Когда можно одевать липучку на машину
Липучки летом: можно ли на них ездить в теплое время года?
Можно ли ездить на «липучке» летом? Споры по этому поводу не прекращаются. Некоторые дискуссии выливаются в парадоксальные и сомнительные выводы, в которых полностью игнорируются аргументы технических специалистов. Поэтому имеет смысл еще раз поговорить о летнем использовании зимних шин, чтобы новички на дороге поняли, что от рекомендаций производителя зависит не только их безопасность, но и сохранность других водителей.
Что говорит закон
В России законы, касающиеся сезонной эксплуатации автомобильных шин, за последние несколько лет значительно изменились. В частности, в 2016-м за счет принятия технического регламента Таможенного союза в российском законодательстве появилось понятие «зимняя резина». Были определены сроки перехода с летнего типа на зимний и обратно. Законодатели сослались на сезонность и погодные показатели, под контроль попали следующие моменты:
Большинство автолюбителей переходят на летнюю резину в середине марта. Однако законодатели не стали устанавливать для России точных сроков по причине большого разнообразия климатических условий на территории страны. При этом каждый регион может самостоятельно устанавливать сроки в зависимости от температурных показателей.
Какие штрафы предусмотрены за езду на зимней резине летом
Изначально в правительстве России предлагали установить штраф за несоответствие автомобильных покрышек сезону в размере 2 000 рублей. Во время обсуждения законодательства речь даже заходила о размере в 3 000 рублей. Но в итоге большинство проголосовало за штраф в 500 рублей.
Такая же сумма ожидает тех автолюбителей, которые не следят за состоянием покрышек на своем автомобиле. Он будет налагаться на тех, у кого машина обута в резину, находящуюся в неудовлетворительном состоянии.
Можно ли ездить летом на липучках: данные ПДД
По мнению большинства автолюбителей, липучки летом эксплуатировать можно. Действительно, до недавнего времени законодательных запретов этому не было. В 2016 году законодательство было изменено. Из технического регламента было убрано упоминание о зимней шипованной резине и оставлено понятие «зимняя резина» в целом. В результате возник запрет на эксплуатацию липучек с начала июня по конец августа. Полиция больше не будет спускать с рук подобные нарушения. Нарушителю для начала выдадут предупреждение, а затем полагающийся штраф.
Технические характеристики таких шин
Ездить на липучках летом небезопасно. Для каждого сезона производители шин выпускают покрышки с определенным составом. Летние покрышки отличаются от зимних скоростью износа при минусовых и плюсовых температурах, рисунком, жесткостью и качеством.
Как видите, липучки ни по рисунку протектора, ни по жесткости не предназначены для летней эксплуатации.
Что будет, если пренебречь запретом
Самым неприятным последствием эксплуатации липучек летом является заметное снижение устойчивости автомобиля на дороге. Мягкая резина на разогретой трассе «плывет». Это ведет к сносу автомобиля при прохождении поворотов на скорости. Значительно возрастает риск попасть в ДТП. Нарушение управляемости особенно сильно заметно на загородной трассе на больших скоростях.
Водители свидетельствуют о том, что отзывчивость автомобиля на повороты руля сильно снижается. Машина реагирует на действия водителя с определенной задержкой, что делает управление небезопасным.
Другая проблема заключается в увеличении тормозного пути. Чем сильнее разогрето дорожное покрытие, тем он длиннее. Это объясняется тем, что липучки при летних температурах становятся слишком мягкими.
Любителям экономить на летней резине нужно задуматься об экономии на топливе. Можно ездитьи на липучках, но придется больше платить за топливо. Статистика показывает, что такая эксплуатация к перерасходу бензина. В среднем, расход на 100 км возрастает на 1,5 — 2 литра. Итого за лето придется переплатить примерно 10 000 рублей., а это как раз стоимость неплохих летних покрышек.
Наконец, липучки летом очень быстро изнашиваются и имеют склонность к аквапланированию. Если на мокрой дороге они ведут себя как обычные покрышки, то при попадании в лужу мгновенно утрачивают связь с дорожным покрытием и делают машину неуправляемой. Чем выше скорость, тем больше риск попасть в аварию.
Видео от экспертов
Вывод
Что бы кто ни говорил, липучки не являются универсальной резиной. Не стоит покупать такие покрышки в расчете на всесезонную эксплуатацию. На них нельзя ездить летом не только по требованию законодательства, но и по соображениям безопасности.
Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает
Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.
«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского « friction » – трение.
Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.
Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.
С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.
Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.
Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.
Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.
Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».
Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.
А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.
Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.
Когда переобуваться в зимние шины
А когда на самом деле правильно переобуваться? Спросим об этом у Вахмурыча, лучшего в стране специалиста. Попозже и про самого кота будет.
Я верю в то, что дважды два — четыре, а трижды три — девять. © если не ошибаюсь, граф Калиостро. Долой стереотипы, байки дяди Васи из гаража и ахинею в исполнении безграмотных менеджеров по продажам. Пользуемся только физикой, результатами измерений и собственной головой.
Дело в том, что при повышении температуры выше некой критической для данной модели шин, сцепление с поверхностью весьма заметно падает с каждым градусом. Для летних шин критическая температура находится в пределах +10°..+25°C. Для зимних, как вы понимаете, она ещё ниже.
То же верно и для понижения температуры.
Наглядное пособие. По оси X температура асфальта, по оси Y тормозной путь. Куча похожих графиков — разные модели летних шин. Одинокий график в левом верхнем углу — очень хорошие зимние шипованные шины. Нешипуемые (липучка) в этот график вообще не поместились бы.
Картинка взята отсюда. Почитайте, если не лень, но читать надо вдумчиво.
Правда номер 2. Шипы по асфальту не скользят. Они вообще мало по чему скользят, для того и придуманы. Кто не верит, может набить гвоздей в свои кроссовки и попробовать поскользить. Обычно утверждение про якобы скольжение шипов употребляется применительно к сравнению шиповки и липучки в качестве аргументации в пользу последней.
Вот наглядное пособие про лёд. Впечатляет, не так ли?
На асфальте ситуация аналогичная, разве что разница менее ужасающа. Впрочем, при положительных температурах она именно ужасающа.
Домашнее задание: найдите и изучите результаты соответствующих измерений.
Правда номер 3. На холодном асфальте, покрытым снегом, летние шины резко теряют свои сцепные свойства даже при небольшом количестве снега. В глубоком снегу и на льду тем более.
Базовый вывод номер 1. Летом на зимних шинах ездить опасно хотя бы уже из-за большего на 15-30% тормозного пути. Это разница между целым автомобилем и не подлежащим восстановлению. Причём к липучке это относится в ещё большей степени, чем к шиповке.
Базовый вывод номер 2. На чистом асфальте летние шины предпочтительней зимних даже при умеренном морозе.
Базовый вывод номер 3. Когда температура поверхности дороги отрицательная и идёт снег, шины должны быть зимними.
Вывод из базовых выводов. Переобувка раньше времени в зимние шины не только бесполезна, но и вредна.
Правда номер 5. По осени бывают резкие скачки температуры через ноль вниз. Они почти всегда непродолжительны, а главное, не сопровождаются осадками. Такие скачки формируют очереди в шиномонтажи из перебдевших. А потом один-два месяца перебдевшие ездят при сугубо положительных температурах на зимних шинах.
Для иллюстрации скриншот прогноза погоды на месяц. Обратите внимание, везде, где есть отрицательные температуры, нет ни осадков, ни даже облаков. Между тем, многие перебдели уже три недели назад.
Правда номер 6. При слабоположительных температурах на мостах может образовываться гололёд. Чем выше влажность (например, рядом река или ещё какой водоём) и чем сильнее ветер (вода при испарении охлаждается), тем больше вероятность явления. С другой стороны, большой трафик в мегаполисе вероятность уменьшает. Как бы то ни было, к мостам при околонулевых температурах следует относиться осторожно. Более того, такие явления возможны даже в июне.
Так когда же переобуваться?
Как уже очевидно, переобуваться при первом случайном небольшом морозе не только бесполезно, но и вредно. Никакого отношения к перебдению это не имеет. Если же по каким-то причинам вы вынуждены переобуться раньше времени, ни на секунду не забывайте, что тормозной путь и прочие производные от качества сцепления с дорогой у вас намного хуже, чем у многих соседей по потоку.
В реальности возможность переобуться может быть только в выходные. Тогда, конечно, лучше переобуться чуть раньше и помнить о внезапном уменьшении качества сцепления с дорогой.
Вопрос. Я переобулся и не заметил никакой разницы в тормозном пути.
Ответ. Её и нет при плавном торможении. Зато она есть при торможении экстренном. Никто не запрещает вам поставить несложный эксперимент, измерив тормозной путь на зимних и летних шинах на одном и том же участке.
Вопрос. Эксперты советуют переобуваться при среднесуточной температуре +5°C. Врут?
Ответ. Нет, это лишь попытка дать простой ответ на нетривиальный вопрос. Для тех, кому лень думать. Среднесуточная +5°C означает 0°C ночью и +10°C днём. При таком подходе вы гарантированно не въедете в снег на летних шинах, но и столь же гарантированно на месяц раньше обуетесь в зимние — смотреть-то надо не только на температуру, но и на её динамику и на наличие осадков.
Вопрос. А как быть с обледеневающими мостами?
Ответ. На мостах всегда надо быть аккуратным, даже летом, а уж осенью и подавно. Зимние шины не панацея. Конечно, по обледеневшему мосту лучше проехать на зимних шинах, но непрерывно рисковать два месяца на несезонных шинах ради того, чтобы преодолеть 10 метров льда мне видится странным, тем более, что при таких условиях по мостам в любом случае следует двигаться крайне осторожно, особенно когда кроме вас на том же мосту ещё кто-то есть — он может быть не в курсе возможности обледенения. Наконец, вероятность влететь в гололёд на мосту есть и в мае, и в сентябре.
Вопрос. У меня всесезонные шины, я могу кататься на них круглый год.
Ответ. Не бывает, как и всесезонной обуви. Для совсем ленивых несколько скриншотов с сайтов производителей шин. Видите где-нибудь всесезонку?
Если вы менее ленивы, зайдите на сайт производителя, найдите свою модель. Скорей всего окажется, что шина летняя. С меньшей вероятностью она окажется зимней. И с околонулевой вероятностью производитель назовёт её всесезонной. В последнем случае почти наверняка шина предназначена для бездорожья, и именно там, на бездорожье её можно эксплуатировать круглый год.
И пусть вас не обманывает злой рисунок протектора, какой бывает, например, на шинах A/T для вседорожников. Такие шины действительно называют универсальными, но имеется в виду универсальность дорога/бездорожье (All terrain), а вовсе не лето/зима.
Надпись же M+S вообще ничего не означает с точки зрения практической эксплуатации. Впрочем, выбор шин — другая тема.
Передний привод ― шипы или липучка?
Добрый вечер, Друзья!
Давайте вместе разберемся, что ставить на передний привод, шипы или липучку?
Вождение в условиях холодного климата и ненастной погоды создает некоторые проблемы для автомобилистов. Чтобы обеспечить безопасность и комфорт за рулем, эксперты рекомендуют устанавливать зимнюю резину уже при падении дневной температуры до +7 градусов. Летние покрышки теряют сцепление на холодном асфальте, а в условиях утренних заморозков и вовсе могут снизить безопасность вождения.
При выборе шин для зимы владельцы авто с полным и передним приводом встают перед главным вопросом: выбрать шипы или липучку? Однозначного ответа нет, но мы постараемся дать некоторые рекомендации, которые помогут определиться с выбором. Рассмотрев плюсы и минусы каждого из видов, будет проще понять, что же больше подходит, шипы или липучка, на передний привод.
Особенности шипованных шин
Этот тип покрышек не зря получил широкое распространение в регионах с суровыми зимами. Шипованная резина хоть и имеет множество недостатков, но обеспечивает управляемость и проходимость. Этим свойствам покрышки обязаны особенным металлическим вставкам, которые буквально вгрызаются в лед. При этом технологии не стоят на месте, и производители делают покрышки все более функциональными и надежными за счет улучшенного состава резиновой смеси и использования двухфланцевой конструкции шипов.
Преимущества шипованной резины
У данного типа покрышек есть всего три плюса, но каждый из них весьма существенен.
— Хороший зацеп с дорожным полотном в условиях гололеда.
— Короткий тормозной путь.
— Отличная управляемость на поворотах.
Шипы разламывают тонкую корку льда на дороге, вгрызаясь в скользкую поверхность. Эти свойства сильнее проявляются на автомобилях с передним приводом, где ведущая ось подвергается одинаковой нагрузке. Именно шипы на резине оказывают сопротивление скольжению и выступают в качестве абразива даже при пробуксовке. Все это позволяет сокращать время до полной остановки автомобиля, а также обеспечивать маневренность. На авто с передним приводом при риске попадания в занос можно поддать газу, стабилизируя тем самым курс движения.
Главные жалобы владельцев таких покрышек связаны с их быстрым износом и снижением комфорта вождения. Вот несколько ключевых недостатков зимней резины с шипами.
1. Высокий уровень шума. Металлические шипы создают дополнительную акустическую нагрузку, которая может помешать различить нехарактерные для авто стуки и свисты, а значит, своевременно выявить возможные неполадки.
2. Быстрый износ на асфальте. Шипы быстро стачиваются и иногда могут вылетать. Но при аккуратном вождении вполне способны прослужить 4-5 сезонов.
3. Увеличение тормозного пути на сухом покрытии. Металлические вставки имеют небольшую площадь соприкосновения, поэтому при отсутствии снега и льда машина будет управляться хуже.
4. Повышение топливного расхода. Сама резина в шипованных покрышках довольно грубая, а протектор делается высоким, что и приводит к более значительному расходу горючего.
Кроме этого, шипы полностью бесполезны при мокром снеге. Не имея твердой опоры при движении, покрышки будут шлифовать по нечищеной подтаявшей трассе. Новые шины требуют дополнительно обкатки (до 1000 км пробега). В это время ограничение скорости составляет 70 км/ч, а после ― 130 км/ч.
Особенности фрикционных шин
В таких покрышках для обеспечения устойчивости авто используется только сила трения резины. Так называемая липучка имеет особенный рисунок протектора, который испещрен мелкими заостренными ламелями. Именно за счет них обеспечивается эффективный отвод воды на площади контакта теплой шины и обледенелой поверхности. Фрикционные покрышки или липучки обладают более мягким составом резины, что позволяет им буквально прилипать к дорожному полотну. Они удерживают авто на мокром асфальте с редким льдом и на обледенелой трассе.
Конструктивные особенности покрышек наделяют их следующими плюсами.
— Хорошее сцепление на зачищенном дорожном полотне.
— Увеличенный срок эксплуатации (до 7 лет).
— Проходимость на мокром снегу.
— Комфорт вождения.
— Низкий расход топлива.
Изнашиваться в липучках нечему, равно как и создавать акустические помехи. Но и у них есть некоторые ограничения. Зимний ресурс заканчивается при изнашивании до середины глубины протектора.
Липучка ― хорошее решение для езды в городских условиях, когда дороги практически не имеют наледи и регулярно чистятся. На мокром снеге шина продавливает себе дорогу, отводя водянистую кашу по ламелям.
У фрикционных покрышек есть и некоторые минусы, которые при определенных климатических условиях могут снизить безопасность вождения.
— Низкий зацеп с ледяной поверхностью.
— Увеличенный тормозной путь на обледенелой дороге.
— Худший старт на льду.
Отсутствие дополнительных точек трения, которыми выступают шипы, заставляет покрышки терять контакт со льдом, идти юзом, пробуксовывать. В скоростном заносе усиленное нажатие педали газа на переднеприводном авто не поможет стабилизировать ситуацию.
Рекомендации по выбору резины
Так что же лучше, шипы или липучка, на передний привод? Выбор зависит от следующих факторов.
— Климатические условия.
— Качество трассы.
— Загруженность дорог.
В разных регионах водители выбирают разную резину. Например, Дальний Восток привык кататься на жирной липучке, а Запад и Сибирь отдают предпочтение шипованным покрышкам.
Если вы большую часть времени ездите по городским дорогам и находитесь в европейской части России, на юге страны, шипы будут ненужным и даже иногда опасным дополнением. В таких условиях дороги редко бывают заснеженными или обледенелыми. На оживленных транспортных артериях своевременно убирают снег, обрабатывают дорожное полотно реагентами или же само интенсивное движение не позволяет образовываться наледи. Но даже при условии мокрого снега и тонкого льда система АБС позволит липучкам без труда справиться со сложными дорожными ситуациями.
Для жителей городов с суровыми зимами и водителей, регулярно ездящих в условиях сельской местности, шипы являются практически жизненно важной необходимостью. Нечищенные обледенелые дороги ― отличное место, где шипованная резина может проявить себя во всей красе. Такие шины подойдут и начинающим водителям, и привыкшим к агрессивному стилю езды. Только после покупки не забудьте установить знак «Ш» на заднее стекло, чтобы другие участники движения знали о необходимости соблюдения дистанции.
Перед зимними поездками рекомендуем регулярно проводить небольшой тест. Выберите безопасный участок дороги и проверьте на нем эффективность торможения. Это поможет понять, как будет вести себя авто в конкретных погодных условиях.
В конце концов, выбор остается за вами!
Напишите в комментариях, как вы считаете, что все-таки лучше для переднего привода шипы или липучки?
Дополнительно можно ознакомиться с особенностями поведения машин на разных покрышках в этом видеоролике:
Если вам понравилась статья, прошу поставить лайк и подписаться на канал. Дальше будет ещё интереснее и полезнее!
Удачи на дорогах!