Кому принадлежат машины каршеринга

Расследование дня: Как работает и кому принадлежит «Делимобиль»

Издание РБК рассказывает о бизнесе московского сервиса каршеринга «Делимобиль». Недавно этот проект оказался в центре скандала — один из пользователей сервиса попал в аварию на арендованном автомобиле, и компания выставила ему счёт в 600 000 рублей. После разбирательства в соцсетях, сумму претензий снизили почти в четыре раза.

Издание РБК рассказывает о бизнесе московского сервиса каршеринга «Делимобиль». Недавно этот проект оказался в центре скандала — один из пользователей сервиса попал в аварию на арендованном автомобиле, и компания выставила ему счёт в 600 000 рублей. После разбирательства в соцсетях сумму претензий снизили почти в четыре раза.

51% «Делимобиля» принадлежит фонду Mikro Kapital, входящему в инвесткомпанию Concern General Invest (CGI) итальянца Винченцо Трани. Именно он, большой любитель России, переехавший в страну в 2001 году, вложил в каршеринг 1 млрд рублей. РБК напоминает, что на презентации сервиса Трани рассказывал, как вдохновился миланским проектом Enjoy, который позволяет брать автомобили в аренду на небольшой срок.

Учредителем юридического лица «Каршеринг Руссия», которое управляет «Делимобилем», в 2015 году стал сотрудник Трани, юрист Станислав Грошов. Он же возглавил проект, но позднее вышел из состава акционеров, оставшись гендиректором. РБК, ссылаясь на базу «СПАРК-Интерфакс», пишет, что сейчас в состав акционеров «Делимобиля» входят некие Артур Меликян и Алексей Градов, полные тёзки высокопоставленных сотрудников из Международной федерации самбо, которую возглавляет Василий Шестаков — бывший тренер Владимира Путина. Шестаков сказал РБК, что не помогал совладельцам каршеринга связами. «Они всё сами», — прокомментировал он.

У «Делимобиля» есть ещё два миноритария — Андрей Сергеев (20%) и Алина Назарова (8%). Первый — сотрудник Concern General Invest, вторая, согласно информации активистов движения «Синие ведёрки», — руководитель private banking в финансовой корпорации «Открытие».

В статье РБК описывается бизнес-модель «Делимобиля» и похожих сервисов. У «Делимобиля» самый большой автопарк — 500 машин с перспективой увеличения их количества к концу года до 1500. У других сервисов машин гораздо меньше: 72 у Anytime, 112 у YouDrive. «Когда появился «Делимобиль» со своим мощным ресурсом, появились парковочные лицензии, мы все были очень довольны», — говорит один из конкурентов «Делимобиля». Каршерингу, чьи акционеры близки к тренеру Путина, удалось пролоббировать принятие постановления правительства Москвы о снижении стоимости парковочного места для арендных автомобилей до 60 000 руб. за три года. Обычным автомобилистам годовой абонемент обходится в 250 000 руб.

Источник

Что такое операционный лизинг, и кто на самом деле владеет автомобилями из каршеринга?

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Вся суть каршеринга – в том, чтобы избавить конечных пользователей от бремени владения автомобилем и максимально эффективно использовать его ресурс. То есть, минимум простоя, минимум неудобств для клиентов и минимум затрат, чтобы обеспечить комфортную стоимость услуги. На обратной стороне медали – обслуживание автомобилей, чтобы они не выглядели загнанными лошадьми, не ломались по дороге и не вызывали неприятных ощущений состоянием салона. Мало кто знает, что операторы каршеринга, логотипы которых мы видим на бортах, лишь обеспечивают работу приложения, через которое вы заказываете автомобили, а ещё моют и заправляют их. Всё остальное лежит на плечах тех, кто реализовал эти автомобили по схеме операционного лизинга.

И з прошлых публикаций, вышедших в рамках спецпроекта о каршеринге, мы уже узнали, что чем дороже и премиальнее машина, тем чаще у неё будут встречаться мелкие (и не очень) поломки. Что крепкие бюджетные автомобили вроде Volswagen Polo при качественном обслуживании спокойно выхаживают больше 200 тысяч километров и сохраняют товарный вид. Что даже сезонная смена шин в рамках гигантского парка каршеринговых автомобилей — это целая спецоперация, требующая идеальной отлаженности процессов. Что за состоянием автомобилей следит сложная система мониторинга. Сегодня расскажем про финансовую сторону вопроса и поговорим про операционный лизинг.

Как это работает

Фактически операционный лизинг — это долгосрочная аренда, только в сегменте В2В. Вы как предприниматель, который оказывает некие услуги с использованием автотранспорта (в данном случае — оператор каршеринга), не покупаете себе парк машин, а попросту арендуете. Что, с одной стороны, банально выгоднее в плане процентов. А с другой, избавляет вас от массы вопросов, связанных с обслуживанием автомобилей. И если подумать, то это единственно возможный способ содержать корпоративный автопарк.

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Вряд ли стоит долго доказывать, что автомобильный сервис — отрасль, которая требует определённой компетенции. За последние 15-20 лет даже бюджетные автомобили усложнились настолько, что для быстрого и качественного сервиса персонал должен проходить специальное обучение — учить алгоритмы решения типовых проблем, осваивать оборудование (особенно много нюансов с диагностическими приборами). То есть, для предпринимателей вариант обслуживать автомобили в гараже силами знакомых слесарей не подходит точно.

Если у вас личный автомобиль, вы можете подождать, пока мастер разберётся с какой-то тонкостью, закажет детали, попробует несколько путей решения. Если вы занимаетесь бизнесом, и каждый час, который автомобиль проводит в сервисе, отнимает у вас деньги, то это недопустимо. Вывод очевиден — содержать автомобили должны те, кто занимается этим не только профессионально, но и в больших объёмах. То есть, имеет многократно проверенные пути решения 99% проблем.

Хорошо, а что если всё же купить автомобиль в собственности, но обслуживать его у официального дилера? Тогда стоит вспомнить о том, что любая транзакция между юридическими лицами — это ещё и весьма существенная налоговая нагрузка. И даже если вы очень крупный и уважаемый клиент, и ваши автомобили всегда обслуживают без очереди или с минимальным ожиданием, то от оплаты включённых в цену НДС и налога на прибыль вас точно никто не избавит. Всё это придётся закладывать в конечную цену услуг, что на высококонкурентном рынке может стоить вашей компании жизни.

Стало быть, минимально рискованный и максимально выгодный вариант — если автомобиль обслуживает сам владелец, и этот владелец одновременно имеет штат высококвалифицированных специалистов, а процессы отлажены. Вариант с наймом собственного штата мастеров, конечно, возможен, но едва ли оправдан — мастеров нужно обеспечивать работой, чтобы не платить им зарплату за простой.

Какие варианты?

У крупных лизингодателей система операционного лизинга весьма гибкая. Так, у официального дилера Volkswagen АА Мэйджор Авто клиент может выбрать любой из 4 вариантов: от «облегченного», включающего в себя только лизинг, страхование и плановое ТО, до настоящего «all inclusive» с внеплановым сервисом, доставкой машин до СТО и обратно и предоставлением подменных автомобилей.

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Цифры и кейсы

Перейдём к конкретике. Допустим, вы решили открыть парк каршеринговых машин в своём городе (кстати, в регионах эта отрасль только развивается, и конкуренция невелика). Сколько вам придётся платить в месяц? Для примера остановим выбор на Volkswagen Polo. Мотор — простой и надёжный атмосферник 1,6, коробка — автоматическая. Можно было бы выбрать и механику, но, как мы уже выяснили, гораздо большим спросом пользуются машины с АКП. Комплектация — не самая “пустая”, но и без излишеств, лишь со всем необходимым: кондиционером, подогревом зеркал и форсунок омывателя, а также современным головным устройством, чтобы можно было подключить смартфон по Bluetooth. Итого выходит 875 тысяч рублей. И вот каким получается расчёт на 1 машину, исходя из лизинга на 24 месяца без первоначального взноса:

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Что дальше?

Дальше вам как каршеринговой компании предстоит тратиться лишь на заправку и мойку автомобилей. Ну и если вы решите максимально обезопаситься от возможных потерь, то оформить полисы каско на все машины. Всё! Можно работать и точно прогнозировать свои ежемесячные затраты. А значит, формировать стоимость услуг для конечного пользователя таким образом, чтобы сохранять бизнес прибыльным и конкурентоспособным.

Источник

Основатель «Делимобиля»: «Через 10 лет такси не будет как бизнеса»

Уроженец Неаполя Винченцо Трани, основавший в 2015 г. каршеринговую компанию «Делимобиль», в ноябре этого года возглавил операционный бизнес компании: «Делимобиль» начинает готовиться к IPO и в преддверии этого надо, чтобы «основатель и основной акционер показал свое лицо и взял на себя полностью ответственность за управление», говорит бизнесмен. Каршеринговый бизнес в России ежегодно растет в разы, Трани развивает бизнес «Делимобиля» на деньги основанного в Люксембурге инвестфонда Mikro Kapital: по состоянию на ноябрь 2019 г. «Делимобиль» был вторым по величине каршерингом в России по числу автомобилей (после «Яндекс.Драйва»), а на конец 2018 г. был номером один по выручке, утверждает Трани. Сейчас «Делимобилем» совершается около 70 000–80 000 поездок в сутки, средняя продолжительность – 35 мин, цена – около 7 руб. за минуту. В отличие от конкурентов «Делимобиль» держит в штате сотрудников, которые обслуживают машины, – механиков, мойщиков и др., а не полагается лишь на партнеров. Когда бизнес был невелик, это давало довольно большую нагрузку по расходам, отмечает его представитель, но зато при внезапном снеге или гололеде «Делимобиль» может рассчитывать, что его машины будут обслужены. Хотя сейчас сервис постепенно начинает сотрудничать и, например, с партнерскими мойками.

– В реальности почти ничего не поменялось. Как вы помните, я основал рынок каршеринга в России. Мы были первым оператором (в 2018 г. «Делимобиль» купил основанный в 2012 г. каршеринг Anytime. – «Ведомости»). Я всегда курировал «Делимобиль», с первого дня. Но есть разные уровни курирования. Когда проект очень мал, на начальных этапах можно поручить его гендиректору. Проект становится больше – меняется и команда. Сейчас «Делимобиль» стал в группе Mikro Kapital достаточно важным проектом. С точки зрения доли рынка, узнаваемости, репутации, а также ожиданий от актива. Я решил стать гендиректором и напрямую управлять проектом. В этом есть черта итальянского управления, итальянский бизнес-стиль – когда на самом деле управление идет от акционера даже при наличии корпоративных процедур.

У нас есть план по IPO, это агрессивный и важный шаг. Мы хотим правильно структурироваться и подготовиться к нему, в том числе с точки зрения команды. Я считаю важным, чтобы основатель и основной акционер показал свое лицо и полностью взял на себя ответственность за управление.

Мы хотим войти в топ-3 в мире в нише каршеринга. Бизнес-модель каршеринга, которую мы развиваем в России, очень отличается от той, что существует на Западе, где каршеринг позиционируется как ответственный и экологичный подход, а не как ежедневное решение в части мобильности для людей, у которых нет возможности приобрести второй автомобиль.

– Первый автомобиль на каршеринг меняют люди, которые очень чувствительны к вопросам экологии. Но все разные. Очень многие не отказываются от владения одним автомобилем – например, семьи с детьми. И для них мы предлагаем решение вместо покупки второго автомобиля – ведь для семьи с несколькими машинами нужны и парковочные места, и заплатить транспортный налог и т. д. Это тяжело. Большая часть нашей клиентской базы относится к таким людям. Есть еще одна категория наших клиентов – те, кому машины нужны для бизнеса, маленькие предприниматели, которые не могут взять кредит на автомобиль.

Из международных операторов каршеринга мы единственные, кто нацелен сразу на эти три категории клиентов. А на Западе каршеринг больше всего нацелен на первую категорию клиентов. На тех, кто хочет отойти от покупки личного авто по экологическим соображениям. И таких людей намного меньше, чем во второй и третьей категории.

Источник

Дешевле такси: кто и как делит московский рынок каршеринга

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Популярная в западных странах технология каршеринга (от англ. car sharing) превращает аренду автомобиля в удобный сервис для ежедневного использования: машину можно арендовать хоть на несколько минут, забирать и оставлять где угодно, а обходится услуга дешевле, чем такси.

В конце мая в центре скандала оказался один из главных российских операторов каршеринга — «Делимобиль». Москвич Александр Семенов, воспользовавшийся услугами «Делимобиля», проехал на красный свет и попал в аварию. Условия договора с компанией оказались кабальными для клиентов: «Делимобиль» потребовал с Семенова компенсацию в размере почти 600 тыс. руб. Только после бурного обсуждения этой истории в соцсетях выставленный Семенову счет снизился до 150 тыс. руб.

РБК решил узнать, как устроен бизнес «Делимобиля» и кто стоит за этой компанией.

Итальянец и самбисты

Основатель инвесткомпании Concern General Invest (CGI) Винченцо Трани, известный дружбой с российским истеблишментом (см. справку «Фанат России»), в сентябре 2015 года на презентации «Делимобиля» заявил, что вложит в столичный каршеринговый сервис 1 млрд руб. Сейчас входящему в CGI фонду Mikro Kapital принадлежит 51% «Делимобиля».

Открыть в Москве каршеринговый сервис, как рассказал РБК Трани, он решил, вдохновившись опытом миланского аналога Enjoy. Итальянец утверждает, что московские власти и сами вынашивали такую идею и вели консультации о запуске аналогичного сервиса как с властями Милана, так и с самой Enjoy.

Фанат России

В июне 2013 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне прошел торжественный прием в честь 75-летия самбо (было признано официальным видом спорта в 1938-м). Великобританию представляли видные аристократы, а из России приехала делегация бизнесменов: предправления ФСК ЕЭС Олег Бударгин, председатель совета директоров инвестиционно-строительной группы компаний «Содружество» Николай Кононов и др. Возглавлял делегацию депутат Госдумы Василий Шестаков — бывший тренер Владимира Путина, руководитель Российской и Международной федераций самбо.

Финансировал мероприятие почетный президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани. Как писала газета «Коммерсантъ», юридическая компания Трани сотрудничала с Шестаковым и в части организации инвестфорумов в Италии.

Дружба с российским истеблишментом выручала Трани в бизнесе: например, как писал Forbes, начать работу в Белоруссии ему помогло знакомство с Павлом Бородиным, которому итальянец помог организовать поездку в Рим и Ватикан.

Разработку нового сервиса Трани поручил своему сотруднику, молодому юристу из МГИМО Станиславу Грошову. В 2014 году он возглавил проект, а в апреле 2015-го учредил компанию «Каршеринг Руссия». Правда, в июле того же года состав владельцев полностью поменялся, а Грошов остался только гендиректором. На вопрос, почему ему не досталось доли в бизнесе, он отвечать не стал.

На сайте правительства Москвы есть запись о том, как проходила презентация «Делимобиля». На фото видно, как молодой мужчина в светло-синем костюме демонстрирует мэру Сергею Собянину и его заму Максиму Ликсутову работу каршеринга. Как утверждают активисты движения «Синие ведерки», по фотографиям этот человек очень похож на Алексея Градова, руководителя аппарата президента Международной федерации самбо Василия Шестакова.

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Среди акционеров «Делимобиля» действительно есть полный тезка Алексея Градова: по данным СПАРК, ему принадлежит 11% «Каршеринг Руссия». Адрес еще нескольких компаний, с которыми связан Градов, совпадает с адресом российского офиса Международной федерации самбо: Газетный переулок, 17/9.

Тезка в этой федерации есть и еще у одного совладельца «Делимобиля» — Артура Меликяна, который является советником Шестакова по правовым вопросам.

«Я слышал про этот проект, но они все сами», — заявил Шестаков в разговоре с РБК. По его словам, он не помогал Градову и Меликяну ни познакомиться с Трани, ни наладить отношения с правительством Москвы. «Это их личные контакты», — говорит Шестаков.

В федерации корреспондента РБК не смогли связать ни с Градовым, ни с Меликяном: первого не было в офисе, а второй оказался в отпуске. На письменные обращения Градов и Меликян также не ответили.

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Среди совладельцев «Делимобиля» есть еще два физических лица — Андрей Сергеев (20%) и Алина Назарова (8%). По словам Трани, Сергеев является сотрудником Concern General Invest. «Он практически круглосуточно занимается «Делимобилем», намного больше меня», — говорит Трани.

Назарову активисты «Синих ведерок» называли руководителем private banking в финансовой корпорации «Открытие». Ее предшественница на этой должности сейчас работает заместителем у главы московского департамента транспорта Максима Ликсутова (он еще в 2014 году обещал, что власти города с помощью частного инвестора запустят в Москве car sharing). Трани не стал отрицать, что Назарова работает в «Открытии», отправленное ей письмо осталось без ответа.

Трани утверждает, что всех миноритариев «Делимобиля» он очень давно знает. Как итальянец убедил их инвестировать в каршеринговый сервис? «Это моя работа — убеждать людей вкладывать деньги в разные компании», — говорит бизнесмен. Впрочем, по словам Грошова, не все инвесторы участвовали деньгами: «Это еще и помощь в IT, и многое, многое другое».

Проблема в каско

Сейчас у «Делимобиля» 500 автомобилей, до конца лета их должно стать 1 тыс., а к концу года — 1,5 тыс. Всего, по оценке Грошова, Москве нужно около 10 тыс. автомобилей. «В Милане около 3,5 тыс. каршеринговых автомобилей, а население чуть больше 1,5 млн человек», — говорит Грошов.

Весь автопарк «Делимобиля» состоит из бюджетных Hyundai Solaris: сотрудники компании подсчитали, что владение этим автомобилем обходится примерно в 320 тыс. руб. в год (два часа поездок в день по 10 км в каждую сторону), а пользованием «Делимобилем» — около 70 тыс. руб. в год. И Трани и Грошов уверяют, что их компания выйдет на окупаемость через два года.

Одна из проблем каршерингового бизнеса — дорогие полисы каско. Именно по причине подорожания полисов закрылся, например, в декабре 2015 года петербургский каршеринговый сервис StreetCar. Его развивал совладелец автоцентра Volkswagen и BMW Антон Постольников, вложивший 150 млн руб. в покупку 70 автомобилей BMW и Volkswagen, IT-систему и аренду парковок.

Как утверждает Грошов, в компании решили использовать «собственный страховой инструмент»; правда, его недостатки всплыли после недавнего скандала. По словам Грошова, аварии случались лишь в 0,1% случаях аренды. После скандала размер штрафа «Делимобиль» снизил, а для пользователей ввел максимальную ответственность в 150 тыс. руб. при тарифе 7 руб./мин. и 10 тыс. руб. при тарифе 10 руб./мин. Но у скандала есть и положительная сторона: Грошов признался, что был всплеск новых регистраций в сервисе.

«Страховка каршеринговых машин — это всегда сложный, нестандартный и дорогой страховой продукт. Я предполагаю, что страховка каско у «Делимобиля» все-таки была, но только от угона и полного разрушения машины, без ущерба, — говорит директор еще одной каршеринговой компании, YouDrive, Борис Голиков. — Но все равно не понимаю, почему нужно было требовать у клиента полную стоимость автомобиля».

Главное — загрузка

Одним из первых услуги каршеринга в Москве стал продвигать сервис AnyTime. Его основатели Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы в 2013 году взяли в лизинг 72 автомобиля Volkswagen Polo, Chevrolet Cruze и BMW. Но машины первое время были загружены всего четыре часа в день, тогда как для окупаемости лизинговых платежей (25–30 тыс. руб. в месяц) и страховки (более 100 тыс. руб.) требовалось не меньше шести часов. По данным СПАРК, в 2014 году ООО «Энитайм» получило 20 млн руб. выручки и 12,7 млн руб. убытка. В итоге амбициозные планы по расширению не реализовались: сейчас у сервиса всего 150 автомобилей.

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

В 2014 году компания сменила бизнес-модель: если раньше автомобили приобретались в лизинг, то сейчас отдают их для каршеринга частные инвесторы. «У Uber нет в собственности машин, у Airbnb — квартир. Мы создаем платформу, которая позволяет масштабировать каршеринговый бизнес с минимальными инвестициями», — говорит директор по развитию AnyTime Антон Гусев. По его расчетам, в среднем автомобиль AnyTime приносит 2 тыс. руб. выручки в день, что позволяет инвесторам зарабатывать до 37% годовых.

Почему московское правительство сделало ставку именно на «Делимобиль»? «Рынок каршеринга в Москве начал развиваться несколько лет назад, но активное развитие он получил летом 2015 года, когда «Делимобиль» заявил о готовности запустить в Москве в течение полугода 500 автомобилей для оказания данной услуги. После этого департамент транспорта изучил опыт крупных городов мира, провел консультации с коллегами из администраций ряда европейских городов и принял решение о предоставлении льгот на парковку компаниям-операторам», — ответила РБК пресс-служба департамента транспорта Москвы.

«Модель не работает, когда в городе мало машин. Здесь важна массовость. Во многом этот проект направлен на то, чтобы разгрузить город от пробок», — говорит Грошов.

Льготное место

В августе прошлого года правительство Москвы выпустило постановление № 523-ПП, снизив плату за парковку для каршеринговых компаний до 60 тыс. руб. за три года. Обычным автомобилистам годовой абонемент обойдется в 250 тыс. руб.

До этого клиентам приходилось проявлять изобретательность: завершать аренду на платной парковке было запрещено. «Не сказать чтобы было очень удобно для клиентов: они оставляли машины за пределами ТТК или искали дворы с бесплатной парковкой», — вспоминает Гусев. На льготный паркинг уповали все каршеринговые сервисы, но дело не двигалось с мертвой точки до появления «Делимобиля».

«Если бы льгот не было, то это был бы уже альтруизм, этого бизнеса бы не существовало», — согласен Грошов. Но он не считает, что льготы появились именно благодаря «Делимобилю». «Мы выступали с инициативой, но мы были не единственные. Были и другие операторы, которые обращались. Видимо, просто настало время и в правительстве убедились, что есть достаточное количество игроков», — рассказывает он.

По словам Трани, вопрос о льготах для каршеринговых компаний поднимался еще во время консультаций правительства Москвы с коллегами из Милана: «Правда, согласование бумаг несколько затянулось».

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Как конкуренты смотрят на появление нового игрока? «Рынок каршеринга в России на такой стадии, что конкуренции между компаниями практически нет. Есть конкуренция с такси и личными автомобилями, — говорит Голиков. — Когда появился «Делимобиль» со своим мощным ресурсом, появились парковочные лицензии, мы все были очень довольны». Сам он хочет занять премиальный сегмент: в автопарке его сервиса YouDrive сейчас около 112 миниатюрных, но вовсе не бюджетных Smart. К тому же и инвестор для YouDrive уже нашелся: 30% компании выкупил дилер Mercedes-Benz «Панавто», весь бизнес для сделки оценили в 218 млн руб.

Гусев поддерживает: с появлением «Делимобиля» клиентов и у его компании прибавилось. По его словам, мэрия стала активно пропагандировать каршеринг как новый вид общественного транспорта. Да, говорит он, как правило, в ТВ-сюжетах мелькают машины «Делимобиля», но людям, которые решили попробовать каршеринг, по большому счету все равно, как называется оператор. «Нам постоянно звонят люди — не могу, мол, открыть машину. Когда они называют госномер, то выясняется, что это автомобиль конкурентов. Мы все тут работаем на развитие рынка», — заключает Гусев.

Источник

«Money vs IT vs Marketing». Кто владеет российскими каршерингами?

Кто стоит за главными каршерингами России, чем они занимались раньше и как пришли в эту индустрию.

15 мая 2018 года самый крупный по автопарку каршеринг Делимобиль купил Anytime, первую каршеринговую компанию в Москве. В этот же день гендиректор сервиса YouDrive опубликовал у себя на странице в фейсбуке такой пост:

Формулировку «Money vs IT vs Marketing» я поставил в заголовок этого материала. Она достаточно точно, хоть и субъективно, описывает текущее состояние каршерингового рынка.

Делимобиль вкладывает в развитие очень большие деньги (по официальным данным, 250 миллионов евро). YouDrive превращается в технологическую платформу-агрегатор, внутри которого открываются новые компании (раз, два, три). BelkaCar расширяет зоны и продвигает премиум-сегмент.

Когда на рынке определились четкие лидеры, полезно узнать, кто владеет этими компаниями и в какую сторону их двигает.

Дисклеймер: здесь ничего не будет про Яндекс.Драйв, хотя потенциально он может стать первым номером в индустрии. Компания принадлежит большому Яндексу, и кроме этого про нее пока нечего рассказывать.

Банки, Люксембург и самбо. Делимобиль

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Контрольный пакет Делимобиля (58,9%) принадлежит люксембургской компании «МК Листед Секьюритиз». Ей владеет предприниматель итальянского происхождения Винченцо Трани.

Трани работает в России с начала нулевых и помимо каршеринга и кикшеринга «Делисамокат» связан с рядом компаний в совершенно разных отраслях. По данным системы СПАРК-ИНТЕРФАКС, предприниматель владеет, совладеет или входит в совет директоров компаний по производству эксклюзивной мужской одежды, финансированию наукоемких предприятий, торговле транспортными средствами (ООО «Финанца Футуро Транспорт») и предоставлению юридических услуг. Кроме того, Трани – генеральный директор благотворительного фонда «Святое семейство».

Но его основной бизнес – это Микрокапитал. Компания занимается кредитованием физических лиц и малого бизнеса. Микрокапитал, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит еще одной люксембургской компании — MIKRO FUND. Винченцо Трани на сайте указан как основатель и председатель совета директоров.

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Трани – из семьи банкиров. Forbes писал, что отец бизнесмена возглавлял один из департаментов итальянского банка Monte dei Paschi di Siena. Винченцо в этом банке начинал свою карьеру.

Он приехал в Россию в 2001 году и работал в КМБ-банке в Самаре, потом переехал в Москву и сменил здесь еще несколько банков.

Я учился шесть месяцев русскому языку в Италии, а на месте оказалось, что язык нужно выучить как можно быстрее. Английского не знали ни мои сотрудники, ни жители города [Самары]. Поэтому пришлось заняться языком всерьез.

На момент создания Делимобиля, по крайней мере юридически, Трани не был связан с этим каршерингом. По данным СПАРКа, компанией на 100% владел Станислав Грошов. Грошов был гендиректором Делимобиля до февраля 2016 года, а в последний раз (в феврале 2018 года) фигурировал в СМИ как заместитель гендиректора.

Трани (через фонд «МК Листед Секьюритиз») стал совладельцем Делимобиля в июле 2017 года. Тогда же проценты компании получили Алексей Градов и Артур Меликян.

Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, у Градова и Меликяна 8 и 7 процентов Делимобиля. РБК связывали их с Международной федерацией самбо (ФИАС): Градов и Меликян – полные тезки подчиненных Василия Шестакова, президента ФИАС.

«Коммерсант» называл Винченцо Трани «хорошим знакомым» Шестакова, которому бизнесмен помогал организовывать инвестфорумы в Италии.

Во время обострения конфликта между Россией и Европой «Московский комсомолец» писал о Трани как о «самом крупном итальянском инвесторе в России». Трани обещал подарить итальянские костюмы всем россиянам из санкционного списка ЕС и призывал итальянских предпринимателей «инвестировать в Россию».

В яваре 2017 года Трани стал крупнейшим владельцем Делимобиля. Итальянец купил еще 8% каршеринга у топ-менеджера ФК «Открытие» Алины Назаровой, увеличив свою долю до 59%. Эту сделку оценивали в 8 миллионов долларов.

Сколково, женская одежда и Милан. BelkaCar

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Структура владения у Белки очень простая – по 33% у Лорианы Сардар и Елены Мурадовой, 34% — у Екатерины Макаровой. Соосновательницы каршеринга – публичные персоны, много общаются со СМИ и часто рассказывают о своем бизнесе. Но стоит упомянуть, чем они занимались до Белки.

Макарова в интервью Rusbase рассказывала, что получила маркетинговое образование в техническом вузе и «всегда занималась маркетингом в ИТ-компаниях».

Все друзья и однокурсники работали в маркетинге FMCG или в рекламных агентствах, и я думала: вот у них интересно, а у меня не очень, так как ИТ – это не очень весело. Я тогда не понимала, как мне все пригодится через 10 лет.

Елена Мурадова с 2012 года управляет собственным бизнесом, об этом написано на сайте Белки. Бизнес Мурадовой – производство женской одежды, она совладелец компании Classic Style, по данным СПАРКА, у Мурадовой 51% этой компании.

Лориана Сардар до каршеринга работала в инвестфондах и жила в Милане.

У меня не было планов возвращаться в Россию, но я действительно загорелась этой идеей. Я была потребителем со стажем: часто меняла автомобили, принимала участие в гонках, половину бюджета тратила на автокредиты.

Про то, как создавалась BelkaCar, все известно, об этом многие писали (в том числе и мы).

Если коротко, Макарова, Мурадова и Сардар познакомились во время учебы в Калифорнийском университете, идея каршеринга изначально появилась как вариант для «Стартап Академии» Сколково в 2013 году.

Запустить компанию удалось только через три года, в основном это время ушло на поиск инвесторов. В декабре 2016 года Белка получила 2,1 миллиона евро инвестиций от швейцарского фонда Bryanston.

Каршеринг запускался с сотней автомобилей и благодаря инвестициям увеличил автопарк до 350 машин. На тот момент у Делимобиля было в три раза больше автомобилей.

UPD: в открытых источниках не отражено, как инвестиции в BelkaCar отразились на структуре собственности. По данным СПАРКа, компания до сих пор принадлежит только основателям, но эти данные были внесены в 2014 году и с тех пор не изменялись.

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Музыка, мерседесы и заправщики. YouDrive

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

Юдрайвом владеют две компании. 60% у ООО НКГ, 40% — у ООО «Панавто Инвест». Основатель, гендиректор и главное публичное лицо каршеринга YouDrive – Борис Голиков. Он владеет, по данным СПАРКа, 27,22% компании НКГ.

Самым крупным проектом Голикова до Юдрайва был сервис Fidel – интернет-магазин по продаже музыки. В 2008 году 51% Fidel купил медиахолдинг РБК. Стоимость сделки составляла 8,5 миллионов долларов, но вскоре РБК вышел из проекта.

Fidel закрылся в 2012 году, сам Голиков в блоге компании на Хабре объяснял закрытие проблемами с авторскими правами в России и неокупаемостью проекта.

В 2015 году он запустил каршеринг YouDrive.

Я понял, что рынка аренды автомобилей в Москве в принципе не существует. Покопался ещё, набрёл на американский сервис Zipcar, который был создан очень давно. Мне понравилась идея. В Москве из подобного нашёл только Anytime и удивился, почему это не популярно.

Примерно через год Голиков запустил сервис по доставке бензина и мобильной заправке Pump.today. Голикова называют создателем этого проекта, но формально он с ним не связан – бизнесмена нет и никогда не было в структуре собственников ООО «Памп».

Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть фото Кому принадлежат машины каршеринга. Смотреть картинку Кому принадлежат машины каршеринга. Картинка про Кому принадлежат машины каршеринга. Фото Кому принадлежат машины каршеринга

40% Юдрайва и 30% Пампа принадлежат компании «Панавто». В первую очередь она известна, как крупный российский дилер мерседесов. Вот сайт этой компании.

Напомним, что основу автопарка YouDrive составляют автомобили Smart, которые входят в подразделение Mercedes-Benz Cars Group автоконцерна Daimler.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *