Классификация перекосов кузовов автомобилей
Виды перекосов кузова легковых автомобилей
Таблица П 4.1. Характеристики перекосов кузовов легковых автомобилей
N | Вид перекоса кузова | Нарушение проемов |
1 | Несложный | Капота |
2 | Несложный | Крышки багажника (дверь задка) |
3 | Несложный | Боковой двери |
4 | Несложный | Ветрового стекла |
5 | Средний | Капота и крышки багажника (двери задка) |
6 | Средний | Крышки багажника (двери задка) и задних лонжеронов |
7 | Сложный | Задних лонжеронов, проема крышки багажника (двери задка) и каркаса кузова |
8 | Сложный | Капота и передних лонжеронов |
9 | Особой сложности | Передних и задних лонжеронов, проемов капота, крышки багажника (двери задка) |
10 | Особой сложности | Передних лонжеронов, проема капота и каркаса кузова |
Основной документ Исследование АМТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)
Устраняем перекос кузова авто
Кузовная часть автотранспорта конструируется с учетом жестких требований относительно безопасности, веса, геометрических показателей. Перекос кузова автомобиля — это деформация конструкции с нарушением геометрии, изменение положения контрольных точек, указанных в технической карте производителя.
Какими бывают перекосы?
Деформация кузова возникает в результате удара или неправильно выполненных работ по восстановлению конструкции.
Перекос кузовной части автомобиля бывает пяти видов:
Как определяется отклонение?
Современные автомастерские все чаще оборудуются электронным измерительным оборудованием. Перекос кузова определяется с помощью специальной компьютерной программы, которая выводит на экран контрольные точки (их более 20) и информацию об имеющихся отклонениях от нормы. Если обнаруживается нарушение хотя бы в одной точке, перекос придется устранять.
При отсутствии компьютерного оборудования диагностика проводится визуально при помощи нивелира, рулетки, специального рамочного устройства. Практикуется способ диагональных замеров. Он подразумевает проверку симметричности диагоналей, проложенных от одной контрольной точки к другой.
После проверки симметричности результаты всех измерений следует сравнить с указанными в документах на авто заводом-изготовителем. Иногда перекос имеется даже при полной симметричности контрольных точек.
Технология выравнивания отклонений
Для работ потребуется стапель — специально разработанный стенд для устранения деформаций.
Кроме того, понадобится дополнительное оборудование — гидравлический домкрат-растяжитель, аппарат углекислотной сварки, рихтовочный инструмент, инструмент для разборки и сборки конструкции, оборудование для финишной покраски, деревянные балки.
Устранение перекоса кузова начинается с подготовки. Автомобиль моется, очищается от загрязнений. Элементы конструкции, которые будут мешать дальнейшим ремонтным работам, демонтируются. Также демонтируются детали, подлежащие замене.
При сильных повреждениях необходимо снять некоторые элементы механизмов (например, втулки, амортизаторы), так как остаточное напряжение после завершения работ передается на них и выводит их из строя. Кузов безрамного типа обязательно выправляется на специальном оборудовании, имеющем жесткую базу.
Алгоритм работ таков:
Особенности процедуры устранения перекоса
Для устранения несложного перекоса используются упрощенные стенды. Контроль кузовных изменений в процессе выравнивания производится с помощью специальных измерительных приборов.
Ремонт кузова автомобиля при сложных перекосах осуществляется на улучшенных стендах, оснащенных измерительными устройствами. Новейшие модели могут иметь компьютерное оснащение. Усилие, прилагаемое для выправления дефектов, на таких стендах значительно выше.
При особо сложных деформациях для выравнивания используется от 2-х и более силовых устройств. Если вытянуть кузов до первоначальных параметров сразу не удается, конструкцию приходится оставлять под действием усилия на некоторое время (обычно на сутки).
Классификация перекосов кузовов автомобилей
Классификация перекосов кузовов легковых автомобилей ВАЗ
Семейство автомобилей
Наименование перекошенного проема или фрагмента кузова
(Проемы кузова: 1-боковой двери; 2-ветрового окна; 3-заднего окна; 4-капота; 5-крышки багажника; 6-двери задка. Фрагменты кузова: 7-передние лонжероны; 8-задние лонжероны; 9-каркас салона; задний пол-10.)
ВАЗ-2104, 05, 06, 07 ( 1 )
ВАЗ-2108, 09, 099, 15 ( 2 )
ВАЗ-2121; 21213; 21214; 21214-20 ( 1 )
Примечание: информация представлена по следующим изданиям ОАО НВП «ИТЦ АВТОВАЗ»:
В зависимости от степени повреждения, деформации и коррозионного разрушения устанавливаются следующие виды ремонтов лицевых поверхностей кузовных деталей:
· ремонт 0 – устранение мелких вмятин на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски;
· ремонт 1 – устранение повреждений в легкодоступных местах до 20% поверхности детали;
· ремонт 2 – устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50%;
· ремонт 4 – устранение повреждений с ремонтом 3 на площади свыше 30% поверхности детали.
Замена – замена поврежденной детали кузова деталью из запчастей.
Частичная замена – замена поврежденной детали кузова ремонтной вставкой.
Крупноблочный ремонт – замена поврежденной части кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, правкой, рихтовкой и сваркой соединяемых узлов.
Ремонт кузова зачастую связан с необходимостью выполнения арматурных работ («Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта» т 6. Тольятти 1993г) по разборке, сборке и снятию, установкеследующих узлов, деталей.
По разборке, сборке:
· дверей передних, задний и задка;
По снятию и установке:
· капота и его механизмов;
· крышки багажника и ее механизмов;
· стекол ветрового, заднего и боковых;
· бамперов переднего и заднего;
· антенны, динамиков, радиоприемника, магнитолы, проигрывателя;
4.1.7. Составление Акта осмотра
В результате осмотра специалистом определяются и заносятся в акт осмотра все необходимые для оценки сведения об объекте оценки, его повреждениях, дефектах, в том числе:
— для АМТС, которые находятся на гарантийном обслуживании, или которые ремонтируются и обслуживаются у официального дилера или на фирменной СТОА, необходимо сделать специальную подтверждающую запись;
— комплектация автомототранспортного средства, наличие дополнительного оборудования;
— производилась ли замена узлов, агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий;
— наличие на автомототранспортном средстве эксплуатационных повреждений, дефектов;
— наличие, вид, характер, степень сложности, размер и места расположения имеющихся аварийных повреждений, дефектов;
— подвергалось ли транспортное средство кузовному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество;
— возможность и способы устранения обнаруженных повреждений, дефектов.
В раздел «ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО» заносятся сведения об обнаруженных повреждениях, дефектах. Необходимо отобразить наличие, вид, характер, степень, размер, место расположения повреждений (деформаций, царапин, задиров и т.п.). Так как описание повреждений, дефектов не всегда дает полного представления о них, то сведения о повреждениях, дефектах желательно сопровождать соответствующими фотографиями, видеосъемкой, зарисовками, эскизами, схемами и т.п.
Деформация – это такое повреждение поверхности, когда нарушается ее форма. Деформация характеризуется глубиной, шириной, длинной, а также направлением и расположением.
Царапина – это след на поверхности, который не нарушает формы поверхности.
Задиры – повреждение, приведшее к нарушению материала поверхности.
Повреждения, дефекты можно классифицировать по следующим видам:
В этот раздел нежелательно включать выводы и предложения о возможности, методах, способах восстановления (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.) АМТС.
При первичном осмотре АМТС не всегда имеется возможность выявить все повреждения, дефекты. В таких случаях все предположения по скрытым повреждениям, дефектам должны быть зафиксированы в Акте осмотра и документе, выдаваемом заинтересованной организации (лицу), но они не должны отражаться в стоимости ремонта до их окончательного установления при повтором осмотре АМТС. В расчет стоимости ремонта могут быть включены необходимые контрольно- диагностические операции.
При оформлении Акта осмотра и других документов, необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной и технической документации: в руководстве по технологии ремонта, руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, в каталогах запасных частей и другой технической литературе.
Для выводов по техническому состоянию АМТС и рекомендаций по его ремонту, в том числе, его целесообразности в Акте осмотра предназначен раздел «ВЫВОДЫ». Этот раздел заполняется специалистом без обсуждения и соглосования с другими участниками осмотра, после анализа экономической целесообразности проведения предполагаемых ремонтных работ.
По согласованию с заказчиком Акт осмотра может не составляться. В этом случае все необходимые данные вносятся в отчет.
4.1.8. Образец Акта осмотра.
№_____________ Начало осмотра
« » ……….. 200 г. А К Т осмотра транспортного средства « » час. « » мин.
произведен осмотр транспортного средства
год и месяц выпуска: регистрационный номерной знак:
модель\№ двигателя: рабочий объём: мощность:
идентификационный номер (VIN):______________ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
номер кузова: пробег (показания одометра): (км, мили);
свидетельство о регистрации АМТС
тип кузова: кол-во дверей:
седан купе фургон
хэтчбэк универсал пикап
складная крыша спойлер передний климат контроль АБС (антиблок. сист.)
металл. съемн. крыша спойлер задний доп.автоном.отопитель ПБС (противобукс. сист.)
люк стеклянный накл. арок/порогов центральный замок литые колеса
механич. сдвигаем. люк защ. пер. хр/черн/кр противоугон. сигн. а/магнитола
электр. сдвигаем. люк парк-контроль тахометр авт. КП
багажн. (релинг) крыши наружный термометр эл. ст-подъемн. пер/зад КП типтроник
тягово-сцепное устройство накладки хром. регулировка фар мех. КП
тонированные стекла накладки окрашен круиз-контроль подкрылки
зерк. з/вида эл./обогр натуральная кожа компьютер антикор
фары ксенон спортивные сидения аэрбаг водит. газ. оборудование
фары противотум./доп. обогрев сидений аэрбаг пассаж. шины
омыват./очистит. фар раздельн. зад. сиденья аэрбаг боковой аэрбаг-занавеска
стеклоочистит. задний кондиционер усилит. рул. управлен.
бампер/зерк. под цвет куз. двойной кондиционер регул. подвеска
ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО: ВЫВОДЫ:
Акт составлен по наружному осмотру.
При осмотре присутствовали:
Заказчик (Доверенное лицо)_____________ /_______________ /
(подпись) (расшифровка подписи)
Другие заинтересованные лица______ _________ /___________/
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
(расшифровка подписи)
4.2.Определение износа АМТС и их комплектующих (РД 37.009.015-98)
Применительно к оценке объекта износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие:
— его эксплуатации или длительного хранения (физический износ);
— развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональное устаривание или моральный износ);
— коренного изменения макроэкономической ситуации (экономическое или внешнее устаривание).
В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке и вне зависимости от сферы применения (коммерческая или нет), применяются два метода расчета величины износа.
При расчете величины износа для объектов, достаточно широко, по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости.
В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленных на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе, или для отечественных и европейских в Дальновосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов.
Величина износа определяется по формуле:
где: – величина износа, оцениваемого объекта, проценты;
– стоимость нового объекта на момент оценки, руб.;
– стоимость оцениваемого объекта на момент оценки, руб.
Очевидно, что величина износа не может превышать 100%:
а для работоспособного объекта величина износа меньше 100%:
Износ АМТС и их комплектующих можно представить в виде суммы трех видов износа:
– функциональный (моральный) износ, проценты;
Кроме того, износ подразделяется на:
Физическим износом объекта называется изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.
Естественным (нормальным) физическим износом, называют износ, который возникает при правильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта.
В случае, если не определен конкретный вид физического износа, то «по умолчанию» подразумевается естественный физический износ.
Аварийным физическим износом называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации, в результате чего износ достигает таких размеров, что дальнейшая эксплуатацию АМТС становится невозможной.
Способом устранения физического износа является ремонт.
Функциональным устариванием (моральным износом) называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаривания является модернизация объекта.
4.2.1. Определение износа для объектов, широко представленных на региональном рынке.
Мерой износа объекта оценки, согласно п.4.2., может служить величина потери его стоимости, которая определяется по формуле (4.2.1):
Учитывая, что при осмотре без применения специализированного оборудования, в большинстве случаев невозможно определить величину индивидуального износа заменяемых в процессе ремонта комплектующих АМТС (деталей, узлов, агрегатов), включая стекла, рассеиватели фар, фонари, пластмассовые бамперы, ремни безопасности, электропроводку и т.д., износ комплектующих (снижение их стоимости) в процессе эксплуатации принимается равным износу транспортного средства.
Потерю стоимости АМТС массового производства на момент оценки и, как следствие, его износ можно определить из различных справочников (например ежемесячник «Прайс-Н») или использовав адекватную математическую (регрессионную) модель, построенную для данного рынка на момент оценки.
4.2.2. Определение износа для объектов не имеющих достаточного числа аналогов на региональном рынке.
Износ объекта оценки в общем виде определяется по формуле (4.2.4):
– функциональный (моральный) износ, проценты;
Величина естественного физического износа для АМТС, используемых в некоммерческих целях, () а также их комплектующих определяется по формуле:
где: — естественный физический износ, проценты;
— базовое значение износа объекта, определяемое его сроком службы, проценты;
— корректирующее по пробегу значение износа, определяемое величиной отклонения фактического пробега АМТС от среднегодового, проценты;
где: А1 — коэффициент корректирования износа, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации;
А 2 — коэффициент корректирования износа, учитывающий состояние окружающей среды в данном регионе;
А 3 — коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировался объект.
Пф — фактический пробег АМТС с начала эксплуатации, тыс.км.;
Дф — фактический срок службы, лет;
Пс – среднегодовой пробег, тыс.км.
где: И2 — величина износа АМТС за год эксплуатации (значения износа для различного типа АМТС приведены ниже в таблицах), проценты.
Подставив в формулу (4.2.5) значения Иб, Ик, К из формул (4.2.6.), (4.2.7.) и (4.2.8.), получим:
Значения фактического пробега (Пф) определяется по показаниям одометра и учетным документам. В сомнительных случаях определяется расчетным путем по среднегодовому пробегу АМТС.
В этом случае формула (4.2.9) упростится и примет вид:
Для определения срока службы АМТС используются данные паспорта АМТС, свидетельства о регистрации, договора купли-продажи, контракта на поставку или аналогичные документы.
Примечание 1 : к дорогостоящим относятся комплектующие изделия, цена каждого из которых превышает 3% от стоимости АМТС.
Среднегодовая величина износа (И2) для легковых автомобилей, используемых в некоммерческих целях.
Обозначение класса
Среднегодовая величина износа автомобиля (И2), %
«Ока», «Дэу Тико», «Форд Ка», «Пежо 106»
«Таврия», «Опель Корса», «Пежо 206», «Рьено Клио»
«Лада Самара», «Калина», «ИЖ» «Фольксваген Гольф», «Рено Меган», «Пежо 307», «Форд Фокус»
«Москвич», «Мерседес С», «Фольксваген Пассат», «Вольво 540», «Пежо 406», «Опель Вектра»
«Волга», «Мерседес Е», «Пежо 607», «Опель Омега», «БМВ 5-й серии», «Нисан Максима»
«ЗИЛ-41041», «БМВ 7-й серии», «Мерседес 500», «Лексус LS 400», «Ауди А8»
“ G ”, первый спортивный, недорогие спорткупе
«Мазда МХ-5», «Фиат Баркетта», «Ниссан 350 Z »
“ H ”, второй спортивный, дорогие спорткупе
«Порше 911», «Феррари 360», «Додж Вайпер»
«УАЗ», «Рейндж Ровер», «Мицубиси Паджеро», «Мерседес G », «Линкольн Навигатор»
«Лада Надежда», «Крайслер Вояжер», «Ниссан Сирена», «Опель Мерива», « Форд Галакси»
Среднегодовая величина износа (И2) для микроавтобусов, используемых в некоммерческих целях.
Полная масса (м) микроавтобуса, т
Среднегодовая величина износа микроавтобуса (И2), %
Среднегодовая величина износа (И2) для мототехники, используемых в некоммерческих целях.
Объём двигателя ( v ) мототехники, см 3
Среднегодовая величина износа мототехники (И2), %
4.2.2.2. Расчет величины естественного физического износа для коммерческих объектов. (Под «коммерческими» здесь и далее понимаются АМТС, принадлежащие хозяйствующим субъектам)
При определении износа мототехники и автомобильной техники, используемой в коммерческих целях, а также прицепного подвижного состава, используемого в любых целях, применяются нормы амортизационных отчислений, утвержденные соответствующим директивным органом.
где: – годовая норма амортизационных отчислений, проценты;
– покилометровая норма амортизационных отчислений, проценты.
В случае отсутствия норм амортизационных отчислений на специализированные или специальные АМТС, рекомендуется определять износ раздельно для базового АМТС (шасси) и навесного оборудования.
4.2.3. Определение физического износа комплектующих при повторных (рецидивных) повреждениях.
Величина износа комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям определяется по формуле:
Итоговая величина износа работоспособных комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям, должна быть менее 100 процентов:
4.3.Значения коэффициентов корректирования износа, учитывающих природно-климатические условия эксплуатации (А1), экологическое состояние окружающей среды (А2), тип региона (А3).
Коэффициент корректирования износа автомототранспортных средств в зависимости от природно-климатических условий (А1)
- Классификация парковок для автомобилей
- Классификация подвесок автомобилей по различным признакам