Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Ковыктинское месторождение – уникальный источник гелия

Тайга – чудесные леса, все еще сохранившие участки, куда не ступала нога человека. Красивые виды, непроходные заросли, километры девственной природы скрывают под землей настоящее богатство. В 500 км от Иркутска было найдено месторождение газа, разработка которого станет огромным вкладом в экономику страны. Но непроходимая тайга удивила человечество не только своими запасами конденсата, но и подарила возможность использовать топливо нового поколения – гелий. Ковыктинское месторождение – уникальный источник топлива. Этот газ редко встречается в природе, поэтому находка не могла остаться без внимания, а для разработки месторождения ценнейшего вещества, применяется только новейшее оборудование, чтобы получить максимальную отдачу во время производства.

История месторождения

Активные сейсморазведывательные работы обнаружили, что на месте современного месторождения есть кладезь полезных ископаемых еще в 1975 году. Но официальная дата числится 1987 годом, так как за это время была проведена тщательная разведка, исследовался керн и способы добычи сырья. Но в 90-х годах оборудование и умения сотрудников нефтегазовой отрасли все еще не могли полностью раскрыть его потенциал, что отодвинуло разработку еще на десятки лет.

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть картинку Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Картинка про Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Запасы Ковыктинского месторождения по первоначальным данным составляли 3 триллиона кубометров газа, что позволяет дать ему звание самого крупного в России. Чтобы их определить, нужно создать карту, геологический разрез. Для этого по периметру бурятся скважины в 9 метров, куда закладываются заряды и сейсмодатчики. После подрыва волны фиксируются специальным оборудованием, которое превращает их в настоящую 3Д модель местности. Благодаря этой информации геологи могут создавать планы выработки, узнают, какой глубины должны быть скважины, и где именно разместить буровые установки.

Первую скважину на Ковытке, пробурили еще в 2010 году, но носила эксплуатационно-разведывательный характер. Это значит, что там не только добывают газ, но и изучают весь процесс бурения, для дальнейшей установки масштабного оборудования. Проектные работы не останавливаются здесь даже сейчас, ведь сложное тектоническое расположение заставляет сотрудников постоянно искать новые, более рентабельные способы выработки.

Масштабная геологическая разведка Ковыктинского месторождения началась в 2012 году. Для этого была построена бурильная установка, которая позволяет не только добывать сырье, но и изучать ее, продвигаясь вглубь земной коры. Это длительный процесс. Почти через каждые сто метров процесс бурения останавливается, чтобы дать возможность геологам провести необходимые анализы и опыты. Затрудняет продвижение и постоянный слив буровой жидкости в разломы.

Добраться до месторождения в Иркутской области тоже было трудно. Тайга – непроходимые леса, преграждающие путь машинам, оборудованию и людям. Для строительства дорог изначально делаются профили – прорубается дорога. Потом там прокладывают дорожное покрытие, но размеры работ колоссальны. Усложняется все резко континентальным климатом, но даже при – 60 градусов Цельсия, работа над разработкой месторождения не останавливается ни на минуту.

Ковыктинское месторождение является базовым для формирования Иркутского центра газодобычи в рамках реализации Восточной газовой программы.

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть картинку Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Картинка про Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Тектоническая структура месторождения

Крупнейшее месторождение газа страны находится в Ангаро-Ленской ступени. Он представляет собой моноклиаль, ограниченную озером Байкал, складчатостью и Непско-Ботоубинской антеклизой. Он разбит на тектонические блоки, а прогиб представляет собой, так называемый, амфитеатр. Породы достигают архей-протеозойского возраста. При изучении разреза местности, был определен платформенный характер, с породами различных временных отрезков:

Двенадцать продуктивных горизонтов, найденных при геологическом исследовании, имеют различную мощность – от 10 до 100 метров. Выделяют три комплекса разреза – солевой, подсолевой и надсолевой.

Первый представлен породами в большей степени каменной солью и доломитами, переслаивающимися между собой. Встречаются также ангидриты и известняки. Нижний представлен карбонатными породами, кварцевыми песчаниками. Надсолевой слой представлен породами кембрия трригенно-карбонатного состава. Покрывает их осадочный слой, сложенный из алевролитов, песками и песчаниками, аргиллитами.

Территориальное расположение

Густая тайга, горы, реки, озера – под этой землей расположились крупнейшие запасы природного газа. На карте Ковыктинское месторождение можно найти в Иркутской области, не далеко от реки Лена.

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть картинку Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Картинка про Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Какое сырье добывается на месторождении

Процентная составляющая гелия в добытом конденсате составляет 0,28%. Но даже тысячная доля процента считается рентабельным условием для начала разработки. Это делает Ковыктинское месторождение не только одним из самых крупных в России, а и уникальным, а его сырье имеет мировое значение.

Особенность газа в низкой температуре кипения. К тому же, его использование экологическое, поэтому его использование очень популярно. Медицина, ракетостроение, атомная и электронная промышленность – везде он очень востребован.

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть картинку Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Картинка про Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Техническая база

На месторождении ведется не только добыча газа, но и его разделение на фракции. Для этого поставлены специальные установки, где они разделяются по плотности. Гелий легкий, поэтому его отделение происходит в результате фильтрации через специфическое сито. Благодаря ему гелий поднимается вверх по трубопроводу в отдельный резервуар.

Сейчас объем добычи не большой, несет больше эксплуатационный характер. Это зависит от развития оборудования, которое поможет снизить затраты и увеличить объемы выработки сырья.

Проект по освоению Ковыктинского ГКМ:

Впервые за 25 лет на территории Ковыктинского месторождения появятся буровые установки, бурящие промышленные, а не исследовательские скважины, газ от которых будет поступать в газопровод Сила Сибири.

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть картинку Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Картинка про Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Геологоразведывательные работы будут вестись здесь до 2021 года. Отбор сырья дает возможность не только рассчитать количество залежей, но и оценить их качество, определить стоимость и рентабельность разработки.

Перспективы месторождения

Сейчас выработка на месторождении несет опытно-эксплуатационный характер. Газ используется не только для транспортировки, но и для энергоснабжения. Это позволило построить автономную электростанцию. Благодаря ей удалось снизить траты на транспортировку и обеспечение станции.

Одна из главных инноваций – установка мембранного выделения концентрата гелиевого концентрата. Ее планируют применить и на Чаядинском месторождении, после проведения всех промышленных испытаний. Благодаря этому можно достичь намного лучших результатов, обеспечивая страну редким топливом. Производительность Ковыктинского месторождения повышается поэтапно, планируется расширить выработки до 25 миллиардов метров кубических газа в год.

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть картинку Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Картинка про Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Поставки газа планируются не только по стране, но и в Китай и Азиатско-Тихоокеанские регионы, благодаря соединению с трубопроводом Сила Сибири. Грандиозный запуск был запланирован на 1 декабря 2019 года. До сих пор там ведутся подготовительные работы. Трубопровод объединит несколько месторождений Иркутской области.

В рамках программы разработки месторождения Ковыкты есть и строительство дорог. На месторождении это одна из самых главных проблем, ведь до ближайшего крупного населенного пункта 250 км. В плане построить 80 километров дорог, 14 мостовых переездов. Это огромное количество рабочих рук, миллионы инвестиций и многолетняя работа, не прекращающаяся ни на день. Завершение строительства дорог планируется на 2020 год.

Еще одна, немаловажная часть плана – газификация областей Дальнего Востока. Их территория находится в сложной экологической ситуации из-за топливно-энергетического баланса. Для получения энергии используются «грязные» способы добычи. Уголь, мазут, тяжелые металлы, выбросы углекислого газа в атмосферу – все это ведет к экологической опасности. Благодаря газификации можно обеспечить их ресурсами без подобных эксцессов.

Благодаря его использованию можно добиться снижению концентрации углекислого газа, тяжелых металлов, азота. Загрязнение воздуха прекратится, что сделает жизнь в этих регионах качественнее для населения, и поможет исправить экологическую ситуацию в целом. Безусловно, газификация этих районов станет не только выгодной для экономики.

Источник

Новый путь к месторождению

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Смотреть картинку Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Картинка про Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто. Фото Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Ковыктинское ГКМ является ресурсной базой для реализации проекта «Сила Сибири» наряду с Чаяндинским НГКМ в Республике Саха (Якутия). К концу следующего года на Ковыктинском месторождении будет пробурено 18 эксплуатационных и разведочных скважин.

Летом этого года на Ковыктинское газоконденсатное месторождение потянулись большегрузы с техникой. В июле здесь состоялось историческое событие — переход на полномасштабное освоение, которое ознаменовалось бурением первой эксплуатационной скважины. Освоение Ковыктинского ГКМ ведется в рамках Восточной газовой программы, предусматривающей создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения, а также создание нового канала экспорта газа в страны АТР. Чтобы доставить в тайгу огромное количество груза, нужна хорошая трасса. Этим летом ООО «Газпром добыча Иркутск» приступило к строительству 80 км дороги Магистральный — Жигалово.

Грунтовая дорога, которая соединяет месторождение с Большой землей, имеет высокий процент изношенности. Она была построена в 1996 году. Этой дорогой пользуются не только газовики, но и жители населенных пунктов. Трасса хоть и неважного качества, но позволяет на автомобиле добраться до Магистрального, Киренска и близлежащих деревень, сократив путь на сотни километров. Но даже несмотря на это преимущество, дорогой граждане предпочитают пользоваться в основном в холодное время года, когда появляется «зимний асфальт», т. е. ямы и ухабы заполняет снег.

Мосты на этой дороге строились из дерева и имели статус временных, к сегодняшнему дню они находятся в плачевном состоянии. В настоящий момент компания «Газпром добыча Иркутск» производит замену мостовых переходов. На одном из объектов побывал корреспондент «СМ Номер один».

— Перед нами река Орлингская Нюча, — рассказывает Дмитрий Козлов, ведущий инженер отдела обустройства месторождений ООО «Газпром добыча Иркутск». — Весной эта река имеет широкий разлив, поэтому мы возводим здесь трехпролетный мост. Всего на 80-километровом отрезке будут построены 14 мостовых переходов. Деревянные мосты заменят бетонные, после чего старые мостовые переходы будут демонтированы.

Оборудование и строительные материалы, которые требуются для возведения промышленных объектов, поставляются по железной дороге. Поезда прибывают в поселок Магистральный, отсюда груз едет на месторождение на машинах. От Магистрального до поселка Типуй ведет областная трасса, далее начинается подведомственная автодорога компании «Газпром добыча Иркутск», которая проходит по территории месторождения. 80 километров пути от Типуя до промышленной площадки.

— Сначала мы восстанавливаем дорожное полотно, т. е. проводим отсыпку, — говорит Дмитрий Козлов, — далее проводится устройство дорожной одежды из щебня, укрепляются откосы, укладываются водопропускные трубы. Местность здесь горная, ручьев много, есть сухие ручьи, которые наполняются во время таяния снегов. Все эти факторы необходимо учитывать.

На участке дороги протяженностью два км рядом с промышленной базой Нючакан будет выполнено покрытие железобетонными плитами. На базе проживает вахтовый персонал, благодаря применению плит люди будут избавлены от пыли.

На сегодняшний день закончена отсыпка земляного полотна, идут работы по устройству проезжей части, 14 мостов строятся одновременно.

— В этом году планируется завершить строительство всех мостовых переходов и 40 км автодороги полным комплексом — это устройство земляного полотна, устройство дорожной одежды, водопропускных труб, — говорит Дмитрий Козлов. — Еще 40 километров мы планируем завершить в следующем году.

Сложности в возведении дороги связаны с особенностями местного климата. В апреле, когда начинаются работы, строители сталкиваются с мерзлым грунтом, плюс в местных лесах очень длинный период паводков, ручьи и реки начинают разливаться в апреле, а возвращаются в свои берега только к июлю.

— Нашим строителям работать в таких условиях не впервой, — отмечает Дмитрий Козлов. — Так что больших проблем не возникает, все решается в рабочем порядке. На строительстве дороги в данный момент задействованы 200 человек. 96 человек заняты на обустройстве мостовых переходов.

Источник

Ковыктинское гкм как добраться с иркутска на авто

Выезду журналистов на Ковыкту предшествовал визит комиссии ПАО «Газпром», которая проверяла готовность производственных объектов к предстоящим холодам. Специалисты пришли к заключению, что работы по подготовке к осенне-зимнему сезону на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (ГКМ) выполнены в полном объеме. Журналисты иркутских СМИ провели два дня на Ковыктинском ГКМ, побывали на нескольких объектах, чтобы увидеть жизнь Ковыкты изнутри, узнать, как готовятся газовики к наступлению суровой зимы, и услышать о перспективах самого большого на востоке России месторождения.

Хорошо работают, хорошо отдыхают

Из Иркутска мы выезжали в 8 часов утра на вахтовом автобусе. Вместе с нами на Ковыктинское месторождение ехали вахтовики. Дорога от Иркутска до Ковыкты составляет 530 км, время в пути — 12 часов. Вскоре после Качуга исчезает асфальт, после Жигалово федеральная дорога портится окончательно, и хотя водитель уже знает на ней каждую ямку, ему приходится существенно сбавлять скорость.

В 10-м часу вечера мы прибываем на месторождение и проходим несколько пунктов охраны. Вахтовики высаживаются партиями. Кстати, на Ковыкте одна их самых коротких вахт в стране — 15 суток работник трудится, 15 суток отдыхает дома, переработки исключены. После прибытия на базу Нючакан, названную в честь местной речушки, нас размещают с комфортом — в домиках с душем и теплым туалетом. Нас дожидаются работники столовой, которая по вечерам работает с 20.00 до 21.00, но ради поздних гостей время ужина решено продлить. В вахтовом поселке такой уровень доверия друг к другу, что номера и домики не замыкаются на ключ.

Перед сном нас ожидала небольшая экскурсия по поселку. Как известно, чтобы люди хорошо работали, они должны хорошо отдыхать. Для активного отдыха здесь есть все условия — прекрасная баня, тренажерный зал, бильярд и настольный теннис. Имеется сотовая связь, но Интернет только для рабочих нужд. На вахте появляется отличная возможность оторваться от Всемирной паутины. Да и сидеть в Интернете у газовиков особо времени нет — рабочий день длится с 8 утра до 8 вечера.

В неофициальном разговоре с вахтовиками узнаем о необычных гостях, которые иногда посещают поселок. Вокруг растут кедры, которые создают прекрасную кормовую базу, так что в местных лесах много белок, соболей, пищух, бурундуков, есть даже норка. Все эти зверушки и забегают время от времени на базу. Что касается промплощадки, то туда изредка заглядывают зайцы и лисы, кто-то из вахтовиков однажды видел в лесу изюбра.

На следующий день мы просыпаемся вместе со всем поселком в 7 часов утра и, позавтракав, отправляемся на площадку установки подготовки газа УПГ-102. Игорь Сухарев, начальник участка по добыче и подготовке к транспорту газа, выдает нам каски и рассказывает о мерах безопасности.

— На территории проводятся огневые и газоопасные работы, нужно быть предельно внимательными. Каски снимать нельзя. Высокое давление и газ — те опасные производственные факторы, которые необходимо уважать.

На участке в первую очередь обращают на себя внимание постаменты со щитами, напоминающие по форме средневековые. Правильное название этих конструкций — лафеты, предназначение — тушить возгорания. Лафеты — это часть современной системы пожаротушения, которая будет введена в эксплуатацию в ближайшее время.

Объем работ как при строительстве ГЭС

В 2023 году Ковыктинское ГКМ подаст первый газ в магистральный газопровод «Сила Сибири», общая длина которого, согласно проекту Восточной газовой программы, составит 3000 км. Ковыктинский газ пойдет в Якутию и оттуда в Китай. По оценкам специалистов, газа Ковыкты хватит на 100-летнюю полномасштабную добычу. В ближайшие годы газовикам нужно провести гигантскую работу, которую можно сопоставить, например, со строительством ГЭС. В настоящий момент Ковыкта находится в стадии опытно-промышленной разработки, добыча голубого топлива производится в минимальных объемах. Газ идет на производство электроэнергии, необходимой для собственных нужд, для газоснабжения Жигалово и Качуга и для отгрузки в нефтехимические компании Иркутской области.

В два ближайших к месторождению крупных населенных пункта, Жигалово и Качуг, поставка углеводородов идет бесперебойно. Сжиженный газ доставляется автотранспортом и поступает в местные котельные, которые отапливают социальные объекты — школы, детские сады.

Ковыктинское газоконденсатное месторождение, запасы которого составляют 2,7 трлн куб. м газа, является важной составляющей Восточной газовой программы. Это масштабный проект, в рамках реализации которого на востоке России формируются новые центры газодобычи и единая система транспортировки газа. Восточная газовая программа призвана обеспечить поставки газа потребителям Восточной Сибири и Дальнего Востока и организовать мощный канал экспорта российского голубого топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Газовый мегапроект утвержден в сентябре 2007 года приказом Министерства промышленности и энергетики РФ. Координировать деятельность по реализации программы Правительство РФ поручило ПАО «Газпром».

За последние годы на газовом промысле произошли значительные перемены. Например, был построен современный корпус, где расположены кабинеты, столовая, куда из небольшого строения скоро переберутся операторы. Эти специалисты отслеживают технологический процесс по контрольным приборам. Чувствительные датчики и индикаторы мгновенно реагируют на малейшие неполадки в работе скважины. А дело оператора — не пропустить этот сигнал. Смена на вахте длится 12 часов, понятно, что сидеть все это время за монитором, на который выводятся показания, физически тяжело. Периодически он совершает обходы и при необходимости вручную регулирует оборудование. Оператор постоянно на связи со своими коллегами, для это он всегда имеет при себе рацию.

Рабочие места для молодых специалистов

В настоящий момент на Ковыкте одномоментно работают не больше 100 сотрудников ООО «Газпром добыча Иркутск». Когда месторождение выйдет на полную мощность, штат увеличится до 1 тыс. человек. Так что для молодых специалистов, желающих связать свою трудовую деятельность с газодобычей, откроется много вакансий. В ИРНИТУ уже учатся студенты-целевики. ООО «Газпром добыча Иркутск» активно сотрудничает с техническим университетом, участвуя в проектах по реализации кадрового потенциала. В этом году на Ковыкте прошли практику 75 студентов. Самых трудолюбивых и ответственных ребят по окончании учебы ждут рабочие места.

По словам представителей газодобывающей компании, на производстве потребуются не только инженеры с высшим образованием, но и рабочий персонал со средним специальным образованием — механики, слесари, машинисты газотурбинных установок и т. д. Рабочему персоналу также гарантирована достойная заработная плата. Не исключено, что в Жигалово появится филиал ИРНИТУ, где будут обучать рабочим специальностям.

У специалистов с профильным образованием будет приоритет при приеме на работу. Уже сейчас на Ковыктинское ГКМ набирают людей, чье образование связано с бурением и добычей полезных ископаемых.

Сейчас на месторождении 6 эксплуатационных скважин, в будущем их число увеличится до нескольких сотен. О том, какие масштабные работы предстоят газовикам, можно судить по следующей информации: чтобы пробурить одну скважину, потребуется 1 буровой станок, для перевозки которого необходимы десятки железнодорожных вагонов. Такой колоссальный груз нужно привезти в тайгу. В планах газодобывающей компании построить дорогу до Магистрального. В этот населенный пункт по железной дороге и будут приходить вагоны с оборудованием. Кстати, проект «Сила Сибири» должен вдохнуть новую жизнь в БАМ.

Сотни скважин будут заведены на установки комплексной подготовки газа. Всего будет построено три таких завода. В более отдаленной перспективе — еще два. Уже сейчас на Ковыкте заканчивается период опытно-промышленной разработки и начинается полномасштабное освоение месторождения.

Во время поездки на промысел журналисты посетили площадку, где находится оборудование установки подготовки газа — УПГ-102. Мы обратили внимание на трубы, покрытые льдом и снегом. Оказывается, такие «снеговики» можно здесь наблюдать как в трескучие морозы, так и в разгар летней жары. Газ находится в пласте под давлением в 250 атмосфер; когда он поступает в установку, его температура составляет —40 градусов, из-за разницы температур и выпадает иней. Кстати, зимой заснеженные трубы не слишком выделяются на общем фоне. Зимой Ковыкту засыпает снег, который приходится чистить порой круглые сутки. Любопытно, что когда на базе Нючакан стоит мороз в 40 градусов, на площадке УПГ-102, которая находится на возвышенности в нескольких километрах, температура бывает выше почти на 20 градусов.

Во время нашего посещения установки УПГ-102 на площадке активно работали сварщики. По словам Игоря Сухарева, начальника участка по добыче и подготовке к транспорту газа, сварочные работы — это часть процесса модернизации, трубопроводы, ведущие от нового оборудования, будут врезаться в действующие трубопроводы. В октябре на площадке ожидается полная остановка добычи, которая продлится 10–15 дней. До конца года газовикам нужно ввести все новое оборудование в эксплуатацию.

— Подготовим наши трубопроводы, в течение двух недель все состыкуем и запустим по новой схеме, — добавляет Игорь Сухарев.

На участке трудятся 11 человек — операторы по добыче, операторы технологических установок, машинисты компрессорных установок, инженерно-технические работники. Персонал занимается поддержанием технологического режима, контролем за работой подрядных организаций, отгрузкой продукции — стабильного конденсата и технического пропан-бутана.

Оборудование, которое работает под давлением, нуждается в периодической проверке. Летом газ на месторождении полностью перекрывали. На Ковыкте проводился планово-предупредительный ремонт.

— После остановки оборудования, — рассказывает Игорь Сухарев, — сепараторы и резервуары мы вскрывали, опорожняли, чистили, проводили проверку. Потом все собирали. Ремонт продлился 30 дней. Перед остановкой УПГ мы заполняем котельные Жигалово и Качуга. Так что перебоев с поставками не возникает.

Площадка, на которой размещены 5 электростанций, является образцово-показательной. Все здесь построено по самым последним стандартам, и уже трудно представить, что еще два года назад на этой площадке была труднопроходимая чаща. Мастер Геннадий Подлубный работает здесь с 1996 года и застал времена, когда все только начиналось.

— В 90-е здесь были установлены станции 1976 года выпуска. Прислушайтесь. Слышите, как здесь тихо? А в 90-е стоял рев двигателей, систем шумоглушения не было, — рассказывает специалист. — Двигатели для электростанции демонтировались с крыла самолета Ан-12, проходили капитальный ремонт и обретали вторую жизнь. Сейчас такие у нас не используют. За те годы, что я здесь работаю, вообще многое поменялось, помимо появления шумоглушения стали более совершенными системы газоснабжения и пожаротушения.

Из пяти станций работает одна, которая полностью покрывает все нужды Ковыктинского ГКМ и подрядных организаций в электро­энергии. Интересный факт — одна станция может обеспечивать электричеством несколько десятков пятиэтажных домов. В декабре, с наступлением холодов, будут работать две станции. Одна из машин всегда находится в горячем резерве.

— Во время работы наших электростанций вред природе сведен к минимуму, никакой сажи и копоти не выбрасывается, что особенно заметно зимой, снег здесь белоснежный, — говорит Геннадий Подлубный.

Не исключено, что в будущем на Ковыкту протянут электролинию из Жигалово. Но даже если планы по централизованному электроснабжению сбудутся, газовая электростанция не будет демонтирована.

— Газовый промысел не может функционировать без резервных источников питания, — отмечает Геннадий Подлубный. — Это объект первой категории, который не должен оставаться без электроснабжения ни на минуту.

Газ складывают в корзину

На базе Нючакан функционирует собственная химико-аналитическая лаборатория, недавнему появлению которой были очень рады работники Ковыктинского месторождения. Сотрудницы лаборатории разбавили мужской коллектив. До появления лаборатории все пробы добываемого углеводорода возили в Иркутск, сейчас появилась возможность проверять качество газа непосредственно на Ковыкте.

С участка сотрудницы лаборатории приезжают со специальными корзинами, в которых отдельно лежат пробоотборники с пропан-бутаном и бутылки из темного стекла с газовым конденсатом.

У ведущего инженера Елены Колесниковой интересная трудовая биография. Елена окончила Усольский химико-технологический техникум. Она работала на Химфарме, силиконовом заводе, спиртзаводе. Два последних предприятия были закрыты. В ООО «Газпром добыча Иркутск» Елена Колесникова устроилась в 2016 году, с тех пор в профессиональной деятельности специалиста появилась стабильность.

Последним пунктом нашей экскурсии стал участок эксплуатации транспорта. Здесь проверяют состояние техники, производят ремонт, сезонную замену масла и охлаждающей жидкости.

— У нас на балансе находится 40 единиц техники, начиная от легковых машин и заканчивая спецтехникой, — говорит Алексей Садовой, механик участка. — Конечно, тяжелая дорога, которая ведет на Ковыкту, накладывает свой отпечаток на транспорт, периодически он требует ремонта. Когда появляется «зимний асфальт», т. е. ямы заполняются снегом, становится полегче.

Из гаража мы отправились собирать вещи и готовиться к отъезду. Над желто-зеленой тайгой неожиданно появилась радуга. Веселый водитель вахтовки принял нас на борт. С собой мы увозили теплые впечатления об отважных, трудолюбивых и гостеприимных тружениках Ковыкты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *