Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 2. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией

Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

Что умеет компьютер

Вся информация, поступающая к человеку, состоит из сигналов. Известно, что таких сигналов человек получает значительно больше, чем в состоянии обработать его мозг. Кроме того, человек так устроен, что он:

Справляться с этими проблемами человеку помогает компьютер. Он облегчает умственный труд человека, помогает справиться с гигантскими объёмами информации.

Сегодня компьютер является незаменимым помощником человека в любой сфере деятельности. Без компьютеров невозможно представить себе работу банков, магазинов, больниц, школ, других учреждений. Без компьютеров не обойтись при подготовке к изданию книг и журналов, в научных и инженерных расчётах, при создании спецэффектов в кино и на телевидении и во многих других случаях. С помощью компьютера человек может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и делать многое другое.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена анимация «Компьютер, его роль в жизни человека». Она позволит вам сравнить задачи, решаемые с помощью компьютеров несколько десятилетий тому назад и в наши дни.

Объект, пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции, называют универсальным.

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Слово «универсальный» подчёркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности.

Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.

Самую разнообразную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером, называют данными. За малое время компьютер способен обработать большое количество данных.

Компьютер обрабатывает данные по заданным программам.

В отличие от человека компьютер не может думать. Он выполняет только то, что ему предписано. Часто говорят о компьютерных ошибках, но, как правило, это ошибки людей, разработавших неверные программы для компьютера.

Как устроен компьютер

Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, устройства оперативной памяти (микросхемы памяти), жёсткий диск, блок питания и др. (рис. 2).

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работаРис. 2

Заглянуть внутрь системного блока вы можете с помощью интерактивного ресурса «Составляющие системного блока», размещённого в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru). Процессор предназначен для обработки данных и управления работой компьютера.

Память компьютера служит для хранения данных и делится на оперативную и долговременную.

В оперативную память помещаются все программы и данные, необходимые для работы компьютера. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

Для длительного хранения информации используется жёсткий диск — устройство долговременной памяти.

Дополнительную информацию о жёстком диске и других устройствах долговременной памяти читайте в электронном приложении к учебнику.

Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.

Монитор предназначен для вывода информации на экран или, ещё говорят, для отображения информации на экране.

Мышь — одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером.

К персональному компьютеру могут подключаться дополнительные устройства:

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

Запомнить внешний вид и названия компьютерных устройств вам поможет игра «Пары» из электронного приложения к учебнику.

Техника безопасности и организация рабочего места

ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется соблюдать следующие правила:

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:

Самое главное

Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер — универсальная машина для работы с информацией.

В аппаратном обеспечении компьютера различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации. Устройства ввода информации — это клавиатура, мышь, сканер, микрофон и др. Устройство обработки информации — процессор. Устройства хранения информации — оперативная память, внешняя память на жёстких дисках. Устройства вывода информации — монитор, принтер, акустические колонки.

При работе за компьютером необходимо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности, следить за правильной организацией своего рабочего места.

Вопросы и задания

Вам будет легче ответить на этот вопрос после просмотра презентации «Компьютер на службе у человека», входящей в состав электронного приложения к учебнику.

Источник

Конструкт урока «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

УМК: Информатика. 5 класс ФГОС. Босова Л.Л. [2013]

Оборудование:

Тип урока:изучение нового материала, обобщение.

Методы:

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» »

Конструкт урока информатики в 5 классе по теме «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

УМК: Информатика. 5 класс ФГОС. Босова Л.Л. [2013]

Демонстрационный материал Системный блок

Тип урока:изучение нового материала, обобщение.

Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:

познакомятся с возможностями персонального компьютера.

повторят назначение основных устройств компьютера;

узнают внутреннее устройство системного блока;

Способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков, культуры общения;

Способствование формированию мотивации на здоровый образ жизни и обеспечивать здоровьесберегающую среду

Обеспечить условия для развития умений выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

Способствовать развитию познавательного интереса, воспитанию информационной культуры, внимательности.

предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;

Базовый уровень: иметь представление о роли компьютера для человека, знать составные части компьютера и их назначение, иметь представление о порядке обработки информации в компьютере.

Повышенный уровень: иметь представление о роли компьютера в современном обществе, знать устройство компьютера, приводить примеры и назначение дополнительных устройств, иметь представление о порядке обработки информации в компьютере.

Высокий уровень уметь самостоятельно приводить примеры использования компьютера в современном обществе, по схеме объяснять порядок обработки информации в компьютере.

метапредметные – развитие ИКТ-компетентности; умение определять понятия, умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного человека.

частично-поисковый, элементы исследовательского метода

Босова Л. Л., Босова А.Ю. «Информатика-5», М: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf)

Дидактические материалы: Презентация «Компьютер на службе человека», «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

Игра «Пары» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

Раздаточный материал схема «Устройства компьютера»

ЭОР: Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Результат работы ученика

Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку.

Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку.

Р.способность к волевому усилию, готовность к уроку.

Л. знание моральных норм.

Готовность к уроку.

Проводит фронтальный опрос для актуализации знаний для дальнейшего выполнения исследовательского задания.

Отвечают на вопросы.

К.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

III. Основной этап урока

Исследовательская работа в группах

Ставит проблемный вопрос «Существовали ли устройства для работы с информацией до изобретения компьютера? Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы по составлению таблицы «Устройства для работы с различными видами информации в разных профессиях»

Просматривают презентацию «Компьютер на службе человека» и заполняют таблицу.

П. выбор оснований и критериев для сравнения.

Р.умение понимать ход работы.

К.определение цели, функций участников, способов их взаимодействия, инициативное сотрудничество в группе.

Л.ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности в группе

Результаты представлены в таблице.

Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов самостоятельной работы, и по определению темы урока.

Представляет и сравнивает результаты выполненной работы, формулирует тему урока.

Р. умение представить результаты работы, сличение способа действия и его результата.

К.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера.

Л. понять значимость полученных результатов.

Формулировка темы урока.

Введение основных понятий

Вводит определение понятие «универсальный» Слайд 3, актуализирует понятия «информатика», «данные», «программа». Слайд 4

Формулируют понятия и оформляют конспект

П. умение формулировать понятие.

Представляет демонстрационный материал по устройству компьютера.

Заполняют схему указывая названия устройств компьютера.

П. преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и представленной учебной целью.

Результаты представлены в схеме

Организует безопасную работу учащихся за компьютером

Выполняют задание за компьютером «Пары»

П. выдвижение гипотез их обсуждение, доказательство.

Р. Составление плана и последовательности действий.

Предлагает оценить свою деятельность по данным им критериям, указываю возникшие трудности на уроке.

Оценивает свою деятельность, указывают на возникшие трудности при выполнении заданий на уроке.

П.знать критерии оценивания.

Р.оценивать свою деятельность, волевая саморегуляция к преодолению препятствий.

Л.понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.

Оценка своей деятельности, эмоционального состояния

Урок информатики в 5 классе

«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:

познакомятся с возможностями персонального компьютера.

повторят назначение основных устройств компьютера;

узнают внутреннее устройство системного блока;

будут уметь выбирать и запускать нужную программу

Способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков, культуры общения;

Способствование формированию мотивации на здоровый образ жизни и обеспечивать здоровьесберегающую среду

Обеспечить условия для развития умений выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

Способствовать развитию познавательного интереса, воспитанию информационной культуры, внимательности.

Учебная задача: выяснить области применения компьютера в современном обществе, изучить устройство компьютера

Демонстрационный материал Системный блок

Спросить дежурных: «Все ли присутствуют на уроке?»

Ученики: приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку, называют отсутствующих.

II. Повторение материала

Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование в каких профессиях можно применять компьютер, вспомним основные устройства компьютера и заглянем внутрь системного блока и выполним практическое задание за компьютером.

Я предлагаю вспомнить о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 9 и ответим на вопросы 1, 2, 4, 5, 6. Учитель проводит фронтальный опрос для актуализации знаний для дальнейшего выполнения исследовательского задания. Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа

Дети Отвечают на вопросы.

Информация сведения об окружающем нас мире.

Какие материалы использовать, как выполняется работа.

III. Основной этап урока

Исследовательская работа в малых группах

Учитель из приведенных вами ответов становится понятным, что человек в своей жизни всегда использовал и обрабатывал информацию. Как вы думаете: «До изобретения компьютера существовали ли устройства помогающие человеку работать с информацией?

Учитель Что это были за устройства я предлагаю вам выяснить самостоятельно. Объединитесь парами и откройте для просмотра презентацию «Компьютер на службе человека», результаты исследования оформите в виде таблицы.

Устройства для обработки информации

Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы по составлению таблицы «Устройства для работы с различными видами информации в разных профессиях»

Учащиеся просматривают презентацию «Компьютер на службе человека» и заполняют таблицу.

Учитель предлагает каждой группе представить результат прочитав о каждой профессии, предлагая учащимся обсудить результаты самостоятельной работы. Проходит и проверяет заполненные таблицы.

Учащиеся осуществляют самопроверку по критериям.

Введение основных понятий

Учитель Как называется устройство которое может выполнять разнообразные функции? Подводит к понятию универсальный. Формулирует понятие универсальный вместе с детьми.

— Если люди разных профессий используют компьютер, то можем ли мы назвать его универсальным устройством? Давайте сформулируем тему урока.

Учащиеся называют тему «Компьютер универсальное устройство для работы с информацией»

Учитель демонстрирует в презентации слайд 3 и предлагает детям записать определения в тетрадь.

Учащиеся записывают тему урока и определения в тетрадь.

Учитель актуализирует понятия «информатика», «данные», «программа», с помощью презентации. Слайд 4

Учащиеся оформляют конспект.

Учитель Давайте вспомним основные устройства компьютера. У каждого из вас есть схема устройства компьютера. Предлагаю заполнить ее самостоятельно. Дна это задание вам 2 минуты.

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа

Учащиеся вписывают названия устройств.

Учитель проходя по классу смотрит какие возникли затруднения. Показывает слайд 5.

Учащиеся осуществляют самопроверку по критериям (см. в конце урока)

Вы правильно назвали основные устройства. Однако сейчас существует множество дополнительных устройств. Слайд 6 Просит ребят назвать устройства которые они знают.

Я заметила, что не все устройства в задании вами были подписаны. Состав какого устройства вызвало затруднение в ответах?

Учащиеся Системный блок.

Учитель Представляет демонстрационный материал по устройству системного блока компьютера. Демонстрирует нахождение процессора, оперативной памяти, жесткого диска и вентилятора. Рассказывая назначение этих устройств. Слайд 7

Учащиеся заполняют схему указывая пропущенные названия устройств компьютера.

Учитель с учащимися ведет эвристическую беседу разбирая схему движения информации в компьютере. Слайд 8

Для закрепления знаний по теме «Устройство компьютера» учащиеся выполняют практическую работу за компьютером.

Учитель Организует безопасную работу учащихся за компьютером. Помогает выбрать правильно программу (игра «Пары») и объясняет задание.

Учащиеся Выполняют задание за компьютером в программе«Пары»

Учитель В заключении урока я предлагаю вам оценить свою деятельность по данным вам критериям.

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работаКомпьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа5 – самостоятельно заполнено 18 профессий, или есть не более 2х неточностей.

4 – самостоятельно заполнено 14 профессий

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа3 – самостоятельно заполнено не мене 10 профессий

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работаКомпьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа5 – основные устройства указаны полностью

4 – не подписано одно устройство

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа3 – не подписано два устройства

Практическая работа за компьютером

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа5 – выполнено три задания

Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работаКомпьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Смотреть картинку Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Картинка про Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа. Фото Компьютер универсальная машина для работы с информацией практическая работа4 – выполнено два задания

3 – выполнено одно задание

Учащиеся Оценивает свою деятельность.

Учитель какое задание сегодня на уроке вызвало наибольшее затруднение?

А какое понравилось больше всего?

Оцените свое эмоциональное состояние в конце урока. Нарисуйте смайлик

Учащиеся указывают на возникшие трудности при выполнении заданий на уроке.

Учитель выдает домашнее задание

§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника.

Вывод по уроку: в результате деятельности на уроке ученики оформили таблицу «Компьютер на службе человека», заполнили схему устройства компьютера, через игру закрепили полученные знания.

Источник

Технологическая карта урока на тему «Компьютер универсальная машина для работы с информацией»

Тема: Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Цель урока: Познакомиться с устройством компьютера, выделить основные компоненты компьютера, повторить технику безопасности при работе на компьютере

· Формирование представлении о компьютере как универсальной машине для работы с информацией

· Формирование у учащихся умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы

· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке : компьютер, устройства компьютера, процессор, жесткий диск, оперативная память, дисковод, видеокарта, сетевая карта, звуковая карта, блок питания, материнская плата.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор с экраном, персональные компьютеры учащихся, презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией», компьютерная практика: https://onlinetestpad.com/bq5oa5tuvdb6a

Материал ведения урока

УУД на этапах урока

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

— умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

формирование навыков самоорганизации

развитие познавательной активности

— развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

— умение кратко формулировать мысль

— умение обрабатывать информацию и делать вывод.

Формулирование темы и целей урока.

Отгадай загадку. Узнайте тему и цели урока.

Он рисует, он считает,

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды.

Может сделать за минуту,

Догадайтесь, что за гений?

На компьютерном столе.

Колесиком и кнопкой

Нет, она – не пианино,

Только клавиш в ней – не счесть!

Алфавитом там картина, знаки, цифры тоже есть.

Очень тонка натура.

Словно смелый капитан!

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Наверху машины всей

Ну а рядом главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Различают еще на внутренние и внешние устройства компьютера, вы отгадали загадки на внешние устройства, так же внешние устройства различаются на устройства ввода и вывода

— Мы отгадали загадку и узнали, что речь пойдет о компьютере и его устройствах. Теперь обобщите сказанное и назовите тему урока:

— «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией», понять принцип работы компьютера, из каких основных устройств он состоит, почему его называют универсальным

понять: какие внутренние устройства компьютера имеются;

-узнать о назначениях каждого устройства;

— научиться: определять и различать устройства компьютера (внешние и внутренние), устройства ввода и вывода

Узнай о компьютере, его частях и их функциях

Запиши в тетрадь для записей:

— смотрят презентацию (Слайд 6)

пишут краткий конспект: Компьютеруниверсальная машина для работы с информацией в самых разных видах человеческой деятельности.

Давайте посмотрим, из чего состоит аппаратное обеспечение компьютера

Рассмотрим, из чего же состоит системный блок: (учитель рассказывает, дети слушают)

Через материнскую плату происходит обмен информацией между устройствами, их питание электроэнергией

Техника безопасности и организация рабочего места

Выполни задание в онлайн-сервисе Online Test Pad

Дети выполняют на компьютере задание на установление соответствий, за каждый правильный ответ 1 балл:

Пример задания в (Слайд 26)

Познавательные УУД : формирование основных понятий

Выполни задания вместе с учителем:

Задание выполнение вместе с учителем (Слайд 24 )

Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

— передают учителю свои баллы и получают оценки.

Работа с дневниками

Запись домашнего задания.

§2. Страница 16, вопросы и задания №4

Работа с дневниками (Слайд 25)

· Учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 5 класс». Бином. 201.

· Сайт: Образовательный онлайн конструктор тестов Online Test Pad : https://onlinetestpad.com/ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *