Когда ввели обязательное страхование автомобиля
В каком году появилось ОСАГО
История автомобильного страхования началась в 1898 году, лишь через 3 года после конструирования первого автотранспортного средства. Тогда данная процедура была абсолютно добровольная. Первый в истории страховой договор был подписан с организацией «Travels Insurance Company»: полис за 12 долларов приобрёл Мартин Трумэн. Максимальная сумма выплаты составляла 500 американских долларов. Тогда это были немалые деньги. Первый полис предполагал компенсацию убытков, понесённых при столкновении с конным экипажем, поскольку автомобилей тогда было очень мало.
Только через 30 лет после активного развития американской автомобильной промышленности, когда было выпущено нужное количество транспортных средств, власти ввели обязательную процедуру страхования автотранспортных средств.
Многих интересует в каком году появилось ОСАГО в Европе. Страны данного региона начали вводить обязательную автогражданку с 1930-х годов. Ещё через два десятка лет автогражданка стала нормой для всех развитых государств.
Когда ввели ОСАГО в РФ
Закон «Об ОСАГО» в Российской Федерации начал действовать 1 июля 2003 года. Это Федеральный закон №40, который президент РФ подписал 25.04.02. Со второго полугодия 2003 года каждый собственник автотранспорта обязан страховать гражданскую ответственность, которая может возникнуть в результате причинения ущерба имуществу, здоровью либо жизни других лиц при эксплуатации автотранспорта.
По мнению многих специалистов, в России ОСАГО ввели ещё 1924 году. Только в следующем году в США стала действовать автогражданка.
С 1 июля 2003 года за безаварийную езду стала накапливаться скидка – 5% за каждый год. Это влияет на коэффициент КБМ. На 2021 год водитель может уже 16 лет ездить без аварии!
В каком году ввели ОСАГО в России
В данной статье мы рассмотрим в каком году ввели ОСАГО, а также историю возникновения обязательного автострахования и путь его развития в России и мире.
История появления обязательного страхования
В 2018 году исполнилось 120 лет с момента оформления первого страхового полиса на машину. Документ был выдан компанией Travelers Insurance Company. Страхователем выступил доктор Мартин Трумэн. Он приобрел полис для защиты своего автомобиля от столкновения с конными повозками.
По условиям договора Мартин внес плату в 12 долларов. При наступления страхового случая компания должна была возместить ему убытки в сумме 500 долларов. Приобретение полиса являлось собственной инициативой Трумэна, поскольку риск столкновения с конной повозкой был предельно высок. В Америке на тот момент на 20 млн лошадей приходилось всего 4000 автомобилей.
Заключить страховой договор доктора побудило происшествие 1896 года, которое было освещено всеми СМИ. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на женщину. Пострадавшая скончалась. Причиной аварии стала не скорость машины, а ограничение видимости из-за повозок.
Судья признал происшествие несчастным случаем, но многие автовладельцы стали задумываться о безопасности. Идея предприимчивого американца не нашла широкой поддержки. Отсутствие интереса граждан к автострахованию объяснялось небольшим количеством транспорта на дорогах.
В 20-х годах ХХ века компания Ford наладила массовый выпуск машин, из предмета роскоши они превратились в распространенное средство передвижения. В 1925 году власти штата Массачусетс признали автострахование обязательным. Такой полис гарантировал компенсацию ущерба потерпевшей стороне. Т. е., объектом страхования выступала автогражданская ответственность водителя. Желающие могли оформить полис и на свою машину. Но такой вид услуги носил добровольный характер.
По примеру США практически все страны Европы стали вводить обязательную систему автострахования. Большая часть государств к середине прошедшего столетия уже имела прототип нынешнего ОСАГО. Примерно в это же время появилась система страхования, действующая на территории всех европейских стран.
Возникновение ОСАГО в России
Обсуждение введения обязательного автострахования в России началось в 1924 году. Но из-за незначительного количества машин на дорогах вопрос был признан руководством страны неактуальным. Во второй половине ХХ века число авто в СССР увеличилось настолько, что власти вновь подняли тему внедрения системы полисов.
В 1984 году Советом Министров был принят законодательный акт «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», который дал толчок развитию отечественного автострахования. Договор заключался по инициативе клиента и предполагал защиту машин, пассажиров и их имущества.
В 1991 году стали появляться первые полиса КАСКО, но они не получили широкого распространения. Идея внедрения обязательного ОСАГО возникла только после распада СССР. Первый проект соответствующего закона был представлен на рассмотрение в Госдуму в 1993 году. Документ требовал серьезных правок и доработок.
Разработка современного закона «Об ОСАГО»
Разработка № 40–ФЗ «Об ОСАГО» заняла почти 10 лет. После представления первой версии этого документа и ее отклонения в 1993 году корректировка длилась 7 лет. В 2000 году закон об обязательном автостраховании вновь был внесен на рассмотрение. Его приняли в первом чтении, но по-прежнему требовались серьезные доработки.
Главным нововведением стал объект страхования. Прежде в России с помощью полиса автовладельцы защищали только свои машины и пассажиров. Теперь было решено страховать ответственность водителей перед другими участникам дорожного движения. В случае ДТП убытки потерпевшей стороне возмещает компания, заключившая договор с виновником происшествия.
Одной из главных проблем законопроекта, одобренного в 2000 году, стали тарифы на ОСАГО. Из-за длительного согласования и обоснования цен на «автогражданку» окончательный вариант № 40–ФЗ был принят только 24.04.2002. Чтобы водители смогли постепенно привыкнуть к новым требованиям страхования, вступление документа в силу было решено отложить на 15 месяцев. Так, датой, когда ввели ОСАГО в РФ, считается 1 июля 2003 года.
Внедрение обязательного страхования вызвало недовольства среди автомобилистов. Многие из них указывали на незаконность такой «навязанной» услуги. В 2005 году № 40–ФЗ даже рассматривался в Конституционном суде, который признал допустимым обязательное автострахование.
Введение электронного страхования
В 2015 году Правительство России приняло поправки в № 40–ФЗ, дающие возможность водителям оформить страховку через Интернет без посещения офиса. Далеко не все компании ввели такую функцию и продолжали продавать полиса только при личном визите автовладельца.
Очередные изменения № 40–ФЗ в 2017 году и утверждение новых указаний ЦБ, касающихся порядка оформление е-ОСАГО и работы сайтов страховщиков, обязали СК предоставлять возможность приобретения документа онлайн.
Появление обязательного автострахования произошло более 100 лет назад. Несмотря на вековую историю, в России ОСАГО является относительно молодым и новым продуктом.
Когда и почему был введен ОСАГО
Первой страной, которая ввела аналог Российского полиса ОСАГО была США и случилось это еще в 20 веке.
П рактически каждый день на дороги нашей страны выезжают новые автомобили и новые водители. Для допуска к управлению ТС нужно изучить правила дорожного движения, сдать теоретически и практический экзамен. Однако ответить на вопрос: «С какого года действует ОСАГО?», может далеко не каждый. Хотя многие находят занимательной историю введения обязательного страхования.
Появление в законодательстве
В первую очередь ОСАГО был введен в США, еще на заре XX века, и быстро распространился на всю территорию Европы. До России введение ОСАГО дошло только в в конце 2002 года, а на разработку закона было потрачено почти 10 лет. Непосредственно закон «Об ОСАГО» был принят в 2002 году, однако из-за тарифных разногласий вступление закона в силу было перенесено. Если рассуждать логически введение ОСАГО действительно необходимо, ведь на дорогах встречаются абсолютно разные автомобили и люди с разными уровнями достатка. Например в ДТП могут попасть владелец жигули и владелец новой иномарки, конечно уровни доходов у этих людей разные, поэтому если владелец жигули виновен в аварии, то он физически не может оплатить ремонт владельцу иномарки, а суд обяжет его платить.
Первые упоминания о введении обязательного страхования возникли еще в СССР в 70-х годах XX века, однако принят законопроект так и не был.
С момента введения обязательной страховки, сразу же появилась возможность накопительной скидки бонус-малус. КБМ по сей день является хорошим преимуществом системы, т.к. позволяет аккуратным и безаварийным водителям экономить до половины стоимости полиса.
Несмотря на все преимущества, с тех пор, как был введен закон «Об ОСАГО», некоторые автолюбители остаются недовольны, считая, что услуга была навязана насильно, а главная ее цель – сбор средств с граждан. ОСАГО даже стало предметом проверки на законность.
Какие доводы приводили противники закона:
Имели место даже разногласия судей в Конституционном суде, но закон все же был принят. Изначально контролирующим органом было Правительство России, а с 2013 года надзорным органом стал Центробанк России.
Какие цели преследует ОСАГО
Сегодня против закона выступают, как правило, те водители, которые не сталкивались с напряженной дорожной обстановкой в прошлом. До введения ОСАГО, при аварии, некоторым автовладельцам приходилось продавать имущество, чтобы покрыть незначительный ущерб дорогому автомобилю, т.к. за все расплачивались из собственных карманов. Также часто имели место случаи, когда при разборе ДТП все переходило в криминальную плоскость, что нередко приводило к трагедиям.
Автомобильное гражданское страхование имеет возможный срок действия 12, 6 или 3 месяца, на усмотрение страхователя. Также имеется возможность застраховать авто на любые месяцы года. Как видим, условия довольно лояльны.
Какие цели преследовал закон «Об ОСАГО»:
Конечно, часть общества приняла ОСАГО весьма негативно, однако нельзя игнорировать положительные изменения. Снизилось мошенничество на дорогах, водители стали больше замотивированы в стиле управления ТС и соблюдении правил дорожного движения. Немалую роль в этом сыграл КБМ.
Если предположить, что в стране вновь накалится атмосфера, и власти неожиданно отменят ОСАГО, нельзя исключать, что это приведет к возникновению криминальных ситуаций и убийствам за какой-то материальный ущерб.
Плюс ко всему, ОСАГО защищает вашу ответственность перед 3-ми лицами, так что без его оформления и ежегодного продления никак не обойтись. Если посмотреть на нынешнюю экономическую ситуацию в стране, то далеко не каждый водитель смог бы самостоятельно выплатить компенсацию за причиненный ущерб.
Мы с вами может надеяться лишь на введение новых положительных изменений в закон, т.к. отмены обязательного страхования пока не предвидится.
Видео
Закон об ОСАГО в 2021 году
Закон об ОСАГО – новая редакция
Стороной пострадавшей либо виновной в совершении ДТП может быть абсолютно любой водитель, как по вине случайных факторов, так и объективных. Особенно часто происходят ДТП в городах с большой численностью и интенсивностью движения. При ДТП причиняется вред физическому, психологическому здоровью человека, личному имуществу граждан. Чтобы снизить данное негативное влияние, заключается страховой договор, который является гарантией хотя бы минимальной компенсации ущерба, которым и является ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), что также и побуждает граждан быть более внимательными и ответственными на дороге. Регулирование данного вопроса на правовом уровне обеспечивается федеральным законом «Об ОСАГО», в который в 2016 году внесены некоторые поправки.
Видеокамера распознает наличие ОСАГО
В Москве и ряде крупных городов уже стартовал проект по определению наличия страхового полиса с помощью видеокамеры. При съемке автомобиля камера фиксирует его госномер, который проверяет по базе данных на наличие страховки ОСАГО. Сама база ведется страховщиками, которые обязаны в течение 5 дней от заключения договора внести его в базу. Езда без страховки расценивается как административное правонарушение, и виновному предъявляется штраф к оплате (500-800 рублей).
Ужесточены требования к страховщикам
Как известно, неплатежеспособность страховщика либо его неправомерные действия значительно усложняют процесс получения страховой выплаты. В связи с этим, ужесточены требования к страховщику по обязательным отчислениям в специальные резервные фонды. Резервы должны полностью обеспечивать исполнение обязательств по страхованию и связанных с ним обязательств.
Упрощено оформление электронного полиса
Отменена необходимость сообщать номер лицевого счета при оформлении полиса в электронном виде. Данный момент вызывал сложности и нарекания при онлайн-оформлении, и для упрощения процедуры оформления электронного полиса ОСАГО отменен.
Полис страхования ОСАГО может быть оформлен в электронном виде, однако при езде необходимо иметь при себе распечатанный вариант обязательно, иначе к вам будет применен штраф как к водителю без полиса ОСАГО 500-800 рублей.
Самостоятельной оценке – нет
Водитель не имеет права осуществлять самостоятельную оценку ущерба, нанесенного транспортному средству. Это теперь обязанность страховой компании, которая осматривает и проводит оценку повреждений авто. Обязанность водителя – предоставить авто для оценки (срок – 5 дней с момента получения информации о ДТП страховщиком), иначе можно получить отказ в денежной компенсации. Это значительно ускоряет получение страховой выплаты, т.к. ранее страховщик обязан был осмотреть авто не более чем через 5 дней после его предоставления. Итак, водитель больше не вправе проводить самостоятельную оценку ущерба автомобилю.
С какого года в России действует ОСАГО
Даже начинающие автомобилисты знают, что прежде чем выехать за рулем на улицы города, необходимо оформить страховку. За отсутствие полиса ОСАГО предусмотрен штраф. Дополнительные расходы удорожают и без того недешевое содержание автомобиля и вызывают недовольство граждан.
Но закон об «автогражданке» был принят вовсе не из желания собрать побольше денег с населения. Рассмотрим, с какого года ввели ОСАГО в России, и какая цель при этом преследовалась.
Предпосылки для разработки закона
Благодаря экономическим реформам в стране, в 90-е годы количество автомобилей на дорогах резко увеличилось. Соответственно увеличилось и число ДТП, где новым и не очень машинам наносился ущерб разной степени. Поврежденный транспорт требует ремонта, стоимость которого может быть весьма и весьма высокой. Кто должен его оплачивать? Согласно гражданскому законодательству, любой вред, причиненный чужому имуществу, должен быть полностью возмещен виновным в его причинении. Иными словами, оплатить ремонт разбитой в ДТП чужой машины должен виновник аварии. Если только он не сможет доказать, что действовал в условиях крайней необходимости или форс-мажора.
Учитывая невысокие доходы населения, для возмещения стоимости ремонта дорогой новой иномарки водителю другой машины приходилось расстаться с солидной суммой денег, а порой и с собственным имуществом: автомобилем и даже квартирой. Были примеры и криминальных случаев, когда ценой ошибки за рулем становилась жизнь.
Между тем, еще в первой половине прошлого века в США начали страховать имущественную ответственность автовладельцев. Такая страховка позволила переложить бремя финансового возмещения с водителя на его страховую компанию. Европа также переняла полезный опыт, но в России в силу социально-экономических причин он внедрен не был, хотя такая идея в 60 годах в СССР обсуждалась.
Однако в начале нового века стало очевидным, что необходимо вводить обязательное страхование не самих транспортных средств, а ответственности их владельцев. Это позволит решить сразу несколько острых проблем:
Когда ввели ОСАГО в России
На проработку всех аспектов нового закона ушло довольно много времени — около 10 лет. Первые законопроекты были внесены в Госдуму еще в 1993 году. Однако рассмотрение нового нормативного акта в первом чтении состоялось только в 2000 г. Затем последовали еще два года доработок и, наконец, в апреле 2002 года закон был одобрен Федеральным собранием и подписан Президентом.
Однако ОСАГО стало строго обязательным лишь спустя год — с 1 июля 2003 года. Столь длительный промежуток времени потребовался для проработки механизмов реализации нового закона и принятия соответствующих документов. В дальнейшем вводились различные поправки и дополнения, а в 2014 году законодательство об ОСАГО было серьезно реформировано.
Когда автострахование только стало обязательным, это вызвало серьезный негативны отклик как со стороны водителей, так и от страховых компаний. Высказывались претензии к тому, что новый закон серьезно ограничивает права граждан и коммерческих компаний на свободу договора и собственности, гарантированных Конституцией. Кроме того, стоимость полиса оказалась довольно высокой для большинства автовладельцев. Но Конституционный суд, рассмотрев обращение группы депутатов, счел, что основному закону ограничения, налагаемые ОСАГО, не противоречат.
Особенности обязательной страховки
Главной особенностью страхования ответственности автовладельцев является его обязательность. Причем как для самих водителей, так и для страховых компаний. К неудовольствию последних, государство жестко ограничивает размер страховой премии за счет введения единого для всех механизма ее расчета и тарифного коридора. С 2016 года страховщики не могу ссылаться даже на отсутствие у них необходимых бланков — появилось оформление полиса электронным способом.
В отличие от имущественного страхования, ОСАГО страхует не автомобиль, а ответственность его владельца или водителя перед третьими лицами в случае ДТП. Если при аварии был поврежден чужой автомобиль, то его ремонт оплатит страховщик виновника. При отсутствии у него полиса, возмещение производит уже он сам.
При расчете стоимости страховки учитывается такой коэффициент как КБМ (бонус-малус) Его суть состоит в том, что дисциплинированный водитель, аккуратно ведущий себя на дорогах и не устраивающий аварии, при заключении каждого последующего договора ОСАГО платит все меньше им меньше. Разница может составить до 50%. Соответственно действует и обратная зависимость — неоднократный виновник ДТП будет с каждым годом платить больше.
Страховое возмещение по ОСАГО имеет ограничение. Максимум, который может получить пострадавший водитель, равен 400 000 руб. Если же эта сумма не покрывает стоимости ремонта, то недостающую часть придется взыскивать в виновника уже самостоятельно, в рамках гражданского иска.
Введение ОСАГО, хоть и вызвало немало споров, позволило добиться поставленных целей. Очередные поправки, защищающие автовладельцев и расширяющие возможности страховых компаний по премированию аккуратных водителей, вступают в силу с 1 июля 2018 года