Колейная доска на мотоцикле
Упражнение колейная на мотоцикле
Мотоцикл – отличное средство передвижения по городу. Свежий ветер в лицо, быстрая скорость, адреналин и свобода передвижения. Об этих вещах мечтают многие люди, особенно те, которые проживают в больших городах.
Управлять мотоциклом не просто. Даже на велосипеде в первое время ездить страшно, а мотоцикл это несколько сот килограмм стали и десятки лошадиных сил, скрытых в небольшом стальном корпусе.
Чтобы минимизировать травмоопасность на дорогах была разработана специальная программа обучения. Она состоит из различных упражнений, обучающих основам вождения. Что самое главное для езды на мотоцикле? Держать баланс. Водитель должен всегда чувствовать себя уверенно. В любой ситуации он должен держать равновесие и двигаться по безопасной траектории. От этого зависит жизнь и здоровья самого водителя и окружающих его людей.
Одно из нескольких экзаменационных упражнений по практической части призвано развивать хорошее равновесие и координацию движений у водителя мотоцикла во время движения. Называется оно колейная доска. Ниже мы более подробно поговорим об этом элементе и опишем, как он выполняется.
Колейная доска, описание и особенности
Это упражнение является составляющей частью небольшого комплекса заданий для кандидата в водители. Он должен проехать змейку, затем колейную доску и после этого начать движение с малой скоростью.
Подробнее о колейной доске. Визуально это простейшее упражнение. Кандидат в водители должен проехать небольшой отрезок по линии (колее) шириной всего двадцать пять сантиметров. При выполнении задания водителю не допускается пресекать линию.
В комплексе упражнение выглядит так. Экзаменуемый начинает движение на мотоцикле с линии Старт. Въезжая на змейку первый конус должен оказаться по левую сторону от мотоцикла. Впереди будет еще четыре конуса, которые необходимо объехать, не зацепив их. Для этого нужно уметь работать газом и рулем.
После этого экзаменуемый заезжает на колейную доску. Именно здесь нужно будет показать мастерство балансирования, и четко проехать по узкой полосе, не отклоняясь в лево или в право. Далее следует десятиметровый габаритный коридор. Его проезжают на маленькой скорости без помощи ног. То есть нельзя терять равновесия и касаться ногами земли. На линии Стоп нужно следует сделать остановку — это завершающая стадия упражнения.
К серьезным нарушениям относится отклонение от линии движения, касание ногой дороги, зацепление вешек, пересечение стоп-линии. Средним нарушением является не уложение во время отведенное на выполнение габаритного коридора, если двигатель заглохнет на старте, не включение нейтральной скорости при остановке. К незначительным нарушениям относят не выключение ближнего света.
По статистике из десяти человек девять не могут выполнить упражнение колейная доска. Причина этому банальная – навыки езды на велосипеде. Дело в том, что в подобной ситуации человек за рулем велосипеда старается балансировать при помощи руля. На мотоцикле этого делать нельзя.
Навык приобретенный от выполнения данного упражнения может пригодится в реальных ситуациях на дороге. Примером может быть преодоление длинной дистанции между автомобилей при образовании дорожного затора.
В некоторых случаях для сохранения равновесия допускается увеличивать скорость движения. Но это не самое лучшее решение. Если дистанция колеи будет достаточно протяженной, такой прием приведет к отклонению в сторону. В реальной жизни это может привести к аварийной ситуации. Единственным правильным решением является балансирование телом. Умея сохранять баланс, можно преодолеть любое расстояние.
Профессиональные инструктора в школе Мотоучеба обучат вас всем тонкостям этого упражнения. Отработав такой прием вождения на нашем мотодроме, вы с легкостью сдадите экзамен в ГИБДД. Такой навык неоднократно пригодится и в условиях оживленного городского трафика.
Зачем крутить «восьмерку»?
Вот уже более пятидесяти лет в нашей стране существует методика сдачи практического экзамена по вождению, включающая в себя пять основных упражнений:
Почему именно эти упражнения выбраны для экзамена?
Долгие годы инструкторы в мотошколах в той или иной форме натаскивают своих учеников на выполнение этих фигур, не вдаваясь в объяснения, зачем это нужно. Да и очень многие из приходящих к нам людей воспринимают экзамен в ГИБДД как бессмысленную повинность, не нужную никому. Последние пять лет мы проводили опрос среди посетителей сайта показавший, что почти 20% людей убеждены в ненужности этой методики или, как минимум, её устаревании.
Для повышения мотивации при обучении я объясню смысл всех составных частей экзамена по вождению мотоцикла.
Начнем с габаритного полукруга.
Старт от стоп–линии.
Первое, что должен сделать человек на экзамене (да и в жизни тоже), это правильно подготовиться к поездке: одеть и застегнуть шлем, проверить работу рычагов тормоза и сцепления, фары головного света. Вспомните, как спортсмены разминают мышцы перед соревнованиями. Боксеры делают несколько боевых движений, пловцы продувают легкие. Уж точно они не проверяют исправность суставов. Они готовятся к нагрузкам, «раскачивают» тело. Причем зрителям больше заметны физические движения, а вот нервные усилия телекамера отразить не может. Чтобы справиться с волнением и правильно настроить организм, спортсмены делают привычные движения, после которых тело легко «запускается» и входит в режим движения. Адреналин уже начал выделяться, обмен веществ ускорился. Если не контролировать этот процесс, то человека просто начинает бить дрожь. Именно для борьбы с паникой, растерянностью, для тренировки самообладания, важно выполнить набор стартовых упражнений мотоциклиста: надеть шлем и проверить, как он застегнут, запустить двигатель и проверить горит ли фара, надеть перчатки, застегнуть карманы. Вы настраиваете себя на экзамен и тем самым снижаете риск ошибок. В жизни это тоже потребуется и не раз. Помните, что достаточно большая часть ДТП происходит вблизи от дома: человек либо не успевает приспособиться к управлению мотоциклом после начала движения, либо расслабляется после долгой дороги и пропускает опасность. Вообще, теме переходных режимов человеческого организма на занятиях в мотошколе уделяется достаточно много времени, поскольку важно умение правильно их преодолевать.
Разворот внутри габаритного коридора
демонстрирует понимание разности траекторий движения колес. И пусть некоторые люди улыбнутся очевидности этого явления, но более половины из приходящих в нашу мотошколу людей действительно не подозревают, что заднее колесо «режет угол» и двигается по меньшему радиусу. Причем, чем длиннее мотоцикл, тем больше расстояние между колеями в повороте.
На финальной прямой нужно переключиться на вторую передачу и обратно, показать рукой остановку, затормозить и остановиться у стоп-линии. Переключение передач, хотя и не сложно само по себе, но требует развитой координации движений. А дополненное необходимостью показывать знак остановки (вытянутая вверх рука) и торможения, становится достаточно сложным испытанием для тех, кто путается в рычагах. Проверяется автоматизм движений и владение мотоциклом. Повторюсь, что именно правильная посадка оставляет время еще и на перегазовку при переключениях передач. 😉
Торможение перед стоп–линией проверяет ваше умение чувствовать передний габарит мотоцикла и дозировать усилие на тормозах. Французская школа обучения вождению мотоцикла, например, для этой цели использует деревянную планку, положенную на вершины конусов по бокам коридора. Её нужно сбить передним колесом, но не заехать за линию. Это будет посложнее российской простой белой черты!
«Змейка»
Демонстрирует умение чередовать баланс во время движения и согласовывать это чередование с выбранным направлением движения. Фактически, вы показываете, что умеете направлять мотоцикл, наклонять его и своевременно рулить. Самое частое практическое применение этого упражнения – маневрирование в пробках.
«Восьмерка»
Показывает умение держать баланс в наклоне и рассчитывать маневр заранее. Достаточно коварное упражнение, поскольку начав движение по кругу и единожды сбалансировав мотоцикл, затем нужно правильно выбрать нужный момент и вовремя переложить его на другую сторону. И самое трудное здесь вовсе не движение по кругу, а именно перестроение, смена направления и сохранение наклона. Стоит опоздать с выходом из первого круга, как во второй вы зайдете тоже неправильно и сшибете конусы на выходе.
В жизни это пригодится при прохождении затяжных поворотов, серпантинов, движении в многоэтажных гаражах.
Колейная доска.
Ну, это мое любимое упражнение. Здесь показывается умение поддерживать баланс без руления, работать корпусом и сохранять направление движения. Обычно, девять из десяти учащихся, даже с опытом езды на мотоцикле, выполнить его не могут. Объясняется это тем, что каждый ездящий на велосипеде человек (а таких большинство) инстинктивно стремится рулить для сохранения баланса. А вот этого-то как раз делать и нельзя. В жизни навык движения по прямой используется при преодолении переправ, проезде скользкой разметки на пешеходных переходах и преодолении длинных автомобильных заторов.
На тренировках перед сдачей на категорию «А» во многих мотошколах для сдачи «колейной доски» часто рекомендуют увеличить скорость. Я рассматриваю такой прием как великодушное послабление, некую разновидность лукавства, которое, безусловно, нужно использовать на экзамене, но не стоит им злоупотреблять в жизни. Ведь если увеличить длину «колейной доски» в несколько раз, то использование ускорения уже не спасет, вы неотвратимо начнете валиться набок. Балансируйте телом, в этом и есть смысл упражнения.
Подводя итоги, замечу, что российский экзамен – один из самых простых в мире. В нашей стране для сдающих на категорию «А» до сих пор нет экзамена по городской езде. В Германии, например, упражнения на площадке занимают 10-15 минут, а проверка навыков движения по улицам длится до полутора часов. В Бельгии при обучении на мотокурсах только на перекатывание за руль заглушенного мотоцикла предусмотрено 2(два!) астрономических часа. В Израиле курс подготовки занимает полгода и отсутствуют четкие критерии безопасности езды.
Как ни крути, а у нас в России с экзаменами проще. Можно выбирать мотошколу, количество занятий, можно сдавать в любом МРЭО страны. С точки зрения административного законодательства, мотоциклисты у нас находятся почти в райских условиях.
Так что смелее беритесь за обучение, пока сезон в разгаре. Обучайтесь вождению с мотоинструктором, учите и повторяйте ПДД, узнайте как помочь попавшему в беду другу до прибытия врачей. Это нужно не ГИБДД, это нужно вам и только вам.
Сдавайте экзамены по вождению мотоцикла самостоятельно, все не так сложно, как кажется. Сдача экзамена в ГИБДД является, в том числе, психологическим испытанием на выдержку и самообладание, которые очень пригодятся вам на дороге.
Глаза боятся, а руки делают.
Мотошкола Экстрадрайв, 2011 ©
Большая часть учеников мотошколы успешно сдаёт экзамены.
Колейная доска на мотоцикле
Краткий обзор изменений порядка приёма практического экзамена на право управления мотоциклом с 1 сентября 2016 г. Пост для того, чтобы уложить у себя в голове изменения, на случай, если внезапно придется сдавать по новым правилам. Может, кому-то тоже будет полезно или интересно. Также эти знания могут быть полезны в случае придумывания каких-то правил экзаменатором «по ходу пьесы». По сути это просто изложение человеческим языком Административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (Приказ МВД России от 20.10.2015 N 995), в части, касающейся мотоцикла.
Итак, основные отличия. Упражнений всего три, выполнять придётся все три обязательно. (п. 110 Регламента).
Упражнения имеют очень различный объём. Из новшеств — введен лимит времени на выполнение всех упражнений. Такой элемент, как «Движение с малой скоростью», когда надо было проехать 10 метров не быстрее, чем за 5 секунд, упразднён. Убрали так же переключение на вторую скорость, всю площадку можно проехать исключительно на первой. По условиям упражнений нейтраль в некоторых местах включать всё же придется. Отменили показ поворотов и стоп-сигналов рукой. Пункт 113.12 Регламента, гласит, что не показавшему 2 раза сигналы, предусмотренные условиями выполнения упражнения ставится оценка «НЕ СДАЛ». При этом сами правила выполнения упражнений явно предусматривают показ сигнала поворота только один раз — в третьем упражнении. Вопрос, надо ли показывать левый поворот при каждом начале движения остаётся дискуссионным.
Первое упражнение самое объёмное, поэтому длинно называется «Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку». Это основное упражнение. Оно состоит из четырех элементов, каждый их которых, по сути, включает в себя части из всех упражнений старой методики. Каждый элемент первого упражнения также имеет свой лимит времени на выполнение. Экзаменатор для проведения экзамена обязан определить 3 из 4-х элементов.
1-й элемент — «Восьмерка». От привычной восьмерки из старой методики она отличается точкой входа и отсутствием окружностей. Вместо внутренних окружностей диаметром 4 м, с центрами отстоящими друг от друга на 5.5 метром, теперь устанавливаются два конуса на расстоянии 6 метров друг от друга. По середине между ними — габаритные ворота шириной 2 м. Условие единственное — просто едем по заданной траектории (рисунок). Лимит времени — 35 секунд. Мне кажется — стала легче.
3-й элемент — «Скоростное маневрирование». Самое затейливое упражнение. На первый взгляд начинается той же змейкой, но вот между конусами уже по 7 метров. И, внимание! Первый конус объезжается слева. Объедете справа — будет «НЕ СДАЛ». После нее надо попасть в габаритные ворота шириной аж 4,5 метра и, притормозив, попасть последовательно в трое ворот (калиток, скорее) шириной 1 метр. После этого остановиться не далее полуметра от стоп-линии, встать одной ногой на землю, включить нейтраль, и, важно — выехать из зоны выполнения упражнения. Этакая мини-джимхана. Лимит времени — 35 секунд.
Остальные упражнения — это как бы десерт.
2-е упражнение «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места». Пересекаем старт-линию, глушим, спешиваемся и заводим мотоцикл в бокс задом, ставим на подножку. Заводим двигатель, выезжаем налево. Обратить внимание на порядок действий. Катать мотоцикл по площадке можно до двух минут.
3-е упражнение «Остановка для безопасной посадки и высадки пассажира». Двигаемся по полосе, показываем правый поворот, остановка перед стоп-линией не далее 30 см и не далее 30 см от бордюра, нейтраль, обе ноги на землю, выезд из зоны упражнения. На всё про всё — 15 секунд.
Как на ваш взгляд, стало проще или сложнее?
Всем удачи на экзаменах!
Колейная доска на мотоцикле
Практический экзамен по вождению для кандидатов в водители
транспортных средств категории «А» (мотоциклы)
Экзамен может проводиться одним из двух методов:
Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право пробной поездки в пределах площадки продолжительностью не более двух минут. Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не учитываются и не влияют на результат экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена. При этом в качестве попытки сдачи практического экзамена пробная поездка не засчитывается.
Перед началом выполнения любого упражнения мотоцикл должен быть установлен в предстартовой зоне, двигатель прогрет и остановлен, рычаг коробки передач – в нейтральном положении.
Мое дополнение: где-то читал, что в случае ошибки кандидату может быть дана вторая попытка, но при том одна на все упражнения.
По команде экзаменатора вы должны:
По окончании упражнения необходимо:
Далее, в зависимости от выбранного метода проведения экзамена:
Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств (о чем речь?!).
Оценка за каждое упражнение, а также итоговая оценка за практический экзамен выставляется экзаменатором по той же системе, что и для кандидатов в водители ТС категорий «В», «С» и «D».
Комплекс испытательных упражнений.
«Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон-торможение»
Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по прямой в «габаритном коридоре»; движение по траектории «габаритный полукруг»; переключение передачи с низшей на высшую и обратно; остановку перед линией «СТОП» на расстоянии не более 0,4 м; а также подачу сигналов рукой.
Упражнение начинается в стартовых воротах, где надо плавно начать движение на первой передаче и затем въехать в «габаритный коридор». Скорость движения вы выбираете самостоятельно с учетом того, чтобы мотоцикл был устойчив и в то же время, чтобы двигатель работал с разумными оборотами.
Когда мотоцикл приблизится к контрольной стойке, обозначающей половину длины коридора, вы должны будете подать сигнал левого поворота – вытянуть левую руку горизонтально в сторону (или вытянуть правую руку и согнуть ее в локте под прямым углом вверх). Сразу же после проезда контрольной стойки руку надо вернуть обратно на руль.
Далее вам предстоит проехать по «габаритному полукругу», что практически является обычным разворотом. На выходе из этого разворота вы обязаны немного разогнаться и переключиться на вторую передачу.
Типичные ошибки при выполнении упражнений «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон-торможение»
«Змейка», «Колейная доска», «Движение с малой скоростью»
Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по траектории «змейка»; движение по «колейной доске»; движение в «габаритном коридоре» с малой скоростью и остановку перед линией «СТОП».
Начинать движение от линии «СТАРТ» надо с таким расчетом, чтобы при въезде на «змейку» первый разметочный конус оказался от вас слева. Затем, грамотно работая рулем и газом, вы должны объехать оставшиеся 4 конуса и по большому радиусу въехать на «колейную доску». Здесь придется проявить мастерство удержания мотоцикла в движении по прямой линии.
Далее вас ждет «габаритный коридор» (длиной 10 м), по которому вы обязаны проехать с малой скоростью за время не менее 5 сек и при этом не коснуться поверхности площадки ногой. Задание не самое простое, поэтому перед экзаменом стоит потренироваться.
Заканчивается упражнение перед линией «СТОП», где надо будет плавно остановиться. Поскольку в этом упражнении нет конкретного указания по расстоянию, на котором вы должны остановиться перед линией, то расстояние это должно быть просто разумным.
Типичные ошибки при выполнении упражнений «Змейка», «Колейная доска», «Движение с малой скоростью»
«Габаритная восьмерка»
Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по траектории «габаритная восьмерка» и остановку перед линией «СТОП».
Сначала вы должны проехать по правому кругу, затем плавно перейти на левый круг и потом остановиться перед линией «СТОП». Как и в предыдущем упражнении, расстояние, на котором надо остановиться перед линией, не указано (значит, любое разумное).
Если вы научились корректировать траекторию движения мотоцикла не только рулем, но и наклоном туловища, то это упражнение не должно вас испугать.
Типичные ошибки при выполнении упражнений «Габаритная восьмерка»
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:
В предыдущей статье мы рассматривали все опасности езды по колее в зависимости от погоды и качества дорожного покрытия. Тут же возникает логичный вопрос: что делать, когда попадаешь в колею?
Основные методы езды по колее:
Регулировка баланса с помощью ног
Когда вы попадаете в колею, вам необходимо сосредоточиться по удержании мотоцикла РОВНО ПО СЕРЕДИНЕ колеи, дабы колесо не соскакивало по краю и не срывало покрышку. Самым удобным методом будет способ, который так любят кроссмены и эндуристы. Уж кто-кто, а эти парни знают толк в колеях. Привставание на подножках сказывается на центре тяжести мотоцикла, особенно, когда вы уже наловчились использовать сей чудный способ. Но если привставание не ваш конек, то держите мотоцикл ногами крепче.
На бездорожье мотоциклисты вынуждены очень плотно прижиматься к мотоциклу, чтобы не задевать края колеи ногами или не цепляться за выступающие ветки/корни.
Так же полезно переносить вес тела назад, если вы едете сидя. Делается это для разгрузки передней вилки. К тому же, когда передняя подвеска свободна, ваши ошибки не будут стоить вам слишком дорого. Если вы наезжаете колесом на препятствие, а на нем не сосредоточен ваш вес, то колесо отреагирует гораздо лояльнее и вы сможете вернуть контроль над ним.
В целом баланс мотоцикла в колее близок по характеру езды на преодоление песка или грязи. Так происходит из-за того, что мотоцикл оставляет после себя колею на бездорожье. Поведение мотоцикла в колее так же ограничено, как движение по песку/грязи.
Стабилизация за счет оптимальной скорости
Кроме стабилизации весом, вы владеете еще одним инструментом — скоростью. В колее скорость нужна так же как на прохождении песчаных участков ровно в том количестве, чтобы держать вас в вертикальном состоянии и давать возможность четко реагировать. Ехать следует с особой осторожностью.
Повороты за счет тела, а не руля
В случае с песком, вас останавливало засыпание колеса и заворот руля. В ситуации с колеей вы физически ограничены краями самой колеи. При повороте руля, колесо наезжает на край и. происходит срыв, если не срыв, то воблинг.
Воблинг в колее практически всегда заканчивается фатальным и очень обидным падением, потому что переднее колесо начинает биться от края до края колеи. Как бы вы не старались это остановить, сама физика движения и рикошет колеса от края не дает воблингу успокоиться быстро.
Выход только один — поворачивать за счет наклона мотоцикла.
Работа телом для разгрузки подвески при выходе из колеи
Войти в колею легко, а вот выйти из нее ой как не просто и не только на дороге, но и в жизни. Многие мотоциклисты роняют мотоциклы или получают травмы, когда пытаются выйти из колеи. Изначально вы должны разгрузить переднюю вилку, а потом добавить газа столько, сколько нужно чтобы мотоцикл закинул переднее колесо, далее выбрался на поверхность. В момент перехода половину работы делает ваше тело. Потому что как только мотоцикл рванулся вперед, и переднее колесо уже скребется в путь, вам нужно перенести вес тела на переднюю вилку, дабы разгрузить заднюю подвеску, которая должна зацепиться протектором и вытолкнуть мотоцикл.
Если вы не уверены, что сможете выйти из колеи без посторонней помощи или на мотоцикле верхом, не рискуйте понапрасну. Просто вытолкнете мотоцикл руками, спешившись с него. В этом нет ничего зазорного. Гораздо обиднее получать нелепые травмы.
Сложность заключается в моменте смены положения тела, не все успевают пересесть или привстать грамотно. Из-за чего происходит падение на бок.
Вторая распространенная ошибка в попытках выбраться из колеи — перегазовка. Пилот так тужится выскочить из колеи, что вместо толчка, стартует как пушечное ядро на орбиту Марса! Нужно понимать насколько вы добавляете газа. Рвать гашетку на максимум нет смысла, просто потому, что где гарантия, что вы устоите после того, как заднее колесо выпрыгнет из колеи? Где уверенность, что вы с испугу не выкрутите газ еще больше в момент рывка? А с излишним газом вы из своей колеи реально рискуете оказаться на обочине с другой стороны дороги!
При малом количестве газа, когда мотоциклу не хватает запала, чтобы зацепиться и вытащить себя, вас начинает вести боком! Потому что переднее колесо наверну, а заднее буксует и чешет стенку колеи. Распространенная беда на бездорожье.
Перед тем, как выбираться из колеи, максимально облегчите мотоцикл, лишний вес будет играть против вас.
Пересечение колеи под прямым углом
Прямой угол при пересечении колеи и рельс это основное правило. При наклоне колеса или пологом повороте вы ходите по краю, в прямом смысле слова! Колею не любят, за внезапный срыв колеса. Когда ничто не предвещало беды, а через секунды тебя болтает в узкой трубе колеи. Для пересечения колеи обязательно ищите возможность проезда под прямым углом.
Торможение двигателем
Так как нагружать переднюю подвеску в езде по колее и на песке очень плохой план, вам остается только торможение двигателем. Задний тормоз можно использовать, но опять таки, сможете ли вы задействовать его эффективно, без блокировки или езды юзом? Понимаете ведь, что если заднее колесо пойдет юзом от торможения, оно аналогично переднему, будет биться о края колеи и здравствуй воблинг!