Косьвинский камень маршрут на машине

Косьвинский камень со стороны Кытлыма

Описание маршрута

Красивая вершина, располагается недалеко от Конжаковского камня, вторая по высоте в этих окрестностях после Конжака.

Подойдёт для любого туриста, особых навыков к восхождению не требуется.

Имеет высоту 1519 метров, вершина одинокая, поэтому с неё прекрасный вид на Конжак и на окрестности.

Рекомендую каждому, у кого будет возможность взайти на эту вершину.

Длина (м):

Оценки маршрута

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

1. Из деревни кытлым идём на северо-запад к реке(трек приложу ниже)
2. Переходим брод(будьте аккуратны, горные реки имеют не слабое течение)
3. Идём по тропе к Косьвинскому камню.

Место под палатку найти не составит труда!

1 день: приезд в Кытлым и переход через брод, ночёвка в лесу.
2 день: восхождение на Косьвинский камень и возвращение в Кытлым.

Питьевая вода

Добавьте свой туристический или спортивный маршрут

Прошли маршрут (0) попутчиков

В планах пройти у (1) попутчика

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Попутчики по пути (0)

Поблагодарившие (0)

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Как добраться до маршрута

Из Карпинска есть автобус, либо же на своём автомобиле.

Не оставляйте мусор, берите воду, наслаждайтесь природой)

Прогноз погоды в районе начала пути

Координаты начала пути

Опубликуйте свой рассказ с фото- и видео материалами

Новостные и информационные статьи

Скалы Семь Братьев

Обувь для похода: треккинговые ботинки, берцы или резиновые сапоги?

Опасность в горах: обвалы льда

Разработка маршрута похода с запасными и аварийными выходами

ТОП-10 маршрутов по России в сообществе ПоискПути.ру

Обсуждение маршрута (0)

Готовый маршрут «Косьвинский камень со стороны Кытлыма» проходит в регионе Свердловский в округе Уральский. Добавлен участником сообщества ПоискПути 28.03.2021. Протяженность: 11932 метров. Трек Комбинированный. Сигнал мобильной связи на маршруте: Местами. Необходимое время на прохождение 2 дня. Рекомендованный уровень подготовки участников: Начинающий, категория сложности маршрута: 2. Предназначен для видов активного отдыха и спорта: пеший; альпинистский. Маршрут «Косьвинский камень со стороны Кытлыма» рекомендован к посещению в следующие месяцы: Июль, Август, Сентябрь. 1 пользователь планирует прохождение маршрута, а 0 уже отметили его как пройденный. Маршруты для спорта и туризма с подробным описанием, с ключевыми точками пути, данными погоды, информацией как добраться до начала тропы. Доступна также карта с предупредительными знаками и возможностью скачивания трека для использования в навигаторе или gps-трекере.

Источник

КОСЬВИНСКИЙ КАМЕНЬ.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Косьвинский камень – это горный массив высотой 1519 метров. расположенный на Северном Урале близ поселка Кытлым.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Сложен массив в основном пироксенитами и дунитами. В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а выше — горной тундрой и курумником.
Добраться до него не составит особого труда.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

С Серовского тракта необходимо свернуть в сторону Краснотурьинска у заправки Газпромнефть, а через десяток километров на Карпинск.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Между Карпинском и Кытлымом 58 километров, одна часть из которых новый асфальт, а другая – грейдер. На последнем участке на данный момент ведутся работы по строительству дороги. Есть надежда, что через два-три года здесь уже будет сплошной асфальт. По одной из версий, такое бурное строительство связано с тем, что здесь проводится достаточно известное спортивное мероприятие – «Конжаковский марафон». Уникальная местность и экстремальные условия подъема до высшей точки дистанции (1569 м) превратили его в самый массовый из всех 60 марафонов России. Дистанция забега – 42 км, разность высот — 1225 м. Люди со всех концов света приезжают сюда, чтобы проверить свою выносливость и характер.

Наша поездка как раз совпала с проведением марафона, поэтому нам посчастливилось увидеть масштаб соревнований. А он действительно впечатляет. Стартовая площадка и близлежащие места были уставлены неисчислимым количеством палаток и автомобилей. Некоторые особо непритязательные туристы ставили палаточные городки в непосредственной близости от дороги, прямо на глиняной каше, образовавшейся в ходе постройки дороги.

Пейзажи завораживают еще за несколько километров до стоянки. Из-за леса показываются вершины Конжаковского и Косьвинского камней, закрытые облаками.

Приезжаем в Кытлым уже под самый вечер. Закат раскрашивает верхушки близлежащих горных вершин.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Из-за поворота показывается он…

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

На горе Косьвинский Камень тоже проводят марафон под названием «Вертикальный километр». Он не настолько популярен, поэтому и количество участников меньше.

Разбиваем лагерь уже за полночь и ложимся спать, чтобы набраться сил пе-ред подъемом. Выход запланировали на 9-00.

Маршрут подъема на гору не из легких. Нужно брать с собой как можно больше воды и еду на перекус. Как уже было сказано, сначала предстоит преодолеть лесную часть, а потом уже каменную.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Причем последняя часть самая сложная и обманчивая. Как только кажется что вершина уже близка, открывается взгляду новая каменная ступень, а потом следующая.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Вообще, данное место больше знаменито не своими природными красотами, а в большей степени множеством тайн, которые скрыты внутри горы. Порода, из которой состоит гора, непростая — дунит, который сам по себе огнеупорный материал и блокирует любое радиоизлучение.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Именно эти свойства пород стали первопричиной выбора места для по-стройки в этих местах системы гарантированного возмездия «Периметр» во время холодной войны.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Система гарантированного ядерного возмездия «Периметр» — система управления ракетными войсками стратегического назначения, технические средства и программное обеспечение этой системы позволяют в любых условиях дать старт для запуска баллистических ракет.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

По документам, система охраны периметра страны простояла на вооружении вплоть до июня 1995 года. А затем в рамках соглашения о всеобщем разоружении она была снята с боевого дежурства…

Подъем в среднем занял около 3,5 часов. Вершина горы настолько плоская, что не сразу можно найти, где находится наивысшая точка горы. Тем более, что на вершине множество останцев.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Но мы ее все-таки нашли…

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Отсюда видно Конжаковский камень. Повезло, что он не полностью закрыт облаками.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

На юге необозримая гладь Урала покрыта облаками.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

А рядом стена из скал…

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

…рядом с которой неспроста лежит огромный кулак…

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

…согласно иным данным система охраны периметра была не снята, а лишь модернизирована. Точных данных о текущем состоянии дел нигде нет…
Территория все еще охраняется военными, а вокруг висят предупреждающие вывески о запрете входа/проезда на территорию МО РФ.
В связи с этим подъем на гору возможен только по определенным маршрутам.

Источник

Косьвинский камень маршрут на машине

Материал о «том самом неуязвимом командном пункте стратегических сил», о существовании которого упоминал В. В. Путин:
«Как мне доложили, на завершающем этапе находится создание нового, обладающего практически абсолютной защитой пункта управления, в том числе – стратегическими ядерными силами. Его запас прочности будет исключительно высоким.»

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеГора Косьвинский Камень (внутри которой размещен объект «Грот»)

Речь пойдет о 1231-ом центре боевого управления, объекте 1335 «Грот» (в/ч *****). Да-да, тот самый «Периметр», та самая «Мертвая рука». По сей день, журналистов не подпускают к этому объекту на расстояние ближе, чем пушечный выстрел (в отличии от «забаяненного» ЦКП РВСН во Власихе, где журналисты ходят как на работу).

Начнем с истории создания данного объекта.

В 1982 году на основании Решения ВПК №27 от 25.01.82 было начато строительство объекта 1335 «Грот».
В 1989 был завершен первый этап строительства основных отсеков ЦБУ и на основании директивы МО СССР от 11.12.1989 №314 /1/001600 по штату №1/570 от 22.03.1990 года была создана 979-ая эксплуатационная комендатура.

В 2004 году Министр Обороны и НГШ ВС одобрили положение о том, что объект «Грот» стал основой резервного тракта Генерального Штаба ВС.

01.07.2007 года 979-ая эксплуатационная комендатура объекта 1335, на основании директивы МО РФ от 08.11.2006 года № Д-030 переформирована в войсковую часть *****. С 2007 года были закончены проходческие работы и начата установка отсеков ЦБУ.
20.11.2009 года войсковой части вручено Боевое знамя.
В 2017-ом году войсковая часть *****, спустя 35 лет (!) заступает на боевое дежурство.
С начала 80-ых годов внутри горного массива было построено 30 опытных фрагментов СДВ, ДВ, КВ и спутниковых радиоцентров с двадцатью видами антенно-фидерных устройств, поставлена аппаратура АСБУ резервного канала РБУ и дублирующего канала «Вьюга». Проведено порядка 150-ти трассовых испытаний на дальность до 5 тысяч километров.

Приказы, переданные из объекта «Грот» по видовым, резервным и дублирующим каналам ЦБУ получены следующими объектами:
— ПУ и КП РВСН (ЦКП РВСН «Власиха»)
— Ракетными подводными лодками стратегического назначения Северного флота (РПЛ СН СФ)
— Воздушным командным пунктом (ВзПУ)
— Стратегическими бомбардировщиками Ту-160
— Командными пунктами дальней авиации (КП ДА)
— Командными пунктами ВМФ.
Общее число принятых приказов в 1994-2005 годах составляет более пятисот. В их числе и приказ на реальный пуск МБР «Тополь-М» в феврале 2000 года.

Что из себя представляет объект 1335 «Грот»

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеСпутниковый снимок. Расстояние между основным входом (указан только предполагаемый район) и запасным выходом (якобы заброшенная штольня)

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеГостиница для «счастливчиков» (которым не хватало мест). Агрегат 15Т118 мобильная гостиница, ныне заброшена.

Сегодня там построена полноценная дорога, строятся жилые дома для военнослужащих, детские сады, больницы. В общем вокруг горы Косьвинский Камень и в ней идёт достаточно активная «движуха».

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеЗапасной выход, в связи с повышением любопытности там установили дополнительный пост охраны.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеМощные дизель-генераторы на основе корабельных двигателей, обеспечивающие питанием объект (в случае пропадания питания). Это наземная дизельэлектростанция на случай аварий на линиях электропитания в мирное время.

*Текст выше опубликован с минимальными правками, по большей части смысловыми и были исправлены опечатки.

Если входы в объект внутри горы охраняются на подъезде, то на саму гору подняться не является проблемой или запретом, о чем свидетельствует другой источник, рассказывающий о зимнем походе на Косьвинский Камень из Кытлыма в январе 2017 года.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеЧистое время подъема на гору с Кытлыма – 9 часов, время спуска – 4,5 часа. Пройденное расстояние 26км.

Вот несколько фото:

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеУтро на склоне Косьвинского Камня

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине
Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине
Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине
Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеГора Колпак (956м)

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеВид на Кытлым и окружающие горы. Сухогорский (Казанский) Камень и гора Семичеловечья.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеПоселок Кытлым

Источник

Конжаковский камень — Уральская Аннапурна: первая часть

Конжак — удивительное место. На этом участке Уральского хребта расположены сразу несколько высоких живописных вершин — среди которых Конжаковский, Серебрянский, Косьвинский Камни, Северный и Южный Иов. Здесь протекают ледяные горные реки и начинается Уральский хребет. Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеЭти места исхожены туристами вдоль и поперек, многих их притягательная красота и мощь заставляют возвращаться снова и снова. Тем более, что за одну поездку вероятно посетить одну-две вершины. А они все такие разные и не похожие друг на друга, как впрочем, и на себя самих в разное время года или даже суток.

Так случилось и с нами — в октябре прошлого года мы с коллегами прошлись по маршруту «Серебрянский камень», поднявшись к одноименной вершине. Бабье лето, солнце, тепло, улыбнувшаяся нам погода, изобилие ягод и кедровых шишек прямо вдоль тропы и невообразимые панорамы настолько поразили наши головы, что было решено обязательно отправиться сюда снова и обязательно взойти на Конжаковский камень — самую высокую вершину Свердловской области.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Вид на Косьвинский камень Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Где-то там Иовское плато. Вид с Серебрянского камня Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Выше облаков. Серебрянский камень Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Конжак Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Вид на Косьвинский камень Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Дунитовая дорога Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Дунитовая дорога, панорама с Серебрянского камня Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине На вершине Серебрянского камня

Подъем на 1569 метров нам удалось осуществить спустя полгода, весной 2017. Мы долго обсуждали наши планы, готовились и собирались, так как путь предстоял не самый легкий — дистанция в 42 км, крутые подъемы, курумник наверху, непредсказуемая горная погода и несколько ночевок в палатках, а соответственно, много снаряжения и еды предстояло тащить с собой. Для нашей группы предстоял довольно серьезный поход.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машинеДень первый: Поехали!

Дождавшись майских праздников мы собрались и отправились в долгожданное путешествие. Пятеро участников с рюкзаками вполне комфортно поместились в Митсубиси Аутлендер и в полдень пятницы 5.07 отправились в путь из Екатеринбурга до поселка Кытлым, где и начинается пешая марафонская тропа.

Дорога большую часть проходит по Серовской трассе, в этот день было много ДПС и камер наблюдения, качество покрытия вполне приемлемое, кое-где встречались дорожные работы. По пути много шутили, что долго собирались, мол как на Аннапурну, а будем ли регистрировать группу в МЧС? «Да неее, это ж всего лишь Конжак», тем более, что некоторые из нас тут уже бывали.

Тогда мы еще не знали, что с такими вещами шутить не стоит, даже если кажется, что всё будет легко и безоблачно. Горы такого не прощают.

После Карпинска начинается 50 км щебневого ада. Уже несколько лет здесь ведутся работы по строительству участка Крапинск-Кытлым. Я не помню, каким чудом мне повезло проехать здесь на нексии прошлой осенью, видимо было очень темно, да и дуракам, как говорят, везет. Потому что в этот раз ехать по грунтовке, щебенке, ямам, доскам, грязи, временным объездам временной дороги было довольно сложно даже на внедорожнике, в первую очередь конечно потому, что он был загружен под завязку пассажирами и рюкзаками и сильно опустился.

Несколько раз мы неприятно царапались пузом об ямы, ловили камни, в одном месте даже пришлось выйти из машины и дать ей пройти препятствие налегке. Уже с середины дороги начали открываться красивые виды со снежниками на фоне заката. С горем пополам мы доползли до места — Катышёрские луга, или марафонская поляна — ничем не примечательная стоянка для автомобилей и кэмпинга по правой стороне «трассы», откуда и начинается популярный маршрут.

С 1996 года каждую первую субботу июля здесь проходит самый популярный в России (благодаря своей экстремальности и живописности) международный горный марафон «Конжак». Лучшие из марафонцев проходят эти 42 км за три с лишним часа. Нам же понадобилось ровно три дня.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине Утро второго дня. Подножие Конжака

Итак, около восьми часов вечера мы оказались на месте. Свернули с дороги на стоянку и попытались проехать чуть дальше по маршруту. Там оказались опасные для машины лужи, которые невозможно было ни объехать, ни проверить на глубину. Очень неприятно застряв в одной из них и быстро выбравшись, мы решили вернуться на стоянку и оставить машину там, а лагерь разбить чуть в стороне от тропы.

Как я уже говорила, у подножия оказалось очень много воды. Дорога частично затоплена, по краям ее бегут бурные ручьи. Мы нашли более-менее сухой участок для лагеря, небо уже стемнело и нам оставалось только поужинать и лечь спать. Ночь выдалась холодной с минусовой температурой, вода на дороге прибыла и разлилась лужами вокруг палаток, покрывшись ледяной корочкой. Дно у моей палатки оказалось повреждено и сквозь него тоже попала вода, так что наутро мы тоже оказались в небольшой луже.

Источник

Поход А.А. Черданцева на Косьвинский и Тылайский камни (1906 г.)

Рассказ члена Уральского общества любителей естествознания А.А. Черданцева о походе на Косьвинский и Тылайский камни на Северном Урале летом 1906 года. Публикуется по журналу «Записки УОЛЕ», т. 26, 1907 г.

Косьвинский камень представляет из себя значительной высоты пирамидальную гору и находится под 59°31´ с.ш. и 28°41´ в.д. от Пулкова, в Ростесской даче князя Абамелек-Лазарева, Соликамского уезда Пермской губернии.

Тылайский камень есть начальная конусообразная вершина горного кряжа, ранее называвшегося Конжаковским камнем, но совершенно справедливо названного Дюпарком Тылай-Конжаковско-Серебрянским кряжем. Он находится под 59°37´ с.ш. и 28°59´ в.д. в Николае-Павдинской даче г. Воробьёва, частью в Соликамском, частью в Верхотурском уездах Пермской губернии. Как первый, так и второй камни, несмотря на сравнительную близость к населённым пунктам (4 в. до прииска Кытлым, 35 в. до Павдинского завода, 10 в. до Сосновского прииска и 30 в. до с. Ростес), ещё очень мало исследованы и очень мало знакомы туристам, хотя известны уже около 180 лет, за каковой период накопилась следующая литература:

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

1) В 1735 году написана генералом Де Генниным «Горная история». Напечатана она в «Горном журнале» за 1828 год. В 10 кн. на стр. 85 даётся первое описание Косьвинского камня.

2) В 1771 году академик Лепехин был на обоих камнях и собирал здесь растения. Описанию камней и собранных растений посвящены стр. 98-104 и 115-117 третьего тома его «Дневных записок путешествия по разным провинциям Российского государства».

3) В 1811 году издано Н.С. Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному её состоянию» и т.д. На стр. 22-23 первой части описаны оба камня.

4) В 1831 году полковник Терлецкий в статье «О высотах Уральских гор» в «Горном журнале», кн. I стр. 480, даёт высоту Косьвинского камня в 1748 ф. над Богословским заводом и Тылайского в 4875 ф. Считая высоту Богословского завода над морем в 651 ф. (по Гофману), мы находим высоту Косьвинского в 2399 ф., или 749 м, и Тылайского 5526 ф., или 1277 м.

5) В 1835 году в Горном Журнале кн. X, стр. 1, помещена статья Карпинского 2-го «Отчёт геогностического описания округа Богословских заводов». Автор описывает геологическое строение обоих камней. К сочинению приложена карта в 5-верстном масштабе.

6) В 1841 году профессор Щуровский в сочинении «Уральский хребет в физико-географическом, геогностическом и минералогическом отношениях», на стр. 6-й даёт высоты камней Терлецкого.

7) В 1864 году Мозель в «Пермской губернии» на стр. 75-76 даёт компилятивное описание обоих камней, причём считает высоту Тылайского камня в 5397 ф. или 1686 м.

8) В 1865 году генерал Гофман в «Материалах для составления геологических карт казённым горным заводским округам хребта Уральского» в Горном Журнале кн. 5, стр. 212-220, подробно описывает дорогу из Богословского завода на Тылайский камень, называя его Конжаковским. Описывает его строение и даёт высоту в 5235 ф., или 1636 м.

9) В 1867 году Хр. Фон-Таль в книжке «Очерки Николае-Павдинской горнозаводской дачи» на стр. 13, 40, 42, 63 и 70-72 описывает Тылайский камень.

10) В 1871 году в Горном Журнале кн. 12 помещена статья того же Хр. Фон-Таль «Характер уральского поднятия между 58°40´ и 60 с.ш.». В статье тоже очень много места уделено Тылайскому камню в геологическом отношении.

11) В 1873 году Н.К. Чупин в своём «Словаре Пермской губернии» подробно описывает Тылайский камень, именуя его Конжаковским. Сам он на Тылае не был, а описывает со слов Лепехина, Гофмана и Таля.

12) В 1887 году Н.Н. Новокрещенных в статье «Разведки на золото в Ростесской даче» в вып. I т. XII «Записок УОЛЕ» говорит о геологическом строении того и другого камней. К статье приложена карта.

13) В 1897 году И.Я. Кривощеков в «Указателе к карте Соликамского уезда Пермской губернии» в вып. 2 тома XVII «Записок УОЛЕ» даёт компилятивное описание того и другого камней. Ссылаясь на определение Тилло, даёт высоту Косьвинского камня в 5803 ф., или 1813 м.

14) В 1901 году появился ряд статей женевского профессора Дюпарка в парижских и женевских изданиях о Косьвинском и Тылайском камнях. В сотрудничестве с Пирсом «Sur la koswite, une nouvelle pyroxenite de l’Oural».

15) «Sur le gabbro a olivine du Kosswinsky kamen (Oural)».

16) «Sur la dunite du Koswinsky kamen (Oural)».

17) «Sur les roches eruptives du Tilai kamen (Oural)».

18) Один Дюпарк: «Recherches geologiques et petrographiques sur l’Oural du Nord. I. Voyage d’exploration. Pyroxenites du Kosswinsky kamen».

19) «Deux mois d’exploration dans l’Oural (Rostesskaya Datcha)»

20) В 1902 году М. Сидоренко в статье «Николае-Павдинская лесная дача на восточном склоне Урала» в № 2 и 3 «Записко Крымского горного клуба», не указывая источников, даёт высоту Косьвинского камня в 1769 м и переносит его из Ростесской дачи в Павдинскую. Для Тылайского камня он даёт высоту в 1572 м.

21) Дюпарк помещает статью «Sur quelques roches filoniennes qui traversent la dunite massive du Kosswinsky (Oural du Nord).

22) Дюпарк и Ершов «Plagio-aplites du Kosswinskiy».

24) В этом же 1902 году издана в Петербурге А.К. Денисовым-Уральским книжка «Урал и его богатства» третьим изданием. Здесь на стр. 31 автор говорит: «Конжаковский камень или, по местному названию, Сухой камень»… На стр. 32: «Местность около Конжаковского и Косьвинского камней совершенно глухая, безлюдная: вёрст на двадцать в окружности вы не встретите никакого жилья». И то и другое неверно: Конжаковский камень – одна гора, Сухой камень – другая и местные жители отнюдь их не смешивают. В 4 верстах от Косьвинского камня находится прииск Кытлым, существующий лет 6, а в 15 в. от Тылайского камня находится прииск Сосновский, существующий лет 11-12.

25) В 1904 году издан в Екатеринбурге В. Весновским «Путеводитель по Уралу». Стр. 408-410 посвящены Конжаковскому (Тылайскому) камню по Гофману, Лепехину и Талю.

Затем на обоих камнях были, собирая растения, ботаник Н.П. Крылов и на Косьвинском Ф.А. Теплоухов. Особых сочинений у них о камнях нет, но они упоминают и ту и другую гору при тех растениях, которые на них найдены.

Я свою экскурсию на эти камни совершил, как простой турист, и только попутно делал барометрические наблюдения, снимал фотографические снимки и собирал растения. Барометр я имел через Г.Ф. Абельс из Екатеринбургской обсерватории анероид Naudet, термометр Цельсия и компас. Фотографические снимки вследствие ненастной погоды, всё время меня провожавшей, вышли очень плохи. Собранные растения переданы О.Е. Клеру для определения. Сделанные мной барометрические наблюдения переданы С.Я. Ганнот, который и сделал все вычисления высот. В тексте, где это будет надо, я буду приводить только те цифры, которые получены г. Ганнот из моих наблюдений. К статье приложена особая заметка его о моих наблюдениях с выводами из них.

Всем поименованным лицам: Г.Ф. Абельс, О.Е. Клер и С.Я. Ганнот я приношу мою искреннейшую благодарность за то участие и помощь, с какими они отнеслись к моей экскурсии. Также приношу мою благодарность действительному члену Общества Н.А. Терехову, сделавшему диапозитивы с моих негативов для доклада общему собранию и Вл. О. Клер за доставление других диапозитивов с этих же гор, с негативов профессора Дюпарка и его сотрудника доктора Пирса, благодаря чему доклад мой был иллюстрирован гораздо полнее, чем одними моими снимками. Приложенная к статье карта составлена мною из трёх карт: в основу положена карта Косьвинского камня из сочинения Дюпарка в масштабе 1:100000 или в 1 см 1 км. К ней прибавлена увеличенная карточка того же Дюпарка Тылай-Конжаковско-Серебрянской цепи» из 2-го тома его сочинения. И, наконец, прибавлена часть к востоку от гор, из карт Карпинского 2-го из «Горного Журнала» (№ 5), приведённые к тому же масштабу.

Приступаю к описанию своей экскурсии.

Из Екатеринбурга я выехал 24 (11) июля 1906 года при сильном проливном дожде, по Пермской железной дороге до станции Гороблагодатской. Сюда поезд пришёл в 4 часа утра при прекрасной погоде. В 6 часов утра я выехал дальше по Богословской железной дороге до станции Выя, где перешёл на узкоколейную железную дорогу г. Воробьёва, владельца Павдинской дачи. Так как дорога построена только для перевозки леса, то удобства на ней, конечно, очень примитивны. Вагонов крытых нет, приходилось ехать то на платформе, то на тендере. Но все эти неудобства были бы не столь тягостны, если бы поезда ходили более регулярно. А то расстояние от Выи до лесопильного завода в 72 версты я ехал с 10 ч. 30 мин. утра 25 июля до 2-го часа ночи с 26 на 27 июля, т.е. 39 часов! И вот наконец 27 (14-го) я выехал в 10 часов утра уже на лошади с лесопильного завода в Николае-Павдинский. На половине дороги сделал отдых в небольшой деревеньке Юрты. Погода была великолепная. Термометр показывал 36°. К вечеру я доехал до Павдинского завода, где и остался ночевать.

Полковник Гельмерсен в статье «Барометрические измерения на Урале» (Горный Журнал 1842 г. кн. 10 стр. 102) даёт высоту Павдинского завода над морем в 771 фут, или 241 м, генерал Гофман 728 ф., или 227 м. По моим же наблюдениям только 182 м. Хотя у того же Гельмерсена высота Екатеринбурга дана в 250 м и Кыштыма 190 м, железнодорожной нивелировкой даны цифры для Екатеринбурга 124 м и Кыштыма 118 м. Сравнение этих цифр, столь больших у Гельмерсена сравнительно с цифрами, добытыми нивелировкой инструментальной, даёт маленькую надежду на то, что моя цифра в 182 м для Павдинского завода ближе к истине, чем 241 м.

Переночевав в Павде, я 28 (15-го) июля уже верхом на заводской лошади один поехал на Кытлымский прииск, отстоящий от завода в 35 верстах. Сначала дорога была сухая и вообще настолько приличная, что можно было ехать даже в каком-либо незатейливом экипаже, но уже через 5-6 верст начали встречаться сначала небольшие болотинки, маленькие речки, через которые приходилось перебираться вброд. Но чем дальше я подвигался, тем дорога становилась хуже и хуже. Речки стали больше, болота глубже, частые спуски и подъёмы на увалы. Причём при спусках и подъёмах дорога проходила по дну весенних потоков, т.е. по довольно крупным камням.

Почти на половине дороги устроен кордон для отдыха проезжающих. В глухой лесной чаще, из мелкого соснового леса (карандашника) вырублено небольшое пространство, в несколько квадратных сажен. Из срубленного леса построена изба, в ней сложен очаг с котлом. Когда я проезжал, так не только о какой-либо мебели не было и речи, но даже не было ещё и двери.

После небольшого отдыха поехал дальше. Версты через 3 начался очень пологий и длинный подъём на перевал между горами Колпак и Семичеловечной. В 8 ч. вечера я достиг вершины перевала, высоту которого барометр показал в 642 м. С вершины перевала открывался очень красивый и обширный вид на долину реки Лобвы и находящиеся за ней горы, Косьвинский камень и Тылай-Конжаковско-Серебрянскую цепь. Полюбовавшись видом, я поехал далее и в 10 часов вечера приехал на платиновый прииск Кытлымский, который находится при впадении реки Кытлым в реку Лобву. Речка Кытлым составляется из трёх россох: большого Кытлыма, берущего начало с южного отрога Косьвинского камня, среднего Кытлыма, вытекающего с самого камня на высоте 1205 м и малого Кытлыма, берущего начало из возвышенного болота между Косьвинским камнем и Кытлымским увалом.

День 29/16 июля ушёл на осмотр прииска и только утром 30/17 июля я с проводником Чирковым и служащим с прииска г. Пищальниковым, при сильном тумане, отправились около 8 ч. из дому. Туман, или вернее облака, закрывали весь Косьвинский камень, да и не только его, а все окружающие горы.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

Тропа на гору идёт мелким и частым смешанным лесом, который вырастает всегда на месте срубленного соснового или вообще хвойного леса. Тропа была очень сырая. Собака проводника Чиркова то и дело поднимала какую-нибудь дичь и ещё не доходя до горы были убиты три тетёрки.

Через час ходьбы мы вышли на просеку – границу между Ростесской и Павдинской дачами. Мы пошли по просеке и вскоре стали подыматься на «плечо» Косьвинского камня: так называется северо-северо-восточный отрог горы. Дойдя по этой просеке до гребня, с которого просека начинает уже спускаться, мы оставили её и пошли прямо лесом по самому хребту. Лес был уже старый, вековой, но среди него массами рос вереск (можжевельник). Часа два мы пробирались через эту чащу, пока наконец не вышли на вершину плеча, где нас встретил холодный ветер и дождь. Вершина «плеча» представляет из себя площадь шириной сажен до 80 и длиной версты 1 ½ или 2, совершенно ровную и безлесную. Мы пошли вдоль по плечу к югу и вскоре в тумане перед нами уже чернел главный массив Косьвинского камня.

В то месте, где «плечо» примыкает к массиву, мы, немного спустившись с вершины в кедровник, устроились с чаепитием. Пока проводник разводил огонь и приготовлял чай, я, одевшись накидкой, так как шёл дождь, и взяв пресс с бумагой, снова поднялся на вершину и принялся собирать растения. Так как я не ботаник, то не зная, что следует именно брать, я всегда в таких экскурсиях собираю всё, что вижу. Так же поступил и теперь. Я собирал все растения, какие видео, не обращая внимания на то, в цвету они или нет. Да и время было позднее, так что ожидать массу цветущих растений было нельзя. Благодаря такому методу мне удалось представить и такие растения, которые, как это видно из далее следующего списка растений, составленного глубокоуважаемым О.Е. Клер, не часто встречаются…

В это же время я произвёл барометрические наблюдения, причём оказалось, что вершина плеча достигает 824 м над уровнем моря, т.е. почти до высоты Качканара.

В 3 часа дня, после чая и отдыха, при той же ненастной погоде мы снова пошли. Теперь приходилось уже подниматься на главный массив Косьвинского камня, весь покрытый гигантскими россыпями, которые состояли из весьма различной величины камней: от камня величиной в кулак до целых скал в несколько кубических сажен. Между россыпями проходили неглубокие долинки, в которых ютились искривлённые и жалкие на вид сосенки, берёзки, кедрики.

На высоте 1010 м эта растительность прекращается и дальше идёт только камень и мох, сползающий по скату длинными серовато-зелёными языками. Изредка ещё по мху стелется вереск, Бог знает где укрепивший свои корни. На высоте 1208 м берёт начало река Кытлым. За границей растительности Косьвинский камень представляет из себя ряд гигантских гранитных террас.

С плеча вплоть до начала Кытлыма и даже ещё выше всё время слышен шум текущей под камнями воды.

Наконец, около 6 часов вечера, мы добрались до вершины, которая представляет из себя довольно неровную площадь с группами мрачных одиноких скал. Взобравшись, насколько мог выше, на одну из таких скал, сел отдохнуть и посмотреть барометр. При температуре в 8° и температуре барометра в 11°, он показал давление 626,25 мм, что по вычислению С.Я. Ганнот соответствует высоте в 1480 м. Здесь я ещё раз приведу все известные мне цифры высоты этого камня:

Из-за клубившегося вокруг меня тумана, мне ничего не было видно, изредка только под напором сильного ветра туман прорывался и я видел далеко в глубине долины то Лобву тоненькой серебристой ленточкой, то лежащий по ту сторону её Колпак.

В виду ненастной погоды и дальности и опасности пути, проводник стал торопить меня спускаться с вершины. Неохотно я оставил скалы и мы медленно, но всё-таки скорее, чем вперёд, пошли домой. Насколько было хуже и труднее подыматься по мху, предпочитая лезть по голым камням, на столько же удобнее и мягче было спускаться по мшистым полянам, по возможности избегая россыпи. Когда мы начали спускаться с плеча и вошли в лес, то было уже настолько темно, что идти пришлось ощупью. В 11 часов ночи мы были дома.

Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть фото Косьвинский камень маршрут на машине. Смотреть картинку Косьвинский камень маршрут на машине. Картинка про Косьвинский камень маршрут на машине. Фото Косьвинский камень маршрут на машине

31/18 июля утро такое же беспросветное, как и накануне. Кругом туман и туман. Приведя в порядок растения, я в 2 часа дня выехал верхом в сопровождении того же проводника на Сосновский прииск, находящийся на западном склоне Урала при впадении речки Сосновки в реку Тылай. Уже в октябре прошлого года была проведена совершенно прямая дорога с Кытлымского прииска, через плечо Косьвинского камня, на Сосновский прииск, но когда я был там, то дороги этой ещё не было прорублено и потому пришлось ехать другой обходной дорогой. Дорога эта сначала идёт по берегу Б. Кытлыма, затем через Кытлымский увал, огибая Косьвинский камень с юга, у прииска Мало-Косьвинского поворачивает на запад, а потом на северо-западе подходит к Сосновскому прииску, уже лежащему в даче кн. Абамелек-Лазарева. Первая половина дороги в 15 вёрст до Мало-Косьвинского ужасна. Местами лошади тонули по брюхо в жидкой и липкой грязи, но вторая половина в те же 15 вёрст до Сосновки уже довольно хороша и во многих местах возможно было ехать рысью. Около 9 часов вечера я приехал на прииск и у смотрителя прииска А.П. Сибирякова нашёл радушный приют. Так как мой проводник Чирков провожать меня дальше не мог, то мне был представлен другой проводник, служивший у профессора Дюпарка почтарём.

1-го августа н.с. (19 июля с.с.) утром в 7 часов я верхом в сопровождении двух проводников тоже верховых выехал с прииска. Через старые выработки мы выехали на берег реки Тылая, притока Косьвы, по которому и ехали вёрст 7-8 до впадения речки Гаревой. Немного её не доезжая, свернули направо в лес. Через 20 минут мы выехали на берег Гаревой и уже шагом поехали вдоль неё. Тропы не было почти никакой, проводники следили главным образом за «тёсом» на деревьях. Наконец около 10 часов мы остановились. Дальше на лошади ехать было уже нельзя. Один проводник с лошадьми остался на месте, я же с другим пошли вверх по течению речки. Моросил мелкий дождь. Ноги скользили по мокрым камням и корням деревьев, ветви кустарников вереска и упавших деревьев царапали лицо и руки. Преодолевая все эти препятствия, шли мы вверх, то спускаясь к самой воде речки, то взбираясь на высокий берег.

Через час гимнастических упражнений (иначе я не могу назвать эту часть пути) мы выбрались из долины реки Гаревой. Так как дальше леса уже не было, то мы, под прикрытием последних кедров, решили отдохнуть и попить чаю. Здесь, защищённые от непогоды деревьями и скалами, мы запаслись свежими силами и снова пошли вверх.

Едва прошли мы сажен сто, как очутились на верху хребта, открытого со всех сторон для ветра. Главная вершина Тылая чернела вверху прямо перед нами. Барометр показал высоту в 894 м. Теперь нам предстояло взбираться по очень крутым россыпям. Осторожно выбирая камни, на которые можно было бы ступить без риска сломать ноги, помогая в некоторых местах и руками, мокрые от пота и дождя, мы медленно лезли кверху. Ветер бешено завывал в скалах, рвал и трепал на нас одежду. При таких условиях собирать растения почти не было возможности, если же что и собирал, то не прятал в пресс, а просто в сумку, сделанную из непромокаемой накидки.

В 2 часа дня мы поднялись на высоту 1299 м. Здесь, на довольно обширной площадке, я решил ещё передохнуть, прежде чем лезть выше. Чтобы сделать наблюдения и хоть немного укрыться от непогоды, мы, перейдя площадку к подножию пирамидальной вершины, уселись, прислонившись спиной к холодным и мокрым камням. Термометр показал всего 2° выше нуля. В это время проводник обратил внимание на то, что к дождю начинает примешиваться снег. Несмотря на это, я переложил собранные растения из накидки в бумагу и сделал отсчёт на барометре.

Пока я этим занимался, снег пошёл гуще и температура понизилась до 0. В лёгком летнем пиджаке было не очень приятно, притом ещё он смок и плотно прилипал к рубашке, а последняя к телу. Подниматься выше я не решился, и мы пошли через площадку, спугивая притаившихся за камнями куропаток, к спуску. Туман был настолько силён, что за 40-50 шагов я уже не мог видеть проводника. Удручённый неудачей, начал я спускаться. Часа через 1 ½ мы добрались до лошадей, где напились чаю и поехали дальше. В 7 часов вечера, продрогший до костей, приехал я на прииск.

2 августа (20 июля), т.е. Ильин день, изменений в погоде не принёс. Те же серые облака висели над головой, изредка моросил мелкий дождь. Ждать лучшей погоды не представлялось возможности и в 11 часов дня я верхом же выехал на село Ростёс.

Мой первоначальный план осмотреть весь Тылай-Конжаковско-Серебрянский кряж не удался. Несмотря на эту неудачу, от всей экскурсии у меня остались очень приятные воспоминания и впечатления. Этому способствовали, конечно, своеобразная суровая красота гор, леса и всей обстановки; своеобразный приисковый люд; некоторые комические приключения; но больше всего мне доставило удовольствие известие о найденных мною не совсем ординарных для Урала растениях.

Дальнейшее моё путешествие было таково: выехав в 11 часов с Сосновки, я с проводником по приисковой дороге, довольно скверной, кстати сказать, приехали в село Ростёс. Немного отдохнув, поехали в деревню Верх-Косьву по «Государевой дороге» или ещё «Бабиновской», так же непроезжей для экипажа. Бабиновская дорога проведена крестьянином Бабиновым из Соликамска на Верхотурье, через Ростёс и Павдинский завод, ещё в конце XVI века. Может быть раньше, когда это был действительно единственный тракт из России в Сибирь, дорога эта и была удобна для проезда в экипаже, но теперь это та же лесная дорожка, только расчищенная и довольно широкая.

Около 7 часов вечера мы приехали в деревню Верх-Косьву, на реке Косьве. Переночевав, я на утро выехал из деревни уже в лодке вниз. Живописных скал, как на Чусовой, по Косьве в этом течении до Троицкого рудника нет. Берега пустынны: на протяжении 75 вёрст ни одного селения или деревни.

В 6 часов вечера при довольно хорошей погоде подъехали мы к Троицкому руднику, откуда снова верхом, не дожидаясь утра, отправился я в Кизеловский завод, а оттуда по железной дороге до Перми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *