Колхида автомобиль кто выпускал

БОРТОВАЯ «КОЛХИДА»

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В 1967 году Кутаисский автозавод перешел на выпуск автомобилей семейства «608». Их принципиальными отличиями от предшественников 606-й серии стали V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-130Я5 и трехместная откидывающаяся кабина. Причем наряду с базовым седельным тягачом КАЗ-608 заводчане рассчитывали поставить на конвейер еще две модификации: длиннобазный бортовой грузовик КАЗ-608Г и седельный тягач КАЗ-608Б с двухскоростным задним мостом. Работы по созданию и доводке этих машин велись практически параллельно и имели схожий финал… Сегодня – рассказ о первой их этих машин.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В свое время история бескапотных КАЗов началась именно с бортового грузовика: первый опытный «пятитонник» с оригинальной кабиной и агрегатами от серийного капотного тягача КАЗ-120Т вышел на испытания в начале 1958 года. То был прототип, пока еще кардинально отличавшийся внешне от будущих Колхид.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Первые же опытные образцы, в дизайне которых уже явно просматривались черты последующих серийных машин, появились осенью того же года: ими стали бортовой грузовик КАЗ-605 и седельный тягач КАЗ-606. Доводка машин и подготовка производства заняли еще почти три года: лишь в 1961-м с конвейера начали сходить тягачи КАЗ-606 (до конца года успели собрать 83 штуки). Выпуск же бортовой модели отложили, поскольку мощностей завода все равно не хватало даже для удовлетворения потребностей народного хозяйства в тягачах.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

К теме бортового грузовика на заводе эпизодически возвращались и даже строили очередные опытные образцы КАЗ-605 (в т.ч. и выставочный для ВДНХ СССР), однако лишь с освоением тягачей 608-серии у кутаисских «бортовиков» появился реальный шанс войти в номенклатуру основного производства.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Ключевым моментом в их истории стал 1969 год, когда в соответствии с распоряжением Главного управления по производству грузовых автомобилей Минавтопрома на автополигоне НАМИ были проведены заводские испытания этих машин в объеме 25 тысяч километров пробега. Их целью значилась оценка эксплуатационных качеств и надежности кутаисских грузовиков для принятия решения о целесообразности их представления на Государственные испытания – последний экзамен, сдав который, новые модели получали «зеленый свет» на пути к конвейеру. Для испытаний в Дмитрове экспериментальным цехом Кутаисского автозавода в том же 1969-м были построены два образца бортовых грузовиков, получивших марку КАЗ-608Г. Интересно, что они не были абсолютно одинаковыми: на образец №1 была установлена опытная кабина с цельноштампованными дверьми, снабженными поворотными форточками, измененными оконными проемами, менее выпуклыми ветровыми стеклами, усиленными передними стойками и стеклоомывателем.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Что же представлял собой КАЗ-608Г образца 1969 года? Его рама была унифицирована с рамой «седельника» по профилю лонжеронов, но имела заметно большую длину – величина колесной базы, к примеру, была увеличена с 2900 до 3800 мм. На задней поперечине рамы был смонтирован буксирный прибор, поскольку предполагалась регулярная работа КАЗ-608Г в сцепке с «зиловским» прицепом ГКБ-817 полной массой 7,5 т. В отличие от более ранних опытных машин, образцы 1969 года получили цельнометаллическую грузовую платформу вместо деревянной. Фактически она представляла собой укороченную на одну секцию платформу полуприцепа КАЗ-717 – то есть по бокам у нее осталось по два открывающихся борта вместо трех на полуприцепе. Центральные стойки боковых бортов для облегчения процесса погрузки могли откидываться на петлях, а сами борта имели отверстия для установки надставок или дуг тента. Поскольку платформа была максимально сдвинута вперед, места для размещения «запаски» за кабиной, как у седельного тягача, уже не осталось, и ее пришлось перенести в задний свес рамы.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Двигатель (150-сильный ЗИЛ-130Я5), 5-ступенчатая коробка передач с дистанционным приводом и передняя подвеска (в ней использовались основные рессоры задней подвески ГАЗ-66 и телескопические амортизаторы) полностью соответствовали устанавливавшимся на серийный седельный тягач КАЗ-608, равно как и система выпуска с раздельными магистралями для каждого ряда цилиндров. Задний же мост вместе с подвеской был позаимствован у ЗИЛ-130 и имел более «скоростной», чем на седельном тягаче, редуктор главной передачи (с отношением 6,45). Интересно сравнить эксплуатационные показатели КАЗ-608Г с аналогичными параметрами ближайшего серийного одноклассника – ЗИЛ-130Г. При грузоподъемности в 5,5 т против 5 т кутаисский грузовик оказался без малого на четыре сотни килограмм тяжелее, но при этом компактнее (короче на 190 мм), маневреннее (радиус поворота меньше на 450 мм) и вместительнее (длина платформы больше на 265 мм). А фактический расход топлива у них был практически равным.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Теперь о том, что обнаружилось в ходе испытаний. Еще на этапе лабораторных измерений стало ясно, что в силу упомянутой унификации с полуприцепом КАЗ-717 платформа КАЗ-608Г не соответствует некоторым международным нормам. В частности – нормативам SAE по расстоянию от задней стенки кабины до оси задних колес: у КАЗ-608Г это значение равнялось 116,2 дюймам вместо ближайших рекомендованных размеров 108 и 120 дюймов. Это обстоятельство не позволило бы устанавливать на КАЗ-608Г унифицированные надстройки в случае поставки шасси на экспорт. Были также нарушены требования к перспективному подвижному составу, предусматриваемому для производства в странах-членах СЭВ. Согласно этому документу, на грузовиках подобного класса длина платформы должна быть больше (минимум на 50 мм), а погрузочная высота – ниже (максимум 1200 мм против фактических 1410 мм). Впрочем, у кутаисских грузовиков хватало отступлений и от действующих внутрисоюзных стандартов – по эргономике, тормозам (одноконтурный привод и отсутствие регулятора тормозных сил), светотехнике, осевой нагрузке (превышение на 1,6 т для задней оси).

Недостатком КАЗ-608Г как тягача явилось значительное (на 18-20 км/ч) снижение условной максимальной скорости автопоезда в сравнении с одиночным автомобилем. Для исправления ситуации требовалось наращивание мощности двигателя или увеличение передаточного числа ведущего моста в ущерб экономичности и снижению максимальной скорости одиночного автомобиля. Совершенно неудовлетворительными оказались параметры управляемости на скоростях свыше 45-50 км/ч. Нарекания экспертов вызвали слабое реактивное действие на руле и отсутствие самовозврата управляемых колес в прямое положение на поворотах. Наконец, отдельные узлы показали крайне низкую надежность, в частности – дистанционный привод переключения передач, гидроусилитель руля, регулировочные рычаги рабочих тормозов, детали крепления кабины и стеклоподъемники.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Таким образом, получить «добро» на проведение Госиспытаний бортовые Колхиды могли только в случае выполнения двух условий. Первое из них заключалось в необходимости устранения всех отмеченных в ходе заводских испытаний недочетов конструктивного и производственного характера. Это условие было технически выполнимым, хотя та же доводка управляемости заняла бы немало времени. А вот второе условие оказалось сложнее. В министерстве встал вопрос о необходимости проведения технико-экономического исследования целесообразности освоения КАЗ-608Г в дополнение к существующим серийным грузовикам ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130Г, и получить положительное заключение по нему «казовцам» было бы совсем непросто. Однако и это еще не все. Учитывая наличие в Кутаиси производственных мощностей по выпуску осей для прицепной техники и цельнометаллических бортовых платформ большой длины, специалисты НАМИ высказали рекомендацию о целесообразности разработки на базе КАЗ-608 одиночного грузового автомобиля с колесной формулой 6х2 грузоподъемностью 8-9 т. А в связи со взятым страной курсом на дизелизацию, перспективной «трехоске» непременно полагалась и дизельная модификация. Получается, что «проталкивание» на производство такой вроде бы простой машины неожиданно могло обернуться для завода довольно тяжким бременем по созданию фактически нового грузовика. А потому дальнейшие работы над КАЗ-608Г в Кутаиси попросту свернули, сконцентрировав силы конструкторского отдела над процессом модернизации седельных тягачей.

Источник

«Колхида» на службе в «Совтрансавто» (Автор Нагих Николай Фёдорович)

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Я уже представляю, как некоторые наши читатели, которые помнят этот автомобиль, улыбаются, прочитав название этой статьи. Не спешите. Сначала ознакомьтесь с её содержанием, а уже потом решайте – улыбаться или нет. Очень многие наши читатели – профессиональные шофера неоднократно просили меня, чтобы я рассказал об этой машине и её работе. Думаю, что это ещё будет интересно прочитать молодым автомобилистам потому, что сейчас такой автомобиль — большая редкость и встретить его на дорогах практически невозможно, хотя некоторые, единичные экземпляры, ещё работают. Выпуск автомобилей «Колхида» прекращён. Автомобили Кутаисского Автомобильного Завода, как и сам завод, сейчас стали лишь достоянием истории автопрома СССР.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Итак, «Колхида» — это название серии седельных тягачей (КАЗ-606 / 606А / 608 / 608В) бескапотной компоновки, производившихся на Кутаисском Автомобильном Заводе c 1958 по 1992 год. Разговор у нас сейчас пойдёт о седельном тягаче «КАЗ – 608В». Выпуск этих машин был налажен в Грузии на Кутаисском Автомобильном Заводе им. Серго Орджоникидзе. Этот тягач начал там массово выпускаться с 1973 года и пришёл на смену своему предшественнику — «КАЗ-606» Разработанный в 1963 году, автомобиль «КАЗ-606» стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Разработка такого автомобиля — с кабиной над двигателем — была заметным достижением конструкторов Кутаисского Автозавода. Правда, у него кабина не поднималась. Доступ к двигателю был, через съёмный капот, находящийся внутри кабины. На «КАЗ – 608» и «КАЗ – 608В» кабина поднималась, и был установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель «ЗИЛ – 130» мощностью 150 л/с. На «КАЗ-606» стоял рядный шестицилиндровый двигатель — «ЗИС 157» мощностью 90 л./с., а на «КАЗ-606А» стоял такой же двигатель, только модернизированный – «ЗИЛ – 164А» мощностью 105 л./с.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Большинство других узлов и агрегатов — мосты, КПП и другие комплектующие — тоже были ЗИЛовские. Эти машины были тихоходные, эксплуатационная скорость у них была 60 – 65 км/час. Работали они на низкооктановом бензине марки А–76. На усовершенствованной модификации «Колхиды» — «КАЗ – 608В» — была установлена трёх местная кабина со спальным местом, нового дизайна — прямоугольной формы с резко обозначенными углами. За это шофёры её называли «сервант» или «шифоньер».

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Многим водителям, и мне в том числе, больше нравилась старая – более округлая форма кабины. Коробка переключения передач у «Колхиды» была пятиступенчатая, сцепление — однодисковое с демпферными пружинами. Кстати, этот тягач называли «Колхидой» по старой памяти, т.к. на его передней облицовке кабины уже не было надписи «Колхида», как на всех предыдущих модификациях. «КАЗ – 608В» имел два топливных бака по 125 литров. Расход топлива у этого автомобиля был очень высокий и составлял от 40 до 50 литров (бензина А–80) на 100 км, в зависимости от используемого полуприцепа и веса груза. Основными полуприцепами, с которыми эксплуатировалась «Колхида», были универсальные, открытые – бортовые полуприцепы «ОдАЗ-885», грузоподъёмностью 8тн, и цельнометаллические фургоны «ОдАЗ» грузоподъёмностью 12 тн.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Работали «Колхиды» и со специализированной прицепной техникой: цистерны для перевозки молока, вина и нефтепродуктов, скотовозы, самосвальные полуприцепы (корыта) и специальные корзины для перевозки нетоварного хлопка. У нас, в Одессе, такие «хлопковые» полуприцепы использовались для перевозки морских водорослей на агаровый завод. Скорость «КАЗ – 608» и «КАЗ – 608В» возросла до 70 – 75 км/час.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Как мы уже рассказывали в предыдущих статьях, в состав Главного управления «Совтрансавто» входило много автотранспортных предприятий магистральных сообщений, в которых была авто колона международных перевозок, являющаяся филиалом «Совтрансавто». Такие автоколонны, в среднем, насчитывали до 100 автопоездов, а иногда и больше.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Это было удобно для шоферов и экономически выгодно для автопредприятия – водителю не надо было выплачивать командировочные и экономилось время, необходимое на погрузочно/разгрузочные работы. За счёт этого значительно повышались показатели «КИП» – коэффициент использования подвижного состава.

Комментарии 26

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

-Горный тягач
-Яйца над пропастью(про последнюю версию)
Чайный лист везёт, лавровый везёт, какой идиот в неё железный лист погрузил
Это все про неё от стариков из нашего АТЦ

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Вы их ни разу не чинили?
Человек, отработавший в советские годы в гараже очень крупного оборонного предприятия может рассказать о Колхиде…но. нет времени, потому украл из источника. Истинная правда…особенно про пожарных.Молодым 18 летним пацаном работал я в цеху №21 КШЗ. И чинил грузовики и попутно слушал рассказы Матерых…
История.
В самый разгар развала партия послала в Кутаиси группу передовых (прошедших когда-то многолетнюю практику на ФИАТе) инженегров ВАЗа с заданием помочь маленькой, но гордой республике развить своё автомобилестроение до невиданных высот. Проведя инспекцию работы предприятия, гости собрали лучшие кадры для доведения до их внимания плана антикризисных мер: повесили чертежи, схемы, приготовились выступать. Джигиты повели себя точно так же, как позже будут вести себя гордые сыны кавказа, набираемые по квотам в российские вузы: сначала просто не слушали, потом стали переговариваться и, в конце концов, своим галдежом и бубнежом заткнули выступающих.

Источник

«Колеса страны Советов». КАЗ, Колхида.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Всем доброго времени суток.
С ремонта пришел процессор. К сожалению, умер хард со всеми данными и фото. Возможность выудить оттуда какую-то инфу есть, но нужен большой специалист в этой области. Расстроен сильно. Поэтому поймите и простите, что про новый Саркофаг, он же Арка-2, отложится на неопределенный срок (неделя, примерно),
Ну а поскольку забрасывать блог не хочу, в закромах другого харда взял это. Давно надо было, продолжу.
Новая глава цикла рассказов про Колеса страны Советов будет про знаменитую старшему поколению Колхиду, он КАЗ — Кутаисский автомобильный завод.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

И немного истории.
Строительство завода началось в апреле 1945 года, в 1947 году завод начал выпускать запасные части к грузовикам ЗИС, в 1950 году освоил производство агрегатов — коробку передач и двигатель ЗИС-120.
18 августа 1951 года был выпущен первый грузовой автомобиль ЗИС-150. В дальнейшем, их производство было продолжено под наименованием КАЗ-150, комплектующие к ним поступали с московского ЗИСа.
В 1952 году завод начал выпуск самосвалов КАЗ-585Б, базирующихся на шасси ЗИС-150.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

С 1961 году завод первым в СССР освоил производство бескапотных грузовиков с кабиной, установленной над двигателем. Первым стал грузовик с бортовой платформой КАЗ-605 грузоподъёмностью 5 тонн, на укороченном шасси которого был создан седельный тягач КАЗ-606 для работы с полуприцепом массой до 10 тонн. Серийное производство КАЗ-606 началось в мае 1962 года, в 1963 году началось производство нового полуприцепа КАЗ-717 к нему, в 1966 году было принято решение заменить в производстве КАЗ-606А на новый тягач КАЗ-608, но КАЗ-606А выпускался по 1968 год.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Кутаисский автозавод к 2010 году постепенно приходил в запустение, обветшали заводские корпуса и заросли дикими кустами и деревьями. Единственным целым и действующим зданием остался административный корпус, совмещённый с проходной. Проспекты между цехами заросли травой, а из асфальта растут даже многолетние деревья. Начали распродавать заводскую территории и цеха, а станки и другие металлоконструкции сдавать в металлолом. Один из цехов вместе с имуществом выкупил, по одним сведениям — Китай, по другим — Объединенные Арабские Эмираты.

Колхида — древнегреческое название исторической области на западе Закавказья. Область располагалась вдоль восточного побережья Чёрного моря (Черноморское побережье Кавказа), занимая Колхидскую низменность и прилегающие районы. Современная локализация — Абхазия, мхаре Грузии Самегрело и Земо-Сванети, Гурия и Аджария, илы Турции Ардахан, Артвин и Ризе.

Одной из первых самостоятельных работ Конструкторско-экспериментального отдела КАЗа, с 1948 года возглавлявшегося А.М. Кригером (ранее — Заместитель Главного конструктора ГАЗа), стала модернизация конструкции ЗИС-150. Всего в базовую конструкцию московского грузовика было внесено около 80 изменений.
Одним из существенных изменений в конструкции стало применение главной пары от автобуса ЗИС-155, передаточное число которой было существенно больше, чем у 150-ой модели (i=9,28 у ЗИС-155 против i=7,63 у ЗИС-150). Такое решение позволило существенно повысить тяговые свойства грузовика, эксплуатация которого предполагалась в основном на горных дорогах Закавказья. Кроме того, изменился и внешний вид грузовика — изменилось оперение, появился капот аллигаторного типа, новый штампованный бампер. В конечном итоге, КАЗ-150 внешне стал очень походить на ГАЗ-51, за создание которого А.М. Кригер в составе группы инженеров ГАЗа в 1947 году получил Сталинскую премию II степени.

Автомобили на шасси ЗИС-150/ЗИЛ-164:
Поскольку первые машины завода представляли из себя те же самые ЗиСы/ЗиЛы, но с различной установкой сзади, каких не было на заводе в Москве — Самосвалы, цистерны для растворов, и седельные тягачи.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Гидрофицированный седельный тягач КАЗ-120Т выпускался Кутаисским автомобильным заводом с 1956 года и предназначался для работы с самосвальным полуприцепом-хлопковозом КАЗ-716 грузоподъёмностью 4000-5000 кг (при перевозке незатаренного хлопка-сырца) и 6000 кг (при перевозке других сельскохозяйственных грузов).
Автомобиль базировался на собиравшемся в Кутаиси шасси ЗИС-150 и имел укороченную на 714 мм раму с четырьмя поперечинами. КАЗ-120Т оборудовался седельно-сцепным устройством, коробкой отбора мощности, масляным насосом, клапаном тормозов полуприцепа, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для присоединения соответствующих систем полуприцепа. Заднего буксирного прибора тягач не имел. Тягач оборудовался односкоростной коробкой отбора мощности, объединённой в единый агрегат с масляным насосом и краном управления плунжерного типа с предохранительным клапаном, монтировавшейся на правом люке коробки передач. Крутящий момент от КОМ передавался на насос, масло из которого через кран управления по трубопроводу высокого давления подавалось в гидроподъёмники полуприцепа. Управление подъёмом и опусканием платформы осуществлялось из кабины с помощью рычага включения коробки отбора мощности. Подача масла под давлением к гидроподъёмникам и отвод масла от них осуществлялись через систему трубопроводов и шлангов линий высокого и низкого давления, располагавшихся на тягаче и полуприцепе.

А прежде, чем перейдем к самому знаменитому семейству КАЗовский автомобилей, покажу вам это.
НАМИ-0342 «Кузя»

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В 80-х годах, в СССР началась эпоха перемен. Советское руководство отошло от политики ортодоксального следования коммунистической доктрине и допустило в советское общество западные веяния. В рамках политики «перемен» в то время была закуплена огромная партия миниавтомобилей Multicar 25 производства ГДР. На основе этих автомобильчиков в НАМИ был создан свой автомобиль под индексом НАМИ-0342 и неофициальным именем «Кузя».
Так как ГДР поставила СССР автомобили различных конфигураций: фургоны, коммунальные машины, самосвалы, то, соответственно, и советские автомобилестроители стали проектировать на основе Multicar 25 многофункциональную машину. При этом её отличало наличие дизельного силового агрегата, небольшие размеры и экономичность. Аналогов в «стране советов» этому автомобилю не имелось и поэтому Научно-исследовательский автомобильный и автодорожный института, специализировавшийся в СССР на экспериментальных научно-технических разработках в области автомобилестроения, вскоре создал свой малолитражный мультифункциональный автомобиль.
Сельхоз заказ.
Появление его связывалось с тем, что в СССР зарождались первые фермерские хозяйства, которым как воздух были необходимы экономичные и недорогие автомобили для перевозки сельскохозяйственной продукции и проведения агротехнических мероприятий. Такой автомобиль так же должен был иметь возможность дооборудования гидравлическими устройствами для работы с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями. Для этого была необходима коробка отбора мощности и механизм опрокидывания кузова, работающие на гидравлическом приводе от гидросистемы автомобиля.
Всеми этими качествами должна была соответствовать новинка НАМИ. «Кузя» комплектовался дизельным двигателем мощностью 20 лошадиных сил, созданным в конструкторском бюро при Владимирском тракторном заводе. Так же имелась возможность установки на него бензинового карбюраторного двигателя с водяным охлаждением от Ирбитского мотоциклетного завода. Рассматривался и вариант использования двигателя иностранного производства Rugerini, имеющего воздушное охлаждение и выдающего мощность до 40 лошадиных сил. Совместно с силовым агрегатом должна была работать четырехступенчатая механическая коробка передач. Она располагалась в одном блоке с двухступенчатой раздаточной коробкой, предназначавшейся для работы автомобиля в режиме «трактор» на скоростях скоростей от 2 до 50 км/ч.
НАМИ-0342 разрабатывался специально для выпуска на Кутаисском автомобильном заводе, который находился в Грузии. Однако к тому моменту, когда работы над проектом закончились, СССР прекратил своё существование, и Грузия стала независимым государством. Грузинский автозавод решил не выкупать техническую документацию на автомобиль и все права на него перешли к НАМИ. Далее институт решил продвигать свой проект самостоятельно. Так они вставил автомобильчик на целом ряде автомобильных выставок и салонов. Так, например, на московской выставке «Автоинициатива-93» «Кузя» получил очень хорошие отзывы и заинтересовал потенциальных покупателей.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В связи с таким интересом, машину включили в государственную программу «Фермер» и запланировали её серийный выпуск на Ирбитском мотоциклетном заводе. Особенностью автомобиля было то, что на него можно было навешивать такие же навесные инструменты как и на «Владимирец»: плуг, ковш для уборки снега, сеялку. Для обработки огорода или усадьбы этого бы хватило с лихвой. Считалось, что он станет конкурентом трактора владимирского производства или автомобилей производства УАЗ.
К сожалению, разработка повторила судьбу большинства проектов НАМИ и так и осталась опытным экземпляром. В дальнейшем ФГУП «НАМИ» создал целое семейство малогабаритных автомобилей предназначенных для эксплуатации в сельском хозяйстве на базе НАМИ-0342. Все они имели колёсную формулу 4х4 и являлись «тракторомобилями».

Автомобили на агрегатах ЗИЛ-164.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В 1958 году (по другим источникам — в 1959 году) на КАЗе впервые в нашей стране были разработаны автомобили с компоновкой «кабина над двигателем» — двухосный пятитонный грузовик КАЗ-605 (на фотографии слева) и созданный на его базе седельный тягач КАЗ-606.
Грузовая платформа КАЗ-605 имела деревянный пол и металлические откидные борта. Автомобиль в перспективе планировалось оснащать двигателем ЗИЛ-130, выпуск которого в итоге начался лишь в 1965 году, да и то, в количествах, необходимых лишь для комплектации грузовиков ЗИЛ. Поставки же для нужд КАЗа задержались до 1966-1967 гг. По этой причине КАЗ-605 в серию не попал, а КАЗ-606, в силу огромного дефицита в народном хозяйстве седельных тягачей, все же начал выпускаться, но с двигателем ЗИС-120.

Автомобили на агрегатах ЗИЛ-130. Знаменитая «Колхида».

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Сразу после начала выпуска КАЗ-606А в 1962 году в конструкторском бюро завода началась работа над следующей моделью седельного тягача КАЗ-608 с использованием узлов и агрегатов от новейшего тогда автомобиля ЗИЛ-130. На тягач должен был устанавливаться V-образный восьмицилиндровый слегка изменённый двигатель ЗИЛ-130Я5 (отличался конструкцией воздушного фильтра), рабочим объёмом 6 литров и мощностью 150 л.с. Опытный образец новой «Колхиды» был готов в 1963 году, однако завод им. Лихачёва нашел возможность обеспечивать КАЗ двигателями только к 1967 году, после чего сразу начался серийный выпуск обновлённого автомобиля.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Помимо более мощного двигателя автомобиль получил ряд дополнительных нововведений: двигатель был смещён назад, а для доступа к нему кабина откидывалась вперёд на 45 градусов. Конструкция отличалась ненадёжностью и бывали случаи, когда она самопроизвольно откидывалась во время движения, провоцируя несчастные случаи.
Благодаря смещению двигателя назад появилась возможность увеличить количество пассажирских мест в кабине до трёх. Рычаг переключения передач стал располагаться традиционно — на полу, справа от водителя. Для облегчения управления автомобилем рулевая система была оборудована гидроусилителем.
Характерной чертой автомобиля было наличие двух глушителей и двух выхлопных труб, то есть каждый ряд V-образного двигателя имел свою выпускную систему.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В начале 1970-х КБ КАЗа начало разработку более совершенного тягача КАЗ-608В, опытный образец которого был готов к 1971 году. Его производство началось в 1976 году. Было учтено основное требование потребителей — новая и более надёжная кабина. Прежняя отличалась плохой герметичностью и прочностью из-за большой площади остекления и плохого качества изготовления стекольных уплотнителей. Дизайн кабины приобрёл квадратные формы, были улучшены технические характеристики. С передней части исчезла надпись «Колхида» в грузинском стиле, которую заменили разнесённые по всей длине передка буквы «КАЗ», взятые от КамАЗа.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В конце 1960-х были построены небольшой партией аэродромные топливозаправщики, в 1971 году на удлинённое шасси КАЗ-608 устанавливались аэродромные автолифты. В 1986 году начался выпуск тягача КАЗ-608В2, который получил усовершенствованные агрегаты от ЗИЛ, но на внешнем облике это практически не сказалось.
Производство тягачей КАЗ-608В и КАЗ-608В2 было прекращено в 1989 году.
Данные авто не снискали уважения и ласки у предприятий. В силу качества сборки, слабости мотора и общих недостатков, данные машины были на АТП скорее донорами, так как имели базу одну с ЗиЛом 130 — мотор, коробка, рама и некоторые узлы.
За недостатки ходовых качеств в шоферских кругах «Колхиду» называли «Катька», «Жаба», «Цирковая лошадь», «подго́рный тягач» (хорошо ехал только под гору). КАЗ-608В за квадратную форму кабины называли «сервантом». Есть анекдот, как «Колхида», груженная кирпичом, безуспешно пыталась въехать в гору, на что увидевшие это грузины сказали: «Мы автомобиль делали мандарины с гор возить, а вы в гору, да кирпич».
Весьма широко в народе были распространены стишки, посвящённые кутаисскому грузовику: «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на „КАЗе“ не работал, тот не знает горя», «Страшнее волка или рыси — автомобиль из Кутаиси», «Курица не птица — Колхида не тягач». Известная на ЗИЛ-е шутка что «Если двигатель получался настолько плох что его стыдно было отправлять в запчасти — его отправляли в Кутаиси.

Но не одними тягачами славился Кутаисский завод. На нем производились еще множество различных полуприцепов для самих Колхид, так и для других тягачей Советского производства.
Полуприцепы и прицепы КАЗ.

Cамосвальный полуприцеп-хлопковоз КАЗ-716 предназначался для перевозки незатаренного хлопка-сырца и имел грузоподъёмность 4000-5000 кг или 6000 кг при перевозке других грузов.
Для опрокидывания кузова полуприцепа предназначались два гидравлических трехзвенных гидроцилиндра, аналогичных применявшимся на КАЗ-585В, приводящихся в действие от насоса, установленного на коробке отбора мощности тягача КАЗ-120Т. Несмотря на то, что откидные борта имелись с обеих сторон полуприцепа, откидываться кузов мог только на правую сторону. Для обеспечения устойчивости полуприцепа при разгрузке были предусмотрены две опорные штанги, прикрепленные с парвой стороны полуприцепа шарнирно к поперечным балкам рамы и надрамника (передняя — к поперечной балке рамы, задняя — к поперечной балке надрамника).
Кузов КАЗ-716 и гидроцилиндры подъема были смонтированы на специальном надрамнике, закрепленном на раме полуприцепа. Кузов представлял собой цельнометаллическую конструкцию из обшитого стальными листами пространственного каркаса из металлических профилей. Для предохранения груза от влаги и потерь при транспортировке, кузов полуприцепа накрывался тентом, который крепился к кузову при помощи крючков на бортах.
Полуприцеп оборудовался тормозами с пневмоприводом. Для привода тормозов применялся воздушный ресивер, аналогичный устанавливавшемуся на тягаче КАЗ-120Т. От него же были заимствованы собственно тормозные механизмы полуприцепа. Стояночный тормоз имел механический привод и воздействовал на тормозные колодки тормозных механизмов. Рычаг управления стояночным тормозом располагался на раме полуприцепа с левой стороны.
Выпуск КАЗ-716 продолжался до 1960 года.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В начале 60-х годов Кутаисским автозаводом совместно с Одесским автосборочным заводом был разработан двухосный полуприцеп общего назначения КАЗ-717. Начавшийся в конце 1965 г. Серийный выпуск этих исполинов грузоподъемностью 11500 кг и собственной массой 4000 кг предопределял их использование с тягачом КАЗ-606А с последующей перспективой использования с более мощным тягачом КАЗ-608. Рама полуприцепа представляла собой сварную металлическую ферму] Ее основу составляли две продольные балки, изготовленные из прокатного профиля (швеллеров №27). В передней части рамы высота продольных балок немного уменьшалась путем вырезки стенки швеллера: в это место затем приваривалась нижняя полка. Пол платформы представлял собой 2.5-милимитровый стальной лист, приваренный к раме. Откидными выполнялись все борта платформы, кроме переднего, приваренного к передней поперечине рамы. При этом металлические боковые борта разделялись на три взаимозаменяемые секции, открывающиеся на нижних петлях независимо от соседних. Стойки бортов крепились к раме к раме на шарнирах и также могли откидываться вниз. На бортах платформы имелись петли и крючки для крепления брезента или увязки груза, а также предусматривались отверстия для установки при необходимости надставок к бортам. В ходовой части КАЗ-717 не было никаких принципиальных нововведений: балансирная подвеска на полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, барабанные рабочие тормоза с пневматическим приводом и воздействующий на переднюю ось стояночный тормоз с механическим приводом – по аналогичной схеме в то время строились все отечественные двухосные полуприцепы.По сути, КАЗ-717 был «мертворожденным монстром», так как до конца и не раскрывшим свои возможностей. Этот полуприцеп был слишком большим не только для КАЗ-606А но и для КАЗ-608. Наиболее уверено тягачи КАЗ работали с полуприцепом ОдАЗ-885 (снаряженная масса 2,65 т, грузоподъемность 7,5 т), а автопоезда в составе КАЗ-606А и КАЗ-717 вынуждены были эксплуатироваться в сравнительно равнинной местности Ставропольского края, Оренбургской области и северного Казахстана. В других регионах они встречались довольно редко. Увеличенные объемы обслуживания, хлипкая конструкция, низкое качество изготовления, завышенные массогабаритные характеристики – вот те причины, из-за которых автотранспортники не любили двухосные КАЗ-717. В 1973 г. Специально для межкорпусных перевозок грузов на Волжском автозаводе Кутаисский автозавод разработал и изготовил небольшой партией полуприцеп КАЗ-717Б с усиленным полом, который позволял электропогрузчику осуществлять погрузку и разгрузку тары с заездом на платформу полуприцепа с рампы или переходного мостика.

Сельскохозяйственное семейство КАЗ-4540.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

В начале 1980-х КАЗ совместно с НАМИ работал над созданием сельскохозяйственного самосвала с трехсторонней разгрузкой и дизельным двигателем. Плодом этого сотрудничества стал КАЗ-4540, производство которого началось в 1984 году.
КАЗ-4540 представлял собой двухосный автомобиль повышенной проходимости, компоновка — «кабина над двигателем», трёхместная кабина водителя находилась перед ведущим передним мостом. Для обслуживания двигателя кабина откидывалась вперёд на шарнирах.
КАЗ-4540 оснащён самосвальным цельнометаллическим кузовом с трёхсторонней разгрузкой, открывание и закрывание бортов автоматическое. Для перевозки легковесной сельскохозяйственной продукции (зелёная масса, хлопок, чайный лист) высота бортов может быть увеличена установкой панелей из металлической сетки.
С распадом СССР Кутаисский автозавод вошёл в экономический кризис, так как не нашел рынка сбыта для своей продукции. Выпуск грузовиков КАЗ-4540 для внутреннего рынка по 15-20 экземпляров в год продолжался до 2001 года. После этого завод стал приходить в запустение.
КАЗ-4540 может буксировать самосвальный прицеп.

Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть фото Колхида автомобиль кто выпускал. Смотреть картинку Колхида автомобиль кто выпускал. Картинка про Колхида автомобиль кто выпускал. Фото Колхида автомобиль кто выпускал

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *