Клуб любителей авто соболь
Клубу владельцев «Соболей 4х4» быть!
Началась реальная работа по созданию клуба ГАЗ «Соболь 4х4». В ближайшее время будет зарегистрирована общественная организация и наполнен сайт. Предварительная регистрация членов уже ведется.
Решение о создании клуба владельцев внедорожников «Соболь 4х4» было принято на прошедшей 19 – 20 августа 2017 г. встрече любителей этого автомобиля в Старой Купавне. Созданием организации занялась инициативная группа под руководством Сергея Агеева и Кирилла Невинского.
Подробности и адрес клубного сайта в соболином журнале на сайте EX-ROADmedia.ru
Метки: соболь 4х4
Комментарии 37
Уже не работает. Всё?
Хорошая новость. С обоими на встрече общался, и оба промолчали про данное событие — хитрованы!
Надеюсь/желаю что бы новый ресурс был ОРИГИНАЛЬНЫМ в своём исполнении, т.к. классическая схема форума. которая присуща большинству тематических клубов изжила себя, классический форум с его наполнением на мой взгляд — неинтересный архаизм, нужно серьёзно подумать что предложить пользователю, что бы ресурс не пустовал.
Удачи!
А я уже зарегинился)))) и наклейка такая теперя есть)))
9. Полный тест-драйв Соболя (это я про отпуск).
Соболь туда не доедет, застрянет, развалится, ещё и сам развалишься от комфорта, говорили мне. Лучше бы Делику (Старекс и далее по списку) взял бы… Да-да, с момента покупки Патриота регулярно слышу.
//Осторожно, много буков//
Итак, начну с подготовки.
Первым шагом в подготовке был сам Соболь. Патриот стал тесноват для семьи из 4-х человек. А непосредственно до пункта назначения частенько ездили уже всемером — 3 взрослых и 4 детей. А детки-то растут))) Поэтому, выбор был невелик — Соболь пассажирский или Соболь ГП.
Изначально я склонялся в сторону первого, но жена наставила на путь истинный ибо «ооо, вот это багажник». Ну так-то да, для наших целей это единственный вариант. Минус в том, что я теперь гоняю на грузовике по городу.
Конечно, были сомнения по поводу надёжности некоторых узлов (это я про хитрые привода с их крестовинами и ступицами). Особенно после неожиданной кончины крестовины полтора раза (второй раз успел заметить потерявшуюся крышку крестовины). Но после регулировки ограничителей поворота вроде проблем не было.
Не радовали разгонно-скоростные характеристики и работа подвески на неровностях. Однако, сюрпризы пришли оттуда, откуда их не ждали, но об этом ниже.
Большая часть работ делалась по принципу «пока хотя бы так, а потом видно будет», ибо времени как обычно нет, как и денег на все хотелки.
Виброшумка.
Это одно из первых улучшений. Салон, пол спереди, потолок, двери закатаны виброй и залеплены блестящей то ли шумо-, то ли теплоизоляцией. Не понятно, т.к. называется шумкой, но по логике блестяшка сохраняет тепло. Багажник тоже весь в вибре, поверх залепил какой-то тёмно-серой теплоизоляцией, которая по весне вся отвалилась. Причина не понятна. Отвалившаяся клеится ко всему так, что хрен отдерёшь, а от вибры отваливается. Для проверки вскрыл обшивку передних дверей — там блестяшка на месте и не думает отваливаться. Буду на багажник тоже её клеить.
Почему-то материала постоянно не хватало. Сколько купи, всё мало. Такое ощущение, что он растворяется в Соболе 🙂 Денег ушло ё-моё.
Защита и рычаги от Андрея.
Тут как бы всё понятно. Особенно с рычагами — шума нет, включение/выключение безотказное.
Машина, которую нельзя дёрнуть назад — какой-то бред. Это первая причина установки задней приспособы от Андрея. Вторая — беззащитный радиатор, очередной шедевр проектирования внедорожника. Также долго думал об установке лебёдки. В итоге, купил комплект перед/зад.
Установил без особых проблем. Чуть пришлось доработать под Евро5, но это мелочи. А вот раму спереди пришлось раздвигать. Порядка сантиметра. Рама раздвинулась маленькой монтажкой, как будто не рама автомобиля, а картонка. На радиаторе уже были следы встречи с вентилятором. На фото ниже видно причину их встречи. А я там каждый день на работу гоняю… Теперь я спокоен.
Заодно, пока морда была снята, прицепил сетку от фильтра с какого-то грузовика.
В патрубке интеркулера были обнаружены следы масла, не знаю, насколько критична одна капля, повисшая на патрубке.
Как не стать стейком в Соболе.
Дааа… Жаркое лето 21-го показало, что в Соболе ты полностью отдан на растерзание солнца. Искал атермальное остекление, но так ничего не нашёл. Когда-то где-то было, кто-то успел себе поставить, сейчас глухо. В салон повесил шторки (по времянке конечно же :)). У Газелиста-НН попались передние боковые стёкла. Заказал.
Упаковано на совесть — зае***ся распаковывать :). По факту они тоньше родных. Зимой не есть хорошо. Ещё минус — они без крепёжной планки. Пришлось с помощью нецензурной брани выковыривать их с родных. Потом их править. Намазал Моментом, часов 12 лежали зажатые струбцинами. Пока не отвалились вроде (окно открывается регулярно). Если не приглядываться, зелёный цвет не бросается в глаза. Эффект есть — если солнце сбоку, то руки уже не выжигает.
Ещё есть желание поменять салонные окна на те, что с форточками поменьше. На сдвижной двери её нет, а на левом окне форточка бесполезна, т.к. там стоит детское кресло и добраться до форточки очень проблематично, да и сдует дитё)
Противотуманки.
Поставил себе двухрежимные Sal-man. Нафига двухрежимные, не знаю. Белым не пользуюсь, а по умолчанию они горят белым — приходится переключать. К тому же, белый светит выше и слепит. Регулировки не хватает — уже подрезал корпус туманок, один хрен высоковато. Жёлтый светит ниже. Не, можно, конечно, с радостным еб… извиняюсь, с радостным лицом на всех насрать и выжигать глаза… Лирика.
Крепил в родные отверстия в бампере с помощью подвесов гипсокартона. Всё бы ничего, но как-то быстро они запотели. Думал, летом пройдёт — не прошло. Разобрал просушил, замазал герметиком наглухо. Сейчас опять чуть уже запотели. Хз, короче. Ночью с противотуманками понравилось — освещают от морды до начала ближнего.
Полка
Её видно в посте про инклиномер. В недрах полки поставлен клеммник, на котором расключены регистратор и зеркало, чтобы высвободить розетки и не болтались провода. Сама полка сделана неплохо, функцию мусоросборника выполняет. Бонусом, выступает как солнезащитный козырёк. Крепёж отвратительный — в одном уголке отверстие без усилий провернулось саморезом козырька, который так куда-то и потерялся. Та часть, которая крепится пистонами, с моей стороны издаёт посторонние шумы в движении. Долго не понимал откуда звук) Козырьки сначала болтались, да они с новья и на родном месте болтались. Хотел уже феном доработать. Снял и заметил на них маркировки левый-правый. Когда ставил полку, раскладывал специально, чтобы не попутать. Следовательно, перепутаны были ещё на заводе. Поменял местами и провернул фиксатор — прижались к полке, как к мамке.
Из минусов полки — разок я в неё башкой прилетел. Благо, она безопасной формы)))
Второй АКБ, БУБ и лебёдка.
Пересмотрев немногие варианты установки лебёдки на Соболя, склонился к переносной. Собственно, изделия Андрея для этого и заточены. Лебёдка наглым образом скручена с Патриота вместе с реле Грюнера. Вот только роликовый клюз был на Патриоте приварен к площадке. Там и остался.
Т.к. без клюза никак, из валявшейся защиты баков (опять же Патриота) была выпилена железяка, которая должна была по моему замыслу выполнить роль клюза. Я был наивен. Сам клюз виден ниже на фото багажника. Результат наивности опишу тоже ниже, где будет уже применение лебёдки.
Понятно, что родного АКБ для лебёдки маловато, особенно для переносной.
Хотел сначала разориться на тяговый. Но меня смутили пара моментов:
— на сколько понял, 200 и более ампер потребления — это не совсем про тяговый.
— необходима возможность при неблагоприятном стечении обстоятельств заводить машину со второго АКБ.
Короче, что-то мне показалось, что стартерный тут само то. Взял Force 100 А*Ч. Не понравилось, что в наличии только кальциевые. Причём все марки. Умные (наверно) люди в тырнете утверждают, что они чувствительны в разряду ниже 12В. Естественно, я его уже умудрился разок разрядить до 10,5 В. Забыл выключить БУБ после ночёвки, и он, бедняга, 24 часа питал холодильник по дороге домой. Хз, вроде жив пока.
Для управления приобрёл БУБ. Грюнера пришурупил через кусок профиля 20х40 к правому крылу. АКБ поставил в багажнике по левой стороне. Кинул силу 50 кв.мм. в металлорукаве по левой стороне рамы. Ввод в багажник через случайно оказавшийся (и идеально подошедший) кабельный сальник. Массу прикрутил сзади к раме. Минусовой провод для лебёдки спереди также прикрутил к раме и живёт он, положенный между бачком ГУРа и мордой. Аккумуляторные клеммы купил с надписью «грузовые». Большие, четыре болта зажимают главный провод, под каждый можно остальных потребителей прикрутить. Задние оба провода для лебёдки — напрямую с АКБ. Разъёмы для лебёдки купил сварочные. Пришёл к выводу, что это не совсем удобно. Надо было брать, наверно, двойной силовой (видел у кого-то тут).
Передний провод на лебёдку от Грюнера не стал выводить на постоянку, т.к. не придумал на тот момент, где его там уложить безопасно. Из-за этого для подключения лебёдки нужно было открутить провод от Грюнера и прикрутить разъём в кроводу. По времени минут 10.
С БУБом до отъезда разобраться не успел. Поэтому использовал его в ручном режиме, что и привело, в итоге, к разряду АКБ. Там, по сути, и разбираться нечего, просто внимательно два предложения прочитать.
Также от второго АКБ были запитаны розетка 12В в багажнике для холодильника и зарядка ЮСБ для задних пассажиров. Розетка закреплены ближе к потолку, там у неё больше шансов выжить при максимально заполненном багажнике. Зарядка прокинута по перегородке и свисает на ней за сиденьями. Никому не мешает, при необходимости быстро извлекается вытягиванием провода. Изначально хотел внедрить в сдвижную дверь, но контакты актуатора замка показали, что это не совсем надёжный способ. Контакты постоянно окисляются.
В целом, вся собранная мной система не устраивает абсолютно. Нет, к БУБу вопросов нет — работает как положено. Я вижу следующие, на мой взгляд, требования к питанию с двумя АКБ:
1. Любой из АКБ должен полностью исключаться из сети. Например, сдох основной. А я же не знаю, просто он сдох на морозе или замкнула банка. Соответственно, включение в сеть второго АКБ с вероятностью 50/50 может угандошить и его.
2. При включении лебёдки должна быть возможность дистанционного исключения второго АКБ из основной сети. Ну это есть — нажал на БУБе «откл» и все дела.
3. Желательно иметь выключатель массы на второй АКБ. Думаю тоже через Грюнер сделать. Ну и на первый, возможно.
Текущие Соболя хороши, завод ГАЗ редиски, ну и мысли про новый Соболь NN 4×4
Внимание! Много букв! И текст больше для тех, кто в теме про автомобили ГАЗ Соболь 4х4, про завод ГАЗ и вообще, интересуется данной тематикой. Остальным можно не читать. Спасибо за понимание.
Я уже много раз писал, что меня текущий Соболь, как заготовка, полностью устраивает. Его врожденные болячки все до единой известны, как и полностью известны способы их лечения. Это уникальный по совокупности характеристик автомобиль. А все возгласы про его дороговизну — это возгласы не к заводу, а просто констатация факта нашего всеобщего обнищания и поднятие вопросов, которые уже практически все запрещены законом и активно им же преследуются.
Но вот причина стоимости машины и качество комплектующих мне понятна, а вот политика завода по отношению к клиентам не будет понятна никогда. Начну с простейшего примера.
Думаю, никто не станет оспаривать, что Олег своими роликами поднял продажи Соболей частным лицам в разы. Уверен, что как минимум каждый пятый частный покупатель Соболя — это заслуга Олега. Как вы думаете, завод хоть что-нибудь для этого сделал? НОЛЬ. ПОЛНЫЙ НОЛЬ.
Мне кажется, что ему давно уже должны были просто подарить Соболя. Но нет, его, конечно же знают, но толком не замечают. А зачем напрягаться? Есть же «больной темой» директор автоцентра Газ-Балтийский, который ему платит. Для меня это непонятная ситуация уже много лет. В принципе, как и ситуация между заводом и Газ-Балтийским. То, что по итогу сделал данный автоцентр по популяризации Соболя 4х4 не сделал больше никто. Начиная от всех экспериментов с Красным и заканчивая самостоятельной разработкой и производством хабов. А это, на минуточку, лечение одной из самых известных и выносящее мозг владельцам болячек машины — передних крестовин и ступичных подшипников. ГазБалт много раз предлагал заводу начать ставить хабы на производстве. И болячку бы вылечило и дешевле было бы намного. Но никому ничего не надо… А ведь если бы в Питере не было бы Алюляя и Газ-Балтийского, то и мои Соболя тупо бы не появились. Как же я радуюсь, что в Питере нет Луидора, с ним у частников совсем все грустно.
И вот плавно перейду к себе.
У меня два Соболя. Третий все никак родиться не может, к сожалению. Может и нагло, но считаю, что они у меня одни из самых известных в стране и мой пример также сподвиг многих к приобретению Соболя. Я не только их довёл до ума, практически в максимальном варианте, но и эксплуатирую уж если и не на полную катушку, то очень и очень активно.
Сколько раз я катался по Карелии уже и не скажу — много. Да и поездки в Европу, в Сибирь, на Шелковый путь, на Приполярный Урал, в Арктику и множество других. При этом, почти все эти поездки с детьми и полностью демонстрируют все сильные качества автомобиля разом. Тут и достаточная проходимость (кто хочет поспорить — первоначально посмотрите ролики про поездки на Приполярный Урал и в Вепсский лес), тут и максимальный комфорт в любой поездке и, как ни смешно — надежность автомобиля при данных условиях эксплуатации. Буквально вчера впервые за все время поменял сцепление. Все работает, все крутится, и я всегда в путешествиях уверен, что спокойно доеду до дома.
Но есть и у меня заводская болячка, которая бесит! Причём, она уникальная и хрен бы с ней, если бы не отношение завода к ней.
Речь о заднем мосте. Да, не о переднем, о котором все говорят, с ним нет никаких проблем, а именно про задний мост, вернее про полуоси.
На пробеге 18 000 километров у меня стабильно начались ослабляться гайки задних полуосей и стало пробивать прокладку. Ситуация не единичная, лечится или установкой других прокладок или установкой каленных шпилек и гаек. Первоначально этим путём и пошли, но ничего не изменилось. Периодически, особенно на скоростях свыше 100 км/ч (обгоны), гайки ослаблялись и прокладку выбивало. Утечки масла там как такого нет, но ситуация неприятная. Основная версия была — слишком много изменений и нагрузки. Но тут появился Желтый. Совершенно такой же по оснащению, с точно таким же комплектом дисков, одинаковый по весу и с точно такой же эксплуатацией. И у него данной проблемы нет! Основная версия была отпала, и начали опять искать причину. Проверяли и задний мост на стенде сход-развала, крутили колёса на нем же, снимали и проводили детальные замеры чулка моста. Все в норме. Но гайки ослабляются и все повторяется. У меня даже в двери отдельный ключ лежал для периодического подтягивания гаек.
В прошлом году, перед выездом на Приполярный Урал, как обычно было проведено тотальное ТО. Поставленных каленные шпильки и гайки, да заодно все это посажено на герметик. Так и поехали.
Во время поездки на Приполярный Урал осмотр машин был обязательной процедурой. И очередным утром мы обнаружили, что на Оранжевом тупо срезало по паре шпилек. Шпильки и гайки с собой были. Сложнее было то, что их сломало внутри и выкрутить их можно было совсем не в поле. Поэтому просто подтянули остальные шпильки и поехали дальше. Благо их ещё по 8 штук с каждой стороны осталось. Но буквально через несколько часов, во время обеда, очередной осмотр показал — с одной стороны осталось 3 шпильки, с другой вообще 2 штуки. М-да… Ситуация.
У раздатки Atlas есть шикарный режим: на пониженной можно включить только передний мост и двигаться на нем. Что и было сделано. Да и Желтый с Красным есть на подстраховке. Так мы и добрались до переправы Лимбекою, которую по итогу, и преодолели. Две машины на полном приводе и Оранжевый только с работающим передним мостом. Переночевав после этого тяжелого брода, на следующий день мы просто взяли и …
Приварили полуоси к ступицам! Ну а дальнейшее путешествие происходило уже без каких-либо происшествий. Единственное, в Инте, заезжали к Роману и чуток ещё раз подварили ступицы получше.
А так как завод о моей проблеме знал и все предыдущее время отмораживался, гарантия типа уже закончилась, да и эксплуатация с переделками — это никак не гарантия. Но! Все ТО у меня с рождения у официального дилера и все накладные с фото есть с нулевого пробега. Подняли ещё раз все мои заказ-наряды по этой хрени и тут произошло почти невозможное: завод сказал — не надо нигде писать и в видео вставлять, как вы доблестно решаете проблему приваривая полуоси, и вас это никак не останавливает, мы пришлём мост в сборе. О как!
Прошло 10 месяцев. Думаю, уже понятно, что моста нет. Я так и езжу с приваренным полуосями и, скорей всего, с ними прокатаюсь ещё долго. Поменять мост несложно, но зачем, если все работает и теперь ничего не «сопливит»? А если подшипник задней ступицы начнёт разрушаться — услышу это очень и очень заранее. В рамках выездов в Карелию вообще не беспокоит. В рамках больших путешествий у меня с собой аккумуляторная болгарка, запасные задние ступицы и полуоси. Пара часов работы и все будет поменяно.
К чему все это я? Хрен с ним, с заводом и его обещаниями. Мост я рано или поздно куплю за фантики, без его других обещаний проживу и все переживу, но отношение завода это характеризует очень и очень хорошо. Полтора года назад я уже писал пост, про безобразно проведённый конкурс среди Соболеводов и точно знаю, что кое-кого это задело. Ну пусть и про мои мытарства с мостом все тоже знают. А то обещать тот все горазды. Нефиг молчать.
Год назад прям загорелся поменять родную коробку на Оранжевом на Газовскую шестиступку. Тогда она ещё существовала только для двигателей VW, и чтобы ее установить, надо было мудрить и с колоколом, и с маховиком, или как там та хрень называется. Но поездка на Приполярный Урал не позволила мне ее купить. А по возвращению с поездки немного не до коробки было. Да и пропали они разом с продажи. Ещё через пару месяцев узнал, что готовят новый Валдай, а там тот же самый Cummins 2.8 и вообще ничего переделывать не надо. Уж ты, сказал я себе! И начал тюкать своего поставщика на тему этой новой шестиступки. Тюкал недолго, так как буквально после возвращения с Нарьян-Мара мне знающие люди четко сказали: жди минимум год, пока не устранят «детские» болячки. Вот, теперь жду.
Ну и про нового Соболя NN 4×4.
В сети активно гуляет фотография типа нового Соболя NN 4х4, куча типа блогеров из этой одной фотки даже сделали видеоролики с многотысячными просмотрами. Все обсуждают и ждут его. Да ещё и презентация начала производства ГАЗели NN, которое состоялось буквально вчера.
Новый кузов Соболя мне нравится. Его рубленные формы намного лучше для организации внутреннего пространства. Да, придётся заново изобретать обвес, ломать голову с арками, так как их подрезка будет намного более сложной задачей, чем в старом кузове, а штатные колёсики — это какое-то недоразумение.
Но пара моментов в нем ставят в тупик.
Он будет сделан на базе новой платформы NN. И это, для моих задач, полная жопа. Мне для автономных путешествий не нужны свистелки-перделки. Чем больше электроники, тем хуже. Но и это не самое печальное. Печально то, что с вероятностью 80% спереди будет не мост, а просто приводы. А это для большинства моих применений очень неудачное решение. Говорю не с позиции нравится/не нравится, а с позиции понимания как едет мостовой Соболь и Mitsubishi L200 с приводами на одинаковых колёсах и по одной и той же дороге. Это как пример.
И вот тут заводу с его подходом к клиенту может сильно аукнуться. Полноприводный Соболь без переднего моста с кучей свистелок/перделок начинает играть совершенно на другом поле: в лиге полноприводных Транзитов, Спринтеров и Крафтеров. И даже я, при постановке вопроса полноприводный Транзит или новый Соболь NN сильно задумаюсь. Так как на Транзит продаётся готовый кит-комплект переднего моста (есть и на Спринтер), а с Соболем, вот уверен, его никогда не появится.
А скорость внедрения изменений на заводе просто пугающая. Я в 2017 году на Соболиных тропах катался на Соболе с раздаткой на кнопочках. Где она? И это один из простых примеров. Заводских болячек, не исправляемых годами — десятки.
Собственно, это меня и успокаивает, уверен, что текущая линейка будет производиться ещё очень и очень долго. Для государственных служб как раз аналоговый старый Соболь нужнее, чем цифровой. Только вот, скорей всего они тупо оставят бензиновый двигатель и тогда безальтернативность текущего Соболя просто исчезнет. Да и Соболь, как уникальный автомобиль, не имеющий аналогов — тоже. Вот такая печалька.
А вот заднеприводная ГАЗель ЦМФ, наоборот, при таком подходе очень даже конкурентоспособна. Мне и текущая нравится, и крайне интересно покататься на новой NN. Единственное, что плохо, как я понимаю, новый задний мост пока не имеет опции блокировки. Только имитация, путём притормаживания.