагодарили: 14 раз
Сообщение oleg-19792008 » 29 ноя 2011, 16:17
Сообщения: 8 Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 00:00 Откуда: Тюмень Авто: OutlanderXL
Рейтинг: 8 |
Репутация: 0 |
Сообщение blackXL » 29 ноя 2011, 18:19
Сообщения: 400 Зарегистрирован: 13 сен 2008, 00:00 Стаж: 04.01.10 Авто: Nissan Primera P12 :
Награды: 1
Рейтинг: 600 |
Репутация: +1 |
Поблагодарили: 2 раза
Сообщение valmont72 » 29 ноя 2011, 18:34
Сообщения: 4555 Зарегистрирован: 08 фев 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 1999 Авто: Renault Sandero :
Награды: 1
Рейтинг: 23 591 |
Репутация: +32 |
Благодарил (а): 43 раза Поблагодарили: 314 раз
Сообщение AcnupuH72 » 29 ноя 2011, 18:55
Сообщения: 304 Зарегистрирован: 04 янв 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: с 2004 года Авто: ВАЗ 2115 :
Награды: 1
Рейтинг: 684 |
Репутация: +1 |
Поблагодарили: 2 раза
Сообщение tyumen_72 » 29 ноя 2011, 18:57
Чисто по человечески да! Мало ли что у кого случилось. Только не надо говорить, что возможно они за пивом торопились, это их дело и на их совести. А пропускать спец. машину если она просится не включив при этом спец. сигналы нужно всегда, не задумываясь, а по закону ли он проезжает.
Естественно если у тебя есть такая возможность.
Сообщения: 400 Зарегистрирован: 13 сен 2008, 00:00 Стаж: 04.01.10 Авто: Nissan Primera P12 :
Награды: 1
Рейтинг: 600 |
Репутация: +1 |
Поблагодарили: 2 раза
Сообщение valmont72 » 29 ноя 2011, 19:10