Кронштадтские форты как попасть самостоятельно на машине
Как добраться до самых интересных Фортов Кронштадта
Несколько лет назад правительство Санкт-Петербурга сказало, что на реставрацию фортов нет денег, и любой желающий может взять форт в аренду за 1 рубль, отреставрировать его и использовать как хочет. Форт Константин — это первая такая попытка и самый знаменитый сегодня форт Кронштадта, самый знаменитый только потому, что находится на КАД и к нему проще всего добраться.
Форт Константин — единственный официально открытый и убранный
Самый популярный форт, потому что в свое время его в аренду взяла частная фирма и превратила в музей. Точнее как превратила — заколотила все опасные входы, убрала колючую проволоку и начала брать плату за вход.
Я там откровенно скучал, хотя с экскурсоводом возможно будет интересно.
Александр I Чумной (можно зимой по льду)
Самый впечатляющий форт в бухте. Во время его строительства было применено несколько интересных технических решений, а также с ним связано большое количество легенд.
Фото Андрея Василискова
Форты, куда приятно съездить на пикник
Это то, о чем даже мало местных знает, потому что все сворачивают с кольцевой в сторону Кронштадта, и никто не знает — что же за небольшой поворот в другую сторону.
На самом деле там расположены одни из лучших пляжей в округе с оборудованными площадками для пикников, а также проложенными по лесу деревянными дорожками.
Также там расположены 3 форта с оборудованной парковкой и поддерживаемые в хорошем состоянии.
Форт Шанец — можно на машине
До форта Шанец легко можно доехать и на машине и на автобусе, потому что это последняя остановка перед заказником “Западный Котлин” и началом пляжей. Фактически парковка сделана во внутреннем дворе форта.
Насколько знаю, Шанец служил испытательным фортом. Нужно было выяснить — какие укрепления самые прочные.
Инженеры строили их сначала из камней, выводили эскадру в море и расстреливали то, что построили. Оказалось, что большие камни обстрелом вырывает целиком, а самые прочные — это смесь бетона и мелких камешков. На форте вы сможете увидеть, что он очень многослойный и сделан из разных комбинаций бетона и камня.
Права видно парковку у форта
Много поясняющих надписей, про виды бастионов.
Форт Риф — закрыт на реставрацию
В 2019 году закрыт на реконструкцию, вся территория обнесена забором и стоят собачьи будки, поэтому мы идти не рискнули.
До недавнего времени он являлся закрытым военным объектом, что позволило ему хорошо сохраниться. Это один из фортов, который реально участвовал в боевых действиях. Ведь некоторые из фортов так и стояли, не сделав ни одного выстрела.
Какое-то время спустя форт служил как склад для военного хлама. Но уже к нашим временам там ничего не осталось – весь металл растаскан, военных нет. Всё, что там есть сейчас – традиционный для таких мест беспорядок.
Пройти можно, но везде много плакатов, поэтому мы не рискнули
Батарея «Демидов» — можно на машине
Можно добраться на машине. Скажу честно — я о ней узнал, только готовя эту статью, потому что это совершенно неприметный поворот куда-то в грязь. Но, если верить местным экскурсионным сайтам — ее отреставрировали в 2017, поставили пушки, зенитные установки и вообще сделали много всего интересного.
Повторюсь — я сам там не был, поэтому все фото из интернета.
Фото Олега Зырянова
Северный форты
С севера находится 7 фортов, до двух из них можно доехать на машине, поэтому на них остановлюсь чуть подробнее, еще на некоторые летом возят индивидуальные экскурсии, а зимой можно дойти пешком.
Северный форт № 1 — можно на машине
После того как военные ушли, форт стал туристической помойкой, коей сейчас и остается. Выломаны двери, вывезен металл, на стенках ужасные граффити и везде мусор. Кажется, изменений не ожидается. Можно добраться на машине, но лучше выбирайте другие форты. Главное – соблюдать все меры безопасности, решив посетить это старинное место.
Северный форт № 2
Достаточно хорошо сохранился до наших времен. По краям острова располагались пулеметы, а сверху артиллерийская батарея. Оттуда было отлично видно весь Кронштадт! Сейчас же всё там находится в запустении. Можно доехать на машине, но советую остановить свой выбор на другом форте.
Северный форт № 4 “Зверев”
Тут есть ощущение, что столкнулись сразу несколько эпох. Летом форт очень зарастает, из-за чего напоминает какой-то необитаемый остров. При заходе на катере, здесь сразу видно перекошенный пулеметный дот. Пристани у форта нет, а рядом затоплено несколько кораблей.
Сюда можно поехать на индивидуальную экскурсию. Летом это позволит увидеть не только этот форт, но и многие другие морские достопримечательности.
Каземат с расплавленными кирпичными стенами. Здесь сжигали ГСМ
Фото Олега Зырянова
Южные форты
Проезжая по Дамбе со стороны Петергофа можно видеть Южные форты. Добраться до них самостоятельно не получится, да и смотреть там нечего — скорей это только для любителей сталкера.
Южный форт №3 («Граф Милютин», «Башенная»)
Сюда возят экскурсии. Главным достоинством форта считались бронированные башни, рассчитанные на прямое попадание главного калибра английского броненосца, в то время они считались самыми мощными в мире.
Второй гордостью форта был поворотный механизм башен — они вращалась с помощью паровых машин. Всего машин было 6 и они располагались в казематах под батареей, а пар подавался из двух котельных по краям. Такая система поворачивала башню на 360 градусов всего за 1 минуту, в то время обычные пушки поворачивались за 3.
Южный форт 2 “Дзичканец”
Форт защищается каменными молами, а на берегу, почти утонувшая в песке, виднеется старая пушка с разорванным стволом. Во времена Великой Отечественной тут проводилась противовоздушная оборона.
Южный форт 1
Как и предыдущий форт, был построен с целью обезопасить территорию от наступления англо-французских судов. Вплоть до Великой Отечественной солдаты несли тут службу.
Форт защищал Малую дорогу жизни – ту самую единственную ниточку, которая соединяла Ленинград и Большую землю. Сейчас он закрыт для посещения.
Самые современные форты Кронштадта
Это форты “последней волны”, когда уже появились нарезные стволы, что сильно увеличило дальность стрельбы.
Сегодня на каждый из них возят индивидуальные экскурсии.
Форт Граф Тотлебен (быв. Первомайский)
Этот форт был одним из самых больших и служил обороной во время англо-французского наступления. Во время Великой Отечественной на серых бетонных стенах бойцы рисовали звезды, соответствующие количеству сбитых самолетов. До настоящего времени эти рисунки не дожили.
Когда-то здесь был и музей, и летний лагерь. А сейчас царит запустение. Рушится бетон, стираются все материальные подвиги нашей страны.
Подплыть к нему самостоятельно вряд ли получится – вокруг большое количество острых камней и металлолома. Посетить Тотлебен без предупреждения МЧС нельзя, это опасно для жизни.
Форт Обручев (быв. Красноармейский)
Территория этого форта использовалась для обстрела участников мятежа. В годы войны он принимал активное участие против немцев и финнов. После этого был брошен военными на произвол судьбы. Сейчас он активно приходит в негодность из-за туристов, которые явно не стремятся уберечь память о прошлом.
Обручев и Тотлебен – так называемые «близнецы». Наиболее поздние оборонительные постройки. Дальность стрельбы с Обручева с помощью десятидюймовых орудий составляла 18 км! Это особенно было важно во времена Великой Отечественной. Очень жаль, что сейчас этот форт представляет собой одну большую помойку… Все металлические конструкции были разобраны любителями легкой наживы.
Экскурсии сюда не проводятся, т.к. остров густо зарос травой и мхом, а его месторасположение опасно и слишком удалено от цивилизационных мест.
17 фортов располагалось на островах, созданных руками человека, а 3 – на берегу Финского залива. Все эти творения появились благодаря Петру I, который мечтал превратить Россию в крупную морскую державу. Как жаль, что сейчас все эти старания разрушены вандалами и прежней величественности уже не увидеть. Теперь можно только увидеть старинные фото, где мощные постройки защищают нашу землю от наступления врагов…
Форты главного залива
Помимо описанных выше фортов Александр I и Константин в главном заливе можно увидеть 3 форта. Они все сейчас в полуразрушенном состоянии, да и фото их у меня только из интернета, поэтому отнес в самый конец статьи, чтобы вы знали что это
Форт Рисбанк
Это один из самых больших фортов. После того, как там случилось наводнение, остался один бастион. Потом его решили перестроить, но размеры уже стали другими. На месте одного Рисбанка могло поместиться два таких форта как Александр I.
Во дворе форта чего только не было – и колодец с артезианской водой, и печи, и жилые дома. Была даже баня, пекарня и прачечная. А затем форт стали использовать в учебных целях и в итоге, сейчас там почти ничего не осталось.
Кроншлодт
Самый первый форт, с которым связана интересная история: Петр I уже собирался строить Петербург, но на острове Колин (нынешний Кронштадт) еще оставался Шведский гарнизон. Петр собрал войска и неожиданно высадился на остров.
Форт Петр I (под охраной)
Немного таких фортов, к которым не подобраться. Этот – именно такой. Его территория отгорожена от посторонних колючей проволокой, а также на объекте несет службу часовой.
Еще недавно казематы форта были складом для минно-трального снаряжения. Даже сейчас можно увидеть электромагнитные тралы, похожие на небольшие подводные лодки.
К форту Пётр I от острова Котлин идет дамба. Это единственное место в Кронштадте, где еще имеется железнодорожное полотно.
Все форты Кронштадта: как посетить самостоятельно?
Возведение первых фортов в Кронштадте начал ещё Пётр I, вдохновившись идеей одного из своих подданных.
Император прекрасно понимал их важность, поэтому в городе одно за другим возникали эти сооружения.
Первые из них были созданы для обороны в период Северной войны.
Форт – оборонительное сооружение открытого или закрытого типа для защиты государства, имеющее стратегическое значение. Не является полноценной крепостью, лишь входит в её состав.
Форты Кронштадта строили с 1704 по 1914 годы. Их оборона ни разу за всё время существования не была прервана.
Береговые: фото и описание
Великий князь Константин: как доехать, реставрация и официальный сайт
Именуется также Великий Князь Константин, название дал император Николай I в честь своего сына. Форт Константин построен в 1808 году для обороны города от британской флотилии. В то же время построена деревянная батарея, которая частично разрушена наводнением в 1824 году, однако в том же году её восстановили.
В начале пятидесятых годов девятнадцатого века было принято решение о ликвидации всех устаревших деревянных сооружений с целью их замены на каменные. Крымская война, начавшаяся в 1853 году, внесла коррективы в эти планы, поскольку строителям пришлось экстренно возводить временную деревянную батарею.
Всевозможным изменениям Константин подвергался вплоть до семидесятых годов XIX века – были построены казармы, дамба с железной дорогой и многое другое.
Реконструкция, благодаря которой площадь сооружения была увеличена, проводилась с 1896 по 1901 год. После Великой Отечественной войны форт был разграблен. В 80-ые сооружение превращено в автобазу, а в начале двухтысячных использовалось в качестве площадки для музыкальных фестивалей.
Музей маячной службы и Пушкарь, яхт-клуб и кемпинг
Форт Константин доступен к посещению ежедневно, в любое время года. Он находится в хорошем состоянии, поскольку с 2006 года является культурно-историческим центром. На территории, кроме батареи Шведе, орудий Канэ, Паукера и Троицкой расположены отель, кемпинг, яхт-клуб, веревочный парк и музей маячной службы. Информацию о посещении всех объектов смотрите на официальном сайте.
На фото: причал на форте Константин
Петр I (Цитадель)
Был построен в 1721 году по приказу первого императора для защиты кораблей от обстрелов с моря.
После наводнения в 1824 году решено перестроить пострадавший деревянный форт в камне. Проектом занимался военный инженер Карбоньер, родившийся во Франции, но всю жизнь проживший в России. Николай I дал имя Петра Великого после его обновления, в 1833 году.
Близ бывшей Цитадели впервые использованы подводные мины во время Крымской войны. Во время Великой Отечественной из форта доставляли снаряды и вооружение в Ленинград, за что все работники позже получили медали «За оборону Ленинграда».
Недоступен для туристов, поскольку является охраняемым режимным объектом, на территории которого хранятся боеприпасы.
Шанец: создание и посещение
Он же Щанц, Александровская батарея или Александр и Николай Шанцы. Создан в 1706 году, для обороны города во время Северной войны, долгое время являлся основным укреплением острова.
В конце XIX века проведена реконструкция форта, в ходе которой укрепление было модернизировано. С 1930 года не несёт оборонную функцию, во время Второй Мировой являлся базой одной из артиллерийских батарей. Участвовал в съёмках фильма «Батальонъ» в 2014 году.
На фото: экологический маршрут на форте Шанц
Сейчас Шанец заброшен, но состояние удовлетворительное. Необходимо внимательно следить за детьми во время прогулки: на форту расположены заброшенные вентиляционные шахты, которые можно не заметить. Форт находится в Государственном природном заказнике “Западный Котлин”. Кроме старых укреплений можно пройтись по живописной экологической тропе, маршрут которой составляет 1.5 километра. Часть маршрута проходит по красивым дюнам.
На фото: экологическая тропа заповедника “Западный Котлин”
На фото: ворота на форте Шанц, ведущие к форту Риф
Форт Риф, он же – Александровская батарея, самая западная точка Кронштадта. Никогда не участвовал в военных действиях.
Первые укрепления на месте будущего форта появились в XIX веке, но позже они были разобраны для проведения строительства новых, экспериментальных укреплений, по типу которых в будущем строились укрепления по всей стране.
В начале XX века форт всё же был возведён и стал именоваться Александровским. После Великой Отечественной войны использовался в качестве хранилища для боеприпасов, которые позже были там же и ликвидированы. В то же время Риф разграбили, были уничтожены все металлические конструкции.
В 2014 году был открыт для посетителей, однако в 2017 году его вновь закрыли. Риф интересен своими подземными ходами и взрывными камерами, где утилизированы боеприпасы.
Посетить Риф сейчас можно, но только по предварительной записи на экскурсию на официальном сайте. Если ехать самостоятельно, то увидеть Риф можно только с моря.
К береговым относятся еще Северные форты №1, 3 и 7, но о них пойдет речь позже.
Южные
Форт Александр I располагается на искусственном острове. Строился с 1838 по 1845 годы.
В боевых действиях форт не участвовал. Название Чумной получил за то, что эксплуатировался в качестве лаборатории во время Третьей пандемии чумы, пережил две вспышки данного заболевания на своей территории. В начале двухтысячных участвовал в съёмках сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский».
Самостоятельно посетить Александр I нельзя. Это можно сделать в составе организованной экскурсии на теплоходе в период навигационного сезона.
Кроншлот: история, как строили первый
Кроншлот – первый форт Кронштадта, был создан по эскизу императора Петра I в 1704 году для обороны во время Северной войны.
После перестройки, которая закончилась в 1853 году, Кроншлот участвовал в Крымской войне. Перестал использоваться по назначению после изобретения дальнобойных орудий. Во время Великой Отечественной войны Кроншлот служил хранилищем для зенитных орудий и базой «Малых охотников».
Сегодня охраняется государством, в хорошем состоянии. Посмотреть на форт можно только с воды.
Батарея Князь Меншиков
Решение о её создании было принято в 1826 году, но строительство началось почти двадцать лет спустя, в 1843 году, и продолжалось семь лет.
Батарея Князь Меншиков активно использовалась вплоть до 1896 года, когда стала бесполезной из-за модернизации орудий. После этого служила хранилищем. После Великой Отечественной войны была разобрана.
Недоступна для посещения. На экскурсиях её предлагают рассмотреть с моря.
№3 Южная батарея (Граф Милютин)
Форт Граф Милютин построен в 1855-1856 годах, назван в честь соратника Александра II, графа Дмитрия Алексеевича Милютина. Другое название – Башенная батарея.
Внутри раньше располагались казематы и склады, фасад его напоминал замок, а не военную постройку. Перед Первой мировой Граф Милютин был обновлён. Принимал активное участие и во Второй мировой войне.
На фото: вид на Граф Милютин с форта Константин
Форт №3 Южная батарея разрушен в советское время, однако постепенно восстанавливается и доступен для туристов. Добраться можно на экскурсионном теплоходе.
Император Павел I
Император Павел I – cамый крупный форт Кронштадта, по своим размерам не сравнится ни с одной крепостью. Другое его название – Рисбанк. Построен в 1801 году. После наводнения в 1824 году увеличен и обрёл второй этаж. Двадцать лет спустя был перестроен в камне, тогда же по приказу Александра I, был переименован в честь отца императора.
Император Павел I практически стёрт с лица земли в 1923 году, однако его уцелевшую часть использовали как укрытие во время блокады Ленинграда. Сегодня от него осталась одна башня в полуразрушенном состоянии. Экскурсии в форт совершаются.
Южные №1 и №2 (Дзичканец)
Оба форта Южный были созданы в 1855-1856 годах на искусственном острове. В №2 Южный (его еще называют Дзичканец) сохранились предметы XIX века: пушка, котёл.
Оба форта сейчас заброшены, не рекомендуются для самостоятельного посещения. Добраться до них можно только, используя водный транспорт.
В форме поиска ниже можно подобрать вид жилья, который вас устроит:
Северные
Обручев
Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.
В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.
Тотлебен
Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.
До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.
Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.
Северные с №1 по №7, включая Зверев
Четвертый Северный, он же Зверев является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.
Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.
Как добраться? Экскурсии и морские прогулки на теплоходе с высадкой
Чтобы добраться до фортов, необходимо доехать до Кронштадта, воспользовавшись любым подходящим видом городского транспорта или личным автомобилем. Перед поездкой стоит узнать, доступны ли форты для посещения, некоторые из них закрывают в определенное время года.
Форты Константин, Шанец, Риф и Северный №7 можно посетить самостоятельно, добравшись до них по дамбе на собственном автомобиле, такси и иногда на автобусе из Кронштадта.
Также морскую прогулку по фортам можно осуществить, направляясь из Кронштадта в форт Константин или обратно (посетите форты Милютин, Павел I, Чумной, Петр I и Кроншлот). Летнее расписание туров можно посмотреть здесь.
Зимой можно добраться до некоторых фортов пешком по льду, но этот способ не является безопасным.
Как попасть самостоятельно на машине из Санкт-Петербурга?
Мы самостоятельно посетили на автомобиле два форта, которые находятся недалеко друг от друга: Шанц и Константин. Делюсь впечатлениями и наблюдениями.
Шанц:
Константин:
На фото: мы изучаем форт Шанц в Кронштадте
На фото: Карта фортов Шанц и Риф
На фото: территория форта Шанц
На фото: навигационный знак левой границы фарватера на форте Константин
Карта с названиями и сколько всего?
Всего фортов 19. На карте указано их местоположение. Скачать карту можно здесь.
Полезное видео
Посмотрите небольшое обзорное видео о фортах:
За многовековое существование почти все форты были разрушены при разных обстоятельствах. Те, что уцелели, делятся сегодня на доступные и недоступные для посещения. Посетив первые, можно прикоснуться к истории и ощутить себя героем войны тех времён, когда форты выполняли свои основные функции.