Криминалистическое обеспечение расследования угонов автомобилей
Расследование преступлений, связанных с кражей и угоном транспортных средств
Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика краж автотранспортных средств, способы совершения краж. Возбуждение уголовного дела, порядок следственных действий. Задержание и обыск подозреваемого. Международный опыт борьбы с кражами автомобилей.
Рубрика | Государство и право |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.08.2014 |
Размер файла | 74,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С КРАЖЕЙ И УГОНОМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Уголовно- правовая и криминалистическая характеристика краж и угонов транспортных средств
1.2 Способы совершения краж автотранспорта
2. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
2.1 Возбуждение уголовного дела, следственные версии
2.2 Первоначальные следственные действия
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Задержание и обыск подозреваемого
3.2 Завершающие следственные действия
3.3 Международный опыт борьбы с кражами автомобилей и их профилактика
Обострение криминальной обстановки на всей территории России вызвано рядом факторов как политического, так социального и экономического характера. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в различных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы, снижение духовно-нравственного потенциала общества до настоящего времени выступают основными факторами, способствующими росту групповой преступности корыстной направленности. К числу таких преступлений относятся и кражи автотранспорта. Так, среди всех преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за последние годы, удельный вес преступлений против собственности составляет более половины. Значительную часть предметов хищений чужого имущества составляют транспортные средства, и прежде всего легковые автомобили. Так, хищения автотранспортных средств в 2008г. составили 71164 выявленных преступлений, что на 1% больше, чем в 2007 г. В 2009 и 2010 гг. общее количество хищений транспортных средств еще несколько увеличилось (соответственно на 5,1 и 7,5%), и в целом ситуация остается очень сложной. Такое положение обусловлено не только ухудшением общей криминогенной обстановки, но и тем, что численность автомобилей в России растет с каждым годом (ежегодный объем продаж приближается к полутора миллионам), при этом большую долю составляют зарубежные иномарки. Общее количество автомобилей на начало 2010 года в России составляло 35 млн., из них 25 млн. легковых. Между тем в целом по России на централизованном учете АИПС «Автопоиск» ГИЦ МВД РФ значится более 1,1 млн. автомашин, разыскиваемых по каналам Интерпола. При этом похищаются в абсолютном большинстве случаев легковые автомобили, принадлежащие гражданам на праве личной собственности.
Во всех развитых странах мира борьба с хищениями чужого имущества независимо от способа их совершения (кража, грабеж, разбойное нападение или мошенничество) является одной из актуальных проблем. В России тенденция роста преступности развивается на фоне тяжелейшего кризиса в экономике, тяжких социальных потрясений, в результате которых большое количество людей, оставшись без средств к существованию, избрали путь совершения хищений чужого имущества. В ходе общей перестройки претерпели изменения и формы совершения краж и угонов транспортных средств. Они стали более общественно-опасными и организованными, совершаются как лицами с «профессиональным» опытом, так и наркоманами, а также иными лицами, прежде не имевшими преступного опыта. Большое распространение получили серийные кражи и угоны транспортных средств. Эти и другие причины привели к снижению результативности деятельности государства по защите имущественных прав и интересов граждан, организаций, предприятий, государственных структур от преступных посягательств. Неслучайно одним из постоянных направлений деятельности органов внутренних дел в последние годы является повышение эффективности защиты имущественных прав собственников.
Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высока ликвидность.
Цель данной работы провести анализ позитивной и негативной практики в методики расследования преступлений части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Выявить наиболее актуальные проблемы права применения и борьбы с данным преступным посягательством.
Для достижения указанной цели работы поставлены следующие задачи:
— обоснование и обобщенный анализ особенностей криминалистической характеристики краж автотранспортных средств;
— изучение способов совершения краж автотранспортных средств и определение факторов, влияющих на процесс их возникновения;
— исследование особенностей возбуждения уголовного дела, процесса выдвижения типичных версий и планирования расследования;
— анализ типичных следственных ситуаций первоначального и последующего этапов расследования, выработка на их основе алгоритма действий следователя;
Характеристика данного состава преступления представляет определенную сложность в связи с тем, что в процессе расследования уголовного дела хищение транспортного средства переходит в
неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством без цели хищения. Определение граней с целью хищения, и без цели хищения на практике представляет определенную трудность. Сложно
определить субъективную сторону. Грань, между кражей и угоном лежит именно в плане психической деятельности лица, что, конечно же, не отменяет доказывание умысла с позиций иных и косвенных доказательств.
В данной работе приведены особенности деятельности правоохранительных органов направленных на пресечение и расследование данного вида преступления по материалам работы следственного подразделения при отделе внутренних дел по Сосновскому муниципальному району.
кража автотранспортный обыск задержание
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С КРАЖЕЙ И УГОНОМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика краж и угонов транспортных средств
Действующий УК РФ за незаконное изъятие транспортного средства из собственности владельца (за исключением случаев самоуправства, грабежа, разбоя) предусматривает привлечение к уголовной ответственности как по статье 158 за совершение кражи чужого имущества, так и по статье 166 за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон). В основе квалификации лежит конечная цель преступления: желало ли лицо похитить автомашину, то есть обратить ее в свою пользу либо распорядиться ею по своему усмотрению, или же оно не преследовало такого результата.
Существенное значение при анализе криминалистической характеристики краж и угонов автотранспорта имеют элементы, характеризующие:
предмет преступного посягательства;
обстоятельства совершения преступления;
особенности подготовки и механизм совершения краж автотранспорта.
Одним из основных элементов криминалистической характеристики являются сведения о способе совершения кражи автотранспорта. Учитывая, что дается характеристика группы преступлений, то и способы их совершения представляется целесообразным рассматривать, объединив их в некоторые группы. С учетом дальнейшего использования этих сведений для построения следственных версий, предлагается следующая классификация:
— по фактору применения насилия: с применением насилия; с угрозой применения; без применения и угрозы применения насилия; обманывая или злоупотребляя доверием (психологическое насилие);
— по необходимости преодоления преград: с незаконным проникновением в места хранения транспортных средств (автостоянки), гаражи либо иное хранилище; путем свободного доступа;
— по степени подготовленности: с предварительной подготовкой; без таковой.
В результате изучения можно сделать вывод о связи предмета посягательства с местом его сбыта. Если несколько лет назад преступники сами сбывали похищенное или через своих знакомых, случайных лиц, то в настоящее время в связи с изменением форм торговли похищенное в большинстве случаев реализуется посредниками через автомагазины, коммерческие структуры, на авторынках.
Обстановка совершения краж и угонов транспортных средств характеризуется совокупностью различных факторов внешней среды. Прежде всего, это место и время совершения краж, а также условия хранения автотранспорта. По рассматриваемой группе преступлений можно выделить:
— дневное время, когда совершаются большинство угонов в местах массового скопления автотранспорта на неохраняемых парковках возле крупных торговых и развлекательных объектов;
— ночное время, когда совершаются кражи из закрытых помещений, с территории предприятий, оставленных без присмотра автомашин, большинство нападений на водителей автотранспорта.
По месту совершения преступления можно выделить различные помещения (гаражи); улица (дворы, парковки). В сельской местности хищения совершаются с подворий граждан.
Под условиями хранения или нахождения транспортных средств под охраной понимаются те условия, которые затрудняют или, наоборот, способствуют преступнику в незаконном завладении предметом посягательства.
Условия охраны можно разделить: на наличие охранной сигнализации; сторожевой охраны и без охраны.
Под условиями хранения автомобилей подразумевается хранение: в закрытых помещениях (гаражи); на специальной автостоянке; на улице (во дворах).
Оценка условий хранения имеет большое значение при расследовании, посягательств на автогаражи граждан. Кража из гаражей является, с точки зрения преступника, наиболее безопасным способом угона автотранспорта.
В результате изучения учебной литературы и материалов уголовных дел можно предложить следующую систематизацию жертв кражи автотранспорта, которая, позволит изучить потерпевшего с позиций именно расследования преступлений.
1. С точки зрения взаимосвязи между потерпевшим и преступником, жертвы краж автотранспорта делятся на предопределенные и непредопределенные.
Под предопределенной жертвой подразумевают тех, кто заранее имел какую-либо связь с преступником. К непредопределенной жертве относятся те, кто выбран исключительно по инициативе правонарушителя. В данном случае, нас интересуют виктимогенные факторы, связанные с возможной жертвой. Их можно подразделить на три группы: связанные с личностью пострадавшего, с его положением и с его поведением.
2. В зависимости от позиции в ходе расследования можно выделить активных и пассивных потерпевших. Для психологии активного потерпевшего характерно стремление содействовать привлечению преступника к уголовной ответственности и наказанию в соответствии с законом. Он своевременно обращается в правоохранительные органы с заявлением о совершенной краже автомобиля, настаивает на избрании в отношении подозреваемого строгих мер пресечения, дает показания, отличающиеся правдивостью и полнотой, не отказывается от выполнения поручений следователя, участвует в следственных действиях, интересуется результатами расследования. Пассивный потерпевший дает полные и правдивые показания, заслуживающие доверия, но ведет себя на следствии неактивно. Решение всех вопросов, возникающих в ходе следствия, а затем и на суде, он оставляет на усмотрение следователя и суда. Нередко приходится убеждать такого потерпевшего в необходимости участия его в том или ином следственном действии.
К устойчивым потерпевшим мы относим тех лиц, которые на протяжении предварительного и судебного следствия дают одни и те же показания.
К типичным мы относим всех лиц, кто действительно пострадал от кражи автотранспорта.
К атипичным относятся инсценировщики краж и угонов транспортных средств.
Следующим элементом криминалистической характеристики краж и угонов являются сведения о личности возможного преступника. С позиции расследования, сопоставления следователем фактической информации и типовой представляется наиболее рациональной следующая классификация. Лицо впервые совершившие преступление, лицо ранее судимо за иные преступления и лицо ранее судимо за подобные преступления. Группа лиц по предварительному сговору, организованная группа (сообщество), банда.
Завладение транспортными средствами не всегда преследует цели их хищения. В качестве прямых доказательств направленности умысла виновного в хищение транспортного средства принято считать: наличие у виновного фиктивных документов на право владения транспортным средством; наличие перебитых номеров кузова, двигателя, шасси; продажа транспортного средства; принятие мер к сокрытию транспортного средства; использование деталей и узлов для ремонта другого транспортного средства либо частичная их продажа; продолжительное время эксплуатации транспортного средства.
К косвенным доказательствам наличия у лица умысла на хищение транспортного средства позитивная следственная судебная практика относит: угон транспортного средства из гаража иди другого хранилища; Перемещение транспортного средства с места парковки путем буксировки; имеющиеся данные о том, что лицо ранее неоднократно совершало хищения транспортных средств.
Проводя сравнительный анализ санкций ст.ст. 166 и 158 УК РФ, следует отметить, что действующее законодательство значительно их сблизило, и в большей степени видна их идентичность в пределах допустимого назначения наказания. При сравнении санкций ст. 166 УК РФ и ст. 148(1) УК РСФСР следует отметить, что законодатель их более конкретизировал и увеличил сроки наказания.
Многие авторы склоняются к необходимости внести ряд предложений в действующее уголовное законодательство РФ:
1. В ч. 2 ст. 166 УК РФ следовало бы включить и такой квалифицирующий признак, как действия, совершенные с проникновением в помещение, огороженную территорию или иное хранилище; с применением насилия в отношении лиц, противоборствующих незаконному завладению; завладение двумя или более единицами автотранспорта. Это необходимо для усиления борьбы против более опасных, дерзких форм завладения автотранспортом, свидетельствующих об устойчивости умысла преступников, их предварительной подготовленности.
Дело в том, что по результатам исследования, при проведении опросов работников следственного отдела при ОВД по Сосновскому муниципальному району о правоприменительной практике по делам о кражах и угонах автотранспорта сложилась ситуация, когда существующие критерии квалификации не в состоянии обеспечить должную юридическую оценку этих деяний.
Иными словами, объективные признаки угона без цели хищения (в смысле ст. 166 УК РФ) и кражи автотранспорта (ст. 158 УК РФ) по существу не различаются между собой.
В следственной практике ОВД квалификация подобного рода деяний основывается на учете умысла преступника, который чаще всего определяется исходя из его собственных показаний относительно цели завладения автотранспортом, так как органы предварительного следствия в процессе расследования зачастую не способны доказать умысел из-за нехватки свидетелей, очевидцев преступления и иных вещественных доказательств. Многие причастные к этому лица вообще не устанавливаются в процессе расследования.
2. Опыт мировой правоприменительной практики борьбы с кражами и угонами свидетельствует, что после того как узбекские законодатели ужесточили ответственность, количество хищений автотранспорта там сократилось в пять раз. Поэтому многие авторы считают, что нужно установить более строгую уголовную ответственность за угон автотранспорта.
Реализация указанных предложений позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создать дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению, раскрытию, а также расследованию угонов и хищений автотранспортных средств. Анализ уголовных дел краж транспортных средств по статистическим данным ГУВД по Челябинской области, позволяет сделать вывод о том, что предметом преступного посягательства преступных групп в основном служили легковые автомобили, а их количество в последние 5 лет с каждым годом возрастает. Данные приведены в рисунке №1 (см. Приложение 1).
Таким образом, самыми «привлекательными» объектами преступного посягательства для преступников оказываются автомобили марки «ВАЗ», на долю которых приходится 73,9 % случаев краж.
Проведенный анализ показывает, что в настоящее время повышенным спросом пользуются автомобили ВАЗ-2114, 2115. Это можно объяснить тем, что данная модель престижна, по качеству и внешнему виду в основном отвечает требованиям автолюбителей, к тому же ее быстро можно сбыть как в целом виде, так и по отдельным частям.
Изучение динамики краж автомобилей иностранного производства свидетельствует о том, что в последние годы в Челябинской области произошло их снижение (см. таблицу № 1 Приложение 2). Это обусловлено рядом причин, к которым можно отнести, во-первых, повышенную техническую защищенность автомашин иностранного производства (как правило, на них установлены дорогостоящие надежные сигнализации), во-вторых, сложностью реализации похищенных автомобилей (трудно изготовить регистрационные документы и.т.д.).
Что касается наиболее «популярных» у воров марок автомобилей, необходимо отметить, что, во-первых, похищаются транспортные средства практически всех модификаций и марок; во-вторых, данный показатель в разных районах области неодинаков. Он зависит от множества факторов, но в первую очередь от социально-демографического и экономического. Имеются в виду такие условия, как: количество ранее судимых за кражи (угоны) автотранспорта, проживающих на определенной территории; особенности инфраструктуры; уровень занятости населения; конъюнктура автомобильного рынка. В связи с этим было бы неверным основывать свои суждения на среднеобластной статистике. В целях истинной оценки обстановки необходимо анализировать и региональные показатели преступности. Так для Дальнего Востока типичны хищения автомобилей японского производства, а в Москве и Центральном регионе страны такие случаи единичны. Здесь приоритетом пользуются автомобили отечественного и западноевропейского производства. Тем не менее, есть марки автомобилей, которые на всей территории России занимают первые строки в показателях хищений автомобилей. В большинстве случаев похищаются переднеприводные автомашины ВАЗ и иномарки немецкого производства. Причем, хищения дорогих автомобилей иностранного производства, несмотря на региональные отличия, в целом по стране имеют тенденцию к ежегодному росту.
Сопоставив статистические данные по кражам автотранспорта в ОВД по Сосновскому муниципальному району начиная с 2006 года ежегодно их количество увеличивается на 15%, так с 15 совершенных краж в 2006 году, их количество в 2010 году достигло 38 преступлений, а раскрываемость преступлений с 50% снизилось до 14%. При сопоставлении данных по уголовным делам установлено, что приоритетом так же пользуются автомашины марки ВАЗ, однако, стоит отметить что, наибольшим спросом в Сосновском районе пользуются автомашины марки ВАЗ-2106, а автомашины иностранного производства спросом практически не пользуются.
Из материалов уголовных дел следственного отдела ОВД по Сосновскому муниципальному району установлено, что большинство автомашин находись в эксплуатации более 3-х лет.
Рассматривая криминалистическую характеристику краж автотранспорта, совершаемых преступными группами, особое внимание необходимо уделить анализу таких факультативных признаков объективной стороны преступления, как место, время и способ совершения.
Характеризуя общие обстоятельства совершения краж автотранспорта, отмечено, что по результатам исследований о распространенности краж автотранспорта по сезону установлено, что количественные характеристики краж автотранспорта, совершаемых преступными группами по временам года, неодинаковы.
Тяготение к ночным условиям совершения краж автотранспорта вполне понятно и обусловливается общими закономерностями, свойственными поведению правонарушителей (использование этого времени для большей свободы действий при реализации преступного замысла и сокрытия следов преступления). Выбор вечернего и ночного вариантов времени для этого вида преступления подчинен таким внешним факторам, как малолюдность на улицах, недостаточная освещенность, надежда на отсутствие патрульно-постовых нарядов милиции, а также субъективному стремлению правонарушителя остаться незамеченным и избежать наказания. Но также следует заметит, что в последнее время растет количество краж автотранспорта в дневное время, когда повышена деловая активность граждан, нередко преступления совершаются на виду у прохожих и потерпевших, что свидетельствует о дерзости, профессионализме и криминальной активности преступников.
Установлено, что местом совершения краж автотранспорта чаще всего являются:
При исследовании времени и мест совершения хищений автомашин по материалам уголовных дел следственного отдела ОВД по Сосновскому муниципальному району установлено, что в 75% хищения совершаются в ночное время (с 00.00 до 06.00 часов), что практически совпадает с данными по области. По месту совершения преступлений можно отметить, что большинство преступлений 53% совершается с не охраняемых автостоянок (парковок), расположенных возле предприятий, учреждений, организаций, во дворах жилых домов из гаражей свершено 21% преступлений.
К основной группе условий, способствующих кражам автотранспорта, как показывает анализ практики, следует отнести недостатки в системе охраны автомашин, оставляемых владельцами без присмотра.
Правильное установление мест, где наиболее часто совершаются кражи автотранспорта, необходимо для определения эффективной расстановки сил и средств ОВД, направленных на борьбу с такими опасными видами посягательств на собственность граждан, какими являются кражи автотранспорта. В частности, это должно учитываться при дислокации маршрутов патрульно-постовой службы милиции, ГИБДД, при повседневной работе участковых уполномоченных милиции, планировании специальных профилактических мероприятий подразделениями уголовного розыска.
Важным элементом криминалистической характеристики краж автотранспорта являются сведения о способе совершения преступлений.
С учетом специфики предмета данного исследования способы совершения краж автотранспорта, используемые преступными группами, могут быть определены как совокупность действий, применяемых преступниками при подготовке, осуществлении противоправных замыслов и сокрытию преступлений, обусловленных факторами внешней среды и личностными свойствами членов преступных групп, связанных с использованием орудий и средств, условий места и времени, объединенных единым преступным замыслом.
1.2 Способы совершения краж автотранспорта
Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершения преступными группами краж автотранспорта, отметим, что данной проблеме в специальной литературе уже уделялось пристальное внимание. Так, о способах совершения краж автотранспортных средств писали Н.Н. Гагарин, Д.И. Тынков, Н.Г. Катенкарь, А.Л. Благодыренко, В.Ф. Робозеров и ряд других авторов.
Как правило, говоря о способе совершения преступления, исследователи отдельно рассматривают характер поведения субъекта преступления, его преступные навыки либо возможности использования орудий и средств для совершения преступления, но в комплексе указанной проблеме уделено недостаточно внимания.
Большинство краж автотранспорта по ряду существенных признаков, в том числе по способу их совершения, характеризуются типичными обстоятельствами, что позволяет разделить способы краж автотранспортных средств на такие составляющие:
подготовка к преступлению;
завладение автотранспортом (способы непосредственного проникновения к месту стоянки транспортного средства (гараж, охраняемая стоянка, двор дома и т.д.);
способы проникновения в транспортное средство;
использование похищенного (способы транспортировки автотранспортного средства; способы сокрытия и реализации).
Изучение уголовных дел свидетельствует, что в 76,3 % из них содержались сведения о различных приготовительных действиях участников групп к совершению краж автотранспорта.
Профессор В.Ф. Луговик в подготовительный этап включил следующие группы мероприятий, осуществляемых преступниками: разведку; предварительный поиск лиц, желающих приобрести похищенное, либо определение возможности обращения его в свою собственность; изготовление орудий преступления, технической документации, номерных знаков и т.п.; поиск соучастников.
Так, для поиска автомобилей и выяснения условий их хранения преступники посещают гаражи граждан под предлогом продажи гаражных замков и запоров. При этом поверхностно осматривают автомобили и изучают степень технической укрепленности гаражей.
Способ совершения краж автотранспорта преступными группами часто предполагает применение специальных орудий и средств.
Как показывают результаты исследований их можно классифицировать следующим образом:
Иногда используются нестандартные орудия и средства: автомобили-эвакуаторы, автомобили технического обслуживания, сканеры сигналов, универсальные ключи (сделанные из особо прочных сплавов и могущие открывать любые замки путем «проворота», слома внутренней структуры замка).
Наиболее распространенными способами изменения номеров агрегатов и узлов похищенных транспортных средств в настоящее время являются:
шпатлевка старого номера и выбивание на его месте нового-19,5%;
Особенностью преступной деятельности лиц, занимающихся кражами автотранспорта, является наличие у них специальных умений и навыков, необходимых для завладения транспортными средствами.
При осуществлении анализа уголовных дел в следственном отделе ОВД по Сосновскому муниципальному району по способу совершения хищений автомашин установлено, что для разведывательной информации лицами совершавшими преступления в 78% использовалась сотовая связь и 11% компьютерная техника.
Анализ следственной практики показывает, что для проникновения в гараж преступники используют следующие способы:
Способы проникновения в транспортное средство различаются в зависимости от криминальной квалификации преступников.
После проникновения в автотранспортное средство для запуска двигателя преступники используют следующие способы:
По результатам исследований, около 58,1 % краж автомашин совершается с целью сбыта автомашин целиком. Как правило, такие преступления совершают преступные группы.
В данном случае на похищенном автотранспортном средстве в авторемонтной мастерской меняется (вваривается) панель воздухопровода с номером (определить замену панели воздухопровода визуально трудно и возможно лишь с участием специалиста), затем перебивается номер двигателя. Для выявления указанных изменений сотрудники, осуществляющие проверку автомашины (в частности, сотрудники ГИБДД), должны обеспечиваться портативными техническими средствами, обеспечивающими выявление неоднородности металла, которые позволили бы разрешить все сомнения на месте проверки.
Кроме того, реализация целей преступления осуществляется так же путем сбыта автодеталей. По данным исследований, около 30,7 % транспортных средств похищаются для последующего разукомплектования и продажи отдельных агрегатов и деталей. Автозапчасти легче реализовать, чем само автотранспортное средство, на них устойчивый спрос и высокие цены. Кроме того, нет необходимости «легализовать» похищенный автотранспорт.
Из следственной практики ОВД по Сосновскому муниципальному району можно установить, что в гараж преступники проникают либо путем спиливания замков и петлей 56%, либо проломом стены 34%. Для запуска автомашины во всех случаях использовалось присоединение проводов зажигания «напрямую». Все похищенные автомашины лицами, совершившими их хищение, сбывались целиком.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что знание обстоятельств совершения краж автотранспорта преступными группами является одной из важных предпосылок для организации эффективной работы по их профилактике и раскрытию. Эти сведения необходимо учитывать при организации деятельности органов внутренних дел.
2. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
2.1 Возбуждение уголовного дела, следственные версии
Тактика и методика проведения первоначальных следственных действий по делам об угонах во многом зависит от конкретно сложившейся ситуации. Работа по каждому отдельно взятому уголовному делу без анализа криминогенной ситуации в целом, без взаимодействия всех заинтересованных служб органов внутренних дел, без налаженной системы профилактики данной категории преступлений вряд ли принесет результаты. Составными частями такой системы являются: создание банка данных о месте и времени совершения преступлений, марках автомобилей, пользующихся наибольшим спросом у преступников местах обнаружения похищенного и угнанного автотранспорта, маршрутах перегона; эффективность функционирования федеральных и региональных учетов, таких как автоматизированные поисковые системы «Регион» «Интегрированный банк данных ИБД-Р», «Автопоиск», «Автомобиль», «Технодокумент», организация постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений: стабильное оперативное прикрытие мест реализации, оформление автомобилей, различных коммерческих и государственных организаций, занимающихся ремонтом автомобилей (это касается в первую очередь хищений транспортных средств).
Поводами к возбуждению уголовных дел по фактам краж, грабежей, разбойных нападений и хищений предметов, имеющих особую ценность, чаще всего являются:
— сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;
— непосредственное обнаружение признаков преступлений органом дознания или следователем;
Эффективность раскрытия и расследования таких преступлений во многом зависит от правильной оценки и разрешения следователем сложившейся конкретной следственной ситуации по уголовному делу.
1. Известно лицо, совершившее преступление, и обнаружено похищенное имущество (см. приложение 4);
2. Не известно лицо, совершившее преступление, но обнаружено похищенное имущество (см. приложение 5);
3. Не известно лицо, совершившее преступление, и не обнаружено похищенное имущество (см. приложение 6).
Первая следственная ситуация наиболее проста в тактическом отношении. Она возникает в случаях захвата преступников с поличным на месте преступления либо вскоре после его совершения (например, при бегстве с места происшествия, обнаружении похищенного имущества сотрудниками милиции при сбыте или перевозке), а также когда личность преступника установлена по показаниям потерпевших, свидетелей либо оперативно-розыскным путем.
Исходная информация в первой ситуации обычно не вызывает сомнений в наличии преступного события, что позволяет отрабатывать достаточно конкретные частные версии о способах, мотивах и целях преступления; месте нахождения орудий и средств его совершения; количественном и качественном составе соучастников; их преступных связях и иных обстоятельствах. Поэтому основная деятельность следователя должна быть направлена на собирание и процессуальное закрепление имеющихся доказательств, установление конкретных обстоятельств события, их исследование и оценку.
Система следственных действий в данной ситуации может быть представлена в следующем виде: задержание подозреваемых; личный обыск; освидетельствование; допрос; обыски по месту жительства и работы; предъявление обнаруженных вещей для опознания; наложение ареста на имущество; осмотр места происшествия, документов и предметов (например, орудий взлома, изъятых ценностей); допрос потерпевших, свидетелей, должностных и материально ответственных лиц; медицинское освидетельствование потерпевших; выемка и осмотр документов; получение образцов для сравнительного исследования; назначение криминалистических и иных экспертиз; предъявление задержанных для опознания; проведение очных ставок.
Исходные данные во второй ситуации, характеризующейся наличием похищенного имущества и отсутствием сведений о подозреваемом, не позволяют достаточно точно судить о субъекте преступления, форме его вины и других существенных обстоятельствах, а следовательно, построить конкретные версии. В такой ситуации сначала выдвигают общие версии, объясняющие характер изучаемого события в целом, т. е. о том, какое преступление (кража, грабеж, разбой или иное хищение) было совершено и имело ли оно место в действительности. По мере накопления фактических данных общие версии детализируют, на их основе строят частные версии, как правило, розыскного характера. Они должны быть направлены на установление: вероятного пути следования преступников; адресов (мест), где они находятся или могут находиться; скупщиков (сбытчиков) похищенного; связей разыскиваемых; демографических данных, с помощью которых они могут легализоваться; предполагаемых действий и планов преступников, связанных со сбытом похищенного, получением средств существования, документов, а также возможностью продолжения преступной деятельности; попыток скрывшихся преступников наладить связь с родственниками, знакомыми и другими лицами; попыток оказать влияние на участников процесса, воспрепятствовать установлению истины по делу и т.д.
Первоначальные следственные действия в данной ситуации могут быть следующими: осмотр места происшествия; детальный допрос потерпевшего, очевидцев преступления и других осведомленных лиц (например, жильцов близлежащих домов, сторожей, охранников); освидетельствование потерпевшего; выемка (обыск) с целью изъятия похищенного имущества; осмотр предметов и мест (местности), где они обнаружены; допрос свидетелей из числа лиц, имеющих отношение к похищенным вещам (скупщиков, сбытчиков, посредников); предъявление предметов для опознания; допрос лиц, которые могут дать сведения о преступнике и его образе жизни (родственников, сослуживцев, знакомых); наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; получение образцов для сравнительного исследования; назначение судебных экспертиз: биологической, дактилоскопической, трасологической, баллистической и других (в зависимости от результатов проведения предыдущих следственных действий).
В третьей ситуации организовать расследование наиболее сложно, так как полностью отсутствуют сведения о лице, совершившем преступление, и месте нахождения похищенного имущества. В этом случае целесообразно начинать расследование с выдвижения общих версий, например: 1) преступление (кража) совершена при обстоятельствах, указанных заявителем; 2) событие, хищение имело место, но не при тех обстоятельствах, которые указаны заявителем; 3) преступление могло быть инсценировано.
Затем выдвигают типовые версии, направленные на определение круга лиц, среди которых следует вести поиск преступников, например: 1) кража совершена лицом, длительное время не работающим, не имеющим постоянного места жительства, злоупотребляющим спиртными напитками; 2) тайное или открытое хищение совершено несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел за угоны автотранспорта; 3) грабеж совершен лицом, ранее не судимым, но уже совершавшим преступления таким же способом; 4) разбойное нападение совершено лицом, ранее судимым за аналогичные преступления или иные корыстно-насильственные деяния; 5) преступление совершено «гастролерами»; 6) хищение совершено лицом, располагающим сведениями о потерпевшем и его имуществе (родственником, знакомым); 7) хищение совершено «по наводке» или «на заказ»; 8) к совершению преступления причастны определенные лица (сотрудники организации, учреждения, фирмы, охранники и др.).
Указанные версии строятся не только на основе имеющейся информации, но и на базе профессионального опыта следователя, его эрудиции, интуиции, а также обобщения судебно-следственной практики. При проверке выдвинутых версий акцент делается на оперативно-розыскные и иные организационные мероприятия, а также следственные действия, направленные на изучение материальной обстановки места происшествия, установление примет подозреваемых и индивидуальных особенностей похищенного транспортного средства и предметов находящихся в нем.
В этом случае первоначальными следственными действиями могут быть: осмотр места происшествия; допрос заявителя, потерпевшего, ответственных лиц и иных свидетелей (работающих и проживающих вблизи объекта, где совершено преступление); освидетельствование потерпевшего; выемка документов; осмотр обнаруженных предметов; предъявление для опознания предметов и документов; получение образцов для сравнительного исследования; назначение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз с целью выяснения вероятных признаков подозреваемых, орудий преступления и способов его совершения, отобразившихся в окружающей обстановке (следах рук, обуви, зубов, крови и т.д.).