Контроллер вентиляторов для авто

Универсальные блоки управления электровентилятором охлаждения двигателя. «ACBn/+»

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Здесь пойдет речь о сборке первой серии универсальных силовых контроллеров вентилятора охлаждения двигателя — ACB+ и ACBn (возможно изготовление под заказ)

ОПИСАНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ.
Контроллеры представляют собой электронные микропроцессорные устройства, подключаемые параллельно (или вместо) штатной электросети вентилятора охлаждения двигателя, и спроектированы для электроцепей с коммутацией вентилятора по «минусу» («массе») питания (где вентилятор имеет постоянное подключение одного из выводов к +12В сети автомобиля, а другой вывод коммутируется ЭБУ или электромеханическим датчиком через силовое реле к «массе»), и также с коммутацией вентилятора по «плюсу» питания (где вентилятор имеет постоянное подключение одного из выводов к «массе», а другой вывод коммутируется к «+12В» АКБ).
Принцип работы контроллера – плавное управления скоростью вращения вентилятора охлаждения в соответствии заданным порогам температуры двигателя. Нижний и Верхний пороги программируются в реальном времени, на запущенном двигателе, в моменты прогрева до нужных температур, создавая таким образом диапазон для плавного регулирования температуры по средству ускорения/замедления вращения вентилятора. Вентилятор начинает плавно раскручиваться в момент преодоления температурой нижнего порога, и продолжает ускоряться, выходя на максимальные обороты при преодолении верхнего порога; и наоборот – при понижении температуры скорость вращения плавно снижается, а по преодолению нижнего порога – вентилятор отключается

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Для отслеживания температуры двигателя контроллер может использовать как любой резистивный термодатчик(будет поставляться в комплекте), так и любой аналоговый сигнал напряжением от 0 до 5 Вольт от других источников сигнала температуры (например: от штатного датчика температуры ЭБУ, или от сигнала стрелки температуры панели приборов). Это и делает его УНИВЕРСАЛЬНЫМ и адаптируемым для разных целей, например как вариант: для замены гидромеханической муфты вентилятора, на электропривод с эффективным управлением обдувом.

КОНСТРУКТИВ. ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Контроллер может быть выполнен в разных корпусах с разным количеством силовых ключей (что и определяет мощность подключаемой нагрузки). Корпус контроллера нуждается в пассивном охлаждении, соответственно, лучшим вариантом является монтаж на плоскую поверхность кузова подкапотного пространства на термопасту (в идеале), для лучшего отвода тепла. Несколько мощных силовых mosfet-ключей, обеспечивают нагрузку до 600Ватт в пике. Так же устройство имеет вход для подключения сигнала запуска кондиционера/климата, обеспечивая принудительный запуск вентилятора на 35% мощности для быстрого обдува конденсатора(радиатора) кондиционера, если на автомобиле не предусмотрен отдельный вентилятор для этой цели.
Питание контроллера осуществляется от +12В ЦЕПИ «ЗАЖИГАНИЯ». В контроллере ACBn минусовой контакт является СИЛОВЫМ, и подключается к «массе» автомобиля проводом сечением НЕ МЕНЕЕ 2-4 кв.мм! В контроллере ACB+ СИЛОВОЙ вход подключается к +12В АКБ («+BATT» на схеме), так же проводом сечением НЕ МЕНЕЕ 2-4 кв.мм! При отсутствии в цепи вентилятора предохранителя, следует обязательно его установить в разрыв «минусовому» (для ACBn) или «плюсовому» (для ACB+) проводу питания вентилятора, идущего на контроллер, номиналом от 20 до 40Ампер, в зависимости от мощности вентилятора. При подключении параллельно 2-х вентиляторов, следует поставить предохранители отдельно для каждой коммутируемой линии питания.

СХЕМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ
Контроллеры имеют 2 варианта подключения сигнала температуры:
1. «с изолированным датчиком»: в схеме используется отдельный независимый резистивный датчик (любой 2-х контактный, врезного типа), который подключается к выводам s2 и s1

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

2. «с аналоговым входом» — где вместо изолированного датчика, на вывод s1 подключается «внешний» аналоговый сигнал температуры от 0 до 5В. Вывод s2 при этом не используется!

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

«внешний» сигнал можно взять от штатного датчика температуры ЭБУ*, от сигнала стрелки температуры приборки, или же отдельного датчика температуры для приборки. Сигнал должен быть стабилизирован, то есть не зависеть от перепадов и просадок напряжения в бортсети, а так же не превышать уровень +5В в пике, иначе контроллер будет уходить в ошибку, или может выйти из строя. Что бы убедится перед подключением, что сигнал соответствует параметрам, нужно замеряйть мультиметром его напряжение относительно «массы», на холодном и на прогретом двигателе, и если вольтаж будет меняться (повышаться или понижаться в пределах 0…+5В), то такой сигнал подходит по параметрам!
*вариант со штатным датчиком ЭБУ нужно проверять опытным путем, так как возможны ошибки в ЭБУ или же помехи в работе контроллера

РЕЖИМЫ РАБОТЫ.
1.«Основной» — режим, при котором контроллер плавно управляет скоростью вращения вентилятора на основе уровня температуры, в диапазоне, заданном порогами калибровки. Активен при откалиброванном диапазоне температуры. После нагрева двигателя выше нижнего порога диапазона, начинает генерироваться ШИМ-сигнал соответственной скважности, раскручивая вентилятор до нужной скорости.
2.«Кондиционер» — при подаче положительного сигнала (+5…+12В) от кондиционера на вход «a/c», вентилятор плавно раскрутится до 35% мощности, и будет вращаться с такой скоростью до момента перехода температуры в рабочий диапазон, или отключения сигнала с вывода a/c. Данный режим будет работать даже на неоткалиброванном диапазоне.
3.«Теплый запуск» — во избежании просадок напряжения, резкого шума и вибрации, контроллер очень плавно раскручивает вентилятор до максимальных оборотов, после запуска горячего двигателя, если температура на остановленном двигателе, до этого, превысила верхний порог диапазона.
4.«Калибровка» — режим программирования порогов температурного диапазона. Активен, при первом запуске устройства, когда в памяти отсутствуют данные, или же в момент калибровки/перекалибровки, когда стираются значения предыдущих порогов, и контроллер ожидает записи новых.
5.«Аварийный режим» — активируется при неверном подключении сигнала температуры, или отсутствии, замыкании, или обрыве контактов датчика. Контроллер фиксирует ошибку, плавно раскручивает вентилятор до 50% мощности и с периодичностью в 1 секунду мигает светодиодом. Данный режим будет активен до тех пор, пока ошибка датчика не будет устранена и контроллер не будет перезапущен сбросом питания.
6.«Принудительный обдув» — этот режим можно организовать искусственным образом, например, подавая сигнал +5…+12В от кнопки из салона на вывод a/c, при этом вентилятор будет плавно раскручиваться до 35% мощности, и поддерживать такую скорость постоянно до отключения положительного сигнала. При этом к контроллеру должен быть подключен датчик или сигнал температуры, или же вместо этого возможно выводы s2-s1 зашунтировать резистором на 4,7кОм. Так же кнопкой в салоне, можно подавать питание на вывод «+12В» контроллера, с отключенным датчиком или сигналом температуры. Тогда устройство будет постоянно запускаться в аварийном режиме – соответственно раскручиваясь до 50% мощности, поддерживая скорость, пока подается питание на контроллер.

Немного о сборке
Конструкция блока состоит из 2 основных элементов — пластикового корпуса, и теплоотводной пластины. Габаритные размеры корпуса в сборе: 120х80х33. Теплоотводная пластина изготовлена на ЧПУ станке гидрообразивной резки методом раскроя алюминиевого листа 5мм толщиной.
Силовые Ключи крепятся непосредственно к теплоотводу через изоляционную прокладку с применением термопасты.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Нижняя крышка пластикового корпуса на герметик садиться на алюминиевую пластину и притягивается крепежными болтами платы и верхней крышки корпуса

Источник

Универсальный блок управления электровентилятором системы охлаждения автомобиля. ШИМ-контроллер 3.0

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

По многочисленным просьбам читателей и единомышленников представляю разработку и реализацию универсальной адаптивной системы управления охлаждением двигателя автомобиля.

Предистория.
В этой статье речь пойдет о последнем устройстве, разработанном, на основе идей описанных в моих прошлых материалах:
Часть 1
Часть 2
Концепция та же: адаптивное ШИМ-управление скоростью вращения вентилятора ОЖ на основе показаний температуры двигателя.

Поставленные задачи.
За несколько лет эксплуатации подобных, разработанных мною устройств, и благодаря обратной связи с людьми, кто был заинтересован проектом и теми, кто повторил устройства, были собраны отзывы с пожеланиями улучшить, доработать и расширить функциональные возможности, из которых:
— увеличение мощности подключаемой нагрузки;
— реализация более плавных пусковых моментов вентилятора;
— доработка алгоритма работы контроллера при пусках двигателя «на горячую», для более тихой и эффективной работы вентилятора;
— возможность подключения сигнала от климата/кондиционера, для более быстрого охлаждения;
— принудительный пуск вентилятора от кнопки;
— универсальность подключения к любому датчику температуры, как штатному, так и отдельному, а так же чтение любого аналогового сигнала температуры (например от ЭБУ к стрелке температуры на приборке).

Разработка и реализация.
Сама электронная схема и архитектура контроллера практически не отличается от предыдущих вариантов из прошлых статей, за тем лишь исключением, что были увеличены в количестве силовые элементы (ключи VT1, VT2), добавлен вход для сигнала кондиционера (a/c.4 на разъеме P1) и стабилизирован вход для чтения показаний датчика/сигнала температуры.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Источник

ШИМ-контроллер вентилятора охлаждения двигателя ВАЗ(прототип)

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Эта статья — 2 часть и логическое продолжение опыта разработки доступного адаптивного контроллера для охлаждения электровентилятора ВАЗ. (1 часть читаем по ссылке здесь)
Первый опыт был направлен, прежде всего, на то, что бы понять и оценить собственные возможности в разработке микроконтроллерного устройства для решения наболевшей у всех темы перегрева либо же надоедливого щелканья и гула под капотом.

Почти 10 месячный период эксплуатации самодельного контроллера на моей «десятке» показал просто отличные результаты: стрелка показателя ОЖ при любой температуре и дорожной обстановке (пробки, жара, дальняки в 600 и более км и т.д.), практически никогда не отклонялась от отметки в 90 градусов, что способствовало постоянной ровной работе двигателя и бортовой сети. После этого было решено продолжить разработку уже более качественного и функционального прототипа устройства, которое можно было бы адаптировать под другие авто, а так же вручную настраивать поддерживаемую температуру ОЖ.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

В алгоритм работы нового контроллера лег всё тот же принцип, как и в первой версии: с помощью дополнительного датчика ОЖ читались пороговые значение температуры, при которых вентилятор плавно стартовал, разгоняясь при повышении и замедляясь при понижении температуры, и по достижении максимального порога температуры раскручивался на полную мощность (как при штатной сработке реле). Но теперь значения датчика температуры не «жестко» вписывались в прошивку, а появилась возможность множество раз программировать эти значения «на ходу» с помощью внешней кнопки, и светодиода, отображающего процессы настройки и режимы работы контроллера. При первом нажатии на кнопку, действующие температурные показания датчика записываются как пороговое значение запуска вентилятора, а по нажатию во второй раз – записывается порог максимальных оборотов. Значения остаются в энергонезависимой памяти микроконтроллера и при отключении питания данные сохраняются. Теперь можно калибровать любые значения температуры, даже обратные(для датчиков с положительным/отрицательным температурным коэффициентом), и использовать почти любые резистивные датчики. Такой подход поможет более четко регулировать температуру ОЖ как в теплый, так и в холодный сезоны.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Подключение к бортовой сети осталось прежним: контроллер с дополнительным датчиком включается параллельно штатной схеме, и никак не влияет на срабатывание реле электровентилятора ОЖ. («подключил и забыл»). Но нужно учитывать, что данный девайс будет работать только на авто, где вентилятор коммутируется «массой» а не «плюсом»! (тоесть подключен постоянный +12В по штатной схеме, а реле подключет массу). ВАЗ2110 в нашем случае – идеальный кандидат. Ну а так – вольтметр в помощь))

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Теперь схему можно запитать от любых +12В «зажигания», например от «+12В форсунок», так как в прошивке реализована задержка включения в 4 секунды, для того, что бы успеть завести горячий двигатель, не давая сразу запуститься вентилятору и нагрузить бортсеть при включении зажигания.

Схему и готовую печатную плату я решил разработать и оставить в общем доступе на облачном сервисе для проектировки электронных схем (ссылка на проект)

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Сначала плата была изготовлена «по-старинке» вручную, но после успешного запуска и отладки прототипа, решил заказать в Китае пробную партию фабричных плат, в результате получилось очень даже неплохо!

Источник

Контроллер вентилятора охлаждения – нужная вещь

Добрый день Друзья! Речь пойдет о контроллере вентилятора охлаждения, подобно по принципу работы системы охлаждения «Борей». Используется для автоматического изменения скорости вращения вентилятора охлаждения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Позволяет удерживать температуру двигателя в узких пределах, не допуская ее перепадов. Благодаря чему вентилятор работает на 20-50% своей мощности и не издает шума. При этом падает общее потребление электроэнергии, уменьшается расход горючего (особенно на инжекторных авто), увеличивается ресурс двигателя, устройство работают от 12В и рассчитано на коммутацию нагрузки до 220 Ватт. Возможно увеличение мощности или изменение других параметров в индивидуальном порядке.

Устройства собираются в пыле-влагозащищенных корпусах. Имеют гарантию 1 год.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Контролер Я заказал, сегодня забрал с почты, с работы освободился рано и думаю нужно установить чего зря время терять!

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

В распечатаном виде + схема установки тоесть какой провод куда!

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Разьемы уже ишли с контролером, остаеться только раскинуть проводку и заизолировать!

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Минус крепим на кузов.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Все подключил для прбного запуска.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Сам контролер закрепил на торце планки радиатора пластиковым хомутом, прилегающую часть контролера проклеил STP.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Еще нужен 2 +для контролера(должен появляться после включения зажигания)2 + взял с датчика тормозной жидкости, но после консультации с изготовителем контролера, мне посоветовал взять с генератота который идет на лампочку панели(зарядка) + появляеться после запуска мотора(тоесть когда идет зарядка) это нужно для того, когда включаешь зажигание чтоб вентилятор не сразу срабатывал, а срабатывал после запуска мотора!

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

После пробного включения, всю проводку собираю в кучу и привожу в общую красоту.

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Все собрав, верхнию декоративную крышку снял-до установки прилично моторчик грелся(дополнительная шуба)

Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть фото Контроллер вентиляторов для авто. Смотреть картинку Контроллер вентиляторов для авто. Картинка про Контроллер вентиляторов для авто. Фото Контроллер вентиляторов для авто

Результат: вентилятор начинает срабатыать после 70гр. (по моему датчику приборки) трендит собака, до установки контролера вентилятор срабатывал когда стрелочка подходила к 130гр. приятного мало было!(
После пробной поездки минут на 15 по городу трошки наваливая, тем. двигателя не поднялась более 92гр. по датчику приборки-такого раньше не было, что очень порадовало, вентилятор крутить постояно около 30% от свое мощности, что практически не слышно и нет просадки напряжения в электро сети что тоже порадовало!Пока все, буду дальше тестиь!

Финал: видео по срабатыванию вентилятора!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *