Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Как часто нужно облуживать и перезаправлять систему кондиционирования воздуха в автомобиле? Как по внешнему виду оборудования понять, а стоит ли здесь обслуживать кондиционер?

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Лето пока не балует нас теплом, но это всего лишь его начало. Каждый год оно раскачивается постепенно ближе к июлю. Но уже сейчас всё больше и больше постов про кондиционер, его обслуживание и замену деталей системы кондиционирования.

Нужно ли обслуживать кондиционер?

Мы с вами знаем, что производители автомобилей сознательно создают видимость вечных систем у машин. Для чего это делается? Тут всё понятно, нужно создать видимость дешёвости обслуживания автомобиля. Поэтому все соревнуются в увеличенных сроках жизни масел, некоторые вообще стали вечными и т.п. При этом эти соревнования приводят к тому, что поломки на машинах и дорогостоящий ремонт становится уделом не 15-20 летних автомобилей, а порой уже 5-7 летних, в некоторых случаях и раньше.

О японском опыте использования моторных масел на рынке, где законодательно запрещено врать потребителю подробно писал ранее (здесь).

Что же касается кондиционеров? Как часто нужно их перезаправлять и почему?

В системе кондиционирования присутствует газ (фреон) чаще всего это R134A, но на смену ему постепенно приходит другой R1234YF. Во фреоне работает масло на спиртовой основе для смазки компрессора кондиционера.

В целом система кондиционирования долгое время может сохранять газ в системе, но на 100% она не герметична. Именно поэтому производители автомобилей не дают гарантию на хладагент в системе или же ограничивают её сроком в 6 месяцев.

Для иллюстрации ситуации посмотрим, что пишут об этом в сервисных книжках.

ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ДЕТАЛИ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ:
хладагент системы воздушного кондиционирования.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Заправка кондиционера хладагентом
Изготовитель гарантирует, что заправка кондиционера хладагентом будет достаточной в течение 6 месяцев с даты продажи автомобиля без ограничения пробега.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Почему так? Ответ очевиден — система негерметична. Фреон выходит из системы по разным причинам. В основном это перепад температур, тряска в процессе движения и т.п. Опыт работы на сервисной станции и эксплуатации своих автомобилей показывает, что в среднестатистическом автомобиле после 2-3 лет эксплуатации будет всего от 2/3 до половины фреона от заправленного производителем объема.

Естественно, что так как фреон не уходит одномоментно, то резких изменений вы не заметите. Будет лишь ощущение, что кондиционер не слишком-то быстро охлаждает салон или дует прохладным, но не холодным воздухом при самых низких выставленных значениях температуры.

Чем чревато использование кондиционера с фреоном заправленным неполностью?

Холодить кондиционер будет, но … за счёт более частого включения компрессора кондиционера, а это:

► дополнительный расход топлива;
► повышенный износ компрессора;
► снижение мощностных характеристик автомобиля (компрессор съедает от 10-15% лошадок двигателя).

Вместо фреона в систему попадает воздух, а с ним и влага. Как я уже писал выше масла используемые в системе кондиционирования на спиртовой основе. А следовательно очень активно поглощают влагу. В системе образуются агрессивные кислоты, которые приводят к усиленному износу компрессора кондиционера (одной из самых дорогостоящих деталей системы).

Компрессор, изнашиваясь, загрязняет систему продуктами своего разрушения. Эти частицы забивают фильтр осушителя и в современных автомобилях могут забивать сам конденсор (радиатор кондиционера) и радиатор испарителя в салоне (зависит от способа его производства).

При замене компрессора на ВАГе рекомендовалось по минимуму:

► делать промывку системы кондиционирования (процедура редкая, т.к. мало на каких сервисах вы найдёте подобное оборудование). Подробнее здесь;
► заменить фильтр-осушитель;
► заменить редукционный клапан салона.

Как понимаете процедура достаточно дорогостоящая.

Также недостаток фреона и масла приводит к тому, что ссыхаются резиновые кольца уплотняющие места соединений трубок к радиаторам. И за счёт этого начинает уходить фреон. Многие сталкиваются с тем, что при неработающем кондиционере приезжают на сервис, им заправляют систему и о чудо. Кондиционер заработал. Только спустя у кого-то месяц, а у кого-то год весь фреон из системы уходит. При этом при опрессовке системы никаких утечек станция не показывает. Вина этому усохшие резиновые колечки. Какое именно? Сказать сможет только углубленная диагностика системы с добавлением краски во фреон.

Поэтому гораздо проще и дешевле обслуживать систему кондиционирования раз в два-три года.

Как и где лучше производить обслуживания кондиционера?

Тут уже каждый волен решать сам. Я лично предпочитаю дилерскую станцию. Объясню почему. Разница в цене между обычным автосервисом и дилерской станцией невелика. При запросе на данную услугу цены в Москве стартуют от 1 000₽ до 4 000₽. Буквально на прошлой неделе делал запрос для автомобиля рено дастер 2.0. Вот цены:

► Автоцентр Петровский 2 490₽;
► ГермесАвто 2800₽.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

У Петровского в акцию входит ещё и проверка фильтра салона. Можно взять с собой новый фильтр и заменить его сразу при необходимости.

► Мультибрендовый сервис «АвтоРитм»(Ренозип) — 2000₽;
► Мультибрендовый автосервис «Repser» — 3500₽;
► Автотехцентр Рено Чертаново — 2000₽;
► Автосервис «Аргумент-Авто» 2500₽;
► Автосервис СМ-Моторс 2200₽;
► Автосервис Автопилот Щелковская 1800₽;
► Механик Драйв 2800₽;
► Автосервис Автоэксперт на Нагорной 1500₽;
► Автосервис Бош Сервис «FILCITY» 2160₽;
► «Интеравто-Сервис» на Войковской (р-н Коптево в САО) 2400₽.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Ну, и как всегда поразил своей ценой ФИТсервис, который уже не раз становится победителем в рейтинге самых высоких цен — 3390₽. Подробнее здесь.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

С учётом того, что нормы на выполнение данной работы у производителей колеблются от 0,5 до 0,9 н.ч. цены у представителей неофициальных сервисов явно завышены (о чем немало писал в своих постах о работе сервисов, к примеру здесь и здесь.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Думаю в целом картина понятна. И если официальные сервисы называют цену «под ключ», то ценник у неофициалов, как правило, только за работы. За фреон и масло придётся доплатить.

Что важно при заправке кондиционера?

Во-первых, чтобы систему обслуживали люди с профессиональным оборудованием. Избегайте гаражей, где нет (полу)автоматических станций по обслуживанию кондиционеров. Очень важно откачать фреон из системы и вакуумировать её. Эта процедура выводит из контура кондиционера все вредные вещества. Хорошая станция обладает фильтром через которую проходит фреон. После откачки вам должны предоставить чек, сколько в системе фреона было.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Во-вторых, очень важен тип масла который используется в вашей системе кондиционирования и его вязкость. Чаще это PAG46, но могут быть нюансы. Заправка неправильным маслом или его неправильным количеством чревато более быстрым выходом компрессора кондиционера или его повышенным износом. Как правило, на большинстве станций никто этим не заморачивается, стоит одна установка с одним типом масла и во все автомобили хреначат один и тот же тип масла (простите за выражение).

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

В-третьих, сейчас всё больше автомобилей заправляются фреоном R1234YF. Заправлять в систему рассчитанную под данный хладагент R134A, категорически нельзя. Как правило на недилерских станциях, установок под новый фреон — нет.

В-четвёртых, фреона в систему должно заправляться ровно столько, сколько указано производителем автомобиля. Оплачиваете вы тот объем которого в системе не хватало. Например, объем в системе 450 грамм, у вас откачали 250 грамм. Вы платите только за 200 грамм добавленного в систему фреона.

Избегайте гаражников работающих на оборудовании указанном ниже.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Вот именно по этим причинам я избегаю при обслуживании кондиционера недилерских предприятий. Ну, а дальше на ваш страх и риск.

Помимо всего выше описанного нужно делать антибактериальную обработку салона с заменой фильтра раз в полгода. Более подробно об этом писал здесь.

В общем на сегодня всё. Обслуживайте систему кондиционирования, чтобы дышать прохладным воздухом в салоне при летней жаре.

Источник

Самостоятельный ремонт и замена радиатора кондиционера

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Ещё совсем недавно кондиционер в автомобиле был предметом роскоши. Сегодня же его отсутствие немыслимо даже для бюджетных автомобилей. Да и премиальные машины, оснащённые кондиционерами или системами климат контроля, с годами попадают в руки автолюбителей, предпочитающих лечить своего железного коня самостоятельно. Должны ли эти руки быть золотыми, чтобы заменить или починить радиатор кондиционера?

Устройство кондиционера автомобиля

Любой кондиционер по своему устройству схож с обычной холодильной системой. Она представляет собой замкнутый контур, по которому перемещается фреон. В процессе циркуляции фреон меняет своё агрегатное состояние из жидкого в газообразное и обратно.

Основные узлы и принцип работы системы кондиционирования

Важнейшими узлами системы кондиционирования являются:

При включении кондиционера шкив, приводимый в движение двигателем с помощью ремня, начинает вращать компрессор. Последний служит для сжатия газообразного фреона, который от этого сильно нагревается. Далее нагретый фреон попадает в радиатор кондиционера, где охлаждается с помощью вентилятора и набегающего потока воздуха. При охлаждении фреон переходит в жидкое состояние и в этой форме попадает в ресивер-осушитель, где очищается от примесей, грязи и продуктов износа. Из осушителя жидкий фреон через терморегулирующий вентиль поступает в испаритель. Этот вентиль регулирует подачу жидкого газа в зависимости от заполненности и температуры испарителя. В испаритель фреон попадает очень холодным. С помощью вентилятора холодный воздух попадает в салон, а фреон возвращается в компрессор.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Принципиально схемы кондиционирования в автомобилях разных моделей ничем не отличаются

Расположение и назначение радиатора кондиционера

Радиатор кондиционера — самый крупный узел в системе. Именно в нём происходит охлаждение фреона. Обычно он находится в передней части автомобиля непосредственно перед радиатором охлаждения двигателя. Такое расположение позволяет эффективно охлаждать фреон во время движения. Однако оно же делает радиатор кондиционера довольно уязвимым узлом. Поэтому некорректная работа кондиционера чаще всего связана с неисправностью конденсора.

Причины выхода из строя радиатора кондиционера

Симптомы неисправности радиатора кондиционера довольно однообразны:

Причины же выхода из строя радиатора кондиционера могут быть разными:

Диагностика радиатора кондиционера

Чаще всего неисправности кондиционера связаны с нарушением герметичности контура. Течи могут быть как на самом конденсоре, так и на магистралях. Но прежде чем искать утечку помощью специальных средств, следует провести внешний осмотр радиатора. Если он просто забит грязью, в ряде случаев можно ограничиться чисткой.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле В радиаторе кондиционера скапливается много грязи

Кроме того, при осмотре могут обнаружиться механические повреждения радиатора или трубок. В таком случае без ремонта или замены узла уже не обойтись. Сквозная коррозия конденсора однозначно говорит о необходимости его замены.

Если внешние признаки поломки или засорения отсутствуют, для обнаружения утечек следует использовать специальные инструменты. Существует два способа поиска брешей в системе кондиционирования: с помощью течеискателя и с помощью ультрафиолетового красителя.

Диагностика с помощью течеискателя

Течеискателем пользуются в большинстве автосервисов. Он обнаруживает мельчайшие частицы фреона в воздухе и подаёт звуковой или световой сигнал. Чем выше концентрация газа, тем интенсивнее сигнал. Современные течеискатели крайне чувствительны, и с их помощью можно обнаружить даже мельчайшие бреши в конденсоре, соединениях или магистралях.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Течеискатель может обнаружить фреон даже при незначительной его концентрации

Течеискатели продаются в автомагазинах. Стоимость варьируется от 3,5 до 20 тыс. руб.

Видео: диагностика системы кондиционирования с помощью течеискателя

Диагностика с помощью ультрафиолетового красителя и лампы

В случае отсутствия течеискателя, бреши можно обнаружить с помощью специального красителя и ультрафиолетовой лампы.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле С помощью ультрафиолетовой лампы можно отыскать течи по всему контуру системы кондиционирования

Чтобы обнаружить течь, нужно при заправке кондиционера фреоном добавить специальный краситель, светящийся под ультрафиолетовой лампой. После этого следует включить подачу воздуха на несколько минут. В местах утечки краситель будет выходить вместе с фреоном, и в ультрафиолетовом свете бреши станут видны.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Под ультрафиолетовой лампой бреши можно обнаружить по зелёным подтёкам

Результаты диагностики

По результатам диагностики становится понятно, как именно следует устранять неисправность. Если мест утечки фреона из конденсора немного, а их размеры невелики — радиатор можно не менять, а ограничиться ремонтом. Однако, если повреждена магистраль, а не сам конденсор, её лучше сменить. При обнаружении крупных повреждений радиатора кондиционера, а также если пробоины вызваны коррозией, узел следует заменить на новый.

Замена радиатора кондиционера

При замене конденсора герметичность системы кондиционирования будет нарушена, а старый фреон придётся слить. Поэтому перед началом работ следует приобрести необходимый объём хладагента и оборудование для заправки.

Для замены радиатора потребуются:

Очень важно следить за влажностью воздуха в помещении, где проводится замена. Попадание воды в хладагент даже в небольших количествах чревато ускорением износа всей системы.

Порядок действий при замене радиатора кондиционера

На всех автомобилях радиатор кондиционера установлен по-разному. Однако в большинстве случаев процесс демонтажа схож, а отличия проявляются лишь в деталях. В наиболее общем виде алгоритм замены радиатора следующий:

Видео: замена радиатора кондиционера автомобиля OPEL Vectra

Ремонт, чистка и промывка радиатора кондиционера

Радиатор кондиционера — далеко не самая дешёвая запчасть. Поэтому при небольших повреждениях его проще отремонтировать, чем поменять. В тех случаях, когда неисправность вызвана внутренним или внешним загрязнением, бывает достаточно чистки или промывки.

Устранение течи

Небольшие пробоины в радиаторе можно залить эпоксидной смолой, предварительно очистив повреждённые участки от загрязнений. Эпоксидка неплохо справляется с изменением температуры, но результаты такого ремонта обычно носят временный характер.

Как альтернативу можно использовать специальный порошковый герметик для радиаторов. Он продаётся в магазинах автозапчастей и автомобильной химии.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Герметик используется как быстродействующее средство для совсем маленьких течей

Инструкции по применению герметиков похожи и выглядят примерно так:

Использовать герметик нужно аккуратно, строго в соответствии с инструкцией. Неправильное применение может повлечь засорение всей системы кондиционирования.

Пайка радиатора кондиционера

Практически все радиаторы кондиционеров сделаны из алюминия. Качественно запаять этот металл можно только аргоном. Аргоновая пайка используется для ремонта холодильных установок и бытовых систем кондиционирования. Поэтому для ремонта радиатора кондиционера можно обратиться к специалистам по обслуживанию холодильников.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Надежно запаять радиатор кондиционера можно только аргоном

Паять самостоятельно, не обладая навыками аргоновой сварки, не рекомендуется. Да и без специального оборудования тут не обойтись.

Внешняя чистка радиатора кондиционера

Наружные поверхности конденсора нужно периодически чистить от грязи и пыли. Лучше не дожидаться появления проблем в его работе, а промывать радиатор по мере его загрязнения.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Промыть радиатор водой можно, не снимая его с автомобиля

На большинстве автомобилей при очистке радиатора кондиционера можно обойтись без демонтажа. Однако обычно, чтобы добраться до задней стенки конденсора, приходится снимать радиатор ДВС. После снятия переднего бампера, решётки радиатора и самого радиатора системы охлаждения можно приступать к промывке конденсора. Это делается паром под давлением или водой. Напор воды не должен быть слишком высоким, чтобы алюминиевые соты радиатора остались целы. Начинать промывку лучше с задней, обращённой к двигателю, стороны.

Промывка внутренних поверхностей радиатора кондиционера

Для профилактики внутреннего засорения радиатор кондиционера нужно периодически промывать. Для этого используются специальные химические средства.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Специальное средство для очистки можно приобрести в любом магазине автомобильной химии

Промывку радиатора кондиционера изнутри рекомендуют проводить следующим образом:

Заправка кондиционера фреоном

После ремонта, замены или внутренней промывки радиатора систему необходимо заново заполнить хладагентом. Более того, заправка кондиционера необходима, даже если он исправен. Нормой считается годовая утечка в пределах 15% от общего объёма фреона. Поэтому заправлять кондиционер нужно через каждые 3 года.

Виды фреона

В качестве хладагента используется фреон. Но разновидностей этого газа достаточно много. Так, в автомобилях, выпущенных до 1992 года, использовался фреон R-12. В 1992 году учёные доказали его пагубное воздействие на озоновый слой атмосферы, и R-12 оказался под запретом. Кондиционеры стали заправлять фреоном R-134a.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Фреон обычно продаётся в удобных баллонах разной ёмкости

Сегодня в продаже есть оба вида фреона. Важно знать какой из них подходит для вашего авто. Если машина выпущена в 1992–1993 годах, то есть в переходный период, на внутренней стороне крышки капота имеется наклейка, на которой указано, какой фреон и в каком количестве нужно использовать.

При заправке кондиционера рекомендуется добавлять в систему масло через картер. Однако определить необходимое количество масла непросто. Поэтому лучше покупать уже разбавленный маслом фреон.

Оборудование для заправки кондиционера фреоном

В профессиональных автосервисах имеются специальные заправочные станции для кондиционеров. Они автоматически определяют необходимое количество хладагента, вакуумируют систему и производят заправку. Это, однако, не означает, что самостоятельно заправить кондиционер невозможно.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Профессиональные станции для заправки кондиционеров многофункциональны, но недёшевы

Для заправки кондиционера в гаражных условиях потребуется:

Станцию (или вентиль с манометром) можно сразу соединить со шлангами и переходниками, собрав установку для заправки.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле С одной стороны установка подключается к баллону с хладагентом, с другой — к кондиционеру

Порядок действий при заправке кондиционера фреоном

При заправке кондиционера следует быть чрезвычайно аккуратными и точными, а также внимательно следить за показаниями манометров.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле Заправку кондиционера можно производить на улице

Алгоритмы заправки кондиционеров автомобилей различных марок и моделей отличаются незначительно. В любом случае придётся выполнить следующие действия.

Видео: заправка кондиционера своими руками

Таким образом, отремонтировать и заменить радиатор кондиционера своими руками довольно просто. Необходимо лишь быть внимательным и тщательно следовать рекомендациям профессионалов.

Источник

Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?

Как это работает?

Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.

Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.

– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.

– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.

В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.

Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.

– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.

Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.

Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.

Поломка первая: утечка

В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.

Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.

Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.

Перегрев и аварийный сброс

В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.

Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.

Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.

Неисправность компрессора

Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.

На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.

Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.

К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.

Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.

Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.

К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.

Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки

Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.

Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.

Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.

Неисправности системы управления

Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.

Как определить самостоятельно, что не работает

Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.

Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.

Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Смотреть картинку Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Картинка про Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле. Фото Когда нужно менять радиатор кондиционера в автомобиле

Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.

Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.

О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *