Краска нитро для авто

Нитроэмали — особеннности и применение

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Отличительные особенности состава

Нитрокраски изготавливаются на основе нитроцеллюлозы, модифицированных алкидных смол и других добавок. Такие лакокрасочные материалы маркируют буквами «НЦ». Производители ЛКМ выпускают различные нитроцеллюлозные краски, эмали, лаки. Главная особенность продукции этого типа — после покраски покрытие быстро высыхает.

продаются полностью готовыми к покраске;

быстро высыхают (за несколько минут) за счет естественного испарения растворителя;

образуют твердое, прочное покрытие, устойчивое к действию влаги, ультрафиолета, механическому повреждению, истиранию;

защищают металл от коррозии;

выпускаются в различных цветах;

бывают с глянцевым или матовым блеском;

после высыхания покрытие при шлифовке и полировке приобретает зеркальный блеск;

нитроэмали могут наноситься на дерево, металл, МДФ, ДСП, бетон, штукатурку;

покрытие устойчивое к влажной уборке, бытовой химии;

все эмали разбавляются определенным типом растворителя;

отличаются низким расходом (30-120 грамм на 1 кв. метр) и приемлемой ценой;

на поверхность наносятся с помощью кисточки, краскораспылителя;

окрашенная поверхность сохраняет вид на протяжении 2 лет и более.

имеют токсичный состав;

сама краска пожароопасная;

при высыхании выделяют в воздух токсичные испарения;

отличаются низкой адгезией к металлу (требуют предварительной грунтовки);

при нанесении создают тонкую пленку, требуют покраски в несколько слоев (до десяти);

запрещается распылять поверх масляного, алкидного, акрилового покрытия;

обладают низкой стойкостью к кислотам и химическим веществам;

не рекомендуется применять для наружных работ (сравнительно низкая стойкость к неблагоприятным погодным условиям);

при частом контакте окрашенной поверхности с водой образуются белые пятна;

при высыхании в помещении с повышенной влажностью появляются белесые пятна (в отдельных случаях требуются медленно испаряющиеся растворители).

Молотковая краска имеет неповторимый рисунок клепаной поверхности

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Краска молотковая для автозапчастей

Молотковая краска может наноситься по ржавчине. Покрытие делается валиком, кистью и используется аэрозоль. Расход 1 литра – норма от 6 м2, до 10 м2 площади. В старину использовались порошковые термические составы. Сделать такое покрытие своими руками было невозможно. Молотковая краска, порошковая, жидкая и аэрозоль имеет одинаковые характеристики:

Развести порошок, сделать жидкий состав, можно, используя алкидные лаки на водной основе. Очистить старую пленку поможет нитро смывка. Подготовка и покрытие делаются своими руками. Исключение составляет старый состав – порошковая смесь.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Молотковая краска для отделочных работ

Молотковая краска применяется:

Площадь покрытия в м2 не ограничена. Сделать состав жидкий, развести старую смесь, можно растворителем, норма не более 50%. Расход на 1м2, на молотковую краску и аэрозоль указан на упаковке. Норма на порошковые составы зависит от материала: по оцинкованному металлу, чугуну или гладкий пластик.

Молотковая краска может быть на разной основе:

Силиконы в составе отталкивают воду. Алкидные смолы позволяют наносить полимерное покрытие по ржавчине, смесь антикоррозийная. Сокращается расход материалов по норме на м2. Надо удалить только рыхлые пятна ржавчины, используется для этого смывка. Остальное очистить от пыли. Стандартный расход по инструкции – 1 литр на 10 м2. Температура 80 градусов.

Статья по теме: Поделки из ракушек своими руками

Сферы применения красок нитро

Нитроцеллюлозные ЛКМ используются для покраски:

Особенности силиконовых красок и расход, как наносить и сделать своими руками

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Разновидности и технические характеристики

В продаже можно встретить несколько типов ЛКМ, изготовленных на эфирах целлюлозы. Самые популярные — НЦ-132 и НЦ-25. Эти эмали выпускаются в нескольких десятках цветов. Применяются для покраски деревянных и металлических поверхностей, в основном, внутри помещения. Высыхают за 1-3 часа при комнатной температуре. Для их разбавления используют растворители 645, 646 и другие.

После высыхания образуют на поверхности тонкую пленку. Наносятся в несколько слоев (от 2 до 5 и 10). Производители даже выпускают нитроэмали НЦ-132 отдельно для нанесения краскораспылителем (маркируются буквой «П») и кистью (с буквой «К»).

Основные типы нитрокрасок, продающихся в строительных супермаркетах:

Все нитрокраски однокомпонентные и полностью готовы к применению. В составе любой нитроэмали имеются растворители, которые по мере высыхания краски испаряются. Работать с этим видом эмалей рекомендуется при плюсовых температурах и влажности воздуха не более 70 процентов.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Критерии выбора эмали

Нитрокраску покупают, если хотят создать покрытие с зеркальным блеском. Такими эмалями можно покрасить старую мебель, деревянный пол, мебельные плиты МДФ и ДСП. Быстросохнущая нитроэмаль спустя несколько часов после покраски позволяет оценить результат. Внутри помещений используют НЦ-25 и НЦ-132. Правда, в первый месяц после нанесения краски спать в помещении, где происходила покраска, не рекомендуется. При высыхании нитроэмаль выделяет в воздух токсичные вещества.

Захарова Ирина Юрьевна

Профи по клинингу с 15-ти летним стажем. Наш лучший эксперт.

Идеально использовать нитроцеллюлозные краски на улице. Правда, только не для покраски объектов и предметов, которые будут длительное время контактировать с водой. От влаги окрашенная поверхность покроется белесыми пятнами.

Для покраски металлических частей кузова покупают специальные аэрозольные нитрокраски. Они наносятся простым распылением и мгновенно высыхают. В продаже можно найти спреи для авто разных цветов (красного, черного, желтого и другие). С помощью аэрозоли можно создать гладкое и блестящее покрытие.

Состав и рейтинг лучших марок магнитных красок, как сделать своими руками

Для покраски гаражных ворот, входных металлических дверей используют НЦ-11, НЦ-5123. Такие нитроэмали хорошо ложатся поверх обработанной грунтом поверхности. Со временем покрытие, которое эксплуатируется на улице, может пожелтеть и потрескаться. Каждые три года нужно обновлять внешний вид металлических изделий. При нахождении длительное время под прямыми солнечными лучами краска может выгореть.

Нитрокраска быстро сохнет

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Молотковая краска для металлических дверей

Нитро эмаль и масляная краска применяется для наружных работ. Покраска металлоконструкций проводится по всей площади только в сухую погоду. Покрытие требует хорошей подготовки:

Поверхность может быть матовая и глянцевая. Сделаны они на основе олифы и солвента. Чтобы получить более жидкий состав, надо развести растворителем. Норма не более 20% от старой густой смеси. Расход на м2 большой, поскольку требуется наносить более 3 слоев.

Статья по теме: При каких условиях возникает точка росы?

Перед началом работ своими руками, надо решить, чем обезжирить металл перед покраской. Чтобы удалить масляную пленку лучше использовать жидкий растворитель, развести его с водой. Смывка очищает от старого покрытия и грунта каждый м2 площади.

Правила и особенности применения

С помощью нитрокраски красят, в основном, деревянные и металлические поверхности. Для покраски дерева или металла покупают подходящий тип нитроэмали. Окрашивание производят по сухой и идеально ровной, но слегка шероховатой поверхности. Нитроэмаль наносят в несколько слоев, соблюдая интервал, предназначенный на просушку.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Запрещается красить мокрые и неподготовленные объекты. Нитрокраску нельзя наносить поверх масляной, акриловой, алкидной основы. Неподходящее покрытие перед применением нитроцеллюлозной эмали рекомендуется очистить.

По дереву

Окрашивание деревянных предметов или объектов можно выполнять с помощью кисточки или краскораспылителя. Перед покраской нитроэмаль нужно хорошо размешать. Для разбавления слишком густого состава применяют рекомендованные в инструкции растворители.

Основные этапы покраски дерева с помощью НЦ-эмали:

Деревянные изделия, объекты или предметы окрашивают в несколько слоев. Обычно в 2-5. После нанесения первого слоя рекомендуется подождать 1-3 часа, чтобы краска высохла. Нельзя окрашивать мокрую или не высохшую основу. Ходить по окрашенному нитроэмалью полу можно через 3 дня.

Описание Актерм Бетона и разновидности составов, правила применения и аналоги

По металлу

Для нанесения нитрокраски на металлическую поверхность рекомендуется использовать краскопульт. Распыление эмали позволяет создать идеально гладкое покрытие без подтеков. Для покраски металла есть свой тип нитроэмали с антикоррозийными добавками. Можно воспользоваться НЦ-132, Нц-11, НЦ-25, НЦ-5123.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Основные этапы покраски металла с помощью нитрокраски:

После нанесения первого слоя нужно подождать 1-3 часа, чтобы эмаль высохла. Потом нанести второй, а если нужно, то еще несколько раз пройтись по металлической поверхности краской. Эксплуатировать окрашенный предмет можно через несколько суток.

Чем отличаются от обычной эмали

Основным отличием являются компоненты, которые используются для производства продукции. Наличие в составе нитрата целлюлозы позволяет получить, тот самый быстросохнущий эффект, эмали требуют большего времени для введения в эксплуатацию, окрашенного ими предмета. Таким образом, использование нитроэмали позволяет существенно сократить срок проведения ремонтных работ.

Используется нитроэмаль по металлу чаще, чем по дереву. Для деревянных изделий предпочтительнее использование эмалей. Нитрокраски более токсичные, значит более вредные для здоровья и экологии.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Использование нитроэмали позволяет существенно сократить срок проведения ремонтных работ.

Источник

Краски на нитрооснове — преимущества и недостатки

Нитроэмали – это вид лакокрасочных материалов, изготовленных на основе нитрата целлюлозы. В ходе производственного процесса целлюлоза подвергается обработке азотной кислотой, что и позволяет получить краску. Другие названия нитроэмалевого состава – нитрокраска и нитроцеллюлоза.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Нитрокраска предлагается потребителю в готовом виде. Продукт не нуждается в растворителе. Однако лакокрасочный материал нужно хорошо размешать перед применением.

Сферы применения

Нитроэмали изначально разрабатывались как красящий состав для автомобилей. Основная причина такого предназначения – глянцевость, эффектный зеркальный блеск поверхности. Однако процесс окрашивания отличался повышенной трудоемкостью, и к тому же покрытие получалось нестойким: его хватало всего лишь на 3-5 лет. Поэтому в промышленности от окрашивания автомобильных кузовов нитрокраской постепенно отказались, хотя автолюбители все еще используют этот вид краски в домашних условиях.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Сейчас нитроэмали чаще всего применяются для обработки следующих типов поверхностей:

Обратите внимание! Специально для нанесения надписей производиться краска в маркерах. Маркер представляет собой резервуар с жестким наконечником (стержнем).

Преимущества и недостатки нитроцеллюлозы

К преимуществам данного вида краски можно отнести:

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Следует отметить такие недостатки нитроцеллюлозных эмалей:

Инструкция по покраске

Поскольку нитроэмали сохнут в течение короткого времени, этот факт приходится учитывать малярам, которые в работе с этим видом красок пользуются краскопультами, а не кистями или валиками. Дело в том, что только пульверизатор или баллончик позволяет получить равномерную поверхность при покраске, а вот при работе другим инструментом остаются потеки.

Обратите внимание! В среднем расход нитрокраски составляет 100-120 граммов на квадратный метр.

Если краска наносится на металлическую поверхность, порядок выполнения работ будет следующим:

Обратите внимание! Нитроэмали придают глянцевый вид поверхности: покрытие будет выглядеть почти зеркальным. Однако чтобы получить такой эффект, черновую поверхность нужно хорошо подготовить, доведя ее до идеальной гладкости.

Покраска деревянных изделий осуществляется схожим образом, но имеются и отличия:

Нитроэмали по-прежнему пользуются определенным спросом из-за своей ценовой доступности. Однако многочисленные недостатки нитроэмалей и, в первую очередь, их токсичность заставляют многих покупателей сделать выбор в пользу более прочных и экологически чистых красок.

Источник

Эволюция, виды и свойства автоэмалей. Нитро, алкид, акрил, краски на водной основе

История развития автомобильных эмалей берет начало с тех далеких времен, когда кузова автомобилей ничем не отличались от каретных и красились масляными красками, десятки слоев которых сохли на кузовах в течение нескольких недель. С тех пор автомобильные краски проделали большой путь и сегодня нам предлагают огромный выбор продукции в красивых упаковках с яркими названиями. Попробуем разобраться, какие существуют виды автомобильных эмалей, чем одни краски отличаются от других, а заодно и освежим в памяти основные вехи эволюции автоэмалей.

«Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что этот цвет — черный». На первый взгляд может показаться, что это очередная из странностей своенравного Генри Форда. Но нет, «автомобильный король» вовсе не был ненавистником других цветов — просто в те времена единственным быстросохнущим материалом, который годился для конвейерной окраски транспортных средств был черный натуральный японский лак. Ситуация в корне изменилась с изобретением красок на основе нитроцеллюлозы.

Нитроэмали. От пороха к краскам

Более двухсот лет тому назад, в 1800 году, французский экономист и политический деятель Пьер Дюпон с двумя сыновьями и их семьями иммигрировал в Америку. Оказавшись там, Дюпоны решили открыть пороховой завод. Заниматься этим должен был один из сыновей — Элевтер Дюпон, так как с порохом он был знаком не понаслышке: во Франции он работал на государственной пороховой фабрике под руководством великого Антуана Лавуазье.

Сказано — сделано. В 1802 году в штате Делавэр, рядом с городом Уилмингтон, начались работы по строительству новой пороховой фабрики, вскоре после чего по стране начали свое шествие ящики с надписью «DuPont. Explosives» (взрывчатка).

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Долгое время Дюпоны занимались только порохом, но на рубеже XX века они решили заняться производством и других товаров. Для этого они построили большую лабораторию и наняли несколько десятков ученых-химиков. Так началась эра революционных открытий, среди которых: первая синтетическая резина (неопрен), первое искусственное волокно (нейлон), целлофан, тефлон, лайкра, кевлар и множество других. Имя DuPont гремело на весь мир.

С историей этих открытий почти совпадает и история развития автомобильных красок. В 1923 году при обработке целлюлозных волокон химики получили первую в мире нитрокраску, совершившую настоящий технологических переворот в автомобильной индустрии. В отличие от масляных красок, которые наносились кистями и сохли черепашьими темпами, нитрокраски можно было наносить с помощью пневматических распылителей, а их высыхание было практически моментальным. Все это привело к гегемонии нитроэмалей в автомобильном мире.

Но были у этих красок и недостатки. Из-за слабого глянца покрытие требовало частой полировки (в двадцатые годы для этого использовались льняные тряпки и полировальные пасты). Да и сам процесс окраски был длительным и трудоемким. Из-за низкого сухого остатка пленка нитроэмали была слишком тонкой и хрупкой, поэтому для получения долговечного покрытия требовалось наносить от 5 до 11 слоев эмали.

К слову, именно так во времена Союза красили правительственные «Чайки» и «Зилы». Покрытия этих «членовозов» насчитывали до 12 слоев! Причем в процессе окраски несение каждого последующего слоя эмали чередовалось с тщательной полировкой предыдущего, а последний слой обязательно обрабатывался восковыми полиролями.

Что и говорить, выкрашенные таким способом автомобили выглядели великолепно. На их поверхности совершенно отсутствовала шагрень, ЛКП давало исключительно красивые, четкие блики и отражения. В дальнейшем, правда, все это дело приходилось почти постоянно подкрашивать и полировать — благо было кому…

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

По такой же технологии окрашивались сравнительно старые модели Роллс-Ройсов, Кадиллаков. Вот так, например, выглядел Cadillac 60 Special 1938 года, окрашенный нитрокраской.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Поговорим о механизме пленкообразования нитрокрасок. Как вы думаете, за счет чего происходит их полимеризация? Вопрос с подвохом — никакой полимеризации в нитрокрасках на самом деле не происходит. Эти краски отверждаются, а точнее просто высыхают, исключительно за счет испарения растворителей. То есть за счет чисто физического процесса.

Полученная после высыхания пленка получается обратимой, отсюда вытекает еще один недостаток нитрокрасок: покрытие имеет низкую стойкость к агрессивным воздействиям, например к бензину и солнечным лучам.

Недостатки нитрокрасок заставили производителей ЛКМ искать способы получить новые, более стойкие и удобные в работе материалы. Хотя несмотря на все минусы нитрокрасок, стоит все же отдать им должное — для своего времени они были очень хороши.

Выпускаются нитрокраски, кстати, до сих пор (вы можете определить их по маркировке НЦ). В авторемонте их конечно же почти не используют. В основном их применяют или реставраторы раритетных машин или владельцы старой спецтехники типа тракторов и бульдозеров. И то лишь для того, чтобы как можно дешевле подготовить такую технику к прохождению техосмотра.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Эпоха алкида

Следующий этап в истории покраски автомобилей связан с появлением алкидных эмалей. Произошло это на рубеже 30-40-х годов. В течение следущих 30 лет эти эмали были основным лакокрасочным материалом как на конвейерах автозаводов, так и в ремонтных мастерских. Производство алкидных эмалей велось всеми ведущими производителями ЛКМ, включая таких гигантов как BASF и PPG.

По сравнению с нитрокрасками, «алкиды» имеют ряд технологических преимуществ. Они обладают более высоким сухим остатком, так что наносить по пять-десять слоев эмали уже без надобности, достаточно двух-трех. Нет нужды теперь и в постоянной полировке покрытия — после полного отверждения алкидная эмаль образует необратимую пленку с высокой твердостью, блеском и стойкостью к бензину, маслам, атмосферным осадкам и солнечным лучам.

Что же представляет собой алкидная эмаль? Основой этих красок является алкидная смола — продукт взаимодействия многоатомных спиртов и многоосновных кислот (соедините фрагменты слов alcоhоl (спирт) и acid (кислота) и вы поймете происхождение термина «алкидный»).

Самыми распространенными алкидными смолами являются глифталевые смолы (продукт взаимодействия глицерина (трехатомного спирта), фталевого ангидрида и растительного масла) и пентафталевые смолы (пентаэритрит (четырехатомный спирт) плюс тот же фталевый ангидрид). На основе этих смол российские производители ЛКМ выпускают лаки и эмали с маркировкой ГФ и ПФ. Вы могли встречать банки с такой маркировкой в хозяйственных или строительных магазинах. Это — классические алкидные материалы.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Только не путайте пожалуйста строительные и бытовые алкидные эмали с теми, что предназначены для авторемонта. В качестве примера авторемонтных «алкидов» можно привести эмали небезызвестной финской фирмы Sadolin. Из «наших» можно вспомнить эмаль «Vika-алкид» (Vika-60) от компании «Русские краски».

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Отверждение алкидных эмалей происходит в естественных условиях. В этом процессе принимает активное участие кислород воздуха (поэтому такие эмали еще часто называют «эмалями воздушной сушки»). Только в отличие от нитрокрасок, здесь кроме физической сушки (испарение растворителя) параллельно происходит еще один процесс: химическая реакция превращения молекул связующего в полимер.

Чтобы запустить второй, химический процесс, обязательно необходимо взаимодействие двух реакционноспособных компонентов. Один из этих компонентов находится в банке с краской — это раствор алкидной смолы, модифицированный растительным маслом. Растительное масло снабжает продукт «хвостами» высших жирных непредельных кислот, содержащих сопряженные двойные связи.

Второй компонент — кислород воздуха. Он взаимодействует с указанными двойными связями, в результате чего появляются радикалы, «запускающие» реакцию «сшивания». При этом наличие у каждой молекулы алкидного компонента нескольких двойных связей приводит к росту и разветвлению цепи и формированию сетчатых структур, составляющих основу прочной полимерной пленки. Растворить такую пленку после ее полного отверждения невозможно, поэтому она называется необратимой.

Алкидные эмали считаются однокомпонентными (они поставляются в одной банке), но с физико-химической точки зрения их вполне можно считать двухкомпонентными, так как в их отверждении всегда участвуют два компонента: алкидная смола и кислород.

Самим механизмом отверждения алкидных эмалей обусловлен и основной их недостаток: очень долгое время отверждения. Поскольку по мере отверждения доступ кислорода внутрь слоя затрудняется, полная полимеризация алкидной эмали по всей глубине наступает в лучшем случае через несколько недель. А пленка, полученная спустя первое время покраски, является результатом лишь первичной полимеризации.

Зато в работе эти эмали неприхотливы, красить ими удобно и легко. Из-за большого содержания растворителей в процессе нанесения быстро формируется поверхностная пленка, поэтому чтобы наделать подтеков — нужно еще постараться. По этим причинам некоторые мастера еще до сих могут применять алкидные эмали в определенных случаях. Например, чтобы быстро и недорого освежить свое подержанное авто перед продажей. Получается красиво, а об остальном предстоит думать уже новому хозяину…

«Синтетика»

В 1956 году в алкидные смолы начали добавлять меламин. За меламиноалкидными эмалями в обиходе давно закрепилось название: «синтетика». Почему? Одна из версий связана с тем, что при создании алкидной части этих эмалей использовались синтетические жирные кислоты. Выпускаются меламиноалкидные эмали под маркировкой МЛ.

При отверждении этих эмалей также одновременно протекают два процесса: испарение растворителя и образование необратимой пленки. Второй процесс тоже происходит при участии двух компонентов: алкидной составляющей, модифицированной растительным маслом (либо раствора полиэфирной смолы) и меламинформальдегидной смолы. Оба этих компонента изначально находятся в одной банке, до поры до времени не реагируя между собой.

В отличие от классических алкидных эмалей в меламиноалкидных эмалях алкидный компонент содержит мало двойных связей, поэтому он (аликидный компонент) здесь практически не реагирует с кислородом. Но зато этот компонент обязательно содержит звенья с реакционноспособными гидроксильными группами ОН, и при повышении температуры они вступают в реакцию с метилольными группами меламиноалкидной смолы…

Проще говоря, при достаточном нагреве происходит реакция между двумя компонентами, в которой меламинформальдегидная смола выступает в роли отвердителя.

Как правило, для эмалей необходимая температура нагрева составляет 130°С (например, для «Vika-синтал» МЛ-1110). При таком нагреве «эмэлка» сохнет всего 30 минут.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Из-за этой особенности меламиноалкидные эмали еще называют «эмалями горячей сушки». Преимущества такого механизма очевидны: в отличие от отверждения кислородом, здесь полимеризация проходит равномерно на всю толщину слоя. В результате формируется прочная необратимая пленка, которая по своим физическим и визуальным характеристикам мало чем уступает акрилу (о нем поговорим далее) — но лишь при условии высокотемпературной сушки в камере.

Поскольку в условиях ремонтной окраски достичь таких высоких температур как на заводе нельзя, для снижения температуры сушки этих эмалей использовались специальные ускорители сушки на изоцианатной основе. Эти своеобразные «отвердители» были хорошим подспорьем для мастеров, красивших «синтетикой».

Зачастую в гаражах красили «синтетикой» и вовсе без сушки. Естественно, про сносное качество покрытия в таком случае можно было и не мечтать, но в условиях дефицита, когда разжиться «МЛ-кой» было задачей непростой, многие были довольны и этим. Да и кроме машины, можно было найти, что ею покрасить. Например катер, дачу, окна, перила…

Эпоха алкидных эмалей и их модификаций продолжалась до середины 70-х годов. Как ни крути, эти материалы, с их долгим временем высыхания и необходимостью горячей сушки, тоже были далеки от идеала. И прогресс пошел дальше…

Акриловая революция

С акриловыми ЛКМ наши маляры впервые познакомились в начале девяностых, хотя в других странах акрил на тот момент использовался наверное уже лет 30.

Попробуем разобраться, чем же так революционен акрил. Для начала взглянем на тару, в которой продаются эти ЛКМ.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

В отличие от эмалей, рассмотренных выше, здесь мы видим перед собой уже не одну, а две банки: в одной — основа, в другой — отвердитель.

Компоненты акриловых ЛКМ, в отличие от меламиноалкидных, хранить в одной емкости не получится, поскольку они тут же вступят в реакцию. Поэтому эти продукты поставляются в двух упаковках, содержимое которых смешивается непосредственно перед применением. Это — двухкомпонентные материалы (2K).

Допустим, мы смешали компоненты и нанесли акриловую эмаль или лак. Чтобы понять, как происходит отверждение, нам нужно познакомиться поближе с каждым из компонентов.

Первый компонент содержит раствор акрилового сополимера. Это высокомолекулярное вещество, продукт совместной полимеризации акриловых мономеров — акриловой и метакриловой кислот и их сложных эфиров. Для нас сейчас важно понимать, что этот сополимер содержит в своем составе звенья с гидроксильными группами ОН. Запомнили.

Теперь о втором компоненте — отвердителе. В его составе есть полиизоцианат, содержащий изоцианатные группы —N=C=O. Это высоко реакционноспособные соединения, они легко вступают в реакцию с гидроксильными группами ОH. Этот процесс и лежит в основе отверждения акриловых материалов: когда раствор сополимера и отвердитель смешивают, гидроксильная и изоцианатная группа вступают в реакцию по следующей схеме:

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Из схемы мы видим, что в результате реакции формируется уретановая связь (конструкция справа от стрелочки). А благодаря тому, что изоцианатные группы имеют вид трехлучевых звездочек (условно), полимер, опять же, получается «пространственно-сшитым».

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для автоИзоцианатные группы можно условно изобразить в виде трехлучевых звездочек

Таким образом при отверждении акриловой пленки образуется полиуретан (поэтому такие эмали еще называют полиуретановыми или акрил-уретановыми). Именно полиуретан обеспечивает покрытию те великолепные визуальные и потребительские свойства, которыми славятся акриловые материалы.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

В описанном механизме и заключается главное отличие акриловых ЛКМ от эмалей предыдущих поколений. Можно сказать, что теперь отверждение ЛКМ превратилось в контролируемую химическую реакцию, благодаря чему маляры перестали зависеть от множества случайных факторов.

Важнейшим преимуществом такого метода на практике стало значительное сокращение времени полного отверждения ЛКМ. Так, при температуре воздуха 20 °С и нормальной влажности, все необратимые изменения в акриловом покрытии заканчиваются за 16-18 часов, а в течение еще нескольких суток ЛКП приобретает максимальную твердость. При температуре 60 °С покрытие полностью полимеризуется уже за 40-60 минут, после чего автомобиль будет полностью готов к полировке.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для автоДвухкомпонентные акрил-уретановые эмали с физико-химическим механизмом отверждения — шаг вперед от нитрокрасок и алкида. Эти материалы позволяют получить лучшее качество покрытия и упростить технологический цикл

Готовая пленка акриловой эмали обладает высокой твердостью (близкой к твердости стекла), стойким блеском, великолепными эластичностью и износостойкостью. Акрилы устойчивы к воздействию кислот, щелочей и растворителей, обладают отличной адгезией к самым разнообразным поверхностям, стойко переносят воздействие солнечных лучей и атмосферных осадков.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Появление акриловых ЛКМ открыло новую эру в кузовном ремонте, позволив даже в гаражных условиях создавать покрытие, сопоставимое по качеству с заводским. За это всем и полюбился акрил.

Красота, да и только. «Металлики» и «перламутры»

Следующий шаг эволюции ЛКМ связан с появлением «эффектных» покрытий.

Еще в эпоху алкида разработчикам ЛКМ пришла идея добавлять в эмаль крохотные частички алюминиевой пудры, которые, как микро-зеркала, отражали бы падающий на них свет и придавали покрытию искрящийся, «металлический» эффект.

Но широкой популярности первые «металлики» не получили. Это были очень недолговечные покрытия, поскольку добавленные в алкидную эмаль алюминиевые чешуйки становились причиной быстрого выцветания и помутнения эмали.

Да и эффектные возможности металликов первого поколения оставляли желать лучшего. Так как это была однослойная (одностадийная) система, невозможно было добиться каких-то впечатляющих визуальных эффектов. Такие «металлики» можно встретить например на старых велосипедных рамах. Разглядеть там металлические включения можно разве что под лупой.

И тогда производители ЛКМ пошли другим путем: создали двухслойную систему «базовая эмаль + прозрачный лак».

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Базовые эмали характеризуются тем, что содержат много растворителя и быстро сохнут, но сами по себе, без лака, они смотрятся достаточно убого, да и стойкость к внешним воздействиям у них скверная. Но стоит нанести лак, как тут же происходит чудесная метаморфоза: покрытие «оживает» и становится сказочно красивым, появляется насыщенность и глубина цвета.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Двухслойные покрытия оказались не только красивее, но и долговечнее, прочнее. Цветной слой ведь находится под прочным лаковым панцирем, который надежно защищает покрытие от агрессивных внешних воздействий, особенно от солнечного света (безжалостного разрушителя полимеров).

С химической точки зрения прозрачные лаки похожи на вышеописанные акриловые ЛКМ, с очевидным отличием — отсутствием цветовых пигментов. Лаки могут быть не только глянцевыми, но и матовыми. А есть даже с регулируемым блеском.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Что же до базовых эмалей, то их могут производить по-разному. Распространенным вариантом является комбинация полиэфира, ацетобутирата целлюлозы (напоминает НЦ, только устойчив к ультрафиолету в отличие от нитроцелюлозы) и меламинформальдегидной смолы (напоминает МЛ-ку).

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Поначалу в базовые эмали добавляли только алюминий, но в конце 80-х годов в качестве эффектных пигментов стали применять частички обработанной слюды. Так появились краски с эффектом «перламутр» — похожие на «металлик», но с более нежным, спокойным блеском. В отличие от плоских частиц алюминия, отражающих солнечный свет под определенным углом, «перламутровые» частички рассеивают падающий свет, что и дает эффект благородного, «матового» блеска.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

Совершенствование эффектных возможностей ЛКП продолжается постоянно. Если раньше предметом роскоши были металлики с модными названиями «мокрый асфальт» или «брызги шампанского», то сегодня на рынке представлены и трехслойные «перламутры», и «ксираллики», и «хамелеоны». А что будет дальше — вообще неизвестно.

Борьба за экологию. Эмали на водной основе

Любая автомобильная краска состоит из трех основных компонентов: пигмента, смолы и растворителя. Последний, как известно, является веществом токсичным.

Со второй половины 80-х годов борьба за экологию затронула лакокрасочную индустрию, в результате чего химики стали искать способы сокращения вредных выбросов при покраске и производстве ЛКМ.

Добиться этого можно было двумя способами. Первый — увеличить в ЛКМ процентное содержание сухого остатка. Так родились материалы HS (high solid), в которых содержание сухого остатка составляет 55—65%, а затем и VHS/UHS (very high solid и ultra high solid), где этот процент достигает восьмидесяти.

Появление высоконаполненных материалов было продиктовано не только экологическими, но и практическими соображениями. HS-материалы обладают большей вязкостью, поэтому для достижения рекомендованной толщины покрытия их можно наносить в полтора слоя вместо двух (как на MS), а расход материала при этом сокращается на 30%.

Второй способ, к которому пришли химики в попытках сделать ЛКМ еще более экологичными: заменить органические растворители водой.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для авто

В первую очередь «под воду» начали переделывать базовые эмали, так как в их составе содержится больше всего растворителей. Сделать это оказалось не так просто. Пришлось переделывать и смолы, и добавки, и пигменты. Почему? Потому что вода, в отличие от органических растворителей, имеет абсолютно другие свойства. Например, растворять смолу ЛКМ она не может (такой раствор выйдет мутным, а не прозрачным).

По этой причине при изготовлении ЛКМ на водной основе смолу превращают в эмульсию. Такая эмульсия представляет собой дисперсии мельчайших частиц смолы в воде. Только так вода, выступая в роли дисперсионной среды, будет успешно понижать вязкость ЛКМ.

Примеры эмульсий постоянно окружают нас в быту. Тот же майонез, кетчуп или молоко. На примере этих продуктов питания можно наглядно продемонстрировать некоторые свойства водно-дисперсионных ЛКМ. Что произойдет, если взять, к примеру, майонез, и сначала заморозить его, а потом разморозить? Продукт расслоится на фракции, после чего перемешать его в однородную эмульсию уже не получится.

Похожим образом ведут себя при заморозке и водные ЛКМ. После размораживания у них меняется цвет, материал становится мутным вместо прозрачного. Также может измениться консистенция (появляются комочки).

Отсюда главное требование к «водным» материалам: их температура ни в коем случае не должна опускаться ниже +5 °С. Чтобы это обеспечить в наших погодных условиях, для хранения этих материалов необходимы отапливаемые склады, а для перевозки — теплые фуры.

Краска нитро для авто. Смотреть фото Краска нитро для авто. Смотреть картинку Краска нитро для авто. Картинка про Краска нитро для авто. Фото Краска нитро для автоONYX HD — попытка концерна BASF решить проблему морозоустойчивости водорастворимых материалов. В составе цветовых компонентов ONYX HD нет воды, поэтому они не боятся мороза и не меняют своих свойств после оттаивания. Остальные компоненты системы — биндер и растворитель — во избежание расслоения после заморозки поставляются в достаточно больших канистрах. Такие защитить от холода легче, чем мелкие баночки цветовых компонентов.

Краски на водной основе уже вовсю используются как на конвейерах, так и в автосервисах. И не только краски, а и лаки, грунты, антигравийные покрытия.

В работе водные ЛКМ, в частности базовые покрытия, зарекомендовали себя превосходно: они легко наносятся, обладают отличной укрывистостью, в отличие от органорастворимых баз, практически не дают «яблочности» и полос.

Разработчики водных ЛКМ потратили немало усилий для сохранения их технологической преемственности, поэтому при переходе на воду не приходится кардинально ломать привычные технологии или использовать принципиально другой инструментарий. Хотя определенные изменения, конечно, потребуются.

Вот такой путь проделали автомобильные краски менее, чем за сто лет своей эволюции. От обратимой нитроцеллюлозной пленки и отверждаемого кислородом алкида, до прочной полиуретановой сетки акрила, фантастических эффектных покрытий и экологичных водорастворимых материалов.

Но производители ЛКМ останавливаться на этом не собираются. Что они смогут предложить далее? Поживем — увидим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *