Кронштадт какой регион авто

Кронштадт

Город Кронштадт

Кронштадт — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга. Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, город на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России.

Название «Кронштадт» означает в переводе с немецкого «Город-Венец», Кроншлот — «Крепость-Венец».

Сэкономь на путешествии в Кронштадт!

Климат

Климат Кронштадта умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Продолжительность дня меняется от 5 часов 51 минуты 22 декабря до 18 часов 50 минут 22 июня. Для города характерна частая смена воздушных масс, обусловленная в значительной степени циклонической деятельностью. Летом пре­обладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные. Климат Кронштадта аналогичен климату расположенного рядом Санкт-Петербурга. Финский залив, несмотря на мелководность, оказывает некоторое влияние на температурный режим города. Летом, особенно в августе—сентябре, средняя температура воздуха здесь немного ниже, чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°), а зимой — выше (на 0,5—0,6°). Несколько сильнее на побережье и ветры.

Достопримечательности

Интересной достопримечательностью Кронштадта считается старинное здание Гостиного двора (1832). За ним почти сразу начинается узкий Обводной канал, за которым на несколько сотен метров тянутся грандиозные портовые склады (провиантские магазины) — пожалуй, одно из наиболее интересных индустриальных сооружений в России.

Грандиозный Никольский Морской собор, возведенный в псевдовизантийском стиле в 1903—1915 годах (высота купола — 70 метров, уступает лишь Исаакию).

Комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных отверстий), протянувшихся поперёк вершины Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт — это и есть знаменитая Кронштадтская дамба. Впечатляющее сооружение, возведенное в 80-е годы 20 века и соединяющее Кронштадт с большой землей и Санкт-Петербургом. Длина защитных сооружений — 25,4 километра. Не так давно была достроена и южная половина дамбы (на лето 2010 заканчивают работы).

Сооружения дамбы интересны и необычны, и на самом деле знакомы почти всякому россиянину (здесь снимался популярный в начале 1990-х клип «Тучи» группы «Иванушки International»). Вдоль дамбы расположились доступные автолюбителям старые форты, хорошее место для туристов, рыбаков, и просто любителей позагорать на чистом песке и у чистой воды.

В ветреную погоду впечатляет контраст между бушующими волнами Финского залива и спокойными водами Невской бухты.

Наиболее интересная достопримечательность Кронштадта — цепь морских фортов, 40-километровой дугой пересекающая Финский залив. Сейчас они пребывают в полном запустении, и только на самых эффектных из них летом устраиваются вечеринки или чемпионаты по пейнтболу.

Северные Форты — наименее впечатляющие, представляют собой не более чем островки с какими-то бетонными постройками и ямами. В подвалах фортов в советское время проводились испытания горючих и взрывчатых веществ, и их последствия («сосульки» из кирпича на потолке и т. д.) можно увидеть и поныне.

Форт Константин — единственный форт, расположенный на острове Котлин, в западной части. Представляет собой сложное, сильно вытянутое бетонное сооружение с орудийными гнездами. Все металлическое из форта, как водится, похищено, но сейчас есть проект создания здесь музейно-развлекательного центра.

Форт Кроншлосс (Кроншлот) — маленький одноэтажный форт почти напротив кронштадтского порта. Это старейший из фортов Кронштадта, основанный еще Петром Первым, и, в отличие от всех остальных, его можно увидеть с близкого расстояния в любой сезон.

Форт Александр I — самый красивый и мощный форт Кронштадта. На его крыше можно увидеть небольшую будку: это не что иное, как чумная лаборатория. Этот форт в начале 20 века был первым российским НИИ, где, благодаря полной изолированности форта от внешнего мира, искали вакцины от разных болезней, в том числе от чумы. Поэтому этот форт получил прозвище «Чумный». Из Кронштадта сюда ходил пароходик «Микроб», а жители города закрывали окна, когда ветер дул со стороны форта. Сейчас Форт Александр I заброшен, и только иногда здесь утраиваются «чумовые вечеринки», да диггеры уже дважды находили в казематах форта странные ампулы.

В целом в летнее время достичь форты почти невозможно (есть слухи, что в Кронштадте некоторые зарабатывают деньги, на лодках перевозя туристов в форт Александр I). Зимой форты можно достичь по льду. Но стоит помнить, что посещение фортов без специальной подготовки очень опасно. Там легко можно попасть в непредвиденную ситуацию (обрушение пола или потолка, невозможность покинуть подземелья или даже ампулы с чумой). В зимнее время по дороге к фортам есть постоянная угроза провалиться под лед.

Источник

Кронштадт — пригород Санкт-Петербурга

Город Кронштадт является единственным населённым пунктом Кронштадтского района Санкт-Петербурга и его внутригородским муниципальным образованием.

Кронштадт — самый удалённый пригород Санкт-Петербурга, основанный Петром Великим как оборонительный населённый пункт.

Кронштадт — старинный город-порт и город-крепость, основная часть которого находится на острове Котлин, остальная на прилегающих к нему более мелких островах в Финском заливе.

Несмотря на молодой возраст, Кронштадт — ровесник Петербурга, город обладает богатой и нелёгкой историей. Он был основан как крепость Кроншлот царём Петром I в 1704 году.

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

История основания Кронштадта

Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703—1704 годов острове: на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин — на краю фарватера со стороны материка.

В 1704 году 18 мая (7 по старому стилю) в присутствии Петра I торжественно была освящена крепость под названием «Кроншлот» (Коронный замок). Этот день считается датой основания города Кронштадта.

Архитектором крепости является Доменико Трезини. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю, и Кронштадта впоследствии, мимо него не прошло ни одно вражеское судно.

В 1719 году по указу Петра Великого началось строительство первого в России уникального гидротехнического сооружения — сухого дока, предназначенного для ремонта подводной части кораблей и судов. Новый док явился воплощением смелой новаторской мысли, свидетельством того, что Россия намного опередила в этом деле европейские страны.

В 1720 году здесь заложили Итальянский дворец князя А. Д. Меншикова по проекту архитектора И. Ф. Браунштейна. В отделке здания принимали участие итальянские мастера. Сегодня это крупное дворцовое сооружение в центре Кронштадта, на Макаровской улице, одно из старейших зданий города.

18 октября (7 по старому стилю) 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт:

…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город».

В 1722 – 1724 годах был возведён деревянный форт «Цитадель», который в 1828 году перестроили в камне. В 1834 году Николай I переименовал его в форт «Император Петр I». В 1729 году Петр II официально утвердил герб Кронштадта. 7 мая 1780 года Екатерина II утвердила герб Кронштадта в его настоящем виде:

В первой части щита в голубом поле, серебряная башня с маяком, а во второй части, в красном поле на острове чёрный котёл, а кругом вода.

В 1783 году по указу Екатерины II в Кронштадте было начато строительство Обводного канала, складов по его внутренней стороне, Канатного завода, Сухарного завода, мастерских у Петровского дока.

К 1798 году создалось Доковое Адмиралтейство. В 1799 году установили привезенную из Шотландии паровую машину для откачивания воды из бассейна Петровского дока. Она являлась одной из крупнейших в Европе. В 1791-1792 годах вблизи Кронштадтского канала была сооружена вторая паровая машина.

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

Кронштадт в XIX веке

В 1803 году именно из Кронштадта стартовала первая кругосветная экспедиция шлюпов «Надежда» и «Нева». Возглавлял экспедицию капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн, он же командовал шлюпом «Надежда». Командиром «Невы» был назначен капитан-лейтенант Ю. Ф. Лисянский. Этот первый поход открыл череду многочисленных дальних плаваний русских моряков. С 1803 по 1855 год совершено 41 плавание.

В 1804 году в городе был сооружен первый в России водопровод, также была построена каменная Голландская кухня на месте деревянной, построенной в 1720-х годах. Здесь иностранные и российские повара-коки готовили пищу для моряков своих экипажей, поскольку разжигать огонь на парусных кораблях в гавани категорически запрещалось.

В 1815 год открылась 1-ая в России пароходная линия Санкт-Петербург — Кронштадт. В навигацию 1817 года стали совершаться регулярные пассажирские рейсы: по 2 в день. В 1817 году был освящен Храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, построенного по проекту архитектора А. Д. Захарова. Собор знаменит тем, что в нем 53 года проводил богослужение святой отец Иоанн Кронштадтский.

В 1819 году с Кронштадта стартовала 1-ая антарктическая экспедиция русских моряков на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 16 января 1820 года эта экспедиция открыла новый материк — Антарктиду.

В 1824 году город постигло самое сильное и разрушительное наводнение. В 1832 году был построен Морской Арсенал, обладающий уникальными коллекциями отечественных и трофейных пушек, снарядов, ружей, знамен.

В 1833 году в городе появился Гостиный двор, возведённый по проекту В.И. Маслова. В 1834 впервые в России в Кронштадте прошло испытание вооруженной ракетами подводной лодки инженера К.А. Шильдера.

В 1836 – 1845 годах построили форт «Император Александр I» по проекту инженера генерала-лейтенанта М. Г. Дестрема. В 1899 году на нем была освящена лаборатория экспериментальной медицины по изготовлению лекарственных препаратов против бубонной чумы. Подобных лабораторий в мире было только 2: одна во Франции у Парижа, вторая в Индии в Бомбее.

В 1840 году морской офицер-гидрограф М.Ф. Рейнеке установил рейку-линейку и организовал систематические замеры нуль: пункт уровня ординара воды на одном из устоев Синего моста — Кронштадтский футшток. Замеры уровня воды в Кронштадте проводятся регулярно с 1777 года, а начаты были в 1707 году, но велись не регулярно. От «нуля» футштока измеряют высоты и глубины на территории России, а также орбиты космических объектов.

В 1854 год во время Крымской войны, соединенная англо-французская эскадра в составе 80 кораблей начинает осаду Кронштадтской крепости и после неудачных попыток штурмовать Кронштадт, возвратилась домой. Несколько минных полей, по системе русского академика Б. С. Якоби, были выставлены на пути врага, впереди фортов. Это была новинка, и, пока только у русских. Английские и французские моряки прозвали эти снаряды «адскими машинками», «плавучей смертью».

В 1872 году ввели традицию ежедневного холостого выстрела из полуденного орудия в 12:00. В 1874 году был построен по проекту архитектора Х. И. Грейфана Собор Владимирской иконы Божьей матери. В настоящее время является действующим храмом.

В 1896 году А. С. Попов изобрёл первый в мире радиоприёмник; изготовил рентгеновский аппарат для Морского госпиталя, на котором был сделан первый в России рентгеновский снимок.

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

Кронштадт в ХХ столетии

В 1905 году революционно настроенные матросы в Кронштадте участвовали в волнениях 1905 – 1907 годах. В 1913 году возведён по проекту архитектора В. Косякова Николаевский Морской собор — главный морской храм России. В 1917 году Кронштадт сыграл важную роль в истории страны и в сокрушении царской России.

В 1984 году в результате начала возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой. В 1999 году началась активная реставрация собора во имя Владимирской иконы Божией Матери, службы ведутся в здании храма, в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали».

В 1990 году исторический центр Кронштадта вошёл в список Всемирного наследия Юнеско как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

Новейшая история Кронштадта

В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы. В мае 2013 года Банк России выпустил памятную монету из серии «Города воинской славы» с гербом Кронштадта.

В 2011 году был построен комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, открыт подводный туннель — дорога на южную сторону материка.

В 2013 году состоялось торжественное открытие Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца после основательной реставрации к 100-летию со дня освящения храма.

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

Кронштадт как великий наукоград

Город Кронштадт в ходе своей истории служил не только в качестве неприступной крепости, но и целого наукограда. Развитию науки в городе способствовали две причины: создание военно-морского флота и торговля с другими странами.

Расположение Кронштадта идеально подходило для развития морского дела. Здесь был построен первый ледокол в мире, появился Балтийский флот и установлены гидротехнические новшества того времени. Город сыграл значимую роль в развитии всей страны.

Прежде всего, Кронштадт — крепость, которая защищала Санкт-Петербург, поэтому в Кронштадте активно развивалась военная наука: в 1874 году были открыты минно-офицерские классы и минная школа для нижних чинов, где обучались офицеры и проводились экспериментальные исследования.

Для обучения морского персонала построили школу техников ВМФ. Из Кронштадта отправлялись корабли в кругосветные плавания. Именно тут построили первый ледокол. За 3 столетия своей истории Кронштадт может похвастаться большими научными достижениями.

Здесь Попов изобрёл радио и Джезговский обеззаразил питьевую воду с помощью хлора, а Караваев провёл первую операцию на сердце. В течение XIX-XX веков в Кронштадте было сделано около 300 открытий и изобретений.

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

Достопримечательности Кронштадта

Безусловно, история Кронштадта неразрывно связана с флотом. В городе сохранился Петровский док. Он был способен вмещать в себя 45 кораблей. В Кронштадте на воду был спущен линкор Гангут, участвовавший в сражениях Великой Отечественной войны. В память о нём и служивших на корабле солдатах на Якорной площади установлены якоря, зенитное орудие и кусочек брони.

Наиболее известным памятником архитектуры города является Морской Никольский собор, построенный в 1902—1913 годах. В честь 200-летия Российского флота император Николай II построил в Кронштадте Морской собор — одну из главных достопримечательностей города.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов собор сильно пострадал. Его восстановление велись вплоть до 2013 года. Сегодня каждый турист может посетить собор, чтобы полюбоваться его красотой и величием.

Сегодня, помимо Морского Никольского собора, открыты Собор Владимирской иконы Божией Матери и Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах». В городе сохранился ряд исторических построек XVIII—XIX веков: Итальянский дворец, «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Арсенал, Гостиный двор. Интерес вызывает также чугунная мостовая в центре Кронштадта.

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

Что важно и нужно посетить в Кронштадте?

Основным местом притяжения для всех туристов является центральная Якорная площадь, получившая название в XVIII веке, когда на этом месте был организован склад якорей. Главная площадь Кронштадта невероятно уникальна, на ней сохранилась чугунная мостовая — едва ли не единственная в России.

На Якорной стоит памятник Адмиралу Макарову С. О. «помни войну». Он был воздвигнут на площади в 1913 году и посвящён великому русскому флотоводцу, ученому, главному командиру Кронштадтского порта — С. О. Макарову. Монументальную композицию выполнил скульптор Л. В. Шервуд.

На Якорной площади в Кронштадте, на берегу Обводного канала, находятся реликвии линкора Краснознаменного Балтийского флота «Октябрьская Революция» — 2 якоря линкора, кусочек брони, вырезанной из башни главного калибра линкора и 76,2-миллиметровая спаренная артиллерийская установка, снятые в ноябре 1956 года с корабля и установленные в Летнем саду, а потом перенесённые на Якорную площадь.

Тут же находятся зенитные орудия имени старшины первой статьи Ивана Томбасова, который спас жизнь корабля, пожертвовав ради этого собою. Обязательно нужно посетить на площади Братскую могилу — памятник, выполненный в форме рассеченной пирамиды, в центре которой в 1980 году был зажжён «вечный огонь».

В непосредственной близости от площади находятся интересные места, которые желательно и интересно посетить сразу: Адмиралтейство Петра I, Летний сад, Обводный канал, Площадь Рошаля. В Кронштадте что ни место, то заслуживающее осмотра и посещение, город весьма насыщен достопримечательностями. Советуем посмотреть в первую очередь такие объекты, как:

Увидеть нужно улицу Советскую, на которой располагаются здания Кронштадтского Морского собрания — старейшего морского клуба России, а также уникальные офицерские флигели.

В сквере на улице находятся памятник Адмиралу и военному губернатору Кронштадта, первооткрывателю Антарктиды — Ф. Ф. Беллинсгаузену, а также памятник — бюст академику С. П. Капице — великому ученому-физику, лауреату Нобелевской премии, уроженцу Кронштадта.

Стоит посмотреть на то, с чего начиналась Кронштадтская история. Кронштадтская крепость — памятник архитектуры и истории XVIII-XIX веков. В хорошем состоянии сохранился только Северный вал крепости, расположенный в центре Кронштадта вдоль улицы Восстания.

Все строения крепости входят в список памятников истории и архитектуры, охраняемых государством: на улице Восстания оборонительная стена, северные оборонительные казармы № 1-5 и северные полубашни № 1-3.

На улице Зосимова находятся западные оборонительные казармы № 1-2, защитная плотина № 1, земляной вал, оборонительный ров, эскарповая стена, южное и северное батардо вблизи Кронверкского канала.

Также можно увидеть на улице Мануильского восточную оборонительную казарму и северо-восточную башню, а также здание гауптвахты на Ленинградской улице.

Источник

Кронштадт

Администрация

Общие сведения

Кронштадт – город в составе города федерального значения Санкт-Петербурга, является муниципальным образованием, административным центром Кронштадтского района. Расположен на острове Котлин, дамбе и прилегающих к острову небольших островах Финского залива, в 40 км к западу от центра Санкт-Петербурга.

С 1990 г. исторический центр Кронштадта входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город воинской славы (с 27 апреля 2009 г.).

Численность населения – 43 687 человек (2014 г.). Площадь территории – 1 935 га.

Фотографии (2)

Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто Кронштадт какой регион авто. Смотреть фото Кронштадт какой регион авто. Смотреть картинку Кронштадт какой регион авто. Картинка про Кронштадт какой регион авто. Фото Кронштадт какой регион авто

Улицы и индексы Кронштадта (62) Все улицы

История Кронштадта

Крепость Кронштадт в 30 км от Санкт-Петербурга была основана в начале XVIII века Петром Великим, заложившим на самой границе империи ее новую столицу. Город надо было охранять, в том числе со стороны Балтики, вот и появилась военно-морская крепость. Однако история земли, на которой стоит Кронштадт, уходит своими корнями в глубокую древность.

Кронштадт расположен на территории, которую русские летописи называли Ижорой. В скандинавских источниках она именовалась Ингерманландией. По сути, Русь, а потом Россия, и Швеция были двумя главными соперниками в споре за данную территорию.

Эта земля изначально была населена автохтонным финно-угорским народом, родственным таким древним племенам как чудь, сумь, емь, корела, весь, мордва и др. Некоторые из финно-угров сыграли заметную роль в событиях второй половины IX века, связанных с призванием Рюрика. В записи за 862 год в «Повести временных лет» читаем: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.» … И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Финно-угры, не участвовавшие в образовании Древнерусского государства, затем тем или иным способом вошли в его состав. Большинство добровольно согласилось платить дань Киеву, чем признало свое подданство. Случаев завоевания финно-угорских территорий великим киевским князем достоверные источники не фиксируют.

Аналогичная история произошла и с ижорцами. Точная фактография событий, связанных с вхождением их в подданство Киеву и возникновением топонима «Ижорская земля», не ясна. Приведем наиболее распространенные версии.

Первая озвучена историком начала XVIII века В. Н. Татищевым. Он выводил топоним «ижорская земля» от имени великого киевского князя Игоря, который продолжил дело Олега по собиранию окрестных земель под власть Киева. Однако не ясно, какими источниками пользовался Татищев, а потому достоверность этой гипотезы сомнительна.

Вторая версия более убедительна. Когда Ярослав Мудрый – новгородский князь и сын Крестителя Руси князя Владимира Святого, в 1019 году женился на шведской принцессе Ингигерде (по-русски Ирине), то в качестве свадебного подарка он преподнес ей Старую Ладогу и земли в устье Невы по ее южному берегу, где сейчас находится Кронштадт. Считается, что от имени хозяйки, великой княгини, и был прозван проживавший здесь финно-угорский народ ижорцами или ижорой. Территория, соответственно, получила название Ижорской земли. Скандинавы же стали ее называть Ингерманландией – топонимом, созвучным с антропонимом Ингигерда.

Считается, что брак Ярослава и Ингигерды был династическим, т.е. преследующим серьезные внешнеполитические интересы обеих сторон.

Для шведов было важно получить режим наибольшего благоприятствования на ижорских землях, поскольку здесь проходило два важнейших торговых пути. Первый – это легендарный путь «из варяг в греки», сыгравший принципиальную роль в собирании земель под единой властью великого киевского князя. Варягами на Руси называли скандинавов, норманнов, шведов. Древние норманны – это торговцы, мореплаватели и разбойники. Одним из важнейших источников их доходов была торговля с самым богатым на тот момент средневековым городом Константинополем, Царьградом по-русски, столицей Византии. Чтобы попасть из Скандинавии в Царьград, нужно было обогнуть не только европейский, но и африканский континенты. Единственный транзитный путь по рекам и волокам пролегал через русские земли и в частности Ижору. Поэтому, шведский король Олаф, выдавая свою дочь замуж за новгородского князя Ярослава, получал очевидную торговую выгоду. Второй торговый путь – волжский – обеспечивал торговлю со странами Востока и тоже проходил по землям племени ижоры.

Есть еще третья версия происхождения названия «ижора» – лингвистическая. Она выводит данный топоним из двух финских слов: Inkeri – извилистая и «mаа» – земля, т.е. из описания рельефа местности.

Поскольку великая княгиня имела право самостоятельно распоряжаться своими вотчинами, то ижорская земля на какое-то время фактически отпала от Руси. Она вернется в состав новгородских земель только в конце XI века. Но к этому времени страна уже полным ходом начнет входить в период раздробленности и смут, а значит слабеть, в том числе перед лицом внешней угрозы.

Ижорцы жили торговлей, обслуживанием транзитных коммерческих путей, рыболовством и земледелием. В начале XIII века к этим занятиям добавилось еще одно – пограничная служба.

Начало XIII века в русской истории – особое время. Уже, по сути, нет Киевской Руси, вместо нее конгломерат княжеств. Центр страны сместился во Владимир на Клязьме. Страна раздроблена, мира в ней нет и не предвидится. Каждый выживает в одиночку, времена настали суровые. С востока грозит серьезный враг – монгольская орда, прошедшая в 1237–1242 гг. по югу и северо-востоку Руси, с запада – крестоносцы.

После неудач на Востоке, в Иерусалиме, новой целью крестовых походов стало завоевание прибалтийских земель, Новгорода и принадлежавшей ему территории, населенной ижорцами. Княживший тогда в Новгороде очень молодой князь (точный возраст не известен, поскольку дата его рождения не установлена) Александр Ярославович, понимая угрозу, поручил ижорцам приглядывать за берегами Невы. Упоминание об этом находим в «Житии Александра Невского». Именно они предупредили князя о высадке 5-тысячного шведского корпуса под командованием Биргера в устье Невы при впадении ее в Ижору и впоследствии участвовали в знаменитой Невской битве 1240 года и Ледовом побоище 1242 года. Как известно, независимость Новгорода удалось отстоять. С 1270 г. ижора стала нести воинскую повинность в новгородских дружинах.

В составе России и Швеции

В 1478 году вместе с Великим Новгородом территория ижоры вошла в состав Московского государства. В источниках того времени данная территория получила название Водской пятины – налогооблогаемого округа. Она стала пограничной зоной между Россией и Швецией. Один из первых русских правителей Иван III, выдвинувший внешнеполитическую программу страны после ее объединения, еще в конце XV века осознал, что нужен выход к морям – Черному и Балтийскому. Однако ресурсов, чтобы решить эту задачу в его время не было, и великий князь ограничился постановкой крепости Иван-города на северной границе.

Его внук Иван Грозный амбициозных внешнеполитических планов не только не скрывал, но и с переменным успехом их реализовывал. Одной из его серьезных ошибок, за которую пришлось дорого заплатить, стала 25-летняя Ливонская война. Ижорская земля, превратившаяся в театр военных действий, была разорена и по Плюсскому перемирию 1582 года вошла в состав Швеции. За ошибку правителя, как водится, дорого заплатило население. Дальше все было как в калейдоскопе.

Борис Годунов, бывший до 1598 года соправителем при последнем Рюриковиче на русском престоле – царе Федоре Иоанновиче, решил вернуть Россию на берега Балтики. В 1590–1593 гг. Швеция и Россия вели войну, завершив ее Тявзинским миром 1595 года. Это была довольно вялая война, по характеру она носила позиционный характер, действия сторон отличались нерешительностью, громких побед или неудач не было, все завершилось компромиссом. Россия выход к Балтике так и не получила, но вернула себе часть утраченных территорий и крепостей, Ижорскую землю в том числе.

Однако ненадолго. Наступил XVII век, так трагически начавшийся для нашей страны. Смута! Сейчас историки в большинстве своем определяют ее как первую гражданскую войну в России. Гражданская война – это трагедия для любого народа, а если она еще осложняется внешними вторжениями, то ее драматизм многократно усиливается. Шведы, призванные Василием Шуйским для борьбы с Лжедмитрием II и поляками, после смерти Михаила Васильевича Скопина-Шуйского оказались бесконтрольными и захватили весь северо-запад России с Новгородом. По Столбовскому миру 1617 года Новгород удалось вернуть, а вот южное побережье Финского залива осталось у Швеции. Так ижорцы опять стали шведами почти на 100 лет.

В 1682 (1689) гг. у России появился новый царь – Петр I, фигура во многих смыслах легендарная. Война за выход к морю в его исполнении складывалась во многом под давлением обстоятельств. Как пишет авторитетный исследователь этой эпохи петербуржский профессор Е. В. Анисимов, петровские реформы имели цели, но не имели плана по их достижению. Действия царя во многом носили реактивный характер. Это касается и войны на Балтике.

Начав в 1700 году войну со Швецией с осады Нарвы, Петр потерпел очень чувствительное поражение. Е. В. Анисимов, реконструируя психотип царя, пишет, что ведущим свойством его натуры было желание победы, а неудачи воспринимались как трамплин к ней. Поэтому уже в 1701 году на берегах Финского залива и в Прибалтике успешно начал действовать корпус фельдмаршала Шереметева, и Россия фактически обрела желаемый выход к Балтийскому морю.

В 1702 году Ижорская земля вернулась в состав России.
В 1703 году в устье реки Невы была заложена новая столица Санкт-Петербург.
В 1703 году на противоположном берегу Финского залива, на острове Котлин стала строиться крепость, получившая название Кронштадт.

Первые форты на острове Котлин и прилегающих к нему небольших островах стали строиться уже в 1703–1704 гг. Руководил работами один из наиболее влиятельных людей в ближайшем окружении Петра – генерал-губернатор Петербурга светлейший князь А. Д. Меншиков. Архитектором стал Доменико Трезини.

Почти ровно через год после основания Санкт-Петербурга в мае 1704 года крепость освятили и назвали Кронштадтом. В отличие от многих других городов он никогда не менял наименования. Название немецкое, что, с одной стороны отражало характерную для петровской эпохи лексику с большим заимствованием иностранных слов, в основном немецких. С другой, буквальный перевод слова «Кронштадт» означает «город короны» или «коронный город», что понятно, поскольку его главная функция – защита новой столицы империи, которой Россия стала в 1721 году.

Уже в XVIII веке Кронштадт сложился как военно-морской город со всеми необходимыми элементами своего типажа: фортами, причалами, системой береговой охраны, адмиралтейством, строительными и ремонтными верфями, военно-морским госпиталем, навигацкой школой, собором, освященным в честь Святого Николая – покровителя моряков. Одновременно близость к столице делала этот город привлекательным для вельмож всех рангов, здесь строились дворцы, работали лучшие петербургские архитекторы. Первым свой дворец здесь поставил вездесущий А. Д. Меншиков. Как и в Петербурге, который Петр хотел превратить в Северную Венецию, в Кронштадте также прокладывалась система городских каналов.

Крепость Кронштадт окружена морскими фортами. Это укрепления, с севера и юга острова Котлин, представляющие собой возвышающиеся из водной глади крепости. Они строились, начиная с первой трети XVIII века. Самым первым, еще в 1703 году, был построен форт Кроншлот. Потом появились два Южных форта, форты граф Милютин и князь Меншиков, Павел I, Александр I, Константин, Цитадель, Риф, Шанец, Обручев, Тотлебен, Северные форты и т.д. Очень непросто сейчас представить, как возводились подобные крепости, ведь в XVIII веке не было технической возможности для подводных работ.

Форты Кронштадта включены в список особо охраняемых объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, куда входит весь исторический центр Санкт-Петербурга и его дворцы-пригороды.

Военная история Кронштадта

У Кронштадта абсолютно героическая история. В этом смысле он близок к Севастополю, Кенигсбергу, и в какой-то степени Владивостоку. Но если, к примеру, черноморская крепость была дважды завоевана, то на землю Кронштадта, как и защищаемого им Санкт-Петербурга, вражеская нога не ступала ни разу, более того, Кронштадт за 310 лет своей истории не пропустил ни одного неприятельского судна. История Кронштадта тесно связана с историями войн, в которые была вовлечена Российская империя, а позднее Советский Союз. С момента своего возникновения он является основной базой отечественного Балтийского военно-морского флота.

После окончания Северной войны и подписания Ништадтского мира в 1721 году в XVIII – начале XX веков Россия не вела крупномасштабных войн на Балтике. Вместе с тем, кронштадтские эскадры, участвовали во всех знаменитых морских сражениях: в 1714 году у мыса Гангут полуострова Ханко, в 1720 г. – у островов Гренгам и Эзель, в 1770 г. – в знаменитом Чесменском бою, в 1790 г. – в морском бою со шведами у Красной горки.

Во время Отечественной войны 1812 года, Крымской войны 1853–1856 гг., Русско-японской войны 1904–1905 гг. Кронштадт разрабатывал и реализовывал оборонительные военно-морские планы на случай возможного вражеского нападения.

В Крымскую войну сильная англо-французская морская эскадра вошла в Балтику и блокировала 44 корабля балтийского флота. Оборону здесь держали береговые батареи Кронштадта, огражденные морскими минными заграждениями, различные типы надводных кораблей, в основном, к сожалению, устаревших парусников, а также очень эффективные в прибрежной зоне канонерские лодки. Силы противостоящих флотов были примерно равны, а события вокруг Севастополя не позволяли англичанам и французам пойти ва-банк. В итоге серьезных морских боестолкновений в этом районе так и не произошло, а в 1854 году англо-французская эскадра покинула Балтику. В 1855 году была сделана вторая попытка, но после подрыва на минах четырех судов союзники отказались от активных операций против Кронштадта.

В период неудачной для нас русско-японской войны кронштадтские корабли и моряки были задействованы на театре военных действий в Тихом океане и Порт-Артуре. Известно, что героический крейсер «Варяг», подвергшийся атаке вместе с канонерской лодкой «Кореец» в порту Чемульпо, изначально имел кронштадтскую приписку. Вице-адмирал С. О. Макаров до отбытия командующим Тихоокеанской эскадрой в 1904 году, 5 лет был главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Он погиб на броненосце «Петропавловск» в 1904 году, но с его именем связаны активные военные действия флота по ликвидации блокады Порт-Артура. Корабли из Кронштадта приняли участие в печально знаменитом Цусимском сражении.

В 1919 году, в период гражданской войны и интервенции, войска Юденича, наступавшего на Петроград, поддерживались английскими морскими судами. Получили отпор, потеряли эсминец и подводную лодку, энтузиазм пропал – отступили.

После окончания гражданской войны Кронштадт превращается в единственную, а потому главную, базу Балтийского флота. Причина – в результате революционных событий 1917 года и по Брестскому миру 1918 года РСФСР потеряла территории Финляндии, Польши и Прибалтики. Поэтому Кронштадт развивали и укрепляли.

Особо героическая страница истории Кронштадта связана, конечно, с Великой Отечественной войной. Как известно, война началась для нас совсем не так, как планировалось. Быстрое продвижение немецких войск вглубь страны, захват жизненно важных центров, потеря большого количества живой силы и техники, уже в сентябре 1941 года привели к тому, что началась вторая оборона Севастополя, немцы близко подошли к Москве, началась блокада Ленинграда.

Кронштадт был приведен в боевую готовность 22 июня 1941 года, первую серьезную воздушную атаку пережил 23 июня. В конце августа Балтийский флот был вынужден оставить Таллин, 140 кораблей были перебазированы в Кронштадт. Сюда же переехал командующий и штаб Балтийского флота. Нужно было отстоять Ленинград.

Для решения этой задачи была разработана система круговой обороны Кронштадта. Опасность ведь угрожала не только с моря, нужно было учесть, что зимой немцы могут предпринять попытку сухопутного десанта по льду Финского залива. Не исключалась возможность и уличных боев в Кронштадте. Проходы между фортами минировались. Часть артиллерии снималась с кораблей и устанавливалась в городе. Особое внимание уделялось зенитной артиллерии. Кронштадт пережил такую же блокаду, как Ленинград. Его также массированно бомбили и он тоже не прекращал работу, вел активные боевые действия, в том числе на Ораниенбаумском плацдарме, и ремонтировал суда. Город был сильно разрушен, восстановление его идет до сих пор.

С началом наступления советских войск, прорывом блокады Балтийский флот включился в активные боевые действия. Кронштадт много значит в героической истории Великой Отечественной войны. Симптоматично, что личный враг Гитлера моряк-подводник, потопивший лайнер «Вильгельм Густлофф» со всей немецкой военно-морской элитой на борту, Александр Иванович Маринеско после войны жил в Кронштадте. Там умер и там похоронен.

Но в 1921 году кронштадтцы восстали. Основной лозунг, он же причина восстания – «За Советы, но без коммунистов!». Моряки не желали продолжения режима чрезвычайщины, в котором страна жила по сути дела с 1914 года, надоела война, кровь и лозунги. Нужна была нормальная жизнь. С коммунистами, с точки зрения восставших моряков, это было невозможно. Попытки мирного урегулирования кризиса советским политическим деятелям не удались. Коммунисты категорически не хотели уступать даже часть своей власти, кронштадцы не собирались отказываться от выдвинутых лозунгов. Дальше – ультиматум, введение в действие 7-ой армии под командованием М. Н. Тухачевского, полный разгром, репрессии. Они коснулись не только участников восстания, но и обычных жителей города. Здесь советская власть применила прием, известный еще со времен Навуходоносора – выселение недовольного населения на другие территории. Несмотря на печальную развязку, Кронштадсткое восстание имело положительный результат. В 1921 году Х съезд РКП(б) принял программу новой экономической политики.

Сегодня Кронштадт – это по-прежнему один из военно-морских центров Балтики, красивый и необычный город.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *