Классификация прицепов для легковых автомобилей
Разновидности автомобильных прицепов
С первого взгляда может показаться, что прицеп – это легкое устройство. Однако это не так. Некоторые прицепы могут стоить гораздо дороже самого автомобиля. А если посмотреть на их модификации, то просто разбегутся глаза.
Те прицепы, что выпускаются на сегодняшний день для легковых автомобилей, подразделяются на несколько категорий исходя из своей функциональности и конструкции. Абсолютно все они разделяются на две основные подгруппы: прицеп специального назначения и прицеп общего назначения. К категории общего назначения относят такие прицепы, у которых имеются колесные платформы. Платформы могут быть с тентом, либо с откидным бортом.
Прицепы специального назначения.
Прицепные устройства специального назначения применяются для перевозки нестандартного груза, к примеру, такого, как: длинные строительные материалы, снегоходы, бытовки, или даже сельскохозяйственный скот. Автомобильные прицепы такой категории в основном выпускаются небольшими партиями, либо делаются под заказ, по специальным характеристикам веса и груза.
Прицепы общего назначения.
Кузов в таких прицепах изготавливается из стальных панелей, которые покрыты защитной эмалью, либо из оцинкованных панелей. Материалы для прицепов могут быть из алюминия или стали. Основание устройства изготавливается при помощи деревянных досок. Самыми надежными прицепами общего назначения считаются те, которые выполнены из оцинкованной стали, имеющей полимерное покрытие. Стоит отметить, что в некоторых прицепных устройствах общего назначения присутствует возможность присоединять дополнительные панели (наращивание борта в высоту).
У любого современного прицепа для легкового автомобиля, который эксплуатируется по бездорожью, присутствует независимая подвеска. А за счет амортизаторов (расположенных поперечно) придается дополнительная устойчивость на непростых магистралях.
Некоторые особенности в конструкции легковых прицепов.
Довольно важным фактором для любого прицепа является его большая грузоподъемность. В том случае, если грузоподъемность прицепного устройства составляется более 750-ти килограмм, то у него должна присутствовать тормозная система. Автомобильная тормозная система никак не связана с рабочими тормозами прицепа. Они работают от влияния подаваемой нагрузки, которая воздействует на узел сцепления (другими словами, происходит «инерционное срабатывание»). Чтобы система была устойчива в своем неподвижном состоянии (например, при стоянке), необходимы стояночные тормоза (ручной тормоз).
У прицепных платформ бывает различное количество осей. Они могут быть одноосевыми и двухосевыми. У двухосевых бортов присутствует поворотный механизм, за счет чего поле их становится максимально маневренным в сравнении с одноосевыми бортами, когда они передвигаются по дороге.
Автомобильные прицепы, расстояние которых между осями составляет менее 1 метра, называются прицепами с наличием спаренной оси. Ни в коем случае не стоит перегружать платформы прицепов. В противном случае может нарушиться функциональность в автомобильной рулевой системе.
Нужна ли категория на легковой прицеп, классификация прицепов, основные правила эксплуатации
Легковые прицепы используются на протяжении многих лет для транспортировки различных грузов. За время их существования появилось большое количество различных конструкций, которые предназначены для перевозки самых различных грузов. Прежде чем приобрести прицеп следует рассмотреть, нужна ли категория на легковой прицеп и какие разновидности поступают в продажу.
Классификация легковых прицепов по общим признакам
Прицепы делятся на конструкции общего назначения и специальные.
Конструкция легковых прицепов может быть предназначена для транспортировки грузов самого различного типа. Выделяют две основные группы:
Вариант исполнения общего назначения, как правило, имеет стандартную грузовую платформу. Для фиксации груза создаются откидные борта, сверху все может накрываться тентом. В последнее время распространение получили конструкции самосвального типа, предназначенные для перевозки сыпучего груза.
Прицепы специального назначения подходят для перевозки грузов, имеющих нестандартную конструкцию. Примером можно назвать различную технику, к примеру, лодки и мотоциклы. Конструкция подобного типа оснащается приспособлениями, которые позволяют фиксировать технику или упрощают процесс погрузки.
Прицепы специального предназначения делятся на несколько основных групп:
Кроме этого, условная классификация проводится по массе конструкции:
Для транспортировки тяжелой конструкции она должна обладать тормозной системой.
Классификация легковых прицепов по массе
Рассматривая официальную классификацию прицепов и полуприцепов отметим следующие моменты:
Подобная система классификации применяется в самых различных странах. Она применяется также для того, чтобы определять, в каком случае для управления автомобилем с прицепом водитель должен иметь специальную категорию.
Нужна ли категория для использования легковых прицепов?
Необходимость получения специальной категории зависит от классификации прицепа.
Рассматривая то, для управления каким прицепом требуется категория отметим, что все зависит от массы конструкции:
При выборе прицепов следует учитывать, что его масса не должна быть больше массы автомобиля, указанной в техническом паспорте.
Требуемая документация
При управлении транспортным средством с прицепом требуется иметь при себе:
Следует учитывать, что прицеп должен иметь регистрационные документы. Кроме этого, эксплуатация в плохом техническом состоянии запрещается. Примером назовем то, что прицеп должен иметь фонари, указатели поворотов, брызговики, надежное устройство сцепки.
Ответственность за отсутствие необходимой категории
Согласно установленным правилам, передвижение по дорогам без открытой категории запрещается, нарушение ведет к административной ответственности. Штраф за управление ТС без категории В и Е составляет 5 000 – 15 000 рублей. Исключением можно назвать процесс обучения с прицепом без категории Е, когда штрафные санкции не назначаются.
Не стоит забывать о том, что при нарушении рассматриваемых правил прицеп может быть поставлен на штрафстоянку до полного устранения причин задержания. Однако, на практике в большинстве случаев выписывают только штраф.
Правила эксплуатации прицепов
Легковой прицеп — часть дорожного движения, управление которым требует обязательного выполнения ряда правил.
Легковой прицеп является частью дорожного движения, во многом изменяет эксплуатационные качества автомобиля. К основным правилам эксплуатации можно отнести нижеприведенные моменты:
Управление прицепами категорий О3 и О4 осложняется по причине того, что их вес достигает несколько тонн. Движение с прицепом запрещается, когда его снаряженная масса больше массы автомобиля.
Видео о вождении с прицепом:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Прицепы для легковых автомобилей: критерии выбора
Автомобиль уже считается постоянным помощником человека при выполнении различных ситуаций связанных с перевозками. Но прогресс развивается и появляются новые устройства передвижения и средства перевозки для отдыха, работы, для всех случаев жизни.
Прицепы для легковых автомобилей решают многие транспортные вопросы, и поэтому они относятся к устройствам передвижения в составе тягач-автомобиль и должны проходить регистрацию в органах ГИБДД.
Немного об автомобильных прицепах
Прицепом считается транспортное устройство, которые не имеет собственного двигателя и может двигаться только в составе с механическим тягачом. Существует различная классификация прицепов для легковых автомобилей в зависимости от принадлежности использования:
Так же, появляются на рынке разные дополнительные виды прицепов, позволяющие перевозить малую строительную и специальную технику, стройматериалы крупногабаритного вида и прочее, в допустимых габаритах перевозки.
Применение автоприцепов постоянно расширяется во многих отраслях производства: сельского хозяйства, животноводства, промышленного, дорожного хозяйства, в торговле и других сферах. Классификация автоприцепов к легковым автомобилям распределяется по грузоподъёмности.
Существуют следующие категории с грузоподъёмностью:
Под грузоподъемностью автоприцепа в 750 кг понимается масса самого прицепа и вес груза, который должен быть не выше установленного значения. И здесь не важно какого типа автоприцеп исполнения и что может перевозить больший вес.
Кстати, автоприцепы с одноосной конструкцией обеспечивают более высокую манёвренность и устойчивость на неровных участках дороги.
Конструкция прицепов состоит из следующих элементов:
Автоприцеп может быть выполнен в одноосном или двухосном исполнении, с пружиной, рессорной или резино-жгутовой независимой подвеской или торсионного независимого типа. Прицеп к авто может оснащаться тормозной системой гидравлического типа, а так же стояночным или аварийным тормозом.
Кузовная часть автоприцепа может иметь борта или площадку из разных лёгких металлов или строительных материалов:
Система светосигнальная имеет разные системы освещения, активные световые источники и пассивные светоотражатели, позволяющие сигнализировать движущемуся сзади транспорту о манёврах.
В конструкциях автоприцепа широко используют дополнительное оборудование и приспособления выполняющие специальные функции для разных ситуаций.
К примеру к дополнительным элементам прицепа относится следующее:
Как выбрать прицеп для легкового автомобиля
Рассмотрим вопрос: как выбрать прицеп для легкового автомобиля и какой прицеп лучше?
Следует решить вопрос, какой весовой категории будет автоприцеп, так как от этого зависит получение разрешения на использование.
При подборке автовладелец выбирает конструкции надёжные, выполненные из оцинкованного металла, так как окрашенные поверхности могут быстро повредится.
Можно смело рассматривать варианты с выполненным днищем из листовой влагостойкой фанеры, взамен металлического, в цене это выгодно и надёжность не меньше.
Следует обращать внимание на наличие в металлических конструкциях ребра жёсткости, силовых стоек, проушин, косынок, запорных замков особенно на бортовых элементах.
Проверяется состояние ступиц, амортизаторов, рессор и состояние подвески.
Если прицеп выполнен на металлической стальной оцинкованной балке, то такая конструкция свидетельствует о надёжности и долговечности, проводка к осветительным приборам выполняется в кабеле многожильном с двойной изоляцией.
Выбор прицепа для легкового автомобиля не сложная задача, можно использовать следующие пути:
О правилах регистрации, оформлении и эксплуатации
Регистрация и оформление прицепа происходит по месту жительства владельца в органах ГИБДД в течение десяти суток с момента его приобретения по полученному паспорту ПТС и договору купли-продажи.
При проведении регистрации необходимо оплатить госпошлину согласно утверждённому тарифу, через портал гос услуг предоставляется скидка при регистрации. Если владелец в установленный срок не сможет оформить регистрацию автоприцепа, на него налагается штраф от 1500 до 2000 рублей согласно части 1 и статьи 19.22 КоАП РФ.
Прицепы, грузоподъёмностью до 3500 кг и оформленные на физических лиц, проходят технический осмотр один раз в два года, на них не распространяется транспортный налог, при оформлении на юридическое лицо оформляется ТО и необходимо страховое свидетельство ОСАГО.
Есть некоторые особенности, которые необходимо выполнять при эксплуатации прицепа:
Различаются автоприцепы разным уровнем клиренса, расположение колёс и осей. Правильный подбор прицепа и надёжность его сцепления обеспечивают высокий процент безопасности на дороге.
Размещение груза на прицепном устройстве должно выполняться равномерно, чтобы обеспечивать центр тяжести примерно над осью колёс.
Перевозимый груз не должен выступать за пределы габаритов прицепного устройства, сзади не более чем на 2 метра, по ширине не более 2,55 метра. По высоте груз в прицепе должен быть не выше 4 метров от поверхности проезжей части дороги.
Если груз выступает за пределы габаритов автоприцепа более чем на 1м. сзади или спереди и по бокам на 0,4метра, то необходимо выполнить обозначение опознавательным знаком «Крупногабаритный груз», а для тёмного времени суток спереди белым и сзади красным светоотражающими фонарями.
Тормозить с автоприцепом следует выполнять постепенно, независимо загружен он или нет. Дёрганье прицепа выполняя поворот на извилистой дороге могут спровоцировать опрокидывание. Колёса прицепного устройства двигаются по меньшему радиусу поворота, это следует учесть выполняя повороты крутые на дороге.
Каждый водитель должен помнить, что вождение автомобиля с прицепным устройством обязывает его выполнять правилам ПДД и соблюдать требуемую категорию вождения в водительских правах.
Выбираем прицеп для легкового автомобиля
В автомобильной тематике легковые прицепы не простая вещь. Дело даже не в вариантах моделей, ценовой политике, привычной грузоподъёмности. Редкий водитель в начале своего пути автолюбителя хотя бы раз задумывается о приобретении подобного агрегата. Тем более об управлении автопоездом. Всё своё вожу с собой – скорее всего это удел незадачливых особ.
Практичный хозяин при выборе авто прикидывает расходы на топливо, масло, обслуживание, возможный ремонт, комплектующие, драгоценное гаражное пространство. Увы, но вопрос как выбрать прицеп для легкового автомобиля возникает в силу реальной потребности. Иногда навязчивой идеи супруги, у которой лопаты, грабли, камни для дизайна лужайки, да ещё надувная лодка, оформленная на мужа. Хороший автомобиль предполагает достойное буксируемое устройство.
Как выбрать прицепа
Когда водитель спрашивает, выдержит ли правое колесо и левая рессора, если он поставит в кузов трёхсот литровую бетономешалку, поиск БТУ для легковых автомобилей затянется надолго. Подобные запросы приводят товарища к находчивому дилеру, который, увидев несерьёзный подход клиента, продаст дом на колёсах.
На сегодня разрозненная классификация прицепов для легковых автомобилей вводит в заблуждение. Автомобилисты ищут качественные агрегаты, хотя они все качественные, потому что иначе на рынок не пробиться. А вопрос «Что я буду перевозить?» остаётся на втором плане. Сезонные овощи и фрукты предполагают только три варианта:
Это не издёвка, а правда жизни. Внешняя простота конструкции, отсутствие ГСМ не уменьшают расходы по времени и деньгам, необходимости документов, обустройства парковочного места. Надо смело проходить мимо спец платформ, не тратить время в надежде, что пригодится. А пригодится знание, каким образом классифицируются виды прицепов для легковых автомобилей.
Виды прицепов
Прицепы для легковых автомобилей квалифицируются:
Универсальные
Специализированные
Предназначены для перевозки транспорта.
Платформы.
Одноосный или двухосный?
Немалая путаница закрепилась в понятиях одноосный и двухосный. На деле две оси на расстоянии до одного метра считаются спаренной осью, а вот тракторный прицеп считается двухосным. В народе имеющий две оси – двухосный, что по смыслу неверно. Но главная разница не в наличии второй оси, а в увеличенной грузоподъёмности. Каждое колесо принимает нагрузку в 450 кг.
Практически все специализированные прицепы для легковых автомобилей двухосные. Иначе нет смысла в их назначении. Разговоры о нивелировании вибрации двухосного варианта уместны, если это не замаскировавшийся универсал с прямым дышлом, которое не обязательно будет V-образным.
Сам выбор производится из имеющегося модельного ряда для конкретных перевозок, либо под заказ с индивидуальным оснащением. Устанавливают камеру заднего вида или оснащают системой безопасности. Критерии выбора для специальных автоприцепов для легковых автомобилей заключаются в поиске специфических для данного типа узлов, мест, на которых производители могли или были вынуждены сэкономить.
Не выгодно экономить на подвеске. Среди спец прицепов это чаще рессоры с подрессорниками. Обязательное оснащение тормозами уменьшает нагрузки. Если за спиной трейлер, есть необходимость сократить тормозной путь. В любом случае для специального назначения вопрос, какой прицеп выбрать встаёт не так остро. Что не сказать про универсальные.
Подвох для неразборчивых автомобилистов кроется в этой категории. Казалось бы, двухосные автомобильные прицепы для легковых автомобилей гарант надёжности и безопасности. Большой позволяет легко перевозить необходимое количество груза максимально разрешенного веса. На практике хлопот больше. Чтобы выбрать среди универсалов, руководствуются тем же вопросом – «Что перевозить?» А далее согласно эксплуатации выбирать размеры прицепа для легкового автомобиля и конструкцию:
Обязательно должны быть с домкратом для опрокидывания кузова. Транспортировка мотоблоков пройдёт очень удобно с трапами и лебёдкой. Кронштейн под запаску, как и сама запаска нужны при дальней поездке.
На что обратить внимание при выборе прицепа
Какой прицеп лучше для легкового автомобиля решать в итоге владельцу. При желании приобрести двухосный агрегат, стоит трезво посмотреть не на различия по количеству осей, а на дальнейшее использование прицепа. Так же стоит учесть:
Видеообзор о том как выбрать качественный прицеп
Выбору прицепа предшествует подготовка в виде организации места, изучения ГОСТов, сбора документов. Хорошо бы сравнить цены. Прицеп – устройство неприхотливое, однако не терпит ошибок. Накопленный опыт, грамотное общение помогут при выборе агрегата.
Разновидности прицепов для легкового автомобиля
Перед покупкой дополнительного устройства к машине необходимо учесть все нюансы. Стандартный прицеп для легкового автомобиля производится в разных модификациях, с 2 или 4 колесами, заниженной рамой, тормозной системой и приводом. Перед приобретением желательно ознакомиться с сопутствующей документацией и решить, для каких целей приобретается оборудование.
Какие бывают прицепы для легковых автомобилей
Обычный прицеп автомобильный бывает, как универсального, так и узкоспециализированного типа. Первые варианты относятся к распространенным. Их используют для транспортировки стандартных грузов или самоходной техники.
Определение автоприцепа
Виды прицепов и их основные характеристики
Прицеп для автомобиля встречается в разных модификациях. Основные разновидности представлены:
Прицеп для авто по конструкции состоит из стандартного набора частей, представленных:
Единственное условие — его масса совместно с весом перевозимого груза не должна превышать 0,75 т. Покупка прицепного оборудования проходит по потребностям.
Общие характеристики оборудования
Прицепы для машины производятся на одной и двух осях. Одноосные увозят до 0,75 т, двухосные — до 1,5 т. Согласно документации, обе разновидности обладают массой в 750 кг, что позволяет эксплуатировать их с любой легковой машиной и правами категории «В». Только за перегруз придется отвечать по закону.
Список дополнительных опций для автоприцепов представлен:
При необходимости перемещения и выгрузки сыпучих материалов оборудование дополнено функционалом опрокидывания кузова — самосвалом. Функция удобна для перевозки самоходной техники.
Оно предназначено для облегчения процесса сцепления и расцепления оборудования с машиной. Лебедки пользуются успехом у любителей отдыха на лодках и гидроциклах.
Подкатное колесо
Как грамотно выбрать легковой прицеп
После получения общего представления об особенностях легковых прицепов, нужно переходить к поиску оптимального изделия. При выборе подходящего оборудования обращают внимание на следующие нюансы.
Оцинкованные или окрашенные борта
Первый вариант неплохо защищает средство от коррозии металла, тем самым продляя время его эксплуатации. Покрытые краской борта требуют большего внимания:
Последний вариант будет стоить дороже.
С полной покраской
Боковые стойки
Позволяют увеличить надежность и показатели жесткости конструкции, располагаются в углах автоприцепа. Варианты с достаточным качеством производятся на металлической основе с толщиной больше 5 мм.
Бортовые замки
Во время использования оборудования часто приходится открывать или закрывать борта. Лучшие прицепы на авто изначально ими снабжены.
Замковый механизм характеризуется простотой эксплуатации и удобством, применяется для выполнения указанных операций.
Возможность снятия бортов
В некоторых ситуациях простого открытия или закрытия задней части недостаточно. При поиске подходящего устройства нужно обращать внимание, присутствует ли указанный функционал в конструкции.
С откидными бортами
Особенности днища
Дно обычно создается из фанеры, обладающей влагоустойчивыми качествами. Отдельные производители предпочитают формировать его из стальных листов, что при перемещении пустого оборудования или с неполной загрузкой может провоцировать сильный шум.
К вторичным недостаткам дна из стали относят коррозию и появление ржавчины при малейших повреждениях.
Перед покупкой обязательно нужно уточнить, соединяется ли днище с рамой болтами.
Электропроводка и светотехника
Электрические провода не должны иметь дополнительные спайки и соединения в промежутке от розетки до задних фонарей и габаритов. Предпочтение отдается цельной электропроводке.
При выборе будущий владелец должен обратить внимание на установленную светотехнику. У хорошего изделия присутствуют многофункциональные задние фонари. В отдельных видах они дополнительно защищены от повреждений полузакрытой металлической балкой, которая параллельно выполняет роль бампера.
Детали и узлы подвески
Они должны отвечать требованиям по качеству и надежности. Подвеска изготавливается из металлической основы толщиной больше 8 мм, а болты обязаны соответствовать высокому классу по прочности.
Провести самостоятельную проверку на соответствие запросам сложно, поэтому лучше приобретать автоприцепы от проверенных производителей.
На что обратить внимание при выборе
При поиске автоприцепов для легковых автомобилей необходимо учитывать такой нюанс как окупаемость. Слишком дорогая вариация может оставить владельца в минусе, а бюджетная — разорить на ремонтных работах.
Вторичные параметры, на которых стоит заострить внимание:
Обзор популярных моделей прицепов
Как работает датчик дождя на автомобиле: как проверить и отрегулировать
ТОП автомобильных легковых прицепов включает следующие подвиды.
МЗСА 817701.001 — 05
Относится к универсальным видам, использующимся для перемещения разнообразных грузов. Многофункциональность позволяет его использовать для дорожно-коммунального хозяйства, ремонтных бригад, предпринимательской деятельности, частного применения. Автоприцеп едет по колее машины, удлиненное дышло исключает сложности при управлении задним ходом.
Откидные борта позволяют перевозить на устройстве кирпичи, сыпучие строительные смеси, стройматериалы с большой длиной. В таблице указаны основные характеристики:
Наименование | Особенности |
Вес | 0,75 т |
Максимальная грузоподъемность | 530 кг |
Габариты | 3775*1720*873 мм |
Размеры кузова | 2453*1231*290 мм |
Число осей | 1 |
Клиренс | 17,2 см |
Особенности автоприцепа представлены:
Цена за автоприцеп начинается от 42,4 тыс. руб. (Здесь и далее все цены указаны на август 2021 года).
МЗСА 817701.001 — 05
МЗСА 817701.004 — 05
Одноосное изделие обладает наращенными бортами с высотой в 47 см. У него присутствует V-образное дышло, позволяющее оборудованию легко справляться с серьезными нагрузками.
Наименование | Нюансы |
Весовой стандарт | 0,75 т |
Максимально разрешенная масса | 525 кг |
Габариты | 3775*1720*1053 мм |
Объем кузова | 2453*1231*470 мм |
Число осей | 1 |
Клиренс | 17,2 см |
Погрузочная высота | 58,2 см |
Стоимость оборудования начинается от 45,8 тыс. руб.
Универсал 8213-05 от Курганских прицепов
Относится к одноосным разновидностям, имеет множество положительных рекомендаций.
Приспособлен к передвижению по российским дорогам (здесь импортным автоприцепам крыть нечем), плавный ход обеспечивается рессорной подвеской с подрессорниками. Равномерное мягкое перемещение постоянное и не зависит от качества дорожного покрытия.
Наименование | Характеристики |
Весовые стандарты | 0,75 т |
Максимальная грузоподъемность | 550 кг |
Габариты | 3555*1710*980 мм |
Объемы кузова | 2380*1220*380 мм |
Число осей | 1 |
Цена начинается от 47,8 тыс. руб.
Универсал 8213-05
Удлиненный Батыр-2
Улучшенная версия первого выпуска, относится к многофункциональному недорогому оборудованию. Характеризуется удлиненной грузовой платформой, может применяться для транспортировки разнообразных товаров, включая пиломатериалы длиной до 3,9 м и иные строительные материалы.
Наименование | Нюансы |
Вес | 0,75 т |
Максимальная грузоподъемность | 595 кг |
Габариты | 3522*1771*965 мм |
Кузовные размеры | 2350*1205 мм |
Число осей | 1 |
Клиренс | 20 см |
Стоимость за единицу начинается от 37 тыс. руб.
Удлиненный Батыр-2
Трейлер 82942 Т
У автоприцепа одна ось и отсутствует собственная тормозная система. Изделие оснащено рессорной подвеской, увеличенным бортом — с высотой в 51 см. В стандартной комплектации присутствует опорная ножка, которую можно регулировать по высоте.
Наименование | Характеристики |
Вес | 0,75 т |
Максимальная грузоподъемность | 500 кг |
Габариты | 3560*1660*1120 мм |
Кузовные параметры | 2370*1140*725 мм |
Число осей | 1 |
Клиренс | 23,5 см |
У устройства в важных узлах находятся гайки с автоматическим стопором, его подшипники не требуют дополнительной смазки или регулировки. Борта спереди и сзади можно открыть или закрыть руками.
Средняя стоимость начинается от 50 тыс. руб.
Трейлер 82942 Т
Производители предлагают огромное количество разнообразных автоприцепов с разными функциями, дополнительным оборудованием. Отечественные модели характеризуются качеством, надежностью и удобством, они не боятся местных дорог, служат многие годы. При желании можно найти оптимальный вариант — если ориентироваться на собственные нужды и качественные характеристики оборудования.
Перед будущим владельцем много предложений: начиная от нового Скифа с пассажирской палаткой, заканчивая старым и подержанным полуприцепом Тонар.