Коммутатор для авто 2108
Коммутатор ВАЗ 2108, 2109, 21099
В бесконтактной системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 применяется электронный коммутатор.
Коммутатор бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Назначение коммутатора
Коммутатор предназначен для прерывания электрического тока протекающего по первичной обмотке катушки зажигания, по сигналу с датчика Холла. В результате прерывания образуется ток высокого напряжения, поступающий на свечи зажигания.
Помимо этого коммутатор автоматически регулирует период накопления тока в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. А так же отключает подачу тока через катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании.
Устройство коммутатора
Внутри коммутатора расположен мощные транзисторы, предназначенные для прерывания электрического тока. А так же устройства для автоматического накопления тока в катушке зажигания и автоматического запирания транзистора при остановленном двигателе.
Принцип действия коммутатора
При работе системы зажигания импульсы с датчика Холла, установленного в трамблере, поступают на вывод «6» коммутатора и далее через него в первичную обмотку катушки зажигания. При прерывании тока в первичной обмотки катушки зажигания магнитное поле в ней резко сжимается и индуцирует ЭДС 22-25 Квт, что дает искру на свечах достаточную для воспламенения топливной смеси.
Схема подключения коммутатора
Неисправности коммутатора
Двигатель автомобиля не запускается
Двигатель «троит» — перебои в искрообразовании
Применяемость коммутатора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
В бесконтактной системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются коммутаторы: 36.3734, 3620.3734, 76.3734, 133.3774-01, RT1903, PZE1022 и их аналоги разных производителей.
Примечания и дополнения
— При замене или проверке коммутатора запрещается отсоединять от него колодку проводов при включенном зажигании, во избежание повреждения его электронной начинки.
Коммутатор для авто 2108
Минусы:
— нельзя оплатить картой
Плюсы:
+ быстрая доставка до двери
+ можно выбрать интервал доставки
+ возможность частичного выкупа
Минусы:
— тяжелые грузы более 30 кг не доставляют
Плюсы:
+ быстрая доставка
+ можно осмотреть товар до оплаты и отказаться
Минусы:
— нет интервалов доставки
— не всегда можно оплатить картой
Плюсы:
+ быстрая доставка
+ удобное расположение пунктов выдачи заказов
+ возможность частичного выкупа
Минусы:
— не всегда правильно выдают все коробки по многоместным заказам.
Плюсы:
+ быстрая доставка
+ удобное расположение пунктов выдачи заказов
+ можно осмотреть товар до оплаты и отказаться
Минусы:
— не везде можно оплатить картой
Плюсы:
+ возможность забрать заказ круглосуточно в большой части почтоматов (50%)
+ быстрая доставка
+ удобное расположение почтоматов
Минусы:
— оплатить покупку наличными в терминале нужно без сдачи или сдача зачисляется на мобильный телефон
— нельзя осмотреть товар до оплаты
— нет частичного выкупа товара
Плюсы:
+ удобное расположение пунктов выдачи заказов
+ широкая география по населенным пунктам
Минусы:
— нет частичного выкупа
— ограничения по весу до 13 кг
Плюсы:
+ возможность наложенного платежа
+ заказ можно оплатить интернет магазину, а доставку транспортной компании
+ возможность доставить тяжелый груз
Минусы:
— ограниченное число терминалов
Плюсы:
+ возможна оплата по счету
Минусы:
— отправка только по предоплате
— может быть очередь
— для отправки и получения требуются паспортные данные
— невозможен частичный выкуп
Подробно о переводе Нексии на коммутатор ВАЗ 2108 +вариант с реле
ВНИМАНИЕ, В СХЕМЕ НАШЕЛСЯ БАГ! ПРИ НАПРЯЖЕНИИ ПИТАНИЯ 14в И ВЫШЕ МУЛЬТИПЛЕКСОР МОЖЕТ НЕ ОТРАБАТЫВАТЬ СИГНАЛ ШУНТ!
выход — снижать питание hef4052 любыми средствами! или лепить ключ!
ВАЗовские коммутаторы собраны на обычной печатной монтажной плате, места в них много, радиатор транзистора в разы больше, температура ниже.
— Доставаемость. Коммутаторы ВАЗ это реально подножный корм. Их можно купить в д. Верхние Сявки и замена сведется к откручиванию 1 болта и перетыканию штекера. Есть ли в означенном селе коммутаторы GM? Есть, если только это крупный райцентр Верхнесявкинского района. Иначе транспортная компания и Exist. Дня три можно пить парное молоко и щупать за сиски местное население женскаго полу, раскладывая его в тесном салоне Нексии в разные интересные позы.
— Микросхема L497B (и ее клоны) в ВАЗовском коммутаторе очень ответственно относится к дерганью катушки. Больше ей нечем заниматься. Она что-то там измеряет, считает, накапливает, заряжает, умеет понимать, что сделала лажу и в следующей вспышке свои ошибки исправлять. Ну в общем умница-отличница. Один у ней недостаток, умеет работать только с Холлом. И запускается по «низкому» уровню. Слухи что ВАЗовские коммутаторы дохнут, пришли к нам из 90х, когда их собирали кооперативы из украденного с заводов. Хорошие детали украсть удавалось не всегда. Сейчас схемотехника улучшена.
Отнюдь, я не призываю всех курочить штатные схемы. Не трожь работающий механизм. Но если начала троить и сдохла — вилькоммен в автоваз-рукодельник-клаб.
Итак, берем коммутатор 95.3734 (360 р.), жгут БСЗ от классики (100 р.) пропаять! и, применяя паяльник, собираем Волтрана вот такую вот адову хрень. В качестве флюса хорошо пойдет святая вода.
Здесь можно взять JPG или SPlan
Все внимание нужно уделить «Формирователю импульсов зажигания». Его можно собрать как угодно, даже на реле. Импульсы от родного коммутатора должны в инвертированном виде попасть на вывод 6 ВАЗовского, а при подаче «высокого» уровня 3-5В в «ШУНТ» на вывод 6 ВАЗовского коммутатора должны попадать импульсы с шины УОЗ от ЭБУ тоже в инверсии. Если кто захочет, нарисую 30 вариантов таких схем. Мне было удобнее взять мультиплексор. За инверсию отвечает мелкий транзистор VT1. Соответственно «Выход» прямой не используется, если не брать в схему модули-коммутаторы с пуском по высокому уровню, например от 2110.
Мультиплексор работает так (см. схему): 2Y0 соединен с 2Z если S1 и S2 «низкие». Если поднять S1, соединятся 2Y1 с 2Z. Переключатель. Сопротивление канала примерно 45 Ом, можно прозванивать. Допустимая нагрузка в канале — 10 мА, лампочкой не проверять!
Конструктивно я выпилил кусочек платы с означенным мультиплексором, припаял к ней проводки и инвертор, залил уретановым лаком, эпоксидкой, и запрятал получившийся модуль в жгут проводки. Применяя стяжки и тряпочную изоленту.
В топку коммутаторы 2108 для БИ, да здравствует BIP373 и по мелочи
Как то напрягала меня работа перепаянных коммутаторов 2108 для БИ. По сути своей ну вот ничем они от обыкновенного МЗ не отличаются. Да штатная микруха имеет ряд полезных функций защиты, но плюс ко всему этому имеет еще кучу не нужных для инжектора моментов, таких как контроль временем накопления. И реально задумался я о их замене. В поисках альтернативы попались мне на глаза драйверы BIP373. Производитель бош, имеют защиту от КЗ и перегрева, что по сути своей делает их «вечными». Как пишут в сети — ранее они не поставлялись на общедоступный рынок и были доступны только производителям автокомпонентов. По сути своей драйвер представляет из себя транзистор в корпусе TO-220 с встроенной защитой. Три ноги слева на право ВХОД, ВЫХОД, ЗЕМЛЯ. Одна из особенностей — корпус драйвера должен быть изолирован с массой иначе он уйдет в защиту.
По моей просьбе, в очередной раз, был изготовлен радиатор с штатными отверстиями крепления как на обычном коммутаторе 2108. Все спаял, подключил… вобщем долго я искал КЗ корпуса и одного из драйверов, победил, все заработало.
Один bip373 способен протащить до 12А, когда коммутатор, если мне не изменяет память, способен только на 6А. Мои ощущения и наблюдения — только положительные, двигатель стал работать ровнее на ХХ, обороты набирает резво, пропали хаотичные «затыки». Жопомер чуял на коммутаторах завал УОЗ, сейчас такого ощущения нет, все рулится исключительно средствами ЭБУ в тандеме с прекрасными дровами))
UPD: Бипы подключены к ЭБУ Январь 5.1, в моем случае Я5.1-41 но сути это не меняет. В сети данный драйвера применяют для коммерческих мелкосерийных ECU и в схеме присутствует резистор подтяжки с линии 5В, на январь его вешать ненужно. Все работает напрямую нормально. схема включения ниже:
Так же «от нечегоделать», решил я окультурить положения ДТВ. Ранее он находился в корпусе ДМРВ под не кошерным углом, его разъем упирался в капот, провода перегибались и вобщем расстраивало меня это сильно, печалило, спать спокойно не мог — зная что такая не хорошая конструкция обитает у меня в подкапотном)) Взял другой корпус ДМРВ, достал из него датчик, отпили его посадочную плоскость, нашел подходящую гайку под ДТВ, почистил, и залил все это содой с космофеном (суперклей для экономных).
С эстетической точки зрения… да, не фонтан, с практической — тревока ушла)) все держится крепко, подсосов нет, геометрия впуска и положения датчика меня полностью устраивают.
Так же заменил фордовский фильтр на штатную коробушку с штатной гофрой забирающей воздух у левой фары. Жопомер так же доволен ))
А, чуть не забыл, давно хотел заказать #оченьнужныйинеобходимый аксессуар, тадааам
Коммутатор 2108 3734910 схема подключения
Хочу разгрузить силовую часть коммутатора установкой дополнительного от таза 2108.
Прикупил 0529.3734 с разъемом. Нашел в инете инфу по АЗЛК, кадету C16NZ, переварил, обобщил и красиво-понятно нарисовал. Останется только протестировать )
Краткое описание:
Дороговизна родных коммутаторов и невозможность их найти в деревне / в пути, заставляет задуматься об установке коммутатора от таза. Стоят они по 300р, найти можно в любом сельпо. А если сделать разъемы — так можно за 5 сек вернуться к родному.
Итак, что мы делаем. Регулировку УОЗ оставляем за родным коммутатором. А управление искрой доверим новому. Сигнал о корректировке УОЗ снимаем с D и вешаем на 6-ую ногу.
Теория нашей системы зажигания:
В распределитель зажигания встроен магнитоэлектрический датчик, который формирует управляющие импульсы и подает их на вход электронного блока зажигания. Датчик состоит из ротора с постоянными магнитами и индуктивной катушки. При прохождении магнитного полюса ротора мимо индуктивной катушки в последней наводится переменное напряжение. Электрический сигнал от катушки подается на вход полупроводникового блока, который формирует ток в первичной цепи катушки зажигания (высоковольтного трансформатора). В определенные фазы изменения напряжения в цепи индуктивной катушки происходит резкое уменьшение тока в первичной цепи катушки зажигания. При этом во вторичной обмотке катушки зажигания генерируется высокое напряжение, подаваемое распределителем зажигания на свечи в порядке работы цилиндров двигателя. В распределителе расположен конденсатор для уменьшения помех радиоприему. Угол опережения зажигания регулируется ЭБУ двигателя по сигналам от различных датчиков, контролирующих режим работы двигателя.
Регулировка начального угла опережения зажигания
Бесконтактная система зажигания предназначена для принудительного воспламенения сжатой в цилиндре двигателя рабочей смеси. Воспламенение смеси достигается с помощью искры между электродами свечи. Высокие мощностные показатели и хорошая топливная экономичность двигателя при одновременном уменьшении количества вредных выбросов в атмосферу с отработавшими газами обеспечиваются электрон ной системой регулирования угла опережения зажигания (СРОЗ), которая управляет ся ЭБУ двигателя.
Для того чтобы рассчитывать момент зажигания, ЭБУ должен контролировать различные параметры:
– частоту вращения коленчатого вала;
– нагрузку двигателя (разряжение во впускном коллекторе);
– атмосферное давление;
– температуру охлаждающей жидкости двигателя;
– формирование опорного сигнала высокого напряжения. Этот сигнал позволяет ЭБУ вычислить частоту вращения и угловое положение коленчатого вала;
– формирование опорного сигнала низкого напряжения. Соответствующий провод соединен с «массой» в блоке зажигания. Наличие напряжения может нарушить нормальную работу системы зажигания. Поэтому разрыв этого провода может привести к ухудшению рабочих характеристик СРОЗ и уменьшению мощности двигателя;
– управление шунтом. При достижении частоты вращения коленчатого вала около 400 об/мин ЭБУ подает на клемму СЗ управляющее напряжение 5 В для переключения функции регулирования на опережения зажигания с блока зажигания на ЭБУ. При замыкании на «массу» или разрыве провода ЭБУ устанавливает код неисправности 42 и передает функцию регулирования угла опережения зажигания блоку зажигания. При этом двигатель работает с первоначально установленным опережением зажигания плюс небольшой угол опережения, заложенный в алгоритм работы блока зажигания.
– формирование сигнала управления углом опережения зажигания. Через клемму D10 и соответствующий провод ЭБУ передает управляющие импульсы блоку зажигания. ЭБУ не определяет абсолютное значение угла опережения зажигания. Он рассчитывает только коррекцию относительно первоначально установленного (базового) значения угла опережения зажигания и подает управляющие сигналы, которые немного запаздывают или опережают опорный сигнал, получаемый от блока зажигания. По этой причине неправильная первоначальная установка момента зажигания приводит к общему смещению моментов зажигания на всех режимах работы двигателя.
Разрыв или замыкание на «массу» сигнального провода СРОЗ приводит к выдаче кода неисправности 42 и отключению СРОЗ. При этом угол опережения устанавливается блоком зажигания без участия ЭБУ. При регулировании угла опережения зажигания ЭБУ обрабатыва ет сигналы датчиков давления во впускном коллекторе (ДАД) и температуры охлаждающей жидкости (ДТЖ). Алгоритм работы ЭБУ предусматривает:
- увеличение опережения зажигания при низком напряжении сигнала ДАД и при низкой температуре охлаждающей жидкости;
- уменьшение опережения зажигания при высоком напряжении сигнала ДАД и при высокой температуре охлаждающей жидкости. Поэтому детонация, как правило, возникает при низком напряжении сигнала ДАД или при высоком электрическом сопротивлении термистора ДТЖ. Уменьшение мощности двигателя может наблюдаться при высоком напряжении сигнала ДАД или при низком электрическом сопротивлении термистора ДТЖ.
По проводу «шунт» поступает команда на отключение корректировки УОЗ (после замыкания контакта А и Б). После этого выставляется начальный УОЗ. Шунтирование это обычно закорачивание меньшим сопротивлением.
Коммутатор – это электронный компонент для обеспечения работы бесконтактной системы зажигания. Она является переходной между контактной и микропроцессорной. Последняя, наиболее совершенная, позволяет управлять моментом при помощи данных, считываемых с датчиков – кислорода, скорости, оборотов двигателя и других. Но на дорогах все еще немало автомобилей, в которых установлены и контактные прерыватели, и бесконтактные. Поэтому для обслуживания и диагностики нужно знать назначение всех элементов, а также методы поиска неисправностей и их основные признаки. Перед тем как проверить коммутатор, внимательно изучите все детали.
Бесконтактная система зажигания
Всего существует три огромные группы систем – контактная, бесконтактная, микропроцессорная. Первая делится на две подгруппы – контактная и с применением транзистора, работающего в режиме ключа. В конструкции бесконтактной системы зажигания тоже применяются транзисторы. Использоваться активно такая схема стала в начале 80-х годов прошлого века. И она имеет ряд преимуществ, о которых будет рассказано несколько ниже. Схема коммутатора несложная, она может быть реализована как на транзисторах, так и на контроллере.
Но у бесконтактной системы зажигания имеется и много недостатков, если сравнивать ее с микропроцессорной. Последняя позволяет контролировать практически все параметры двигателя. БСЗ делать это не позволяет, также не может она нормально использоваться на инжекторных моторах. Причина устаревания бесконтактной системы заключается не только в развитии электроники и автомобилестроения, но и в принятии жестких мер по обеспечению экологичности двигателей внутреннего сгорания. К сожалению, уменьшить количество вредных веществ в выхлопе позволяет только микропроцессорное управление.
Основные элементы системы
Конечно, первыми стоит указать свечи зажигания. Они установлены в головке блока цилиндров, электроды выходят с внутренней части. Это те элементы, которые позволяют воспламенить топливовоздушную смесь. Но с помощью одних только свечей двигатель работать не сможет. Необходимо контролировать положение коленчатого вала, чтобы знать, в каком положении находятся поршни в цилиндрах.
Для этой цели используется индуктивный датчик, работающий на эффекте Холла. Он входит в конструкцию другого элемента – распределителя зажигания. Датчик выдает импульс, который поступает на коммутатор. Это устройство позволяет слабый сигнал усилить до напряжения в 12 Вольт, чтобы затем подать его на катушку. Катушка – не что иное, как простой трансформатор (повышающий). У него вторичная обмотка имеет большее число витков, нежели первичная. За счет этого происходит повышение напряжения и уменьшение силы тока. Напряжение в БСЗ на свечи подается при значении 30-35 кВ (в зависимости от модели автомобиля).
Чем БСЗ лучше контактной?
Внимательно прочитав предыдущий раздел, можно увидеть, что в системе применен индуктивный бесконтактный датчик Холла. Преимущество очевидно – нет трения и коммутации. Для сравнения обратите внимание на контактную систему. В ней прерыватель коммутирует напряжение, величина которого равна 12 Вольт. Как ни крути, но металлические контакты все время соприкасаются друг с другом, постепенно стираются, покрываются нагаром.
По этим причинам необходимо постоянно следить за прерывателем, регулировать зазор, проводить своевременную замену. БСЗ лишена этих недостатков, поэтому без стороннего вмешательства система работает значительно дольше. Датчик Холла выходит из строя очень редко, как и коммутатор. Это повышает надежность системы, но требуется и соблюдать меры предосторожности, в частности, соединение коммутатора с кузовом должно быть максимально плотным, чтобы обеспечить эффективный теплообмен. Кроме того, БСЗ позволяет улучшить работу двигателя, увеличить, хоть и незначительно, его мощность, наряду с повышением надежности.
Как работает коммутатор
По сути, коммутатор – это простой усилитель сигнала. Можно сравнить даже со сборкой Дарлингтона, которая используется в микроконтроллерной технике для преобразования слабого сигнала с порта выхода до необходимого уровня. Основа этой сборки – полевые транзисторы, работающие в режиме ключа. На них подается рабочее напряжение, на управляющий вывод поступает сигнал, который усиливается и снимается с коллектора.
Коммутатор зажигания имеет практически аналогичную схему работы. Только используется сигнал с датчика Холла. Он имеет три вывода – управление, общий, плюс питания. При появлении в области датчика металлической пластины происходит генерация тока, который подается на вход коммутатора. Далее происходит усиление сигнала, а также подача его на первичную обмотку катушки. Питание всей системы происходит только лишь после включения зажигания (после поворота ключа).
Основные элементы коммутатора
Схема коммутатора достаточно простая, но самостоятельное изготовление этого блока бессмысленно, так как готовый вариант купить окажется намного проще. Монтаж должен выполняться максимально грамотно, иначе работа устройства окажется неправильной. Кроме того, при использовании транзисторов нужно тщательно выбирать их по параметрам, а для этого необходимо иметь качественную измерительную аппаратуру. К сожалению, у двух одинаковых полупроводников разброс характеристик может быть очень большим. А это влияет на работу устройства.
Коммутатор ВАЗ, имеющий обозначение 76.3734, состоит из одного основного элемента – контроллера L497. Он создан специально для использования в бесконтактных системах зажигания. Отечественный аналог этого контроллера – КР1055ХП2. Параметры у них практически идентичные, что позволяет использовать любой из контроллеров. Кроме того, эта микросхема позволяет провести подключение тахометра, расположенного на приборной панели автомобиля. Но можно применить и более простую схему, которая представляет собой усилительный блок из двух каскадов. Правда, надежность такого устройства на порядок ниже.
Подключение коммутатора
Случаи бывают разными, не исключено, что придется вам менять проводку. Поэтому потребуется принимать во внимание назначение всех выводов на штекере коммутатора. Это позволит правильно провести подключение, причем риска вывести его из строя не будет. Первый вывод коммутатора – это выход. Другими словами, с него снимается усиленный сигнал. Его нужно соединять с выводом катушки «К». Второй контакт соединяется с массой – минусом аккумуляторной батареи.
Все три провода от датчика Холла идут на коммутатор ВАЗ. Причем сигнальный провод соединяется с шестым выводом коммутатора. Пятый – это вывод для питания (на нем напряжение стабильно 12 Вольт). Третий вывод коммутатора – масса (минус питания). Третий соединен внутри блока со вторым. А вот между четвертым, на который подается питание от АКБ, и пятым имеется постоянное сопротивление и стабилизатор напряжения.
Как осуществить проверку
Ничего сложного нет в этой процедуре. Самый простой способ – это использовать заведомо исправный узел, так как проверить коммутатор таким образом можно буквально за считанные минуты. Но если такового нет, а нужно определить точно, неисправность в катушке либо же в коммутаторе, разумнее использовать другие способы. Потребуется простая лампа накаливания. Если не знаете, где взять ее, то выкрутите из плафона освещения салона либо же из габаритных огней.
Один вывод лампы соединяете с минусом аккумуляторной батареи. Второй подключаете к выводу «1» коммутатора. Это тот самый вывод, с которого снимается усиленный сигнал. Если лампа загорается, то устройство исправно. Более совершенный метод проверки осуществляется при помощи осциллографа. На экране можно видеть величину и форму сигнала, а также сравнить его с эталонным.
Настройка зажигания
При настройке зажигания вам потребуется сделать самое главное – установить валы по меткам, чтобы газораспределение функционировало синхронно с работой поршневой группы. Это первое, что следует сделать перед тем как начать регулировку зажигания. Стоит заметить, что особых трудностей при настройке возникнуть не должно, особенно на автомобилях ВАЗ 2108-21099. Все дело в том, что распределитель зажигания на двигатели этих машин установить можно только в одном положении. Причем коммутатор зажигания при данной процедуре не подвергается никаким настройкам, так как их у него нет.
Корпус трамблера вращается вокруг своей оси, чтобы производить более точную регулировку. И этого оказывается достаточно. Чтобы точно установить момент, можно использовать простейшую схему, в качестве индикатора используется в ней простой светодиод. Датчик Холла отключается от системы, на его минусовой вывод подается плюс питания. Между «+» и сигнальным включается светодиод, для снижения напряжения последовательно с ним включается сопротивление 2 кОм. А вот плюс датчика Холла соединяется с массой. Теперь остается только медленно вращать корпус распределителя. Момент, когда засветится диод, будет являться искомым.
Выводы
Много преимуществ дает такой простой узел в бесконтактной системе зажигания, как коммутатор. Это и повышение мощности, пусть даже незначительное, и уменьшение расхода топлива, и значительное улучшение двигателя с точки зрения надежности. А главное – отпадает необходимость в постоянном контроле и своевременной настройке системы. Современному водителю не хочется заниматься ремонтом автомобиля, ему нужно средство передвижения. Причем надежное, которое не подведет в самый ответственный момент. Независимо от того, какой коммутатор используется в БСЗ, эффективность у него намного выше, нежели у контактного прерывателя.
Сайт техно-любителей
Поскольку, таки в Интернете появилась идея, про возможность использования коммутатора 3620.3734* взамен стандартно-таврийского 1102.3734/1103.3734, то вот решил выложить статью по ремонту оных, заодно в купе со схемами оных коммутаторов. Оригинал статьи лежит здесь, но почему-то разработчик этой веб-страницы выложил картинки отдельно от статьи. Очень неудобно, перекладываю по-человечески значится:
При выходе из строя электронного коммутатора зажигания в вашем автомобиле, как правило, вы или покупаете новый, так как нет возможности его проверить на работоспособность из-за отсутствия специализированных сервисных центров, или несете к умельцам местного значения, которые методом «научного тыка» пробуют его отремонтировать. В большинстве инструкций по эксплуатации отсутствует описание методики поиска неисправностей, поэтому приводим полную методику поиска неисправностей и принципиальные схемы наиболее распространенных электронных коммутаторов зажигания.
Системы зажигания для бензиновых двигателей отечественных легковых автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102 содержат в своем составе электронный коммутатор. Он предназначен для формирования импульсов тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания.
В электронных коммутаторах отечественного производства (серии 3620.3734; 36.3734; 78.3734) функции выходного токового ключа выполняет мощный транзистор, а функции управления параметрами токовых импульсов (нормирование скважности запускающих импульсов, программное регулирование времени накопления энергии в катушке зажигания, ограничение уровня тока в ее первичной обмотке и амплитуды импульсов первичного напряжения) выполняет слаботочная электронная схема, чаще в интегральном исполнении.
Первый отечественный электронный коммутатор с управляемыми параметрами импульсов зажигания (серия 36.3734) был разработан для автомобиля ВАЗ-2108. В коммутаторе использовались микросхема К1401УД1, мощный ключевой транзистор КТ848А и другие элементы отечественного производства.
Входным информационным сигналом для коммутатора служит сигнал от датчика Холла, расположенного на валу распределителя зажигания. По этому сигналу на коммутатор поступает информация о количестве оборотов двигателя и положении его коленвала. Коммутатор рассчитан на работу с серийной катушкой зажигания 27.3705. Коммутатор явился прототипом для разработки последующих серий, которые имеют несколько вариантов конструктивного и схемотехнического исполнения. Однако общим для отечественных коммутаторов по-прежнему служит комбинированная интегрально-дискретная технология сборки, делающая их ремонтопригодными.
В современных отечественных коммутаторах используются специализированные выходные ключевые транзисторы типов КТ890А, КТ898А1, BU931 (зарубежный) в нескольких конструктивных исполнениях: ТО-220, ТО-3, бескорпусном. В некоторых коммутаторах, например 78.3734 (рис. 4), в качестве управляющей микросхемы применен четырехканальный операционный усилитель типа К1401УД2Б.
В коммутаторах также широко применяется управляющая микросхема L497B фирмы SGS-TOMSON (отечественный аналог Р1055ХП1). Структурная схема и рекомендованный вариант ее включения приведены на рис. 1, а назначение выводов — в табл. 1.
Управляющая микросхема L497B фирмы SGS-TOMSON (отечественный аналог Р1055ХП1). Структурная схема и рекомендованный вариант ее включения.
№ вывода | Назначение | № вывода | Назначение |
1 | Общий | 9 | Вывод для подключения конденсатора к узлу защиты |
2 | Общий (сигнальный) | 10 | Вывод для подключения запоминающего конденсатора к схеме управления задержкой |
3 | Питание 1 | 11 | Вывод для подключения конденсатора коррекции к схеме управления задержкой |
4 | Не используется | 12 | Вывод для подключения внешнего резистора опорного напряжения |
5 | Вход сигнала с датчика Холла | 13 | Вход ограничителя тока |
6 | Выходной сигнал широтно-импульсного модулятора | 14 | Выходной сигнал для управления внешним транзистором |
7 | Вывод для подключения дополнительного стабилитрона | 15 | Вход ограничителя амплитуды выходных импульсов |
8 | Вывод для подключения конденсатора коррекции постоянной времени формирователя | 16 | Питание 2 (выходной каскад) |
Прежде чем приступить к поиску неисправностей и ремонту электронного коммутатора, следует:
Признаки, по которым проявляются неисправности электронных коммутаторов, наиболее вероятные причины этих неисправностей и способы их устранения сведены в табл. 2.
Неисправности | Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
Двигатель заводится, но через 3-5 мин останавливается. Через 20-30 мин двигатель вновь возможно запустить, но через короткое время он опять останавливается. Корпус коммутатора нагревается до температуры выше 50 о С | Неисправны элементы коммутатора | Коммутатор 3620. 3734– I (см. рис. 2). Проверяют исправность транзистора VT1. Если он исправен, но сильно нагревается в рабочем состоянии, увеличивают номинал резистора R7. В случае, если после этого транзистор VT1 продолжает сильно нагреваться, последовательно заменяют микросхему ID1 и транзистор VT1. При монтаже транзистора обращают особое внимание на качество его крепления к корпусу коммутатора с использованием теплопроводящей пасты. Коммутатор 3620.3734– II (см. рис. 3). Проверяют исправность транзистора VT1. Если он исправен, но сильно нагревается в рабочем состоянии, увеличивают номинал резистора R6. В случае, если после этого транзистор VT1 продолжает сильно нагреваться, последовательно заменяют микросхему IC1 и транзистор VT1. При монтаже транзистора обращают особое внимание на качество крепления к корпусу коммутатора с использованием теплопроводящей пасты. Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4). Проверяют исправность транзисторов VT4, VT3, VT1. Если данные транзисторы исправны, но VT4 сильнонагревается в рабочем состоянии, уменьшают номинал резистора R22. В случае, если после этого транзистор продолжает греться, заменяют последовательно элементы: VT4, DA1. При монтаже транзистора обращают особое внимание на качество крепления к корпусу коммутатора с использованием теплопроводящей пасты |
Неисправна схема защиты коммутатора | Коммутатор 3620.3734– I (см. рис. 2). Проверяют исправность элементов схемы защиты С6, VD4, R11, VT2, VD2.Коммутатор 3620.3734– II (см. рис. 3). Проверяют исправность элементов С7, VD2, R10.Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4). Проверяют исправность элементов VD5, C4, R7, VT1, R8, VT3 | |
Двигатель автомобиля не заводится. Искры на свечах нет | Неисправны элементы коммутатора, формирующие напряжение питания датчика Холла | Коммутатор 3620.3734– I (см. рис. 2). Проверяют исправность элементов С6, VD4, R11, VT2, VD2.Коммутатор 3620.3734– II (см. рис. 3). Проверяют исправность элементов С7, VD2, R10.Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4). Проверяют исправность элементов VD5, C4, R7, VT1, R8, VT3 |
Неисправны элементы электронного коммутатора | Коммутатор 3620.3734– I (см. рис. 2).Проверяют исправность элементов VT1, R8, VD3, VD4, VT2, C1, C4. Если указанные элементы исправны, а неисправность не устранилась, следует заменить микросхему ID1.Коммутатор 3620.3734– II (см. рис. 3). Проверяют исправность элементов VT1, R7, VD1, VD2, VD3, C2, C6. Если указанные элементы исправны, а неисправность не устранилась, заменяют микросхему IС1.Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4).Проверяют последовательно элементы коммутатора VT1, VT2, VT3, VT4, VD4, R15, R13, C3, VD5, C4, С1, DA1 (заменой) | |
Двигатель работает неустойчиво. При замене коммутатора на другой, заведомо исправный, неисправность устранилась | Нарушены контакты в разъемных соединениях коммутатора и датчика Холла | Для всех типов коммутаторов (3620.3734– I, 3620.3734– II, 78.3734). Проверяют качество разъемных соединений коммутатора и датчика |
Неисправен датчик Холла | Заменяют датчик Холла | |
Неисправны элементы электронного коммутатора | Коммутатор 3620.3734– I (см. рис. 2).Проверяют последовательно элементы коммутатора VD3, VD4, C6, C7, VT1, VT2, VD2, C1, C4, C2, C3. Если указанные элементы исправны, а неисправность не устранилась, следует заменить микросхему ID1.Коммутатор 3620.3734– II (см. рис. 3). Проверяют последовательно элементы коммутатора С2, С6, С1, С5, R7, VT1, VD1, VD2, VD3, С7, IС1 (заменой).Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4).Проверяют элементы коммутатора VT3, VD5, VD4, C4, C3, R15, VT1, VT2, R16, R14, VD6, C1, C2, VD2, VD3, VT4, DA1 (заменой) |
Принципиальные электрические схемы коммутаторов зажигания приведены на рис. 2 (коммутатор 3620.3734– I), рис. 3 (коммутатор 3620.3734– II) и рис. 4 (коммутатор 78.3734).
Схема коммутатора 3620.3734–1
Схема коммутатора 3620.3734–2
Схема коммутатора 78.3734
В заключение следует отметить следующее:
Пару фото подгоревшего коммутатора: 3620.3734
Собственнона фото снизу ві можете наблюдать типичное состояние деталей внутри ЭМКХХ 3620,3734 (без клапана холостого хода). Четко видно как подгорел резистор, который служит датчиком тока фактически (R7 на схеме коммутатора 3620.3734-02).
Коммутатор 3620.3734 Фото монтажа – вид на резистор 0,1 ом 5 вт
Еще одно фото на «монтаж». Видно установленніе детали.
Коммутатор 3620.3734 Фото монтажа
На следующем фото видна маркировка коммутатора.
Коммутатор 3620.3734 Фото маркировки
Одно но, по приведенныйм выше рисункам.
Не следует менять резистор предварительно не проверив его сопротивление. Обычно страдает не он, а его пайка.