Коллекционеры ретро автомобилей в россии
Частные коллекции автомобилей: от инвестиций к прекрасному и обратно
Инвестиции в искусство — вполне привычное явление в мировой практике. Корпоративная и частная коллекция классических автомобилей равно как и других произведений искусства подчеркивает статус. В России вложения в непрофильные активы пока редкое явление. Однако возрождение хоть и немногочисленных, но достаточно грамотно подобранных частных коллекций в последние годы свидетельствует о растущем интересе к такого рода инвестициям. Сегодня предлагаю поговорить о том, с чего же необходимо начать, если Вы решились на создание своей собственной коллекции классических или ретро автомобилей.
Первое, что кажется логичным это покупка понравившихся вам олдтаймеров, ведь для многих машина призвана приносить эстетическое и эмоциональное удовольствие. Безусловно, автомобиль обязательно должен отражать Ваши предпочтения, быть созвучным Вашему внутреннему миру.
Но не спешите делать спонтанную покупку. Давайте попробуем обозначить несколько факторов создания успешной коллекции.
Для начала стоит определиться, с какой целью создается коллекция. Например, стремление к перспективному инвестиционному вложению или покорение ралли олдамеров повлекут за собой различные действия. В первом случае необходим детальный анализ рынка, помощь специалиста в области коллекционных машин, более крупные финансовые вложения. Во втором, — достаточно опереться на проверенные технические решения и искать подготовленную машину.
2. Концепция коллекции.
Ключевыми условиями успеха будущей коллекции является точное соответствие запросам и техническому заданию, оригинальность автомобилей и привлекательный имидж собрания.
Процесс разработки концепции обычно начинается с определения типа собираемых транспортных средств, возраста и марок автомобилей, предпочтений по брендам и назначению транспортных средств, учитывается ценовой диапазон категории собираемых транспортных средств.
3. Технический аспект
Рекомендую не ограничиваться при составлении коллекции каким-то определённым сегментом или техническим заданием. Гораздо важнее яркий эмоциональное восприятие машин, чем отличная, но скучная для Вас коллекция, к примеру, ретро техники завода ГАЗ.
Среди ярких мировых собраний приведу примеры:
КОЛЛЕКЦИЯ РАЛЬФА ЛОРЕНА
Состояние Ральфа позволяло ему приобрести любую машину. Но он не гонялся за каждым раритетом. Его цель – собирать самые красивые машины. В 2005 году в Бостоне, а позже в 2011 году в Париже часть его коллекции показывали в музеях изобразительных искусств. В его коллекции есть действительно уникальные машины, например, Bugatti Type 57 Atlantic. Эта машина считается первым в мире суперкаром. Кузов был сделана из магния и алюминия, которые легки и огнеопасны, поэтому детали скреплены заклепками. Машина оснащена компрессорным рядным 8-цилиндровым двигателем на 3,2 литра, который выдает мощность в 210 л.с. и разгоняет машину до 200 км/ч. Таким машин было выпущено всего 3 штуки.
Кроме Bugatti в его коллекции есть уникальная Ferrari 250 GTO 1962 года выпуска, две Ferrari 250 Testa Rossa, три McLaren F1 (в том числе LM), Blower Bentley (1929), Alfa Romeo 8C 2900B Mille Miglia (1938) и другие.
Как он сам говорил — «Я, в принципе, не собираю автомобили как предметы искусства. Скажем, на картины вы можете только смотреть, а в автомобиль вы можете сесть и получать удовольствие еще и от того, как он ведет себя на дороге и как звучит его двигатель. И в конце концов, вы можете насладиться не только самим автомобилем как объектом искусства, но и путешествием, которое он вам преподнес»
КОЛЛЕКЦИЯ ДЖЕЯ ЛЕНО
Его коллекция более скромная, но не менее известная. Лено часто выступает на сцене, ведет вечернее шоу и снимает передачу про свой гараж. Его коллекция из 286 экземпляров (169 машин и 117 мотоциклов) содержит уникальные образцы американского автомобилестроения. Например, машины с паровым двигателем. Или с газовой турбиной. Или хрустальная машина с двигателем от танка. Любит человек оригинальные машины, ну что тут поделаешь?
Музей автомобилей братьев Шлумпф.
Когда-то заброшенный цех на окраине Мюлуза имел весьма печальный вид: выбитые стекла, заколоченные двери, исписанные стены…
Сегодня здесь находится Musée National de l’Automobile de Mulhouse — крупнейший автомобильный музей в Европе, в коллекции которого — более пятисот классических автомобилей европейских марок. Сегодня в ангаре на окраине Мюлуза, состоящем из трех гигантских залов, выставлено свыше 400 автомобилей 107 разных производителей. Из них 123 экспоната – машины компании Bugatti – одна из самых редких коллекций в мире.
Известно, что нет в мире частной коллекции, которая оценивалась бы так дорого, как бывшее собрание Шлюмпфов.
По каким бы принципам не строилась Ваша коллекция, всегда буду рад сотрудничеству, Вы сможете рассчитывать на знания и опыт, техническую, юридическую и финансовую экспертизу проекта, а при покупке опираться на экспертные заключения и интуицию.
Продажа ретро автомобилей в РФ: мифы и реальность
Рынок ретро автомобилей в России уверенно растет последние годы.
Однако, как это зачастую бывает, становление отрасли сопровождается перегибами.
Миф первый: спрос превышает предложение.
Американские и Европейские энтузиасты автомотостарины еще в 70-е годы прошлого века начали скупать за копейки никому тогда не нужное «старье». Впоследствии оказалось, что все эти огромные пыльные Maybach и Horch, Cadillac и Hispano-Suiza – шедевры технического и эстетического дизайна, за которые люди готовы платить миллионы. Их начали реставрировать и продавать, тем самым превращая узкий круг фанатов старых машин в огромный бизнес с миллиардными оборотами. Сегодняшний мировой рынок по купле-продаже ретроавтомобилей оценивается международными экспертами в €10 млрд в год.
Реальный рынок интересных олдтаймеров в РФ исчисляется несколькими сотнями сделок в год. Все остальное, это – массовые советские автомобили за небольшие деньги, безусловно имеющие историческую и культурную ценность, но не материальную и не коллекционную.
Классические и ретро автомобили в России пользуются ограниченным спросом, а рынок можно разделить на несколько сегментов.
Коллекционные машины, представляющие безусловную материальную ценность, интересуют только серьёзных коллекционеров, частные и профильные музеи и профессиональных инвесторов. Для эффективных вложений нужны специализированные знания, но грамотные инвестиции приносят солидную прибыль своим владельцам.
Ретро автомобили редкие, старше 30 лет, в ценовом диапазоне от от нескольких десятков до сотен тыс евро — пользуются спросом энтузиастов автомотостарины для выездов, в качестве прогулочного и выходного транспорта, диверсификации вложений, а также предпринимателей, использующих эксклюзивный транспорт в коммерческих целях.
Классические советские машины массового сегмента, выпущенные сотнями тысяч и миллионами экземпляров покупаются из ностальгических чувств или в качестве подарка.
Миф второй: Волга ГАЗ 21 дороже классического Мерседес.
На популярных отечественных сайтах нередко за старую советскую машину просят больше, чем за Mercedes или Rolls-Royce такого же возраста на иностранных досках объявлений.
Каждая страна чтит свой автопром. Поэтому Волга — это символ советской эпохи, легенда, кинозвезда. Эта машина мокла под ливнем на улицах Москвы под звуки песни «Опустела без тебя земля». За ней охотился советский Робин Гуд, товарищ Деточкин в фильме «Берегись автомобиля».
Реальные цены на ГАЗ-21, начинаются от нескольких сотен тыс рублей до пары млн рублей (за машину с полной реставрацией в состоянии как с конвейера завода). Дороже стоят редкие правительственные Чайки и ЗИЛы.
Затраты на реставрацию обычной ГАЗ 24 и догонялки ГАЗ 2424-2434 сопоставимые, но рыночная ценность редкой версии с мотором V8 существенно выше.
Миф третий: машины известных людей.
Так сложилось, что машины с историей сразу могут иметь заявленную стоимость в два раза выше, чем обычные.
Если судить по объявлениям — регулярно встречаются предложения с «Волгами» известных космонавтов, академиков, партийных и номенклатурных работников.
Безусловно, подтвержденная документальная история — приятный бонус при покупке олдтаймера.
Но таких экземпляров, что являются настоящей легендой и гордостью отечественного автомобилестроения как бронированный ЗИЛ 41052 президента, что сопровождал Бориса Николаевича даже в зарубежных поездках — единичны. Сегодня этот автомобиль — полноправный экспонат музея Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге.
Миф четвертый: тайные находки забытых гаражей.
Умы многих энтузиастов автомотостарины время от времени будоражат известия о чудесных находках во Франции, Португалии и других странах. Целые гаражи, сараи, амбары, ангары и раритетных машин обнаруживают в старых заброшенных гаражах. Возможно ли такое счастье у нас дома?
Да, возможны находки единичных машин. Но коллекций – нет. У советских людей не было достаточно ресурсов, чтобы собирать коллекции автомобилей. Тем более – тайные.
К сожалению, многие ценные машины, что попали в СССР по репарации после окончания Великой Отечественной Войны, за бесценок были куплены и вывезены в Европу.
Однако, возможность наткнуться на редкий автомобиль есть. Возможно, нас еще ждут находки уникальных Auto Union или других редких машин, считающихся утерянными.
Миф пятый: советский автомобиль – сокровище.
Реставрация советского автомобиля оправдана лишь тогда, когда Вы уверены, что это мечта всей Вашей жизни. В коммерческом смысле — затраты ресурсов в ремонт массовых старых машин (ВАЗ, Москвич, ЗАЗ) не оправданы. Вернуть после ремонта вложенные средства можно только в качестве эмоций и удовольствия за рулем.
Реальную цену на советские машины определяет рынок.
Дорого ценятся заводские Волги догонялки с моторами V8 от «Чайки» и 3-ст АКПП. Также интересны опытно-промышленные и мелкосерийные ВАЗ с моторами РПД, например, ВАЗ-21019 и ВАЗ-21079. Естественно, все правительственные автомобили Завода им Лихачева, а также в цене Чайки, производства Горьковского автозавода.
Миф шестой: за морем телушка полушка, да рубль перевоз.
Иногда кажется, что популярные сайты по продаже авто выдают ошибку в цене. Настолько она высока. Причем, не только на иностранные олдтаймеры, но и на привычные советские Волги/Москвичи.
Обычные 21-ые и 24-ые Волги по 5-6 млн рублей, Чайки и ЗИМы по 10-15 млн рублей, а иностранные автомобили в несколько раз дороже аналогичных на Европейском рынке.
Если высокую стоимость идеально отреставрированных советских машин продавцы пытаются объяснить затратами на реставрацию и дефицитом оригинальных деталей, то европейски или американские машины — чаще дешевле купить за рубежом, привезти и растаможить. Да и выбор гораздо шире.
Срок от покупки машины из Европы до постановки на учет в РФ с оформлением надлежащих документов и соблюдением всех требуемых формальностей занимает порядка недели.
Примеры:
Покупка в Бельгии Ford Gran Torino
Покупка в Германии Порше 911 cabrio 1983 г выпуска
Покупка Land Rover 2a в Европе
Если нужна консультация по покупке классического олдтаймера — пишите/звоните.
Любые консультации для всех энтузиастов автомотостарины — БЕЗВОЗМЕЗДНЫ.
Наша компания предоставляет весь спектр услуг по продаже, поиску и покупке ретро, винтажных, классических и старинных автомобилей. Специалисты нашей компании с удовольствием проведут консультации по вопросам выбора и покупки ретро автомобилей, осуществят поиск конкретного ретро автомобиля по критериям заказчика. С большим интересом и знанием дела мы примем участие в грамотном составлении коллекций олдтаймеров и поиске редких моделей винтажных и ретро авто.
Компания «Ретролегенда» создана энтузиастами олдтаймер-движения, коллекционерами и любителями ретроавтомобилей. История нашего увлечения классическими автомобилями берёт начало в середине 1990-х годов, когда немногочисленные олдтаймеры стали появляться на улицах российских городов. Сначала ретромобили приобретались для себя и для друзей. Тогда же мы начали принимать участие в первых олдтаймер-ралли и выставках. Старинных автомобилей в наших гаражах становилось всё больше. Когда хобби стало превращаться в бизнес, мы и решили создать компанию «Ретролегенда».
Первые машины были привезены в конце 90-х годов из Германии, а спустя несколько лет, география поиска и покупки раритетной техники значительно расширилась. В настоящее время наша компания имеет налаженные деловые связи не только в странах западной Европы, но также активно сотрудничает с партнерами в США, Канаде и Японии.
За последние годы нашими стараниями в Россию попали уникальные ретро автомобили таких марок, как Aston Martin, Auburn, Bentley, Bugatti, Cord, De Dion Bouton, Delahaye, Delaunay-Belleville, Duesenberg, Ferrari, Jaguar, Hispano-Suiza, Horch, Isotta Fraschini, Lorraine-Dietrich, Mercedes-Benz, Packard, Panhard Levassor, Pierce Arrow, Porsche, Rolls Royce, Studebaker, Stutz, Tatra и многие другие редчайшие машины, которые пополнили частные коллекции российских любителей исторических автомобилей.
Услуги компании
Сотрудники компании «Ретролегенда» с удовольствием помогут вам подобрать и приобрести любой уникальный автомобиль, мотоцикл, трактор, а также другую необычную раритетную технику. Наши услуги:
— продажа ретроавтомобилей, классических олдтаймеров и янгтаймеров
— консультации по вопросам выбора и приобретения автомобилей
— поиск автомобилей по критериям заказчика
— составление автомобильных коллекций, поиск редких автомобилей
— продажа и поиск редких современных автомобилей
— приём классических автомобилей на комиссию, trade-in
— участие в международных автомобильных аукционах по поручению заказчика
— проведение мероприятий с участием ретроавтомобилей: выставки, олдтаймер-ралли, автопробеги
Особенности поиска и покупки олдтаймеров за границей обусловили наше сотрудничество с таможенными и пограничными службами РФ, органами ГИБДД, банками, страховыми и транспортными компаниями.
Раритетные отечественные автомобили, которые сегодня стоят миллионы (13 фото)
Ни для кого не секрет, что в наши дни спрос на ретроавтомобили довольно высок, а популярные ранее модели автомобилей сохранились сейчас в мизерных количествах. Предлагаем вам ознакомиться с самыми редкими и дорогостоящими в наши дни автомобилями из прошлого.
ГАЗ-61 — полнопривордный вариант шестицилиндровой «эмки». В 1941-1942 гг. таких машин собрали всего 193. На сегодня известен один (!) сохранившийся, тщательно отреставрированный экземпляр. Зато он точно оригинальный — известен еще с советских времен, когда участвовал в парадах ретротехники. Тогда, кстати, говорили, что во время войны именно на этой машине возили маршала Конева.
ГАЗ-11-73 — модернизированный вариант «эмки» с 6-цилиндровым 76-сильным мотором, измененной подвеской и иными деталями. Модель так и не стала массовой, в 1940-1946 гг. понемногу собрали всего 1177 экземпляров. Известных сохранившихся — не более десятка. Причем большинство автомобилей столь сильно переделаны, что им требуется даже не реставрация, а скорее воссоздание.
ЗИС-101 — первый советский серийный представительский лимузин. Сделали машин относительно много — 8066 и еще 675 модернизированных ЗИС-101А. Это, кстати, рекорд для легковых автомобилей московского завода. Единицы ЗИС-101 попадали и к частникам. Скажем, на таком автомобиле в конце 1930-х возили писателя Алексея Толстого. Сегодня лимузинов осталось, вероятно, от силы пара десятков. Практически все в частных коллекциях. Стоимость реставрации… страшно сказать!
КИМ-10 — первая советская модель, предназначенная, в первую очередь, частникам. В 1941-м в серию пошли закрытые КИМ-10-50 и кабриолеты КИМ-10-51. Сохранилось девять-десять экземпляров. Кабриолет — один и представляет собой небогатый набор деталей кузова. В хорошем состоянии известны четыре-пять машин, в том числе три — в музеях в Москве и на Урале.
Москвич-400-420А — кабриолет на базе первого Москвича. В 1948-1952 гг. изготовили 17 744 машины, что, кажется, совсем немало. Но многие просто сгнили, на иные еще в давние времена наваривали крыши, некоторые стали жертвой любителей тюнинга. Прилично сохранившихся машин сегодня считаные десятки, вряд ли больше сотни. Хорошо отреставрированных — еще меньше.
ГАЗ-М20 Победа кабриолет. В 1949-1953 гг. собрали 14 222 автомобиля. Но многие попадали в государственные учреждения, а некоторые даже в такси. А такие экземпляры, как известно, не берегли. Поэтому открытых Побед тоже нынче немного. Периодически всплывают переделки из стандартных седанов, но это — отдельная история.
Москвич-423/423Н — первый советский массовый универсал. Машин первого поколения с 35-сильным двигателем Москвич-402 сделали в 1957-1958 гг. всего-то 1525 штук. Сохранились ли более-менее оригинальные образцы — непонятно, поскольку владельцы вслед за заводом, постоянно совершенствующим серийные модели, улучшали и свои экземпляры. Москвичей-423Н с двигателем в 45 л.с. и иной отделкой (существовало несколько ее вариантов) сделали куда больше — 29 562. Но очень многие попадали в государственные учреждения, что сохранности не способствовало. Поэтому любой универсал серии 423 нынче редкость.
Москвич-410/410Н/411. Не меньшая редкость — полноприводные Москвичи, которые делали в 1957-1961 гг. Седанов 410 и 410Н с моторами в 35 и 45 л.с. собрали 7580 экземпляров, 45-сильных универсалов и вовсе 1515. Седанов сохранились, вероятно, несколько десятков, а оригинальных универсалов лишь единицы.
ГАЗ-М21 Волга. Коллекционеры, как известно, особо ценят Волги первого поколения — со звездной решеткой радиатора. Но их выпустили около 32 тысяч, и таких машин сохранилось относительно много. Настоящая редкость — версия с автоматом. Подобных седанов (кстати, в основном, с отделкой уже второй версии) собрали лишь около 700 и большинство переделали на обычные коробки еще в прошлой и позапрошлой жизни. Сохранившихся оригинальных машин вряд ли более пяти.
ГАЗ-22. Универсалов на базе «двадцать первой» сделали около 25 тысяч, но подавляющее большинство шли в госучреждения, откуда, как правило, списывались в металлолом. Сегодня один сохранившийся универсал приходится примерно на сотню седанов. Хорошо отреставрированные, разумеется, очень дороги. Остальные, как правило, в плачевном состоянии, а некоторые и вовсе переделаны из «санитарок».
ЗАЗ-965 Запорожец. Редкость — первые машины 1960-1962 гг. с характерными указателями поворотов на крыльях и ранним 23-сильным двигателем рабочим объемом 0,75 л. Таких Запорожцев сегодня от силы десятки, а уж с родным мотором и того меньше.
Москвич-2141S0/S5 Дуэт. Продукция завода Москвич рубежа 2000-х с самого начала во многом была обречена на раритетность. Удлиненные седаны и хэтчбеки с разными моторами (часть даже полноприводные!) делали в небольших количествах, по сей день точно не установленных, поскольку некоторые учтенные кузова так и не превратили в автомобили. Среди раритетов и двухдверные Дуэты с моторами ВАЗ и Renault. Собрали таких полтора десятка, зато все или почти все, скорее всего, сохранились.
ГАЗ-3111 Волга — еще один раритет новейшей истории. Некоторые воспринимали таковыми уже и новые машины и были правы. Всего в разных комплектациях сделали 347 экземпляров. Большинство живы до сих пор. Появление ГАЗ-3111 и сейчас приветствуют даже на некоторых фестивалях ретротехники.
«Не я машину прославил, а она меня». Кто и зачем покупает ретро-автомобили на Урале
Фото: Наталья Чернохатова
Это только на первый взгляд автомобили старые! Коллекционеры ретро-машин вложили немалые деньги, чтобы их ласточки смогли презентабельно выглядеть и быть на ходу, несмотря на возраст. Сегодня в Екатеринбурге проживают около сотни собирателей раритета на колесах: они годами охотятся на конкретную машину, везут ее из-за океана и тратят сотни тысяч рублей на восстановление авто.
***
Анатолий Скоробогатых — единственный в России обладатель ГАЗ-А Ford. Машина досталась ему сорок лет назад, а обстоятельства покупки звучат так же сказочно, как и история ее прежнего хозяина. Все началось еще в 1929 году, когда советские работяги стали комплектовать машины из американских запчастей. Во время холодной войны был отдан приказ избавиться от всего американского, и за три дня в Москве, Петербурге и Киеве все заморские авто были уничтожены. Кроме одной.
По стечению обстоятельств, машина находилась на Урале и досталась главному инженеру завода «УралЗолото». Хозяин даже набивал раритету цену, мол, в салоне сидел сам Серго Орджоникидзе! Впрочем, миф вскоре разрушился. Нынешний владелец — уральский коллекционер ретро-автомобилей Скоробогатых — выкупил машину после смерти предыдущего владельца у его дочери.
— Машина уникальная, и с ней я много снимался в фильмах, — рассказывает коллекционер. — Был на Свердловской киностудии и на Ленфильме, и на Мосфильме. С великими актерами контакт держал! Получается, это даже не я машину прославил, а она меня… Ведь раньше какая зарплата была? Сто рублей в месяц. А у меня эти деньги могли появиться за один съемочный день.
Сегодня Анатолий добивает коллекцию вместе со своим сыном: ищут машину, заказывают фуру и в путь. В музее ретро-автомобилей на Реактивной, 81 уже стоят 120 экспонатов — 27 личных, остальные — от других собирателей. Порой реставрация ласточки обходится дороже, чем приобретение. Это подтверждает механик Илья Кулешов. Часть автомобилей его клиентам переходит по наследству, и таким образом родственники хотят сохранить историю. Поэтому задача перед механиками — не только навести лоск на кузове и в салоне, но и поставить на ход.
— Какие-то детали ищем на автомобильных разборках, какие-то — на свалках вторчермета, куда машины свозят на металлолом, — делится Илья Кулешов. — Раньше у нас даже был склад запчастей, который собрали трое механиков за время работы. И детали ждали своего часа.
Недавно в салон привезли «Волгу» 1968 года, хозяин — директор одного уральского завода. Ранее он уже отдал 150 тысяч рублей за покраску — и это еще дешево, отмечает эксперт. Теперь задача механиков — перебрать двигатель и перешить салон. Цена вопроса — 300 тысяч рублей.
Впрочем, часть собирателей копошится с внутренностями автомобилей самостоятельно, утверждает коллекционер и председатель клуба Old Motors Константин Барыкин. Он сам починил несколько машин, и сегодня в его гараже соседствуют два «Москвича», «ГАЗ 21», «ГАЗ М1», «ВАЗ-2102» и гордость коллекции — «Линкольн Континенталь» 1980 года.
Фото: Наталья Чернохатова
В Россию машина попала в начале 1990-х, поэтому должного ухода за собой не получила. Раритет в итоге Константин отыскал на Avito.
— Машина в России давно, но кому принадлежала — не знаю. Могу лишь сказать, что простые люди такими не владели, — рассказывает Барыкин. — Я купил ее в Краснодарском крае. Бывший хозяин приобретал ее, чтобы восстановить и кататься, но, как только перегнал в гараж, забыл о машине на четыре года. Когда я за «Линкольном» приехал, владелец даже не смог найти ключи.
Герой отмечает, что коллекционерами движет особый интерес: во-первых, это живая история — всегда любопытно посмотреть, что представляет из себя автомобиль, сделанный 70 лет назад; во-вторых, на таком приятно выделиться в потоке транспорта. Но, как и любую историю, историю на колесах нужно сохранять. С удовольствием погружается в ретро и заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский: политик занимался автомобилями, которые уже в мае будут на выставке в музее УГМК в Верхней Пышме. Время, проведенное с раритетом, очень запоминается, признается чиновник.
— Бывает, по выходным получается выбраться и поковыряться в машине. Подключаю к этому делу сына: своими маленькими ручками он прикручивает гайки. Незаменимый помощник, — отмечает замглавы региона. Гордость коллекции Высокинского — «Чайка ГАЗ-13», на ней он не раз появлялся на закрытых мероприятиях истеблишмента.
Фото: Наталья Чернохатова
Другая сторона медали — отток коллекционеров с Урала: состоятельные люди уезжают за границу или поближе к центру страны, поэтому реставрация и собирательство ретро-автомобилей в Свердловской области находится на низком уровне. Сказывается это и на видах автомобилей, которые уральцы заполучают в коллекции.
— Если раньше люди хотели собирать дорогие марки, то сейчас это все сводится к уровню «копейки», 24-й Волги — это малобюджетные варианты, — рассказывает механик-реставратор ретро-мотоклуба ЗКС Дмитрий Иванов. — Последние два года меньше работаем на Урал, чем на другие города. Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Владивосток — у них есть деньги.
По мнению эксперта, коллекционирование ретро-авто может существовать только тогда, когда в стране финансовая стабильность: даже для состоятельных людей дело может стать нерентабельным, если они не горят им. Многие распродают то, за чем они охотились годами. Поэтому увидеть раритет на колесах сегодня можно только в двух открытых музеях Екатеринбурга и, если вам повезет, в элитных особняках.