Классификация пож авто по массе
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения: группы и классификация
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Группы
Классификация пожарных автомобилей
Группы пожарных автомобилей
Классификация
Общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения – это пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
По массе и проходимости
Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей
Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
Расшифровка обозначения
Структура обозначения пожарного автомобиля
Расшифровка обозначения пожарного автомобиля
Например: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ
Примеры
АЦ-2,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-3,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-5,0-40 (КамАЗ)
АЦ-15-100 (Урал)
Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.
АНР-100-3000 (КамАЗ)
Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей.
АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.
АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
Дополнительный материал
Источники:
Пожарные и аварийно-спасательные автомобили
Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению
Учебные вопросы:
Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению.
Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.
Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.
Правила содержания и обслуживания пожарной техники.
Различают основные транспортные средства:
Основное отличие заключается в следующем:
машины целевого назначения используют для тушения пожаров на промышленных и специальных объектах и предприятиях (нефтебазы, аэродромы, склады).
Основные транспортные средства пожаротушения общего назначения :
Автоцистерна пожарная АЦ-5-40
АНР-40-1500 (433104) 35ВР
пожарные насосные станции
ПНС-110 на шасси КАМАЗ 43114
– все автомобили первой помощи, используемые для ликвидации и локализации пожара на начальной стадии и проведения аварийно-спасательных работ.
АПП-2 на шасси ГАЗ-32591(4х4)
Эти машины используются для доставки расчета, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения к месту возгорания, ведения основных действий по пожаротушению, спасанию людей и материальных ценностей.
АПП-0,2-30/170 (Rescue vehicle APP-0,2-30/70)
Основные транспортные средства пожаротушения целевого назначения :
– аэродромные пожарные машины
Автомобиль пожарный аеродромный АА-12/60 (63501)
– Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения
АПТ 6,0 – 40 (Урал – 5557)
Специальные автомобили
Они используются для выполнения отдельных операций в процессе пожаротушения. Это:
– автолестницы и автоподъемники для поднятия личного состава и спасения людей
Для осуществления руководства всем пожаротушением используют штабные автомобили:
Вспомогательные автомобили:
Используются для обеспечения работоспособности техники. Это заправщики, обеспечивающие заправку топливом, подвоза грузов, необходимого обслуживания и ремонта пожарной техники.
Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы:
легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс)
АЛ-17(5301) – полная масса 6800 кг
АЦ 1,3-4/400(5301) – полная масса 6950 кг
средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
АЦ 2,6-30(33086) – полная масса 8150 кг
АЦ-40(131)модель 137(-137А) – полная масса 11050 кг
тяжелые с полной массой свыше 14000 кг
Пожарные аэродромные автомобили S- класса
АА 8,0-90/6(65224) – полная масса 30000 кг
АА-13/60 (6560) – полная масса 35000 кг
Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости:
2. Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.
АЦ-40 (131) на шасси ЗИЛ-131
-для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса огнетушащих веществ;
-подачи воды, воздушно-механической пены или раствора смачивателя (как с установкой на водоисточник так и без установки на водоисточник) к месту пожара;
Общее устройство автоцистерн
Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:
цистерна для размещения на коротком шасси Урал 55571.
Трёхкубовая автоцистерна на полноприводном шасси Урал (4×4)
Бак для пенообразователя
Бак для пенообразователя в основном располагается в заднем отсеке
Пенобак снабжён люком, позволяющим вести обслуживание
Доступ к нему осуществляется через заливную горловину
НЦПК-40/100-4/400 В1Т Насос Центробежный Пожарный Комбинированный
Применяется для комплектации пожарных автоцистерн всех видов (легкого, среднего и тяжелого класса), пожарных автомобилей первой помощи, пожарно-спасательных автомобилей и других мобильных и стационарных установок используемых при тушении пожаров.
ПН-40УВ – Устанавливаются в закрытых отсеках пожарных автомобилей, в которых во время работы обеспечивается положительная температура.
Водопенные коммуникации пожарных автомобилей особенно на старых машинах, как правило, изнашиваются в один момент, поэтому чаще всего требует полного ремонта с заменой. Водопенное оборудование – это сложная система, делать её нужно в совокупности, но возможна и подетальная замена отдельных частей.
Приводы управления механизмами
механизм выдвижения трехколенной лестницы
Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь:
-внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы;
цистерны должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом;
Автоцистерна пожарная АЦП-6/6-40(Урал-5557-10):
3 – цистерна; 4 – отсек размещения ПТВ;
5 – насосный отсек; 6 – насосная установка
Наряду с АЦ, насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.
для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса пенообразователя и пожарных рукавов
Общее устройство АНР (особенности устройства АНР в отличие от АЦ):
Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.
Автомобиль пожарный АНР-40(130)127
Пожарные насосные станции
подачи воды или раствора пенообразователя к лафетным стволам или к месту пожара для создания резервного запаса воды
Общее устройство
8 Пожарное оборудование:
ПНС (130) ПМ-2Д12Б | |
ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ | |
МАРКА ШАССИ | ЗИЛ-130 (6х6) |
ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ | 3 |
МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ВЫСОТА., М | 30 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВЫЛЕТ, М | 16 |
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ НЕ ПРИСЛОНЁННОЙ ЛЕСТНИЦЫ, КГ | 160 |
ПОЛНАЯ МАССА, КГ | 1000080 |
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ | 10100х2500х3200 |
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ | 11 |
Автомобили первой помощи
проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств
Устройство Автомобилей первой помощи:
АПП-0,5-2,0 | |
ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ | |
МАРКА ШАССИ | ГАЗ-33023 (4×2) |
ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ | 5 |
ВМЕСТИМОСТЬ ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ, м3 | 0,5 |
МАРКА МОТОПОМПЫ | НЕТ ДАННЫХ |
НАПОР, М | 400 |
ПОЛНАЯ МАССА, КГМАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ | 3500100 |
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ | 5550x2000x2700 |
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ | НЕТ ДАННЫХ |
Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.
Проведение аварийно-спасательных работ
Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Виды шасси пожарных автомобилей:
Устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте.
Устройство пожарной машины
Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.
Установка и крепления пожарно-технического вооружения на АЦ 3,0 – 40 (4334)
Сигнально-информативная окраска пожарных автомобилей, тракторов и прицепов должна соответствовать требованиям со следующим дополнением: выступающие и перемещающиеся части, представляющие опасность при обслуживании, должны быть окрашены полосами чередующихся красного и белого цветов с соотношением ширины 1:1 и в соответствии с нормативно-технической документацией на цветографические схемы.
Наружная окраска защитных кожухов агрегатов должна соответствовать цвету интерьера мест их установки. Внутренняя окраска кожухов должна иметь сигнальный цвет.
Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.
Специальный звуковой сигнал имеет изменяющиеся основную частоту звучания. Продолжительность цикла ее изменения составляет от 0, 5 до 6 секунд.
Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.
Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей.
Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.
Выхлоп отработанных газов
Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 – для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 – для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.
Стандарт, распространяющийся на машины конкретного вида может представлять собой испытательный код по вибрации и, кроме того, включать в себя следующие разделы(пункты):
Не рекомендуется устанавливать в стандартах на машины конкретных видов какие либо предельные или допустимые значения для вибрационных характеристик.
Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 °С.
Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина – не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы. Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.
Пожарная автоцистерна оборудована лестницами и подножками
Пожарная машина на гусеничной шасси
Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности. После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение. Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям.
Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании.
Пульт управления в заднем отсеке АЦ 7,0 на базе КАМАЗ-65224
Панель управления пожарной машиной
1,2 – цилиндр управления лафетным стволом; 3 – цилиндр управления сцеплением; 4 – клапан Ду-32; 5 – клапан Ду-90; 6 – клапан Ду-125; 7 – клапан Ду-150; 8 – клапан Ду-50; 9 – распределитель с электроуправлением; 10 – клапан ограничитель;
11 – воздушный баллон; 12 – компрессор; 13 – фильтр; 14 – регулятор давления; 15 – манометр; 16, 17 – пневмораспределители с электроуправлением; 18 – дроссель с обратным клапаном; 19 – ниевмоглушитель
Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.
Правила содержания и обслуживания пожарной техники.
Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения:
Пожарная переносная мотопомпа
Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:
Правила обслуживания пожарной техники:
Ремонт для автомобилей
Ремонт для агрегатов
Мобильные пожарные установки МПУ-2000, МПУ-2000-М2
Ремонт пожарных автомобилей в пожарно-техническом центре