Конспект урока по информатике 5 класс босова компьютер универсальная машина для работы с информацией
Класс: 5
Презентация к уроку
Урок разработан к §2 учебника «Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л Босова., А.Ю Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с. : ил.»
Современный урок не должен быть статичным, не должен навязывать конкретных действий и приемов, а должен представлять собой учебный инструмент, предлагающий многовариативность действий, как для учителя, так и для обучающихся.
Разработка современного урока является системой, совокупностью различных элементов, необходимых для достижения поставленной учебной цели. Это и план-конспект урока, и инструмент визуализации материала (чаще всего, презентация), и различный раздаточный материал и пр. Главное, чтобы все это предоставляло учителю возможность выбора своей траектории урока, методов и приемов, и уровней сложности работы на уроке.
Разработка данного урока представлена в виде плана-конспекта к интерактивной презентации.
Цель урока: формирование представления о компьютере как универсальной машине.
Задачи урока:
Оборудование: ПК на базе Windows OS, Microsoft Office, проектор, интерактивная доска.
Обратить внимание: В момент запуска презентации при появлении предупреждения системы безопасности выбрать разрешение запуска макросов (подробнее на титульном слайде презентации триггер «Обратить внимание»).
Ход урока
(На интерактивную доску выводится слайд №1 с темой и планом урока)
Учитель: Мы живем с вами в мире машин. Машин сильных, машин умных. И, почти, в каждой машине есть свой компьютер. Пришли в магазин – компьютер позволяет нам расплатиться картой. Пришли в поликлинику – компьютер ставит нас в очередь к врачу. С помощью домашнего компьютера мы можем, не выходя из дома, заглянуть в магазин и купить понравившийся нам товар. В каждом телефоне маленький компьютер.
Но что это такое – «КОМПЬЮТЕР»?
Одна из крупнейших в мире компаний, производящих компьютеры – IВМ – принципом своего отношения к компьютерам объявила: «Машина должна работать, человек – думать».
(С помощью триггера «Учебная задача» на экран выводится учебная задача на урок.)
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим функции (назначения) компьютера и определим, чем является компьютер в современном мире.
Но, прежде чем приступать к новой теме, нам нужно вспомнить, что мы на прошлом уроке узнали об информации.
(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с кроссвордом по теме «Информация».)
Учитель: Ответим на вопросы прошлого урока и решим кроссворд.
(Работа с кроссвордом предусматривает вариативность в действиях учителя.
Первый вариант: Работа с интерактивной доской.
Учитель предлагает обучающимся выбрать любое задание кроссворда и дать на него ответ.
Каждый вопрос кроссворда является триггером, при нажатии на который «зачеркивается» сам вопрос и выводится правильный ответ.
Второй вариант: Работа с раздаточным материалом (Приложение № 1).
Кроссворд можно раздать обучающимся на карточках и предложить выполнить задание индивидуально или группами по партам. Проверка правильности выполнения заданий осуществляется на интерактивной доске (см. первый вариант).
(На интерактивную доску выводится слайд № 3 «Профессии компьютера» с вопросом «Что могут компьютеры? Как они могут расширить профессиональные возможности человека?»)
(Работа направлена на анализ иллюстративного материла и получение новой информации.
Обучающимся предлагается 4 иллюстрации к профессиям. Используя личный опыт и знания, они должны сделать выводы, основанные на сравнении.)
Учитель: Сегодня компьютеры освоили разные профессии, в которых создали новые возможности. Давайте рассмотрим на примере 4 профессий (переводчик, художник, модельер, мультипликатор) что могут компьютеры, и как компьютер может расширить профессиональные возможности человека?
(С помощью триггера «Переводчик» на экран выводится изображение программы «Переводчик» и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? И как компьютер может расширить профессиональные возможности человека—переводчика?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
(С помощью триггера «Художник» на экран выводится изображение графического редактора и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? И как компьютер может расширить профессиональные возможности человека—художника?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
(С помощью триггера «Модельер» на экран выводится изображение программы для раскройки одежды и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? Как компьютер может расширить профессиональные возможности человека-модельера?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
(С помощью триггера «Мультипликатор» на экран выводится изображение программы для создания анимационных роликов и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? Как компьютер может расширить профессиональные возможности человека-мультипликатора?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
Учитель: Мы с вами видим, что сегодня одно устройство (компьютер) может совершать различные действия, обрабатывать и графическую, и текстовую, и звуковую информацию.
(На интерактивную доску выводится слайд № 4 «Универсальность» с изображениями ГУМа и МГУ.)
Учитель: Эта машина многофункциональна. Есть еще специальное слово для обозначения многофункциональности или многозадачности!?
Если магазин предлагает много различных товаров, то в его названии есть это слово. Например, всем известный ГУМ.
Если институт готовит к множеству различных специальностей, то и в его названии есть это слово. Например, МГУ имени Ломоносова.
Что же это за слово?
(Ожидаемый ответ обучающихся: «универсальный».)
Учитель: Что же это слово означает для компьютера?
(Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.)
(С помощью триггера «Компьютер» на экран выводится пояснение слова «универсальный».)
Учитель (зачитывает ученикам, при необходимости комментирует): «Слово «универсальный» подчеркивает, что компьютер применяется для многих целей: обрабатывать, хранить, передавать разнообразную информацию; использоваться в различных видах деятельности и профессиях».
(На интерактивную доску выводится слайд № 5 «Устройство компьютера. Аппаратное обеспечение» с изображением стационарного ПК с периферийными устройствами.)
Учитель: Компьютер может быть универсален благодаря своему устройству: внутреннему (системный блок) и внешнему (аппаратное обеспечение).
Перед нами компьютер и его элементы. Давайте назовем каждый из них.
(Работа направлена на актуализацию уже ранее изученного материала. К доске можно пригласить одного или двух обучающихся. Ученик называет элемент и нажимает на его изображение. Каждый объект на рисунке является триггером и после нажатия на него появляется название элемента. Необходимо заострить внимание на том, какие элементы являются устройствами ввода, а какие – устройствами вывода.)
(На интерактивную доску с помощью триггера «Системный блок» выводятся изображения основных элементов системного блока.)
Учитель: Самый главный элемент компьютера – это системный блок. В нем, как и в нашем мозге, есть различные отделы, отвечающие за разные функции.
1. Блок питания – отвечает за электричество, поступающее в компьютер.
2. Оперативная память – за процессы, протекающие во время работы компьютера.
3. Жесткий диск – хранит информацию, которую мы создаем, скачиваем, копируем, отправляем и даже удаляем.
4. Видео- и звуковая карты – отвечают за качество графики и звука.
5. Процессор – это главный отдел «мозга». Он отвечает за вычисления, обработку информации, классифицирует ее, управляет работой компьютера.
6. Куллер – система охлаждения процессора.
7. И все эти «отделы» соединены с помощью материнской платы.
(Дальнейшая работа предусматривает вариативность действий, зависящих от уровня подготовки класса и(или)плана учителя на урок.)
Первый вариант:
(На интерактивную доску с помощью триггера «Доп. устройства» выводятся изображения периферийных устройств.»
Обучающимся предлагается озвучить назначение каждого устройства и определить к устройствам ввода или вывода относятся данные элементы.
Второй вариант: данный раздел можно пропустить.)
(На интерактивную доску выводится слайд № 6 «Решим учебную задачу» с формулировкой учебной задачи, изображением компьютера и тремя стрелками с цифрами-триггерами.)
Учитель: Нашей задачей на урок было сформулировать ответ на вопрос: «Чем является компьютер в современном мире». Для того чтобы было проще ответить, сначала вспомним, кто и для чего используе компьютер?
Давайте попробуем определить три основных назначения компьютера.
(Ожидаемые ответы: для работы (по профессии), для общения, для получения информации.)
(С помощью цифр-триггеров со знаком на экран выводятся ответы: «Для работы (по профессии)», «Для общения» и «Для получения информации».)
Учитель: Теперь подумайте и ответьте: «что же такое компьютер?»
(Ожидаемый ответ: инструмент, устройство, машина и т.п.)
Учитель: Компьютер – это инструмент (устройство и т.п.), который может выполнять большое количество различных действий и имеет много функций. Каким прилагательным мы называем такие возможности?
(Ожидаемый ответ: универсальный.)
Учитель: Так что же такое «Компьютер»?! Давайте подытожим.
(С помощью триггера «Подытожим» на экран выводится вывод «Компьютер – универсальный инструмент для работы с информацией».)
(На интерактивную доску выводится слайд № 7 «Выполним задания».)
(Дальнейшая работа предусматривает вариативность действий, зависящих от уровня подготовки класса и (или) наличия времени на уроке, а так же плана учителя на урок. Учитель сам выбирает, сколько и какие задания он будет использовать на данном уроке.
Обучающимся предлагается решить четыре задания на закрепление пройденного материала. Проверка первых трех заданий осуществляется с помощью триггеров, четвертое задание выполняется с помощью макроса скачкообразного перемещения объектов в режиме демонстрации презентации.)
Задание 1: Опишите каждый термин и для проверки нажмите на него.
(Выполнение задания № 1 предусматривает работу с раздаточным материалом – карточками с определениями и пустыми ячейками для терминов (Приложение №2). Учитель может выбрать разные способы заполнения карточек.
Первый вариант: Учитель предлагает сопоставить определения с карточек обучающихся с терминами на доске, и в ходе совместной работы заполнять карточки правильными ответами.
Каждый термин на экране является триггером, при нажатии на который на экран выводится соответствующее определение.
Второй вариант: Учитель предлагает обучающимся самостоятельно, работая в группах, сопоставить определения в карточках с терминами на доске, записав ответ в пустые ячейки в карточках, с последующей проверкой на доске.)
(С помощью триггера «Задание 2» на экран выводится слайд задания 2.)
Задание 2: Выберите изображения, размещенные ошибочно.
(Учитель предлагает выполнить задание совместно с обучающимися у доски. Каждый рисунок является триггером, при нажатии на который правильный ответ обводится зеленым, а неправильный – красным.)
(С помощью триггера «Задание 3» на экран выводится слайд задания 3.)
Задание 3: Выберите «лишнее» устройство в каждой группе и объясните свой выбор.
(Учитель предлагает выполнить задание совместно с обучающимися у доски. Каждый рисунок является триггером, при нажатии на который правильный ответ зачеркивается красным, а неправильный – обводится зеленым.)
(С помощью триггера «Задание 4» на экран выводится слайд задания 4.)
Задание 4: Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
(Выполнение задания № 4 предусматривает работу с раздаточным материалом – карточками с таблицей и пустыми ячейками для заполнения (Приложение № 3). Учитель может выбрать разные способы заполнения карточек.
Первый вариант: Учитель предлагает заполнить таблицу на доске и перенести правильные ответы в карточки.
(Данное задание сделано с помощью макроса скачкообразного перемещения объекта в режиме демонстрации презентации «MoveHim» и «MoveTo». Для перемещения объекта необходимо его выбрать первым нажатием, а вторым нажатием на выбранной ячейки перенести).
Второй вариант: Учитель предлагает обучающимся самостоятельно, работая в группах, заполнить таблицу в карточках, используя данные с доски.)
(На интерактивную доску выводится слайд № 8 «К следующему уроку» с домашним заданием.)
Домашнее задание:
1. Прочитать в учебнике § 2.
2. Выполнить письменно в тетради задания к параграфу №3 и №9.
Конспект урока «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией».
Конспект урока по информатике в 5 классе
Тема: Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Учитель: Долгова Оксана Владимировна
Авторы учебника : Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма проведения урока : фронтальная , групповая
Время проведения: 45 мин.
Участники: учащиеся, учитель
сформировать понятие науки «Информатики»;
сформировать представление об основных устройствах компьютера;
формировать ответственное отношение к технике безопасности
формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
расширение представление учащихся о сферах применения компьютеров;
формирование представление об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации;
актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях;
закрепление знания правил ТБ и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома;
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Знать: основные устройства компьютера и их функции
Уметь определять устройства ввода-вывода, функции устройств компьютера, проводить аналогии и соответствия.
Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Метапредметные: основы ИКТ-компетентности;
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы ;
работать с учебником; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
описывать объект: передавать его внешние характеристики;
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания ;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
принимать учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
оценивать собственную учебную деятельность, сравнивать различные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре;
представление о рол компьютеров в жизни современного человека;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основные понятия : универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение: (процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, техника безопасности.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»;
2) презентация «Компьютер на службе у человека»;
5) плакат «Техника безопасности»;
Технологическая карта урока
Содержание учебного материала .
Приветствие, Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.
способность к волевому усилию, готовность к уроку.
знание моральных норм.
II .Повторение материала / 5 мин
Проводит фронтальный опрос для актуализации знаний для дальнейшего выполнения исследовательского задания.
Отвечают на вопросы: учебник на стр. 9 вопросы 1, 2, 4, 5, 6.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
III . Основной этап урока
Исследовательская работа в группах / 5 мин
Ставит проблемный вопрос «Существовали ли устройства для работы с информацией до изобретения компьютера?
Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы по заполнению кроссворда в рабочей тетради «Устройства для работы с различными видами информации в разных профессиях»
Просматривают презентацию «Компьютер на службе человека» и заполняют таблицу.
выбор оснований и критериев для сравнения.
умение понимать ход работы.
определение цели, функций участников, способов их взаимодействия, инициативное сотрудничество в группе.
ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности в группе
Промежуточный контроль / 5 мин
Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов самостоятельной работы, и по определению темы урока.
Представляет и сравнивает результаты выполненной работы, формулирует тему урока.
умение представить результаты работы, сличение способа действия и его результата.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера.
понять значимость полученных результатов.
Объяснение нового материала / 12 мин
Вводит определение понятие «универсальный», актуализирует понятия «информатика», «данные», «программа».
Представляет демонстрационный материал по устройству компьютера.
Формулируют понятия и оформляют конспект.
Заполняют схему указывая названия устройств компьютера.
умение формулировать понятие. преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и представленной учебной целью.
Первичная проверка понимания/ 3 мин
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Выполняют задания. Потом сдают работы и выполняют проверку.
Учащиеся по одному на каждое задание выходят к доске. И выполняют необходимые действия с объяснением своего выбора.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Закрепление материала / 10 мин
Предлагает выполнить задание. Организует безопасную работу учащихся за компьютером
Выполняют задание за компьютером «Пары». По одному учащемуся на строчку выходит к доске и расставляет в соответствии. Возможно обсуждение этого задания всем классом
Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Предлагает оценить свою деятельность по данным им критериям, указываю возникшие трудности на уроке.
Д/з: составить кроссворд «Компьютер».
Осознают продвижение в своём умственном развитии, отвечая на вопрос: «Как устроен компьютер? и функции устройств?» Анализируют качество собственной работы на уроке, отвечая на вопрос: «Что нового я узнал?»
знать критерии оценивания.
оценивать свою деятельность, волевая саморегуляция к преодолению препятствий.
понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/ отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-306271
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.