Когда начали выпускать запорожец машину

Вся история «Запорожца»

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.

История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):

Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.

Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…

На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.

965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.

В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».

Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:

— Консервная банка системы «Запорожец»!
— Новой марки?
— Старье!

О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты «зреющего» 966-ого…

Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.

Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.

В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».

Историческая справка:
Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.

В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).

Источник

«Запорожец»: история создания

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машинуСтатья о создании и технической эволюции «Запорожца»: интересные факты о модели, история развития. В конце статьи — видео о создании «Запорожца». Статья о создании и технической эволюции «Запорожца»: интересные факты о модели, история развития. В конце статьи — видео о создании «Запорожца».

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Много кличек имело это странноватое транспортное средство — от «Горбатого» или «Запора» до «Чебурашки». История рождения и жизни уникального советского автомобиля – Запорожца – в нашем обзоре.

Сельскохозяйственная родословная

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Как родилась в умах инженеров и конструкторов идея подобного автомобиля: слишком маленького, слишком громкого, неказистой конструкции и невероятно дешевой цены?

Действительно, по сравнению с Москвичом, стоившим порядка 2,5 тысяч рублей, и уж тем более с Волгой, чья цена превышала 5 тысяч рублей, сумма в 1800 рублей за худо-бедно транспортное средство казалась фантастически привлекательной. Поэтому многие семьи откладывали свои зарплаты, вставали в многолетнюю очередь и дожидались первого собственного автомобиля.

Хотя он вызывал массу насмешек, став объектом поговорки про полчаса позора, зато в работе он был доступен, экономичен и ремонтопригоден.

В то время в Москве существовал завод малолитражных автомобилей, ныне закрытый и забытый, которому и поручили разработку. Хрущев как раз получил подробное описание итальянской модели Фиат-600 и решил, что подобная машина достойна пойти в широкие массы советских трудящихся.

Получив соответствующее распоряжение, команда завода изучила «итальянца» и к 1957 году представила первый образец, названный Москвич 444. Однако заводские цеха были настолько загружены собственной работой, что для полноценной работы над новой моделью просто не было ни времени, ни ресурсов, ни мощностей.

И Совет Министров нашел менее загруженное предприятие – Запорожский завод сельхозтехники. Причем несмотря на то, что автомобиль пришлось создавать с нуля, заводу велели продолжать выпуск собственной продукции в тех же объемах. Кроме того, ориентированный на сельхозтехнику, завод попросту не имел специалистов, умеющих конструировать автомобили. Поэтому на помощь были командированы специалисты с ГАЗа и МЗМА, а запорожские работники, в свою очередь, отправились на автомобильные производства для стажировки. Поставщиком силовых агрегатов стал моторный завод из Мелитополя.

Сквозь тернии к серийному производству

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Вроде бы простая модель довольно долго не поддавалась своим создателям. Один из членов рабочей команды отзывался о первых опытных образцах как о неплохих ходовых макетах. Они могли передвигаться с небольшой скоростью, но нагрузку уже не выдерживали.

Передняя подвеска давала динамический ход не более 40 мм, тогда как для отечественных трасс требовался как минимум 70 мм. Ну а мотоциклетный двигатель вовсе был не годен для серьезного автомобиля.

С силовыми агрегатами машину долгое время преследовали неудачи и проблемы, ведь в Союзе не существовало производства двигателей такого объема. Пока инженеры пытались подобрать наилучший вариант, в модель помещали и вышеуказанный двигатель от мотоцикла, и от BMW, затем несколько образцов, разработанных в НАМИ. Последние приходилось доводить до ума едва ли не в процессе сборки, ведь они имели воздушное охлаждение, но отсутствие автономной печки исключало корректную работу двигателя.

Хотя в целом этот агрегат можно назвать передовым для тех лет, он изначально разрабатывался для армейских нужд, а точнее – для амфибии. Таким образом, применение его для гражданского автомобиля было по крайней мере бессмысленным.

Первая партия так и не пошла в те самые широкие массы, а была распределена по смежникам. Машины откровенно вышли с конвейера «сырыми»: крошечный багажник, катастрофичный уровень шума, слабая динамика разгона, перегрев мотора летом и плохой пуск зимой, тесный салон и двери с задними петлями.

Но самым страшным было самопроизвольное открывание двери в процессе поездки, причем машина при этом теряла управление.

Хотя Хрущева без жертв прокатили на новинке, которую он вполне оценил, коллектив создателей стремился быстрее приступить к следующей модели, избавленной ото всех недостатков.

Угроза «Фиату»

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Как бы забавно и несерьезно ни выглядел Запорожец, он вполне успешно экспортировался за рубеж. С этой целью машине подарили более произносимые для иностранцев имена — Jalta, Eliette, ZAZ в зависимости от модификации — и несколько модернизировали.

Так, эти модели получили лучшую шумоизоляцию, зеркало заднего вида, установленное на левое крыло, радиоприемник, пепельницу, а резиновый бачок омывателя заменили на пластиковый.

Парадоксально, но все те параметры, которые среди советских автовладельцев высмеивались, особенно ценились иностранными владельцами. Например, незаурядные внедорожные способности, достигаемые за счет независимой подвески и сглаженному днищу. Смешной вес в 665 кг позволял существенно экономить на топливе, а в случае застревания в грязи или снегу — собственными силами вытолкать «малыша».

Так как в советские времена все предприятия были государственными, экспортированием занималась соответствующая организация под названием «Автоэксперт», имевшая за границей обширную сервисную сеть в тысячу с лишним техцентров и несколько десятков гарантийно-консультационных пунктов.

Вот только была у этих центров одна особенность – улучшать оставляемые модели. Иногда изменения касались только перекрашивания цвета или добавления обвеса, а иногда носили более глобальный масштаб – установки другой трансмиссии или двигателя.

Модернизированные или заводские Запорожцы не только пользовались популярностью, но и превосходили по характеристикам те же Ситроен и Фиат, причем и по стоимости, и по общей концепции. За период экспорта, продолжавшийся 9 лет, ежегодно за рубеж уходило по 4-5 тысяч экземпляров.

«Инвалидки»

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

На базе Запорожца производили множество разноплановых модификаций, в том числе пикап для внутризаводских нужд, почтовый автомобиль и так называемые «инвалидки».

Модели 698 МГ и 968 МД были сконструированы для людей с обеими здоровыми руками, но лишь одной рабочей ногой. Помимо аналогичного ручного гидравлического привода, они обладали ножной педалью для привода сцепления.

Версия 968 МР была ориентирована на водителей, имеющих по одной здоровой ноге и руке, а потому имела электровакуумный привод сцепления и ножное управление тормозами и акселератором.

Киноляп

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Любимый до сих пор фильм «Три плюс два» был снят в 1963 году и вызвал недовольство советского руководства. Он показался слишком легкомысленным: полуголые люди, отсутствие «идейности», чтение зарубежных детективов, безделье, погони и амуры.

Но несмотря на скепсис руководящего аппарата, «кассовые сборы» среди простого народа были феноменальными.

Помимо участия в картине легендарных актеров, был там задействован и горбатый Запорожец, которого можно назвать полноценным героем. Но одна из фраз в его адрес кажется непонятной и необъяснимой.

Когда ветеринар Роман в исполнении Андрея Миронова назвал машину консервной банкой системы Запорожец, его друг Вадим переспросил – новой ли модели. Так как в 1963 году существовала единственная модель, 965-я, то не понятно – о чем был вопрос Вадима.

Единственным объяснением может быть посещение героями фильма выставки на ВДНХ, где демонстрировался прототип будущего ЗАЗ-966.

Маленькой должна быть женщина, а не машина

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Хотя инженерно-конструкторская команда готовилась к выпуску новой, усовершенствованной модели, той самой 966-й, ее производство постоянно откладывалось и затягивалось. Отчасти это было связано со строительством нового завода – ВАЗ, отнимавшего много ресурсов, но более всего — со сменой власти в стране.

Эпоха Хрущева закончилась, и новым генсеком стал Леонид Брежнев. В отличие от всех предыдущих глав государства, он был страстным автолюбителем и отчаянным гонщиком. Именно он фактически ввел моду на коллекционирование машин, которого в Союзе никогда не было. По сведениям из разных источников, в гараже Брежнева было до трех сотен разнообразных моделей, среди которых — Кадиллаки, Мерседесы, Роллс-Ройсы и Мазерати.

Вполне объяснимо, что смешное творение Запорожского завода не приглянулось такому ценителю, хотя вслух он никогда не озвучивал своего мнения, производство не закрывал и даже раз прокатился на Запорожце по Кремлю. Генсек просто…словно бы забыл о существовании этого автомобиля, заявив, что маленькими имеют право быть лишь женщины, а машины должны быть большими. Тем самым и без того не самое массовое производство стало потихоньку сходить на нет.

Заключение

В общей сложности за весь срок существования Запорожца он был выпущен в количестве 3 миллионов экземпляров, что для нашей необъятной родины достаточно мало. К примеру, в Италии 60-й Фиат в разы превысил этот результат. Кроме того, действительно «народным автомобилем» сравни «итальянцу» эта модель так и не стала.

Однако стоит отдать должное – благодаря своей доступности он большую часть советского народа приобщил к образу жизни «на колесах». «Горбатому» немного не повезло с разработчиками, со страной выпуска, не оценившей такую конструкцию, со временем рождения. Но все равно свою задачу на тот момент он выполнил достойно, внеся огромный вклад в автомобильную летопись нашей страны.

Видео о создании «Запорожца»:

Источник

История ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 – это легендарная «малолитражка» Запорожского автомобильного завода, которая выпускалась от 1971 по 1994 год. Имеет три основные модификации (968, 968А, 968М), традиционное заднее расположение двигателя и вошла в историю советской автомобильной промышленности, как народный автомобиль «особо низкого класса».

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Краткая история автомобиля ЗАЗ-968

Этот автомобиль собрал вокруг себя много противоречивых утверждений, иронии и даже насмешек, но все равно, за время существования СССР, был весьма популярным. И пусть эта популярность обязана рекордно низкой цене, зато тысячи семей смогли наконец-то обзавестись транспортным средством, и были, к тому же, весьма счастливы.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Возможный прототип «ушастого» NSU Prinz

Этот автомобиль интересен и тем, что он стал последним из семьи «запорожцев», а его последняя модификация 968М производилась, начиная с 1980 по 1994 год, практически без каких-либо изменений или совершенствований. Да и сейчас ЗАЗ-968 все так же вызывает улыбку и поднимает настроение, а его цена может вполне сровняться с двумя парами фирменных кроссовок, но его история весьма интересна и определенно заслуживает внимания.

И так, вернемся в 70-е года ХХ столетия… Видя, как интенсивно развивается автомобильная промышленность, возникла острая необходимость в полной модернизации всеми известного «горбатого». Сняв с производства ЗАЗ-965, инженеры принялись за активные разработки более современного «народного автомобиля» и уже в 1971 году с конвейера сошел первый ЗАЗ-968, который не только полностью поменял свой облик и сменил прозвище «горбатый» на «ушастый», но и стал заметно более производительным.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

ЗАЗ-968 в ярко-оранжевом цвете, 1974 г. производства

Придерживаясь политики общедоступности, инженеры по-прежнему решили не уделять особого внимания комфорту, и поэтому новый ЗАЗик имел лишь базовый набор электроприборов, традиционное заднее расположение двигателя и очень примитивный салон. Спустя 4 года автомобиль прошел небольшую модернизацию, благодаря чему поменял название на 968А. Более кардинальной и, впрочем, последней модернизации запорожец был подвергнут в 1979 году и переименован на ЗАЗ-968М. Он получил новый «передок», новые задние габариты и другую панель приборов. На то время стоимость автомобиля составляла лишь 3500 рублей, поэтому обзавелись им все семьи, которые долгие годы мечтали иметь свой транспорт и тщательно копили средства, ведь, к примеру, Волгу или Жигули могли купить лишь единицы.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Новый и более пропорциональный кузов автомобиля ЗАЗ-968М

Внешний вид и салон ЗАЗ-968

По сравнению со своим предшественником, ЗАЗ-968 стал более современным и пропорциональным в размерах. Несущий цельнометаллический кузов имел приемлемую отделку, а на задних крыльях располагались весьма продуманные воздухозаборники. Этот двухдверный седан был рассчитан на 4-х пассажиров, но учитывая «особо малый класс», на комфорт даже и не стоило рассчитывать. Интересным остается и тот факт, что замки от дверей просто удивляют своей «универсальностью», ведь открыть их иногда можно было даже тонкими ножницами, скрученной проволокой или любыми ключами от квартиры. Окрашивали автомобиль очень качественно и в один цвет, поэтому, иронизируя, многие именно этот факт считают главным преимуществом «Запорожца», так как краска «не слазила» даже спустя десятки лет. Штампованные двери состояли из двух панелей, оснащались ручным стеклоподъемником и угловым поворотным стеклом с внутренней защелкой. Салон ЗАЗика просто удивляет своей аскетичностью – минимальное количество контрольных приборов, зеркало заднего вида, независимая «печка», весьма сжатое пространство и простая однотонная обивка, без намека на уют. Но это ли было главным, если автомобиль умело преодолевает любые дороги, не требует особого ухода и «не вредничает» по поводу качества топлива?

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Передняя панель ЗАЗ-968А

Следующее поколение «ушастых» ЗАЗ-968А уже имели новые сиденья, тормозную систему с раздельным приводом и даже защитную противоугонную установку. Спустя 6 лет автомобиль прошел последнюю модернизацию, вследствие которой мог похвастаться задними прямоугольными фонарями, минимальным количеством хрома и более совершенной передней панелью округлой формы с металлической полоской, благодаря которой немного увеличился объем багажника (хотя он все равно оставался настолько малым, что даже дорожную сумку не мог в себя вместить). Немного были изменены передние световые приборы, появились поворотники, «запаску» из багажника перенесли под капот, передние сиденья стали регулируемыми, а заднее сиденье полностью раскладывалось, что делало автомобиль пригодным даже для ночлега. Также, эта модификация перестала быть «ушастой», ведь вместо воздухозаборников инженеры поставили аккуратные решетки. Получил ЗАЗ-968М и новые бампера, вот только не понятно, сыграло ли это положительную роль. Съемные пластиковые боковины деформировались при малейшем ударе, а молдинги были очень чувствительны к коррозиям.

Конструкция ЗАЗ-968

По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Графическая схема 968-го запорожца

Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).

Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».

Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.

Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.

Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.

Сравнительные характеристики «трех поколений» ЗАЗ-968

ЗАЗ-968ЗАЗ-968АЗАЗ-968М
Год производства1971-1974 гг1974-1980 гг1980-1994 гг
Размер (д/ш/в)3730/1570/1400 мм3730/1570/1400 мм3765/1490/1400 мм
КузовНесущий, цельнометаллический, 2-дверный
Колея (передняя/задняя)1220/1200 мм1220/1200 мм1228/1212 мм
Дорожный просвет190 мм190 мм185 мм
Масса (своя/полная)790/1110 кг840/1160 кг840/1160 кг
Мощность40 л.с (при 4200 об/мин)
Максимальная скорость118 км/ч
Разгон до 100 км/час38 секунд
Модель двигателяМеЗМ 968МеЗМ 968МеЗМ 968н
Тип двигателя4-тактный, карбюраторный с воздушным охладителем
Объем двигателя1197 см.куб.
Степень сжатия7.2
Расход топлива
при скорости 90 км/час
6.2 л/час6.2 л/час7.4 л/час
Объем бензобака40 л
Диаметр цилиндров76 мм
Ход поршня66 мм
Коробка передач4-ступенчатая, механическая, трехходовая
Подвеска (передняя/задняя)независимая, рычажно-торсионная/независимая, пружинная
Тормозная системаБарабаннаяБарабанная с раздельным приводом
Рулевой механизмглобоидальный червяк с 2-гребневым роликом, и передат. числом 17
ГенераторГ502-а с мощностью 350 Вт
СтартерСТ368
Катушка зажиганияБ115-В
Размер колесный дисков13 дюймов
Объем багажника135 л197 л197 л

Основные модификации ЗАЗ-968

ЗАЗ-968МР – седан для инвалидов, которые не имеют одной руки или одной ноги.

3A3-968МБ — седан для инвалидов с ампутированными ногами.

ЗАЗ-968Б2 (АБ2) – седан, мощностью 27 л.с., предназначен для инвалидов с поврежденной или ампутированной правой ногой.

ЗАЗ-968АБ4 — седан для инвалидов, с поврежденной или ампутированной левой ногой.

ЗАЗ-968МГ — седан с двигателем МеМЗ-966Г и мощностью 27 л.с. Предназначен для инвалидов с одной поврежденной ногой.

ЗАЗ-968АП (МР) – внутризаводской пикап с газовой установкой.

ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р – седан, мощностью 27 л.с. с автоматической системой электромагнитного сцепления.

Популярность ЗАЗика в различных сферах жизни

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Коллекционная модель оранжевого ЗАЗ-968А от изд. «Автолегенды СССР»

Как бы там ни было, «запорожец» нажил немалой славы. К примеру, с участием этого автомобиля снимались фильмы «Таран», «Хочу в тюрьму», «Не послать ли нам гонца?», «Груз 200» и др.

Не обошлось и без игрушечных запорожцев. К примеру, на советском заводе «Тантал», была изготовлена модель ЗАЗ-968А с Y-образной подвеской в масштабе 1:43. Но спустя несколько лет они улучшили игрушку, сделав открывающиеся багажник и капот.

В 2009 году вместе с журналом «Автолегенды СССР» шел ЗАЗ-968А оранжевого цвета, а в 2011 году издательство решило порадовать своих читателей последней модификацией ЗАЗ-968М в красивом коралловом цвете. Кстати, не так давно (летом 2010 года) компания «Наш автопром» выпустила весьма большую партию красных и синих «ушастых» в том же масштабе 1:43.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Коллекционная модель ЗАЗ-968М в коралловом цвете от изд. «Автолегенды СССР»

В честь ЗАЗ-968 в СРСР (1971 г) была также выпущена треугольная почтовая марка, на которой этот автомобиль «красовался» в зеленом цвете.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

Советская почтовая марка с изображением ЗАЗ-968 (1971 г.)

Не забывают об этой легендарной «мыльнице» и в наше время. В частности, ЗАЗа можно заметить в компьютерных играх S.T.A.L.K.E.R., Need for russia: Made in USSR, Half-Life 2, «Communism Muscle Cars» и т.д.

Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть фото Когда начали выпускать запорожец машину. Смотреть картинку Когда начали выпускать запорожец машину. Картинка про Когда начали выпускать запорожец машину. Фото Когда начали выпускать запорожец машину

ЗАЗ 968М в компьютерной игре GTA «San Andreas»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *