Контраварийное вождение автомобиля на механике
Третий «хлыст» не отловить, или Основные законы контраварийного вождения на льду
Зима. Междугородняя трасса. Снег сверху. Лед под колесами. Вперед кто-то еле едет, пытаясь совладать с машиной и погодой. Вы резко берете влево и… передние колеса идут в снос, теряя зацеп. Неуправляемый. Страшный. С вероятностью 80% заканчивающийся во встречном автомобиле или дереве, или столбе.
Это – одна из многих ситуаций, на которые щедры зима и гололед. Каждый из нас, кто регулярно или нерегулярно находится за рулем, хотя бы раз в жизни попадал в них. И каждый раз после этого думал: «да, надо бы хотя бы раз сходить на курсы контраварийного вождения». Сделайте акцент на этом слове – «контраварийное». Не экстремальное, где вы на предельных оборотах закладываете автомобиль боком в вираж, ощущая перегрузки и влипая в «рикаро». Нет, здесь несколько иные приоритеты.
Не допустить снос передней оси (снос – это плохо). Научиться быстро выводить из него автомобиль (если все-таки снесло) при помощи руля и газа. Добиться полного отсутствия неэффективного заноса, когда автомобиль начинает мотать по дороге. «Третий хлыст не отловить», — запомните эту фразу. Пока автомобиль не вошел в резонанс, в так называемую ритмику, его еще можно стабилизировать. Однако после третьего неконтролируемого «хлыста» в любую из сторон вы обречены на провал.
В прошлом году я уже проходила обучение в Renault Winter School и по ее итогам писала большой репортаж, как именно проходит обучение и чем таким удивительным мы там занимаемся. В этот раз элементы были сложнее, а обучение — эффективнее (если прибавить к ним накопившийся за год опыт), поэтому я решила сделать упор именно на основы контраварийного вождения. Конечно, прочесть и пройти обучение — это не одно и то же. Но, возможно, некоторые моменты и правила останутся в памяти и в нужные момент подскажут, что нужно сделать в критической ситуации. А поможет мне в создании этой памятки Михаил Юрьевич Крашенинников, главный инструктор Renault Winter Driving School, которая уже третий год подряд проходит на льду Ладожского озера.
Лед – покрытие опасное: скользкое, непредсказуемое (особенно, когда частично подтает) и обманчивое. Однако именно на нем хорошо оттачивать навыки управления автомобилем, контроля над ним и освоения навыков стабилизации в различных ситуациях.
Пять самых главных ошибок водителей зимой (и не только):
1. Нет понимания, какой коэффициент сцепления под колесами (или покрытие).
2. Поздние торможения.
3. Нет соблюдения повышенной дистанции.
4. Резкие маневры.
5. Плохое настроение (не только зимой).
Разгон и торможение на льду
Эти два параметра – одни из важнейших для нас с вами. Разгоном движение начинается, торможением – заканчивается. И то, и другое должно быть уверенным. На скользкой дороге и то, и другое лучше начинать заранее. Незачем добиваться излишней пробуксовки колес на старте – это ни к чему хорошему не приведет. Плавный, но уверенный старт дает возможность приноровиться к покрытию, почувствовать его. Насколько открывать газ, каждый решает сам, в меру своих сил и навыков.
Торможение на льду – особая песня. Это не асфальт, не грунт, это – лед, где каждое движение, каждый поворот руля, каждое нажатие на газ или тормоз, переключение скоростей должны быть продуманы на несколько шагов вперед. Поздно нажали тормоз перед поворотом, проскочили его «вершину», все – привет, обочина, елка, кювет или что там еще может быть за ним? Переключили передачу вниз, заставив мотор, а, соответственно, и колеса, вращаться быстрее, — ловите неконтролируемый занос (или снос), уносящий вас кормой вперед, навстречу неизвестности. И так далее.
Поэтому торможение на льду должно быть максимально осознанным и заблаговременным, перед поворотом, а не в нем. Перед препятствием, а не в нем. Тормозить непременно нужно на прямых колесах – тогда вы получите максимальное пятно контакта, а само действие достигнет максимальной эффективности, чего и добивается контраварийное вождение. Также очень важно уметь зрительно определять расстояние, необходимое для полной остановки. Оно, конечно же, зависит и от покрытия, и от скорости вашего автомобиля, и от шин, в которые он обут, и от быстроты вашей реакции при переносе ноги с педали газа на тормоз.
Чем быстрее нога «перепрыгнет» на соседнюю педаль и со всей силы ударит по ней, тем быстрее вы остановитесь. В городском потоке, особенно зимой, такой маневр приходится совершать часто: кого-то занесло, кто-то решил внезапно припарковаться или что-то с неба спустился инопланетный корабль – не важно. Всегда нужно быть готовым экстренно тормозить. В пол – тогда ABS и другие системы сработают максимально эффективно. И на прямых колесах.
Вход в поворот, маневрирование на льду
Как я уже говорила выше, вход в поворот на льду совсем не похож на прочие входы. В этом году Ладога подкинула нам сюрприз, почти растопив лед в шхерах. И в первый день все упражнения проходили в реальности, максимально приближенной к городской: лед покрыт слоем воды, смешанной со снегом. Это — та самая шуга, забивающая протектор и не дающая нормально работать ни шипам, ни ламелям. Но тем не менее, это все равно лед, пусть и с чуть лучшим зацепом.
Вход в поворот на льду прост: увидели поворот – наметили его вершину – нашли оптимальную точку входа (которая должна быть ДО этой самой вершины) – на прямых колесах осадили автомобиль – отпуская тормоз, повернули руль – зашли в поворот четко, не «размазывая» вход – разгон под распрямление руля (чем прямее колеса, тем больше газ, но «первая скрипка» здесь именно руль).
Сложно? На самом деле, нет. Нужна лишь максимально скоординированная работа рук, ног и головы. Если вы не посмотрите туда, куда едете, то приедете точно не туда. Если слишком рано или слишком поздно выкрутите руль – аналогично. Если начнете тормозить на уже повернутых колесах, то, как говорит Михаил Юрьевич, «глаза все больше, обочина все ближе». На скользкой дороге нет места смартфону в руках – только полный контроль за происходящим поможет уберечь себя от сидения в придорожном сугробе (и это в лучшем случае).
Пять самых главных правил контраварийного управления автомобилем зимой:
1. Тормозить на прямых колесах до поворота (или хотя стараться делать это).
2. Очень точно подбирать скорость для прохождения каждого поворота.
3. Работать педалью акселератора (газом) настойчиво, но нежно, держа под контролем пробуксовку.
4. Всегда смотреть вперед, поворачивать голову до начала маневра, «заглядывая за поворот», «читать» дорогу (и это нужно делать не только зимой).
5. Стараться всеми способами не попадать в аварийные ситуации. И начать с того, что снять верхнюю одежду, шарф или то, что может вам помешать.
Ритмический занос
При слове «занос», наверняка, сразу представляется мажор на BMW с заваренным «диффом», который распугал полгорода, пока не закончил свой прохват в столбе. Да, такое тоже имеет место быть. Но такой занос – не эффективен. На курсах контраварийного вождения учат работать лишь с эффективным заносом. Не путать с эффектным (хотя, при правильном исполнении эффектности хоть отбавляй).
Сорвать машину легко: колеса в сторону, газ – занос пошел. От водителя требуется лишь корректировка направления (рулем или газом) – и это может продолжаться вечно. Главное, верно задать направление, быстро работать руками, указывая колесами направление всему автомобиля и не бросать газ. Вуа-ля!
Что же такое ритмический занос? Это контролируемая перекладка автомобиля из заноса в занос, исключая стабилизацию. Впрочем, он бывает и неконтролируемый, но тогда – до третьего «хлыста», помните? Пустить машину в контролируемый ритмический занос чуть сложнее, чем в обычный. Здесь нужна еще более слаженная работа рук, ног и головы.
Разгон – Раз! Колеса вправо – Два! Газ – Три! Сброс под роспуск руля – Четыре! Руль влево – Пять! Газ. И так далее, в ритме вальса.
Причем, это выражение здесь более, чем уместно. Если все делать технически верно, то плавное скольжение автомобиля по льду и в самом деле напоминает танец. И завораживает.
Между тем, это вовсе не бесполезное упражнение. Если отточить его постоянными повторениями до рефлекторного уровня, то можно не только удивлять друзей, но и избежать, к примеру, ДТП на обледенелой трассе, когда на торможение уже нет времени, а обойти препятствие нужно. Пара перекладок (с учетом прочих слагаемых в виде встречки) и вы вновь в своей полосе.
Ритмика страшна тогда, когда вы ее не ждете. Когда же она – под контролем, то с ее помощью можно творить чудеса на скользкой дороге (и не только) и даже при учете ограниченного места.
Пять основных действий для водителя, если автомобиль все-таки занесло на гололеде (с учетом привода и без него):
1. Если автомобиль попал в скольжение передними колесами (снос), очень важно не доворачивать руль дальше в поворот, а плавно уменьшая скорость, стараться аккуратно выровняться (что очень непросто). Если скольжение задними колесами (занос), то опережающим рулением очень быстро повернуть руль на занос.
2. С газом сложнее: на переднем приводе нужно стараться сохранять тягу, а если есть возможность, то работать смелее вплоть до пробуксовки. На полном – стараться сохранить тягу на всех ведущих колесах (у каждого производителя свое понимание распределения момента между осями). На заднем – оставить, если получится, так называемый «нулевой газ», когда колеса вращаются со скоростью автомобиля.
3. Передние колеса всегда должны быть повернуты по направлению вашего движения, не важно где скользят задние.
4. Если места для спасения мало (а так в городских условиях бывает очень часто), использовать экстренное торможение, не снижая усилия на педали тормоза. При этом направлять передние колеса в сторону дороги.
5. Смотреть не туда, где страшно, а в ту сторону, где вы должны оказаться – на дорогу.
Снос передних колес на льду, его корректировка и избежание
Напомню, если вы забыли, и расскажу, если не знали. Сносом в контраварийном и экстремальном вождении называют срыв передних колес, заносом – задних. И то, и другое бывает контролируемым и неконтролируемым.
Снос поддается корректировке газом: почувствовали, что нос автомобиля уводит наружу на дуге (в повороте, если хотите), не докручивайте руль, а попытайтесь очень плавно выровнять его в поиске хоть какого-то зацепа. Это – сложно, это – против инстинктов, но это работает. Главное, не бросать газ – это провоцирует еще больший снос.
Если же вас стремительно несет внутрь поворота, ни в коем случае не бросайте педаль газа и не тормозите, как бы громко не голосили в голове инстинкты. Такой снос можно вытянуть лишь газом, а бросив его, вы лишь воткнетесь в стену или отбойник или что еще может быть внутри поворота?
Конечно, без определенных навыков сориентироваться на месте очень тяжело. Одно дело, когда ты – на закрытом полигоне, где некуда убраться, кроме снежного бруствера, а каждое твое движение в рацию, лежащую в подстаканнике, комментирует инструктор. И совсем иное дело, когда ты – на дороге, в экстремальной ситуации, требующей моментальных решений, холодной головы и быстрой реакции ног и рук. Там никто не скажет из глубины подстаканника моего Kaptur: «Тринадцатый! Уже вход! Руль прямее! Газ!». А твое фиаско на 360-градусном вращении вокруг расставленных квадратом фишек – это только твое фиаско, в котором пострадало лишь эго, а не чужой автомобиль или елка на обочине.
Пять советов всем водителям, независимо от стажа, от Михаила Крашенинникова:
1. Хорошо знать технические особенности своего автомобиля (работу полного, заднего и переднего приводов), правильно подбирать резину.
2. Двигаться по дорогам общего пользования с запасом во всех отношениях и быть примером для окружающих.
3. Посещать закрытые площадки (лучше ледовые и с хорошим тренером разбирать различные приемы управления автомобилем, иногда работая через ошибку.
4. Правильно настроить свое рабочее место. Правильная посадка важна, причем, не только зимой.
5. Учиться всю жизнь и тренироваться, чтобы закреплять навыки и вырабатывать новые.
Что же сказать в завершении? Конечно же, все вышеизложенное в этом немаленьком опусе вряд ли отложится в ваших головах (ну может хоть чуть-чуть). Может быть, для вас все это – далеко не новость. А может, вы совсем не понимаете, как почувствовать, куда вас несет и что при этом делать? Все может быть.
Однако единственно верный постулат, который выносишь после подобных школ, — дорога не терпит торопыг. Лед — особенно. Только выверенные, быстрые, но не поспешные действия, обдуманные головой, отработанные ею же в тандеме с руками и ногами, помогут вам избежать критических ситуаций на дороге.
И, если есть возможность/желание/финансы обязательно пройдите хотя бы базовое обучение в любой из школ контраварийного вождения (сейчас их достаточно). И я уверена, многое там станет для вас настоящим открытием, даже если вы за рулем уже полжизни.
Экстремальное вождение зимой: советы профи
Руководство ГАИ призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и вовсе связана с поездками на автомобиле.
Опрошенные эксперты из числа сотрудников автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.
Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.
Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье.
Особенности вождения авто зимой
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.
СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.
ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас — за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).
Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.
Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15—16 секунд, а «спортсмены» — за 8—9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.
Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом
Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.
Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.
ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.
При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.
ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.
Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.
Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.
Если буксуют колеса
Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель — «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.
ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите — не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.
МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину — должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху — запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.
Движение по трассе
Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40—45 м, то на скользкой он возрастает до 90—140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво — ориентируйтесь по приборам.
Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.
Езда в туман и снегопад
При движении в условиях ограниченной видимости водителю важно обозначить свое присутствие для других участников дорожного движения. Во-первых, включите заднюю противотуманку и, даже днем, ближний свет фар, что также позволит вовремя увидеть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать.
Если видно совсем плохо, рекомендуется включать аварийку: мигающий свет заставляет водителя-наблюдателя заднего автомобиля сосредоточиться на сигнале и решить важный вопрос — движется автомобиль или нет. Кстати, если нужно остановиться на обочине, оставляйте включенными габариты, аварийку и желательно выставить за 50 м знак аварийной остановки.
Облегчают управление машиной передние противотуманные фары (если они установлены), а если видимость составляет не более 100 м, включайте дальний свет вместе с противотуманными фарами (при разъезде со встречными автомобилями дальний свет переключают на ближний, а противотуманные фары гасят). Двигаясь в тумане, постарайтесь пристроиться за большим автомобилем, который несколько рассеивает туман, не забывая, конечно, о дистанции. Отметим, что если видимость не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не выше 5 км/ч.
Особую осторожность следует соблюдать на светофорах: туман не просто ухудшает видимость и способность ориентироваться, но и искажает восприятие желтых и зеленых световых лучей (желтый кажется красноватым, а зеленый — желтоватым). Также особое внимание требуется на нерегулируемых перекрестках: даже если имеете преимущество (следуете по главной дороге), сбавляйте скорость — идущий справа или слева «шумахер» может не увидеть знак (часто они не освещены) и спровоцировать ДТП.
Итак, скоро Ваша первая «автомобильная зима», что нужно знать, чтобы свести к минимуму риск попасть в ДТП? Существует ли обучение вождению зимой? Как правильно себя вести на скользкой дороге и стоит ли вообще ездить зимой? Попробуем ответить себе на некоторые вопросы.
В первую очередь, автомобиль к зиме нужно правильно подготовить. Речь идет не только о зимней резине – подготовки требуют все основные узлы. Перед наступлением холодов настоятельно рекомендуется проверить и (в случае необходимости) заменить все эксплуатационные жидкости (моторное масло, жидкость гидроусилителя руля, тормозная жидкость, а также жидкости в трансмиссии и узлах подвески), аккумулятор, а также все резиносодержащие части подвески: шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, сайлентблоки и т.д. Ну и конечно, заменить резину на зимнюю (причем все четыре колеса). Запасное колесо также должно быть «обуто» в зимнюю резину!
Ездить или не ездить зимой – решать Вам, но при этом следует учитывать, что длительный простой (даже в отапливаемом гараже) совсем не полезен для Вашего автомобиля, кроме того, при условии соблюдения простых но важных правил, езда зимой не намного более опасна с точки зрения потенциальной аварийности, чем вождение летом – в общем, все в Ваших руках. Попробуем сформулировать правила, которых нужно придерживаться каждому водителю в зимний период, независимо от опыта, квалификации, достижений в автоспорте и прочих моментов и регалий:
1. Никаких резких движений. Ни руками, ни ногами. Если Вы находитесь за рулем, резкие движения Вам противопоказаны в любое время года, но зимой они на несколько порядков опаснее, а возможные последствия гораздо трагичнее. Таким образом, все делаем плавно, постепенно: крутим руль, тормозим, трогаемся с места, сбрасываем/набираем скорость и т.д.
2. Скоростной режим приводим в соответствие с ПДД. Народная мудрость о том, что ПДД писаны кровью особенно актуальна в тяжелых дорожных условиях (к которым, в частности относится и гололед). На кону не много и не мало – жизнь, Ваша, Ваших пассажиров, а также других участников дорожного движения. Не забывайте, что там, впереди, возможно, нарушает правила какой-нибудь Вася Петров на своих Жигулях, и Вы, увидев его в последний момент, уже не сможете, как летом, просто «вильнуть» и уйти от столкновения, Вам нужно будет принимать в доли секунды решение – либо идти на таран, либо улететь на тротуар с людьми, в кювет, поле, лес, дерево, столб, встречный или стоящий автомобиль (нужное подчеркнуть). И все это может очень плохо закончиться, если конечно Вы не будете двигаться со скоростью, позволяющей вовремя остановиться даже на скользкой дороге и пропустить идиота. Не отнимайте у себя шанс выжить – не нужно.
Вождение зимой3. Никакой излишней самоуверенности. Если Вы посещали курсы экстремального вождения, которые предлагают многие автошколы, Вам должны были рассказать, что все навыки экстремального вождения нужны только для экстремальных ситуаций и для повышения спокойствия водителя за счет укрепления уверенности в собственных навыках. Пользоваться, или (что еще хуже) пытаться воспроизводить каскадерские трюки с затягиванием ручника можно исключительно на специальных площадках, но ни в коем случае не на дороге, даже если Вам кажется, что она сейчас пустая. Уже через секунду из темного переулка (или из-за дома), возможно, вылетит все тот же Вася Петров на Жигулях, который к тому же будет еще и подшофе. Результат аналогичен описанному в п.2.
4. Дистанцию увеличиваем в два, а лучше в три раза. Поверьте, Вы приедете на работу всего на 5 минут позже, если в потоке (и даже в пробке) перед Вами «встроится» два, или даже десять «торопыг», зато потеряете часы на ожидание сотрудников ГАИ в случае, если перед впереди идущим авто резко затормозит все тот же Вася Петров, и у него окажется более эффективная резина, либо же под его колесами окажется более сухой асфальт.
5. Прогреваем машину всегда! Тут речь даже не о том, что минимальный прогрев нужен и двигателю, и коробке передач. Речь в первую очередь о стеклах и температуре в салоне (пар и конденсат на стеклах). Плохая обзорность и дискомфорт водителя – не лучшие спутники на сложной скользкой дороге.
6. В мороз сухой дороги не бывает! Даже если Вы сейчас едете по казалось бы сухому асфальту, никто не может гарантировать, что в 500 метрах впереди некий В. Петров вчера не разлил случайно воду, или к примеру дворник не высыпал на дорогу снег с тротуара. Всегда помните о непредсказуемости дорожного покрытия.
7. В багажнике всегда должен быть запас незамерзайки в омыватель лобового стекла. Даже если Вы только что заправили полный бачек – все равно купите еще литр про запас. Никто не знает, когда она закончится и сколько от этого места до ближайшей заправки (магазина). А для больших неприятностей достаточно и ста метров.
8. Никаких лишних перестроений. Постарайтесь свести к минимуму любые перестроения из ряда в ряд, если Вам нужно будет повернуть налево даже через два километра, займите левый ряд сразу, и пусть сзади Вам моргают и сигналят – не обращайте внимания – разумный человек так не поступает. Ну и о «шахматном» перестроении с целью быстрее добраться из точки «А» в точку «В» — зимой придется забыть. За рулем спешить нельзя никогда, но зимой это действительно вопрос жизни и смерти.
9. Из сугроба выбираемся максимально плавно. Если автомобиль «зарылся» или его просто занесло за ночь снегом – не нужно нервничать, шлифуя колесами лед – так Вы только усложните себе ситуацию. Попробуйте освободить все колеса от снега в радиусе хотя бы в полметра и потом вылезти из сугроба «в раскачку» (актуально только для механической КПП), трогаясь со второй передачи. На автомате вылезти из сугроба значительно сложнее – придется либо искать помощников, либо подкладывать под ведущие колеса доски, песок и т.д. Как крайняя мера (если ничего другое недоступно – попробуйте спустить ведущие колеса (не совсем, но чтобы это было хорошо видно – примерно до 0,5-0,7 атм. Но последняя мера возможна только, если в багажнике лежит рабочий компрессор (насос) и Вы сможете сразу подкачать колеса.
10. Отдельный совет владельцам полноприводных авто и внедорожников. Полноприводный автомобиль разгоняется на скользкой дороге быстрее моноприводного (при прочих равных), но тормозят они примерно одинаково. Так что наличие полного привода на скользкой дороге не дает Вам практически никаких преимуществ с точки зрения безопасности. Проходимость – да, но не безопасность, так что не теряйте бдительности, вышенаписанное Вас касается не меньше, чем владельцев моноприводных машин.
В завершение нужно отметить, что во всех случаях основа безопасного вождения (в любое время года) – это возможность адекватного реагирования на ситуацию на дороге. При этом, зимняя дорога принципиально отличается от любой другой тем, что она непредсказуема – Вы никогда не можете знать, что будет на дороге через даже 300 метров – какое будет покрытие, кто на эту дорогу внезапно выскочит и чем все это может закончиться. Поэтому главное правило вождения зимой – никуда не спешить и вести себя осторожно.
Нужно ли посещать специальные курсы экстремального вождения – решать Вам, но нужно понимать, что эти курсы все равно не позволят Вам зимой ездить быстрее или агрессивнее – это неразумно и опасно независимо ни от чего. Если Вы все-таки решили воспользоваться услугами инструктора, помните, что хорошая автошкола цены не имеет – не нужно выбирать то, что дешевле, выбирайте то, что поможет Вам реально повысить навыки.