Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

«Доктор Губерман, какого черта вы откопали там внизу?» — реплика из зала прервала доклад российского ученого на заседании ЮНЕСКО в Австралии. За пару недель до этого, в апреле 1995 года, по миру прокатилась волна сообщений о таинственной аварии на Кольской сверхглубокой скважине.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

За пару недель до этого, в апреле 1995 года, по миру прокатилась волна сообщений о таинственной аварии на Кольской сверхглубокой скважине. Якобы на подходе к 13-му километру приборы зафиксировали странный шум, доносящийся из недр планеты, – желтые газеты в один голос уверяли, что так звучать могут только вопли грешников из преисподней. Через несколько секунд после появления страшного звука прогремел взрыв…

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

В конце 70-х — начале 80-х устроиться работать на Кольскую сверхглубокую, как запанибратски называли скважину жители поселка Заполярный Мурманской области, было сложнее, чем попасть в отряд космонавтов. Из сотен претендентов выбирали одного-двух. Вместе с приказом о приеме на работу счастливцы получали отдельную квартиру и зарплату, равную двойному-тройному окладу московской профессуры. На скважине одновременно работало 16 исследовательских лабораторий, каждая — размером со средний завод. С подобным упорством землю копали только немцы, но, как свидетельствует Книга рекордов Гиннеса, самая глубокая немецкая скважина чуть ли не вдвое короче нашей.
Отдаленные галактики изучены человечеством куда лучше, чем то, что находится под земной корой в каких-то нескольких километрах от нас. Кольская сверхглубокая — своеобразный телескоп в загадочный внутренний мир планеты.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Внешний вид Кольской буровой способен разочаровать обывателя. Скважина не похожа на шахту, которую рисует нам воображение. Никаких спусков под землю, в толщу уходит только бур диаметром чуть больше 20 сантиметров. Воображаемый разрез Кольской сверхглубокой скважины выглядит как тонюсенькая иголочка, пронзившая земную толщу. Бур с многочисленными датчиками, находящийся на конце иголочки, поднимают и опускают в течение нескольких дней. Быстрее нельзя: прочнейший композитный трос может оборваться под собственным весом.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Что происходит в глубине, доподлинно неизвестно. Температура окружающей среды, шумы и прочие параметры передаются наверх с минутным запаздыванием. Тем не менее, бурильщики рассказывают, что даже такой контакт с подземельем может не на шутку испугать. Звуки, доносящиеся снизу, и впрямь похожи на вопли и завывания. К этому можно добавить длинный список аварий, преследовавших Кольскую сверхглубокую, когда она достигла глубины 10 километров. Дважды бур доставали оплавленным, хотя температуры, от которых он может расплавиться, сравнимы с температурой поверхности Солнца. Однажды трос как будто дернули снизу — и оборвали. Впоследствии, когда бурили в том же месте, остатков троса не обнаружилось. Чем были вызваны эти и многие другие аварии, до сих пор остается загадкой. Впрочем, вовсе не они стали причиной остановки бурения недр.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

с 1995-го бурение было прекращено: стало некому финансировать проект. Того, что выделялось в рамках научных программ ЮНЕСКО, хватало только на поддержание буровой станции в рабочем состоянии и изучение ранее извлеченных образцов пород.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Бывший директор научно-производственного центра «Кольская сверхглубокая» Давид Губерман с сожалением вспоминал, сколько научных открытий состоялось на Кольской сверхглубокой. Буквально каждый метр был откровением. Скважина показала, что почти все наши прежние знания о строении земной коры неверны. Выяснилось, что Земля вовсе не похожа на слоеный пирог. «До 4 километров все шло по теории, а дальше началось светопреставление», — рассказывал Губерман.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Теоретики обещали, что температура Балтийского щита останется сравнительно низкой до глубины по крайней мере 15 километров. Соответственно, скважину можно будет рыть чуть ли не до 20 километров, как раз до мантии. Но уже на 5 километрах окружающая температура перевалила за 700C, на семи — за 1200C, а на глубине 12 жарило сильнее 2200C — на 1000C выше предсказанного. Кольские бурильщики поставили под сомнение теорию послойного строения земной коры — по крайней мере, в интервале до 12 262 метра.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

В школе нас учили: есть молодые породы, граниты, базальты, мантия и ядро. Но граниты оказались на 3 километра ниже, чем рассчитывали. Дальше должны были быть базальты. Их вообще не нашли. Все бурение прошло в гранитном слое. Это сверхважное открытие, ибо с теорией послойного строения Земли связаны все наши представления о возникновении и размещении полезных ископаемых.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

В 2000-е годы, в связи с финансовыми трудностями и фактическим отсутствием поддержки государства, по сути сам собой решился вопрос об окончательном закрытии проекта «Кольская сверхглубокая скважина».
В 2008 году объект был заброшен, наиболее ценное оборудование демонтировано, началось разрушение здания.
По состоянию на 2010 год: скважина законсервирована и постепенно разрушается. Стоимость восстановления — более ста миллионов рублей.
По состоянию на 2012 год: Буровая башня полностью разрушена, скважина заварена и скорее всего тоже разрушена. Объект полностью заброшен и разграблен.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

П.С. Кольская сверхглубокая послужила источником городской легенды о «колодце в ад» (Well to Hell hoax (англ.)). Эта городская легенда ходит по Интернету по крайней мере с 1997 года. Впервые на английском языке легенда была оглашена в 1989 году в эфире американской телекомпании Trinity Broadcasting Network, которая взяла историю из репортажа финской газеты, опубликованного в «день дурака». По этой легенде в самой толще земли, на глубине 12 тысяч метров, микрофоны ученых записали крики и стоны. В бульварных газетах пишут, что это «глас из преисподней». Кольскую сверхглубокую скважину стали называть «дорогой в ад» — каждый новый пробуренный километр принес несчастья стране. Когда бурильщики вели проходку тринадцатой тысячи метров, распался СССР. Когда скважину пробурили до глубины 14,5 км, вдруг наткнулись на пусто́ты. Заинтригованные этим неожиданным открытием, буровики спустили туда микрофон, способный работать при чрезвычайно высоких температурах, и другие датчики. Температура внутри достигала 1100 °C — был жар огненных палат, в которых, якобы, можно было услышать человеческие крики. Но в действительности эта легенда является вымыслом, хотя бы потому, что акустические методы исследования скважин записывают не собственно звук и не на микрофон, а на сейсмоприемники волновую картину отраженных упругих колебаний, возбужденных прибором-излучателем с частотой 10 — 20 кГц и 20 кГц — 2 Мгц. В действительности глубина, на которой остановилось бурение, составила 12 262 метра с зафиксированной температурой в районе 220 °C, что не соответствует основным «фактам» легенды. Сомнение должно вызывать и наличие акустических микрофонов, работающих при температурах выше 1000 °C. Невежеством порождены и многие другие легенды вокруг Кольской сверхглубокой скважины.
В то же время Дави́д Миро́нович Губерма́н, один из авторов проекта, под руководством и при непосредственном участии которого была пробурена Кольская скважина, говорил: «Когда меня расспрашивают об этой загадочной истории, я не знаю, что ответить. С одной стороны, рассказы про „демона“ — чушь собачья. С другой стороны, как честный ученый, я не могу сказать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно был зафиксирован очень странный шум, потом был взрыв… Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось».

Но в отличии от легенды совершенно неожиданно для всех подтвердились прогнозы Алексея Толстого из романа «Гиперболоид инженера Гарина». На глубине свыше 9,5 километров обнаружили настоящий кладезь всевозможных ископаемых, в частности золота. Настоящий оливиновый слой, гениально предсказанный писателем. Золота в нем 78 граммов на тонну. Кстати, промышленная добыча возможна при концентрации 34 грамма на тонну. Кто знает, может уже в недалеком будущем человечество сумеет воспользоваться этим богатством.

п.п.с: п.п.с. Уважаемые драйвовчане! при написании коментариев ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА воздержаться от провокацонных и непотребных фраз, давайте соблюдать правила приличия и помнить: ДРАЙВ2 — сайт без политики.
В противном случае (при появлении флуда, мата и т.п.) я буду вынужден закрыть комментирование.

Источник

Бесконечное путешествие

Как не просидеть всю жизнь дома

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая скважина

Есть в России места, находясь в которых испытываешь трепет. Представьте себе скважину, глубиной более 12 километров.

Жаль, что сейчас незнающий, что именно здесь находится, человек не сможет догадаться, что за объект перед ним. О былом величии и важности проводимых когда-то исследований тут уже почти ничего не напоминает.

Путешественники это место посещают нечасто. А место очень интересное. Забывать про такое не стоит.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Никита: когда-то давно была такая страна, как СССР, и в этой стране выделялись деньги на разнообразные научные исследования, которые не приносили денег сами по себе, но были очень важны для науки в целом.

Одним из таких исследований была и Кольская сверхглубокая скважина. Бурили ее исключительно с научными целями, чтобы лучше узнать строение нашей планеты. Бурение начали в 1970 году и к 1983 году пробурили уже 12 000 метров, побив все рекорды по глубине бурения. В этом месте оторвался первый бур.

Начав с 7000 метров к 1990 году дошли до глубины 12 262 метра и снова оторвали бур. На этом этапе, с распадом СССР, кончилось финансирование, и бурение уже не продолжали.

В 2008 году все оборудование демонтировали и вывезли. Сейчас скважина законсервирована, здания вокруг заброшены, все металлические конструкции уже распиливаются и растаскиваются, но пока еще есть возможность посмотреть на крышку скважины, закрученную на 12 болтов и заваренную по кругу.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

В зданиях вокруг остались разнообразные артефакты научной деятельности и жизни ученых, журналы бурения и даже некоторые керны из глубин нашей планеты.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Марина: когда я училась в шестом классе, то на первом уроке географии, учительница объясняла нам строение земного шара на доступной для нашего детского понимания модели — яблоке. Земную кору она сравнила с яблочной кожурой, и сказала, что где-то далеко на севере, на Кольском полуострове есть сверхглубокая, более 12 километров, скважина. А мы можем представить себе масштабы нашей планеты так: если взять крупное яблоко и надколоть его кожуру иголкой, но не проткнуть всю, то вот это и будет Земля и Кольская сверхглубокая скважина.

Этот рассказ поразил меня. 12 километров вглубь Земли… И у меня появилась маленькая и несбыточная, как мне тогда казалось, мечта: увидеть эту скважину собственными глазами. Но я понимала, что это охраняемая территория исследований, куда посторонний человек не попадет. Но моя мечта сбылась. Хотя сейчас я думаю: лучше бы скважина продолжала «жить» и приносить пользу науке.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Рекомендации тем, кто хочет увидеть Кольскую сверхглубокую:

Просьба не забирать и не перемещать обнаруженные на объекте предметы: пусть история останется в этом месте и после вашего посещения.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Не хватайтесь голыми руками за заинтересовавшие вас предметы. Особенно в хим. лаборатории. Используйте защитные перчатки. Или просто смотрите и фотографируйте.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Здания ветхие. Помните о безопасности.

На объекте могут находиться люди. Не только другие путешественники, но и черметчики. Им может не понравится, если вы полезете к ним с фотоаппаратами или начнете объяснять про преступность их деятельности.

Как доехать до Кольской сверхглубокой скважины:

Только на личном автотранспорте или пешком. С трассы Заполярный — Никель, свернуть на юг в точке 69.440485, 30.594217, далее смотрите на стрелку GPS и спрашивайте у рабочих, т.к. карьеры вокруг действующие, ландшафт и дороги меняются — насыпаются новые и новые терриконы породы.

Источник

Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Заполярный и Кольская сверхглубокая. Затерянные в отвалах

Вот появляются три трубы, одна из которых буквально изрыгает струю желтоватого дыма:

Местами растительность полностью сожжена:

А вот по долине идёт поезд в сторону Никеля. Грузовое движение здесь вполне исправное:

И пока мы едем через отвалы, расскажу кратко историю Кольской сверхглубокой скважины:

В следующей части отправимся в Никель.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры. Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая скважина.
Никель.
Печенга.
Ночь на Баренцевом море.
Дорога на Териберку, или «Еду я по тундре. «
Териберка.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

Источник

Крики с того света: что скрывает Кольская сверхглубокая?

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

В отличие от других скважин, которые создавались в утилитарных целях — для добычи нефти и газа, — Кольская сверхглубокая нужна была прежде всего для науки: ученые рассчитывали с ее помощью подтвердить или опровергнуть теории о строении нижних слоев земной коры.

«Вместо движения плит мы услышали человеческие крики»

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Бурить ее начали 24 мая 1970 года. Сначала всё шло спокойно, однако в 1984 году произошла авария: оборвалась буровая колонна. Именно после этого происшествия и начались разговоры о столкновении с потусторонним миром и появлении «дыры в ад».

Американские газеты рассказывали: советские бурильщики, достигнув глубины 14 километров, обнаружили огромную полость, температура в которой превышала тысячу градусов. Ученые решили изучить каверну: туда опустили специальный термоустойчивый микрофон.

Проработав всего несколько секунд, микрофон зафиксировал пугающие звуки: на записи слышны крики и стоны сотен людей. После этого, сообщали таблоиды, рабочие в ужасе разбежались, а руководитель проекта Дмитрий Аззаков отказался продолжать бурение.

«То, что мы услышали, превратило рациональных ученых в жалкие развалины. Это были иногда слабые, но высокотональные звуки, которые мы сначала списали на собственное оборудование. Но, отрегулировав технику, мы обнаружили, что звуки исходят из недр земли. Мы не верили своим ушам. Мы слышали голоса людей, вопящих от боли. Хотя хорошо различим был один голос, слышны были и тысячи, миллионы страдающих душ на заднем фоне», — заявил Аззаков.

После этого, сообщили СМИ, Кольскую сверхглубокую решили законсервировать, а аудиозапись с «гласом из преисподней» засекретить.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Как всё было на самом деле: хроники бурения Кольской сверхглубокой

Кольская сверхглубокая стала одним из самых масштабных научных проектов в СССР. Были годы, когда на скважине работало 16 исследовательских лабораторий, а курировал их лично министр геологии СССР Александр Сидоренко.

В 1983 году на отметке 12 066 метров работы приостановили из-за подготовки к Международному геологическому конгрессу. После возобновления исследований в 1984 году случилась самая масштабная авария, отбросившая ученых далеко назад: продолжать бурение пришлось с 7000 метров.

К 1990 году новое ответвление достигло глубины 12 262 метра. Буровая колонна снова оборвалась, работы после этого свернули. В 1991 году скважина попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая глубокая в мире, а в 1994 году бурение прекратили окончательно, фактически забросив Кольскую сверхглубокую.Статьи об исследовании подземных недр регулярно публиковались в советских журналах. И, конечно же, никаких историй о душераздирающих криках из ада в них не было. Но откуда же тогда появилась эта легенда?

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Христианам нужен ад: Кольская сверхглубокая в зарубежных СМИ

Первая публикация о «колодце в ад» появилась в 1989 году в небольшой финской газете, которая специализировалась на мистике и паранормальщине. Оттуда статья перекочевала в издание финских христиан-пятидесятников, тоже выходящее ограниченным тиражом.

Фактических ошибок в материале было множество. Кольскую сверхглубокую назвали сибирскими воротами в ад, хотя она располагалась в Мурманской области. Саму скважину сделали глубже на два километра: 14 вместо 12. Реальную температуру 220 градусов сочли недостаточно впечатляющей — так появилась тысяча. Еще журналисты придумали микрофон, способный работать в таких условиях, хотя на самом деле акустические исследования пород в те годы проводили при помощи зонда с генератором и приемником колебаний.

Из Финляндии зарисовка о советском портале в ад мигрировала на американское телевидение: ее случайно заметил один из сотрудников крупной религиозной сети TBN, изучающий подборку европейских христианских изданий. Отсутствие доказательств телевизионщиков не смутило: американцы объявили, что финская газета является «уважаемым научным изданием», которое заслуживает доверия.Сюжет по ТВ увидел норвежский учитель, живший в тот момент в Америке. Удивившись легковерности зрителей, он решил потроллить канал: написал туда письмо, добавив в историю информацию об ученом-скептике Дмитрии Аззакове, уверовавшим в ад после записи из Кольской сверхглубокой. Педагог даже приложил фотографию Аззакова, вырезав кадр со строителем из первой попавшейся газеты. Этого норвежцу показалось мало: подумав, он дополнил свой вариант событий демоном, который вырвался из шахты и бесследно исчез в ночном небе.

Источник

Кольская сверхглубокая скважина

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3) — самая глубокая буровая скважина в мире. Находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярного, на территории геологического Балтийского щита. Её глубина составляет 12 262 метра. В отличие от других сверхглубоких скважин, которые делались для добычи нефти или геологоразведки, СГ-3 была пробурена исключительно для исследования литосферы в том месте, где граница Мохоровичича подходит близко к поверхности Земли.

Содержание

История

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая скважина была заложена в честь 100-летия со дня рождения Ленина, в 1970 году.

Толщи осадочных пород к тому времени были хорошо изучены при добыче нефти. Интереснее было бурить там, где вулканические породы возрастом около 3 млрд лет (для сравнения: возраст Земли оценивается в 4,5 млрд лет) выходят на поверхность. Для добычи полезных ископаемых такие породы редко бурят глубже 1—2 км. Предполагалось, что уже на глубине 5 км гранитный слой сменится базальтовым.

6 июня 1979 года скважина побила рекорд в 9583 метра, ранее принадлежавший скважине Берта-Роджерс (англ. Bertha Rogers ), нефтяная скважина в Оклахоме). В лучшие годы на Кольской сверхглубокой скважине работало 16 исследовательских лабораторий, их курировал лично министр геологии СССР.

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

В 1983 году пробурили 12 066 метров и временно остановились — готовились к Международному геологическому конгрессу, который должен был проходить в 1984 году в Москве. 27 сентября 1984 года бурение было продолжено. При первом же спуске произошла авария — оборвалась буровая колонна. Бурение возобновили с глубины 7000 м — и к 1990 году новое ответвление достигло глубины 12 262 метра. Колонна снова оборвалась, и бурение было завершено.

Текущий статус

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Смотреть картинку Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Картинка про Кольская сверхглубокая как добраться на машине. Фото Кольская сверхглубокая как добраться на машине

В последние годы, в связи с финансовыми трудностями и отсутствием поддержки государства, решался вопрос об окончательном закрытии проекта «Кольская сверхглубокая скважина». [4] [5]

В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания. [6] [7]

Состояние на 2010 год, по комментариям директора Геологического института Кольского научного центра РАН: скважина законсервирована и постепенно разрушается. Стоимость восстановления — около ста миллионов рублей. По его же мнению, на данный момент можно восстановить научную аппаратуру и открыть институт для обучения специалистов по шельфовому бурению.

Буровая установка

Сначала бурение велось серийной буровой установкой «Уралмаш-4Э», которую применяют для бурения скважин при поиске и разведке месторождений нефти и газа. С глубины 7263 метра бурение продолжили установкой «Уралмаш-15000».

В числе особенностей, вобравших передовой опыт бурения глубоких скважин:

Использовались обычные буровые коронки из твёрдого сплава. Одна коронка служит приблизительно 4 часа, за это время удаётся пробурить 7—10 метров. На спуск и подъём колонны уходит до 18 часов. При этом колонна разбирается на секции из нескольких труб.

Исследования

Хотя ожидалось, что будет обнаружена ярко выраженная граница между гранитами и базальтами, в керне по всей глубине обнаруживались только граниты. Однако за счёт высокого давления спрессованные граниты сильно меняли физические и акустические свойства.

Как правило, поднятый керн рассыпался от активного газовыделения в шлам, так как не выдерживал резкой смены давлений. Вынуть прочный кусок керна удавалось только при очень медленном подъеме бурового снаряда, когда «излишний» газ, находясь ещё в поджатом до большого давления состоянии, успевал из породы выходить. [8]

Густота трещин на большой глубине, вопреки ожиданиям, увеличивалась. На глубине присутствовала также вода, заполнявшая трещины.

Исследователи выделили в скважине 12 уровней, различаемых по физическим свойствам. Более глубокие уровни как правило обладали более высокой изотропией (однородностью). На средних уровнях высокая анизотропия позволила предположить тектоническую активность слоёв.

Хотя в процессе исследования получено много ценнейших сведений о земных недрах, результаты были во многом неожиданны, и на их основании не возникло чёткого понимания природы земной мантии и сущности поверхности Мохоровичича.

На пятикилометровой глубине окружающая температура превысила 70 °C, на семи — 120 °C, а на глубине 12 километров датчики зафиксировали 220 °C. [9]

В ходе исследований разреза выяснилось, что место заложения скважины было выбрано не слишком удачно. Это выразилось в том, что, в силу геологического строения территории, встреченные на больших глубинах породы при более правильном заложении скважины были бы вскрыты на меньших. В частности, как видно из геологического разреза, построенного на основании данных бурения Кольской скважины, поблизости на поверхность выходят породы, поднятые с глубины 2000 м и более. [10]

Аналогичные проекты

В 1957 году США приступили к осуществлению аналогичного проекта. В 1958 году была создана программа «Проект Мохоле», для бурения коры под Тихим океаном. Проект был так назван в честь хорватского ученого Андрея Мохоровичича, который исследовал земную кору и мантию. Часть названия, «hole», переводится с английского языка на русский как «дыра». Однако работа в рамках проекта была прекращена в 1966 году из-за отсутствия финансирования.

«Колодец в ад»

В то же время Дави́д Миро́нович Губерма́н один из авторов проекта, под руководством и при непосредственном участии которого была пробурена Кольская скважина, говорил: «Когда меня расспрашивают об этой загадочной истории, я не знаю, что ответить. С одной стороны, рассказы про „демона“ — чушь собачья. С другой стороны, как честный ученый, я не могу сказать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно был зафиксирован очень странный шум, потом был взрыв… Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось». [17]

Легенда послужила основой для рассказа Дмитрия Глуховского «From Hell» из сборника «Рассказы о Родине».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *