Когда падает спрос на автомобили
Когда лучше покупать машину: выбираем время для покупки автомобиля
От времени года напрямую зависит стоимость автомобиля. Например, зимой дилеры делают огромные скидки, а владельцы пытаются быстрее избавиться от старого авто и тоже готовы поторговаться. Весной, напротив, те же самые варианты предлагают по космическим ценникам.
В каком месяце лучше покупать автомобиль и что нужно обязательно сделать перед тем, как приобрести машину, расскажу в сегодняшнем материале.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ АВТО НЕЗАВИСИМО ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА
Тем, кто собирается брать подержанное авто, обязательно советую проверять историю эксплуатации. Не все продавцы честны, а проверка может показать серьезные технические или юридические проблемы. Вот пример:
Владелец очень срочно продает «Короллу». Машина, по его словам, небитая, в отличном состоянии, вложений не требует. Пробиваю машину через сервис avtocod.ru и вижу, что в ДТП авто и правда не участвовало.
Зато добрых пять лет отмотала в такси.
Авто после такси, как правило, сильно изношены и требуют больших денежных вложений.
С пробегом у «Короллы» тоже все не совсем чисто. При последнем владельце он уменьшался дважды, а потом вдруг вырос до 800 тыс. км.
Возможно, это ошибка сотрудников станции техосмотра. Но даже если это и так, покупать машину после такси я бы не рекомендовал.
КОГДА ПОКУПАТЬ МАШИНУ ВЕСНОЙ
В какое время лучше покупать автомобиль, зависит от того, какие варианты вы рассматриваете — новые из салона или подержанные на вторичке. На этих рынках действуют разные законы ценообразования.
Март, например, хороший месяц для покупки новых авто. В салонах это время затишья перед поступлением новинок. Зимние распродажи позади, но ценники еще прежние. Некоторые модели даже падают в цене перед приходом следующих партий.
С подержанными машинами другая ситуация. Здесь с покупкой лучше повременить. Покупатели начинают искать себе новые автомобили, чтобы летом ездить на природу. Найти выгодный вариант весной очень сложно.
В апреле и мае дешевых автомобилей не найдете ни на вторичке, ни в салонах. Как правило, в этот период дилеры закупают новенькие машины и загибают максимальные ценники. Все экземпляры обычно продаются по самой высокой стоимости — без скидок и подарков.
КОГДА ПОКУПАТЬ МАШИНУ ЛЕТОМ
Летом новый автомобиль лучше всего покупать в июне-июле. Это традиционное время некоторого спада покупательной активности. Все разъезжаются по отпускам и отдыхают на дачах. Дилерам ничего не остается, как заманивать клиентов выгодными предложениями и приятными ценами, иначе план им просто не выполнить.
В августе цены на авто из салонов уже не такие привлекательные. Спрос на машины снова увеличивается — покупатели возвращаются домой и начинают готовиться к осени: выбирают, на чем ездить на работу и возить детей в школу. Скидок в это время тоже почти не бывает.
Для покупки подержанных авто лето — самый неблагоприятный период. Спрос на вторичном рынке огромный. Новички, которые отучились в автошколах, начинают садиться за руль, а дачники ищут на вторичке недорогие варианты для поездок за город. Сравните: в июне и июле 2020-го года через сервис avtocod.ru пользователи проверили почти 2,2 млн машин, а, например, в январе – всего 1,4 млн. Ценники в летний период собственники заламывают максимальные.
КОГДА ПОКУПАТЬ МАШИНУ ОСЕНЬЮ
В сентябре-ноябре покупательская активность увеличивается еще больше. Водители вернулись в рабочий ритм и готовы заниматься поиском машин. Предновогодний сезон распродаж в салонах еще не начался, и лучше дождаться этого времени. В ноябре стоимость немного падает, но желательно потерпеть с покупкой до декабря.
Зато октябрь-ноябрь — отличное время для покупки подержанного автомобиля. Владельцы пытаются успеть продать своих коней до начала новогодних распродаж, чтобы самим выгодно купить новый авто. Можно не только поторговаться, но и выпросить подарок — красивый номер или зимнюю резину.
КОГДА ПОКУПАТЬ МАШИНУ ЗИМОЙ
Декабрь считается лучшим месяцем для покупки нового автомобиля. В праздничном ажиотаже салоны буквально начинают соревноваться в размерах скидок (они доходят до 20%), предлагают клиентам всевозможные подарки: аксессуары, колеса, дополнительную комплектацию и т. д.
И дело не только в желании порадовать покупателей. В декабре дилеры закрывают год продаж, и от выполненного плана зависят новогодние премии сотрудников, поэтому можно ухватить неплохой и недорогой вариант.
Декабрь — прекрасный период и для приобретения подержанной машины, потому что собственники хотят продать свои ТС до нового года. Во-первых, нужны деньги на празднование. Во-вторых, в новом году машина повзрослеет, и цена на нее упадет. В декабре можно смело торговаться и просить сбросить 5-10% от стоимости.
В январе на руку покупателю играет эффект «прошлогоднего автомобиля». Машины стали старше на год, и цены на них опускаются. Дилеры и перекупы стараются скинуть машины как можно скорее, чтобы не мучиться с продажей весной. Кроме того, в январе наблюдается спад продаж оттого, что покупатели не отошли от праздников.
Но все-таки в случае с авто из салонов в январе есть риск и повышения ценников — покупать нужно как можно скорее. В начале года производители планово поднимают стоимость иномарок и отечественных машин. Из-за курса они могут вырасти сразу на 5%.
В феврале покупатели тоже не рвутся в автосалоны и не ищут подержанные машины на досках объявлений. Все деньги ушли на праздники, и пока не до автомобилей. А дилерам нужно как-то приходить в себя после январского затишья. Поэтому в феврале также можно взять новое авто по неплохой цене.
С подержанными машинами похожая ситуация — владельцы готовы дешевле продать прошлогодние авто из-за потребности в деньгах.
В КАКОМ МЕСЯЦЕ ЛУЧШЕ ПОКУПАТЬ АВТОМОБИЛЬ
Если подвести итог, лучшее время для покупки автомобиля — это декабрь и начало января. В этот период можно найти очень достойные и недорогие варианты.
Дмитрий Смирнов, руководитель компании по подбору автомобилей Autoexpertteam, г. Москва:
— В своей работе мы традиционно сталкиваемся с ростом спроса на автомобили весной, перед дачным сезоном, и зимой, перед новым годом. В ожидании повышения цен в следующем году люди меняют свои автомобили, а автосалоны предлагают максимально выгодные условия на покупку новых авто. В начале года выбор моделей небольшой, но зато можно торговаться. Весной и осенью выбор на вторичном рынке становится больше. В конце года есть возможность найти хорошие скидки. Но я считаю, что лучшего времени не стоит ждать, и, если действительно есть нужда в автомобиле, стоит покупать тогда, когда есть такая возможность.
В какое время года вы купили свой автомобиль? Удалось ли выгадать? Напишите в комментариях.
Когда машины в России подешевеют? Эксперт все объяснил
Одна из самых обсуждаемых тем последних месяцев — навязанное дилерами дополнительное оборудование, из-за которого стоимость новых автомобилей увеличивается на сотни тысяч рублей. Дилеры отказываются продавать клиентам машины без «допов», объясняя это дефицитом и отсутствием базовых моделей.
Autonews.ru обсудил ситуацию с независимым экспертом рынка Артемом Самородовым. По его мнению, дилеры не станут добровольно отказываться от прибыли, а повлиять на них могут только автопроизводители. Но последним ситуация с дефицитом машин может быть выгоднее, чем кажется.
«Скоро история с «допами» не закончится. И следующий 2022 год пройдет под эгидой дилерских наценок. Скорее всего, эта ситуация не закончится вообще никогда, потому что она удобна автопроизводителям.
На 2024–2025 годы большинство производителей планируют перейти на электромобили. И чтобы это сделать, им нужно два-три года на подготовку мощностей. Представьте ситуацию: производитель собирает меньше машин, продают их дороже, зарабатывают при этом все — автопроизводители и дилеры на «допах». В итоге выгоднее как раз эскалировать ситуацию, повышать цены. И дилеры как участники этого рынка также будут продолжать зарабатывать на этом дефиците. А он не закончится, просто люди пересядут на электромобили. Сегодня это может звучать странно, но если собрать всю картину и проанализировать ее, станет понятно, что это очень похоже на правдивый сценарий. Автопроизводителям действительно нужно время на подготовку к переходу на электрокары, а дилеры — просто соучастники этого процесса.
Никто не поднимет знамя отказа от дополнительной наценки и прибыли. Никто из дилеров не откажется от денег. Ассоциация РОАД тоже не будет этим заниматься. Много лет дилеры зарабатывали мало, кто-то получал 2-4%. Лучшие показатели прибыли составляли 6%. А сейчас за год многие игроки сделали доходность за 3-5 лет. Как от этого отказаться в здравом уме? Отказаться можно только если производитель будет давить по количеству продаж, а клиентов в автосалонах будет мало. Но большинству производителей это сейчас невыгодно — им лучше продавать дорого и мало, чем дешево и много.
Логика объясняется рублем. Если покупают — значит, продаем. Отсюда у нас «Туареги» за 10 млн, «Поло» за 2,5 млн рублей или «Дастер» за 2,8 млн. Понятно, что не все равномерно. Есть регионы, где «допы» на 400–500 тысяч, а есть города с «допами» по 80-100 тысяч рублей, потому что больше уже не купят. Разные регионы, разный спрос. Если очень хочется поменьше допов, можно поискать машину в других регионах.
Недавно я изучал статистику, в среднем с начала 2020 года автомобили подорожали примерно на 35%. Могу сказать точно, что пока не исчезнет дефицит, история с «допами» не прекратится. А ведь на самом деле это даже не «допы» — это просто воздух. Под видом установленного оборудования людям продают невидимые пакеты, в которые за 250 тысяч рублей входят аптечка, сеточка в решетку радиатора и полировка кузова».
Эпоха дефицита: почему упали продажи автомобилей
На российском рынке продолжается падение продаж новых автомобилей. В ноябре 2021-го было куплено на 20,4% меньше машин, чем годом ранее. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томаса Штэрцеля, этот тренд сохранится в декабре, а также в следующем году. Будут ли продажи снижаться и далее, разбирались «Известия».
Что мешает повысить продажи
В прошедшем месяце было продано 125 466 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, тогда как в ноябре 2020-го было реализовано 157 580 машин. Причем это немногим меньше, чем в октябре. Факторы, негативно влияющие на рынок России, такие как нехватка полупроводников и логистические проблемы, а вместе с ними сокращение производства, сохраняются пятый месяц подряд.
Несмотря на то что дилеры в большинстве своем завышают цену и не продают машины без дополнительного оборудования, спрос превышает предложение. Продажи могли бы быть выше, утверждают эксперты и игроки рынка, но мешает дефицит. Ситуацию эксперты называют рынком продавца, когда продающий находится в более выгодном положении, нежели покупающий.
— Спрос на автомобили в ноябре снизился относительно октябрьских показателей, однако он всё еще значительно превышает предложение, — рассказывает генеральный директор ГК «АвтоDом» Андрей Ольховский. — Практически все продаваемые на рынке модели достаточно быстро находят своего покупателя. Особенно это касается российских бестселлеров, которые есть как в массовом, так и в премиальном сегментах.
С ним согласен и председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.
— Ажиотажа сейчас нет, однако спрос сохраняется на хорошем уровне и опережает предложение: автомобилей не хватает, всё очень быстро продается, — говорит он. — Каждый месяц к дилерам поступает разный объем машин, что тоже отражается на общей динамике продаж.
Какие марки теряют популярность
В ноябре просели продажи всех ведущих брендов, если не считать китайские марки. Так, бессменный лидер отрасли Волжский автозавод реализовал 26 373 автомобилей, хотя это на 31% меньше, чем в прошлом году.
— Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года, — прокомментировал текущее положение дел президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Приблизительно в такой же ситуации оказались и южнокорейские производители. Марка Kia, занимающая второе место рейтинга, продала 14 514 автомобилей, то есть на 31% меньше, чем в ноябре прошлого года. Замыкающая тройку лидеров компания Hyundai передала потребителям 14 395 единиц ТС, уронив планку на 17%.
Бренд Renault, находящийся на четвертой позиции, уменьшил объем сбыта на 15%, реализовав 11 837 машин. И даже Toyota, которая держалась до последнего, в ноябре показала падение продаж: 7606 автомобилей и отрицательная динамика в 7%. Японский производитель занял пятую строчку.
У Chevrolet показатель взлетел на 348%, но это эффект низкой базы: в ноябре компания подала 197 машин. В пресс-службе бренда «Известиям» рассказали, что динамика связана с появлением на рынке двух новинок — флагманского Chevrolet Tahoe последнего поколения, а также совершенно нового и относительно недорогого кроссовера Trailblazer, вышедшего на рынок в середине сентября.
Самое серьезное увеличение продаж наблюдается у Genesis — премиального суббренда Hyundai, реализовавшего в этом ноябре на 1037% больше относительно прошлого. Это связано прежде всего с расширением модельного ряда.
Какие машины продаются лучше
Примечательно, что с положительным результатом в 74% (2123 штуки) закончил месяц Ford, имеющий в арсенале лишь Transit в различных модификациях. Кроме него, хорошие цифры показали французские бренды Peugeot и Citroen, а еще немецкий Opel. Первый поднял продажи на 75% (733 автомобиля), второй — на 45% (432 экземпляра), а сбыт Opel подскочил на 62% (147 автомобилей). Стоит отметить, что все три бренда входят в группу Stellantis и предлагают не только легковой транспорт, но и легкий коммерческий.
— Opel вообще один из самых быстрорастущих брендов на российском рынке в этом году, — рассказала «Известиям» официальный представитель Stellantis Лилия Мокроусова. — Бренды Peugeot и Citroen тоже показывают хорошую динамику. Такой результат стал возможен в основном за счет моделей локального производства, в том числе тех, которые мы собираем в рамках СПИК. Это наши микроавтобусы, фургоны, компактвэны и малые фургоны.
Что происходит с китайскими автомобилями
Представители «большой китайской тройки» чувствуют себя сегодня совсем иначе, нежели европейские или корейские производители, продолжая наращивать сбыт и активно осваивая российский рынок. Например, марка Haval, открывшая в 2019 году свой завод в РФ, в ноябре заняла восьмую строку рейтинга популярности с проданными 4909 автомобилями и ростом в 202%.
— Мы внимательно следим за ситуацией с дефицитом микрочипов. Она носит глобальный характер, и мы делаем всё возможное, чтобы смягчить ее последствия. Ноябрьское производство осуществлялось по плану, — так прокомментировали «Известиям» свой успех представители компании Haval.
Бренд Chery обосновался на 11-м месте с результатом в 4097 реализованных машин и динамикой в 174% со знаком «плюс». А компания Geely попала на 14-ю позицию, сбыв 2826 транспортных средств и подняв объем на 40%. У экспертов отрасли есть объяснение высоких показателей производителей из Поднебесной.
— Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов. Поэтому они тоже столкнулись с этой проблемой, но гораздо легче ее переносят, — объясняет независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. — Кроме того, у брендов из КНР весьма эффективная стратегия развития: они быстро реагируют на запросы рынка, создают привлекательные условия и научились делать привлекательный продукт.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Первая причина высоких продаж китайских автомобилей — ценовая. Вторая причина в том, что у китайцев все-таки были предложения в отличие от других брендов, были живые машины. А третья — машины стали привлекательнее, — полагает он. — Единственное, люди пока не понимают, за сколько они смогут потом продать эти автомобили после использования.
Одной из моделей Haval осталось совсем немного, чтобы попасть в топ-10 рейтинга самых востребованных автомобилей в России. Речь идет о Jolion, которых передали покупателю в количестве 2340 штук. Кроссовер представили в мае 2021 года, с июля он стал бестселлером бренда, а сегодня уже занял 11-е место автомобильного хит-парада, потеснив Volkswagen Polo.
Почему Vesta в минусе
Лидирующую позицию в рейтинге популярности моделей уже несколько месяцев кряду занимает Lada Vesta с 9035 проданными автомобилями, но это на 2736 единиц меньше прошлогоднего результата. Отрицательный результат связан не только с дефицитом полупроводников. «Веста» готовится к обновлению, и часть версий уже недоступны.
Гораздо серьезнее просела реализация Granta, которая удерживала позицию самой покупаемой в России модели на протяжении двух последних лет. «Народный автомобиль» разошелся тиражом в 7231, снизив объем на 7309. И это самое серьезное падение среди участников рейтинга.
Спад объясним периодическими остановками линии, где собирают «Гранту». Как сообщает информагентство «Интерфакс», ссылаясь на главу профсоюза предприятия Сергея Зайцева, «АвтоВАЗу» с весны приходится прибегать к временным простоям на производстве из-за дефицита автокомпонентов. Простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходится периодически отменять.
Большинство моделей из топ-25 показали отрицательную динамику за небольшим исключением. В частности, в плюсе оказались Renault Kaptur и Duster, Toyota RAV4 и Camry. Ситуация с полупроводниками всё еще нестабильна, и успехи автопроизводителей сейчас зависят от того, как успешно они могут ее решить.
Что происходит на вторичном рынке
Дефицит новых автомобилей уже начал сказываться и на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажей автомобилей с пробегом, заметили не только повышение потока клиентов, но и сокращение машин, которые привозят в trade-in.
— По итогам ноября наши центры выдали 9300 автомобилей с пробегом — на 31% больше, чем в ноябре 2020 года. Но из-за дефицита новых автомобилей сократилось количество автомобилей с пробегом, которые поступают к дилерам по сделкам трейд-ин, — рассказал руководитель направления PR в «Рольфе» Павел Носов. — Для некоторых дилеров это стало проблемой.
К концу года средневзвешенная цена нового автомобиля превысила 2 млн рублей, подсчитали аналитики агентства «Автостат». И это без учета дилерских накруток. Вслед за новыми автомобилями подорожали и подержанные.
— По автомобилям с пробегом у нас есть данные за 11 месяцев — с января по ноябрь средняя цена подержанного легкового автомобиля увеличилась на 34%. К концу года этот показатель может достичь 40%, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Сколько продлится дефицит
В ближайшее время ожидать улучшения на автомобильном рынке не приходится, никаких предпосылок к этому пока нет. По прогнозам Сергея Бургазлиева, проблемы будут продолжаться как минимум до конца весны следующего года.
Похожее мнение высказал и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Странная ситуация, когда в этом ноябре продажи упали на 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, который был более сложным, — отмечает он. — Это говорит о двух вещах: динамика и в декабре будет отрицательной. В итоге года мы выйдем примерно на уровень 2020-го. Кроме того, в состоянии дефицита мы будем до середины 2022 года.
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».