Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Прочитайте, Укажите ошибки, допущенные при образовании причастий?

Прочитайте, Укажите ошибки, допущенные при образовании причастий.

Перепишите в исправленном виде.

Конструктор, изобревший новую модель машины, был очень талантлив.

2. Медицинский работник, пытавшийся оправдать свой негуманный поступок по отношению к больному, не заслуживает уважения.

3. В репертуаре музыкального театра, откроющего очередной сезон с октября, много интересных произведений.

4. Он был известен как человек, одевающий по моде.

5. Мы завидуем зрителям, попадущим на новый спектакль.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

1. Конструктор, который изобрел новую модель машины, был очень талантлив.

3. В репертуаре музыкального театра, который откроет очередной сезон с октября, много интересных произведений.

5. Мы завидуем зрителям, которые попадут на новый спектакль.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

У (одинь) вертолёта была повреждена хвостовая часть?

У (одинь) вертолёта была повреждена хвостовая часть.

В (одна) немецкой компании была изготовлена конструкция вертолёта.

С (одно) новой машиной были ознакомлены конструкторы.

С (один) исвестным конструктором встретились зарубежные гости.

В (один) летательном аппарате было обноружено небольшое повреждение.

(Одно) известную фирму заинтересовала новая модель вертолёта.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Сроооочноооо?

Выполните синтаксический разбор предложения «Конструкторы создают новые машины».

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Укажите словосочетание со значением предмет и его признак а) известивший зритель В) известный зритель С) известия для зрителей д) известный зрителям е) известив зрителей?

Укажите словосочетание со значением предмет и его признак а) известивший зритель В) известный зритель С) известия для зрителей д) известный зрителям е) известив зрителей.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Укажите ошибки в форме имен прилагательных?

Укажите ошибки в форме имен прилагательных.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Синтаксичиский разбор конструкторы создаю новые машины пж очень надо?

Синтаксичиский разбор конструкторы создаю новые машины пж очень надо.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Произведите синтаксический разбор предложений?

Произведите синтаксический разбор предложений.

1) волк гулял по своему лесу.

По новому направлению моды девушки носят обувь на низком каблуке.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Исправить ошибку?

Трест Химстрой, сооружающий новые мощности, разработал очередной проект.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

Выберите вариант ответа :

По окончанию сезона главный тренер вынужден был покинуть команду.

Читая стихи Маяковского, чувствуешь ритм жизни.

Молодые петухи были грозны и драчливы.

Удостоенный медали спортсмен гордился своей победой.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

— По окончанию сезона главный тренер вынужден был покинуть команду.

— Читая стихи Маяковского, чувствуешь ритм жизни.

— Молодые петухи были грозны и драчливы.

— Удостоенный медали спортсмен гордился своей победой.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Золотой осенью листья на деревьях и жёлтые и барддовые и желтый и красные.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Красивая рыжая лиса шла по кривой дороге в свою скромную и уютную норку.

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Источник

Тема 5.3. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Смотреть картинку Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Картинка про Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив. Фото Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Контрольная работа №4

1. На полдник нам обычно подавали (а – свежий; б – свежее) безе.

2. В телевизионном шоу «Минута славы» судьбу участников решает (а – компетентное; б – компетентная) жюри.

3.Вечером все, собравшись на открытой террасе, пили (а – горячий; б – горячее) какао.

1. Англичан в нашей группе не было.

2. Игра свеч не стоит.

3. Моей любимой шампуни в магазине не оказалось.

1. Конструктор, изобревший новую модель машины, был очень талантлив. 2. Медицинский работник, пытавшийся оправдать свой негуманный поступок по отношению к больному, не заслуживает уважения. 3. Дворник, чисто подметший двор, отдыхал на скамейке. 4. В репертуаре музыкального театра, откроющего очередной сезон с октября, много интересных произведений.

1. У входа в колледж стояло (а – три, б – трое студентка) и (в – два, г – двое юноша).

2. Состояние больного оставалось критическим (а – два, б – двое сутки).

3. (а – оба, б – обе) отвечающим студентам были заданы дополнительные вопросы.

4. Среди членов кафедры было (а – два, б – двое профессор) и (в – четыре, г – четверо доцент).

5. Экзамен проходил в одной из (а – четыре, б – четверо) аудиторий.

1. Дедушка стал с интересом слушать рассказ его внука.

3. Писатель показал образ героини в своем развитии.

4. Студенчество с удовольствием принимает участие в трудовых делах. Они работают в ремонтных бригадах, сажают деревья и цветы в парках.

5. Стюардесса предложила пассажирам занять свои места.

1. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание.

2. К сожалению, он был слишком рассержен на своего кредитора.

3. Я уже не стыдился ни своего незнания, ни его превосходства передо мною.

4. В конце года Вы должны будете отчитаться о проделанной работе.

Источник

Конструктор изобревший новую модель машины был очень талантлив

Причастие — неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак лица, предмета, который проявляется во времени (или признак предмета по действию) и отвечает на вопросы какой? какие? Например: Посеребренная звѐздным светом туманная даль лугов прояснилась.

В причастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

В предложении причастия могут употребляться как с прямым временным значением: Чуть шелестят листья берѐз, едва колеблемые ветром (М. Лермонтов), так и с относительным, т.е. таким, которое определяется по соотношению не с моментом речи, а со временем действия глагола-сказуемого: Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. (А. Пушкин)

С прилагательными причастие сближает общее значение признака предмета и наличие категорий рода, числа и падежа: плескавшееся море, пестреющий цветами, написанная поэма, раздающиеся раскаты грома, над зеленеющей поляной.

Причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму: обследованный больной — больной обследован, назначенные препараты — пре-параты назначены.

Начальная форма причастия — именительный падеж единственного числа мужского рода.
Общее значение (что обозначает)
Морфологические признаки
Синтаксическая роль

Признак предмета по действию

Какой?
Действительные или страдательные, вид, возвратность, время, полная или краткая форма

(к страдательных). Изменяется по числам, родам, падежам (причастия полной формы)
Определение, сказуемое и другие члены предложения

Действительные и страдательные причастия
Причастия
Что обозначают
Примеры

Действительные
Признак предмета, который сам совершает действие
Ученики, посадившие деревья, заботливо ухаживают за ними

Страдательные
Признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета или лица
Деревья, посаженные учениками, хорошо принялись

Запомните суффиксы причастий

несущий, читающий, дышащий, видящий, читавший, нѐсший

несомый, читаемый, видимый, читанный, построенный, мытый
Особенности образования некоторых форм причастий

От глаголов идти, увянуть и различных глаголов с данными корнями (войти, выйти, завянуть) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени: войти — вошѐл — вошедший, найти — нашѐл — нашедший, увянуть — увял — увядший.

От некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются: держать, бить, мести, писать, резать, шить и т.д.

От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени не образуются: гнать (но изгнать — изгнанный), знать (но узнать — узнанный), брать (но избрать — избранный), жить (но прожить — прожитый).
Употребление и произношение некоторых форм причастий

3. От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются, иначе будут нарушены нормы литературного языка, например: Мы завидуем зрителям, попадущим на спектакль.

4. Следует произносить правильно причастия в краткой форме: взять — взят — взята — взято — взяты; внести — внесѐн — внесена — внесено — внесены; добыть — добыт, добыта — добыто — добыты; загнуть — загнут — загнута — загнуто — загнуты; задать — задан — задана — задано — заданы; начать — начат, начата — начато — начаты, отдать — отдан — отдана, отдано — отданы; издать — издан — издана — издано — изданы.

Деепричастие — неизменяемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как признак другого действия или состояния (добавочное действие при основном действии), например: говорил, глядя в глаза; поставил диагноз, осмотрев больного.

Добавочное действие и признак действия. Как?
Вид, возвратность. неизменяемая форма глагола
Обстоятельство

Когда? Почему? Зачем?

Деепричастия несовершенного и совершенного вида
Деепричастия
На какие вопросы отвечают
Как образуются
Примеры

Идти — идя, клеветать — клевеща, крыть — кроя, мыть — моя, начать — начав, ненавидеть — ненавидя, отнять — отняв, отречься — отрѐкшись, плакать — плача, поднять — подняв, пойти — пойдя, понять — поняв, прийти — придя, принять — приняв, сидеть — сидя, смотреть — смотря, хохотать — хохоча, шептать — шепча, щебетать — щебеча, щекотать — щекоча.
Употребление деепричастий

Деепричастия употребляются, как правило, в двусоставных личных предложениях, относятся к глаголу-сказуемому, обозначая добавочное действие подлежащего, например: Закончив лекцию, преподаватель вышел из аудитории (глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действие подлежащего: преподаватель закончил, затем вышел).

Если глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц, то предложение построено неверно, т.е. нарушены нормы литературного языка, например: Поговорив с другом, у меня возникло много разных мыслей.

Нельзя употреблять в одном предложении деепричастия разного вида, например: Слушая лекцию и законспектировав излагаемый преподавателем материал, я всегда готовлюсь к следующему занятию.
Отличие причастий от деепричастий

Различайте особые формы глагола
Причастия

1. Относятся к существительному и обозначают признак предмета по действию.

2. Бывают определениями или составной частью сказуемого. Отвечают на вопросы: какой? каков?

3. Согласуются с существительными в роде, числе, падеже.

1. Относятся только к глаголу-сказуемому, обозначают добавочное действие.

2. Бывают только обстоятельством. Отвечают на вопросы: когда? как? каким образом? с какой цепью? почему?

3. Неизменяемая форма.

1. Почему причастие и деепричастие являются формами глагола?

2. Признаки каких частей речи свойственны причастиям?

3. Какими грамматическими категориями обладает причастие?

4. Какие разряды причастий вам известны? Чем они различаются?

5. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

7. В чѐм заключаются некоторые особенности образования и употребления причастий? Какие могут быть допущены ошибки при использовании причастий в речи?

8. Почему деепричастие неизменяемая глагольная форма?

9. Как образуются деепричастия?

10. Каковы особенности употребления деепричастий?

11. Какие могут быть допущены ошибки в употреблении деепричастий?
Упражнение 119

Прочитайте отрывки, определите их принадлежность к одному из книжных стилей. Докажите эту принадлежность. Составьте по аналогии отрывки, используя причастия и отражая специфику вашей профессии.

1. Великий поход в защиту «зелѐного друга» нужно начать с Москвы. И у нас в Москве найдется немало заброше(н, нн)ых углов, которые при дружном напоре за один день можно преобразить хотя бы в черновики буд. щих внутриквартальных скверов. М. Леонов)

2. С наступлением заморозков клубни георгин убирают из грунта в непромерзающее помещение. Перед выкопкой повреждѐнная заморозками ботва срезается на высоте 8—10 сантиметров, а выкопанные клубни просушиваются. Для этого их раскладывают в один слой в непромерзающем, хорошо проветриваемом помещении, где они находятся не меньше недели. Только после этого их укладывают в хранилище. (А. Мерло)

3. На тенистых полянах, заросших высокой росистой травою, скрыто цветут в лесу ночные фиалки. В густой траве прячутся нежные душистые цветы.

(И. Соколов-Микитов)
Упражнение 120

Прочитайте, укажите ошибки, допущенные при образовании причастий. Перепишите в исправленном виде.

1. Конструктор, изобревший новую модель машины, был очень талантлив. 2. Медицинский работник, пытавший оправдать свой негуманный поступок по отношению к больному, не заслуживает уважения. 3. Дворник, чисто подмѐтший двор, отдыхал на скамейке. 4. В репертуаре музыкального театра, откроющего очередной сезон с октября, много интересных произведений.
Упражнение 121

Прочитайте, укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.

1. Дойдя до реки, усталость овладела нами, 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно. 5. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 6. Когда, читая поэму «Мѐртвые души», сталкиваешься с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 7. Набирая

скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов. 8. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Упражнение 122

От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида и составьте с ними предложения. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Прикасаться, кричать, бежать, развивать, завидовать, встречать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, оставаться, роптать, стрекотать, мѐрзнуть, волноваться.
Упражнение 123

Составьте связный текст на тему: «В читальном зале», используя деепричастные обороты:

Подойдя к каталогу, выписав названия книг, спросив у библиотекаря, удовлетворенно улыбаясь, подперев голову руками, ероша волосы, внимательно изучая статью, выписывая цитаты, составив план

Источник

Тема. Морфологические нормы причастий

Цель: углубление знаний студентов о морфологических нормах причастий.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

— способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

— способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15).

Организационная форма занятия: анализ конкретных ситуаций: ситуация-упражнение.

Вопросы для обсуждения:

1. Глагольные свойства причастия.

2. Принадлежность причастия к глаголу.

3. Действительные причастия и страдательные причастия: способы их образования.

Методические рекомендации

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.От следующих глаголов образуйте краткие страдательные причастия и расставьте в них ударение.

Взять, забрать, занять, изжить, набрать, назвать, нанять, отозвать, переизбрать, подобрать, придать, прикрыть, принять, прожить, раздать, созвать, сшить.

Задание 2.Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

Задание 3.Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов.

Арестовать, атаковать, бежать, беречь, бить, блистать, брести, брить, вернуть, вить, гасить, гнать, грести, грызть, достичь, дышать, ехать, жать (руку), жевать, жечь, жить, завести, звать, идти, издавать, изобрести, искать, капать, колоть, лазать, лезть, лизнуть, махать, мыть, найти, налить, напомнить, понять, пробежать, провести, прожить, расцвести, резать, слать, снять, сохнуть, страдать, сыпать, течь, узнавать, уносить, хвалить, ходить, хотеть, цвести, чертить, шить.

Задание 4.Прочитайте, укажите ошибки, допущенные при образовании причастий. Перепишите в исправленном виде.

1. Конструктор, изобревший новую модель машины, был очень талантлив. 2. Медицинский работник, пытавший оправдать свой негуманный поступок по отношению к больному, не заслуживает уважения. 3. Дворник, чисто подмѐтший двор, отдыхал на скамейке. 4. В репертуаре музыкального театра, откроющего очередной сезон с октября, много интересных произведений.

Задание 5.В каких предложенияхдопущеныошибки в употреблении причастий?

1) Депутат не оправдал оказанного ему доверия и был отозван по инициативе избирателей. 2) В 1986 году наше предприятие начало выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 3) Григорий раскидывал обломки, набившие в колодец, боясь повредить скафандр. 4) Раскрылись набухшие на деревьях почки. 5) Не оставляйте топящие печи без присмотра. 6) Передо мной сидел человек, слегка утомленный, привыкший к всеобщему вниманию. 7) Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, очень непростая. 8) На фабрике есть немало работников, охотно занимающихся аэробикой в группах здоровья. 9) Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 10) Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстававшем виде спорта.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Источник

Тема. Морфологические нормы глаголов

Цель: расширить знания студента о морфологических нормах глаголов.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

— умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Трудности в употреблении личных форм глагола.

2. Глаголы совершенного и несовершенного вида и условия их выбора.

3. Этикетные формы глаголов и

Методические рекомендации

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.Вставьте правильные окончания, согласуя существительные, глаголы и прилагательные в числе. Отметьте предложения, где можно употребить разные формы.

Образец: Знание жизни помогло Фёдору Ивановичу преодолеть превратности судьбы.

1. Этим.. богатств.. только предстояло воспользоваться. 2. Его богатств. не в деньгах, а в знаниях. 3. На семинаре был.. обсужден.. достоинств.. нового метода обработки дерева. 4. Чувство собственн.. достоинств.. ему никогда не изменяло. 5. Неясност. и противоречи. появил..с.. уже в самом начале эксперимента. 6. В диссертации недопустим. неясност.. основных положений и формулировки терминов. 7. Противоречи. между проектом и реальными данными опыта заставил. группу ученых снова взяться за расчет. 8. Расчет. на гибкость и прочность нового материала оказал..с.. напрасн. 9. Здание нового театра производило хорош.. впечатлении.10. Туристы охотно делились впечатлени.. от путешестви. по Байкалу.

Задание 2.Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

1) Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде.

2) Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо.

3) Провожающие стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду.

4) Виктор, (вылезать) из машины, приехали.

5) Врач сказал, что я скоро (выздороветь).

Задание 3.Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Задание 4.Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов (если это возможно).

Образец: бороздить – я борозжу, он бороздит.

Басить, бриться, бузить, вынудить, гвоздить, гудеть, двигать, дерзить, дудеть, ездить, кадить, колесить, лазить, опостылеть, опротиветь, очутиться, ощутить, победить, пылесосить, трусить, тузить, чудить, ютиться; выздороветь.

Задание 5.Найдите ошибки в употреблении глаголов и исправьте их.

Образец: Ежегодно проводится ралли, на котором спортсмены преодолели до двух тысяч километров. – Неправильно употреблена форма прошедшего времени, нужно заменить формой преодолевают.

1. Машины подъезжали и быстро нагружались яблоками. 2. Завтра Нина Петровна организовывает экскурсию в читальные залы. 3. Кузнецов после школы приходит на завод и приобрёл профессию электромонтажника. 4. Эти 50 гектаров раньше занимались гречихой. 5. Хорошая оценка приободрила бы ученика, рассеяла туман равнодушия. 6. Изменчивая слава обхаживала бегуна, отходила к другим. 7. Ежегодно этот цех заносится на Доску почета. 8. Фундаментальные исследования по теории растениеводства продолжали вестись. 9. За полгода работы план неоднократно корректировался, многие его разделы разнообразились. 10. Уравнение для описания процесса будет иметь следующий вид.

Задание 6. Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.

Выброси – выбрось; выйди – выйдь, выгляни – выглянь; уведоми – уведомь; вылези – вылезь; поезжай – съезди, едь; ляг – ляжь.

Задание 7. Выберите форму, соответствующую литературной норме.

Машет – махает, пашет – пахает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет – капает.

3адание 8. Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.

Вылезти — вылезть, нести — несть, цвести — цвесть, плести — плесть, грести — гресть, везти — везть, вес­ти — весть.

Задание 9. Дайте функционально-стилистическую характеристику приведенным глагольным формам.

Сох – сохнул, мок – мокнул, вис – виснул, пах – пахнул, сверг – свергнул, воздвиг – воздвигнул, гас – гаснул.

Исчез – исчезнул, иссяк – иссякнул, ослеп – ослепнул, закис – закиснул, засох – засохнул, намок – намокнул, зачах – зачахнул.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 14.

Тема. Морфологические нормы причастий

Цель: углубление знаний студентов о морфологических нормах причастий.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

— умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: анализ конкретных ситуаций: ситуация-упражнение.

Вопросы для обсуждения:

1. Глагольные свойства причастия.

2. Принадлежность причастия к глаголу.

3. Действительные причастия и страдательные причастия: способы их образования.

Методические рекомендации

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.От следующих глаголов образуйте краткие страдательные причастия и расставьте в них ударение.

Взять, забрать, занять, изжить, набрать, назвать, нанять, отозвать, переизбрать, подобрать, придать, прикрыть, принять, прожить, раздать, созвать, сшить.

Задание 2.Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

Задание 3.Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов.

Арестовать, атаковать, бежать, беречь, бить, блистать, брести, брить, вернуть, вить, гасить, гнать, грести, грызть, достичь, дышать, ехать, жать (руку), жевать, жечь, жить, завести, звать, идти, издавать, изобрести, искать, капать, колоть, лазать, лезть, лизнуть, махать, мыть, найти, налить, напомнить, понять, пробежать, провести, прожить, расцвести, резать, слать, снять, сохнуть, страдать, сыпать, течь, узнавать, уносить, хвалить, ходить, хотеть, цвести, чертить, шить.

Задание 4.Прочитайте, укажите ошибки, допущенные при образовании причастий. Перепишите в исправленном виде.

1. Конструктор, изобревший новую модель машины, был очень талантлив. 2. Медицинский работник, пытавший оправдать свой негуманный поступок по отношению к больному, не заслуживает уважения. 3. Дворник, чисто подмѐтший двор, отдыхал на скамейке. 4. В репертуаре музыкального театра, откроющего очередной сезон с октября, много интересных произведений.

Задание 5.В каких предложенияхдопущеныошибки в употреблении причастий?

1) Депутат не оправдал оказанного ему доверия и был отозван по инициативе избирателей. 2) В 1986 году наше предприятие начало выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 3) Григорий раскидывал обломки, набившие в колодец, боясь повредить скафандр. 4) Раскрылись набухшие на деревьях почки. 5) Не оставляйте топящие печи без присмотра. 6) Передо мной сидел человек, слегка утомленный, привыкший к всеобщему вниманию. 7) Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, очень непростая. 8) На фабрике есть немало работников, охотно занимающихся аэробикой в группах здоровья. 9) Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 10) Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстававшем виде спорта.

Задание 6. Выберите форму, соответствующую литературной нор­ме. Объясните свой выбор.

Мокший — мокнувший; промокший— промок­нувший.

Мерзший — мерзнувший; замерзший — замерз­нувший.

Гасший — гаснувший; угасший — угаснувший.

Сохший — сохнувший; засохший — засохнувший.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *