Когда появились подстаканники в авто
Когда появились подстаканники в авто
В 80-х годах минивэны стали первыми применять довольно важный аспект современных транспортных средств – подстаканники
Современное общество загоняет минивэны в тупик. Вокруг них витает множество стереотипов. Например, это единственное средство передвижения американских мамаш, которые только и делают, что катают своих ненаглядных спиногрызов из школы на кружок, потом на следующий кружок и так до вечера. Но минивэны войдут в историю не только из-за этого. В 80-х годах они стали первыми применять довольно важный аспект современных транспортных средств – подстаканники.
Первая идея подстаканников возникла в эпоху кинотеатров для автомобилистов. Есть и пить в припаркованных автомобилях стало нормой, но не было никаких реальных средств сделать это по-человечески. До подстаканников продукты питания и напитки держал специальный поднос, который вешался на открытое окно автомобиля. Зачаточные подстаканники и лотки для еды появились примерно в 50-х годах.
Все это, как можно представить, работало хорошо, пока машина не начинала двигаться. К тому же, поднос как правило был доступен только водителю. Бедняги на заднем сиденье должны были сами искать места, где держать еду было удобнее всего.
Возникающие неудобства были залогом того, что когда-нибудь технологии дойдут до нужной идеи, но первые подстаканники были аляповаты и вообще не относились к конструкции автомобиля.
Главным образом это были похожие на кобуру пластиковые устройства, которые крепились на внутреннюю часть двери, оставаясь на месте при открывании или закрывании окна. Но мы же понимаем, что любой держатель на двери – это прелюдия к катастрофе, потому что вообще-то двери постоянно открываются и закрываются (а иногда и с душой захлопываются).
Это привело к осознанию того, что подстаканники должны быть встроены в менее подвижные зоны автомобиля, и автопроизводители постепенно начали их размещать на консоли между сиденьями. Прежде чем это случилось, Cadillac огласил революционную идею: магнитные рюмки в бардачке Eldorado Brougham 1958 года. Безопасность превыше всего!
По данным Chicago Tribune, первые современные подстаканники появились на Dodge Caravan и Plymouth Voyager в 1984 году. Сначала они были неглубокие и со временем прошли через разнообразие стилей. Инициативу подхватили и другие компании.
Но не всем идея подстаканников казалась милой. Источники US News и World Report называли подстаканники «закоулками для чашек» и совершенно ненужным аксессуаром.
Глядя на их сегодняшнее обилие в машинах, трудно поверить, что они появились всего 30 лет назад, да и то с некоторым брюзжанием со стороны пессимистов.
В наши дни с развитием автономных технологий следующее поколение подстаканников, возможно, будет включать в себя что-то типа роботизированной руки, которая будет вливать напитки прямо нам в рот.
Почему в Японии и Европе производители против подстаканников в авто?
В Subaru Impreza шесть подстаканников, что на один больше возможного количества человек в ней. И если чашку кофе обычного размера поставить в один из них (на консоли), вы едва сможете достать ее обратно, настолько подстаканники глубокие. А вот в монстре Subaru Ascent компания поставила настоящий рекорд — аж 19 подстаканников.
В Японии инженеры Subaru Corp. изучают очень большие чашки для кофе и содовой, которые американский коллега собирал для них в McDonald’s, Starbucks и 7-Eleven. Это делается для того, чтобы обеспечить японцам понимание важной роли множества крупных подстаканников в США, где размеры напитков в разы больше.
« Big Gulp их вообще взбесил», — рассказывает Питер Тенн, член группы по планированию, который, собственно, и закупал образцы. Подстаканники действительно важны для покупателей автомобилей в США.
«Их просто не может быть достаточно», — говорит Криста Эллис, мать четверых детей и блогер из Индианы, и уверяет, что меньше заботится о литраже двигателя, чем о держателях для стаканов. — «Подстаканники помогают организовать пространство в машине, и не обязательно использовать их только для напитков», — продолжает она, отмечая, что держатели являются идеальным местом для хранения игрушек. — «Картошка фри тоже отлично перевозится в дополнительных подстаканниках».
Большинство автомобилей, сделанных для европейского или японского рынка, не оснащены большим количеством подстаканников; употребление пищи в машине считается отвратительной привычкой, ведь вокруг огромное количество замечательных ресторанов, в которых можно остановиться и перекусить. Производителям пришлось нелегко, когда дело дошло до экспорта авто в США.
«В течение многих лет Mercedes был убежден, что приучит американцев пить кофе дома, а не в машине по пути на работу», — говорит [бывший] генеральный директор Daimler AG Дитер Цетше. — «Очевидно, это не сработало».
Японцы и европейцы по-другому относятся к употреблению еды и напитков в автомобиле. В большинстве стран Европы туристам запретят пить кофе или кушать внутри автобуса; транспортное средство должно оставаться чистым. По закону водитель делает перерыв на кофе каждые два часа.
Так как же Северная Америка пошла по кардинально другому пути? Все дело в том, что в 1960-е годы США стремительно начали переходить на одноразовую посуду, совершенно не заботясь о том, как это в будущем повлияет на планету. Больше не было бутылок, которые нужно было возвращать (отличный пример с молоком, когда на порог выставлялась пустая бутылка, и молочник заменял ее на другую — полную), вместо них появились одноразовые стаканы, которые большинство американцев по сей день выбрасывает просто из окна машины.
Видя популярность пластиковых подстаканников, производители приняли их как часть нового общего дизайна интерьера, начиная с середины 1980-х годов. Сообщается, что Chrysler поместил первые подстаканники в автомобили массового рынка в своем популярном минивэне Plymouth Voyager 1984 года. Это были небольшие углубления в центральных консолях, предназначенные для поддержки чашки кофе весом 12 унций (350 мл). Как и Big Gulp, который бесил дизайнеров Subaru, 12 унций — большой стакан, чтобы сразу его выпить. Приходится брать собой и пить по пути.
Многие исследователи утверждают, что подстаканники являются ответом на более длительное время поездок на работу в Северной Америке, но это не объясняет тот факт, что американцы постоянно что-то жуют и пьют, где бы они ни были. Французский антрополог утверждает, что все дело в чувстве безопасности.
Теперь подстаканники уже не только в машинах; они находятся в тележках супермаркетов, в детских колясках и в газонокосилках. Их даже поместили в поломоечные машины, используемые ночными уборщиками в больницах и аэропортах. Все должно предлагать место для напитков.
Таким образом, в течение последних 30 лет подстаканник заменил пепельницу, а гигантский напиток заменил сигарету. Мы едим все больше фастфуда в дороге, а не в наших домах или придорожных ресторанах, медленно потягивая кофе, в то время как промышленные комбинаты продают больше бумаги и пластика. И поскольку ночь следует за днем, люди внутри машин становятся больше, и машины тоже становятся больше, чтобы вместить их.
Подстаканники создали, дабы не обжигать пальцы во время чаепития. Горячий гранёный стакан — именно для него придумали необходимое изобретение — было неудобно брать: ручек на нём не было.
Стук колёс, километры дороги и аромат чая
В России и странах СНГ подстаканники неотъемлемо связаны с романтикой поездов. По подсчётам, установленным статистиками РЖД, только за 2016 год было выпито 14 миллионов кружек чая общим объёмом 3 миллиона литров! Путешественники выбирают чай именно с сахаром, именно из стаканов в подстаканниках. Спроси любого, с чем ассоциируются путешествия в поезде, ответ будет прост: кипяток у проводника, чай в стакане с подставкой. Одно время привычный атрибут заменяли на пластиковые стаканы, но тогда теряется традиция и история. Кстати, о ней сейчас мы вам расскажем.
Подстаканник: история появления
Специалисты разнятся в определении точной даты начала использования подстаканников, поэтому конкретно её определить нельзя.
Первая половина, которую составляют историки, считает временем появления подстаканника начало XX века в связи с отказом от фарфора, предпочитая стекло. Чуть позже аксессуар стал необходимым предметом в домах значимых лиц и чиновников.
Другие утверждают, что подстаканник, история появления аксессуара, появился в России с 1720-х годах, в то время, когда страну провозгласили Российской империей, были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Как уже было сказано, пить горячий чай из стакана неудобно. Тогда и придумали подстаканники.
Третьи считают началом истории появления подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Соответственно и «железные доспехи» для стеклянного стакана были также «заморскими». Мужской быт теперь украшал не только, портсигар, табак, но и подстаканник. Кстати, ближе к XIX веку в Россию привезли и дамские маленькие подстаканники. Маленькие потому, что женщинам не надобно было много есть и пить. Тоже по этикету.
Декор и внешний вид подстаканников
Поначалу подстаканник функционировал, как поддержка для посуды, производился по той же причине для удобства. Затем, когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. Какие только рисунки не украшали подстаканники! История, литература, искусство и сама эпоха отражались в украшениях подстаканников! В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого по тем временам предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям. У простого рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижился: наливали в блюдечко чай, чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности предмета не было: им пользовались и рабочие, и крестьяне.
Формы у подстаканников были настолько различны, насколько хватало фантазии у мастера. Первые изготовления были скучны, но практичны: стакан попросту обрамляла пластинка из меди или латуни по форме. В XIX веке «подставка» под посуду стала преображаться. В форме избы, бочонка, дерева, украшенные цветами или животными – здесь отразился деревенский быт и уклад. Чуть позже, когда «защита» для пальцев появилась в богатых домах, подстаканники стали украшать гербами, семейными инициалами. Создавались целые картины, на первый взгляд, на обычном предмете посуды.
Рельефные подстаканники XX века украшали фольклорные образы и сюжеты. Тут и Илья Муромец защищал землю русскую, и сестрица Алёнушка спасала своего брата от проклятья.
Действительно, подстаканник – исконно русское изобретение. Доказательством тому будет традиция, которой до сих пор следует люди.
Подстаканник – символ ушедшей эпохи
Тенденция 21 века – возвращение к прошлому: винтаж, мода 50-х – 90-х годов. То же самое и с чайной традицией. Подстаканник вновь вживается в быт русского человека. Мастера могут нанести абсолютно любой рисунок: начиная от анималистических деталей, заканчивая портретом. Всё зависит от того, насколько искусный мастер. А в магазине Самоваров Град в наличии подстаканники на любой вкус и цвет: на морскую и военную тематику, в подарок и другу, и обладателю охотничьего ремесла. Для путешественника такой презент будет весьма кстати: ведь так приятно попивать горячий чай в стакане, поддерживающем собственным подстаканником, и разглядывать русские пейзажи за окном поезда. Помните: подстаканник – ценный и солидный подарок!
Интересный факт: причина появления подстаканников в авто
Автопроизводители из разных стран по-разному относятся к подстаканникам. Но факт остается фактом: постепенно в автомобилях их становится всё больше и больше. Законодателями «моды» на подстаканники стали американские машины. В Японии и Европе по-прежнему относятся к ним скептически.
Идея подстаканников появилась тогда, когда в США начали распространяться кинотеатры для автомобилистов. Американцы стали есть и пить в машинах, хотя это было и не очень удобно. До подстаканников еду и напитки держал специальный поднос, который вешался на открытое окно авто.
В 1960-е годы в Соединенных Штатах стала популярна одноразовая посуда. Потом, уже в начале 1980-х, американские автопроизводители решили совместить приятное с полезным. Первым установил подстаканники в серийные автомобили Chrysler. Это были небольшие углубления в центральных консолях для стаканчиков с кофе. Американским автомобилистам стало проще и удобней брать с собой пластиковый стакан с кофе или сладким газированным безалкогольным напитком, — пишет Autonews.
Дело дошло до того, что сейчас в некоторых автомобилях для американского рынка подстаканников больше, чем мест для пассажиров. В полноразмерном кроссовере Subaru Ascent вообще насчитывается 19 подстаканников!
Автомобили, продающиеся в Японии и Европе, как правило, не имеют много подстаканников. Почему? Дело в том, что японцы и европейцы, во всяком случае, большинство из них, считают, что в автомобилях есть нельзя. Для этого есть кафе и рестораны.
Вы даже не предполагали: Названа неожиданная причина появления подстаканников в автомобилях. Фото №3
Поэтому японским и европейским автопроизводителям до сих пор приходится подстраиваться под вкусы американцев, предлагая им модели с большим количеством подстаканников. При этом нужно, чтобы они были разного размера (для разных типов стаканов).
Как в поездах появились подстаканники и какое отношение к этому имеет царь Александр III
Чай в стаканах с подстаканниками давно уже стал классикой железнодорожного транспорта. Сейчас, когда вокруг царит одноразовая посуда, подстаканники встречаются реже, но при СССР они царили в купе и плацкартах безраздельно. Многие даже считают, что удобную металлическая подставка с ручкой придумали в советские времена. Но это не так – изобрели подстаканник еще в Российской империи.
Оспаривать тот факт, что подстаканник появился в России, не берется никто. А вот версий его изобретения существует несколько. Наиболее популярна «графская» история этого аксессуара. Создание подстаканника приписывают графу Сергею Юльевичу Витте – российскому государственному деятелю, дипломату и организатору железнодорожного транспорта в Российской империи.
Витте происходил из старинного курляндского рода, но графом был только во втором поколении. Его отец, Юлий Федорович, получил дворянство за заслуги перед отечеством, а вместе с ним стали графами и три его сына. С юных лет Сергей Витте испытывал тягу к железнодорожному делу. Ему даже было неважно, где и как он служит, лишь бы это происходило рядом с локомотивами и рельсами. Сам он писал об этом так:
След императорского поезда
В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог. Говорят, что именно в эту пору хозяйственный граф и ввел в пассажирских поездах правило пить чай из стаканов в металлических обоймах. Простой стеклянный стакан был неустойчив, его было неудобно носить проводникам и горячо брать руками пассажирам. После появления подстаканников травм и соответственно жалоб в департамент Витте стало гораздо меньше.
Конечно, подстаканники не были основной вехой в блестящей карьере политика. У Витте хватало и других заслуг и личных качеств, для того чтобы его заметили. Но, возможно, забота о пассажирах стала одним из многочисленных плюсов в глазах наблюдательного Александра.
Подстаканники и французский этикет
Некоторые историки уверены, что первые подстаканники появились в 1720‑х годах. В это время фарфор начал выходить из моды и на столах появились стаканы. Мода, пришедшая из Европы, требовала изменений этикета чаепития. Согласно французским веяниям, женщинам полагалось пить из фарфоровых чашек, «по старинке». А вот мужчины должны были пользоваться стаканами.
Подстаканник появился как образец русской смекалки. Кавалеры не желали обжигаться, хватая горячие стаканы руками, и выход был найден. Впрочем, есть еще сторонники того, что подстаканники и вовсе появились на Руси вместе с модой на чай в начала 17 века. Но эта версия не слишком популярна. В ней все таки содержится намек на то, что подстаканники к нам пришли из-за границы.
Вы, наверное, удивитесь, но Россия не входит в первую десятку стран с наибольшим потреблением чая. Как ни странно, нет среди лидеров и Китая.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!