Колхозный тюнинг авто ссср
Тюнинг в СССР: Как советские водители улучшали свои машины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вопрос улучшения автомобиля сегодня волнует многих автовладельцев. Но даже в СССР, когда, казалось бы, все должны быть одинаковым, водители делали машины особенными. Порой получались довольно интересные проекты.
1. Набалдашник руля КПП
Одна из самых популярных доработок салона автомобиля в СССР – замена ручки рычага коробки передач. Родной набалдашник свинчивался, и вместо него накручивался новый, высокохудожественный вариант, кустарно изготовленный из пластика или эпоксидной смолы.
Наибольшей популярностью пользовались ручки с цветами (особенно розами), насекомыми, пауками, скорпионами.
2. Оплетка на руль
Большинство советских автомобилей не могло похвастаться удобным рулем. Стандартная «баранка» была сделана из черного пластика и неприятно скользила в руках, особенно у начинающего водителя. Именно поэтому оплетка руля, сделанная из проводов, капельниц или капроновой нити от бельевой веревки, считалась не только красивым, но и полезным улучшением. Такой руль был толще и лучше лежал в руках.
Водители, которые не могли себе позволить такое улучшение, довольствовались более бюджетным вариантом. Они обматывали обод простой изолентой.
3. Катафоты
Катафоты были одним из основных видов украшений на советских велосипедах. Также их часто крепили и на обычные машины. Зачем? Красные, оранжевые, желтые и белые стекляшки очень красиво блестели на солнце.
4. Колеса и покрышки
Многие представительские автомобили, а также военная техника, выезжавшая на парады, часто украшалась белыми полосками на колесах (флипперами). Такой способ тюнинга водители применяли и на обычных машинах. Также довольно эффектно смотрелись хромированные колпаки на колесах автомобилей 1950-60-х годов.
5. Чехлы на сиденья и массажная накидка
Вплоть до 1980-х годов автомобильная промышленность СССР не выпускала чехлов для автомобильных сидений. Поэтому многие водители делали их своими руками. Самые популярные варианты были из плотной ткани, задний диван делали из цельного ковра.
Сиденье водителя нередко оснащалось массажной накидкой. Сделанная из деревянных роликов, она должна была сделать долгое нахождение за рулем более комфортным.
6. Монетки под стеклом
Копейки под лобовое стекло втыкали многие автолюбители, но больше всего этим «грешили» водители автобусов.
7. Шторки
В годы СССР тонирование стекол не было распространено по причине отсутствия пленки. Лишь на самых престижных машинах, таких как «Чайка» и ЗиЛ, пассажиры скрывались от внешнего мира за шторками. В попытках их скопировать, самодельные шторки появлялись на «Жигулях», «Волгах» и «Москвичах».
8. Вентилятор
Советские автомобили были лишены климат-контроля и кондиционера, но проблема летней жары была весьма актуальной. Поэтому небольшой вентилятор считался очень полезным устройством в салоне.
9. Наклейки
Как и сейчас, во времена СССР машины, выезжающие за границу, маркировались специальными наклейками на заднем стекле. Это были черные буквы SU в белом овале. Очевидно, что автолюбитель, который побывал «за бугром», имел особый повод для гордости.
Почетные места на торпедах «Жигулей» и «Москвичей» нередко занимали переводные картинки с заморскими и отечественными красавицами.
10. Игрушки на фаркопе
Фаркоп, специальный крюк для крепления прицепа, сейчас встречается не так часто, как несколько десятилетий назад. Но водительская привычка украшать его детскими игрушками осталась. Особенно жутко смотрится голова пупса с закатившимися глазами и спутанными грязными волосами.
11. Брызговики
Сложно объяснить причину популярности брызговиков как элемента автотюнинга. Тем не менее, именно эта часть автомобиля постоянно украшалась советскими водителями. Сюда цепляли значки и катафоты.
12. Вещи на задней полке
Пока автомузыка еще не появилась в каждом автомобиле, задняя полка действительно использовалась для хранения вещей. Подушка и футбольный мяч могли пригодится в дальней дороге, а красная фуражка сотрудника МВД якобы спасала от штрафов.
13. Жидкость в фарах
Фары на советских машинах не были герметичными, поэтому запотевали и ржавели. Чтобы убрать водяной пар, в фару заливали тормозную жидкость. Она впитывала воду, и фара оставалась чистой и сухой.
14. Эмблемы автомобилей
Эмблемы советских автомобилей также стали элементом внешнего тюнинга. Хромированный элемент с передка «ушастого» «Запорожца» стал универсальным украшением как для легковушек, так и грузовиков и автобусов. А «чайка» с капота багажника ГАЗ-21 или эмблема УАЗ – идеальный вариант для любой легковушки.
В годы СССР у водителей часто не было возможности тюнинговать машину «по полной». Современным водтелям нужно знать о 7 улучшениях в автомобиле, за которые можно получить билет на штрафстоянку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как закалялась сталь (история советского тюнинга)
Среди современных автомобилистов, увлекающихся модернизацией собственного автомобиля с целью улучшения его динамических характеристик, бытует мнение, что увеличение мощности и тонкая настройка (а именно так в буквальном переводе звучит слово «tuning») двигателя и подвески – это, по крайней мере, в нашей стране достижение нового тысячелетия. Считается, что советские автомобилисты 50-х-60-х просто ездили на «победах» и «москвичах», не занимаясь их серьезной доводкой.
В действительности же в нашей автомобильной истории есть страницы, которые по праву можно назвать тюнинговыми.
Как это было
Не смотря на то, что автомобилей в те годы было очень мало, различные физкультурно-спортивные общества (вроде ДОСААФа) пропагандировали спортивные соревнования – причем не при участии профессиональных спортсменов, а среди «шоферов-любителей».
Подобные мероприятия организовывали с целью «повышения экономии топлива и мастерства вождения», что не вызывало увеличенного износа механизмов или их поломок, но благоприятно сказывалось на отношении водителей к техническому состоянию собственных автомобилей.
Конечно, автомобили тех лет не подвергались «музыкальному» или «эстетическому» тюнингу – все изменения касались лишь двигателя и ходовой части, главной целью которых являлось повышение мощности и, как следствие, максимальной скорости. Конечно, неоновая подсветка днища, прямоточный глушитель и 12-дюймовые сабвуферы выглядят (да и звучат) куда эффектнее, чем незаметные внешне изменения «железа», но именно они позволяли водителям тех лет не только состязаться, но и побеждать в любительских соревнованиях. На американские четверть мили в те годы, естественно, заезды не устраивали, но, как говорится, гонялись вовсю.
Конструктивные изменения
Итак, энтузиасты автоспорта уже полвека назад занимались серьезной доводкой двигателя и ходовой части, внося конструктивные изменения, благодаря которым повышалась максимальная мощность и улучшались динамические показатели.
«Тюнинговых дел мастера» уже тогда понимали, что «выжать» из двигателя больше лошадиных сил можно при повышении степени сжатия с одновременных применением высокооктановых (как по тем временам) бензинов Б-70 и А74. Для этого устанавливали более тонкую медную прокладку головки блока цилиндров.
Но и это далеко не все изменения! Для повышения мощности предлагалась. установка двух карбюраторов на двигатель, а также их специальная мощностная регулировка, которая заключалась в увеличении производительности главного топливного и воздушного жиклеров.
Поклонники «тюнинга» понимали, что более мощный двигатель нуждается в лучшем охлаждении. Для повышения интенсивности охлаждения устанавливали расширительный бачок большего объема и даже дополнительный водяной радиатор, а также маслоохладитель от ГАЗ-51. Впрочем, отдельные энтузиасты увеличивали емкость картера до 8-9 литров (на «Победе») или до 4 литров («Москвич»).
Простая контактная система зажигания также подвергалась существенным доработкам: рычажок прерывателя фиксировали дополнительной пружиной и… устанавливали две свечи на каждый цилиндр (Twin Spark!) с установкой двух катушек зажигания и двойного «трамблера».
Естественно, не обходилось без применения более «холодных» свечей зажигания – при повышении степени сжатия свыше 7 рекомендовали применять свечи с калильным числом 220-225.
Быстрому мотору полагалось специальная смазка – но не гоночная «синтетика» SAE 10W60, а масло СУ с добавлением в него 1-2% коллоидального графита. Для уменьшения трения в механизмах силовой передачи в трансмиссии применяли то же машинное масло СУ с присадкой 0,5% олеиновой кислоты, дизельное масло с присадкой АЗНИИ-4, смесь гипоидной смази с машинным маслом СУ и даже… авиационное масло МС-20. Одним словом, к доработкам «четырехколесных коней» в то время подходили серьезно и ответственно, заряжая «победки» и «москвичики» по всем канонам тюнинга.
7 убойных приемов советского автомобильного тюнинга
Истинных автолюбителей всегда заботит вопрос: как сделать своего четырехколесного друга лучше и интереснее, как выделить его среди тысяч металлических собратьев на дороге?
Даже в СССР эта тема была актуальной, хотя на каждом углу кричали о равенстве и одинаковости. Но тогда водители тоже старались изменить свои авто, используя для этого смекалку и подручные средства.
Оплетки на руль
Почему-то советский автопром совершенно не интересовали рули, и их делали из тонкого черного пластика, который неприятно скользил в руках. Особенно такая ситуация мешала вождению в жаркие дни, когда потели ладони, или в холодные зимы, во время которых водители носили перчатки даже в машинах.
Тогда люди стали использовать свои собственные идеи для усовершенствования руля, которые быстро шли в массы. Чаще всего в ход шли толстые полые провода или капельницы, из которых умельцы плели красивые оплетки.
Чуть позже на некоторых фабриках стали делать оплетки из капроновой бельевой веревки и продавать их.
Водителям оставалось только обтянуть руль.
Другие использовали кожу и веревку, не желая возиться с пластиком.
Были и такие, кому комфорт был важен, а красота нет, и они просто обматывали руль проводами или изолентой — результат был быстрым и эффективным.
Набалдашник руля КПП
Это одна из самых популярных модификаций в Союзе. Ручка родного рычага коробки передач свинчивалась и заменялась на яркую и художественную работу: прозрачные ручки с объемным рисунком.
Делались они весьма просто из оргстекла или эпоксидной смолы, и найти их можно было у «рукастых» знакомых, которые зарабатывали своим мастерством, изготавливая такие ручки.
Для непредвзятых водителей огромными партиями делали цветочные набалдашники с розами или астрами.
Дерзкие лихачи выбирали пауков или скорпионов, чтобы показать свое бесстрашие.
Члены партий и ярые коммунисты украшали ручки КПП ликами вождей.
А вот после Олимпиады-80 появились горы ручек с мишками, которые пачками расходились среди спортсменов и фанатов.
Колеса
Классический, слишком ординарный вариант в виде черных шин некоторых не устраивал, и они брали пример с иностранных автомобилей — использовали флипперы вайтволлы.
Это белые накладки, которые делали шины яркими и заметными.
Позже флипперы стали не только белыми, но и других цветов.
Те, кто не имел средств на подобную диковинку, мог использовать обычную краску яркого цвета, чтобы получить эффектный результат.
Другие же водители, кто не скупился на свою машину, часто украшали колеса хромированными колпаками.
Чехлы на сиденья
До 1980-х годов в СССР не производились накладные чехлы для авто, и водителям приходилось использовать смекалку, чтобы защитить родную обивку и продлить срок ее службы.
Чаще всего в ход шли плотные пледы или покрывала.
Умельцы шили «неуязвимые» чехлы из старых ковров. Правда, в те годы было мало желающих снять ковер со стены ради машины, ведь он считался модным и респектабельным декором. О том, что значили узоры на советских коврах, мы рассказывали в этой статье.
Люди с золотыми руками и тут находили способ для заработка, сплетая массажные накидки из деревянных роликов. Такие чехлы не только надежно защищали обивку, но и делали вождение более комфортным, особенно если речь шла о дальних расстояниях.
Шторки
Опять же в Союзе не была предусмотрена защита от яркого солнечного света, и водителям приходилось «выкручиваться» самим.
В ход шло все: от обычной ткани…
… до пластиковых бельевых веревок.
Позже, в 1980-х, появились пластиковые решетки, которые пользовались спросом у нового поколения водителей.
Да и лобовое стекло нередко «тонировали» бахромой с кисточками или шариками.
Водители автобусов часто украшали переднее стекло кантом из монеток.
На многих советских автомобилях можно было заметить жидкость, налитую в фары. Это не заводской брак, а деятельность заботливых владельцев машин.
Дело в том, что фары тогда делали негерметичными, а потому они запотевали и ржавели. Заливая в фару немного тормозной жидкости, водители убирали водяной пар, и фара оставалась сухой и чистой.
Еще в ход часто шли катафоты. Эти световозвращающие накладки предназначались для велосипедов, но водители авто использовали их, чтобы повысить свою видимость на дорогах.
Их крепили по бокам машины, на дверках и даже на брызговиках.
Наклейки
Украсить своего друга наклейками было очень круто. Те, кто часто ездил за пределы СССР на машине, выбирали надпись SU (Советский Союз), чтобы показать свою принадлежность.
Вместо секса: любительский тюнинг эпохи СССР
Зуд совершенства присущ технарям всех времен и народов. И в стране «железного занавеса», СССР, где, как известно, не было даже секса, тюнинг все-таки существовал. Причем в разных воплощениях.
Доводка (по-нынешнему – тюнинг) техники в стране жуткого дефицита автомобилей была распространена всегда – как минимум потому, что дефицит запчастей был не менее жутким. Люди вынужденно «химичили» и мастерили, чтобы поддерживать свои древние машины на ходу. Приспосабливали узлы от других моделей, убирали лишние детали, резали, кромсали. Никого не удивляли чудовищно задранные «четыреста первые» с мостами от «четыреста седьмых», монстроподобные «газики» с крыльями от ЗИЛов, не говоря уже о трофейных BMW с приваренным багажником от «двадцать первой» Волги и Победы с фонарями от «двадцать четверки». Но сегодня мы поговорим не о тюнинге поневоле, а о тюнинге от души. Он тоже был, даже в самые дремучие семидесятые, хотя сегодня у многих вызывает лишь снисходительную улыбку.
Помощь промышленности
Как таковые товары для автолюбителей (так в советские годы называли всех владельцев «легковушек») отечественная промышленность, конечно, производила, но полезных устройств, аксессуаров, дополнительных элементов декора и тем более прочих излишеств было откровенно мало. Редкий пример – разработанный в 1963-м году на Ставровском заводе автотракторного оборудования комплект омывателя лобового стекла для самостоятельной установки на машины, где его не было – то есть, на все, кроме Волги. Из широкодоступных фабричных деталей владельцам оставались разве что противотуманки. Особенно котировались «гэдээровские» (производства ГДР – Германской Демократической Республики) – блестящие, стильного вида. Правда, хромированными могли быть и наши фары, а кроме того, в пору, когда в стране работали все заводы, буквально «за бутылку» отхромировать можно было что угодно: корпуса фар, воздухоочистителей, клапанные крышки двигателей… И автолюбители часто это делали.
Что касается хрома – блестящие колесные колпаки всех мыслимых типов гуляли без разбора по всем устаревшим моделям, а также по грузовикам и «уазикам», от рождения обделенных хромом. Интересно, что на рубеже 1970-80-х в Союзе появилась мода ездить без колпаков – по-спортивному, как раллисты. В некоторых регионах ГАИ боролась с этим явлением, но к середине 1980-х от такого вида декора начали отказываться и автозаводы – ВАЗ, АЗЛК, «Ижмаш». С другой стороны, помнится, в 1970-1980-е в стране существовали лишь считанные модели нестандартных колесных колпаков – две-три похожих на мерседесовские той поры, и еще одна – с выпуклыми секторами-спицами серебристого цвета, закрывающими черный фон.
И если говорить о колесах, то, конечно же, можно было купить в магазине флипперы (2,60 – 3,00 руб.) – белые боковины для шин. Правда, подолгу ездили с ними лишь истинные эстеты, поскольку в суровых дорожных условиях СССР колеса с белыми резинками вдоль диска требовали особого ухода. К тому же качество было разным – некоторые флипперы желтели, другие чернели, впитывая в себя сажу из резины покрышек.
Естественно, в условиях, когда даже замена поворотников на аналогичные от родственной модели оговаривалась в ПДД, ни о каком внешнем дополнительном обвесе речь не шла. Максимум, что могло присутствовать на автомобилях – капроновые клипсы-накладки на торцы дверей с цветными катафотиками, призванные защищать краску от повреждений на парковке.
Сделай сам
Если продолжить тему колес на предмет самодеятельного тюнинга, мы можем выйти на самых безбашенных советских тюнеров – тех, кто делал колеса-«разварки». Так называли расширенные колесные диски, сваренные из двух обычных – другого способа получить мало-мальски нестандартные колеса тогда не было. Впрочем, широкой резины (да и неширокой тоже) также не было, поэтому на разварки натягивали стандартные шины. В поворотах на скорости их протектор выгибался дугой, и машина теряла управляемость – красота порой собирала свой урожай ничем не оправданных жертв…
На этом фоне совершенно безобидно выглядели упражнения неспокойных автолюбителей с брызговиками. Их расцвечивали на свой лад, оковывали нержавейкой, подвешивали на цепочки, украшали катафотами и оленями, увеличивали до невероятных размеров, вырезая из подъездных ковриков. Дизайнеры Sparco, наверное, до сих пор плохо спят по ночам… Брызговики полагались каждому автомобилю согласно ПДД, их наличие проверялось при ежегодном техосмотре, поэтому придраться даже к самым вычурным конструкциям не мог ни один гаишник.
Хрестоматийным примером советского тюнинга стали рукоятки рычага переключения передач. Могу подтвердить многочисленные изыскания на эту тему коллег-журналистов личным опытом. Пару лет назад, восстанавливая оригинальность любимой «копейки», я задумал вернуть на место вышеупомянутый штатный «набалдашник». За три дня поисков по разборкам, авторынкам и блошиным рядам я увидел десятки образцов самого разного «рукояточного» тюнинга – от откровенно лагерных изделий из плексигласа с цветными розами до фабричных образцов с хромированными микромодельками под стеклом. И только один родной тольяттинский шарик – который и купил, невзирая на посредственное состояние.
Вплоть о середины 1980-х в моде была такая, в общем-то, полезная «опция», как оплетки руля. Подсознательно понимая, что толстый обод руля удобнее стандартного тонкого, водители СССР едва ли не поголовно одевали свои баранки в плетеные чехлы. Ошибочно думать, что для этого требовался тонкий изолированный провод и умелые руки – отнюдь, в магазинах продавались готовые чехлы, которые нужно было лишь «зашнуровать» по инструкции. Чуть позже плетеных появились «кожаные» чехлы на кнопках – тоже заводские, но более эстетичные. Куда реже в брежневские времена можно было встретить меховые рули, не говоря о сиденьях – и организовать, и оплатить такой тюнинг мог уже не каждый. Да не каждый и хотел.
Прямое заимствование
За скудностью других вариантов достаточно распространенным был еще один вид тюнинга – установка на автомобиль декоративных деталей от других моделей. И речь не только о вышеупомянутых колесных колпаках. Настоящим шиком было иметь на багажнике «чайку» от 21-й Волги. Но достать такую «птицу» было непросто всегда, поэтому большинству приходилось довольствоваться деталью похожего назначения от ВАЗ-2102. Кстати, на Жигулях, где крышку багажника приходится придерживать за кнопку или вставленный в нее ключ, эта блестящая «двоечная» лапка в самом деле полезна.
«Чайка» от Волги на багажнике
Чего не скажешь, например, о светомаскировочных насадках армейского образца, которые надевали на свои фары некоторые оригиналы. Не стеснялись и заимствования другого военного аксессуара – многозвенной складной антенны от командирских «Газиков», длины которой хватало от переднего крыла до заднего бампера.
Едва ли не пределом интерьерного шика была установка под торпедо простых моделей ВАЗов или Москвичей «бороды» от «шестерки» или «семерки». В нее можно было установить кучу модного допоборудования: магнитолу, термометр, какую-нибудь лампочку…
А кто-то просто лепил на свой Москвич или «горбатый» жигулевские «хромулины». Особенно распространен был вариант с нижними молдингами «копейки» – многие владельцы ВАЗов снимали их со своих новых машин, опасаясь коррозии порогов, и эти детали несложно было купить с рук. А как любили все хромированную «стрелу» с передка ЗАЗ-968! Она отлично подходила и на радиатор Волги, и на капот Газона, в общем, хром – он и в СССР хром, и несмотря на происхождение, мог украсить собой что угодно. А еще, чтобы не отстать от моды, в конце 1970-х можно было просто положить на заднюю полку седана красивый футбольный мяч – конечно же, кожаный, других тогда просто не делали.
Скромный, но радующий
Собственно, вот таким в общих чертах он и был – массовый советский тюнинг. Бесхитростный, наивный, доступный в принципе всем желающим. И что интересно – в итоге желающие эти были не менее счастливы, нежели теперешние обладатели «Мерсов» и «Поршей» с шильдиками AMG или, скажем, Gemballa… Но это уже тема совсем другого разговора.