Когда машина попадает в лужу как называется

Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

Источник

Обычная лужа может стать причиной повреждения автомобиля

Почему водителям нужно избегать глубоких луж

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Как известно, автомобили и дороги, и тем более дорожные условия, не всегда дружат друг с другом. И не всякие намерения и желания водителя осуществить тот или иной маневр подкреплены и состоянием машины, и ее конструкцией, и ее возможностями. Даже такое с виду безобидное действие, как проезд на скорости по глубокой луже, таит в себе немало опасностей и проблем с эксплуатацией машины в будущем.

Переправа, переправа… Почему стоит бояться луж

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

В техпаспорте вашего автомобиля производитель обязательно указывает параметры преодоления водных препятствий, глубину брода. Кроме того, важно использовать правильную технику вождения, если вы заехали глубже, чем планировали.

Держите ровную, одинаковую скорость на первой передаче вне зависимости от типа трансмиссии – механика/автомат, – сохраняя не очень высокие, но постоянные обороты без остановок и ускорений. В противном случае вы рискуете залить волнами моторный отсек. Скорость передвижения должна быть такой, чтобы волна шла перед вашей машиной, так чтобы радиаторная решетка все время находилась в пространстве «за волной».

Если вы затеяли массовую переправу, не спешите на ее преодоление следом за коллегами.

Волны, которые подняли движущиеся впереди, особенно если у них крупные автомобили, могут захлестнуть вашу машину. Однако в случае если вы «заглохли», немного не дотянув до заветного берега, советуем вылезать «на стартере». Вам понадобятся механическая трансмиссия, полностью заряженная аккумуляторная батарея, … а также терпение и удача.

Однако описанная ситуация и пути ее преодоления – это скорее исключение, чем правило. Особенностью российского климата является преобладание сырой, влажной погоды с большим количеством осадков, особенно в межсезонье. И лужи на улицах, трассах поздней осенью или ранней весной могут коварно скрывать опасные препятствия в виде ямы, выбоины, промоины или открытого канализационного люка – его по «нашей» привычке забыли закрыть. Понятно, что, попав в такую «ловушку», можно нанести серьезный ущерб машине, повредив колесные диски или даже подвеску. И летом ситуация не лучше, когда после проливных дождей то здесь, то там случаются прорывы магистральных трубопроводов.

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Поэтому водителям необходимо быть предельно внимательными и осторожными. Ниже мы перечислим наиболее распространенные опасности опрометчивой езды по лужам, приводящие к повреждениям и ремонту. От простых и относительно дешевых до сложных и затратных.

Проблемы с электрикой

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Считается, что большинство неприятностей с электрикой после попадания в воду «лечится» временем: высохнет и само собой рассосется. Возможно, в ряде случаев так и происходит. Но чтобы быть полностью уверенным в работоспособности электрооборудования вашей машины, необходимо после «водной процедуры» проверить все электрические части, которые, предположительно, могли промокнуть. Их надо разобрать, высушить и почистить.

Защита картера двигателя

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Данная опция не является обязательной конструктивной особенностью на многих автомобилях. Некоторые бренды устанавливают пластиковый пыльник перед двигателем, препятствующим проникновению в моторный отсек грязи и воды. Однако нередки ситуации, когда неприятности в виде именно грязи и воды начинаются после удара, который принимает на себя незащищенный участок.

Поддон картера расположен под двигателем и представляет собой тонкостенную емкость для моторного масла. В случае его повреждения, пробоя или нарушения целостности конструкции нарушается система смазки, что приводит к грустным результатам в работе двигателя. Установка защиты производится к силовым частям рамы: балка, лонжероны, подрамник двигателя. Поскольку при ударе именно защита принимает на себя его энергию.

Техцентры предлагают несколько вариантов исполнения подобной защиты. В качестве материала могут быть использованы (в порядке возрастания цены):

Поврежденные бамперы или спойлеры

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Наружные элементы в виде бамперов, спойлеров не только одними из первых в автомобиле попадают в лужу. Зачастую они становятся и первыми «жертвами» преодоления водной преграды. Кто-то может махнуть рукой на утрату спойлера, хотя оборотной стороной, кроме потери внешнего вида, может быть увеличенный расход топлива.

Хуже обстоит дело, когда вода повредит бампер. Этого может и не случиться, если крепление надежно. Но если все «хозяйство» уже болталось, то результатом станет повреждение или вообще замена бампера.

Мокрые тормоза

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Опытный водитель знает, что тормозные колодки также в числе первых встречают агрессивную водную среду. Степень их состояния можно установить, вслушиваясь во время нескольких плавных подтормаживаний. Еще мокрые тормоза рекомендуется сушить после проезда по глубокой луже: ехать и время от времени просто нажимать на педаль тормоза. И если нет проблем с цилиндриком, диском или колодками, то этой меры должно хватить.

К сожалению, кривизна тормозных дисков – обычное состояние многих моделей автомобилей. Например, старые «японцы» со слишком маленькими тормозами или более поздние Opel. Для многих моделей это типичное заболевание, не обязательно связанное с воздействием воды.

Вопрос: менять или нет? Многими экспертами ремонт тормозных дисков признан неэффективным и даже опасным. С такими дисками можно ездить, если кривизна небольшая, хотя это влияет на комфорт езды. Но если вы чувствуете биение или вибрацию на руле, лучше заменить.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Это один из датчиков электронной системы управления силового агрегата автомобиля с впрыском топлива. Его функция – оценка объема воздуха, который поступает в ДВС, а также корректировка параметров смеси в зависимости от этого. В случае отказа или сбоя, когда через воздушный фильтр в него попадает вода, двигатель переходит на работу в аварийном режиме, о чем свидетельствует сигнал на приборной панели: check engine.

Проверка воздушного фильтра

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Если ваша машина преодолела водную преграду с критичной глубиной, рекомендуется проверить воздушный фильтр: нет ли в ней жидкости. В случае если он мокрый, прежде всего с внешней стороны, не впадайте преждевременно в панику. Может случиться, что внутрь проникло совсем немного влаги, потому что синтетическое волокно фильтра преградило путь губительной для силового агрегата воде.

Неисправность генератора

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Зачастую неисправность генератора, который обеспечивает автомобиль электроэнергией, напрямую не связана с водой. Неприятности могут случиться, если разрушается корпус. Тогда генератор в лучшем случае может сгореть. В худшем – вызвать короткое замыкание, что выведет из строя бортовой компьютер и всю электрику. В других ситуациях он может перегреваться из-за того, что забилась грязь и/или «умерли» графитовые щетки. К сожалению, однозначного совета, как бороться с этим, пока нет.

Масло в двигателе и АКПП

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

После преодоления глубокой лужи/водной преграды необходимо в числе первых действий проверить состояние масла в двигателе и автоматической коробке передач (для механики попадание влаги внутрь не так важно). Если во время осмотра на щупах появилась эмульсия из воды и масла, автомобиль двигаться самостоятельно не может. Необходима помощь буксира или эвакуатора в случае залитой водой коробки-автомата.

И на СТО не повредит обстоятельная диагностика на предмет наличия масла в мостах, раздаточной коробке и т. д. Если воды не обнаружено в моторном масле или масле автоматической трансмиссии, можно попробовать «тихим шагом» добраться до сервиса своим ходом.

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Вероятнее всего, если вы проедетесь на скорости по статистической луже, с вашей машиной ничего не случится. Но угодив в болото, глубокую грязь, можно затопить коробку передач и дифференциал.

Тогда ваш путь лежит прямиком в автосервис на замену масла со снятием поддона коробки и чисткой фильтра.

Гидроудар

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Самая большая неприятность, которая может постичь автовладельца при контакте с водной преградой, – это попадание внутрь работающего двигателя воды. Так может случиться, если машина проехала глубокую лужу и резко встала. Вероятнее всего, силовой агрегат получил гидроудар.

Из курса физики мы помним, что вода не сжимается. Но если вы едете быстро по луже, впереди стена брызг, которая легко может попасть в двигатель через воздушный фильтр. Поршень двигателя не может ее сжать, и мотор резко стопорится с характерным звуком удара.

Но это не самое неприятное. В этот момент на подвижные части агрегата передается вся энергия движения, способная их сокрушить. Чем выше были обороты только что работающего мотора, тем опаснее это для силовой установки, тем больший урон гидроудар может нанести двигателю. А значит, и вашему кошельку. Вплоть до замены агрегата.

Тип автомобиля, его возраст и тип привода

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Это еще три важных параметра, о которых постоянно следует помнить. В борьбе с «лужной» стихией больше могут пострадать как дизельные машины, так и современные, нафаршированные насквозь электроникой. Старым бензиновым движкам эти проблемы были просто нипочем. Постояли, выкачали воду, подсохли – и снова в путь. На нынешних супертехнологичных образцах автопрома массового спроса буквально достаточно капли дождя, чтобы перевести двигатель в аварийный режим.

Аналогичные истории происходили и в случае поломки датчика массового расхода воздуха в некоторых двигателях TDI именно благодаря частицам влаги. И в результате после быстрого проезда по большой луже или в сильный дождь двигатель практически сразу переставал адекватно функционировать. Хотя сегодня современная компоновка моторного отсека собирает все элементы в один узел, который чем выше установлен, тем лучше защищен от воздействия воды.

Загляните под капот своей машины

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Посмотрите, где находится генератор, воздухозаборник и турбокомпрессор. Если генератор и турбокомпрессоры установлены низко, а заборник воздуха выглядит так, будто он просит пить, учтите это во время езды по лужам. И еще. Если при открытом моторном отсеке вы видите довольно большую площадь рамы автомобиля, это значит, что ваша машина, увы, не аэроглиссер и не гидроцикл. Что она подвергается серьезной аварии во время проезда через лужу или глубокую водную преграду.

Ездить не колесами, а головой

Лихачество и безрассудство – это не всегда игра в «шашечки», прикольные маневры, щекочущие нервы и дарящие адреналиновые ощущения. Это и езда в дождь, и эффектный проезд с фейерверком брызг по лужам. Хорошо, если у вас большой внедорожник, высокопосаженная конструкция которого вполне допускает такие эскапады. Они действительно лучше водозащищены, чем обычные городские/шоссейные машины. Хотя некоторые автопроизводители и на малолитражках располагают воздухозаборник таким образом, что все жизненно важные элементы движения машины надежно защищены.

Как, к примеру, на Fiat Panda Cross, которая обладает весьма впечатляющими внедорожными возможностями.

Ежели у вас другая жизненная или автомобильная судьба или ситуация, не искушайте себя. Берегите себя и свой автомобиль. А также финансовые средства, которые вы будете вынуждены потратить на его ремонт или восстановление – из-за собственного безрассудства.

Источник

5 причин, почему нельзя на большой скорости проезжать лужи

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Бесспорно — лужа луже рознь, и определяющим фактором безопасности для автомобиля является ее глубина. Проблема заключается в том, что водитель, движущийся по трассе на большой скорости, не всегда вовремя заметит на своем пути лужу, а, если даже распознает ее заранее, то вряд ли он в состоянии определить, насколько она глубока.

Впрочем, даже совсем мелкая водная преграда на шоссе запросто может спровоцировать серьезное ДТП, если перед ней вовремя не притормозить. А идеальная скорость для преодоления глубокой лужи — не более 10 км в час.

Аквапланирование

Прежде всего для машины на мокрой дороге всегда возникает опасность аквапланирования — явления, когда автомобиль теряет сцепление с дорожным покрытием из-за образования между шиной и асфальтом водяного клина.

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

В таких условиях машина становится неуправляемой, возрастает риск неконтролируемого заноса и, как следствие — серьезного ДТП. Чем выше скорость, тем печальней последствия, причем для возникновения эффекта аквапланирования достаточно совсем неглубокой лужи.

Сюрприз

Большая вода на проезжей части всегда коварна тем, что под ней может прятаться не только огромная яма или крутая кочка, но и открытый канализационный люк или какой-нибудь бетонный блок или иной тяжелый предмет. Нетрудно представить, что произойдет, если налететь на такую преграду на большой скорости. В конце концов, лужа может быть настолько глубокой, что автомобиль просто захлебнется и надолго лишится чувств.

Повреждение

Промокшая электропроводка — самое безобидное, что может случится после форсирования лужи, если учесть, что в такой ситуации светит реальный шанс получить гидроудар. Воде достаточно попасть в воздухозаборник, чтобы потом оттуда прямиком добраться до цилиндра.

Имеет ли право водитель делать замечания сотруднику ГИБДД

Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть фото Когда машина попадает в лужу как называется. Смотреть картинку Когда машина попадает в лужу как называется. Картинка про Когда машина попадает в лужу как называется. Фото Когда машина попадает в лужу как называется

Какие автомобили лучше всего раскупаются на вторичном рынке России

Потеря тормозов

У любого автомобиля, который принимает ванну, да еще и на приличной скорости, вода попадает на тормозные колодки. Каждый мало-мальски опытный водитель знает, что до тех пор, пока их не просушить с помощью нескольких плавных манипуляций педалью тормоза, эффект торможения будет снижен. На медленном ходу это сделать легко и просто, что не скажешь про ускоренное движение по мокрой дороге. Да и нет никаких гарантий, что экстремальная ситуация не возникнет сразу после выезда авто из лужи, в тот момент, когда тормоза у него работают в половину силы.

Фонтан для пешеходов

В конце концов, автомобиль, с ходу проезжающий водные преграды, может окатить грязной водой случайных пешеходов на тротуаре. Водителю в такой ситуации ничего не грозит, если, конечно, облитый человек не успеет бросить в злосчастную машину что-нибудь тяжелое — и при этом не промахнется. В любом случае следует учитывать, что на месте обтекающего бедолаги всегда может оказаться тот, кто его окатил.

Источник

Аквапланирование — что это такое и чем опасно?

Как «водяной клин» становится причиной серьезных ДТП?

При вождении в дождь наблюдается такое явление, как аквапланирование. На мокрой дороге автомобиль внезапно теряет управление. В результате водитель рискует оказаться на встречной полосе или в кювете. К сожалению, многие недооценивают опасность этого эффекта, хотя он нередко становится причиной серьезных ДТП, попадают в которые не только новички, но и профессиональные автомобилисты. Какова же природа аквапланирования, и о чем нужно знать, чтобы избежать беды?

Что такое аквапланирование?

У этого физического явления есть еще одно распространенное название — «водяной клин». Оно возникает в тот момент, когда колесо машины попадает в лужу, образовавшуюся на асфальте. Когда покрышка оказывается в воде, она резко встречает сопротивление. На низкой скорости шина «успевает» выдавливать жидкость из пятна контакта. Если автомобиль едет слишком быстро, этот процесс затрудняется. В результате колесо в буквальном смысле слова всплывает.

Гидродинамический клин, образующийся в месте контакта, приводит к ухудшению или полной утрате сцепления шины с дорожным покрытием. При достижении критической скорости траектория транспортного средства становится непредсказуемой. Поэтому аквапланирование считается не менее опасным, чем езда в гололедицу.

Источник изображения: autozam.ru

Критическая скорость, превышать которую нельзя, может варьироваться. Она зависит от:

гладкости или шероховатости полотна;

глубины водяного слоя;

рисунка протектора шины;

степени износа покрышек;

состояния подвески автомобиля;

давления в колесах.

Если лужа не глубокая, а колеса и подвеска машины находятся в надлежащем состоянии, аквапланирование наблюдается при скорости от 70 км/ч. Если присутствуют несколько неблагоприятных факторов (перекачанные изношенные покрышки, разбитая подвеска), явление может возникать уже при 40-50 км/ч.

При столкновении с водной преградой резко увеличивается сопротивление движению. Скорость моментально падает, что сопровождается ударом по колесам. При этом руль может оказаться выбитым из рук водителя. Автомобиль непроизвольно совершает поворот, причем в какую именно сторону – предугадать невозможно.

Что делать водителю при аквапланировании?

Если дождь сильный, лужи в углублениях на асфальте образуются буквально за 5-10 минут. Поэтому первое, что нужно сделать – сбавить скорость, исходя из интенсивности осадков.

Важно правильно держать рулевое колесо. При определении положения рук обычно приводят аналогию с циферблатом часов. Для противостояния аквапланированию нужно фиксировать руль обеими руками, располагая их в положении «10-2», а еще лучше «9-3».

Источник изображения: diesel-dv.ru

Аквапланирование может возникнуть и при попадании в воду одного колеса, и при въезде в лужу двумя колесами. Управление теряется в любом случае, так как обе стороны автомобиля всегда «всплывают» неравномерно. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что если пересечь водную преграду строго перпендикулярно, то ничего страшного не случится.

При падении скорости водитель зачастую автоматически начинает вращать руль. Это не только бесполезно, но еще и опасно. При нахождении в воде колеса практически не реагируют на поворот руля. Однако сразу после того, как покрышки коснутся асфальта, машину может повторно занести. Чтобы этого избежать, нужно корректировать направление движения, делая многократные короткие движение рулем. При этом каждый раз колеса нужно тут же возвращать в прямое положение.

Чтобы смягчить аквапланирование, следует отпустить педаль газа. Сопротивление сразу снизится, и управление автомобилем удастся сохранить. Нажимать же на тормоз при попадании в лужу не рекомендуется, особенно на автомобиле с передним приводом, так как это может усугубить занос. Лучше всего «тормозить» двигателем.

Нельзя использовать «лысую» резину, отработавшую свой ресурс. Минимально допустимая высота протектора для летних шин составляет 1,6 мм, для зимних – 4 мм. Однако менять покрышки рекомендуется раньше, чем они износятся до этих цифр. Кроме того, нужно регулярно проверять давление в колесах. Если одна из шин накачана слабее, чем все остальные, это негативно отражается на управляемости автомобиля. Поэтому давление должно быть равномерным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *