Когда не будет дефицита авто
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
Россиянам рекомендовали отложить покупку новой машины на полтора года
Россиянам, которые планировали в 2021 году прибрести новый автомобиль, рекомендуют повременить с покупкой на год-полтора. Об этом со ссылкой на вице-президента Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэра пишет «Вечерняя Москва».
«Когда меня спрашивают, когда покупать автомобиль, я говорю: «Ребята, подождите год–полтора, лучше потратьте сто тысяч рублей на восстановление автомобиля, на котором вы сейчас ездите, не избавляйтесь от него, просто подождите, не попадайтесь на эту удочку», — отметил Хайцеэр.
По словам специалиста, на данный момент в России наблюдается как дефицит новых автомобилей, так и завышенные цены на них, особенно на машины в премиальном сегменте. Это вызвано сложностями в экономике на фоне пандемии коронавируса. В частности, речь идет о перебоях в производстве из-за нехватки комплектующих, подорожании логистики, а также желании дилеров извлечь дополнительную выгоду в сложившейся ситуации.
Хайцеэр спрогнозировал, что дефицит на новые автомобили в России прекратится, а цены придут в норму через год-полтора.
По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам первой половины 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла до 1 млн 886 тыс. руб., что на 12,5% больше по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.
Наибольшая динамика роста цен наблюдается среди машин иностранных марок, средняя цена которых по итогам полугодия достигла 2 млн 246 тыс. руб. Это на 14,4% больше по сравнению с прошлым годом. Что касается, автомобилей отечественных производителей, то они прибавили в стоимости 11,6% — их средневзвешенная цена составила 782 тыс. рублей.
Дилеры рассказали, сколько продлится дефицит машин
В России дефицит новых автомобилей продолжится в первом квартале 2022 года. С таким прогнозом выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры», сообщает РИА «Новости». В организации подчеркнули, что ситуация на рынке к весне не улучшится и такой острой нехватки машин в России не было уже много лет.
«Дефицит продолжится в первом квартале 2022 года, это уже ясно. На форуме «РосАвтоДилер» и дилеры, и производители сошлись во мнении, что такого дефицита не было уже много лет. Мы видим падение продаж уже несколько месяцев подряд, весной ситуация не станет лучше, к сожалению», — объяснили в ассоциации.
Впервые о дефиците новых автомобилей дилеры заявили еще в августе прошлого года. Главная причина — нехватка полупроводников, коснувшаяся большинства компаний по всему миру. Этой непростой ситуацией продолжают пользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками.
Впрочем, и сами производители на этом фоне тоже продолжают поднимать рекомендованные розничные цены практически каждый месяц. Так, по данным Росстата, с начала года цены на новые автомобили в среднем поднялись на 10%, а в некоторых сегментах прибавка достигла 12,5-14%.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в ноябре было продано 125 466 новых автомобилей, что на 20,4% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. Таким образом, рынок демонстрирует падение пятый месяц подряд.
При этом за 11 месяцев нынешнего года продажи новых машин на российском рынке пока остаются в плюсе: +6,9% по сравнению 2020 годом, на который пришлись локдаун и закрытия автосалонов из-за пандемии. Всего с начала года россияне приобрели 1 439 045 автомобиля.
Почему дилеры не продают авто за наличные и по РРЦ? Покупаем авто по прайсу, без «допов» и не в кредит
Если раньше дилеры гораздо охотнее продавали автомобили за наличные и были готовы давать несколько скидок сразу, то в 2021-м ситуация изменилась. Купить автомобиль по рекомендованной цене невозможно, нужно доплатить несколько сотен тысяч рублей за «необязательное» дополнительное оборудование. Мы разобрались, почему так происходит, какие законы нарушают дилеры и как добиться от них продажи по рекомендованной цене.
Продается только в кредит
В 2020 году буквально пару месяцев автосалоны в России не работали из-за режима самоизоляции по регионам. За это они были признаны пострадавшей отраслью и получили определенные льготы от государства. Однако уже во второй половине года мир начал накрывать дефицит полупроводников – из-за той же пандемии производители остановили цикл, а перезапускать производство нужно не один месяц. Пострадала самая простая, примитивная и дешевая электроника – как раз такая, как применяется в автомобилях. Дефицит автокомпонентов продолжается, даже крупные компании вынуждены периодически останавливать конвейер.
В автосалоны новые машины доезжают, но купить новое авто в 2021 году оказалось не так просто. Покупателя, который пришел с деньгами и хочет забрать машину из наличия (речь о более-менее востребованных моделях), ждут несколько кругов потребительского ада:
У всего этого есть простое объяснение. Как говорит Дмитрий Коваленко, исполнительный директор сети таксопарков «TaxIncome», автодилеры вынуждены решать простую задачу – при резко сократившемся уровне продаж новых автомобилей (дефицит будет актуален еще полгода-год) платить зарплаты менеджерам, оплачивать аренду, налоги, коммунальные услуги и еще что-то зарабатывать сверху:
На мой взгляд если разбираться детальностями, то в целом дилеры вынуждены вести такую политику — содержание персонала, всей инфраструктуры, обеспечение своевременных арендных и кредитных выплат требует сохранять прежний уровень дохода при существенно меньшем количестве автомобилей.
Если раньше у каждого официального дилера на складе всегда были автомобили в наличии, то сейчас все поставлены в очень интересные условия — импортер вынужден распределять мизерное количество автомобилей между всеми своими дилерами, дилер должен, как описал выше выдерживать прежний уровень дохода, чтобы не сокращать персонал. Парадокс ситуации в том, что никто не знает когда ситуация наладится, сколько автомобилей будет доступно в следующем месяце, не говоря уже о более длительном периоде. Как решить математическое уравнение в котором просто нет возможности найти/предположить/угадать число Х — срок окончания этой ситуации.
Коваленко Дмитрий, автоэксперт
Дилеры отказываются от продаж за наличные, потому что получают комиссионные от банков (причем банки небольшие – с ними проще договориться на это). Ровно то же происходит и со страховками – дилер получает процент от страховой премии (судя по разнице с ценами в офисе – процент немаленький), а на «допах» салоны зарабатывали всегда.
Чаще всего клиенты жалуются на недобросовестные действия салонов «народных» марок – Lada, Skoda, Hyundai, Kia и других. Менее распространенные марки, как ни странно, купить проще – как новое авто, так и машины из трейд-ин.
Есть ли шанс купить по РРЦ?
В интернете можно найти десятки историй о том, как клиент пытался купить автомобиль по рекомендованной производителем цене без «допов» и за наличные. Как правило, заканчиваются они не очень хорошо – клиент либо уходит из салона с отказом, либо соглашается с условиями дилера. В очень редких случаях, когда клиент готов буквально на все, автосалон удается «принудить» продать автомобиль по официальной цене.
Вообще, как говорит Дмитрий Коваленко, РРЦ – это именно рекомендованная, а не обязательная цена. Дилер покупает автомобиль у производителя чуть дешевле РРЦ, а продавать он формально может его по любой цене. Здесь интересна позиция компании Skoda – на днях головной офис разослала письмо дилерам, где напоминает, что превышать максимальные цены перепродажи недопустимо. А еще ссылается на законодательство:
Пока сложно сказать, насколько действенными окажутся эти меры. Но недавно Федеральная антимонопольная служба проверяла АвтоВАЗ на предмет нарушений – компания неофициально решила продавать все модели только с обязательными опциями. После проверки ФАС компания заявила, что это просто расширение перечня дополнительного оборудования, и обязательным оно не будет.
Тем не менее, купить автомобиль по официальной цене прайса все-таки можно. Если верить постам на форумах и автомобильных сайтах, нужно запастись терпением – заказать авто с производства, а для этого:
А еще – желательно обойти нескольких дилеров. Как показывает практика, они отличаются друг от друга способностью продавать «воздух» – где-то менеджеры готовы пойти навстречу клиенту, и продать авто даже из того, что есть – за наличные и с минимумом доплат и опций.
Взять в кредит и сразу его погасить?
Российское законодательство запрещает банкам взимать какие-либо комиссии, штрафы или неустойки за досрочное погашение кредита. То есть, погасить его можно хоть на следующий день – банк должен будет взять проценты за этот самый день и ни копейкой больше. Со страховками, которые «условно-добровольно» идут к кредитам, то же самое – полис добровольного страхования жизни можно расторгнуть в первые 14 дней («период охлаждения»), и вернуть всю неиспользованную страховую премию.
Этой схемой пользуются те, кто хочет купить технику с акционной рассрочкой дешевле – тогда часть цены товара считается процентами (и по факту при досрочном погашении превращается в скидку). Однако применить ее к автокредитам оказалось не так просто.
Дело в том, что салон получает определенный процент комиссионных за продажу авто в кредит – и потому готов оформить автомобиль по цене прайса (ведь остальную прибыль он получит от банка). Если клиент гасит кредит сразу, банк на этом ничего не зарабатывает, а с учетом премии дилеру – и теряет деньги. Поэтому хитрые дилеры с банками придумали целую схему:
Как пишет один из покупателей, в дополнительном соглашении был указан срок в 35 дней – то есть, досрочно закрывать кредит клиент вправе чуть больше чем через месяц. Но на словах менеджеры салона сказали, что срок – не менее 3 месяцев (иначе платить около 340 тысяч в кассу автосалона). Клиент в итоге на следующий день погасил почти всю сумму кредита, оставив 105 тысяч рублей основного долга. Эту сумму он погасил за 3 месяца, чтобы проблем точно не возникло (и при этом проценты вышли совсем небольшие). Затем он погасил остаток долга, а в страховой компании ему вернули 227 тысяч рублей остатка (за 3 месяца «израсходовалось» 35 тысяч).
В результате, даже с весьма непрозрачными условиями от дилера, согласиться на кредит и досрочно погасить его оказалось намного выгоднее, чем покупать автомобиль по цене «за наличные» – клиент заплатил чуть больше 2 миллионов за новый KIA Sportage вместо 2,5 миллионов.
Что касается страховки, то от полиса Каско большинство водителей не отказываются (да и на это есть только 14 дней), а GAP – по сути, его часть. Поэтому расходов на страховку, увы, не избежать – в идеале потребовать возможности оформить полис в офисе страховой компании, а не у дилера.
Решение – дилеры в регионах или в Белоруссии
Больше всего нареканий на навязывание допоборудования и чрезмерное завышение цен – в Москве и Санкт-Петербурге. Как пишут многие счастливые автовладельцы, дилеры в провинции не так избалованы клиентами, поэтому готовы уступать автомобили за гораздо меньшие деньги. И разница в ценах настолько большая, что окупает авиабилет туда и бензин на дорогу обратно.
То есть, выбирая автомобиль и дилера, есть вариант обзвонить салоны в соседних регионах – возможно, в одном из них будет нужная комплектация по адекватной цене. Конечно, цена может измениться с появлением клиента в салоне – но это можно попытаться решить заранее. Например, внести обеспечительный платеж и попросить прислать коммерческое предложение на электронную почту.
А не так давно российские автолюбители обнаружили, что в соседней Белоруссии дилеры не завышают цены, а «допы» устанавливают нужные и по нормальной стоимости.
Например, на одном автомобильном сайте поделились таким вариантом:
Правда, как только схема стала более-менее популярной (с поправкой на сложности при пересечении границы в период пандемии), она рискует закрыться. Как оказалось, между российскими и белорусскими дилерами возникла негласная договоренность – они теперь продают автомобили лишь гражданам РБ или тем, у кого есть белорусский вид на жительство. Официального запрета по-прежнему нет, но стоит уточнить заранее, будет ли дилер готов продать авто по рекомендованной цене клиенту с российским паспортом.
Самый экзотический вариант – купить автомобиль онлайн. Такой функционал предложил только Hyundai, но возникла проблема – автомобилей нет в наличии. Стоит зарегистрироваться на сайте и включить уведомления. Как только авто появится, тут же оформить бронь и внести обеспечительный платеж, а через 2-3 дня – все остальное. Авто нужно будет забрать из назначенного места, или же его доставят по адресу.
Эпоха дефицита: почему упали продажи автомобилей
На российском рынке продолжается падение продаж новых автомобилей. В ноябре 2021-го было куплено на 20,4% меньше машин, чем годом ранее. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томаса Штэрцеля, этот тренд сохранится в декабре, а также в следующем году. Будут ли продажи снижаться и далее, разбирались «Известия».
Что мешает повысить продажи
В прошедшем месяце было продано 125 466 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, тогда как в ноябре 2020-го было реализовано 157 580 машин. Причем это немногим меньше, чем в октябре. Факторы, негативно влияющие на рынок России, такие как нехватка полупроводников и логистические проблемы, а вместе с ними сокращение производства, сохраняются пятый месяц подряд.
Несмотря на то что дилеры в большинстве своем завышают цену и не продают машины без дополнительного оборудования, спрос превышает предложение. Продажи могли бы быть выше, утверждают эксперты и игроки рынка, но мешает дефицит. Ситуацию эксперты называют рынком продавца, когда продающий находится в более выгодном положении, нежели покупающий.
— Спрос на автомобили в ноябре снизился относительно октябрьских показателей, однако он всё еще значительно превышает предложение, — рассказывает генеральный директор ГК «АвтоDом» Андрей Ольховский. — Практически все продаваемые на рынке модели достаточно быстро находят своего покупателя. Особенно это касается российских бестселлеров, которые есть как в массовом, так и в премиальном сегментах.
С ним согласен и председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.
— Ажиотажа сейчас нет, однако спрос сохраняется на хорошем уровне и опережает предложение: автомобилей не хватает, всё очень быстро продается, — говорит он. — Каждый месяц к дилерам поступает разный объем машин, что тоже отражается на общей динамике продаж.
Какие марки теряют популярность
В ноябре просели продажи всех ведущих брендов, если не считать китайские марки. Так, бессменный лидер отрасли Волжский автозавод реализовал 26 373 автомобилей, хотя это на 31% меньше, чем в прошлом году.
— Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года, — прокомментировал текущее положение дел президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Приблизительно в такой же ситуации оказались и южнокорейские производители. Марка Kia, занимающая второе место рейтинга, продала 14 514 автомобилей, то есть на 31% меньше, чем в ноябре прошлого года. Замыкающая тройку лидеров компания Hyundai передала потребителям 14 395 единиц ТС, уронив планку на 17%.
Бренд Renault, находящийся на четвертой позиции, уменьшил объем сбыта на 15%, реализовав 11 837 машин. И даже Toyota, которая держалась до последнего, в ноябре показала падение продаж: 7606 автомобилей и отрицательная динамика в 7%. Японский производитель занял пятую строчку.
У Chevrolet показатель взлетел на 348%, но это эффект низкой базы: в ноябре компания подала 197 машин. В пресс-службе бренда «Известиям» рассказали, что динамика связана с появлением на рынке двух новинок — флагманского Chevrolet Tahoe последнего поколения, а также совершенно нового и относительно недорогого кроссовера Trailblazer, вышедшего на рынок в середине сентября.
Самое серьезное увеличение продаж наблюдается у Genesis — премиального суббренда Hyundai, реализовавшего в этом ноябре на 1037% больше относительно прошлого. Это связано прежде всего с расширением модельного ряда.
Какие машины продаются лучше
Примечательно, что с положительным результатом в 74% (2123 штуки) закончил месяц Ford, имеющий в арсенале лишь Transit в различных модификациях. Кроме него, хорошие цифры показали французские бренды Peugeot и Citroen, а еще немецкий Opel. Первый поднял продажи на 75% (733 автомобиля), второй — на 45% (432 экземпляра), а сбыт Opel подскочил на 62% (147 автомобилей). Стоит отметить, что все три бренда входят в группу Stellantis и предлагают не только легковой транспорт, но и легкий коммерческий.
— Opel вообще один из самых быстрорастущих брендов на российском рынке в этом году, — рассказала «Известиям» официальный представитель Stellantis Лилия Мокроусова. — Бренды Peugeot и Citroen тоже показывают хорошую динамику. Такой результат стал возможен в основном за счет моделей локального производства, в том числе тех, которые мы собираем в рамках СПИК. Это наши микроавтобусы, фургоны, компактвэны и малые фургоны.
Что происходит с китайскими автомобилями
Представители «большой китайской тройки» чувствуют себя сегодня совсем иначе, нежели европейские или корейские производители, продолжая наращивать сбыт и активно осваивая российский рынок. Например, марка Haval, открывшая в 2019 году свой завод в РФ, в ноябре заняла восьмую строку рейтинга популярности с проданными 4909 автомобилями и ростом в 202%.
— Мы внимательно следим за ситуацией с дефицитом микрочипов. Она носит глобальный характер, и мы делаем всё возможное, чтобы смягчить ее последствия. Ноябрьское производство осуществлялось по плану, — так прокомментировали «Известиям» свой успех представители компании Haval.
Бренд Chery обосновался на 11-м месте с результатом в 4097 реализованных машин и динамикой в 174% со знаком «плюс». А компания Geely попала на 14-ю позицию, сбыв 2826 транспортных средств и подняв объем на 40%. У экспертов отрасли есть объяснение высоких показателей производителей из Поднебесной.
— Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов. Поэтому они тоже столкнулись с этой проблемой, но гораздо легче ее переносят, — объясняет независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. — Кроме того, у брендов из КНР весьма эффективная стратегия развития: они быстро реагируют на запросы рынка, создают привлекательные условия и научились делать привлекательный продукт.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Первая причина высоких продаж китайских автомобилей — ценовая. Вторая причина в том, что у китайцев все-таки были предложения в отличие от других брендов, были живые машины. А третья — машины стали привлекательнее, — полагает он. — Единственное, люди пока не понимают, за сколько они смогут потом продать эти автомобили после использования.
Одной из моделей Haval осталось совсем немного, чтобы попасть в топ-10 рейтинга самых востребованных автомобилей в России. Речь идет о Jolion, которых передали покупателю в количестве 2340 штук. Кроссовер представили в мае 2021 года, с июля он стал бестселлером бренда, а сегодня уже занял 11-е место автомобильного хит-парада, потеснив Volkswagen Polo.
Почему Vesta в минусе
Лидирующую позицию в рейтинге популярности моделей уже несколько месяцев кряду занимает Lada Vesta с 9035 проданными автомобилями, но это на 2736 единиц меньше прошлогоднего результата. Отрицательный результат связан не только с дефицитом полупроводников. «Веста» готовится к обновлению, и часть версий уже недоступны.
Гораздо серьезнее просела реализация Granta, которая удерживала позицию самой покупаемой в России модели на протяжении двух последних лет. «Народный автомобиль» разошелся тиражом в 7231, снизив объем на 7309. И это самое серьезное падение среди участников рейтинга.
Спад объясним периодическими остановками линии, где собирают «Гранту». Как сообщает информагентство «Интерфакс», ссылаясь на главу профсоюза предприятия Сергея Зайцева, «АвтоВАЗу» с весны приходится прибегать к временным простоям на производстве из-за дефицита автокомпонентов. Простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходится периодически отменять.
Большинство моделей из топ-25 показали отрицательную динамику за небольшим исключением. В частности, в плюсе оказались Renault Kaptur и Duster, Toyota RAV4 и Camry. Ситуация с полупроводниками всё еще нестабильна, и успехи автопроизводителей сейчас зависят от того, как успешно они могут ее решить.
Что происходит на вторичном рынке
Дефицит новых автомобилей уже начал сказываться и на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажей автомобилей с пробегом, заметили не только повышение потока клиентов, но и сокращение машин, которые привозят в trade-in.
— По итогам ноября наши центры выдали 9300 автомобилей с пробегом — на 31% больше, чем в ноябре 2020 года. Но из-за дефицита новых автомобилей сократилось количество автомобилей с пробегом, которые поступают к дилерам по сделкам трейд-ин, — рассказал руководитель направления PR в «Рольфе» Павел Носов. — Для некоторых дилеров это стало проблемой.
К концу года средневзвешенная цена нового автомобиля превысила 2 млн рублей, подсчитали аналитики агентства «Автостат». И это без учета дилерских накруток. Вслед за новыми автомобилями подорожали и подержанные.
— По автомобилям с пробегом у нас есть данные за 11 месяцев — с января по ноябрь средняя цена подержанного легкового автомобиля увеличилась на 34%. К концу года этот показатель может достичь 40%, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Сколько продлится дефицит
В ближайшее время ожидать улучшения на автомобильном рынке не приходится, никаких предпосылок к этому пока нет. По прогнозам Сергея Бургазлиева, проблемы будут продолжаться как минимум до конца весны следующего года.
Похожее мнение высказал и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Странная ситуация, когда в этом ноябре продажи упали на 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, который был более сложным, — отмечает он. — Это говорит о двух вещах: динамика и в декабре будет отрицательной. В итоге года мы выйдем примерно на уровень 2020-го. Кроме того, в состоянии дефицита мы будем до середины 2022 года.