Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Конденсатор в параллель аккумулятору (конспектная запись)

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

конденсатор( супер конденсаторили оно же ионистор) MAXWELL 2.7V 1200F 800 рублей

сборка из 6 шт (последовательно 6 кондёров в сборке до 12 вольт)

сборка втыкается как доп аккумулятор

первичная информация взята для конспекта отсюда,все авторские права соблюдены ))))

как + огромная токоотдача, мгновенная зарядка и безумное число циклов зарядки разрядки.

Теоретически при любом состоянии разряженности аккумулятора зимой эта сборка прокрутит стартёр.

Прикинул емкость моей сборки, 140 Вт лампочек прогорели 63 сек при напряжении с 14.6 до 11в

емкость примерно 191 Фарад. токи утечки у Хомяка с сигнализацией 40мА, значит эта сборка может продержать заряд около 3-4 часов без использования Аккумулятора.

При напряжении 12 вольт бодрый запуск двигателя, за несколько секунд напряжение подымается до 14.5-14.8 вольт, после глушения двигателя малый АКБ продалжает заряжаться некоторое время, пока напряжение АКБ и конденсаторов не уровняется… при 13-14 вольтах запуск очень бодрый…

Отъездив на гибридной сборке половину зимы, впечатления только положительные, машина с таким запасом по току ведет себя более стабильно, один раз пришлось подзарядить маленький АКБ, так как поездки были в основном не продолжительные. Есть небольшой минус, несколько секунд после запуска двигателя идет высокая нагрузка на двигатель, выпрямительные диоды, генератор и ремень генератора. На лето поставил назад большой АКБ…

Вторая зима, аккумулятор подключил тонкими проводами, акб нужна только чтобы поддерживать заряд 3-8mA на конденсаторах и питать сигналку с мозгами 38mA, если надо подзарядить малого, ни каких проблем, снимается за 30 сек, дома заряжается, машина остается с конденсаторами и полностью питается от них.

сборка конденсаторов заряжаяется мгновенно от бесперебойного аккумулятора
«С конденсаторами такой ёмкости просто нужно подзарядить их напряжением выше 13в, что я и сделал повышающим преобразователем подключил его к акб от бесперебойника, 3 минуты и конденсаторы подзарядились до 12.8в.».Это вместо прикуривателя.Тупо заряжаем до 13 вольт мгновенно и к запуску всё готово.

В паре с аккумулятором интересное решение. Большой пусковой ток конденсаторов и буфер аккумулятора.

—>>> таки очень хогошая тема из Изгаиля www.drive2.ru/l/6354502


Источник

Электрические схемы для самодельных зарядных устройств

Принцип работы и основные компоненты

Свинцово-кислотные аккумуляторы заряжают постоянным (выпрямленным) напряжением, стабильным по уровню. Чтобы получить ток, втекающий в батарею, зарядное напряжение должно быть выше напряжения АКБ. Ток заряда в таком режиме зависит от разницы напряжений источника и батареи.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Стандартная схема построения зарядника содержит:

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Очень желательны приборы, индицирующие ток и напряжение. Дополнительно ЗУ может оснащаться:

Эти функции являются сервисными и повышают удобство работы с ЗУ.

Принципиальные схемы зарядных устройств

Зарядное устройство для автомобильной батареи можно выполнить на разной элементной базе. Все зависит от наличия комплектующих и квалификации мастера.

Простое зарядное устройство для АКБ автомобиля на 12В

Для регулирования тока и напряжения можно применить обычный потенциометр. Вращением его движка можно подстраивать ток в зарядной цепи.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

На практике такая схема не используется по двум причинам:

Зато по этой схеме легко понять принцип работы простых зарядников.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

На практике реализуется другая схема зарядного устройства для сборки своими руками. Здесь потенциометр включен в цепь базы транзистора, и ток через него небольшой. Зарядный же ток идет через коллектор-эмиттер транзистора, а полупроводниковый элемент подобной мощности найти гораздо проще. Но в этом и состоит главный недостаток схемы. Сквозной ток идет через регулирующий элемент, вся излишняя мощность рассеивается на нем. Потребуется радиатор значительной площади.

Для нормальной работы такого зарядника на него надо подавать повышенное напряжение – не менее 18 вольт, чтобы обеспечить запас по регулировке. В соответствии с этим требованием надо выбирать сетевой трансформатор.

Зарядное на тиристоре ку202н

Популярна схема самодельного зарядного устройства, где аккумулятор заряжается выпрямленным напряжением, а ток регулируется вручную посредством тиристора (подходит отечественный КУ202Н или зарубежные аналоги).

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Сетевое напряжение понижается трансформатором Т1 и выпрямляется мостом VD1..VD4. На однопереходном транзисторе VT2 собран генератор импульсов. Его частота задается цепью из конденсатора C1 и управляемого резистора на VT1. Его сопротивление регулирует потенциометр R5. В начале каждого полупериода генератор запускается через цепь R1VD1, и начинает выдавать импульсы с заданной частотой. Первый импульс открывает тиристор, остальные (следующие до конца полупериода) не имеют значения. Чем раньше открывается ключ на VS1, тем большая часть синусоиды попадает в нагрузку, тем выше усредненное напряжение на аккумуляторе и средний ток, втекающий в него.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Амперметр служит для контроля этого тока. Недостаток схемы в том, что напряжение не стабилизировано, и будет изменяться вслед за изменением напряжения сети 220 вольт (оно может меняться в пределах ±5%). Вслед за напряжением будет меняться ток заряда, потому процесс требует периодического контроля и, при необходимости, подстройки. Кроме того, напряжение на АКБ не измерить обычным вольтметром или мультиметром – они рассчитаны на измерение постоянного напряжения, а зарядник выдает резко отличающуюся от постоянки форму. Погрешность будет очень высокой, поэтому для контроля придется отключать аккумулятор и замерять его напряжение.

Фильтрующие конденсаторы после выпрямителя устанавливать нельзя – схема работает только с выпрямленным, но не с постоянным напряжением на входе.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Если однопереходного транзистора нет, схему можно собрать без него. Она немного усложнится. Но вместо регулируемого сопротивления на транзисторе для задания частоты генерации возможно применить обычный потенциометр.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Существуют различные варианты данной схемы. Например, регулируемое устройство на симисторе. Здесь силовым ключом служит мощный симистор, а тиристор задействован в схеме формирования открывающих импульсов.

Видео версия: Зарядное с десульфатацией на одном тиристоре.

ЗУ для автомобильного аккумулятора на tl494

Зарядник можно построить на микросхеме TL494. Эта микросхема используется не совсем стандартно – обычно на ней строят полностью импульсные источники питания с выпрямлением сетевого напряжения и «нарезанием» из полученной постоянки высокочастотных импульсов (как в компьютерных БП). Здесь же присутствует и сетевой трансформатор, и выпрямитель вторичного напряжения. Импульсным является только регулируемый стабилизатор. Его достоинство в том, что регулирующий элемент (транзистор) открывается на определенные промежутки времени, через него не течет сквозной ток (равный току нагрузки), поэтому размеры теплоотвода можно значительно уменьшить.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Ток заряда регулируется разницей напряжений между АКБ и выходом ЗУ, но микросхема TL494 позволяет выполнить дополнительное ограничение тока. Для этого используется второй усилитель ошибки. Ток ограничителя устанавливается потенциометром R3, а фактический ток замеряется, как падение напряжения на шунте R11. Если ток выше заданного, длительность импульсов уменьшается, напряжение на выходе снижается до достижения необходимого тока. Такой режим полезен при зарядке сильно разряженных батарей, а также позволяет осуществить режим зарядки стабилизированным током. В совокупности с широким диапазоном регулировки напряжения, возможность ограничения тока делает ЗУ универсальным и позволяет заряжать аккумуляторы, сделанные по различным технологиям. Также ограничитель осуществляет защиту силовых элементов от сверхтока.

Номиналы деталей указаны на схеме. Дроссель лучше изготовить на сердечнике из альсифера.

Сердечник обязательно должен иметь воздушный зазор 0,15..1 мм.

При настройке подбирают число витков так, чтобы свист обмотки наблюдался только при среднем токе нагрузки, а при его увеличении исчезал. Если свист исчезает рано (уже при небольших токах) и выходной транзистор греется, количество витков надо увеличить. Ориентироваться надо на 20..100 витков провода диаметром 2 мм. Также при сборке в электросхему надо добавить вольтметр и амперметр (можно цифровой или стрелочный) – пользоваться будет намного удобнее. Напряжение на выходе сглаживается конденсатором C6, его форма близка к постоянному.

Схема с автоматическим отключением

Удобно, чтобы батарея отключалась по окончании процесса пополнения энергии. Один из вариантов схемы такой автоматики приведен на рисунке.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Принцип действия основан на контроле напряжения заряжаемой батареи. Как только оно достигнет номинального уровня (он подстраивается потенциометром), транзистор откроется, сработает реле и отключит напряжение с АКБ. При этом загорится светодиод, сигнализирующий об окончании зарядки. Реле можно применить любое с напряжением срабатывания 12 вольт и током контактов не менее 15 ADC.

Достоинство схемы в том, что ее можно собрать на отдельной плате и использовать совместно с любым готовым зарядником. Недостатком является необходимость измерять напряжение непосредственно на клемме аккумулятора, поэтому цепь измерения (выделена красной линией) надо выполнять отдельным проводом с зажимом и подключать непосредственно к плюсовому выводу АКБ.

От этого недостатка свободны схемы с контролем зарядного тока, отключающие ЗУ при снижении тока ниже установленного предела. Для измерения тока в заряднике должно быть установлено измерительное сопротивление (шунт).

Схема мощного ЗУ с регулировкой тока

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Заслуживает внимания еще одна схема ЗУ, обеспечивающая ток не менее 10 А. Ее особенности:

Принцип регулирования – фазоимпульсный, ключом служит симистор VS1. Ток устанавливается потенциометром R1 и регулируется от нуля до 10 А. Первичная обмотка трансформатора должна иметь достаточную индуктивность. Для его изготовления можно применить ЛАТР-2. Его обмотка будет служить первичкой. Сверху надо обустроить изоляцию (достаточно 3 слоя лакоткани), а поверх намотать вторичную обмотку проводом сечением 3 кв.мм 40+40 витков. Резистор R6 служит нагрузкой выпрямителя и создает импульсы разряда батареи. Считается, что такой режим продлевает период эксплуатации АКБ. Вместо него можно установить автомобильную лампу накаливания на 12 вольт мощностью 10 ватт.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Технология сборки

Большинство электронных компонентов лучше собрать на печатной плате. В домашних условиях плату можно изготовить методом ЛУТ или фотоспособом. Разработать рисунок можно в бесплатных программах, например LayOut или условно-бесплатной Eagle. А можно нарисовать дедовским способом на бумаге и нанести рисунок лаком на поверхность фольги. Плата травится в растворе хлорного железа или в следующем составе:

Силовые элементы монтируются на радиаторы достаточной площади. Устанавливать их надо на теплопроводящую пасту. Если теплоотводящая поверхность элемента не соединена с общим выводом, на теплоотвод деталь крепят через изолирующую прокладку – слюдяную или из упругого материала. Радиатором может служить металлическая стенка корпуса. Также можно сделать теплоотвод частью конструкции. Можно организовать обдув радиаторов – тогда их площадь можно значительно уменьшить. Для этого понадобится вентилятор на 12 вольт, который можно подключить к выходу диодного моста.

Корпус подбирается готовым или изготавливается самостоятельно. На передней панели крепятся:

Для подключения проводов, отходящих к аккумулятору, клеммы и разъемы лучше не использовать. Токи через них идут большие, поэтому потенциальный источник дополнительного переходного сопротивления нежелателен. Провода лучше подпаять к плате и вывести через отверстия в передней панели. Сечение проводников должно достаточным – не менее 2 кв.мм, а лучше 4 кв.мм. С другой стороны проводов надо припаять зажимы «крокодил».

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Это не полный обзор схем зарядок для автомобильного аккумулятора – их существует великое множество. По представленным конструкциям можно понять принципы построения ЗУ, требования к ним, разобраться в несложной схемотехнике. Отработав на практике сборку этих зарядных устройств, впоследствии можно перейти к более серьезным схемам, в том числе с использованием микроконтроллеров.

Часто задаваемые вопросы

Трансформатор можно подобрать промышленного изготовления. Ориентироваться надо на выходное напряжение и ток. Первый параметр должен составлять 12-14 (или 18..24 в зависимости от схемотехники) вольт, второй – от 4 до 10 ампер. Характеристики нескольких подходящих трансформаторов приведены в таблице.

Тип промышленного трансформатораВыходное напряжение, ВНаибольший ток, А
ТТП-100127,5
ТТП-1501212
ТН8-127/220-502х6,3 (обмотки соединяются последовательно)4,8
ТН28-127/220-502х6,3 (обмотки соединяются последовательно)4,8

Если есть трансформатор подходящей габаритной мощности, но вторичная обмотка не подходит по току или напряжению, ее можно смотать и намотать новую. Габаритная мощность определяется по сечению железа по формуле P=0,8..0,88*S 2 */14000, где:

Площадь сечения для тороидального сердечника вычисляется как (D-d)*h/2 (см.рис), для других типов – a*b.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Площадь сечения для разных типов сердечников

Для тока 4..10 А габаритная мощность должна быть не менее, соответственно, 50..120 ВА. Если железо подходит, вторичная обмотка перематывается медным проводом. Его сечение выбирается по упрощенной формуле d=0,72√I, где:

Число витков выбирается по формуле N=(50/S)*V (где V – требуемое выходное напряжение в вольтах) или подбирается экспериментально. Также для расчета можно воспользоваться различными программами-калькуляторами, в том числе размещенными на веб-сервисах.

Источник

Зарядное для акб — для себя — схемы (часть 2)

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Решил выложить общие схемы которые мне понравились и по которым любой может изготовить простейшее зарядное с регулировкой тока из «савдеповских» или новых радиодеталей.

Начнем со схемы по которой в данный момент собрано моя зарядка, рисовал сам сори за корявость. Единственный минус что отсутствует схема регулировки, поэтому далее будут фото схемы где можно подобрать схему регулировки под мой аппарат, а так как я не определился с выбором, то каждый может дать совет какая лучше будет, как по простоте, так и по надежности.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема №1 проста но найти мощный резистор реостат чтоб выдержал АКБ сейчас проблематично, все советское становится дефицитом, а китай надежностью не блещет.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема №2 старая советская схема самая простая, изготавливали радиолюбители используя детали телевизоров и радиол

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема №3 более сложная советская версия, так как сами транзисторы применяемые в ней не маленького размера, и приходится их монтировать с наружной стороны на отдельный радиатор.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема №4 неплохая схема но найти советский транзистор становится теперь проблемой, поэтому под неё нужны аналоги

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема №5 такая интересная и более сложна, но нужно место на задней панели чтоб размести три транзистора не малого размера либо использовать их аналоги

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема №6 похожа на схему №4 с деталями возможна та же проблема если нет на рынке искать аналоги

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема №7 одна из распространенных на драйве, я взял фото по идее из первоисточника, изготовление платы под нее не является большой проблемой

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

На всех схемах я выделил регулировочную часть, которая возможно подойдет мне по параметрам.
Некоторые фотографии взяты из интернета на авторство не претендую.
Всем мира и добра, помогите с выбором и если есть какие советы или мысли по данной теме, пишите.

Комментарии 15

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Зло всех советских опубликованных схем:ошибки. Умышленные или по разгильдяйству. И вы туда же Д226 по справочнику: максимальный прямой ток: 300 мА. Вы же их двухамперными обозвали. Такое же говно и КУ2хх. Забудьте о них! bt136 лучше и надёжнее во всех смыслах.
Первая схема вообще без регулировки тока. Глубоко разряженный АКБ она просто добьет огромными токами начальной зарядки!
47000 мкф сглаживающего фильтра… вы усилитель собираете?! АКБ вообще лучше заряжать импульсами. Единственный конденсатор в бортовой сети автомобиля, для сглаживания генераторного тока и есть сам аккумулятор!
Большинство схем ущербные, устарели как морально так и фактически. В их времена АКБ были по большей части сурьмянистые, а сейчас кальциевые. Даже «правильность» алгоритма работы изменилась.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Пробовал в своё время №4,6-работают отлично, №6-классика- работают и по сей день(собраны в 1988г на ку202и), макс ток зависит от тр-ра и тиристора, №4 можно даже симистор, но ток выше 5А-не нужен.
Но это прошлый век…Сейчас нужно www.drive2.ru/b/3124227/, делается из старого БП от компа, главное-стабилизация напряжения(14.8в)!
Тиристорные зарядники выдают до 16в(зависит от тока, хотя током выше 3-5А, думаю уже никто не заряжает), а АКБ-это не любит совсем…
Да, диодные мосты КВРС-лучше не использовать с тр-рами, греются как утюг, хоть и до 50А(высокое падение напряжения на диодах)-они для импульсных БП!

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Вот попробую показать крупнее prnt.sc/11rb967
сьемка принскрином

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Версия кооперативная скорее малым тиражом выпускалась, точной схемы по такому названию врядли, лучше отнести в ремонтную мастерскую, знающие такие устройства без схем ремонтировать могут.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Ищу схему зарядного устройства АЗУ-1
прилагаю фото помогите пожалуйста АЗУ-1 покупал на Украине примерно 1992-1994 г.г.
prnt.sc/11rb0zy вот ссылка на его вид

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

схема из журнала радио так то работает, но требуется явно более мощный тиристор, для всяких ку202 требуется радиатор, кои все давно переработаны на цвет мет вандалами.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Радиатор можно с диодного светильника взять, ну на крайняк сделать из алюминиевого листа или шины.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Вот, пользую много лет и друганам наделал.Элементарный «кулибин»на коленке соберёт за вечер, на коленке.Можно и навесным.Работает-сказка. vrtp.ru/index.php?showtopic=14840&hl=
Дополню.Поскольку у меня проблебно добираться до клемм аккумулятора.Пластика много надо снимать.Я напрямую двумя проводами вывел в салон, снизу, удобный разъём для прикуривателя.Прямо к к аккумуляторным клеммам.Через предохранитель 10 А.В случае долговременного хранения в гараже, просто подключаю эту зарядку.И аккум дольше прослужит и всегда «готов».

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

есть простейшая и очень надежная схема, где первичка подключается через конденсаторы, переключая их количество, изменяется ток, и ни каких редких деталек

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

в том то и дело, я никак не могу заставить её работать

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

просто у меня типо такой схемы без транзистора

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Я так понял у вас зарядка с похожей схемой, если вам не сложно можете выложить у себя в бж фотки её, чтоб можно было рассмотреть подробней.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

описание схемы 4 можно пожалуйста

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

А что именно, там на схеме все есть, единственное нужны аналоги кт117б

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

у меня собрано по схеме №4, только вместо кт117 стоят кт315 и кт361 по-моему. посмотри мой бж

Источник

Самодельное автоматическое зарядное устройство
для автомобильного аккумулятора

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

На фотографии представлено самодельное автоматическое зарядное устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов на 12 В током величиной до 8 А, собранного в корпусе от милливольтметра В3-38.

Почему нужно заряжать аккумулятор автомобиля
зарядным устройством

АКБ в автомобиле заряжается с помощью электрического генератора. Для защиты электрооборудования и приборов от повышенного напряжения, которое вырабатывает автомобильным генератором, после него устанавливают реле-регулятор, который ограничивает напряжение в бортовой сети автомобиля до 14,1±0,2 В. Для полной же зарядки аккумулятора требуется напряжение не менее 14,5 В.

Таким образом, полностью зарядить АКБ от генератора невозможно и перед наступлением холодов необходимо подзаряжать аккумулятор от зарядного устройства.

Анализ схем зарядных устройств

Для зарядки автомобильного аккумулятора служат зарядные устройства. Его можно купить готовое, но при желании и небольшом радиолюбительском опыте можно сделать своими руками, сэкономив при этом немалые деньги.

Схем зарядных устройств автомобильных аккумуляторов в Интернете опубликовано много, но все они имеют недостатки.

Зарядные устройства, сделанные на транзисторах, выделяют много тепла, как правило, боятся короткого замыкания и ошибочного подключения полярности аккумулятора. Схемы на тиристорах и симисторах не обеспечивают требуемой стабильность зарядного тока и издают акустический шум, не допускают ошибок подключения аккумулятора и излучают мощные радиопомехи, которые можно уменьшить, одев на сетевой провод ферритовое кольцо.

Привлекательной выглядит схема изготовления зарядного устройства из блока питания компьютера. Структурные схемы компьютерных блоков питания одинаковые, но электрические разные, и для доработки требуется высокая радиотехническая квалификация.

Интерес у меня вызвала конденсаторная схема зарядного устройства, КПД высокий, тепла не выделяет, обеспечивает стабильный ток заряда вне зависимости от степени заряда аккумулятора и колебаний питающей сети, не боится коротких замыканий выхода. Но тоже имеет недостаток. Если в процессе заряда пропадет контакт с аккумулятором, то напряжение на конденсаторах возрастает в несколько раз, (конденсаторы и трансформатор образуют резонансный колебательный контур с частотой электросети), и они пробиваются. Надо было устранить только этот единственный недостаток, что мне и удалось сделать.

В результате получилась схема зарядного устройства без выше перечисленных недостатков. Более 16 лет заряжаю ним любые кислотные аккумуляторы на 12 В. Устройство работает безотказно.

Принципиальная схема автомобильного зарядного устройства

При кажущейся сложности, схема самодельного зарядного устройства простая и состоит всего из нескольких законченных функциональных узлов.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Если схема для повторения Вам показалась сложной, то можно собрать более простую, работающую на таком же принципе, но без функции автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора.

Схема ограничителя тока на балластных конденсаторах

В конденсаторном автомобильном зарядном устройстве регулировка величины и стабилизация силы тока заряда аккумулятора обеспечивается за счет включения последовательно с первичной обмоткой силового трансформатора Т1 балластных конденсаторов С4-С9. Чем больше емкость конденсатора, тем больше будет ток заряда аккумулятора.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Практически это законченный вариант зарядного устройства, можно подключить после диодного моста аккумулятор и зарядить его, но надежность такой схемы низкая. Если нарушится контакт с клеммами аккумулятора, то конденсаторы могут выйти из строя.

Емкость конденсаторов, которая зависит от величины тока и напряжения на вторичной обмотке трансформатора, можно приблизительно определить по формуле, но легче ориентироваться по данным таблицы.

Таблица емкости конденсаторов в зависимости от величины тока заряда аккумулятора
Ток заряда аккумулятора, А0,51,02,03,04,05,06,07,08,09,0
Номинал конденсатора, мкF1,03,48,012,016,020,024,028,032,036,0

Для регулировки тока, чтобы сократить количество конденсаторов, их можно подключать параллельно группами. У меня переключение осуществляется с помощью двух галетного переключателя, но можно поставить несколько тумблеров.

Схема защиты
от ошибочного подключения полюсов аккумулятора

Схема защиты от переполюсовки зарядного устройства при неправильном подключении аккумулятора к выводам выполнена на реле Р3. Если аккумулятор подключен неправильно, диод VD13 не пропускает ток, реле обесточено, контакты реле К3.1 разомкнуты и ток не поступает на клеммы аккумулятора. При правильном подключении реле срабатывает, контакты К3.1 замыкаются, и аккумулятор подключается к схеме зарядки. Такую схему защиты от переполюсовки можно использовать с любым зарядным устройством, как транзисторным, так и тиристорным. Ее достаточно включить в разрыв проводов, с помощью которых аккумулятор подключается к зарядному устройству.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Схема измерения тока и напряжения зарядки аккумулятора

Благодаря наличию переключателя S3 на схеме выше, при зарядке аккумулятора есть возможность контролировать не только величину тока зарядки, но и напряжение. При верхнем положении S3, измеряется ток, при нижнем – напряжение. Если зарядное устройство не подключено к электросети, то вольтметр покажет напряжение аккумулятора, а когда идет зарядка аккумулятора, то напряжение зарядки. В качестве головки применен микроамперметр М24 с электромагнитной системой. R17 шунтирует головку в режиме измерения тока, а R18 служит делителем при измерении напряжения.

Схема автоматического отключения ЗУ
при полной зарядке аккумулятора

Для питания операционного усилителя и создания опорного напряжения применена микросхема стабилизатора DA1 типа 142ЕН8Г на 9В. Микросхема это выбрана не случайно. При изменении температуры корпуса микросхемы на 10º, выходное напряжение изменяется не более чем на сотые доли вольта.

Система автоматического отключения зарядки при достижении напряжения 15,6 В выполнена на половинке микросхемы А1.1. Вывод 4 микросхемы подключен к делителю напряжения R7, R8 с которого на него подается опорное напряжение 4,5 В. Вывод 4 микросхемы подключен к другому делителю на резисторах R4-R6, резистор R5 подстроечный для установки порога срабатывания автомата. Величиной резистора R9 задается порог включения зарядного устройства 12,54 В. Благодаря применению диода VD7 и резистора R9, обеспечивается необходимый гистерезис между напряжением включения и отключения заряда аккумулятора.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Работает схема следующим образом. При подключении к зарядному устройству автомобильного аккумулятора, напряжение на клеммах которого меньше 16,5 В, на выводе 2 микросхемы А1.1 устанавливается напряжение достаточное для открывания транзистора VT1, транзистор открывается и реле P1 срабатывает, подключая контактами К1.1 к электросети через блок конденсаторов первичную обмотку трансформатора и начинается зарядка аккумулятора.

Как только напряжение заряда достигнет 16,5 В, напряжение на выходе А1.1 уменьшится до величины, недостаточной для поддержания транзистора VT1 в открытом состоянии. Реле отключится и контакты К1.1 подключат трансформатор через конденсатор дежурного режима С4, при котором ток заряда будет равен 0,5 А. В таком состоянии схема зарядного устройства будет находиться, пока напряжение на аккумуляторе не уменьшится до 12,54 В. Как только напряжение установится равным 12,54 В, опять включится реле и зарядка пойдет заданным током. Предусмотрена возможность, в случае необходимости, переключателем S2 отключить систему автоматического регулирования.

Таким образом, система автоматического слежения за зарядкой аккумулятора, исключит возможность перезаряда аккумулятора. Аккумулятор можно оставить подключенным к включенному зарядному устройству хоть на целый год. Такой режим актуален для автолюбителей, которые ездят только в летнее время. После окончания сезона автопробега можно подключить аккумулятор к зарядному устройству и выключить только весной. Даже если в электросети пропадет напряжение, при его появлении зарядное устройство продолжит заряжать аккумулятор в штатном режиме

Принцип работы схемы автоматического отключения зарядного устройства в случае превышения напряжения из-за отсутствия нагрузки, собранной на второй половинке операционного усилителя А1.2, такой же. Только порог полного отключения зарядного устройства от питающей сети выбран 19 В. Если напряжение зарядки менее 19 В, на выходе 8 микросхемы А1.2 напряжение достаточное, для удержания транзистора VT2 в открытом состоянии, при котором на реле P2 подано напряжение. Как только напряжение зарядки превысит 19 В, транзистор закроется, реле отпустит контакты К2.1 и подача напряжения на зарядное устройство полностью прекратится. Как только будет подключен аккумулятор, он запитает схему автоматики, и зарядное устройство сразу вернется в рабочее состояние.

Конструкция автоматического зарядного устройства

Все детали зарядного устройства размещены в корпусе миллиамперметра В3-38, из которого удалено все его содержимое, кроме стрелочного прибора. Монтаж элементов, кроме схемы автоматики, выполнен навесным способом.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Конструкция корпуса миллиамперметра, представляет собой две прямоугольные рамки, соединенные четырьмя уголками. В уголках с равным шагом сделаны отверстия, к которым удобно крепить детали.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Силовой трансформатор ТН61-220 закреплен на четырех винтах М4 на алюминиевой пластине толщиной 2 мм, пластина в свою очередь прикреплена винтами М3 к нижним уголкам корпуса. На этой пластине установлен и С1. На фото вид зарядного устройства снизу.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

К верхним уголкам корпуса закреплена тоже пластина из стеклотекстолита толщиной 2 мм, а к ней винтами конденсаторы С4-С9 и реле Р1 и Р2. К этим уголкам также прикручена печатная плата, на которой спаяна схема автоматического управления зарядкой аккумулятора. Реально количество конденсаторов не шесть, как по схеме, а 14, так как для получения конденсатора нужного номинала приходилось соединять их параллельно. Конденсаторы и реле подключены к остальной схеме зарядного устройства через разъем (на фото выше голубой), что облегчило доступ к другим элементам при монтаже.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

На внешней стороне задней стенки установлен ребристый алюминиевый радиатор для охлаждения силовых диодов VD2-VD5. Тут также установлен предохранитель Пр1 на 1 А и вилка, (взята от блока питания компьютера) для подачи питающего напряжения.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Силовые диоды зарядного устройства закреплены с помощью двух прижимных планок к радиатору внутри корпуса. Для этого в задней стенке корпуса сделано прямоугольное отверстие. Такое техническое решение позволило к минимуму свести количество выделяемого тепла внутри корпуса и экономии места. Выводы диодов и подводящие провода распаяны на незакрепленную планку из фольгированного стеклотекстолита.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Шунт амперметра представляет собой отрезок высокоомного провода константана длиной около сантиметра, концы которого запаяны в медные полоски. Длина провода шунта подбирается при калибровке амперметра. Провод я взял от шунта сгоревшего стрелочного тестера. Один конец из медных полосок припаян непосредственно к выходной клемме плюса, ко второй полоске припаян толстый проводник, идущий от контактов реле Р3. На стрелочный прибор от шунта идут желтый и красный провод.

Печатная плата блока автоматики зарядного устройства

Схема автоматического регулирования и защиты от неправильного подключения аккумулятора к зарядному устройству спаяна на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

На фотографии представлен внешний вид собранной схемы. Рисунок печатной платы схемы автоматического регулирования и защиты простой, отверстия выполнены с шагом 2,5 мм.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

На фотографии выше вид печатной платы со стороны установки деталей с нанесенной красным цветом маркировкой деталей. Такой чертеж удобен при сборке печатной платы.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Чертеж печатной платы выше пригодится при ее изготовлении с помощью технологии с применением лазерного принтера.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

А этот чертеж печатной платы пригодится при нанесении токоведущих дорожек печатной платы ручным способом.

Шкала вольтметра и амперметра зарядного устройства

Шкала стрелочного прибора милливольтметра В3-38 не подходила под требуемые измерения, пришлось начертить на компьютере свой вариант, напечатал на плотной белой бумаге и клеем момент приклеил сверху на штатную шкалу.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Благодаря большему размеру шкалы и калибровки прибора в зоне измерения, точность отсчета напряжения получилась 0,2 В.

Провода для подключения АЗУ к клеммам аккумулятора и сети

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

К электрической сети зарядное устройство подключается с помощью универсального шнура с вилкой и розеткой, как применяется для подключения компьютеров, оргтехники и других электроприборов.

О деталях зарядного устройства

Силовой трансформатор Т1 применен типа ТН61-220, вторичные обмотки которого соединены последовательно, как показано на схеме. Так как КПД зарядного устройства не менее 0,8 и ток заряда обычно не превышает 6 А, то подойдет любой трансформатор мощностью 150 ватт. Вторичная обмотка трансформатора должна обеспечить напряжение 18-20 В при токе нагрузки до 8 А. Если нет готового трансформатора, то можно взять любой подходящий по мощности и перемотать вторичную обмотку. Рассчитать число витков вторичной обмотки трансформатора можно с помощью специального калькулятора.

Конденсаторы С4-С9 типа МБГЧ на напряжение не менее 350 В. Можно использовать конденсаторы любого типа, рассчитанные на работу в цепях переменного тока.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

В качестве операционного усилителя выбран КР1005УД1, аналог зарубежного AN6551. Такие усилители применяли в блоке звука и видео в видеомагнитофоне ВМ-12. Усилитель хорош тем, что не требует двухполярного питания, цепей коррекции и сохраняет работоспособность при питающем напряжении от 5 до 12 В. Заменить его можно практически любым аналогичным. Хорошо подойдут для замены микросхемы, например, LM358, LM258, LM158, но нумерация выводов у них другая, и потребуется внести изменения в рисунок печатной платы.

Реле Р1 и Р2 любые на напряжение 9-12 В и контактами, рассчитанными на коммутируемый ток 1 А. Р3 на напряжение 9-12 В и ток коммутации 10 А, например РП-21-003. Если в реле несколько контактных групп, то их желательно запаять параллельно.

Переключатель S1 любого типа, рассчитанный на работу при напряжении 250 В и имеющий достаточное количество коммутирующих контактов. Если не нужен шаг регулирования тока в 1 А, то можно поставить несколько тумблеров и устанавливать ток заряда, допустим, 5 А и 8 А. Если заряжать только автомобильные аккумуляторы, то такое решение вполне оправдано. Переключатель S2 служит для отключения системы контроля уровня зарядки. В случае заряда аккумулятора большим током, возможно срабатывание системы раньше, чем аккумулятор зарядится полностью. В таком случае можно систему отключить и продолжить зарядку в ручном режиме.

Электромагнитная головка для измерителя тока и напряжения подойдет любая, с током полного отклонения 100 мкА, например типа М24. Если нет необходимости измерять напряжение, а только ток, то можно установить готовый амперметр, рассчитанный на максимальный постоянный ток измерения 10 А, а напряжение контролировать внешним стрелочным тестером или мультиметром, подключив их к контактам аккумулятора.

Настройка блока автоматической регулировки и защиты АЗУ

При безошибочной сборке платы и исправности всех радиоэлементов, схема заработает сразу. Останется только установить порог напряжения резистором R5, при достижении которого зарядка аккумулятора будет переведена в режим зарядки малым током.

Регулировку можно выполнить непосредственно при зарядке аккумулятора. Но все, же лучше подстраховаться и перед установкой в корпус, схему автоматического регулирования и защиты АЗУ проверить и настроить. Для этого понадобится блок питания постоянного тока, у которого есть возможность регулировать выходное напряжение в пределах от 10 до 20 В, рассчитанного на выходной ток величиной 0,5-1 А. Из измерительных приборов понадобится любой вольтметр, стрелочный тестер или мультиметр рассчитанный на измерение постоянного напряжения, с пределом измерения от 0 до 20 В.

Проверка стабилизатора напряжения

После монтажа всех деталей на печатную плату нужно подать от блока питания питающее напряжение величиной 12-15 В на общий провод (минус) и вывод 17 микросхемы DA1 (плюс). Изменяя напряжение на выходе блока питания от 12 до 20 В, нужно с помощью вольтметра убедиться, что величина напряжения на выходе 2 микросхемы стабилизатора напряжения DA1 равна 9 В. Если напряжение отличается или изменяется, то DA1 неисправна.

Микросхемы серии К142ЕН и аналоги имеют защиту от короткого замыкания по выходу и если закоротить ее выход на общий провод, то микросхема войдет в режим защиты и из строя не выйдет. Если проверка показала, что напряжение на выходе микросхемы равно 0, то это не всегда означает о ее неисправности. Вполне возможно наличие КЗ между дорожками печатной платы или неисправен один из радиоэлементов остальной части схемы. Для проверки микросхемы достаточно отсоединить от платы ее вывод 2 и если на нем появится 9 В, значит, микросхема исправна, и необходимо найти и устранить КЗ.

Проверка системы защиты от перенапряжения

Описание принципа работы схемы решил начать с более простой части схемы, к которой не предъявляются строгие нормы по напряжению срабатывания.

Функцию отключения АЗУ от электросети в случае отсоединения аккумулятора выполняет часть схемы, собранная на операционном дифференциальном усилителе А1.2 (далее ОУ).

Принцип работы операционного дифференциального усилителя

Без знания принципа работы ОУ разобраться в работе схемы сложно, поэтому приведу краткое описание. ОУ имеет два входа и один выход. Один из входов, который обозначается на схеме знаком «+», называется неинвертирующим, а второй вход, который обозначается знаком «–» или кружком, называется инвертирующим. Слово дифференциальный ОУ означает, что напряжение на выходе усилителя зависит от разности напряжений на его входах. В данной схеме операционный усилитель включен без обратной связи, в режиме компаратора – сравнения входных напряжений.

Таким образом, если напряжение на одном из входов будет неизменным, а на втором изменятся, то в момент перехода через точку равенства напряжений на входах, напряжение на выходе усилителя скачкообразно изменится.

Проверка схемы защиты от перенапряжения

Вернемся к схеме. Неинвертирующий вход усилителя А1.2 (вывод 6) подключен к делителю напряжения, собранного на резисторах R13 и R14. Этот делитель подключен к стабилизированному напряжению 9 В и поэтому напряжение в точке соединения резисторов, никогда не изменяется и составляет 6,75 В. Второй вход ОУ (вывод 7) подключен ко второму делителю напряжения, собранному на резисторах R11 и R12. Этот делитель напряжения подключен к шине, по которой идет зарядный ток, и напряжение на нем меняется в зависимости от величины тока и степени заряда аккумулятора. Поэтому и величина напряжения на выводе 7 тоже будет, соответственно изменятся. Сопротивления делителя подобраны таким образом, что при изменении напряжения зарядки аккумулятора от 9 до 19 В напряжение на выводе 7 будет меньше, чем на выводе 6 и напряжение на выходе ОУ (вывод 8) будет больше 0,8 В и близко к напряжению питания ОУ. Транзистор будет открыт, на обмотку реле Р2 будет поступать напряжение и оно замкнет контакты К2.1. Напряжение на выходе также закроет диод VD11 и резистор R15 в работе схемы участвовать не будет.

Как только напряжение зарядки превысит 19 В (это может случится только в случае, если от выхода АЗУ будет отключен аккумулятор), напряжение на выводе 7 станет больше, чем на выводе 6. В этом случае на выходе ОУ напряжение скачкообразно уменьшится до нуля. Транзистор закроется, реле обесточится и контакты К2.1 разомкнутся. Подача питающего напряжения на ОЗУ будет прекращена. В момент, когда напряжение на выходе ОУ станет равно нулю, откроется диод VD11 и, таким образом, параллельно к R14 делителя подключится R15. Напряжение на 6 выводе мгновенно уменьшится, что исключит ложные срабатывания в момент равенства напряжений на входах ОУ из-за пульсаций и помех. Изменяя величину R15 можно менять гистерезис компаратора, то есть напряжение, при котором схема вернется в исходное состояние.

При подключения аккумулятора к ОЗУ напряжения на выводе 6 опять установится равным 6,75 В, а на выводе 7 будет меньше и схема начнет работать в штатном режиме.

Для проверки работы схемы достаточно изменять напряжение на блоке питания от 12 до 20 В и подключив вольтметр вместо реле Р2 наблюдать его показания. При напряжении меньше 19 В, вольтметр должен показывать напряжение, величиной 17-18 В (часть напряжения упадет на транзисторе), а при большем – ноль. Желательно все же подключить к схеме обмотку реле, тогда будет проверена не только работа схемы, но и его работоспособность, а по щелчкам реле можно будет контролировать работу автоматики без вольтметра.

Если схема не работает, то нужно проверить напряжения на входах 6 и 7, выходе ОУ. При отличии напряжений от указанных выше, нужно проверить номиналы резисторов соответствующих делителей. Если резисторы делителей и диод VD11 исправны, то, следовательно, неисправен ОУ.

Для проверки цепи R15, D11 достаточно отключить одни из выводов этих элементов, схема будет работать, только без гистерезиса, то есть включаться и отключаться при одном и том же подаваемом с блока питания напряжении. Транзистор VT12 легко проверить, отсоединив один из выводов R16 и контролируя напряжение на выходе ОУ. Если на выходе ОУ напряжение изменяется правильно, а реле все время включено, значит, имеет место пробой между коллектором и эмиттером транзистора.

Проверка схемы отключения аккумулятора при полной его зарядке

Принцип работы ОУ А1.1 ничем не отличается от работы А1.2, за исключением возможности изменять порог отключения напряжения с помощью подстроечного резистора R5.

Делитель для опорного напряжения собран на резисторах R7, R8 и напряжение на выводе 4 ОУ должно быть 4,5 В. Напряжение на выводе 3 А1.1, как Вы уже поняли, должно быть равно напряжению 4,5 в случае, когда напряжение на аккумуляторе достигнет величины 15,6 В для случая тока зарядки 0,3 А. Для больших токов, напряжение будет большим и его нужно подбирать экспериментально. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье сайта «Как заряжать аккумулятор».

Для проверки работы А1.1, питающее напряжение, поданное с блока питания плавно увеличивается и уменьшается в пределах 12-18 В. При достижении напряжения 15,6 В должно отключиться реле Р1 и контактами К1.1 переключить АЗУ в режим зарядки малым током через конденсатор С4. При снижении уровня напряжения ниже 12,54 В реле должно включится и переключить АЗУ в режим зарядки током заданной величины.

Напряжение порога включения 12,54 В можно регулировать изменением номинала резистора R9, но в этом нет необходимости.

С помощью переключателя S2 имеется возможность отключать автоматический режим работы, включив реле Р1 напрямую.

Схема зарядного устройства на конденсаторах
без автоматического отключения

Для тех, кто не имеет достаточного опыта по сборке электронных схем или не нуждается в автоматическом отключении ЗУ по окончании зарядки аккумулятора, предлагаю упрощенней вариант схемы устройства для зарядки кислотных автомобильных аккумуляторов. Отличительная особенность схемы в ее простоте для повторения, надежности, высоком КПД и стабильным током заряда, наличие защиты от неправильного подключения аккумулятора, автоматическое продолжение зарядки в случае пропадания питающего напряжения.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Принцип стабилизации зарядного тока остался неизменным и обеспечивается включением последовательно с сетевым трансформатором блока конденсаторов С1-С6. Для защиты от перенапряжения на входной обмотке и конденсаторах используется одна из пар нормально разомкнутых контактов реле Р1.

Когда аккумулятор не подключен, контакты реле Р1 К1.1 и К1.2 разомкнуты и даже если зарядное устройство подключено к питающей сети ток не поступает на схему. Тоже самое происходит, если подключить ошибочно аккумулятор по полярности. При правильном подключении аккумулятора ток с него поступает через диод VD8 на обмотку реле Р1, реле срабатывает и замыкаются его контакты К1.1 и К1.2. Через замкнутые контакты К1.1 сетевое напряжение поступает на зарядное устройство, а через К1.2 на аккумулятор поступает зарядный ток.

На первый взгляд кажется, что контакты реле К1.2 не нужны, но если их не будет, то при ошибочном подключении аккумулятора, ток потечет с плюсового вывода аккумулятора через минусовую клемму ЗУ, далее через диодный мост и далее непосредственно на минусовой вывод аккумулятора и диоды моста ЗУ выйдут из строя.

Предложенная простая схема для зарядки аккумуляторов легко адаптируется для зарядки аккумуляторов на напряжение 6 В или 24 В. Достаточно заменить реле Р1 на соответствующее напряжение. Для зарядки 24 вольтовых аккумуляторов необходимо обеспечить выходное напряжение с вторичной обмотки трансформатора Т1 не менее 36 В.

При желании схему простого зарядного устройства можно дополнить прибором индикации зарядного тока и напряжения, включив его как в схеме автоматического зарядного устройства.

Порядок зарядки автомобильного аккумулятора
автоматическим самодельным ЗУ

Перед зарядкой снятый с автомобиля аккумулятор необходимо очистить от грязи и протереть его поверхности, для удаления кислотных остатков, водным раствором соды. Если кислота на поверхности есть, то водный раствор соды пенится.

Если аккумулятор имеет пробки для заливки кислоты, то все пробки нужно выкрутить, для того, чтобы образующиеся при зарядке в аккумуляторе газы могли свободно выходить. Обязательно нужно проверить уровень электролита, и если он меньше требуемого, долить дистиллированной воды.

Далее нужно переключателем S1 на зарядном устройстве выставить величину тока заряда и подключить аккумулятор соблюдая полярность (плюсовой вывод аккумулятора нужно подсоединить к плюсовому выводу зарядного устройства) к его клеммам. Если переключатель S3 находится в нижнем положении, то стрелка прибора на зарядном устройстве сразу покажет напряжение, которое выдает аккумулятор. Осталось вставить вилку сетевого шнура в розетку и процесс зарядки аккумулятора начнется. Вольтметр уже начнет показывать напряжение зарядки.

Рассчитать время заряда аккумулятора с помощью онлайн калькулятора, выбрать оптимальный режим зарядки автомобильного аккумулятора и ознакомиться с правилами его эксплуатации Вы можете посетив статью сайта «Как заряжать аккумулятор».

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Здравствуйте, Евгений!
Верхняя схема на рисунке будет работать нормально. Реле можно брать любое на 12 В, и током нагрузки на контакты 10 А, хорошо подойдет реле, применяемые в автомобилях.
Резистор можно поставить, чтоб вилка не «кусалась».
Нижняя схема тоже будет работать, но ток зарядки будет гулять в больших пределах, и уменьшаться по мере зарядки аккумулятора. В этой схеме контакты К1.1 лишние. Провод от предохранителя проходит напрямую к латру.

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Можно ли использовать К73-15 или К73-17? Не взорвутся ли? ))) Либо их китайские аналоги CBB Металлизировало пленочные конденсаторы 4,7 µF 475j 630 V показанные на снимке?
Спасибо за ответ.

Здравствуйте, Алекс!
Вас тоже поздравляю с наступившим Новым годом и Рождеством!
Конденсатор С1 в фильтре можно и не ставить, он просто способствует более быстрому заряду аккумулятора при том же токе заряда, так как сглаживает пульсации.
Использовать К73-15 или К73-17 и любые другие можно, главное, чтобы они были рассчитаны на напряжение не менее 400 В. Китайские конденсаторы тоже подойдут.

Здравствуйте, Александр.
На фотографии ЗУ помещено в корпус блока питания, однако все надписи на лицевой панели соответствуют именно ЗУ. Значит Вы их делали сами. А каким образом это получилось?
Известный лазерно-утюжный способ что-то не очень эффективен.

Здравствуйте, Алексей!
Нарисовал в программе Визио картинку, напечатал на лазерном принтере на цветной плотной бумаге и поместил под оргстекло толщиной 1 мм и закрепил по углам четырьмя винтами.

Добрый день, подскажите, почему отключение настроено на 15,6 вольта, т.е 2,6 вольта на каждую банку. Это не многовато?

Здравствуйте, Алексей!
Напряжение на клеммах полностью заряженного аккумулятора через нескольких часов после окончания зарядки должно составлять 12,65 В. Но для того, чтобы при зарядке через аккумулятор пошел ток зарядки напряжение должно быть выше указанного, и чем больше нужен ток, тем больше должно быть напряжение зарядки. Это вытекает из Закона Ома: U=I×R.
Но внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от его технического состояния, типа, температуры. Поэтому, если нужна высокая точность, напряжение отключения нужно подбирать под конкретный аккумулятор. Указанное напряжение 15,6 В подобрано экспериментально при зарядке нескольких аккумуляторов током 8 А. Многократная зарядка автомобильных аккумуляторов в течение более десяти лет, находившихся в разном техническом состоянии и степени заряда, подтвердила правильность выбора.
В случае величины тока зарядки меньше, напряжение отключения тоже должно быть меньше.

День добрый!
Имеется два трансформатора от одинаковых ИБП PCM SMK-600A (по 360 Вт) с напряжениями на вторичной обмотке по 12,6 В. Имеет право на жизнь ЗУ по такой схеме?

Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Смотреть картинку Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Картинка про Конденсатор в зарядном устройстве для авто. Фото Конденсатор в зарядном устройстве для авто

Здравствуйте, Сергей!
Да, схема будет нормально работать, но заряжать током до 2 А. Указанная в маркировке мощность ИБП относится к отдаваемой мощности в режиме источника бесперебойного питания. Расчеты показали, для зарядки штатного аккумулятора ИБП емкостью 14,2 А·Ч нужен ток около 2 А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *