Когда запретят старые грузовики
Старым грузовикам готовят большие налоги 14:40, 21 февраля 2020 Версия для печати
Минпромторг намерен поднять ставку транспортного налога для коммерческого транспорта класса Евро-3 и ниже. В Госдуме настроены еще радикальнее: там предлагают запретить старую технику.
Министерство промышленности и торговли намерено увеличить ставку транспортного налога на коммерческие автомобили экологического класса Евро-3 и ниже с 2021 года. В ближайшее время ведомство отправит соответствующее предложение в Минтранс. Об этом замглавы Минпромторга Александр Морозов сообщил на прошедшем вчера совещании по развитию городского электрического пассажирского транспорта.
В Минпромторге отмечают, что предложение подготовлено совместно с федеральными органами исполнительной власти для выполнения поручений правительства.
По оценкам ведомства, общая численность грузовиков и автобусов класса Евро-3 и ниже составляет примерно 3 млн штук. Чиновники уверены: такие машины наносят огромный ущерб экологии России и здоровью российских граждан. Они считают, что увеличение налогов подтолкнет предпринимателей к обновлению автопарка и сократит количество вредных выбросов.
С более решительным предложением выступил Евгений Москвичев, Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству. Он предлагает запретить машины с экологическим классом Евро-0 и Евро-1.
— Давайте скажем «нет» автомобилям, которые работают на коммерческой основе, (с экологическим классом) Евро-0 и Евро-1, давайте мы их в историю сдадим, им по 35–37 лет, а мы покупаем, покупаем запчасти, – приводит его слова ТАСС.
«Коммерсантъ» опросил ведущих автопроизводителей и узнал их мнение о предложении чиновников. Представители КамАЗа считают запрет на использование старой техники недопустимым, но предложение Минпромторга о повышении ставки налога поддерживают. «Соллерс» также поддерживает предложение ведомства, а в группе ГАЗ отмечают, что действия министерства являются неизбежной реакцией правительства на стремительное устаревание автопарков. Еще один источник «Коммерсанта», представляющий один из концернов, считает, что
самым эффективным средством, способствующим обновлению автопарков, была господдержка, от которой Минпромторг отказался.
Предложения о запрете старых грузовиков поступали и ранее. В прошлом году с такой инициативой выступила зампред комитета Госдумы по промышленности Альфия Когогина, предложившая ввести для большегрузов предельные сроки эксплуатации. А в 2014 году Минпромторг предлагал отправить в утиль грузовики и автобусы возрастом старше 15 лет.
«Если пошлину сделают заградительной, многие перевозчики уйдут с рынка»
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает инициативу Минпромторга нецелесообразной. Он уверен: никакой логики в ней нет, и пользу экономике повышение налогов не принесёт.
— Обновление автопарка должно стимулироваться облегчением условий работы, возможностью зарабатывать деньги, наращивать обороты, – отмечает Валерий Войтко. – А если ставки падают и грузов нет, ничего хорошего из этого не выйдет.
— Насколько поднимут налог? На 10-15%? Это ни о чем. А если пошлину сделают заградительной, многие перевозчики просто уйдут с рынка.
Эксперт отмечает: старые машины с двигателями низкого экологического класса сегодня можно встретить где угодно. Много такого транспорта принадлежит муниципальным и обслуживающим предприятиям. В регионах муниципалы не смогут обновить автопарки из-за отсутствия средств.
— Страна огромная, условия работы везде разные. Для Москвы и Питера это может и актуально, но какие экологические требования могут быть в Сибири, на Чукотке, на зимниках? Туда еще миллион машин можно закинуть, и это будет абсолютно неощутимо.
Сама по себе проблема обновления автопарка, отмечает координатор ассоциации «Дальнобойщик», всегда упирается в доходность бизнеса грузоперевозок. Предприниматели, обеспеченные работой (например, имеющие долгосрочные договоры с предприятиями) предпочитают покупать в лизинг новые машины: они реже ломаются и не простаивают на ремонте. Но перевозчики, у которых нет постоянной работы, которым сложнее зарабатывать, чаще используют старую технику, и для многих из них повышение налогов может стать неразрешимой проблемой.
Другие эксперты также подвергли критике предложение Минпромторга. Вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов отметил, что ведомство фактически предлагает ввести экологический налог и напомнил, что люди ездят на старых автомобилях «. не потому, что так хотят портить природу». Но особенно красноречив был координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов:
— Можно запретить, например, эксплуатацию старых сморщившихся людей, они же все равно больные и экономически невыгодные,
– приводит его слова Газета.ru. – Лучшего и фактически смертельного удара по российской экономике придумать просто невозможно.
Могло быть и хуже! Реестры перевозчиков, запрет старых грузовиков и другие несбывшиеся неприятности 10:02, 21 апреля 2021 Версия для печати
Депутаты нередко выступают с инициативами, которые вызывают у предпринимателей оторопь. Иногда источником паникерских настроений становятся заявления экспертов, да и сами перевозчики, привыкшие к плохим новостям, часто смотрят в будущее с пессимизмом.
Мы не раз писали о различных инициативах, которые могли существенно усложнить работу российских перевозчиков – если бы были реализованы. Вспомним о самых скандальных и заодно попробуем выяснить, случилось ли за последние годы с отраслью что-то хорошее.
Реестры грузоперевозчиков: проехал на красный – продавай машину
О законопроекте, который обяжет перевозчиков регистрироваться в специальном реестре, много говорили в 2019 году. Его авторы хотели устроить «тотальное обеление» рынка грузоперевозок, фактически сделав этот вид предпринимательства лицензируемым. Для попадания в реестр перевозчикам пришлось бы доказывать свою профессиональную компетентность и состоятельность.
Наличие активов на 500 тысяч рублей барьером назвать сложно: редкий автопоезд стоит дешевле. Гораздо страшнее – вылететь из реестра за административные правонарушения или непогашенную уголовную ответственность.
И если условие об отсутствии судимости еще как-то можно понять (хотя и к нему возникает множество вопросов!), то лишение права заниматься грузоперевозками за повторную «административку» выглядит совсем уж гротескно.
Возможно, именно поэтому рассмотрение законопроекта в Госдуме перенесли с лета 2019 года на осень, а затем и вовсе отложили в долгий ящик: с тех пор о нём ничего не слышно.
«Платон» – везде и для всех
С самого появления системы «Платон» многие перевозчики утверждали: «Фуры – это только начало. В скором времени система распространится на малотоннажники, а затем возьмёт под контроль региональные дороги».
Положа руку на сердце, можно признать: основания для таких прогнозов были. В конце концов, имея в распоряжении действующую инфраструктуру, оператору «Платона» ничего не стоит обратить внимание, допустим, на среднетоннажные грузовики. В интерфейсе системы даже находили шаблон раздела для сбора денег с легковушек…
«Платон», однако, как собирал, так и собирает деньги с большегрузов весом более 12 тонн. А недавно чиновники из Татарстана, пытавшиеся протолкнуть законопроект о расширении «Платона» на региональные дороги, пришли к выводу, что их инициатива в обозримом будущем перспектив не имеет.
Старым грузовикам (не) место на свалке
Сегодня это прозвучит особенно удивительно, но еще несколько лет назад чиновники всерьёз обсуждали возможность запрета старых грузовиков. Впервые об этом заговорили в 2013 году, в 2019 году запрет видавших виды большегрузов обсуждался в Госдуме с подачи Комитета по промышленности.
В последний раз тема поднималась в феврале прошлого года – тогда Минэк предлагал поднять транспортный налог для грузовых автомобилей экологического класса Евро-3 и ниже.
Перевозчики, в свою очередь, отмечали, что подобные инициативы нежизнеспособны: слишком много у нас старых грузовиков и слишком мало денег, чтобы покупать новые. Сегодня, когда из-за обвала курса рубля машины вновь подорожали в цене, а на горизонте маячит очередное повышение утилизационного сбора, такие разговоры выглядят и вовсе абсурдно. Списать грузовики в утиль легко, но на чём тогда возить грузы?
Исчезновение частников
Два года назад на ТрансРоссии был озвучен грозный прогноз: 50% частников покинут рынок в ближайшие пять лет – их поглотят крупные транспортные компании.
Консолидация в автомобильных грузоперевозках имеет место быть, и спорить с этим глупо. Но водители-частники и небольшие транспортные компании как занимали, так и продолжают занимать большую часть рынка. Недавно генеральный директор Globaltruck (один из крупнейших российских перевозчиков) Илья Саттаров, выступая на тематическом мероприятии, рассказал, что на топ-30 перевозчиков с автопарком более 150 машин приходится всего 18% рынка. Юридическим лицам принадлежит 23% большегрузов, зарегистрированных в «Платоне»: остальные числятся на физлицах и ИП.
В прошлом году своим мнением о будущем частников поделился основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде.
— Никуда малый бизнес с рынка не денется. На зарубежных рынках очень много частников. Модель с большим количеством частных перевозчиков жизнеспособна; не вижу причин, по которым ситуация должна измениться, – заявил управляющий АТИ.
Серьёзные проблемы появляются без предупреждения!
Иллюстрация тому – ограничения на МКАД.
К дневным пропускам перевозчики привыкли. Кто-то выстраивал маршруты так, чтобы проехать по кольцевой ночью, кто-то не заморачивался и спал на стоянке, если попадал в столицу в неподходящее время, а те, кому приходилось ездить по кольцевой регулярно, оформляли пропуски – сами или с помощью посредников.
Теперь пропуски придётся оформлять всем, кто хочет проехать по МКАД на большегрузе или среднетоннажнике в любое время суток.
А происходило все молниеносно. 19 февраля стало известно, что МКАД закроют для грузовиков на три дня. 22 февраля ограничение продлили на год – для перевозчиков это стало шоком. А 5 марта ограничения распространили не только на фуры, но и на среднетоннажные грузовики весом более 3,5 тонн. И хотя бизнес уже не раз обращался к чиновникам с просьбой отменить или хотя бы смягчить эти ограничения, непохоже, что к нему прислушаются.
Могли ли перевозчики предположить, что правила проезда по МКАД будут ужесточать? Да, но случившегося не ждал, пожалуй, никто.
Было и хорошее!
Ведущим трендом последних десяти лет стала цифровизация. Она сокращает издержки и оптимизирует процессы, позволяет в один клик делать то, на что раньше требовалось множество действий.
Постепенно внедряется электронный документооборот. В ближайшие годы реальностью станут электронные накладные и путевые листы. Некоторые перевозчики опасаются, что налоговая инспекция получит в своё распоряжение данные этих документов и усилит контроль над предпринимателями. Но для добросовестных участников рынка это, безусловно, плюс: электронный документооборот быстрее и удобнее бумажного.
Например, найти фуру для перевозки по конкретному маршруту можно буквально мгновенно с помощью онлайн-сервиса GruzOn. Сервис умеет искать и грузы для фур – как на конкретных маршрутах, так и с «открытой» точкой выгрузки.
GruzOn идеален для поиска машин, грузов и «обраток»; он упрощает работу логиста и помогает спасти ситуацию, когда машина нужна срочно, день-в-день.
Два крупнейших города страны, Москву и Санкт-Петербург связала платная автодорога – трасса М-11 «Нева». Перевозчики ей пользуются: за «Платон» здесь платить не нужно, а по качеству трасса значительно превосходит М-10. Без ложки дёгтя не обошлось: объезжать Тверь до сих пор приходится по старой «федералке».
В начале этого года тарифы на перевозки наконец стали расти. Об этом говорят крупные перевозчики, частники, эксперты – и статистика ATI.SU, согласно которой в январе и феврале средняя ставка на междугороднюю перевозку. Да, многие перевозчики этого повышения не видят – отчасти потому, что оно ярче выражено в крупных городах и наиболее развитых регионах. Но всё же с цифрами не поспоришь.
Закончим обзор словами координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко:
— Проблемы могут возникнуть, но все они решаемы. Нерешаемая проблема одна: это отсутствие грузов. Можно переподготовить водителей, установить тахографы, смириться с «Платоном» – было бы, что возить!
Старые грузовики обложат новым налогом или вовсе запретят
Минпромторг хочет с 2021 года увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили экологического класса Евро-3 и ниже. В министерстве уточняют, что инициатива касается только коммерческого транспорта. Сейчас на федеральном уровне такие ставки установлены только исходя из мощности двигателя, но регионы могут дифференцировать ставки по году выпуска или классу. При этом депутаты предлагают вовсе запретить эксплуатацию коммерческого транспорта ниже классов Евро-0 и Евро-1. Таких, по данным ГИБДД, как минимум 468,2 тыс. машин по всей России, без учета автомобилей, по которым нет данных об экологическом классе (2,6 млн штук грузовиков).
В Минтрансе воздерживаются от комментариев.
В Минпромторге «Ъ» уточнили, что в соответствии с имеющимися поручениями правительства министерство совместно с федеральными органами исполнительной власти готовит предложения по увеличению ставок транспортного налога в отношении коммерческой техники экологического класса 3 и ниже.
Ее количество, по оценке Минпромторга, превышает 3 млн штук. Такая техника ежедневно наносит непоправимый ущерб экологии и здоровью граждан РФ, считают там, а предлагаемая мера позволит повысить привлекательность новых и более экологичных транспортных средств, что в свою очередь окажет позитивное воздействия на окружающую среду.
Этот налог — региональный. Сейчас базовые ставки транспортного налога устанавливаются на федеральном уровне исходя из мощности двигателя. Также НК РФ разрешает регионам устанавливать дифференцированные ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а «также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса».
«Давайте скажем “нет” через два года автомобилям, которые работают на коммерческой основе, (с экологическим классом) Евро-0 и Евро-1, давайте мы их в историю сдадим, им по 35-37 лет, а мы покупаем, покупаем запчасти», — сказал он (цитата по ТАСС).
По данным ГИБДД на конец 2018 года (последние актуальные данные), в РФ зарегистрировано почти 60,6 млн транспортных средств. Из них легковых автомобилей (всего 47,4 млн машин) класса Евро-0 — 2,1 млн штук, первого — 651,5 тыс. машин, второго — 2,6 млн машин, Евро-3 — 4,8 млн машин. При этом экологический класс не установлен у 14,3 млн автомобилей. Грузовиков в РФ зарегистрировано 6,5 млн штук. Из них для 2,6 млн машин не установлен экологический класс. К Евро-0 относятся 397,2 тыс. автомобилей, Евро-1 — почти 89 тыс. машин, Евро-2 — 576,8 тыс. штук, Евро-3 — 1 млн машин.
В КамАЗе «Ъ» сказали, что концерн против какого-либо запрета на эксплуатацию автомобилей низкого экологического класса.
«Мы за экономические меры стимулирования вывода из эксплуатации таких грузовиков и создания условий безболезненного перехода эксплуатантов техники на более высокий экологический класс, — поясняют там, — а что это будет — вопрос обсуждения экспертного сообщества и заинтересованных ведомств». В КамАЗе добавляют, что поддерживают инициативу Минпромторга. В группе ГАЗ говорят, что правительство не может не реагировать на факт стремительного устаревания парка и решает проблему безопасности пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов.
Сейчас процент выбытия старого автопарка в коммерческом сегменте очень низкий — 3% в год, тогда как нормальный уровень выбытия составляет не менее 7%, поясняют там. В результате доля машин старше 10 лет в парке коммерческого транспорта превышает 70% от общего объема и остается критически высокой, что представляет собой и экологическую (объем загрязняющих выбросов), и экономическую (эксплуатация автопарка в серой зоне) проблему, отмечают в «Соллерсе». Кроме того, при использовании в частных перевозках устаревший автопарк ещё и представляет собой потенциальную угрозу безопасности для пассажиров, заключают в концерне.
Когда запретят старые грузовики
Старые машины в России запретят в 2021 году?
Потребительское рабство
Почти все развитые страны мира подчинены философии потребления, то есть, там срок жизни автомобиля планируется на 3-5 лет, после чего он утилизируется, а человек приобретает новый. У людей есть деньги на новые машины, кредиты на Западе очень дешевые, поэтому с личным транспортом там никаких проблем нет.К тому же – никто не запрещает ездить на старой машине. В центре Парижа, например, полно старых «Пежо-106», «Рено Твинго» и «Фольксваген Поло».
Официальная причина нововведения – причинение вреда экологии. Учитывая катастрофическую ситуацию с мусором, регулярные выбросы радиации и вредных веществ с заводов, огромное выделение угарного газа от лесных пожаров…наказывать автомобилистов за экологию – просто смешно.
Как это будет реализовано
Основной механизм запрета старых машин будет реализован через ужесточение техосмотра. Будет предпринят целый комплекс мер, таких как:
Без технического осмотра не дадут полис ОСАГО, а без него будут штрафовать по камерам, а это еще 3000 рублей штрафа после каждого проезда.
Реалии введения
Учитывая, что новости о запрете были показаны по федеральным каналам, скорее всего, это часть очередного пиара Путина. Правительство принимает антинародный закон, а добрый и справедливый царь вводит значительные послабления.Однако, часть мер все равно будет принята в виду острого бюджетного дефицита и необходимости спасения автомобильной отрасли.
Так что прохождение техосмотра 2 раза в год с ужесточением процедуры, непреклонность экспертов ТО – все это ждет водителей в ближайший 2020-2021 год.
Ввиду изменений законодательства старые машины ждет тотальный обвал цен. Однако, поддаваться общей панике пока не стоит, шансы, что закон не примут, пока еще остаются. Теги:
Все об ограничениях на автомобиль
Запрет на регистрационные действия заключается в лишении хозяина возможности реализовывать свои права на имущество, а также эксплуатировать его. Инициатором запрета всегда выступают судебные приставы. А о граничение является мерой, побуждающей владельца автомобиля устранить нарушение, за которое был наложен запрет, или выполнить взятые на себя обязательства.
Содержание
Как снять запрет на регистрационные действия
Ежегодно в РФ выносится несколько миллионов постановлений об аресте, запрете и ограничениях в отношении автомобилей. Оказаться в такой ситуации может любой владелец транспорта. В отдельной статье мы писали о том, что значит арест машины и чем может грозить покупка арестованного авто. Сегодня поговорим о прочих карательных санкциях.
Какие запреты и ограничения могут применяться в отношении транспортных средств
Такая карательная мера часто применялась несколько лет назад, ведь проходить ТО автовладельцам приходится гораздо чаще, чем регистрировать машину, а значит, заставить должника уплатить по счетам можно было гораздо быстрее. Однако запрет на прохождение ТО лишал собственника машины права приобрести полис ОСАГО. Владельцы авто массово подавали иски о незаконности действий судебных приставов и выигрывали дела. Это заставило сотрудников ФССП практически отказаться от применения этой меры.
Наиболее распространенные сегодня карательные меры — это запрет или ограничение госрегистрации.
Что значит запрет на регистрационные действия
В отличие от ареста, который подразумевает невозможность совершать с имуществом абсолютно любые действия, запрет — это санкция, препятствующая реализовать конкретные действия с собственностью, в частности, с машиной.
Что означает ограничение на регистрацию автомобиля
Суть ограничения заключается в лишении хозяина возможности реализовать свои права на имущество. Например, если машина заложена, арендована или арестована.
Кто и за что может ограничить или запретить госрегистрацию
Перечень инстанций представлен в Приказе Министерства внутренних дел «О порядке регистрации транспортных средств» (N1001 от 24.11.2008 г.). В том числе там сказано, что запрет или ограничение может накладываться:
Чем грозит покупка авто с ограничениями
Машина с судебным запретом на регистрационные действия не сможет пройти процедуру регистрации в ГИБДД. Новому владельцу на это отводится десять дней с момента приобретения автомобиля. Иначе, согласно статье 19.22 КоАП Российской Федерации, владельцу грозит штраф в размере от полутора до двух тысяч рублей.
Езда на незарегистрированном авто грозит владельцу наложением штрафа от 500 до 800 руб. Если вас остановят повторно, размер взыскания увеличится до 5 тыс. руб. Также автовладельцу грозит лишение прав на срок от одного до трех месяцев.
Как снять ограничения на автомобиль
В ситуации, когда недобросовестный хозяин не сообщил вам перед покупкой о существующем запрете, эксперты советуют узнать, что стало причиной карательных санкций и какой госорган инициировал их наложение. Ксерокопию постановления должны выдать в МРЭО.
Далее все зависит от указанной в документе даты. Если вы приобрели автомобиль раньше, чем было наложено взыскание на предыдущего хозяина, необходимо написать в ФСПП заявление с просьбой снять ограничение и представить бумаги, которые послужат подтверждением вашего права собственности (ДКП). Во многих случаях для снятия запрета этого бывает достаточно. Правда, гарантировать то, что это произойдет сию же минуту, никто не может. От незадачливых покупателей можно услышать немало историй как со счастливым, так и с печальным концом: у кого-то на снятие ограничений уходит день, а у кого-то – не один месяц или даже годы. В любом случае, если представители ФССП игнорируют ваши обращения, обращайтесь за помощью в суд.
Если ДКП (договор купли-продажи) не составлялся, можно:
Помните, что для отмены ограничений необходимо предъявить судебному приставу бумаги, подтверждающие оплату задолженности. После этого он должен выдать вам документ о снятии запрета, с которым необходимо пойти в ГИБДД. Туда же аналогичный документ обязан отправить и пристав, однако порой такая пересылка занимает достаточно много времени.
Бывают ситуации, когда лучшим выходом станет подача иска о расторжении ДКП и возврате уплаченной продавцу суммы. Например, в ситуации, если выяснится, что ограничение на машину наложено по причине его нахождения в залоге. Основанием для обращения в судебные органы станет статья 450 ГК РФ, которая предусматривает возможность расторжения ДКП, если одной из сторон серьезно нарушены правила договора.
Проверка машины на запрет регистрационных действий
Для проверки в ГИБДД понадобится указать регистрационные данные машины: номер, марку, модель, VIN и т. д. Чтобы проверить автотранспорт в службе судебных приставов, нужно знать паспортные данные продавца автомобиля. Именно по ним будет производиться поиск задолженностей перед различными государственными и коммерческими структурами.
Также проверить авто на ограничения можно в сети Интернет. Введите госномер машины в специальную форму поиска на сайте avtocod.ru. Проверка займет не более 5 минут. После этого система выдаст вам подробный отчет с информацией о наличии или отсутствии запретов на право регистрации (раздел «Ограничения»).
Автокод подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Если же вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». Вы сможете оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.
В отчете, помимо информации об ограничениях, также будут представлены сведения о бывших владельцах, наложенных штрафах, ДТП, в которых участвовал автомобиль, и другая полезная информация.
Также сервис проверки владельца авто показывает наличие исполнительных производств в отношении продавца, которое может привести к ограничениям ГИБДД. Может быть ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Покупатель берет юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты. Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД. По ссылке вы сможете посмотреть пример отчета.
Если ни у машины, ни у ее владельца нет проблем и вы соберетесь брать авто в кредит, выберите предложение банка с самой низкой процентной ставкой, а после сделки оформите полис ОСАГО без визита в офис с выгодой до 3 000 рублей.